ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 37 А. А. Кузьмин,
канд. техн. наук, доцент, СПГУВК
НОВЫЙ ВЕКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
A NEW VECTOR OF PROFESSIONAL TRANSPORT EDUCATION
В статье проведен анализ современного состояния системы высшего профессионального образования. Определено влияние последствий глобального экономического кризиса на систему западного и российского профессионального образования. Выявлены возможные направления изменений системы высшего образования в сложившейся социально-экономической ситуации.
The article provides an analysis of the current status of higher professional education system. It defines the impact of the global economic crisis on higher professional education systems of Western Europe and Russia. Various options are identified for higher professional education system development in the present socio-economic state.
Ключевые слова: высшее образование, студенты, преподаватели, реформа, компетенция. Key words: higher education, students, professors, reform, competence.
Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор.
Генри Форд
МВАДЦАТЬ первый век стал веком глобальных изменений как в политической, так и в экономической жизни всего мира. События последнего десятилетия показывают нарастание процессов глобализации в жизни планеты.
Новая Россия активно включилась в процесс мировой интеграции. Сегодня достигнуты серьезные позитивные результаты в области ограничения стратегических ядерных вооружений, Россия стоит на пороге вступления в ВТО, значительно укрепилось влияние нашей страны на многие европейские и мировые политические и экономические процессы. Одним из серьезных шагов в международной деятельности стало вступление России в Бо-лонский процесс.
История создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) связана с принятием на пороге III тысячелетия Всеобщей хартии европейских университетов, что произошло на юбилейной конференции в 1998 году по случаю Девятого Столетия Болонского университета.
В 1999 году была принята «Болонская декларация», которая определила перспективы создания ЕПВО. В настоящее время к ней присоединилось 47 стран-участниц, Россия вступила в ЕПВО в 2003 году.
Среди важнейших принципов ЕПВО были провозглашены следующие:
— независимость исследовательской и преподавательской деятельности;
— интеграция учебного процесса и исследовательской деятельности;
— свобода преподавания, исследований и обучения;
— приверженность университетов традициям европейского гуманизма, признание необходимости взаимного познания и взаимодействия культур.
Однако финансовый кризис, разразившийся в одной из самых развитых стран мира, привел к глобальному экономическому кризису, затронувшему все мировое сообщество. Последствия этого кризиса отразились практически на всех сферах жизни общества.
л са
Политические и экономические веления нового времени, движение по пути интеграции в мировое образовательное пространство требуют от российского общества глубоких преобразований, касающихся в том числе и всей системы профессионального образования.
Неоднозначные изменения, произошедшие в стране в 90-е годы XX столетия, практически привели к разрушению системы начального профессионального образования и серьезным проблемам в среднем профессиональном образовании. Безусловно, что и система высшего образования пережила серьезные трудности, которые дают о себе знать и сегодня. Прежде всего это связано с физическим и моральным износом лабораторного оборудования и аудиторного фонда, снижением уровня подготовки молодых перспективных научных и педагогических работников для пополнения кадрового резерва высшей школы, отсутствием серьезной мотивации для продолжения работы в вузах молодых ученых.
Кризисные негативные социальные и экономические изменения в обществе повлияли на существенное снижение качества базовых знаний школьников, а острая демографическая проблема привела к тому, что дефицит абитуриентов для системы высшего профессионального образования будет ощущаться еще до 2017 года.
Таким образом, все вышеперечисленные причины привели к необходимости формирования нового взгляда на систему образования, создания новой парадигмы образования, т. е. системы теоретических и методологических установок, принятых в качестве образца и разделяемых всеми членами российского научно-педагогического сообщества.
Реализация личностной парадигмы стала ведущей тенденцией образования и в целом педагогического сознания российского общества к концу ХХ столетия. Полагалось, что знаниево-просветительская парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, исчерпала свои возможности.
В нашем обществе долгое время, и не без основания, считалось, что функция об-
разования не сводится только к знаниевому насыщению человека. Жизненная практика не раз убедительно показывала, что широта и энциклопедичность знаний может уживаться с недообразованностью человека в собственно человеческом аспекте.
