НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Ф. Т. Абрамян А. В. Соловьева
Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь между промышленностью и городским планированием в историческом и современном контексте развития города. Особое внимание уделяется планированию промышленного развития с точки зрения пространства. В статье обсуждаются стратегии возможного территориального планирования для содействия промышленному развитию.
Ключевые слова
неоиндустриализация, промышленная архитектура, городское планирование, развитие производства, постиндустриальное общество
Дата поступления в редакцию
24.04.2023
Дата принятия к печати
27.04.2023
о
Сй
1-
и
.0
с;
ш
1-
О
а
1-
и 5
О
г
м
О
-1
м
Э
СО
>5
0 X
и
Промышленные предприятия в городских районах влияют на урбанистическую среду, транс- Ч
портную инфраструктуру и качество жизни жителей [1]. Промышленные районы городов созданы вследствие промышленных революций, результатом которых является возникновение новых производственных отраслей и привлечение трудовых ресурсов в города. Кроме того, такие районы 5
существуют и часто формируются вокруг конкретных видов производства и становятся ключевым о
1
элементом городской культуры и идентичности. ^ I
Во время промышленной революции многие люди переселялись из сельской местности в го- ¡3 ^
рода для трудоустройства [2]. Однако такое резкое расселение и неограниченный рост городов ^ ^
° £
среда стала более удобной и пригодной для жизни, что способствовало привлечению большего
приводило к возникновению трущоб, загрязнению воздуха, заболеваниям и отсутствию зеленых
насаждений в городском ландшафте. Для решения этих проблем городские планировщики нача- О ¡^
ли разрабатывать новые стратегии, которые включали в себя установление стандартов жилья, со- ^ ¡5
здание парков и зеленых зон, а также зонирование городских районов. В результате, городская ^ о,
, я X I
количества людей в города. Таким образом, можно увидеть, что связь между промышленностью К ^
и городом имеет глубокие корни в истории и является важным аспектом развития городской сре- < £
а т
ды и жизни людей в ней. Ш ю
< »5
ь: 2 I- и
Традиционно города разделяются по функциональную назначению на три основные зоны: жилую, коммерческую и промышленную. Жилые и коммерческие зоны могут быть расположены в любой части города, тогда как для промышленных зон существуют ограничения. Основные проблемы, которые потребовали разработку зонирования городских территорий были следующие: загрязнение от заводов и фабрик, перенаселение жилых районов, высокая плотность застройки, отсутствие инсоляции внутри жилых помещений и зон общественного пребывания людей.
Для лучшего понимания эволюции пространственного взаимодействия между городами и промышленной средой можно классифицировать три пространственных прототипа отношений между городом и промышленностью, которые часто наблюдаются в настоящее время (таблица 1):
• «Смежный», основанный на принципе зонирования.
• «Автономный», характеризующийся крупными зонами, занимаемыми гомогенными промышленными зданиями и окруженными физическими границами.
• «Интегрированный», представляющий собой симбиоз жилого и рабочего пространства (см. таблицу 1) [4].
Таблица 1
Пространственные прототипы отношений между городом и промышленностью
Пространственный прототип Описание Характерные особенности
Смежный Основан на зонировании, где жилые, коммерческие и промышленные зоны разделены физическими и административными границами. Разделение зон, физические и административные границы, ограниченное использование земли, возможность регулирования и контроля.
Автономный Характеризуется крупномасштабными зонами, занимаемыми однородными промышленными зданиями и окруженными различными физическими границами. Единый функциональный центр, монолитность промышленной зоны, общая инфраструктура, наличие благоприятных условий.
Интегриров анный Представляет собой симбиоз между жилыми и рабочими пространствами, где промышленные зоны соседствуют с жилыми и коммерческими зонами. Мультифункциональность, доступность, гибкость использования земли, экономическая эффективность.
Рассмотрим примеры-аналоги, соответствующие каждому пространственную прототипу.
