Научная статья на тему 'Новый самоходный оборачиватель лент льна'

Новый самоходный оборачиватель лент льна Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
219
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый самоходный оборачиватель лент льна»

НОВЫЙ САМОХОДНЫЙ ОБОРАЧИВАТЕЛЬ ЛЕНТ ЛЬНА

В. И. СИЗОВ, доктор технических наук И. В. СИЗОВ, кандидат технических наук ВНИПТИМЛ

При комбайновой уборке льна с расстилом на льнище вылежка льносоломы в тресту проходит нормально, если урожайность не превышает 30 ц/га. В связи с ростом продуктивности посевов культуры возникла необходимость оборачивания льносоломы с целью сохранения качества волокна. Поэтому задача создания специальной машины для осуществления этой операции актуальна и важна.

В конце прошлого десятилетия мы разработали и испытали на Калининской МИС агрегатируемые с трактором Т-25А навесной ОЛН-1 и прицепной ОЛП-1 оборачиватели льна [1,2]. При этом ОЛН-1 был рекомендован в серийное производство, а ОЛП-1 - к выпуску опытной партии. Обе машины выпускались мелкими партиями, но не нашли широкого применения, главным образом, из-за прекращения производства тракторов Т-25А. Появившийся вместо него трактор Т-30 (ВТЗ-2032) утратил реверсивность и в принципе не может агрегатироваться с навесным обора-чивателем. К тому же потребляемая этими орудиями мощность составляет всего 2. ..3 кВт, то есть даже трактор Т-25А загружен лишь на 30...35%.

Напрашивается вывод о необходимости использования энергетического средства малой мощности, что конструктивно можно реализовать только в самоходной машине. На наш взгляд, в парке льноуборочной техники нужно иметь 3 типа оборачивателей

— навесной, прицепной и самоходный. Потребитель должен самостоятельно выбирать наиболее приемлемый вариант, исходя из наличия тракторов, финансовых возможностей и посевных площадей льна.

За рубежом работы по созданию самоходного обо-рачивателя льна проводились около 40 лет назад. Известны машины французской фирмы «Раймон Гакуа», бельгийской «Депортер», а также чехословацкие СОВЛ-1 и 80У-70 [3]. Их конструкции очень сложны, громоздки, энергоемки и значительно устарели. В прошлом году аналогичный оборачиватель разработан ОАО «Тверьсельмаш» — с использованием гидропривода и отечественных узлов и агрегатов. Испытания на Калининской МИС показали его работоспособность на скорости 7... 12 км/ч, что обеспечивает производительность за сменное время 1...1,2 га/ч. Однако авторы машины не захотели или не смогли решить задачу по упрощению ее конструкции и снижению энергоемкости. Так, установленный на оборачивателе привод включает гидростанцию с системой охлаждения масла, три гидромотора, насос-дозатор рулевого управления, другие агрегаты и гидроузлы, что значительно дороже, сложнее в эксплуатации и более энергоемко по сравнению с механическим приводом. В качестве энергосредства ис-

пользуется двигатель Д-130 мощностью 45 л.с. Оборачиватель состоит из двух последовательно установленных транспортеров — оборачивающего и рассти-лочного, поэтому его длина превышает 4 м, а масса

— 2300 кг. Соответственно цена такой машины — около 600 тыс. руб,, и она вряд ли окупится за положенный по нормативам срок службы (7 лет).

Мы поставили задачу значительного упрощения конструкции и снижения энергоемкости при одновременном увеличении производительности и надежности. В соответствии с этим, разработан и прошел лабораторно-полевую проверку макетный образец самоходного оборачивателя ОЛС-1, в котором в качестве энергетического модуля использован мотоблок [2]. В дальнейшем, конструкцию усовершенствовали, и был изготовлен оборачиватель на базе силового блока от грузового мотороллера «Муравей» (рис. 1).

Рис. 1. Опытный образец самоходного оборачивателя льна ОЛС-1.

Оборачиватель [4] состоит (рис. 2) из самоходного шасси 7 и оборачивающего транспортера 2. Шасси 1 включает установленную на ведущее 3, опорное 4 и управляемое 5 колеса портальную раму 6, в нижней части которой закреплен силовой агрегат 7, объединяющий двигатель внутреннего сгорания, муфту сцепления и коробку перемены передач, предназначенный для привода ведущего колеса 3 шасси 1 и оборачивающего транспортера 2.

