66
Известия ДГПУ, №2, 2014
konferencii. Habarovsk: Izd-vo HGPU, 1998. 4. Majers D. Social'naja psihologija. SPb. :Piter, 1997.
5. Makarenko A. S. Kollektiv i vospitanie lichnosti. M. : Pedagogika, 1972. 6. Mitina L. M. Uchitel' kak lichnost' i professional (psihologicheskie problemy). M. : Akademija, 2005. 7. Psihologo-
pedagogicheskie problemy podgotovki organizatorov i liderov detskih i junosheskih ob#edinenij: materialy dokladov i vystuplenij na Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Kostroma, 14-16 nojabrja 1994 g.; [otv. red. N. F. Basov]. Kostroma: KGPU im. N. A. Nekrasova, 1994. 8. Sovety Baden-Paujelja instruktoram // Vozhatyj. 1999. № 1. 9. Tazhutdinova G. Sh. Vzaimosvjaz' liderstva i
napravlennosti podrostka: Dis. ...kand. psihol. nauk. M., 2001. 10. Shevandrin N. I. Social'naja
psihologija v obrazovanii. Ch. 1. M. : Vlados, 1995. 11. Shhurkova N. E. Vospitanie: Novyj vzgljad s
pozicii kul'tury. M. : Obrazovatel'nyj centr «Pedagogicheskij poisk», 1999.
Статья поступила в редакцию 19.03.2014 г.
УДК 37 (470.67)
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДАГЕСТАНСКИХ НАРОДНЫХ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
MORAL CULTURE OF THE PERSON IN THE SYSTEM OF
DAGESTANI FOLK ETHICAL TRADITIONS
©2014 Мирзоев Ш. А., Мирзоева А. Ш. Дагестанский государственный педагогический университет
©2014 Mirzoev Sh. А., Mirzoeva A. Sh. Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Статья раскрывает истоки и содержание нравственных понятий и категорий народов Дагестана, освещает слагаемые традиционного для народов морального кодекса, акцентирует внимание на ключевую категорию нравственности «Намус».
Abstract. The authors of the article reveal the origins and content of the moral concepts and categories of the peoples of Dagestan, highlight the components of the traditional peoples of the moral code, focuse on “Namus”, the key category of morality.
Rezjume. Stat'ja raskryvaet istoki i soderzhanie nravstvennyh ponjatij i kategorij narodov Da-gestana, osveshhaet slagaemye tradicionnogo dlja narodov moral'nogo kodeksa, akcentiruet vni-manie na kljuchevuju kategoriju nravstvennosti «Namus».
Ключевые слова: нравственность, гуманизм, милосердие, честность, правдивость, скромность, справедливость, порядочность, аккуратность, общительность, уважение, миролюбие, дружба, гостеприимство, любовь, верность, преданность, трудолюбие, коллективизм, стойкость, мужество.
Key words: morality, humanity, compassion, integrity, honesty, humility, fairness, decency, accuracy, sociability, respect, peace, friendship, hospitality, love, faithfulness, devotion, diligence, teamwork, perseverance, courage.
Kljuchevye slova: nravstvennost', gumanizm, miloserdie, chestnost', pravdivost', skromnost', spravedlivost', porjadochnost', akkuratnost', obshhitel'nost', uvazhenie, miroljubie, druzhba, gos-tepriimstvo, ljubov', vernost', predannost', trudoljubie, kollektivizm, stojkost', muzhestvo.
Моральный кодекс народов Дагестана
Нынче редко упоминают о моральном кодексе вообще и о традиционно сложившихся нормах народной морали,
в частности. А между тем, следует понять, что стержневой основой культурно-исторического наследия народов, в том числе и Дагестана, всей системы народного воспитания является мораль, на
Психолого-педагогические науки
67
чем и основывается нравственная культура человечества. Не случайно мудрецы Дагестана говорят: «Ученым стать проще, быть человеком гораздо труднее» [6. C. 21]. Любая деятельность человека, любое проявление его умственных и физических качеств расцениваются в народе с точки зрения соответствия таким нравственным понятиям, как «честь», «совесть», «достоинство», «заветы дедов», «доблесть», «благородство» и др.