Смежный
Комплекс Wick Lane в Лондоне, Великобритания, является примером успешной реконструкции промышленной территории, которая была преобразована в многофункциональный городской квартал, объединяющий жилые, промышленные, коммерческие и общественные пространства. Комплекс состоит из четырех зданий, каждое из которых имеет свой уникальный архитектурный стиль, но в то же время гармонично вписывается в контекст района Лондона, отражая его промышленное наследие. Проект был разработан архитектурной студией dRMM, известной своей экологически устойчивой и инновационной архитектурой (Рис. 1).
Рис. 1. Комплекс Wick Lane, вид со стороны улицы 1
Одним из ключевых элементов градостроительного решения является принцип компактности, который был реализован за счет строительства четырех зданий на одной территории. Таким образом, было обеспечено максимальное использование доступной земли, что имеет особенно большое значение в условиях дефицита городских территорий.
Еще одним важным аспектом является принцип сочетания жилой, коммерческой застройки и промышленной в рамках зон смешанного использования. Данный подход позволяет обеспечить максимальную эффективность использования территории, удобство для жителей и посетителей, а также экономическое развитие.
Большое внимание уделяется созданию комфортной городской среды. В комплексе предусмотрены зеленые зоны, в том числе крытый дворик с живой растительностью и большой общественный парк. Данный подход обеспечивает доступ к природным ресурсам, улучшает качество городской среды и способствует созданию благоприятной атмосферы для жизни и работы (Рис. 2).
и
Z м
О
-I
м
D CD
Рис. 2. Общий концептуальный вид проекта Wick Lane2
1 URL: https://drmmstudio.com/project/wick-lane/
2 URL: https://drmmstudio.com/project/wick-lane/
>S
О X
и
о а о
S
н
и
0
1
С 1
м (U tfl « ш ^ .0 Э СО J
° £ С 0
° .о ° §
< £ , я
X I
I *
Ч I-
tL m
[Д СО < >S
I- ш
С точки зрения архитектурного решения, каждое здание Wick Lane имеет собственный уникальный стиль и характер, что создает впечатление разнообразия и одновременно гармонии в рамках одного комплекса. Различные материалы, такие как красный кирпич, черный кирпич, стекло и металл, используются в соответствии с конкретными архитектурными решениями и вносят свой вклад в формирование общего визуального образа комплекса (Рис. 3).
Рис. 3. Отделка одного из зданий комплекса Wick Lane традиционным для промышленной архитектуры материалом — профлистом 3
Комплекс Wick Lane можно отнести к пространственному прототипу «смежный», так как он основан на зонировании, где жилые, коммерческие и промышленные зоны разделены границами. Кроме того, он расположен в густонаселенном районе Лондона на ограниченном пространство с высокой плотностью застройки, что также характерно для смежного прототипа.
Автономный
Хаб Rotterdamsche Droogdok Maatschappij (RDM) представляет собой пример успешного переосмысления промышленной зоны и ее превращения в инновационный центр. В основе проекта лежит идея использования исторических зданий верфи и доков для создания нового экономического кластера, объединяющего научно-исследовательские, образовательные и предпринимательские организации (Рис. 4).
3 URL: https://drmmstudio.com/project/wick-lane/
Рис. 4. Общий вид на хаб Rotterdamsche Droogdok Maatschappij (RDM)
Ключевым архитектурным решением проекта является сохранение исторической архитектуры, которая сочетается с современными конструкциями и технологиями. Большая часть существующих зданий была реконструирована и приспособлена под нужды резидентов хаба. Одним из ярких примеров является здание древнего дока, которое было оборудовано современной крышей и техническими системами, которые обеспечивают комфортное пребывание (Рис. 5).