Оборачивающий транспортер состоит из подбирающего барабана с пружинными пальцами 8, перекрестного ремня 10, направляющих прутков 11 и ведущего шкива 15. В своей средней части устройства имеется горизонтальная ось 13, при помощи которой оно подвешено внутри рамы шасси таким образом, что обеспечивается оптимальная нагрузка р на копирующее колесо 9, то есть копирование барабаном ¿’рельефа поля. Достигается это благодаря тому, что центр тяжести оборачивающего устройства О смещен вперед относительно оси подвеса на величину /, прямо пропорциональную произведению нагрузки р на горизонтальную проекцию расстояния колеса от оси подвеса Ь и обратно пропорциональную силе тяжести оборачивающего устройства Р.

Рис. 2. Схема оборачивателя лент льна ОЛС-1. 1 — самоходное шасси; 2 — оборачивающий транспортер; 3 — ведущее колесо; 4— опорное колесо; 5 — управляемое колесо; 6 — портальная рама; 7— силовой агрегат; 8— подбирающий барабан; 9 — копирующее колесо; 10— перекрестный ремень; 11 — направляющие прутки; 12 — прикатывающий барабан; 13 — ось подвеса; 14, 16, 17— цепные передачи; 15— ведущий шкив; 18— блок звездочек; 19 — рулевой механизм; 20 — сидение машиниста.

Силовой агрегат 7 передает вращение на ведущее колесо 3 шасси через цепную передачу 14, а также на ведущий шкив 15 оборачивающего транспортера 10 посредством цепных передач 16, 17 к блока 18 звездочек, установленною на общей оси подвеса 13. Кроме того, у машины есть рулевой механизм 79для поворота управляемого колеса 5 шасси, а также сидение 20 машиниста и органы управления силовым агрегатом.

При движении оборачивателя по полю вдоль ленты барабан 8 поднимает стебли с земли и передает на перекрестный ремень 10, который с участием направляющих прутков 11 переворачивает их на 180° относительно продольной оси. Затем обернутая лента расстилается на поле и прижимается к почве прикатывающим барабаном 12.

Основные показатели технической характеристики ОЛС-1.

Мощность двигателя, кВт (л.с.) 8,2 (11)

Скорость движения, м/с (км/ч): рабочая транспортная Производительность, га/ч Ширина захвата, м Транспортный просвет, мм Масса, кг

Габаритные размеры, мм: длинахширинахвысота Обслуживающий персонал, чел.

По сравнению с оборачивателем ОАО «Тверьсель-маш», масса ОЛС-1 меньше в 3,8, а мощность двигателя — в 4,1 раза. Это обеспечивает соответствующее снижение энергоемкости процесса. Что касается производительности, то при равной рабочей скорости и ширине захвата, она может быть либо одинаковой, либо несколько большей у ОЛС-1 — благодаря меньшим габаритам и, как следствие, лучшей его маневренности. С другой стороны, упрощение конструкции (наличие одного транспортера вместо двух, механический привод и др.) повышает надежность машины. В результате этого, цена оборачивателя по предварительным расчетам составит не более 100 тыс. руб., что обеспечит его окупаемость в течение двух лет.

В 2006 г. намечено провести полевую проверку и государственные испытания ОЛС-1 в сравнении с другими оборачивателями лент льна.

2...3,4 (7,1...12,3) ДО 6,9 (25) ДО 1,2 1,5 (одна лента) 250 600

2650x1480x2000

1

Литература

1. Сизов В.И., Сизов И.В. Новые конструкции оборачивателей льна. - Механизация и электрификация сел. хоз-ва, №3, 2000.

2. Сизов В.И., Сизов И.В., Марковский В.Ю. Разработка оборачивателей льна,- Достижения науки и техники АПК, М2, 2003.

3. Труш М.М., Быков H.H., Коробач А.П. Основные тенденции развития льноводства Чехословакии. — Лен и конопля, №9, 1976.

4. Патент РФ на изобретение Ns 2239978. Самоходный оборачиватель лент льна // Сизов В.И., Марковский В.Ю., Сизов И.В — Бюл. изобр. №32, 2004.

ВНИМАНИЮ СОИСКАТЕЛЕЙ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ И ДРУГИХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ!

Редакция журнала «Достижения науки и техники АПК» издает монографии и другую книжную продукцию со всеми выходными данными. Цены договорные.

Заявки отправлять по адресу: 101000, г. Москва, Моспочтамт, а/я 166. Тел.: (095) 557-13-01 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.