Нравственное воспитание народ представляет как формирование у человека необходимых для его жизни и деятельности в обществе морально-этических качеств: гуманизма, честности и правдивости, скромности, справедливости, дружбы и товарищества, трудолюбия, коллективизма, мужества, стойкости, преданности народу и родине. Наиболее ярко народные представления о нравственности зафиксированы в Моральном кодексе народов Дагестана, нашедшем свое выражение в народных пословицах [4], «поэтическая форма и мудрое содержание» которых наиболее благоприятно «осуществляют цель нравственного воспитания».
1. Преданность Родине, народу -«Родина - мать, а чужбина - мачеха» (лак.); «Кто потеряет любимую, будет плакать семь лет, кто Родину - всю жизнь»; «Сокол не покидает гнезда» (лезг.).
2. Трудолюбие - «Дерево ценится плодами, человек трудами»; «Только труд кормит человека» (авар., лак.); «Любишь почет - люби труд» (дарг.); «На работе трудись до пота, на гулянке пой с охотой» (дарг.).
3. Правдивость и человечность -«Чем без чести жить - корпеть, лучше с честью умереть» (лезг.); «Лжец на почетное место однажды только может сесть, пока еще не всем известно, кто он на самом деле есть» (лак., дарг.); «Кто украдет уздечку, тот и лошадь уведет» (дарг.); «Тяга к чужим местам - ногам в тягость, к чужим вещам - в сердце тягость».
4. Скромность - «Не задирай голову: расшибешься о скалу»; «Кто нос задирает, обязательно споткнется» (лезг.); «Эй, горец, выпятивший грудь, зря мнишь ты, что стоишь всех выше, подумай, может кто-нибудь стоит на самой вершине крыши» (авар.).
5. Доброта - «Добро добром оплатишь - молодец, на зло добром ответишь - ты мудрец (авар., лак., лезг.); «Злому ослу - ноша тяжелая»; «Спесь губит достоинство» (лак.).
6. Мужество - «Герои гибнут лишь однажды, а трус, что ни минута - дважды (авар.); «Погибнет герой - нам имя останется, умрет мастер - дело останется» (лезг.).
7. Дружба и коллективизм (в единении сила) - «Гора без гор других века стоит, свой жребий не кляня, а человек без человека не может обойтись и дня» (авар.); «Колос к колосу - сноп получается» (лак.); «Капля за каплей - озеро получается» (лезг.); «Топнет народ -земля затрясется» (лак.); «Коль есть друзья, так сбереги: не сбережешь, они -враги» (лезг.).
8. Непримиримость к врагам народа
- «Если не разбить голову змее, то нет пользы от того, что разобьешь ей хвост»; «Змею нужно убить, пока она еще не превратилась в дракона» (лак.); «Не верь врагу и не садись рядом с ним» (лезг.).
9. Уважение к старшим - «Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет»; «Кто советуется, тот не ошибается» (лак.); «Что сказал старший, уловит младший» (лезг.).
10. Рассудительность. Стремление к знаниям - «Была бы голова, а папаха найдется» (лак.); «Хоть молод ты, хоть сед, но пусть всегда идет гнев за умом вослед, а не наоборот»; «Ум людей не ждет, когда станет борода седа».
11. Разумная экономия, знание меры
- «Кто не ценит копейку, тому и рубль нипочем» (лезг.); «Кто не ценит малого, тому и большого не оценить» (дарг.); «Не в меру прыткий быстро состарится»; «Не в меру ретивая лошадь быстро устает» (лезг.) [6. C. 22-23].
Моральный кодекс народа удивительно просто и доступно освещает обязательные для каждого человека качества, показывает крайне необходимые для человеческого общежития отношения. Он основывается на почитании старшего по возрасту, на уважении к родителям, любви к родным и близким, на гостеприимстве, на верности в дружбе, на сострадании к больным и униженным, на великодушии, на верности данному слову, на благородстве по отношению к
68
Известия ДГПУ, №2, 2014
женщине, на чистоте помыслов и поступков.
