Международные финансы
УДК 338.332
новый сегмент мировой финансовой архитектуры: финансовые институты стратегического сотрудничества брикс
Е. Л. логинов,
доктор экономических наук, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, вице-президент Национального института экономической безопасности E-mail: evgenloginov@gmail. com
В. Е. ЛогиноВА, младший научный сотрудник E-mail: instityteb@mail. ru Национальный институт экономической безопасности
В статье рассматриваются проблемы формирования Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС * как основы комплексирования финансовых возможностей стран-участниц путем совместного выстраивания модели международных валютно-фи-нансовых отношений для экономической интеграции и проведения координированных в рамках БРИКС операций на глобальных финансовых рынках, финансирования взаимовыгодных инфраструктурных проектов.
Ключевые слова: БРИКС, управление, финансы, мировая экономика, рынки, валютные операции, де-ривативы, инвестиции.
Современный этап становления мировой экономики характеризуется масштабными структурными
* Группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Характеризуются как наиболее экономически перспективные крупные государства. Выгодное положение им обеспечивает наличие большого количества важных для мировой экономики ресурсов.
трансформациями действующих сил на основе мирового финансово-экономического кризиса, индуцирующего качественные изменения принципов взаимодействия экономических систем на разных уровнях функциональной деятельности [3].
Усиление динамики этих преобразований в текущий период и в перспективе ставит множество серьезных проблем и одновременно создает для России новые впечатляющие возможности, связанные с использованием интенсивно нарастающих синергетических эффектов. Это является одной из наиболее значимых особенностей экономического механизма, основанного на разработке финансовых форм сотрудничества группы стран в рамках «концепции БРИКС» (рис. 1).
Финансовая структура мировой экономики за последние годы претерпела серьезные (в ряде случаев - коренные) качественные изменения, связанные с комплексированием финансовых возможностей в основных звеньях финансово-хозяйственной деятельности [1].
600
500
400
300
200
100
- Bear Sterns - 853;
- Goldman Sachs -
814;
- Royal Bank of Scotland -541;
- JP Morgan - 391;
- Deutsche Bank -
354;
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
•БРИКС — — Развитые экономики
Рис. 1. Прямые иностранные инвестиции в страны БРИКС и развитые экономики в 2003-2011 гг., млрд долл. [7]
Финансовые возможности отдельных стран во многом пришли в противоречие с механизмами макроэкономического управления, доставшимися от индустриальной экономики с ее императивом финансового обслуживания системной структуры производства и транспортировки товарных объектов материального характера, основы которой были заложены еще в 1950-1960-х гг. и сейчас безнадежно устарели [6].
В новых условиях мировой экономики XXI в., осложненных глобальным кризисом, необходимо решение финансово-экономических, организационных, инновационно-модернизационных и прочих задач антикризисной стабилизации и глобализаци-онного развития российской экономики в крайне сложных условиях. По большому счету - это управленческие задачи, которые в принципе не ставились в предыдущие периоды [5, 6].
Можно привести пример качественно новой глобальной финансовой политики. ФРС США за несколько лет глобального кризиса осуществила антикризисную финансово-кредитную накачку распределенного кластера банков мира на сумму около 16 трлн долл. Крупнейшие займы ТНБ были предоставлены следующим кредитным организациям: (в млрд долл.):
- Citigroup - 2 500;
- Morgan Staley - 2 004;
- Merril Lynch - 1 949;
- Bank of America - 1 344;
- Barclays PLC - 868;
- Credit Swiss -
262;
-UBS-287;
- Leman Brothers -
183;
- Bank of Scotland -
181;
- BNP Paribas - 175 и др. [2].
Для решения существующих проблем российской экономики необходимо выработать комплексный подход, учитывающий все приведенные особенности, на основе новых - перспективных критериев, разработанных с использованием накопленного опыта и планов финансово-экономического развития дружественных России стран, базирующихся на современных организационных принципах международного финансового сотрудничества [4].
Нужен итоговый выход российской экономики на новые уровень и качество международного финансового сотрудничества путем формирования (при участии РФ) Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС.
В связи с созданием данных структур появляются совершенно уникальные управленческие возможности, основанные на оптимизации функционирования экономик Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки: глобально скоординированная экономика БРИКС приобретает реальную перспективу стать успешной.
