ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. №4
1561
УДК 1:316
НРАВСТВЕННАЯ ВОЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОТИВОРЕЧИЯ В ДВИЖЕНИИ КУЛЬТУРЫ
© Г. З. Бадретдинова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди 32.
Тел.: +7 (917) 739 1 7 33.
Email: pedagog_zifa@mail. ru
В статье анализируется нравственная воля современной молодёжи, исследуются противоречия в движении её культуры. Одно из этих противоречий связано с тем, что, с одной стороны, молодёжная культура постоянно устремлена в будущее, и это, безусловно, связано с нарастанием в её культуре «должного» начала, а с другой стороны, эта культура стремится преодолеть «окоченевшие» культурные и духовные образцы, архаические идеалы красоты. В работе показано, что сам классический идеал красоты ориентирован на односторонний ценностный «масштаб». В результате нравственная воля молодого поколения оказывается связанной с художественной волей, а, следовательно, с психологизированным искусством. Но нравственная воля, как некое должное, должна быть оценена; в противном случае начинается распад «культуры» и эпоха «антидемократии». Автор, основываясь на исследованиях современной духовной жизни молодых людей, приходит выводу о том, что победу одерживает «буржуазно-прагматический дух», в результате чего конкретная личность оказывается подчинённой абстрактным целям государства. Значительная часть молодёжи оказалась отстранённой от политической и духовной жизни. Поэтому автор полагает, что исследование «нравственной воли» позволяет создать теоретические предпосылки для преодоления самой фрагментарности бытия. В данном отношении нравственная воля задаёт импульс самой молодёжной культуре.
Ключевые слова: нравственная воля, современная молодежь, противоречия в движении культуры, структура духовной жизни, нравственная воля как «должное», задающая импульс культуре, сложный и изменяющийся мир, формы существования человека, социокультурный опыт, художественная воля, компоненты внутренней структуры жизни, системный подход.
Если исходить из определения культуры как системы исторически развивающихся форм человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих в качестве предпосылки воспроизводства социальной и культурной жизни, то сама культура оказывается представленной многообразием самых различных форм: знаний, норм, идеалов, образцов деятельности, идей, верований, социальных целей и ценностных ориентаций.
В своей совокупности эти формы существования человека в сложном и изменяющемся мире образуют исторически «накапливаемый» социокультурный опыт. При этом сама культура транслирует, хранит, воспроизводит программы деятельности и общения людей. В жизни общества эти «программы» направлены, в частности, на поддержание «реальной ткани» социальной жизни, существенным структурным «элементом» которой выступает «нравственная воля» как некое «должное» начало, обеспечивающее сам процесс движения культуры, саму «субстанцию» ценностных ориентаций человека.
Нравственная воля, в которой безусловным образом присутствует и художественная компонента, связана с движением «вперёд». Эта воля связана «не с самим продвижением» молодых людей к «светлому» будущему, но с попятными и сложными движениями на их «чересчур прямом пути» [1, с. 6].
Многие произведения, подлинные создания человеческого «гения» считаются более искусными, чем
сочинения «окоченевшие» под тяжестью «нравственной воли». Сам классический идеал красоты ориентирован на односторонний ценностный «масштаб».
Человек есть исключительно классическая «греческая» фигура. Сегодня этот «мнимый» прогресс уже более не столь очевиден. В современных условиях во многом выявлены пластические достоинства «монументальности статуй Египта» [1, с. 6].
В данном отношении моральная воля, связанная с пренебрежительным отношением ко всякому «неклассическому искусству» оказывается связанной
с понятием «художественная воля», в которой высвечивается воля моральная или нравственная.
Художественная воля выступает в смысле художественных намерений и проблем формы «во всех великих культурах» [2].
Данная проблема не нова, а возникла в XVIII веке во времена открытия высоких форм искусства, которыми сегодня восхищается молодое поколение.
В результате молодёжь обеспокоена не художественной волей, а чем-то более психологизированным, т.е. искусством, которое, утратив сознание «реакционного заказа», утверждает значение самой классической «схемы».
И, действительно, в наше время, когда многие молодые люди не могут найти подлинного смысла жизни в повседневности, не способной удовлетворить человеческие стремления к осмысленной жизни, полной радости и высших наслаждений, «новые
1562
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
религии» умело подсовывают свои «высшие наслаждения», вслед за которыми приходят и «простые человеческие радости» [3, с. 400-401].