Содержание и ценность нравственных понятий народов Дагестана
«Правдивость» и «честность» в понимании народов Дагестана охватывает буквально все, что исходит от человека. Правдивая речь, доказуемая правдивыми действиями, честный труд, приносящий честные результаты, равносильная схватка, обеспечивающая честную победу, - вот, по мнению народа, главные признаки проявления честности. «Чужого не бери - вдруг кто-то охраняет, что бы ни было, не ври: вдруг кто-то правду знает» (общедаг.), «Сидеть можно и криво, но говори только прямо» (дарг.), - советует нравственная культура народа.
Сама жизнь убедила в том, что «Ложь долго не потянет» (авар.), что «Правда все равно возьмет верх» (лезг.).
С понятиями «правдивость» и «честность» у дагестанцев тесно связано понятие «дружба». Основой дружбы считается искренность, честность, правдивость, презрение ко лжи и лицемерию. Нравственная культура народа дает элементарные сведения о путях скрепления и налаживания дружбы: «Кто всегда говорит «мне», у того друзей не бывает» (дарг.), «Если друг, то навещай его, чтобы тропинка к его дому не «заросла травой», «Далеко от глаз, далеко от сердца», «Часто навещаешь - дружбу защищаешь», «В каждом ауле по одному дому строй» (иными словами, везде стремись иметь друга). Народ учит отличать признаки истинного дружелюбия («Враг смотрит на ноги, а друг в лицо» (дарг., лак.), т. е. враг смотрит, как одет человек, а друг обращает внимание на его душевные качества, «Враг заставляет смеяться, а друг плакать» (лак.), т. е. только друг скажет правду, хотя она и горькая, «Друг в глаза смотрит, а враг взор отводит» (лезг.).
Народ презирает дружбу ложную («Пусть умрет тот друг, который забыл, как ты с ним последний кусок делил» -авар.), предостерегает от неискренних, двуличных «друзей», «Неискренний друг - неизлечимая болезнь» - лак., «Опасен тот враг, который носит личину друга» (лезг.), советует для упрочения уз дружбы, не забывать ни своих, ни отцовских, ни дедовских друзей. «Друг лучше старый, а шуба новая», -гласит дагестанская пословица. Как по-
казывает опыт народа, «Завести дружбу легко, но сберечь ее трудно» (лак., лезг.). А сберечь дружбу обязан каждый, кто ее приобрел, потому что, как показала история Дагестана, «Дружба - это сила» (общедаг.), «Дружба братьев крепче каменной стены» (лак.) [6. С. 25].
Культура Дагестана знает немало примеров, когда трудящиеся горцы, свято сберегая принципы дружбы, делили с другом последний кусок хлеба, радость и горе, выручали его, заботились о семье умершего друга, поднимали его детей на ноги, выводили в люди... Человеку нельзя жить, оторвавшись от людей, потому что «Один плясун не делает свадьбы», «Один скакун до неба пыли не поднимает» (дарг.); потому что «Плохо одинокой могиле на горе и одинокому дереву в лесу», «Из одной шерстинки нитка не получится, из одного дерева - лес» (лезг.), потому что «Одной рукой не поднять двух арбузов», «Одинокое дерево ветер легче валит», - говорит коллективный нравственный разум дагестанских народов.
«Коллективизм» - это еще одно качество, нравственная значимость которого глубоко воспринимается народами Дагестана. Очевидным показателем проявления чувств коллективизма являются такие общественно апробированные формы организации людей, как сельские сходы на годекане (джамаат), коллективные помочи, женские посиделки и мужские вечеринки, трудовые праздники, спортивные состязания, народные игры и другие.