По сообщениям СМИ, блок БРИКС уже приступил к разработке основных положений будущей деятельности собственного банка развития и нового фонда экстренной финансовой помощи, формируемого путем объединения золотовалютных резервов, общий размер которых оценивается в 240 млрд долл. [8]. Схема их функционирования приведена на рис. 2.
Многие эксперты считают, что заинтересованность стран БРИКС в создании данных институтов связана со все большей неудовлетворенностью ра-
Президент и Правительство РФ
Минфин России и Банк России
Государственная финансовая политика
Российские компании
Рост совокупного потенциала
Сотрудничество или противостояние глобальным финансовым манипуляциям
5 !Е
Организационная и политическая помощь
Деньги
Проценты
Деньги
Бразилия
Рост совокупного потенциала
Помощь государствам
Деньги
Деньги
Индия
/ «— Рост совокупного потенциала
Деньги
i /
Банк развития
и Фонд финансовой помощи
БРИКС
Проценты
Накопленные реальные финансовые ресурсы под совместные приоритеты деятельности
Деньги 1 Китай
Рост совокупного потенциала
Деньги
Кредиты компаниям
Деньги
\ ЮАР 4— Рост совокупного
потенциала
Деньги
Новые члены БРИКС
Совместная экономико-политическая позиция
Рост совокупного потенциала
рис. 2. Схема функционирования Банка ра
ботой таких финансовых организаций прозападной ориентации, как Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ). Хотя европейский дол-
тгия и Фонда финансовой помощи БРИКС
говой кризис и позволил странам БРИКС требовать большего влияния в МВФ, в настоящий момент в их руках сосредоточено лишь около 11 % долей,
дающих право голоса в МВФ. Для сравнения -голосующая доля США составляет 16,75 %, что позволяет им накладывать вето на любые значимые решения, требующие 85 %-ного квалифицированного большинства. Великобритания и Франция также обладают большим количеством голосов, чем любая страна БРИКС.
Новые финансовые институты впервые обсуждались в марте 2012 г. в ходе IV саммита БРИКС в Нью-Дели. В июне 2012 г. для проработки деталей странами объединения была образована специальная рабочая группа. Если все пойдет по плану, то Банк развития и механизм оказания финансовой поддержки учредят в марте 2013 г. на V саммите БРИКС в южноафриканском г. Дурбане [8].
Важным преимуществом Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС является то, что это международные негосударственные структуры с вытекающими отсюда особенностями:
1) российское государство не отвечает по долгам Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС;
2) российское государство использует Банк развития и Фонд финансовой помощи БРИКС для макроэкономических операций стратегического характера, не рискуя напрямую своими финансовыми ресурсами или репутацией;
3) Банк развития и Фонд финансовой помощи БРИКС обладают качественно иной, чем госорганы (более высокой) свободой совершения любых финансовых и иных операций;
4) Банк развития и Фонд финансовой помощи БРИКС могут реализовывать многие из интересующих Россию целей, при этом получая на этих операциях прибыль;
5) Банк развития и Фонд финансовой помощи БРИКС могут использовать государственную финансовую ресурсную, организационную, политическую и иную поддержку с учетом имеющихся возможностей.
Формирование Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС позволяет:
1) сконцентрировать финансовые ресурсы (в реальной и виртуальной форме);
2) консолидировать организационные возможности стран БРИКС;
3) мультиплицировать финансовые ресурсы за счет активно применяемых в мировых финансовых центрах схем (цепочек), часто имеющих характер «закольцовки»:
- секьюритизация долгов;
- переоценка финансовых обязательств;
- выпуск деривативов;
- виртуализация реальных финансовых средств путем переведения их в вексельную или иную (в том числе бездокументарную) форму;
- упаковка новых финансовых инструментов и т. п.