Таким образом, формируется чувственная бесчувственность нового человека, сердечное омертвение, которое происходит на фоне разгула его страстей. «Новый человек» не любит - он «занимается любовью». Он не творит - он самовыражается. Он не смиряется - он пытается приспособиться. Он не блаженствует - он получает удовольствие. Он не раскрывает в себе образа Божьего - он делает себе имидж. Он даже не играет - он «ведёт игру». [3, с. 400-401].
Молодое поколение, которое пытается отказаться от «художественной воли», а, в принципе, воли моральной, выскакивает на горизонт самой «художественной воли», которая не может существовать в отношениях традиционной культуры.
Современная молодёжь была и остается взаимосвязанной с человеческим прогрессом. Нравственная воля, как некое «должное», до сих пор недооценивает существующие искусства (в том числе искусства «варваров») и, в конце концов, приходит к веку распада и антидемократии, к подрыву «прогресса» культуры вообще.
В настоящее время духовная жизнь России и сама «нравственная воля» испытывают значительное давление со стороны «буржуазно-прагматического духа» и ценностей индивидуализма. Своеобразное кредо индивидуализма выдвинул ещё М. Штирнер, провозгласивший лозунг «Долой всё, что не оставляет вполне Моего! Вы полагаете, что моим делом должно быть, по крайней мере «добро»? Что там говорить о добром, о злом? Я сам - своё дело, а я не добрый и не злой. И то, и другое не имеет для меня смысла... Для меня нет ничего выше меня» [4, с. 203]. Эти слова можно было бы отнести к абсолютному выражению буржуазно-эгоистического духа нашей современной молодёжи, если бы мы не понимали, что интересы развития отдельной личности выше интересов развития любого отдельно взятого государства. Можно отметить также, что И. Г. Фихте видел в государстве институт, который ограничивает свободу личности. И одновременно противореча самому же, доказывал, что такое ограничение - зло, но зло, необходимое для воспитания молодого поколения в духе любви к свободе. Государство не идеальное, но всё же действенное «орудие» образования такого нравственного воспитания. Так, И. Фихте, как и М. Штирнер, затруднялся уточнить, какое же реальное государство является таким воспитателем, но не смущался данным противоречиям, указывая на идеальное государство, степень приближения к которому у реальных государств весьма и весьма различна. «Вместе с тем, - пишет В. А. Малинин, - в защиту И. Фихте следует сказать, что он ставил конкретную личность выше абстрактных целей государства. Эта мысль навсегда обеспечила ему симпатии всех «критически мыслящих» личностей» [5, с. 55].
Сейчас налицо масштабный кризис образования. Он связан с тотальным кризисом общественной системы, затрудняющим определение целевых, содержательных и ценностных контекстов образо-
вания. При всех недостатках старой общественной системы наше образование оставалось островком гуманности, социальной справедливости и реального равенства людей. Она никогда не позволяла себе воспитывать молодёжь в духе личного эгоизма, беспринципного делячества и элитарной спеси [6, с. 31].
Очень часто при проведении образовательных реформ копируются западные образцы, не учитываются и культурные традиции нашей страны.
Мы не задумываемся о том, что каждое общество как социокультурное образование характеризуется своей размеренностью и метрикой социокультурного пространства. В нормальных условиях в нем естественным образом складываются механизмы образовательной деятельности, адекватные этой размеренности и метрике, что и обусловливает обретение смысла культурной парадигмы общества, модернизируемой по ходу его развития, проявление неявно присутствующего в культуре содержания и его фиксации в форме, допускающей устойчивое воспроизводство [6, с. 123].
Трудовое воспитание - это формирование в человеке созидательного начала. Труд и только труд -физический, духовный и творческий - создает человека и гражданина. Отсутствие трудового воспитания порождает в человеке беспомощность, эгоизм и иждивенческий подход к своей жизни, окружающим людям.
В современном обществе большинство молодых людей не могут найти себе работу по специальности и своему «духу». Средства производства не обновляются десятилетиями, морально и физически устарели. Технологическая отсталость дополняется моральной отсталостью, духовной усталостью людей. Многие высококвалифицированные работники уже покинули производственную сферу, и ушли в непроизводственные сферы (в основном в сферу обслуживания), но и там трудятся не в полную силу. Перед молодыми людьми встаёт вопрос, как выжить, а не как реализовать свои возможности. Всё духовное при этом отходит на задний план. Проблема выживаемости становится «стержнем» современной духовной и культурной жизни России; при этом само «выживание» постепенно обеспечивает и падение «нравственной воли». В основном тяжелое материальное положение молодёжи связано органичным образом с её духовностью.