Нравственная ценность народных форм организации коллектива заключается в том, что в них индивид получает «средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков». Силу коллектива народ видит в сплоченности. «Два против одного составляют войско», «Если двое возьмутся - валун с места сдвинут, если трое - на другое место перенесут» (лак.), «Джамаат захочет - войлочный кол в землю войдет» (таб.). Все это учит людей сплочению: и в труде, и в бою выступать единой семьей, горевать или торжествовать всем аулом и т. д. Следствием такой сплоченности и взаимопонимания народов Дагестана стали общие традиции: единое для всех, наиболее подходящее время уборки урожая, косьбы, пахоты, перегона скота, проведения свадеб, праздников, единые требования к пове-
Психолого-педагогические науки •••
дению человека и многое другое [6. С. 24].
Непременным нравственным качеством, формирующим человеческое сознание, чувство дружбы и коллективизма, народы Дагестана считают «уважение». Уважение у горцев состоит из многих взаимосвязанных сторон.
Первое - это уважение к себе. Кто не уважает себя, тот не познает и других» (лезг.), «Кто себе полезен, тот полезен и другим» (лак.). Этим самым народная нравственность утверждает уважение как понятие «человеческое достоинство».
Второе - это уважение к детям. Авторитет народного уважения зиждется на трезвом общественном мнении, которое гласит: «Если хочешь слыть уважаемым, уважай младенца». Народные воспитатели рекомендуют такие способы уважения младенцев как «беседы» с ними словами ласки, развлечение их словесными играми, мимикой лица, жестикуляцией. Это душевные беседы с малышами и подростками как со взрослыми, оказание им словесной поддержки и деловой помощи и многое другое.
Третье - уважение к старшим. Подчеркивая важность уважения старших для общественного развития («Кто не послушает старших, попадет в большую неприятность», «В доме, где нет старшего, не будет изобилия», «Семь домов и восемь старшин не бывает»), народная нравственность отмечает, что уважение к старшим начинается с отношения человека к родителям, к близким: «Из кого не сварится суп для родного очага, из того для аула плов не сваришь» (лезг.), «Кто не знает родного отца, тот и нас не знает», «Своего не знающий, чужого не поймет» (общедаг.). Только человек, осознавший себя, свое место в обществе, любящий своих близких, свой очаг, свой аул, свою родину, способен, по мнению народа, проявлять правдивое уважение ко всем окружающим, понимать значимость уважения как всех, кто старше себя, так и всех, кто моложе [8].
Уважение в сознании народов Дагестана закрепилось и как человеческая обязанность уважать труд (бережное отношение к орудиям, продуктам труда, домашнему и общественному имуществу), беречь природу (гуманное и бережное отношение к растительному и животному миру, соблюдение чистоты
69
родников, рек и озер, разумное использование земли) [5. С. 20-37], уважать соседей, кунака и т. д. История Дагестана знает немало случаев, когда господствующие классы стремились воспитать уважение к себе в качестве «богом уполномоченных». Но бдительный народный разум никогда не поддается обману. Принудительное уважение не только не прививается, а, напротив, вызывает протест и озлобление народных масс. Если и сегодня кое-кто предпочитает уважать человека за его превосходство, за нечестно нажитое богатство и т. д., то это не имеет ничего общего с истинным народным уважением и противоречит человеческой нравственности.
Проявлять уважение - это значит ценить тех, кому ты обязан своим появлением на свет, дорожить добрым человеческим отношением, ценить положительные качества в людях, соблюдать правила общественной жизни. Народная нравственность как раз развивает и укрепляет в человеке чувство доброты, уважение к людям, любовь к труду, народу и родине-матери - чувство патриотизма.
Нравственная культура народов Дагестана высоко ценит в человеке патриотические чувства, знания, навыки и в целом неподдельное патриотическое поведение. Степень патриотического становления личности определяется тем, как человек в соответствии с общественными требованиями к его возрасту традиционно правильно строит свои отношения к матери, к семье, к родственникам, соседям, к аулу (джамаату), к родине.
