П. С. Нематов
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА-ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
Ключевые слова: воспитательный процесс, формирование гармонично развитой личности, приобщение к культуре, нравственная культура
Постоянное повышение уровня культлры подрастающего поколения - одна из важнейших задач воспитания независимого государства Республики Таджикистан. В «Национальной концепции воспитания в Республике Таджикистан» особое место отведено нравственному воспитанию, которое считается одним из важнейших аспектов формирования и совершенствования современного человека (8, 57).
Высокий уровень нравственной культуры - объективное требование современного цивилизованного общества к каждому своему члену.
Рассматривая всестороннее и гармоническое развитие личности как цель нравственного воспитания, преподавателям вузов важно иметь адекватные этой цели представления о личности студента как о целостности, иметь ее педагогическую модель. Такое представление необходимо для эффективного управления целенаправленным процессом нравственного воспитания, в котором личность студента выступает и как его цель, и как объект воздействия профессорско-преподавательского состава, кафедр, деканата, и как субъект собственного развития, и как результат воспитательной деятельности педагогического коллектива, показатель ее эффективности. В силу многообразия функций педагогическая модель личности студента должна быть многоаспектной, многослойной.
В системе представлений о личности сгуцента могут быть выделены три аспекта: представления о ней как о цели воспитательного процесса
(идеальная модель), как о реально существующем объекте воспитания и как субъекте собственного развития. Педагоги вуза в своей деятельности ориентируются на идеальную модель личности студента как на цель и строят процесс нравственного воспитания в соответствии со своими представлениями о них и о возможностях личности как субъекта собственного развития. Достигая тех или иных результатов в нравственном воспитании, ректорат, деканат, профессорско-преподавательский состав вуза сверяют данные о реальных студентах как объекте воспитания с зафиксированными в модели идеальными представлениями о них и вносят в процесс нравственного воспитания коррективы, способствующие приближению реального результата к идеальной модели; по итогам этих сопоставлений суцят об эффективности всей системы воспитательной работы. Ориентируясь на представления о личности студента как цели, как субъекта воспитательного процесса, высшая школа побуждает студентов к самовоспитанию.
При построении педагогической концепции личности студента исходными должны быть представления о студенте как определенном типе личности независимо от его социальной принадлежности. В соответствии с этими представлениями и должен быть выделен ряд интегративных характеристик в структуре личности студента. При составлении подобных характеристик важно учитывать принцип необходимого разнообразия: нельзя запрограммировать в развивающейся личности слишком многое, так как далеко не всё в личности, в процессе ее развития предсказуемо. Нельзя запрограммировать и слишком мало, так как, оставляя право на стихийность воздействий тех или иных аспектов развития, можно сформи-ровать дефектную личность.
При построении педагогической модели важно выделить сравнительно небольшое количество личностных характеристик, допускающих определенную операционализацию и позволяющих описать личность студента с помощью не только качественных, но и количественных характеристик.
Обучая и воспитывая стуцентов, высшая школа приобщает их к различным сферам общечеловеческой культуры и на базе усвоенных знаний, умений и навыков, способов нравственного поведения формирует
личностную направленность, мировоззрение, выявляет и развивает творческую индивидуальность каждого стуцента. В реальной практике эти процессы протекают не одновременно, ибо они разные по своей сути и без специальной педагогической установки могут оказаться изолированными, не скоординированными. Так, например, научные знания в определенной области культуры могут рассматриваться студентами как собственное личное приобретение, без всякой тенденции помочь товарищам.
В педагогической литературе категорию «культлра» чаще всего употребляют в сочетании: «культура мышления», «культура труда», «физическая культлра». «культлра поведения», «культл ра студенческого быта» и т.д. При этом культура понимается главным образом как совокупность тех знаний, умений и навыков, которыми необходимо вооружать школьников и студентов в той или иной области. Более того, в дидактике существуют попытки охарактеризовать содержание и процесс образования как приобщение учащихся к общественной культуре.
В теории воспитания приобщение к культуре рассматривается в качестве одной из функций ученического коллектива (5,62; 10,84; 7,48.).
Между тем, в современной философской литературе существует направление, которое рассматривает общественную культлру с позиции «человека в мире», стремится превратить ее «человеческий мир» в мир самого человека (1,91). Такой подход к ку л ьтуре позволяет увидеть в ней меру развития самого человека.
