Научная статья на тему '«Новый русский реализм»: основные признаки литературного проекта'

«Новый русский реализм»: основные признаки литературного проекта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1290
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД / «НОВЫЙ РУССКИЙ РЕАЛИЗМ»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ротай Евгения Михайловна

Статья посвящена определению характерных черт литературного проекта, получившего название «новый русский реализм» и ставшего ныне одним из векторов развития идейно-художественного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Новый русский реализм»: основные признаки литературного проекта»

№ 3 (41), 2011 "Культурная жизнь Юга России" ^^

Е. М. РОТАй

«НОВЫЙ РУССКИЙ РЕАЛИЗМ»: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЕКТА

Статья посвящена определению характерных черт литературного проекта, получившего название «новый русский реализм» и ставшего ныне одним из векторов развития идейно-художественного пространства.

Ключевые слова: теория литературы, современный литературный процесс, художественный метод, «новый русский реализм».

Теоретические принципы, способные усилить актуальность прозы, поэзии и драматургии нашего времени есть одно из средств преодоления кризиса словесности. При концептуализации литературного процесса особое внимание уделяется «новому русскому реализму». Это не столько состоявшийся метод эстетического познания действительности, сколько литературно-публицистический проект, который разрабатывают, прежде всего, молодые, стремящиеся «поднять авторитет» слова авторы. Художественной основой проекта являются произведения Р. Сенчина, З. При-лепина, С. Шаргунова, А. Бабченко, Д. Гуцко, А. Геласимова и др. Серьезную поддержку им со стороны критики оказывают А. Рудалев, В. Пустовал, А. Ганиева, Е. Погорелая, обсуждающие проблему на страницах «Литературной России», «Литературной газеты», «Знамени», «Нового Мира», «Вопросов литературы».

На данный момент «новый русский реализм» -дискуссионный термин, у которого есть свои сторонники и противники. К последним относятся С. Беляков, И. Кукулин, А. Латынина, Л. Сычева. Они утверждают, что нет смысла противопоставлять разные формы реализма, поскольку не видят в сегодняшней литературе произведений, позволяющих говорить о принципиально новых его аспектах.

Попытку охарактеризовать основные признаки литературного проекта как относительно целостного явления предпринял А. Рудалев, выделив в статье «Критик с позицией» следующие черты нового реализма: «документализм; фиксация как мельчайших моментов современности, так и нюансов душевных движений героя, часто, но не обязательно, тождественного автору; исповедальность; предельная художественная правдивость, искренность; традиционализм» [1]. На наш взгляд, обозначенная проблема требует более обстоятельного подхода, который мы попытались воплотить, используя материалы полемики и прокомментировав каждый из признаков литературного направления.

Следование принципам классического реализма в контексте современности предполагает «внимательное обращение к нержавеющим золотым принципам словесности (типажи, психологизм), трезвый пристальный взгляд на повседневную и общественную действительность, попытку всерьез, без расслабленности развращенных "дискурсом" осмыслить вечные вопросы» [2]. Сближение с традицией высших достижений отечественной классики в период ее золотого века вполне закономерно: современная литература ищет способы усилить влияние, обозначить свое присутствие в культурном процессе нового тысячелетия, возродить значимость художественного текста.

Разнообразие сюжетов и стилей, интерес к самым разным формам действительности: «новый реализм» не ставит перед собой задачу изобразить «типичного человека в типичных обстоятельствах», его цель - следовать за быстро меняющейся современностью, не навязывая ей заранее определенных идеологем. Автор изображает тот или иной вариант существующего мира, познает его изнутри, следуя логике объективной реальности. Понимание жизни как сложного синтеза принципиально отличных друг от друга хронотопов, специфических языковых сознаний приводит к «откровенности и резкости», к прямому отклику на «интеллектуальные поиски» и «психологические откровения» [3].

Автобиографичность повествования, стремление автора соотнести свою судьбу с судьбой персонажа. Как справедливо замечает С. Беляков, «"Я" - главный герой едва ли не каждого новореалистического текста <.. .> Автор слился с героем, а проза превратилась в ранний мемуар» [4]. Основой художественных сюжетов, приближенных к документальной прозе, стал персональный опыт: пребывание в рядах радикально настроенной молодежи (З. Прилепин), участие в политической жизни полумаргинальных организаций (С. Шаргунов), в военных событиях (З. Прилепин, А. Бабченко). Интерес молодого писателя к собственной жизни (современности, пропущенной через себя) - одна из наиболее значимых основ этого «нового реализма».

Поиск героя, соответствующего запросам времени, утверждение позитивных жизненных начал. В противоположность безграничному цинизму и пессимизму, который мы наблюдаем в постмодернистских произведениях, «новый русский реализм» наполнен «драматическим оптимизмом», обращение к которому не только раскрывает реальность, но и помогает автору и читателю уйти от искушения, не встать на сторону мироотрицания. А. Рудалев пишет о «выходе через ветхие ризы прогорклой жизни к осознанию важнейших аксиологических констант, к торжеству позитива» [5].

