НОВЫЙ САМОХОДНЫЙ ОБОРАЧИВАТЕЛЬ ЛЕНТ ЛЬНА
В. И. СИЗОВ, доктор технических наук И. В. СИЗОВ, кандидат технических наук ВНИПТИМЛ
При комбайновой уборке льна с расстилом на льнище вылежка льносоломы в тресту проходит нормально, если урожайность не превышает 30 ц/га. В связи с ростом продуктивности посевов культуры возникла необходимость оборачивания льносоломы с целью сохранения качества волокна. Поэтому задача создания специальной машины для осуществления этой операции актуальна и важна.
В конце прошлого десятилетия мы разработали и испытали на Калининской МИС агрегатируемые с трактором Т-25А навесной ОЛН-1 и прицепной ОЛП-1 оборачиватели льна [1,2]. При этом ОЛН-1 был рекомендован в серийное производство, а ОЛП-1 - к выпуску опытной партии. Обе машины выпускались мелкими партиями, но не нашли широкого применения, главным образом, из-за прекращения производства тракторов Т-25А. Появившийся вместо него трактор Т-30 (ВТЗ-2032) утратил реверсивность и в принципе не может агрегатироваться с навесным обора-чивателем. К тому же потребляемая этими орудиями мощность составляет всего 2. ..3 кВт, то есть даже трактор Т-25А загружен лишь на 30...35%.
Напрашивается вывод о необходимости использования энергетического средства малой мощности, что конструктивно можно реализовать только в самоходной машине. На наш взгляд, в парке льноуборочной техники нужно иметь 3 типа оборачивателей
— навесной, прицепной и самоходный. Потребитель должен самостоятельно выбирать наиболее приемлемый вариант, исходя из наличия тракторов, финансовых возможностей и посевных площадей льна.
За рубежом работы по созданию самоходного обо-рачивателя льна проводились около 40 лет назад. Известны машины французской фирмы «Раймон Гакуа», бельгийской «Депортер», а также чехословацкие СОВЛ-1 и 80У-70 [3]. Их конструкции очень сложны, громоздки, энергоемки и значительно устарели. В прошлом году аналогичный оборачиватель разработан ОАО «Тверьсельмаш» — с использованием гидропривода и отечественных узлов и агрегатов. Испытания на Калининской МИС показали его работоспособность на скорости 7... 12 км/ч, что обеспечивает производительность за сменное время 1...1,2 га/ч. Однако авторы машины не захотели или не смогли решить задачу по упрощению ее конструкции и снижению энергоемкости. Так, установленный на оборачивателе привод включает гидростанцию с системой охлаждения масла, три гидромотора, насос-дозатор рулевого управления, другие агрегаты и гидроузлы, что значительно дороже, сложнее в эксплуатации и более энергоемко по сравнению с механическим приводом. В качестве энергосредства ис-
пользуется двигатель Д-130 мощностью 45 л.с. Оборачиватель состоит из двух последовательно установленных транспортеров — оборачивающего и рассти-лочного, поэтому его длина превышает 4 м, а масса
— 2300 кг. Соответственно цена такой машины — около 600 тыс. руб,, и она вряд ли окупится за положенный по нормативам срок службы (7 лет).
Мы поставили задачу значительного упрощения конструкции и снижения энергоемкости при одновременном увеличении производительности и надежности. В соответствии с этим, разработан и прошел лабораторно-полевую проверку макетный образец самоходного оборачивателя ОЛС-1, в котором в качестве энергетического модуля использован мотоблок [2]. В дальнейшем, конструкцию усовершенствовали, и был изготовлен оборачиватель на базе силового блока от грузового мотороллера «Муравей» (рис. 1).
Рис. 1. Опытный образец самоходного оборачивателя льна ОЛС-1.
Оборачиватель [4] состоит (рис. 2) из самоходного шасси 7 и оборачивающего транспортера 2. Шасси 1 включает установленную на ведущее 3, опорное 4 и управляемое 5 колеса портальную раму 6, в нижней части которой закреплен силовой агрегат 7, объединяющий двигатель внутреннего сгорания, муфту сцепления и коробку перемены передач, предназначенный для привода ведущего колеса 3 шасси 1 и оборачивающего транспортера 2.
