Научная статья на тему 'Новый учебник по психологии труда'

Новый учебник по психологии труда Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
412
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / "ХРОНОТОПЫ ЗНАНИЯ" / TEXTBOOK / WORK PSYCHOLOGY / "KNOWLEDGE CHRONOTOPES"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зиновьева Дина Муратовна

В рецензии содержится аналитическая оценка объемного учебного пособия В. А. Толочека по учебному курсу «Психология труда» как научной и учебной дисциплине. По оценке автора, его позицию можно определять как эволюционный подход в освещении дисциплины. Характерные особенности названного подхода проявляются в разных фрагментах книги: в анализе исторических тенденций изменения свойств социальных объектов (людей, групп, организаций, демократических институтов), в характере социального запроса к дисциплине, организации и технологий труда, в изменениях важных свойств субъекта труда на протяжении ХХ столетия. Также особенности этого подхода проявляются и при анализе состояния смежных научных дисциплин социологии, социальной психологии, организационной психологии, психологии управления, их понятийного и методического арсенала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Textbook on Work Psychology

The review provides an analytical assessment of an extensive textbook, which adapts V. A. Tolochek’s thinking for the optimal form of a textbook for a course in Work Psychology as a scientific and academic discipline. According to the author, his position can be defined as an evolutionary approach to the overview of the subject. Characteristic features of this approach are apparent in various passages of the book: in the analysis of historical trends in the changes in properties of social objects (people, groups, organizations, and democratic institutions), in the nature of social demand for this discipline, in the changes of workplace management and technologies, and in the changes of important properties of the labor subject throughout the twentieth century. Additionally, the features of this approach manifest themselves in the analysis of allied scientific disciplines sociology, social psychology, organizational psychology, psychology of management, and their conceptual and methodological instruments.

Текст научной работы на тему «Новый учебник по психологии труда»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2(22)

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

НОВЫЙ УЧЕБНИК ПО ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Рецензия на книгу: ТолочекВ. А. Психология труда : учеб. пособие. 2-е изд., доп. СПб. : Питер, 2017. 480 с.

Д. М. Зиновьева

Зиновьева Дина Муратовна - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (Волгоградский институт управления), Россия E-mail: [email protected]

В рецензии содержится аналитическая оценка объемного учебного пособия В. А. Толочека по учебному курсу «Психология труда» как научной и учебной дисциплине. По оценке автора, его позицию можно определять как эволюционный подход в освещении дисциплины. Характерные особенности названного подхода проявляются в разных фрагментах книги: в анализе исторических тенденций изменения свойств социальных объектов (людей, групп, организаций, демократических институтов), в характере социального запроса к дисциплине, организации и технологий труда, в изменениях важных свойств субъекта труда на протяжении ХХ столетия. Также особенности этого подхода проявляются и при анализе состояния смежных научных дисциплин - социологии, социальной психологии, организационной психологии, психологии управления, их понятийного и методического арсенала. Ключевые слова: учебное пособие, психология труда, «хронотопы знания».

В. А. Толочек - специалист по психологии труда и автор неоднократно переизданных учебных пособий по этой дисциплине [1, 2], последнее издание учебного пособия вышло в 2017 г. [3].

Сфера профессий в современном мире быстро изменяется - исчезают одни, появляются другие, видоизменяются почти все. Радикально изменяются организация труда и технологии профессионального труда, все это должно находить отражение в учебных пособиях. Если сравнивать с первыми вариантами учебного пособия («Современная психология труда», 2005-2010), то в новом учебном пособии В. А. То-лочека более полно отражены вышеназванные тенденции, отдельная глава, четырнадцатая, посвящена прогнозу перспектив и развития этой дисциплины. Во втором, рецензируемом, издании более полно представлены работы современных ученых, в которых содержатся анализ и оценки наиболее значимых изменений в сфере профессий.

В освещении ключевых вопросов дисциплины «Психология труда» В. А. Толочек использует такие формы представления материала, как: обзоры состояния научных исследований по теме, которые включают фрагменты работ специалистов, что позволяет точнее отражать их представления о предмете и их научные позиции; фрагменты первоисточников; авторские замечания о важных научных и социальных контекстах, отмеченные знаком NB; акцентирование внимания читателей на исторических контекстах и последовательности освещения тех или иных явлений, которые выделяются как специфические единицы - «хронотопы знания <... > как спонтанно складывающиеся в недрах науки исторические формы отображения действительности» [3, с. 11]. Важным средством освещения базовых вопросов дисциплины можно назвать

© Зиновьева Д. М, 2017

Представляем книгу

приведение автором разных образцов психограмм, нескольких типовых схем профессиограмм, схем и методов решения задач профессионального отбора. Одной из особенностей учебника стало введение методологического анализа в канву изложения конкретного учебного материла.