В общественной культлрс философы вычленяют три относительно самостоятельные сферы: материальную, духовную и соционор-мативную или нравственную. При этом под материальной культурой подразумевается совокупность созданных человечеством материальных ценностей (различная бытовая техника, одежда, жилище и т.п.) и тех форм не наследованного поведения людей, которые характеризуют их умения пользоваться этими ценностями. Интеллектуальная (духовная) культура связана с восприятием и мысленным отражением людьми окружающей их природной и социальной среды в науке и искусстве. Нравственная культура, если ее рассматривать в широком смысле, имеет своей непосредственной функцией организацию общественной (экономической, правовой, политической и т.д.) и материальной жизни людей в различных формах
их социально-обусловленного, наследственного поведения.
В связи с тем, что нас больше интересует проблема нравственной культуры, подвергнем более тщательному анализу этот её аспект.
Понятие гармонического и всестороннего развития личности в философской, социологической, педагогической, психологической литературе исследуется и описывается многими авторами в самых различных аспектах. Степени разработанности данной проблемы посвящена работа Л.Н. Когана «Цель и смысл жизни», в которой подробно освещаются понятия всесторонности, целостности, универсальности, гармоничности развития личности (4,55). Проведенное автором теоретическое исследование показывает, что в разработке этого вопроса преобладает категориальный подход, и проблемы практической реализации идеала коммунистической личности обычно связываются с довольно отдаленной исторической перспективой.
В исследованиях философов (4,55; 6,67; 11,42; 13,63; 12,32) значительное место занимает проблема гармонизации личности. Так, А.Ф. Лосев и В.П.Шестаков находят, что для Гераклита «само противоборствующее совпадение всяких противоположностей и есть настоящая гармония» (6,67). Применительно к проблеме идеала личности авторы предупреждают, что нельзя рассматривать проблему гармонической личности вне противоречий. Такой же позиции придерживается Л.НКоган, который пишет: «Гармоническая личность - отнюдь не лишенный противоречий индивид: существование подобного индивида принципиально невозмож-но. Противоположность рационального и эмоционального, социального и биологического, теории и практики, физического и духовного всегда будет присуща личности» (4,55). Теория гармоничности снимает также противоположность всесторонности, целостности и раздробленности, универсальности и ограниченности.
На наш взгляд, представляется интересной и перспективной идея рассмотрения проблем гармонического развития личности через сопоставление уровня личностного развития культуры, достигнутого человечеством. Подобный подход позволяет переводить нравственный идеал гармонически развитой личности из области мечты в сегодняшнюю действительность.
А.Н.Уледов отмечает, что культура - это «системное качество»
общества в целом» (12,32), и потому оно нуждается в конкретизации. Однако отказаться от этого понятия развития личности как идеала и ценностной ориентации нравственности невозможно: непосредственно человека как человека в обществе обеспечивает именно культура. Чтобы понять культуру, являющуюся «системным качеством», для изучения нравственной практики важно выделить комплекс необходимых видов культуры, овладение которыми дает не частичное, а именно гармоническое развитие человеческой личности.
Рассматривать проблему идеала гармонически развитой личности невозможно вне нравственной культуры личности. Это связано с тем, что моральная деятельность проникает и сливается со всеми другими видами деятельности человека. А нравственная культура является обязательным и необходимым компонентом любого вида деятельности. При этом нравственная культура выполняет множество функций - от правил соблюдения нравственных норм поведения до осознания смысла жизни. Нравственное содержание обязательно присутствует во всем комплексе конкретных видов культуры, обеспечивающем гармоническое развитие личности. При этом нравственная культура является центральным звеном в гармонизации личности.
В условиях рыночных отношений, когда началось кардинальное преобразование всех сфер жизни Республики Таджикистан, особенно актуальной становится проблема формирования нравственно-культурной личности.
Активизация человеческого фактора невозможна без приведения в действие того нравственного потенциала, который заключен в культурной сущности общечеловеческой морали и который направлен на гармоническое и всестороннее развитие личности, ориентирован не на отдаленную перспективу, позволяет проблеме активизации человеческого фактора придать конкретно-практический характер. Ценностная ориентация общечеловеческой морали может быть интерпретирована через категорию нравственной культуры.
