Научно-технические разработки
УДК 002 2:614.84:35
В.Н. Зубков, Г.И. Грибовский (ГУ ГОЧС Курской области),
В.М. Добров
НОВЫЙ СТАТУС ТЕЛЕФОНА «01» В ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ - УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ
Изложены основные подходы и направления работы ГУ по делам ГОЧС Курской области, характерные для многих ЕДДС в субъектах Российской Федерации
В.Н. Зубков
Г.И. Грибовский
В настоящее время основные усилия территориальной подсистемы РСЧС Курской области из всего комплекса задач защиты населения и территорий от ЧС направлены, в первую очередь, на дальнейшее развитие объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) Курской области.
На основе нашего многолетнего опыта создания ОСОДУ Курской области мы можем сказать о том, что в условиях адаптации Государственной противопожарной службы в системе МЧС России вопросы, связанные с новым статусом телефонного номера «01», являются наиболее острыми и актуальными.
Рассмотрим основные подходы, взгляды и направления работы ГУ по делам ГОЧС Курской области по созданию единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) и ОСОДУ Курской области в целом; отражены те моменты, которые по нашему мнению характерны для многих ЕДДС и будут интересны для всех участников аналогичных работ по созданию ОСОДУ в субъектах Российской Федерации.
Создание ОСОДУ Курской области проводилось в целях реализации политики МЧС России, направленной на снижение рисков возникновения ЧС природного и техногенного характера, минимизации ущерба экономики от их последствий и снижению людских потерь. На этапе начала работ по созданию нашей службы (вторая половина 1997 г.) не были проработаны вопросы, связанные с нормативно-правовой базой, обеспечивающей и регламентирующей порядок создания данных служб и поэтому усилия ГУ по делам ГОЧС Курской области были направлены на реализацию комплекса организационно-технических мероприятий по следующим основным направлениям:
— формирование принципов построения и организации функционирования ЕДДС, обеспечивающих координацию деятельности сил и средств;
— разработка нормативно-правовой базы;
— создание телекоммуникационной среды, обеспечивающей возможность совместных действий ЕДДС Курской области;
— создание информационных ресурсов, для поддержки процессов принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС на территории Курской области.
Создание ЕДДС проводилось на основе решений губернатора Курской области, соглашений между Министром МЧС России и губернатором Курской области по разработке унифицированных проектных решений по созданию ЕДДС, которые, в последующем, были положены в основу приказов МЧС России, определяющих направление развития ЕДДС в субъектах РФ. ВНИИ ГОЧС был разработан технический проект автоматизированной системы ЕДДС и организационно-технические указания по разработке ГИС-технологий. Одновременно был согласован и утвержден план создания сети связи и передачи данных ЕДДС, а также порядок проведения эксперимента по совершенствованию системы оповещения в свете концепции развития системы связи и оповещения МЧС России.
За истекший период проведена большая работа по развитию и
Корпоративная сеть связи
Рис. 1. Единая телекоммуникационная среда ОСОДУ Курской области
совершенствованию нормативно-правовой базы создания ЕДДС и ОСОДУ Курской области. Принято более 200 нормативно-правовых актов на областном и районном уровнях. В законе «О защите населения и территорий от ЧС Курской области» есть отдельная глава — ЕДДС, где отражены основные задачи и функции службы.
В основе создания ЕДДС был использован принцип максимального приближения служб к органам исполнительной государственной власти, как территориально, так и финансово, исходя из основных требований федеральных законов, возлагающих ответственность за состояние защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера на эти органы. Кроме того, мы четко понимали, что областной бюджет не обеспечит полного финансирования создания и развития ЕДДС в масштабе области. Поэтому областная служба создана на базе ГУ по делам ГОЧС области, а ЕДДС городов, районов, муниципальных образований (всего 30) — за счет необходимых ресурсов городов, районов, муниципальных образований. Необходимо также отметить, что отдельные основные направления создания ОСОДУ Курской области, определяющие общую идеологию и требующие централизованного решения и развития (например,
создание геоинформационной системы), финансировались из областного бюджета.
За относительно короткий срок, в первую очередь, благодаря поддержке администрации и лично губернатора области, нам удалось сделать, на наш взгляд, многое в развитии единой телекоммуникационной среды и формировании информационных ресурсов.
Телекоммуникационная среда создана и развивается по административно-территориальному принципу, охватывающему все органы исполнительной государственной власти в Курской области, взаимодействующие дежурно-диспетчерские службы области, а также потенциально опасные объекты (ПОО), находящие на её территории (рис. 1).