Оборачивающий транспортер состоит из подбирающего барабана с пружинными пальцами 8, перекрестного ремня 10, направляющих прутков 11 и ведущего шкива 15. В своей средней части устройства имеется горизонтальная ось 13, при помощи которой оно подвешено внутри рамы шасси таким образом, что обеспечивается оптимальная нагрузка р на копирующее колесо 9, то есть копирование барабаном ¿’рельефа поля. Достигается это благодаря тому, что центр тяжести оборачивающего устройства О смещен вперед относительно оси подвеса на величину /, прямо пропорциональную произведению нагрузки р на горизонтальную проекцию расстояния колеса от оси подвеса Ь и обратно пропорциональную силе тяжести оборачивающего устройства Р.
Рис. 2. Схема оборачивателя лент льна ОЛС-1. 1 — самоходное шасси; 2 — оборачивающий транспортер; 3 — ведущее колесо; 4— опорное колесо; 5 — управляемое колесо; 6 — портальная рама; 7— силовой агрегат; 8— подбирающий барабан; 9 — копирующее колесо; 10— перекрестный ремень; 11 — направляющие прутки; 12 — прикатывающий барабан; 13 — ось подвеса; 14, 16, 17— цепные передачи; 15— ведущий шкив; 18— блок звездочек; 19 — рулевой механизм; 20 — сидение машиниста.
Силовой агрегат 7 передает вращение на ведущее колесо 3 шасси через цепную передачу 14, а также на ведущий шкив 15 оборачивающего транспортера 10 посредством цепных передач 16, 17 к блока 18 звездочек, установленною на общей оси подвеса 13. Кроме того, у машины есть рулевой механизм 79для поворота управляемого колеса 5 шасси, а также сидение 20 машиниста и органы управления силовым агрегатом.
При движении оборачивателя по полю вдоль ленты барабан 8 поднимает стебли с земли и передает на перекрестный ремень 10, который с участием направляющих прутков 11 переворачивает их на 180° относительно продольной оси. Затем обернутая лента расстилается на поле и прижимается к почве прикатывающим барабаном 12.
Основные показатели технической характеристики ОЛС-1.
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 8,2 (11)
Скорость движения, м/с (км/ч): рабочая транспортная Производительность, га/ч Ширина захвата, м Транспортный просвет, мм Масса, кг
Габаритные размеры, мм: длинахширинахвысота Обслуживающий персонал, чел.
По сравнению с оборачивателем ОАО «Тверьсель-маш», масса ОЛС-1 меньше в 3,8, а мощность двигателя — в 4,1 раза. Это обеспечивает соответствующее снижение энергоемкости процесса. Что касается производительности, то при равной рабочей скорости и ширине захвата, она может быть либо одинаковой, либо несколько большей у ОЛС-1 — благодаря меньшим габаритам и, как следствие, лучшей его маневренности. С другой стороны, упрощение конструкции (наличие одного транспортера вместо двух, механический привод и др.) повышает надежность машины. В результате этого, цена оборачивателя по предварительным расчетам составит не более 100 тыс. руб., что обеспечит его окупаемость в течение двух лет.
В 2006 г. намечено провести полевую проверку и государственные испытания ОЛС-1 в сравнении с другими оборачивателями лент льна.
2...3,4 (7,1...12,3) ДО 6,9 (25) ДО 1,2 1,5 (одна лента) 250 600
2650x1480x2000
1
Литература
1. Сизов В.И., Сизов И.В. Новые конструкции оборачивателей льна. - Механизация и электрификация сел. хоз-ва, №3, 2000.
2. Сизов В.И., Сизов И.В., Марковский В.Ю. Разработка оборачивателей льна,- Достижения науки и техники АПК, М2, 2003.
3. Труш М.М., Быков H.H., Коробач А.П. Основные тенденции развития льноводства Чехословакии. — Лен и конопля, №9, 1976.
4. Патент РФ на изобретение Ns 2239978. Самоходный оборачиватель лент льна // Сизов В.И., Марковский В.Ю., Сизов И.В — Бюл. изобр. №32, 2004.
ВНИМАНИЮ СОИСКАТЕЛЕЙ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ И ДРУГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ!
Редакция журнала «Достижения науки и техники АПК» издает монографии и другую книжную продукцию со всеми выходными данными. Цены договорные.
Заявки отправлять по адресу: 101000, г. Москва, Моспочтамт, а/я 166. Тел.: (095) 557-13-01 E-mail: [email protected]