Спрос на деньги Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС хотя в определенной мере и зависит от первичного спроса на перманентный доход и ожидаемую доходность финансовых активов, но при этом в большей мере связан со спросом экономики на перманентное мультиплицирование денег (глобально кооперированным управляющим в лице Банка развития и Фонда финансовой помощи) через совокупные финансовые возможности стран БРИКС в целях:
1) создания стимулирующего экономический рост дополнительного фактора «инвестиционной и финансово-спекулятивной накачки» экономики, вкладываемого в совместные инфраструктурные проекты;
2) создания из распределенных ресурсов «де-ньги-^-финансовые инструменты» мультиплицированного объема финансовых ресурсов, используемых в финансово-экономической деятельности для формирования источника дохода для Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС;
3) создания мультиплицированного объема финансовых факторов как управленческого рычага, «связывающего» глобальную асимметричность экономических факторов и уравновешивающих глобальные диспропорции, возникающие из степени ранее сложившегося (хотя и сокращающегося) превышения (навеса) над экономическим потенциалом России и ряда других государств финансовых ресурсов группы развитых стран (в настоящее время блокированных глобальным кризисом) (рис. 3).
Новые стратегические возможности определяются потенциалом транснационализации деятельности Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС в условиях завершения глобального финансово-экономического кризиса и в посткризисный период.
1. Формирование механизма привлечения финансовых средств.
Деятельность Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС позволяет осуществить привлечение под новые показатели ликвидности, обес-
60
50
40
30
20
10
■ ■III
1111
аУ
4*
/
Г
у
У
Рис. 3. Норма сбережений по странам мира, в процентах от ВВП [7]
печенности и кредитного рейтинга облигационных и иных займов национальными компаниями России на более выгодных условиях, чем это складывается в рамках текущей конъюнктуры.
2. Формирование системы новых безналичных платежных средств.
Функционирование Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС позволяет сформировать систему организации международных расчетов на основе введения в безналичное обращение расчетных обязательств (векселей) и/или иных расчетных финансовых инструментов.
3. Формирование механизма мультипликации активов.
Деятельность Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС позволяет мультиплицировать финансовые активы путем формирования и соответствующей «упаковки» производных финансовых инструментов, наращивания, присоединения и т. п. в ходе различных операций с ними - с соответствующим ростом капитализации, ликвидности, кредитного и иного рейтинга и других финансовых показателей.
4. Формирование системы новых финансовых инструментов.
Функционирование Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС позволяет осуществить выпуск новых финансовых инструментов заемного, оперативного и иного характера, включая секьюритизацию долгов и выпуск деривативов.
5. Формирование универсальных стоимостных активов.
Деятельность Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС позволяет сформировать
систему стоимостных активов - ценных бумаг, которая свободно вращается на мировых финансовых рынках и используется для помещения сбережений, биржевых операций, выпуска производных финансовых инструментов, иных финансовых операций, номиниру-ясь в национальных валютах БРИКС, золоте и т. п.
6. Формирование новых рынков.
Функционирование Банка развития и Фонда
финансовой помощи БРИКС создает новые рынки информации и виды бизнеса, включая формирование пакета информационных услуг на основе концентрации, обработки и анализа получения информации о предметных процессах в материальной и финансовой сфере экономик стран БРИКС, инфраструктурных проектах и пр.
7. Формирование новой глубины традиционных рынков.
Деятельность Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС позволяет качественно расширить возможности регулирования национальных и международных рынков, что создает новую глубину традиционных рынков финансов, товаров и услуг, генерируя новый спрос и снижая риски перепроизводства и иные риски через сбалансирование глобальной асимметрии и неравновесности процессов функционирования финансовых и товарных рынков.
8. Формирование механизма интеграции национальных финансовых систем.
Функционирование Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС создает возможность и подчеркивает целесообразность установления сквозного (межрегионального и международного) движения финансовых средств в различной форме и номинированных в различных валютах для соответствующих расчетов не только в национальной экономике, но и в международном аспекте (на основании соглашений двухстороннего и многостороннего характера) как основы экономической интеграции и перелива финансовых ресурсов,
свойственных международной финансовой практике. На их основе можно проводить скоординированные в рамках БРИКС операции на глобальных финансовых рынках, биржах и т. п.
9. Формирование механизма стимулирования экономического роста.
Деятельность Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС предоставляет возможность расширения финансовых операций, роста оборота глобальных и национальных финансовых и товарных рынков. Тем самым создается качественно новая модель:
а) роста капитализации национальных корпораций;
б) роста национальных экономик БРИКС;
в) ускорения показателей экономического роста мировой экономики;
г) роста рейтинга и значения стран БРИКС и их руководства в глобальной системе геополитических координат с учетом сложившейся практики «монетизации».