Народная нравственность замечает, что искренние патриотические чувства человека зависят, прежде всего, от того, насколько всесторонне человек сознает сам себя, ценит свое человеческое достоинство, свое место в обществе. Отсюда приоритет самооценки человека; «Кто себе не полезен и для другого бесполезен», «Кто себя не знает, не знает и своего отца», «Кто себе мост не строит, народу мечеть не построит» (авар.), «Кто себе не пахал весной, тот чужому зяби не вспашет» (лезг.).
Особо значимо в нравственной культуре народов Дагестана отношение человека к матери. Не случайно народ считает мать началом всех начал. «Мать выше всех» (лак.), «Всю жизнь день и
70
Известия ДГПУ, №2, 2014
ночь трудись - труд матери не возместишь» (дарг.), «Чтобы сын оплатил матери свое рождение, он должен семь раз отнести ее на своих плечах в Мекку и обратно» (общедаг.). Неспроста понятие Родина сливается с именем матери в единое целое («Кто не любит родную мать, тот не любит и Родину», «От неуважения матери до предательства -один шаг»); Важность почитания матери и отца выражают народные пословицы: «Если не имеющий отца раз сирота, то не имеющий матери семь раз сирота» (табас., лезг., дарг.), «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» - (лезг.). «Для матери хоть яичницу на ладони изжарь - все равно будешь в долгу» (дарг.) [6. C. 26].
На базе отношений с матерью и отцом складывается отношение человека
к семье. Родители выступают стимулирующим началом его добрых отношений ко всем членам семьи, к братьям и сестрам. «Своего не знающий, чужого не поймет, родного не почитающий, двоюродного не почтет», «Брат брату - опора» (лезг.), «Дружба братьев крепче каменной стены» (лак.), «Чем совсем не иметь сестры, лучше иметь слепую» (лак.) -отмечают народные изречения.
Отношение к родным (к матери и отцу, к братьям и сестрам) становится для человека надежной основой упрочнения его отношений с родственниками и со всем родом. Подчеркивая необходимость добрых родственных отношений, народная нравственность указывает: «Дерево держится корнями, а человек родственниками» (дарг.), «Джигит идет один на подвиг правый, и свой род увенчивает славой» (авар.).
Обязательным компонентом добрых человеческих отношений считается у народа отношение к соседям. Народные пословицы призывают к добрососедству: «Если у тебя нет соседа, ты сам стань чьим-то соседом» (авар.), «Сосед соседу опора» (лезг.), «Ищи не дом, а соседей» (лезг.), «Лучше близкий сосед, чем дальний родственник» (лак., лезг., дарг.), «Собака соседа не кусает» (лезг.).
Весьма важное значение имеет в народе отношение человека к родному аулу и его джамаату. Осмысливание аула как наиболее близкой общественно значимой административной единицы позволяет человеку сызмала строить свои отношения с различными возрастными
категориями населения, определить свое место в джамаате, выполнять обязательные для человека общественные функции. «Предавший аул да будет сожжен в пуле», «Если народ завязнет в омуте, и ты следуй ему», - гласят дагестанские пословицы.
Осознав свою причастность к конкретному обществу родного аула -джамаату, человек крепче привязывается ко всему родному народу. Крепость связей горца с родиной и народом подтверждают и такие крылатые выражения дагестанцев, как «Каждая птица свое гнездо любит» (лак.), «В родной долине лучше быть прахом, чем на чужбине падишахом» (общедаг.), «Сокол не покидает гнездо» (дарг.), «Человек без родины, что соловей без песни» (общедаг.) [6. С. 27].
Народная нравственность не ограничивается краткой словесной формулой человеческих отношений. Моральный кодекс народов Дагестана располагает своеобразными нормами самооценок человека в рамках семьи, рода, аула, народа. Он включает отношение к своей внешности (одежде, мимике, жестам), к родному языку, к народным обычаям и традициям, к культуре общения с различными по возрасту и полу членами джамаата, отношение к своему здоровью, к своим достоинствам и недостаткам и др.