Понятие «нравственная культура» мы используем в качестве интегрирующего показателя моральности индивида, отражающего практическое достижение уровня человеческой сущности: она охватывает все основные сферы жизнедеятельности индивида, основные виды социальных взаимодействий, иными словами, через
нравственную культуру личности выражается уровень ее социальной зрелости, практически достигнутое нравственное качество гуманизма, патриотизма, коллективизма и т.д. При таком подходе это понятие дает возможность перенести изучение из сферы долженствования в практически-поведенческую сферу. Нравственная культура личности представляет реальное моральное качество конкретных видов и форм деятельности индивида. Из сказанного следует вывод о том, что моральность является необходимым условием и предпосылкой успешности в различных видах деятельности: труцовой, учебной, научной, спортивной и т.д. Именно нравственная культура является важным критерием и показателем пригодности к выполнению той или иной профессиональной функции.
Существует сфера профессиональной деятельности, которая требует от индивида высокого уровня нравственной и культурной зрелости, высоких гуманных качеств. Это относится, прежде всего, к таким профессиям как профессия педагога, врача, юриста. Традиционным средством, призванным обеспечить соответствующий уровень моральности в профессиональной деятельности, являются профессионально-этические кодексы.
Как показывают результаты нашего исследования, высокий уровень нравственной культуры учителей школ и профессорско-преподавательского состава вуза позволяют успешно решать профессиональные задачи. Об этом свидетельствуют данные анкетного опроса учащихся школ и студенческой молодежи. На вопрос «Какие качества Вы больше цените у своих педагогов?» были получены следующие ответы: проявление нравственных качеств и культуры, нахождение общего языка с молодежью - 48%, другие - 35%.
Из ответов учащихся и молодежи следует, что в профессиональной подготовке педагогов ведущее место должен занимать вопрос формирования у них нравственной культуры.
Для обеспечения моральности в профессионально-трудовой деятельности необходимо уточнение двух моментов.
Во-первых, в общечеловеческой морали нравственная культура личности должна рассматриваться как необходимое условие профессиональной пригодности во всех сферах деятельности.
Во-вторых, моральные требования, представленные в
профессиональных кодексах морали, нуждаются в средствах обеспечения их реализации в нравственной практике. В данном случае речь идет о подборе, выдвижении, расстановке и контроле за профессиональной деятельностью индивидов с учетом нравственной культуры, составляющей ядро ее профессиональной пригодности.
Нравственно-культурный уровень профессиональной деятельности формируется на основе социальных потребностей и установок, в процессе накопления и реализации практического опыта нравственных норм поведения и проявляется в нравственно-профессиональной активности.
Индивидуальные нравственные нормы деятельности и образцы поведения составляют уровень нравственного поведения, который формируется на основе повелительных (императивных) принципов, нравственно-культурных образцов поведения в процессе общения, и реализуется в профессиональной коммуникативной активности.
Выявляя развитие индивидов в сфере нравственной культуры, необходимо раскрыть сущность и содержание нравственно-активной профессиональной позиции личности, воплощающей в себе диалектику всех его нравственных качеств, в том числе и нравственно-культурных.
Нравственно-профессиональная активность, будучи, как и нравственная культура, интегральной характеристикой личности, раскрывает отношение человека не только к социальной среде, интересам и идеалам той или иной социальной группы, но, прежде всего, к своей роли и месту в обществе.
Поэтому нравственно-культурные знания и убеждения составляют основу формирования нравственно-профессиональной направленности и активной жизненной позиции. Нравственно-профессиональная актив-ность личности означает ее готовность к определенным социальным действиям и наличие установки на осуществление этих действий: непримиримость личности к нарушениям общественного порядка; высокая морально-профессиональная ответственность за выполняемое дело; развитие чувства профессионального патриотизма и др.
Результаты нашего исследования показывают, что представления о нравственных нормах, поступках окружающих нас людей и собственный опыт у студенческой молодежи не всегда совпадают. Результаты анализа приведены в таблице 1 (в процентах).