Субъективизм как форма преодоления натуралистичности в изображении действительности. «Новых реалистов» часто упрекают в том, что они не желают подняться над «правдой факта», оставаясь своеобразными документалистами. Но в лучших произведениях («Санькя» З. Прилепи-на, «Елтышевы» Р. Сенчина) сделан акцент на человеческих переживаниях, на исключительности сюжета, в котором прослеживаются тенденции эпохи. Следовательно, речь идет не о противопоставлении «личность / объективная реальность», а о необходимости художественных открытий

"Культурная жизнь Юга России"

№ 3 (41), 2011

в рамках внутреннего мира («субъективный реализм»). Этот реализм «локален, его не слишком интересуют биография или условия существования героя <.. .> направлен внутрь человека, но человек этот не вымышлен, он предельно реален» [6].

Отказ от нормы, социально-культурная агрессивность. На рубеже тысячелетий издательскую и рекламную поддержку чаще получали художники, верные не реалистическим ориентирам. В такой ситуации агрессивность стала необходима: «Неполиткорректность есть побочное, но знаковое следствие искренности "новых реалистов"» [7]. Возвращая интерес к действительности, писатели решают мировоззренческую, нравственно-философскую задачу: повышают статус действительной жизни, противопоставленной дискурсам массовой культуры.

Эклектичность, активное взаимодействие с разными явлениями литературы. «Новый реализм - это литературное направление, отмечающее кризис пародийного отношения к действительности и сочетающее маркировки постмодернизма ("мир как хаос", "кризис авторитетов", акцент на телесность), реализма (типичный герой, типичные обстоятельства), романтизма (разлад идеала и действительности, противопоставление "я" и общества) с установкой на экзистенциальный тупик, отчужденность, искания, неудовлетворенность и трагический жест. "Новый реализм" оказывается вписанным в барочное миропонимание, противоположное всякому реализму и классицизму, совмещающее реальное и иллюзорное», - пишет А. Ганиева [8]. Критик акцентирует стремление к масштабному синтезу в рамках проекта: воссоздание образов современного мира допускает использование различных методологий, если они способствуют познанию реалий нашего времени.

А. Рудалев, напротив, пытается противопоставить данный метод натурализму (буквальному, фо-

тографическому восприятию действительности), критическому реализму (излишнему негативизму) и документализму (позиции «статиста, констатирующего факты»). Критик говорит о реализме в «средневековом понимании», когда высшие ценности были напрямую связаны с традиционной христианской культурой [9]. С этой точки зрения новый литературный проект оказывается онтологическим методом, осмысливающим современную реальность в контексте религиозной мудрости.

Таким образом, «новый русский реализм» пытается сочетать традиции русской классики с позитивными технологиями различных художественных систем.

Литература

1. Рудалев А. Критик с позицией. URL: http:// www.litrossia.ru/2007/50-51/02156.html

2. Шаргунов С. Стратегически мы победили. URL: // http://magazines.russ.ru/continent/2005/125/ sh26.html

3. Там же.

4 Беляков С. Дракон в лабиринте: к тупику нового реализма. URL: http://magazines.russ.ru/ ural/2003/10/bel.html

5. Рудалев А. Критик с позицией ...

6. Роднянская И. Книги необщего пользования / И. Роднянская, В. Губайловский. URL: http://magazines.russ.ru/zz/2007/12/ro8.html

7. Славникова О. К кому едет ревизор? URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/9/ slav.html

8. Ганиева А. И скучно, и грустно. Мотивы изгойства и отчуждения в современной прозе. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2007/3/ ga15.html

9. Рудалев А. Письмена нового века. URL: http://magazines.russ.ru/october/2006/2/ ru11.html

ye. m. rotay. «new Russian realism»: the main characteristics of the literary project

The article is dedicated to the definition of peculiarities of the literary project that is called the «New Russian realism» and that became one of the lines of development of the idea and artistic space.

Key words: theory of literature, modern literary process, artistic method, «New Russian realism».

Е. И. ПРИХОДЬКО

БЕЛОРЕЧЕНСКАЯ ГАЗЕТА «СТАЛИНСКИЙ ПРИЗЫВ» В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Восстанавливая по архивным документам и публикациям газет биографические сведения о редакторах районной газеты «Сталинский призыв» (г. Белореченск Краснодарского края) Н. А. Петруне и Я. И. Кол-басове, автор статьи освещает этап становления этого издания в годы Великой Отечественной войны. Ключевые слова: районная газета «Сталинский призыв», Н. А. Петруня, Я. И. Колбасов.

В сентябре 1936 года в районную газету, называвшуюся тогда «Сталинский призыв», был назначен ответственным секретарем член ВКП(б) с 1929 года Николай Архипович Петруня [1]. В белореченскую газету он пришел уже опытным жур-

налистом: по окончании в Харькове (июнь 1931 г.) курсов рабкоров успел поработать заведующим рабселькоровским отделом районной газеты «Макеевский рабочий» (г. Макеевка), ответственным редактором районных железнодорожных газет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.