Научная статья на тему 'Новый подход к виртуальному обучению'

Новый подход к виртуальному обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VIRTUAL LEARNING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / E-LEARNING / ВЕБИНАР / WEBINAR / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / AUGMENTED REALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курейчик Владимир Викторович, Лежебоков Андрей Анатольевич, Пащенко Софья Валерьевна

В статье рассмотрено несколько подходов к обучению, а именно виртуальному. Приведены конкретные примеры систем виртуального обучения, раскрыты их особенности, преимущества и недостатки. Предложен новый подход, который интегрирует в себя особенности уже существующих, открывает новые горизонты и возможности в получении определенных навыков и умений. Внедрение нового подхода в образовательный процесс позволит улучшить качество и эффективность обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курейчик Владимир Викторович, Лежебоков Андрей Анатольевич, Пащенко Софья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A New Approach to Virtual Education

The article discusses several approaches to training, namely the virtual. Concrete examples of virtual learning systems were described, we disclosed their features, advantages and disadvantages. A new suggested approach integrates the features of existing systems, and opens new horizons and opportunities to obtain certain skills and abilities. Introduction of a new approach to the educational process will improve the quality and effectiveness of learning.

Текст научной работы на тему «Новый подход к виртуальному обучению»

УДК 0049 В.В. Курейчик, А.А. Лежебоков,

ВАК 05.25.05 '

ринц 14.35.09 С.В. Пащенко

Новый подход к виртуальному обучению*

В статье рассмотрено несколько подходов к обучению, а именно виртуальному. Приведены конкретные примеры систем виртуального обучения, раскрыты их особенности, преимущества и недостатки. Предложен новый подход, который интегрирует в себя особенности уже существующих, открывает новые горизонты и возможности в получении определенных навыков и умений. Внедрение нового подхода в образовательный процесс позволит улучшить качество и эффективность обучения.

Ключевые слова: виртуальное обучение, дистанционное обучение, электронные средства обучения, вебинар, дополненная реальность.

A NEW APPROACH TO VIRTUAL EDUCATION

The article discusses several approaches to training, namely the virtual. Concrete examples of virtual learning systems were described, we disclosed their features, advantages and disadvantages. A new suggested approach integrates the features of existing systems, and opens new horizons and opportunities to obtain certain skills and abilities. Introduction of a new approach to the educational process will improve the quality and effectiveness of learning.

Keywords: virtual learning, distance learning, e-learning, webinar, augmented reality.

Введение

Образовательный процесс - это целенаправленный целостный процесс воспитания и обучения, педагогически спланированное и реализуемое единство целей, ценностей, содержания, технологий, организационных форм, диагностических процедур [1]. Образовательный процесс состоит из ряда подпроцессов, таких как организация и проведение занятий, преподавание учебного материала, приобретение и тренировка навыков, промежуточный контроль знаний и т.д., которые необходимо активно поддерживать. Одним из способов поддержки образовательного процесса является его информатизация. Суть информатизации во внедрении новых информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательную деятельность общеобразовательного учреждения; с помощью таких инновационных технологий можно реорганизовать или допол-

нить традиционные методики воспитания и обучения, которые помогут усовершенствовать процесс получения знаний, ускорить доступ к информационным источникам. Информатизация образовательного процесса заключается в повышении качества деятельности педагогов и студентов, целенаправленном формировании информационной культуры личности, ориентированном на приобретение информационных знаний, выработку информационных умений [2].

Применение современных информационных технологий в образовании - это основная идея улучшения качества и повышения эффективности обучения и образовательного процесса в целом. Одной из таких технологий, невероятно перспективной и по-настоящему эффективной, является технология виртуализации обучения.

Тенденции, наблюдаемые в последнее время, указывают на глобальное изменение методов полу-

чения новых знаний. Наступает эра виртуального обучения, доступного каждому, кто открыт для новых возможностей. Сегодня с помощью онлайн-занятий можно передать от преподавателя к учащемуся не только содержательную часть, но и внести эмоциональное общение, обратную связь, помогающие лучше усваивать новые знания. Виртуальное обучение - это инновационная система образования, которая несет в себе все преимущества очного обучения и добавляет ряд уникальных возможностей [3, 4].

На сегодняшний день существует несколько подходов к «виртуальному обучению»: дистанционное обучение, е-1еагт^, вебинар, совмещенная форма обучения.

1. Дистанционное обучение

Это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Исторически

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 13-01-00371.