На базе системы связи ОСОДУ Курской области создана КСС органов исполнительной государственной власти. Все службы, в том числе и головная, оснащены ЦАТС семейства Нісот, которые прямыми каналами связи объединены в единое информационное и номерное пространство. Всего от ЕДДС-ОД Курской области организовано более 120 каналов связи. Это как раз один из примеров, когда губернатором области централизовано выделены финансовые средства на приобретение современных средств связи для реализации новейших технологий. Органы исполнительной власти городов, районов и других
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
муниципальных образований развивают систему связи на своем уровне.
Информационные ресурсы ЕДДС всех уровней созданы на единой платформе. Разработаны и внедрены в работу всех служб цифровые картографические материалы по г. Курску и области. Создан и наращивается банк данных по основным ПОО и другим жизненно важным объектам.
Сегодня мы приступили к разработке цифровых картографических материалов категорированных городов и районов области. Разработано более пятидесяти процентов карт восьми районов 30 зоны вокруг Курской АЭС.
Другая не менее важная задача — совершенство -вание системы оповещения руководящего состава и своевременное информирование населения в случае угрозы возникновения ЧС. Все помнят события в Краснодарском крае, в Волгоградской области, когда из-за несвоевременного оповещения населения, был причинен большой материальный ущерб, были жертвы. Поэтому в Курской области активно проводятся работы по обеспечению функционирования систем оповещения городов, районов от оперативных дежурных ЕДДС; на ЕДДС замыкается работа локальных систем оповещения ПОО, и автоматизированной системы контроля радиационной обстановки в тридцатикилометровой зоне вокруг курской АЭС (рис. 2.). Это позволит существенно сократить время информирования населения о надвигающейся угрозе возникновения ЧС.
В этих условиях Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенство-
вании государственного управления в области пожарной безопасности» оказался весьма своевременным. Это не только не противоречит общей политике МЧС России в вопросах предупреждения и ликвидации ЧС, создания многоуровневой системы гражданской защиты, но и позволяет подвести под общую идеологию мощный фундамент в лице существующих развитых дежурно-диспетчерских служб, систем управления, а также сил и средств, предназначенных для борьбы с пожарами.
Одним из важнейших направлений реализации вышеупомянутого Указа Президента России является интеграция системы управления силами и средствами УГПС и ЕДДС и в условиях новых реалий, когда ликвидировались существовавшие ранее межведомственные барьеры, сложились благоприятные условия для дальнейшего развития ЕДДС Курской области. Практическая деятельность по интеграции, работа ЕДДС в составе раздельных диспетчерских на протяжении года, обосновала необходимость и целесообразность создания объединенной, устойчивой, гибкой системы управления на различных уровнях, способной с наибольшей отдачей использовать организационно-технический потенциал служб управления ГПС и ГУ по делам ГОЧС.
В интересах реализации приказов Министра МЧС России от 10 сентября 2002 г. № 428 «Об утверждении концепции развития ЕДДС в субъектах РФ» и губернатора Курской области от 12 декабря 2002 г. «Об утверждении временного положения об объединенной диспетчерской службе (ЕДДС-ОД)» 16 декабря 2002 г. на базе ЕДДС области приступила к функциониро-
Рис. 2. Система оповещения Курской области
Рис. 3. Центральный пульт объединённой диспетчерской ЕДДС «01»
ванию объединенная диспетчерская на базе телефонного номера «01» (рис. 3.). Этому предшествовали проведение комплекса организационно-технических
мероприятий, направленных на выбор путей создания объединенной диспетчерской, анализ имеющихся телекоммуникационных систем, систем оповещения и
/
ч
Начальник ЕДЦС-ОД
Г
ч
✓
Дежурная смена
Начальник
смены
*
АХО 5
Начальник АХО - 1
Техник -2
Уборщица-2
Общая численность ЕДЦС-ОД Головная служба - 60 чел. ЕДДС районов (городов) - 121 чел.
Рис. 4. Структура Единой дежурно-диспетчерской службы «ОД» Курской области
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
информационных ресурсов. Это позволило, не снижая общей готовности к действиям, направленным на локализацию пожаров и ликвидацию других ЧС, провести структурно-функциональную интеграцию на областном и районном уровне.
Что касается телекоммуникационной среды, то в работу КСС органично включились пожарные части г. Курска и пожарные части в районных центрах. На базе системы связи ЕДДС организовано проведение селекторных совещаний с участием органов управления по делам ГОЧС категорирован-ных городов и УГПС. В ближайшей перспективе
— создание сети селекторной связи на территории области, в том числе и с включением ее в работу ПЧ районов. За счет создания единой системы связи удалось расширить количество ПОО, включенных в работу объединенной диспетчерской и отказаться от дублирующих связей. Ресурсами КСС обеспечивается стабильная работа автоматизированного обмена информацией в случае угрозы или возникновения ЧС; все ЕДДС оснащены факсимильными аппаратами, оснащаются современными средствами ЭВТ и передачи данных.