Рис. 5. Общий вид на хаб Rotterdamsche Droogdok Maatschappij (RDM)5
4 URL: https://www.rdmrotterdam.nl/ondernemen/
5 URL: https://www.rdmrotterdam.nl/ondernemen/
U
Z м
О
м D CD
>s
о
X
и
о а о
S
н
и
0
1
С 1
м (U
£0 «
ш ^
.0 э
ей .о
° £ С 0
0 £ ■ §
< £ , я
X I
1 *
Ч I-
tL m
LQ U
< »S
bJ 2 I- и
4
Также следует отметить градостроительное зонирование территории хаба. На его территории размещены научно-исследовательские лаборатории, инкубаторы стартапов, офисы и выставочные площадки. Отдельно выделены зоны для отдыха, спорта и прогулок. Такой подход позволил создать благоприятную среду для творческой, инновационной и созидательной деятельности.
Рис. 6. Ситуационный план Rotterdamsche Droogdok Maatschappij (RDM) 6
Важным аспектом проекта является использование новейших технологий и экологически чистых материалов. Все новые строения и конструкции выполнены с учетом принципов экологично-сти и энергоэффективности, что снижает воздействие на окружающую среду.
Хаб Rotterdamsche Droogdok Maatschappij (RDM) можно отнести к автономному пространственному прототипу, так как он характеризуется единым функциональным центром, монолитностью промышленной зоны, общей инфраструктурой и благоприятными условиями, включая доступность порта и водной транспортной инфраструктуры.
Интегрированный
Strathcona Village (бюро GBL Architects) — современный жилой комплекс, расположенный в одном из исторических районов города Ванкувер в Канаде. Комплекс был построен на месте бывшей фабрики маслосемечного масла и включает в себя несколько зданий переменной этажности с различным функциональным назначением (Рис. 7).
6 URL: https://www.rdmrotterdam.nl/ondernemen/
Промышленные помещения в комплексе Strathcona Village, расположенные в стилобате, оснащены современным оборудованием и инфраструктурой, которые обеспечивают эффективность и удобство пользования. Например, помещения оснащены высокими потолками и большими воротами для удобства загрузки и разгрузки; изолированными системами вентиляции и кондиционирования, которые обеспечивают комфортную рабочую и жизненную среду.
Функциональные назначения комплекса Strathcona Village позволяет жителям жить, работать и заниматься бизнесом на одной территории. Благодаря наличию промышленных помещений в комплексе, жители имеют возможность производить различные товары и услуги, используя современное оборудование и инфраструктуру, которые предоставляет Strathcona Village.
Такой подход соответствует принципам замкнутой экономики, когда производственный цикл Q.
О
начинается и заканчивается на одной территории, что позволяет сократить затраты на транспор-
(D
тировку и снизить уровень загрязнения окружающей среды. Кроме того, это способствует созданию более устойчивой и экономически эффективной среды, поскольку жители могут производить товары и услуги для других жителей комплекса, что способствует развитию локальной экономики.
Все эти факторы делают Strathcona Village примером интегрированного пространственного прототипа, который может служить образцом для других городских проектов.
между городами и промышленной средой является смежный. В настоящее время данная особенность объясняется тем, что существует разделение между жилой и промышленной зонами.
>s
о
X
S
н
и
0
1 < 1
£0 «
ш ^
.0 э
СО J
° £ ^ 8
Таким образом наиболее оптимальным прототипом для пространственного взаимодействия о ^
° л ■ §
< Q
Крупные автомагистрали и открытые пространства по соседству способствуют обособлению го- , я
рода от промышленной зоны. Кроме того, трудовые отношения между жителями и промышлен- о? Ч
I "
__£L Ю
[Д СО
7 URL: https://www.canadianarchitect.com/block-by-block/ ^ 'S
iJ л I- и
ностью не являются взаимоисключающим. Некоторые рабочие приезжают из других населенных пунктов, таких как города-спутники, поселки городского типа. Для лучшей интеграции промышленности с городом необходимо рассмотреть возможность развития производственных объектов в формате зон смешанного использования. Данные зоны смешанного использования предполагают объединение промышленных объектов с другими видами функционального назначения, такими как жилые, коммерческие и офисные. Данный подход позволяет использовать земельные ресурсы более эффективно, уменьшить необходимость в транспортировке товаров и перевозке людей, снизить нагрузку на инфраструктуру и улучшить качество городской среды. В зонах смешанного использования с производством может быть установлено ограничение на уровень шума, запаха, выбросов и других аспектов, чтобы обеспечить безопасность и комфортность проживания жителей. Зоны смешанного использования с производством могут способствовать созданию новых рабочих мест, стимулировать экономический рост города, стать центром притяжения людей, а также площадкой для общения людей из разных слоев населения города. [5].