Таблица 1
Наскжько Ваши представления о мораль- Полностью Частичт Воаюнюм
ных нормах окружающих людей и Ваш совпадает, совпадает; не ожи-
опыт в этом направлении совпадают с % % дает,
тем, что Вам приходится пол/чагь из %
средлв массовой информации
1 курс 25 13 62
2 курс 29 25 46
3 курс 30 25 45
4 курс 35 29 36
- слышать на лекциях
1 курс 35 32 33
2 курс 34 30 36
3 курс 38 33 29
4 курс 36 31 33
- слышать от вуководства
1 КУРС 41 26 33
2 КУВС 40 29 31
3 КУВС 39 27 34
4 КУВС 37 28 35
- слышать от товарищей
1 КУВС 30 35 35
2 КУВС 35 37 28
3 КУВС 37 37 26
4 КУВС 41 39 20
Анализ результатов нашего исследования показывает, что моральный облик окружающих людей и личный опыт студентов полностью совпадают на завершающем этапе учебы в вузе и, наоборот, у большинства из них не совпадают на первом курсе. Мы предполагаем, что такое явление связано, прежде всего, со слабым этическим знанием у отдельных выпускников школ. Отсюда и необходимость дифференцированного подхода к нравственному воспитанию студенческой молодежи на различных этапах учебы.
Таким образом, моральность как качество общественных нравов имеет свои истоки в деятельности и общении индивидов, и для практического воздействия на них, для их совершенствования необходимо обеспечить соответствующий уровень нравственной культуры личности, реализуемый в сфере практической деятельности и общении. Эта задача при теоретическом анализе разделяется на два относительно
самостоятельных процесса. Первый - формирование тех личностных качеств, которые превращают индивида в моральную личность и которые могут быть целями нравствснно-клльтл рного воспитания; второй -создание и постоянное совершенствование таких воспитательных механизмов и форм организации коллективной деятельности и общения, которые могли бы нести в себе тенденцию к утверждению гуманистической сущности общечеловеческой морали и могли бы ставить индивидов в отношения истинного коллективного сотрудничества.
Такой подход к процессу нравственно-культурного воспитания позволяет открыть два основных канала воздействия на формирование нравственной атмосферы общества: ее непосредственное воздействие на нравственное сознание через систему нравственного воспитания и просвещения и ее участие в разработке тех управленческих программ, на основе которых в цивилизованном обществе должны быть организованы совместная деятельность и общение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте человеческой деятельности.
- М.^ 1973
2.Гумницкий Г.Н.Нравственный поступок и его оценка. - М., 1984
3.Закон Республики Таджикистан «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». - Душанбе,2009
4.Коган Л.М. Цель и смысл жизни. - М., 1984
5.Куракин А.Т. Школьный коллектив как социально-педагогическая система. В кн.: Вопросы воспитания: системный подход. - М. 1981
6.ЛосевА.Ф.,ШестаковВ.П.Историяэстетическойкатегории. -М., 1975
7.Марьеню И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников.
- М.: Просвещение, 1980
8.Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан. -Душанбе: Ирфон, 2006
9.Национальная программа «Молодежь Таджикистана» (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 июля 2003 года,№294) Душанбе: Шарки озод, 2003
1 О.Новикова Л.И. Воспитательная система как педагогическая категория. //Гуманизация образования. - 1995, №2
П.Смоленцев Ю.М. К проблеме абсолютного в морали. //Этика. Мировоззрение. Нравственное воспитание. - М., 1987
С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ -137-
12.Уледов А.К. Духовная жизнь общества. - М., 1980
13.ШарофовШ.А. Муошират,таъсиримутакобилаватанзими муносибати инсон. (на тадж яз.). - Хужанд, 2009
14.Шарифзода Ф., Каримова И.Х. Педагогика (курс лекций). -Душанбе: Ирфон, 2008
15 .Шердаков В.Н. Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера. - М., 1982
Нравственная культура - основа формирования всесторонне и гармонично развитой личности
Н.Негматов
Ключевые слова: воспитательный процесс, формирование гармонично развитой личности, приобщение к культуре, нравственная культура
В статье исследуются проблемы нравственного воспитания студентов как основа формирования всесторонне и гармонично развитого личности. Подробно даётся анализ теоретических концепций современных ученых-педагогов относительно нравственно-культурного воспитания молодёжи и научно-обоснованные выводы и рекомендации по его совершенствованию.
Moral Culture as a Ground of Formation of a Versatile and harmoniously Developed Individual
P. Negmatov
Key words: upbringing process, formation of a harmoniously developed individual, introduction into culture, moral culture.
The article dwells on the problems of moral upbringing of students as the ground of formation of a versatile and harmoniously developed individual. The author gives a detailed analysis of theoretical conceptions belonging to the scientists engaged in pedagogics as to moral-cultural education of youth: he makes scientifically grounded conclusions and moves recommendations on its improvement.