С созданием объединенной диспетчерской удалось не только не потерять, но и увеличить ресурс радио-
связи. Теперь в ОСОДУ Курской области появилась возможность комплексного управления силами и средствами. С пожарными машинами устанавливается радиосвязь от ЕДДС районов. За счет включения радиосредств УГПС в общую сеть значительно увеличились зоны охвата подвижной радиотелефонной связью. Совместными усилиями, в том числе и специалистов УГПС, восстанавливаются и включаются в работу ЕДДС районов радиосредства сети бывшего АГРОПРОМА. На сегодняшний день восстановлено более 75 % радиосредств.
Возросшие задачи, в первую очередь, по непосредственному управлению ликвидацией пожаров и других ЧС потребовали совершенствования системы управления. Создан единый центр управления силами и средствами, осуществлено совместное базирование пожарных и спасателей, созданы пожарные отряды, на городском и районном уровнях создаются пожарно-спасательные службы. В соответствии с приказом губернатора области № 1 от 10 апреля 2003 г. созданы «объединенные диспетчерские» на базе телефонного номера «01» (рис. 4 и 5).
В настоящее время на базе 607 Учебно-методического центра в плановом порядке проводится переподготовка пожарных как спасателей, а на районом уров-
Оперативный дежурный
Рис. 5. Схема функционирования «объединенной диспетчерской» ЕДДС «01»
не — под руководством начальников пожарных частей
— диспетчеров ЕДДС районов как диспетчеров «01».
Сейчас можно подвести определенные итоги нашей работы. В ней думается, больше положительного, но есть и очень много проблемных вопросов, которые нам предстоит решить. Что положительно, так это, в первую очередь:
— управление силами и средствами из единого центра позволяет определить оптимальный состав привлекаемых сил и средств;
— комплексное использование потенциала дежурной смены в части взаимозаменяемости в работе диспетчеров «01»;
— население Курской области «привыкает» к единому номеру «01».
Что касается проблем, так это, в первую очередь, отсутствие:
нормативно-правовой базы и юридического статуса ЕДДС. В ряде нормативных документов предусматривается прием сообщений о ЧС по номеру «01». При этом, нам необходимо осознавать, что ОСОДУ субъектов РФ должны быть созданы как надведомс-твенные структуры, имеющие главенствующую роль в вопросах защиты населения и территорий от ЧС.
Кроме того, уже сегодня в связи со значительно возросшим объемом задач, решаемых ЕДДС, без решения вопросов автоматизации их деятельности невозможно обеспечить их эффективное функцио-
нирование. Это, в первую очередь, диспетчеризация различных сообщений, подготовка расчетных задач, донесений, отчетов, справочной и другой информации. К сожалению, сегодня субъекты РФ в одиночку эти проблемы решить не в состоянии. Это, в первую очередь, связано с большими затратами на создание комплексов средств автоматизации, особенно в части специального программного обеспечения. Поэтому уже сейчас необходимо разрабатывать механизм, обеспечивающий централизованную разработку программных продуктов для ЕДДС и ОСОДУ субъектов РФ на основе долевого участия каждого из них. Дальнейшие направления работ, которые мы планируем выполнять в интересах развития ЕДДС и ОСОДУ включают в себя решение следующих задач:
— интеграцию существующих телекоммуникационных ресурсов ведомственных и административных структур Курской области в единую систему «Корпоративный портал» для повышения эффективности их использования, с одной стороны, и минимизации затрат каждого пользователя с другой стороны;
— создание общей транкинговой системы связи для развития ОСОДУ Курской области с учётом интересов других заинтересованных ведомственных и административных структур;
— развитие программно-технических ресурсов КСА ЕДДС Курской области на основе использования технологии «тонкого клиента».
Литература
1. Короткин Г.А, Попов А.П. Об организации экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации с учетом преобразования государственной противопожарной службы // Сборник докладов международной конференции «Безопасность больших городов». — 2002.
2. Шахраманьян М.А., Попов А.П. Центры обслуживания телефонных вызовов как основа для дальнейшего развития ЕДДС с учетом изменения статуса телефонного номера «01» // Сборник докладов международной конференции «Безопасность больших городов». — 2002.
3. Зубков В.Н., Грибовский Г.И. Новый статус телефона «01» в Единой дежурно-диспетчерской службе Курской области — проблемы и успехи Курской области // Сборник докладов международной конференции «Безопасность больших городов». — 2002.
4. Каменев С.П., Попов А.П. Программно-аппаратный комплекс для построения автоматизированных систем централизованного оповещения, интегрированных в АС ОСОДУ// Сборник докладов международной конференции «Безопасность больших городов». — 2002.
Научно-технические разработки