Определены этим «кодексом» и взаимоотношения в семье. Помимо определения вышеуказанных отношений с матерью, отцом, братьями и сестрами, народная нравственность требует уважительного отношения к престарелым членам семьи, семейным традициям, семейным реликвиям, поддержки добрых отношений между родителями, между младшими и старшими членами семьи. Аналогичную, более или менее развернутую, веками устойчивую структуру человеческих отношений, мы находим в рамках рода, аула и каждого конкретного народа.
Воспринимая с детства правила человеческих отношений, выработанные в нравственной культуре народов Дагестана, руководствуясь ими в ежедневной практике общения, человек осознает свои права и обязанности и себя, как часть целой семьи, рода, аула (джамаата) и народа. Так крепится в сознании человека чувство долга перед самим собой, перед семьей и народом, иначе го-
Психолого-педагогические науки
71
воря, чувство патриотической ответственности. Вековая мудрость наших предков гласит: «Кто не живет для других, тот не живет и для себя» (общедаг.).
Обязательным компонентом человеческой нравственности в культуре народов Дагестана выступают мужество и стойкость. Исторические предания о мужестве не только мужчин, но и женщин-горянок, показывают, насколько понятен дагестанскому народу общечеловеческий смысл этих качеств. По мнению народа, мужество - это прежде всего проявление стойкости, смелости и самообладания в экстремальных и конфликтных ситуациях. Дагестанские пословицы гласят: «Молодец из скалы воду выжмет» (дарг.), «Сын, который собирается выступить против врага, у отца не спрашивает», «Кто собрался бежать, не боится упасть», «Мужество не спрашивает, высока ли скала» [6. С. 28].
В нравственной культуре народов Дагестана понятие мужество закрепилось как черта истинно мужская. Признаками мужества считаются умение сдержать слово, выполнять обещания и клятвы, данные перед решающими событиями («Настоящий мужчина слова на ветер не бросает», «У кинжала два лица, у джигита одно» - общедаг.); храбрость и не хвастливость («У храброго джигита язык не смел» - дарг.); стойкость, преданность и т. д.
Более того, по кодексу чести горца мужчине вменяется в обязанность быть доброжелательным, внимательным, приветливым, решительным, выносливым, миролюбивым, иметь твердый характер, силу воли, одолевать соперника в честной борьбе, быть наставником младших, словом, отвечать всем традиционным требованиям мужского достоинства.
Народная нравственность осуждает ложное мужество: «Слабый хватается за большой камень» (дарг.), «В мышку стрелять мастер, во льва стрелять не умеешь» (лак.). «Самое презренное и недостойное для мужчины проявлять свою силу против слабого или поверженного, лебезить перед сильным, богатым или власть имущим». «Из халуя не вырастет настоящий мужчина», - говорят горцы.
Одним из традиционных примеров укрепления мужества стало у дагестанцев всенародное презрение трусости:
«Трус и тени своей боится» (лезг.), «Труса собака укусит, если он даже на коне» (дарг.). Трусости противопоставляется непоколебимое мужество: «Что трус потерял, то порой, на поле битвы находит герой» (дарг.). А требование «Саблей не дерись и нож на землю не клади» (лак.), говорит только об уместном мужестве, о готовности в любой момент, в любых условиях отстоять себя, свой народ, родину.
Мужчину, обладающего мужеством, благородством, бескорыстием, чувством милосердия и другими положительными качествами, дагестанцы называют джигитом. Дагестанские джигиты во все времена истории имели честь и славу. Воспитанием таких благородных мужчин дагестанцы обязаны в основном своему дагестанскому этикету, стержневым элементом которого является порядочность. Народная нравственность располагает целым комплексом правил добропорядочности. Человек тогда признается в народе человеком, когда он знает, почитает и выполняет все сокровенные правила народной нравственности.