Каждая глава учебника заканчивается разделом «Парадигмы», содержащей краткий критический анализ содержания главы. В «Парадигмах» внимание читателей фиксируется на неоднозначности имеющихся научных фактов, на их разной, часто неполной и односторонней интерпретации, на необходимости видеть и понимать психологическое знание как развивающееся, эволюционирующее, как «живое», всегда ориентированное и всегда ограниченное требованиями социального заказа, уровнем развития методологии дисциплины, сложившимися научными парадигмами, позицией ученого.

Автор склонен к проблемному изложению учебного материала, что и отмечено во введении: «Цель книги - не в том, чтобы "расставить все точки над I", а в том, чтобы помочь читателю в выборе приоритетов, в предложении альтернатив, в уточнении критериев и ориентиров в его продвижении к пониманию изучаемого предмета или явления» [3, с. 7].

Последовательность освещения учебного материала в 14 главах пособия выстроена от более общих и концептуальных вопросов к задачам и содержанию психологической практики, которые трактуются автором как более сложные, и к темам, связанным с использованием знаний в практической работе с людьми. В то же время автор почти не затрагивает этики работы психолога в организации проблем; они представлены в контексте и нашли отражение в структуре его книги.

В первой и второй главах («Психология труда как область научного знания о труде», «История психологии труда») обозначены границы и задачи дисциплины с учётом научных традиций и позиций отечественных учёных. В третьей главе («Психология труда: основные составляющие научной дисциплины») даётся представление о дисциплине в широком смысле слова, о её «дочерних» ответвлениях - инженерной психологии, эргономике, организационной психологии, профориентации, профессиональном обучении - и собственных задачах психологии труда в узком смысле слова. В главах с четвертой по одиннадцатую обсуждаются отдельные крупные вопросы и проблемы, актуальные для психологии труда: «Профессия, трудовой пост и рабочее место», «Эргатические функции и классификации профессий», «Методы изучения трудовой деятельности», «Факторы эффективности труда», «Адаптация человека к профессиональной деятельности», «Профессиографическое описание труда и субъекта», «Профессиональное самоопределение», «Периодизация жизни и профессиональная карьера». В двенадцатой и тринадцатой главах

(«Профессиональный отбор персонала организаций» и «Подбор, наём и расстановка персонала») рассматриваются связи научных и прикладных задач, особенности социально-психологических технологий на примере профессионального отбора кандидатов в профессии разных типов. Варианты анализа особенностей социальных технологий подбора, обучения и аттестации персонала организаций представлены с учетом субкультуры организаций, изменения исторических тенденций работы с людьми на протяжении ХХ в. - от «учёта кадров» к «управлению человеческими ресурсами».

В четырнадцатой главе («Перспективы развития объекта и предмета психологии труда») анализируется динамика развития дисциплины на протяжении ХХ в., её особенности в границах начала нового столетия, пути поисков и описания учёными новых сущностных свойств предмета психологии труда, её актуальных задач. Автор учебника считает, что определяющими перспективными задачами психологии труда должны стать: изучение закономерностей и связей функциональных единиц - «диад», в которых поведение и деятельность субъектов совместной деятельности (врач - пациент, руководитель - подчинённый и т. п.) взаимообусловлены в специфических субкультурах организации. Вероятной перспективой видит он становление дифференциальной психологии труда и, кроме того, ставит задачу формирования прогнозирующей психологии и психоархеологии: здесь автор, по сути, возвращает в нашу науку изначальное предназначение психотехники (в понимании В. Штерна) и переводит психологию труда в разряд фундаментальных психологических дисциплин.

Важным достоинством учебного пособия стало использование В. А. Толочеком широкого круга современных работ активно действующих ученых и специалистов (публикаций последних лет по многим рассматриваемым вопросам), стремление вовлечь их в методологический анализ - обобщить или акцентировать внимание читателей на некоторых новых исследованиях не только для подтверждения устоявшихся положений и подходов, но и поиска перспективных линий развития психологии труда.

Ряд вышеназванных и других достоинств учебного пособия позволяет считать его не только «дополняющим» другие известные [4-7], но и ценным во многих отношениях учебником.