Реализация личностной парадигмы образования, на мой взгляд, не вполне оправдала себя на рассматриваемом временном участке развития российского общества. Возможно, это может быть объяснено своеобразным «рассогласованием» между гуманизацией российского образования с его вниманием к внутренней самореализации потребностей личности индивида, и стремительным скачком инновационных и информационных технологий в различных сферах деятельности западного общества на основе технологиза-ции системы профессионального образования.
Стремительный рост количества знаний вызвал бурное развитие систем и технологий образования с соответствующей знаниевой ориентацией. Одновременно развивалась методология образовательных проектов, направленных на обеспечение высокого качества знаний. Отсюда — стандартизация, модульность, технологизация обучения. Знаниевая педагогика имеет предметную ориентировку и обслуживает практическую деятельность человека. Нужно ли образовывать человека в области формирования его личностного мира, а не только в предметной сфере? Положительный ответ на этот вопрос, как мне кажется, очевиден. Однако, как показывает опыт западных стран, реализация именно знаниевой парадигмы в современном обществе является в настоящее время наиболее эффективной.
При этом следует отметить, что подходы к реализации профессионального образования в Западной Европе и США не только существенно различались ранее, но также различаются и в настоящее время. Хочу заметить, что советское высшее техническое образование образца 70-80-х годов ХХ века, реализовавшее знаниевую парадигму, вобрав в себя положительные черты западноевропейского образования, использовало и подходы американского высшего образования. При
л ей
Используемые образовательные технологии должны быть по возможности приближены к квазипрофессиональной деятельности будущих выпускников, т. е. носить инновационный характер по сравнению с традиционными технологиями. Таким образом, образовательная деятельность студентов должна реализо-вываться на стыке классического аудиторного образования, научных технологических достижений и практической производственной деятельности. Поэтому преподаватель, организующий и реализующий учебный процесс в университете новой формации, должен обладать универсальным набором качеств: быть специалистом в преподаваемой области, владеть информационными технологиями и навыками организатора-консультанта для работы в группе.
Для соответствия быстро меняющимся достижениям науки и технологий, а также требованиям потребителей — студентов, предприятий, общества — от преподавателя требуется постоянное повышение квалификации в различных направлениях его деятельности. Такая организационно-психологическая перестройка своего труда под силу далеко не каждому. Это обусловлено целым рядом факторов: возрастом, внутренними психологическими установками, недостаточным профессиональным или педагогическим опытом, отсутствием внутренней мотивации или материальной заинтересованности. Таким образом, для реализации образовательного процесса, соответствующего современным требованиям, необходима подготовка целой плеяды преподавателей новой формации. Это проблема не одного отдельно взятого вуза, а всех учебных заведений, заинтересованных в своей конкурентоспособности на российском образовательном пространстве. Если же говорить о конкурентоспособности российского образования на европейском и мировом образовательном пространствах, то эта заинтересованность должна проявляться на государственном уровне посредством реализации государственной целевой программы по подготовке современного педагогического кадрового состава высшей школы, организации конкурсных программ среди преподавателей вузов и т. д.
Безусловно, без государственного участия на начальном этапе не обойтись. Сегодня менталитет наших преподавателей таков, что большинство из них не готовы вкладывать значительные средства в самообразование и повышение своей квалификации. Для изменения сознания преподавателей, получивших образование и сформировавшихся в советское время и в периоды неоднократных экономических кризисов, должно пройти время. Поэтому участие государства и вузов в массовой подготовке преподавателей целесообразно. Однако это не должно носить затяжной характер, чтобы не формировать у вузов иждивенчества в этом вопросе. Американские авторы, например John Stuhr, ссылаются на то, что бесспорными лидерами в университетах становятся те преподаватели, которые любыми способами привлекают массы студентов, мобилизуют грантовую поддержку со стороны фондов и частных инвесторов, а также постоянно работают над своим личным брендом на внешнем рынке, включая престижные премии, публикации, связь со СМИ и пр. В рамках университета выживает тот, кто не только может произвести новое знание, но и обладает способностями выгодно его реализовать в рыночных условиях. В этом смысле предполагается, что каждый преподаватель должен иметь хотя бы минимальные умения и в области менеджмента. Сегодня государственная финансовая поддержка государственных вузов США (как на федеральном, так и на уровне штата) покрывает не более 30 % всех расходов. Оставшиеся средства должны быть в любом случае мобилизованы из других источников.