«Намус» - ключевая категория нравственности народов Дагестана
В нравственной культуре народов Дагестана помимо категорий «нравственность», «духовность», «милосердие» и другое, присущих общечеловеческой культуре, имеются категории, выражающие самобытные черты людей, обусловленные особенностями менталитета, психологии, религии и традиционной духовной культуры нашего края. Наиболее общей для многих народов Кавказа, так и нашего края является категория «намус». Как отмечает Магомедов А. А. «Намус впитал в себя все то нравственно ценное, что составляло основу морали горцев, их духовный потенциал» [3. C. 23]. В народной нравственности горцев принято, что намус -это категория морали, обобщенно выражающая нравственную сущность личности, это эталон чести и порядочности, т. е. образец безупречной, незапятнанной репутации, мерило оценки духовно-нравственной зрелости и целостности личности. В категории «намус» гармонически сочетаются духовность и нравственность. В самом широком смысле под термином «намус» понимают перечень норм общечеловеческой морали, выражаемый такими по-
72
Известия ДГПУ, №2, 2014
нятиями, как милосердие, миролюбие, взаимопонимание, взаимопомощь, благочестие, правдивость, истинность и верность, справедливость, прощение, скромность, мудрость, достоинство, законопослушание, доброжелательность, гуманность.
Людям с намусом чужды зло, убийство, насилие, трусость, низость, скупость, безнравственность и другие пороки, осуждаемые всеми народами. На-мус предписывает обращаться к старшим, добавляя к имени слова: дядя, отец, дедушка, тетя, мать, бабушка, а при обращении к младшим - сынок, внучек, племянник, дочка, внучка, племянница.
По установкам горского намуса каждый житель горного края, молодой или пожилой, мужчина или женщина должен с детства формировать в себе и проявлять следующие личностные качества: чувство собственного достоинства, соблюдение норм и правил общественного поведения, общительность, правдивость, верность своему (данному) слову, порядочность, аккуратность, трудолюбие, миролюбие, милосердие, почитание родителей и забота о них в старости, уважение к старшим, любовь к детям, забота о семейном благополучии, соучастие в беде и горе близкого человека, стремление помочь ему, гордость за свой тухум (род), за свой аул, за свой народ, гостеприимство, соблюдение традиций и обычаев своего народа, сотрудничество и содружество с людьми других национальностей, умение и стремление оказывать взаимопомощь, взаимовыручку, взаимоподдержку, проявлять взаимопонимание, верность своему народу, любовь к Родине, Любовь к животному и растительному миру, справедливость и честность при торговле и обмене.
История и опыт старших поколений подтверждают, что главные духовнонравственные ценности, интегрированные в категории «намус», соответствуют требованиям, предъявлявшимся к воспитанию нашими предками. Человеку, гражданину и патриоту нашей малой республики и Великой России не следует искать идеалы в культурах Запада и Востока, а нужно эффективно использовать образцовые нравственные установки, апробированные и отшлифованные в тысячелетней практике воспитания поколений и сконцен-
трированные в национальных культурах нашего многонационального Отечества.
На это максимально нацелен курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В соответствии с национальным воспитательным идеалом, закрепленным в Концепции [1], основная цель курса - воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлен на решение таких задач как:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- развитие нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- формирование ценностного отношения к здоровью, установка на здоровый образ жизни и безопасность.
Как видно и цели, и задачи данного курса, все направления духовнонравственного развития и воспитания дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
В дагестанских школах уже более 20 лет в 4, 8-11 классах изучается предмет «Культура и традиции народов Дагестана» [2; 7; 10]. Определяя целевые установки и задачи данного предмета авторы-составители акцентируют основное внимание на подготовку учащихся к восприятию, осмыслению, пониманию и применению в своей жизнедеятельности ключевых установок нравственной культуры народов Дагестана, созвучных с общечеловеческой нравственной культурой [2. C. 3-4; 10. С. 3-5]. Будем считать, что цель статьи достигнута, если
Психолого-педагогические науки
73
она хоть в какой-то мере нацелит педагогов и учащихся на успешное решение образовательных и воспитательных за-
дач, выдвинутых в Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Литература
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 2. Культура и традиции
народов Дагестана. Программа для 8-9 классов / автор-составитель Ш. А.Мирзоев. Махачкала,
1993. 38 с. 3. Магомедов А. М. Золотые правила народной педагогики Дагестана. Махачкала: Даггиз, 2010. 222 с. 4. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика: словесные средства воспитания. Махачкала, 1984. 112 с. 5. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана: содержание, формы и методы воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. 126 с. 6. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 185 с. 7. Мирзоев Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана. Учебник для 4-х классов. Махачкала: Лотос, 2009. 160 с. 8. Мирзоев Ш. А.