Очень важно, чтобы и правительство, и общество осознали своё право строить жизнь в соответствии с нашей собственной духовно-культурной традицией. Результаты всероссийского социологического исследования «Молодёжь России» подтверждают это. Только 4% семнадцатилетних участников опроса заявили о том, что они хотели бы видеть себя в будущем патриотами, настоящими гражданами своей страны, 15% хотят работать во благо и процветание Родины, в то же время свободным и независимым человеком видит себя каждый третий, а материально обеспеченным - 75%.
Потеря чувства гордости за своё Отечество приводит к тому, что большинство опрошенных сво-
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. №4
1563
ей Родиной определяют то место, где они живут, не желая идентифицировать себя с российским народом в целом, его историей, традициями. Таких молодых людей более 40% по стране. Каждый второй считает, что былые культурные традиции России утеряны полностью, а новые либо только складываются, либо не формируются. Это неверие в будущее России порождает страх перед ним. Наверное именно поэтому на предложение выбрать прошлое или будущее 90% молодёжи выбрали прошлое и только 10 % желали бы заглянуть в будущее России [7, а 31].
Программировать поведение молодых людей посредством готовых и навязываемых извне мировоззренческих клише невозможно в принципе. Каждый человек по-разному ведет себя в различных житейских ситуациях, не укладывающихся ни в какие жизненные рамки, которые по различным причинам оказываются бесполезными для него. Выход из данной ситуации в том, что мы понимаем и вкладываем в понятие стандарта. Ибо если человек будет воспитан в определенной системе ценностей, то в момент любого, а, тем более, судьбоносного выбора, в силу полученного воспитания сумеет принять верное решение. Видимо, поэтому организовать заново народную жизнь, а тем более воспитание и образование молодых людей без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно [8, с. 34-35].
В периоды общественных перемен значительная часть современной молодежи отстранена от политической жизни. В такие времена можно и нужно критиковать советский период истории за формальное участие народа в политике. К большому сожалению, осознание того, что народ всё же видел, надеялся на своих представителей.
Главнейший вывод, вытекающий из всего сказанного, состоит в том, что сегодня необходимо преодолеть фрагментарность в исследовании духовной культуры и жизни современного молодого поколения.
Духовная жизнь - органическая часть общества, его истории и перспектив развития. Следовательно, её необходимо исследовать во взаимосвязи со всеми без исключения областями жизни и жизни молодого поколения.
Изучение образа жизни и образа мысли молодёжи как возрастной группы призвано, в любом анализе духовной жизни, предусмотреть несколько научно- исследовательских блоков:
- духовная жизнь - экономика;
- духовная жизнь - политика;
- духовная жизнь - история;
- духовная жизнь - эстетика;
- духовная жизнь - религия и мифология;
- духовная жизнь - экология;
- духовная жизнь - философия и наука.
Главное, чтобы эти блоки анализировались не
изолированно, а во взаимосвязи друг с другом. В процессе такого подхода духовная жизнь молодого поколения предстаёт в максимально возможной полноте, сложности, многосторонности, противоречивости, взаимообусловленности всех её сторон.
Она предстаёт как живое социально-духовное и духовно-практическое образование.
Такой системный подход представляет собой объективное требование самого предмета духовной жизни молодежи. В каждом виде человеческой деятельности имеет место некий духовный «срез» «нравственной воли», как «должного», задающего импульс культуры.
Духовная жизнь обладает достаточно сложной динамической внутренней структурой. «Рассматриваемая как один из важнейших родов человеческой деятельности, - замечает А. И. Яковлев, - она состоит из объекта, субъекта, целей, функций, содержания, средств, организации, управления. В духовной деятельности эти структурные компоненты, конечно, отличаются существенным своеобразием, главное из которых - их духовно - практический характер. Каждый из этих компонентов находится во взаимосвязи; субъект стремится преобразовать объект в соответствии со своими потребностями; объект в свою очередь определяет содержание целей, выбор средств, организацию, последовательность действий» [9, с. 163].
Поэтому очень важно, что организация духовной жизни, духовной культуры молодежи во многом зависит как от «компетентности» субъекта, так и от особенностей объекта.
В результате необходимо отметить, что взаимодействие компонентов внутренней структуры духовной жизни молодёжи непосредственно влияет на её организацию.
При этом «внешняя среда» духовной жизни, её «внутренняя организация» взаимосвязаны. Исследования духовной жизни должны предусмотреть и эти взаимосвязи. Другими словами, проблема разработки культуры и духовной жизни молодежи предусматривает системный подход.