Как уже отмечалось ранее, в современных условиях учебный процесс подразумевает новые потребительские качества. Сегодня образование человеку необходимо для последующего получения прибыли. Соответственно, эти знания должны быть востребованы в производстве или сфере услуг именно сегодня, то есть механическое накопление знаний или просто расширение кругозора и эрудиции объективно сменяется необходимостью эффективного использования полученных знаний здесь и сейчас. Это соответствует и новой
парадигме знания, возобладавшей в американском высшем образовании. Ее описал Роберт Линд (Robert Lynd) в теории «полезного знания» (useful knowledge), то есть знания, имеющего немедленную и сугубо практическую эффективность и выгоду. Такой прагматичный подход к образованию повлек за собой необходимость внедрения в систему российского образования компетентностно-го подхода, основанного на формировании у выпускников университета набора так называемых компетенций, то есть умений выпускников применять приобретенные в результате обучения знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности для получения конкретного результата.
Кроме введения компетентностного подхода еще одним шагом прогматизации российского образования является переход на уровневое обучение: бакалавриат, магистратура, специалитет. В связи со вступлением России в Болонский процесс уже с 2011 года практически вся система российского образования переходит на уровневое обучение. Существуют различные точки зрения на эти изменения российской образовательной системы. Возможно, что в настоящее время для государства экономически выгодно обучение большого количества граждан в более короткие сроки, чем раньше. Кроме того, в условиях довольно быстрого изменения и обновления требуемых профессиональных знаний, умений и навыков четырехлетние программы бакалавриата могут эффективнее обеспечить требуемый уровень современных знаний, позволяя вузам быстрее модернизировать свои образовательные программы. Однако нельзя не учитывать и то, что каждые четыре года на рынок труда будет вливаться значительное количество современного интеллектуально образованного, но не в полной мере востребованного трудового ресурса, что может усугублять непростую социально-экономическую ситуацию.
Четырехлетнее высшее образование по программам бакалавриата даст выпускнику необходимые общепрофессиональные знания, которые позволят молодому специали-
сту достаточно быстро адаптироваться на рабочем месте и в короткие сроки приобрести необходимые умения и навыки для выполнения поставленной перед ним задачи. При этом государство снимает с себя обязательства по финансированию дополнительного учебного года, как это было при существовавшей ранее системе образования, перенося дообразование выпускников вуза на плечи работодателя. Выпускники бакалавриата, желающие получить углубленные знания в области предыдущего образования, могут продолжить свое обучение в магистратуре. Количество бюджетных мест для лиц, желающих продолжить свое обучение в магистратуре и финансируемых из государственного бюджета, значительно меньше, чем выпускников-бакалавров. Это также снижает финансовые обязательства государства перед системой образования.
Обе эти идеи — уровневость образования и компетентностный подход — нашли свое отражение в структуре введенных с 1 января 2011 года федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Для преодоления пути от осознания необходимости качественного изменения российского образования до реализации этих идей в виде ФГОС потребовалось долгих 10 лет. Это время изучения опыта западноевропейского и американского высшего образования и адаптации его к российской системе образования, доведение этих подходов от идеи, практически до конкретных методик.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории РФ, имеющими государственную аккредитацию.
Утвержденные ФГОС имеют ряд существенных отличий по сравнению с предыдущими ГОС второго поколения.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен теперь составлять не менее 20 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа должны занимать не более 40 % аудиторного времени, что смещает акценты в организации учебного процесса в сторону увеличения самостоятельной работы студентов.