Дагъустандин халкьарин адетар ва меденият (Культура и традиции народов Дагестана) Учебник для 4-х классов лезгинских школ. Махачкала: Лотос, 2010. 175 с. 9. Мирзоев Ш. А. Если рядом
старший // Дагестанская правда от 15 сентября 1985 г. 10. Подготовка юношей и девушек к
жизни. Программа для 10-11 классов / авторы-составители Ш. А. Мирзоев, Т. Г. Саидов. Махачкала, 1994. 26 с.
References
1. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. The concept of spiritual and moral development and education of the person of the citizen of Russia. M. : Education, 2009. 2. Culture and traditions of the peoples of Dagestan. Program for 8-9 classes / аuthor-compiler Sh. А. Мirzoev. Makhachkala, 1993. 38 p. 3. Magomedov A. M. Golden rules of the traditional Dagestan pedagogics. Makhachkala: Daggiz,
2010. 222 p. 4. Mirzoev Sh. А. The folk pedagogics: verbal means of education. Makhachkala, 1984. 112 p. 5. Mirzoev Sh. А. The folk pedagogics of Dagestan: the content, forms and methods of education. Makhachkala: Daggiz, 1986. 126 p. 6. Mirzoev Sh. А. The folk pedagogics of Dagestan. Makhachkala: Daggiz, 1992. 185 p. 7. Mirzoev Sh. А. Culture and traditions of the peoples of Dagestan. Textbook for 4 forms. Makhachkala: Lotos, 2009. 160 p. 8. Mirzoev Sh. А. Culture and traditions of the peoples of Dagestan. Tutorial for 4 forms of the Lezgin schools. Makhachkala: Lotus,
2010. 175 p. 9. Mirzoev Sh. А. If the next is senior // Dagestanskaya Pravda / September 15, 1985. 10. Training of young men and women to life. Program for 10-11 classes / аuthors-compilers Sh. A. Mirzoev, T. G. Saidov. Makhachkala, 1994. 26 p.
Literatura
1. Daniljuk A. Ja., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii. M. : Prosveshhenie, 2009. 2. Kul'tura i tradicii narodov
Dagestana. Programma dlja 8-9 klassov / аvtor-sostavitel' Sh. A.Mirzoev. Mahachkala, 1993. 38 s. 3. Magomedov A. M. Zolotye pravila narodnoj pedagogiki Dagestana. Mahachkala: Daggiz, 2010. 222 s. 4. Mirzoev Sh. A. Narodnaja pedagogika: slovesnye sredstva vospitanija. Mahachkala, 1984. 112 s. 5. Mirzoev Sh. A. Narodnaja pedagogika Dagestana: soderzhanie, formy i metody vospitanija. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1986. 126 s. 6. Mirzoev Sh. A. Narodnaja pedagogika Dagestana. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1992. 185 s. 7. Mirzoev Sh. A. Kul'tura i tradicii narodov Dagestana. Uchebnik dlja 4-h klassov. Mahachkala: Lotos, 2009. 160 s. 8. Mirzoev Sh. A. Dagustandin halk'arin adetar va medenijat (Kul'tura i tradicii narodov Dagestana) Uchebnik dlja 4-h klassov lezginskih shkol. Mahachkala: Lotos, 2010. 175 s. 9. Mirzoev Sh. A. Esli rjadom starshij // Dagestanskaja pravda ot 15 sentjabrja 1985. 10. Podgotovka junoshej i devushek k zhizni. Programma dlja 10-11 klassov /
аvtory-sostaviteli Sh. A. Mirzoev, T. G. Saidov. Mahachkala, 1994. 26 s.
Статья поступила в редакцию 11.03.2014 г.