Данный подход учитывает как исследование самого феномена культуры молодежи, так и внешние условия, а также внутренние факторы, определяющие суть и жизнедеятельность современной молодёжи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Философия, культура и образование. (Круглый стол) // Вопросы философии.1999. N°3. С. 6.
2. Ценностные ориентации современной молодежи. URL: http://www.in1.com.ua/article/31402/index.html.
3. Дворкин А. Введение в сектоведение. Нижний Новгород: КРОН-Пресс, 1998. 401 с.
4. Штирнер М. Единственный и его собственность. Ч. 1. СПб., 1907. 203 с.
5. Малинин В. А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М.: Мысль, 1983. 55 с.
6. Долженко О. Очерки по философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995. 142 с.
7. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб: Издательство РХГИ, 1997. 431 с.
8. Серафим. Православное мировоззрение. Рига-Л., 1990. С. 34-35.
9. Яковлев А. И. Социология духовной жизни. 163 с.
10. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. 400 с.
11. Федорова С. Н., Медведева З. В. Использование этнокультурных образовательных технологий в выявлении чувств гражданственности и патриотизма у будущих педагогов и этно-культурологов // Российский гуманитарный журнал. 2012. Т. 1. №>1. С. 53-59. DOI: 10.15643/libartrus-2012.1.7
Поступила в редакцию 29.09.2014 г.
1564
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
MORAL WILL OF MODERN YOUTH: CONTRADICTIONS IN THE CULTURE PROGRESSION
© G. Z. Badretdinova
Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (917) 739 1 7 33.
Email: [email protected]
The "moral will" of young people and the contradictions in their culture progression are analyzed in the article. One of the contradictions is connected with the fact that, on the one hand the youth culture is always aimed to the future that is, certainly, connected with the climax of the compulsive beginning in their culture. On the other hand, this culture aspires to overcome the old culture and spiritual models, an archaic ideal of beauty. In the paper, it is shown that the real classical ideal of beauty is orientated to the unilateral value scale. As a result, the "moral will" of the young generation is connected with "artistic will" and, consequently, with psychological art. However, the moral will, as being something that is apparently "must be", should be appraised, otherwise culture disintegration begins and antidemocratic epoch comes. Using the study of the modern spiritual life of the youth, the author comes to the point that bourgeois and realist spirit prevails. As a result, the concrete person becomes obeyed to the abstract aims of the state. A large part of the young people has become detached from the political and spiritual life. That is why the author thinks that the research of the "moral will" helps to create the theoretical backgrounds in order to overcome the fragmentariness of the existence. In this case, the moral will keeps time to the youth culture.
Keywords: moral will, modern youth, contradictions in culture progression, spiritual life structure, forms of a man existence, social and cultural experience, artistic will, inner structure of life components, system approach.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Filosofiya, kul'tura i obrazovanie. (Kruglyi stol) Voprosy filosofii.1999. No. 3. Pp. 6.
2. Tsennostnye orientatsii sovremennoi molodezhi. URL: http://www.in1.com.ua/article/31402/index.html.
3. Dvorkin A. Vvedenie v sektovedenie [Introduction to Sect Studies]. Nizhnii Novgorod: KRON-Press, 1998.
4. Shtirner M. Edinstvennyi i ego sobstvennost' [One and His Property]. Ch. 1. Saint Petersburg, 1907.
5. Malinin V. A. Dialektika Gegelya i antigegel'yanstvo [Hegel's Dialectic and anti-Hegelianism]. Moscow: Mysl', 1983.
6. Dolzhenko O. Ocherki po filosofii obrazovaniya [Essays on the Philosophy of Education]. Moscow: Promo-Media, 1995.
7. Mitrokhin L. N. Baptizm: istoriya i sovremennost' [Baptism: Past and Present]. Saint Petersburg: Izdatel'stvo RKhGI, 1997.
8. Serafim. Pravoslavnoe mirovozzrenie [Orthodox Worldview]. Riga-L., 1990. Pp. 34-35.
9. Yakovlev A. I. Sotsiologiya dukhovnoi zhizni [Sociology of Spiritual Life].
10. Blokh E. Tyubingenskoe vvedenie v filosofiyu [Tubingen Introduction to Philosophy]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 1997.
11. Fedorova S. N., Medvedeva Z. V. Use of Ethnocultural Educational Technologies in Identifying Public Spirit and Patriotism Feelings in Future Teachers and Ethnic Culture Specialists // Liberal Arts in Russia. 2012. Vol. 1. No. 1. Pp. 53-59. DOI: 10.15643/libartrus-2012.1.7
Received 29.09.2014.