Обобщая теоретические труды, можно сделать вывод, что исторически производственные объекты часто располагались в отдельных, изолированных от жилых и коммерческих зон районах. Рост технического прогресса и внедрение новых технологий позволяют производственным объектам становиться гибкими и мобильными в условиях городской среды. Наиболее перспективным пространственным взаимодействием между городами и промышленной средой являются зоны смешанного использования, где наряду с жилыми, коммерческими и офисными зданиями размещены промышленные объекты. В результате, производственные объекты могут быть более адаптированы и интегрированы в жилые и коммерческие зоны городов, что создает благоприятную среду для развития городских территорий. В результаты исследования выделены четыре временных периода, которые связаны с градостроительными концепциями и развитием городских территорий, учитывающие промышленную составляющую. Данные концепции характеризуют градостроительные и архитектурно-планировочные аспекты функционального зонирования города, на основе которых формируются наиболее перспективные и актуальные современные подходы к включению промышленности в рамках зон смешанного использования.
Библиографический список
1. Zhang, C.; Zhao, Y.; Chen, Y.; Fu, X.; Lu, Y. Sustainable Urban Planning and Land Use Management — An Investigation of the Relationship between EIA and SEA. Sustainability 2019, 11, 221. https:// doi.org/10.3390/su11010221.
2. Hirschman, C., & Mogford, E. (2009). Immigration and the American Industrial Revolution From 1880 to 1920. Social Science History, 33 (2), 191 - 229.
3. Hatuka, T. (2021). The New Industrial Urbanism. Archit. Design, 91, 14 - 23.
4. Morano, P.; Tajani, F.; Anelli, D. Urban planning variants: A model for the division of the activated "plusvalue" between public and private subjects. Valori Valutazioni 2021, 28, 31 - 48.
5. Freudendal-Pedersen, M., Kesselring, S., & Servou, E. What is Smart for the Future City? Mobilities and Automation. In: Kesselring, S., Urry, S. L. (eds.) Mobilities and Complexities, Routledge, 2018, с. 235 - 253.
6. Azadeh, A., Ebadi, A., Fattahi, P., Jafari, A., & Rouhani, O. M. (2016). Optimal location of industrial facilities considering environmental issues using multi-criteria decision-making approach. Environmental Science and Pollution Research, 23 (6), 5066 - 5077.
INDUSTRIAL PLANNING CONSIDERING THE URBAN ENVIRONMENT
F. T. Abramyan A. V. Soloveva
Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow
Abstract
The article discusses the relationship between industrial and urban planning in the historic and contemporary contexts. The focus is on planning of industrial development from a place-based perspective. The article includes a discussion of the various spatial planning strategies that have been used to promote industrial development.
The Keywords
new industrialization, industrial architecture, urban planning, industrial development, postindustrial society
Date of receipt in edition
24.03.2023
Date of acceptance for printing
27.04.2023
ID Z
H Û -I H
D
CÛ
Ссылка для цитирования:
Ф. Т. Абрамян, А. В. Соловьева. Новый взгляд на роль промышленности в городской среде. — Системные технологии. — 2023. — № 2 (47). — С. 155 - 163.
>S
О X
и
о а о
s н
и
0
1
С 1
M (U
cû £
ш ^
.Û Э
CÛ J
° £
С 0 » §
< î , я
X I
I "
{L m [Д со
< »s
I- m
« °
в x