Трудоемкость освоения ООП оценивается в зачетных единицах. Это обеспечит мобильность наших студентов в международном образовательном пространстве.
Одним из нововведений ФГОС являются особые, повышенные требования к информационному обеспечению ООП.
Каждый студент должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе (ЭБС), содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 % обучающихся. ЭБС должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Должна быть обеспечена доступность не менее 10 % обучающихся к сетям типа Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства РФ об интеллектуальной собственности и международных договоров РФ в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Для реализации ООП университет должен располагать современной материально-технической базой, обеспечивающей проведе-
ние всех видов подготовки, предусмотренных учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Каждый ФГОС содержит минимально необходимый перечень материально-технического обеспечения для реализации ООП бакалавриата.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) университетом должны быть созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Кроме того, обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
Реализация этих требований к организации учебного процесса позволит сформировать новое поле для реализации образования качественно другого уровня.
Однако необходимо отметить, что еще далеко не все представители педагогического сообщества до конца понимают смысл ком-петентностного подхода. Но справедливости ради следует сказать, что на этот вопрос существуют разные взгляды со стороны западноевропейской и американской школ.
Американский подход рассматривает компетенции как описание поведения сотрудника.
Компетенция, с точки зрения американцев, — это основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиться высоких результатов в работе.
При этом проповедуется «корпоративная модель» — подход, когда компетенции разрабатываются под конкретную компанию. Корпоративная модель, например, реализована на предприятиях фирмы «Форд» в г. Всево-ложске Ленинградской области.
Ее преимуществами являются: привязанность к ценностям конкретной компа-
Рис. 2. «Колесо компетенций» Claude Flück
признаку. Именно этот подход и нашел отражение в вводимых федеральных государственных образовательных стандартах. Однако не следует слепо, без привязки к отечественной действительности, следовать зарубежным моделям.
В отличие от предлагаемых ФГОС общекультурных и профессиональных компетенций западноевропейская система обра-
зования предлагает следующую компетент-ностную модель (рис. 2).
По мнению зарубежных ученых (немецкая модель организации образовательного процесса), соотношение теоретического и практического обучения на различных этапах реализации образовательной программы должно носить вариативный характер (см. таблицу).
Распределение теоретического и практического обучения в учебно-производственных комплексах
I этап 70 % лекций 30 % практики
II этап 30 % лекций 70 % практики
III этап консультации 100 % практики
Такой подход к организации учебного процесса существенно увеличивает роль практической составляющей, реализуемой на базовых предприятиях — потребителях кадров. При этом предприятия должны не только предоставить места для прохождения практик, но и совместно с вузом участвовать в формировании образовательного вектора технических и организационных компетенций. Кроме того, это повышает роль предприятия-заказчика и в воспитании кадров через
формирование социальных компетенций и компетенций адаптации.
Для обеспечения высокой заинтересо- ?
ванности предприятий в подготовке будущих специалистов государству необходимо обеспечить стимулирование партнерства предприятий с вузами через дифференцированную систему льготного налогообложения. Предприятия, в свою очередь, должны поощрять наставничество своих сотрудников, становиться привлекательными для
л са
студентов с целью их последующего трудоустройства.
Однако любая модель системы образования «мертва» без заинтересованного участия в ней потенциальных потребителей — абитуриентов и студентов. Поэтому формирование современных специалистов, которые в недалеком будущем станут основной производительной силой материальных благ нашего общества, следует начинать со школьной скамьи. Эффект от вкладываемых средств и усилий будет достигнут только тогда, когда образовательный вектор «школа — вуз — предприятие» будет неразрывен.
Что касается одной из проблем в структуре и эффективности высшего образования, то причина здесь кроется не столько в уменьшении объемов финансирования, сколько в потенциальной профессиональной дезориентации. Несостоятельность профессиональной ориентации в школах ведет к переполнению рынка труда невостребованными специалистами, в результате чего замыкается порочный круг: государство тратит деньги на специалиста, который впоследствии реальных ценностей по выбранной профессии не производит, а пополняет ряды безработных, нуждающихся в материальной помощи со стороны того же государства, или трудится в непрофильной отрасли.