В заключение можно сказать, что учебное пособие «Психология труда» В. А. Толочека -интересная, содержательная книга, знакомство с которой будет полезным как для студентов, обучающихся по направлениям (специальностям) подготовки «Психология», «Социальная работа», «Управление персоналом», так и для преподавателей и практиков - менеджеров, консультантов, сотрудников служб персонала, педагогов. Единственным пожеланием может быть расширение

Приложения

191

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2(22)

адресатов при переиздании книги до магистрантов и аспирантов.

Библиографический список

1. Толочек В. А. Современная психология труда : учеб. пособие по направлениям и специальностям психологии. 2-е изд., перераб. СПб., 2010. 432 с.

2. Толочек В. А. Психология труда : учеб. пособие. СПб., 2016. 480 с.

3. ТолочекВ. А. Психология труда : учеб. пособие. 2-е изд., доп. СПб., 2017. 480 с.

4. История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы XX века) / под ред. В. П. Зинченко, В. М. Муни-пова, О. Г. Носковой. М., 1983. 360 с.

5. Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология : современное состояние и перспективы : хрестоматия. М., 1995. 448 с.

6. Манухина С. Ю. Психология труда : хрестоматия : учеб.-метод. комплекс. М., 2011. 277 с.

7. Психология труда, инженерная психология и эргономика : учеб. для академического бакалавриата / под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. М., 2015. 618 с.

Образец для цитирования:

Зиновьева Д. М. Новый учебник по психологии труда // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2 (22). С. 190-192.

New Textbook on Work Psychology Dina M. Zinovyeva

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Volgograd Institute of Management) 8, Gagarin str., Volgograd, 400131, Russia E-mail: [email protected]

The review provides an analytical assessment of an extensive textbook, which adapts V. A. Tolochek's thinking for the optimal form of a textbook for a course in Work Psychology as a scientific and academic discipline. According to the author, his position can be defined as an evolutionary approach to the overview of the subject. Characteristic features of this approach are apparent in various passages of the book: in the analysis of historical trends in the changes in properties of social objects (people, groups, organizations, and democratic institutions), in the nature of social demand for this discipline, in the changes of workplace management and technologies, and in the changes of important properties of the labor subject throughout the twentieth century. Additionally, the features of this approach manifest themselves in the analysis of allied scientific disciplines - sociology, social psychology, organizational psychology, psychology of management, and their conceptual and methodological instruments. Key words: textbook, work psychology, «knowledge chronotopes».

References

1. Tolochek V. A. Sovremennayapsikhologiya truda: uchebnoe posobie po napravlenijam i special'nostjam psihologii

(Modern work psychology: the study guide in areas and specialities of psychology). St. Petersburg. 2010. 432 p. (in Russian).

2. Tolochek V. A. Psikhologiya truda: Uchebnoe posobie (Work psychology: the study guide). St. Petersburg, 2016. 480 p. (in Russian).

3. Tolochek V. A. Psikhologiya truda: uchebnoe posobie. 2-e izd., dop. (Work psychology: the study guide. 2nd edition). St. Petersburg, 2017. 480 p. (in Russian).

4. Istoriya sovetskoypsikhologii truda. Teksty (20-30-e gody XX veka) (History of Soviet work psychology. The texts

{20-30 years of the XX century}). Eds. V. P. Zinchenko, V. M. Munipov, O. G. Noskova. Moscow, 1983. 360 p. (in Russian).

5. Leonova A. B., Chernysheva O. N. Psikhologiya truda i organizatsionnayapsikhologiya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy: khrestomatiya (Work psychology and organizational psychology: contemporary state and perspectives: chrestomathy). Moscow, 1995. 448 p. (in Russian)

6. Manukhina S. Yu. Psikhologiya truda: khrestomatiya: ucheb.-metod. kompleks (Work psychology: Chrestomathy: Learning and teaching complex). Moscow, 2011. 277 p. (in Russian).

7. Psikhologiya truda, inzhenernaya psikhologiya i ergonomika: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata (Work psychology, engineering psychology and ergonomics: textbook for academic bachelors). Eds. E. A. Klimov, O. G. Noskova, G. N. Solntseva. Moscow, 2015. 618 p. (in Russian).

Cite this article as:

Dina M. Zinovyeva. New textbook on work psychology. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. EducationalAcmeology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 2 (22), pp. 190-192.

192

Приложения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.