Концептуальной основой единой финансовой политики в масштабах Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС должна стать архитектура финансовой системы, включающая:
- методологию организации операций Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС;
- формы их взаимодействия с национальными государственными и негосударственными финансовыми институтами и производственными компаниями, в том числе общие архитектурные принципы и систему финансовых и правовых стандартов, гарантирующих разработку парадигмы стабилизации в экономических механизмах глобальной асимметрии и самоорганизованной критичности в мировой экономике.
Потенциально важный и весьма вероятный камень преткновения, с которым столкнется БРИКС, - это принятие решения о рабочей валюте (валютах) взаимного фонда и банка развития.
Выработка российского формата перехода Рис. 4. Прямые иностранные инвестиции в страны БРИКС в 2003-2011 гг., млн долл. [7]
к множественности мировых резервных валют путем участия в работе Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС позволит вырваться за пределы навязываемой РФ глобальными геоэкономическими игроками модели международных валютно-финансовых отношений, которой присущи следующие особенности:
- принудительные условия валютных и торговых операций, финансового резервирования, связанных с ними операций с золотом, ценными бумагами, различными формами государственных и корпоративных долгов;
- несовершенная структура финансовых и фондовых рынков;
- ограниченные возможности национальных финансовых институтов и т. п.
Важным условием развития механизмов финансового управления для перехода к качественно новой структуре валютно-финансовых взаимоотношений в рамках БРИКС и выбора вариантов формирования новой - более благоприятной структуры источников, инструментов и условий международного заемного финансирования является национальная и межгосударственная координация государственных, корпоративных валютно-финансовых (и инвестиционных) стратегий в целях управления в совместных интересах консолидированным финансовым потенциалом Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС. В том числе в отношении внешних финансовых агентов (рис. 4).
Благодаря участию в работе Банка развития и Фонда финансовой помощи БРИКС Россия может
25 000
20 000
15 000
10 000
5 000
2003
2004
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
приобрести новый сверхмощный канал трансграничного оборота финансовых, энергетических и материальных ресурсов, что будет способствовать оптимизации управления российской экономикой, а также реализации российского стратегического позиционирования на мировых рынках. В том числе на энергетических рынках - как полноценного глобального игрока, не уступающего, а во многом превосходящего мировые транснациональные энергетические корпорации и национальные корпоративные группы стран - потребителей энергоресурсов.
Если учесть, что не прекращаются попытки вытеснения российских компаний с некоторых энергетических (природный газ и пр.), сырьевых (прокат, трубы и пр.), высокотехнологичных (строительство АЭС, продукция ОПК и пр.) рынков, то определенная товарно-финансовая асимметрия в пользу нашей страны - серьезное подспорье в плане повышения конкурентоспособности. Российские органы государственного управления и бизнес-структуры получат в глобальной экономике коренные конкурентные преимущества по ряду важных профилей деятельности. Они создадут условия для взаимовыгодного (обусловленного взаимными экономическими интересами) стратегического позиционирования компаний России в экономико-стратегических пространствах, в первую очередь СНГ и Шанхайской организации сотрудничества.
^исок литературы
1. Агеев А., Логинов Е. Реструктуризация глобального управления - ключ к борьбе с мировыми финансово-экономическими кризисами // Экономические стратегии. 2011. № 10.
2. Катасонов В. Ю. Россия и ВТО: О субсидировании экономики и банковских «тылах» транснациональных корпораций. URL: http://www. warandpeace. ru/ru/analysis/view/70472.
3. ЛогиновЕ.Л., Деркач Н.Л., ЛогиноваМ.М. Новые тренды глобального управления в посткризисных условиях // Экономика: теория и практика. 2012. № 2.
4. Логинов Е. Л., Логинова В. Е. Деривативы в российской экономике: стратегические тренды управления асимметричностью распределенных рынков // Финансы и кредит. 2012. № 30.
5. Логинов Е. Л., ЛогиноваМ.М. Императивы трансформации глобального финансового управления в посткризисный период // Финансы и кредит. 2012. № 16.
6. Логинов Е. Л. Стратегическая конкуренция: Стратегическое оперирование экономическими факторами. М.: Научтехлитиздат. 2007.
7. Facts for Insight. URL: http://www. factsforlnsight. forumspb. com.
8. Sharma R. BRICS: The World's New Banker? URL: http://thediplomat. com/indian-decade/2012/11/27/brics-the-worlds-new-banker.
издательские услуги
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.
Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: [email protected]