Оценивая прошедшие 20 лет реформ российского образования, следует подчеркнуть, что за это время произошла смена основ образовательной политики, стало возможным многоканальное финансирование образования, сложился рынок образовательных услуг. Однако коренная перестройка системы образования отличается сложностью, болезненностью, глубокими противоречиями. На протяжении рассматриваемого периода наблюдалась борьба двух тенденций. С одной стороны — технократический подход к модернизации образования, основанный на понимании образования как условия обеспечения государственной безопасности и его поступательного развития, с другой — гуманистический, восходящий к свободному образо-
ванию, высшей ценностью которого является личностное развитие.
В настоящее время определяющим в процессе модернизации становится стремление к оптимизации образования, к использованию рыночных механизмов как фактора его саморазвития, установления баланса между различными источниками его финансирования. По сути, модернизация направлена на создание управляемого рынка, формирование культуры рыночных отношений в образовании. Несмотря на несомненные достижения в этом направлении, еще существует ряд проблем, пока не нашедших своего решения. В частности, стремление активно использовать европейский опыт нередко приводит к игнорированию национальных традиций. Нельзя забывать, что механическое перенесение заимствованных моделей очень часто оборачивается негативными последствиями. Кроме того, следует признать, что постоянное выдвижение новых задач, не всегда согласующихся с предшествующими, нарушение преемственности в государственной образовательной политике наносит вред стабильности в образовании, не позволяет всесторонне осмысливать и анализировать достижения и недостатки проводимых изменений.
Несмотря на неоднозначные оценки европейского образовательного пространства и неоднородность отечественного высшего образования, очевидно, что развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участников и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей, конкурентных преимуществ отечественной системы образования.
Список литературы
1. Бордовская Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: Питер, 2004.
2. Жуков А. Д. Образование в России: Проблемы и решения / А. Д. Жуков, Н. М. Канаев. — М.: ЭКМОС, 2000.
3. Лиферов А. П. Интеграция мирового образования — реальность третьего тысячелетия / А. П. Лиферов. — М., 1997.
4. Невежина М. М. Педагогика / М. М. Невежина, Н. В. Пушкарева, Е. В. Шарохина. — М.: Риор, 2005.
5. Москва, Кремль. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Электронный ресурс http://www.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml.
6. Савченко Н. А. Инновации в образовании: основания и смысл // Электронный ресурс // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84210.
7. Савченко Н. А. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы // Электронный ресурс // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84211.
8. Береснева О. А. Концепция инновационного развития образования Новосибирской области // http://www.websib.ru/develop/page.php?article.
УДК 681.322:0/9 И. В. Юрин,
канд. военных наук, СПГУВК;
Е. А. Глущенко,
аспирант, СПГУВК
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
APPLICATION OF MODERN INTERNET TECHNOLOGIES ON RIVER TRANSPORT
Описываются основные аспекты применения WiMAX-технологий на водном транспорте. Рассматривается возможность использования интернет-служб применительно к речному судоходству.
The basic aspects of application of WiMAX-technologies on a river transport are described. Possibility of use of Internet services with reference to river navigation is considered.
Ключевые слова: АСУДС, беспроводные сети, 802.16, передача данных, системы управления движением судов, беспроводной стандарт.
Key words: shipping, shipping management systems, data transmission, wireless networks, wireless standard, IEEE 802.16, WiMAX.
И
НТЕРНЕТ — это своего рода набор услуг, который постоянно пополняется и развивается в зависимости от пропускной способности каналов передачи данных. Благодаря глобальной сети появи-
лась возможность обмениваться информационными и управляющими цифровыми сигналами. Это открывает огромные перспективы для речного судоходства. При условии, что корабль будет погружен в высокоскоростную
3
ж
Гб5|