Владимир Викторович Курейчик,

д.т.н., профессор Тел.: (8634) 371651 Эл. почта: [email protected] Южный федеральный университет www.sfedu.ru

Vladimir V Kureychik,

Doctor of Science, Professor Tel.: (8634) 371651 E-mail: [email protected] Southern federal university, www.sfedu.ru

Андрей Анатольевич Лежебоков, к.т.н., доцент Тел.: (8634) 371651 Эл. почта: [email protected] Южный федеральный университет www.sfedu.ru

Andrey A. Lezhebokov,

Candidate of Science, Associate Professor Tel.: (8634) 371651 E-mail: [email protected] Southern federal university, www.sfedu.ru

дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас это средство обучения, использующее аудио, видеотехнику, интернет и спутниковые каналы связи [5].

Преимущества дистанционной формы обучения:

• обучение в психологически комфортной и привычной обстановке за собственным компьютером;

• индивидуальные сроки и темп обучения;

• высокая доля самостоятельности наряду с возможностью в

любое время получить помощь от преподавателя; • преодоление территориальных и временных ограничений. Дистанционное образование тесно связано с дистанционным обучением. Принято считать, что дистанционное образование - это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель), а дистанционное обучение - это процесс получения знаний (за него ответственен обучаемый). На рис. 1 представлена типовая архитектура системы дистанционного обучения.

ТИПОВАЯ СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ОБМЕН

СООБЩЕНИЯМИ

Календарь

событий

Курсы

Пользователи

-

Свойства (настройки) Категория Имя (название) Описание

Формат (форум, структура, календарь) Продолжительность Количество тем Групповой метод Доступность

Категории пользователей

1. Администратор

2. Создатель курсов

3. Преподаватель 4 Ученик (студент)

Текстовая страница

Веб-страница

Глоссарий

Задание

Опрос

Рабочая тетрадь

Форум

Рис. 1. Архитектура системы дистанционного обучения

Пояснение

Софья Валерьевна Пащенко,

аспирант Тел.: (8634) 371651 Эл. почта:[email protected] Южный федеральный университет www.sfedu.ru

Sofya V. Pashenko,

post-graduate student Tel.: (8634) 371651 E-mail: [email protected] Southern federal university, www.sfedu.ru

По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы онлайн, в реальном времени) и асинхронные системы (системы офлайн). Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: веб-чат, ICQ, IRC (IntemetRelayChat), интерактивное TV, веб-телефония, телеконференции NetMeeting, Telnet. Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, CD-ROM, электронной почте, веб-страницах, FTP, веб-форумах (электронная доска объявлений), Телеконференции Usenet (подписка на группы новостей) [6]. Выделяют также смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

2. E-Learning

Английское слово E-Learning -сокращение от словосочетания Electronic Learning, которое дословно переводится как «электронное обучение». Специалисты ЮНЕСКО

называют его «обучением с помощью интернета и мультимедиа», что, в свою очередь, дает основания называть этот вид образования дистанционным, удаленным, компьютерным, сетевым, виртуальным или онлайн-обучением [7].

Существует два основных вида E-Learning: inclusive и exclusive. Inclusive (англ. - включающий, содержащий) - вид электронного обучения, включающий в себя использование продуктов дистрибутивных технологий (в основном CD-ROM-в), которые не требуют подключения к сети. Exclusive (англ. - исключающий) - когда процесс E-Learning происходит без использования дистрибутивных технологий, а только в виде онлайн-обучения по интернету или внутренней корпоративной сети.

Можно выделить еще несколько подвидов электронного обучения. Это обучение на основе веб-приложений. В корпоративном секторе для обучения персонала используются различные способы доставки контента конечному пользователю, а обучение происходит без непосредственного взаимодействия между учащимися и обучающими специалистами (более опытными коллегами или менеджерами).

Обучение онлайн. Один из видов электронного обучения, при котором общение с тьютором,

Рис. 2. Архитектура системы электронного обучения Tandem e-Learning

диалоги с другими студентами, поиск научных материалов и доступ к программе курса происходит по сети Интернет. На рис. 2 представлена архитектура системы электронного обучения Tandem e-Learning.

Преимущества продукта

Tandem E-learning:

• комплексная автоматизация. Поддержка полного цикла дистанционного образования, осуществляется электронная поддержка процессов очного образования;

• открытость технологий. В продукте максимально используются проверенные открытые технологии. Многие компоненты системы (СУБД, сервер приложений, веб-сервер) можно заменить на аналогичные, не теряя гарантии работы системы;

• стандартизованность. Система поддерживает современные стандарты в области электронного обучения: IMS QTI, IMS CP, SCORM. Известно, что за годы эксплуатации систем ДО стоимость разработанного контента превышает стоимость системы. Соответствие международным стандартам гарантирует, что содержимое системы будет сохранено при её модернизации;

• безопасность. Система Tandem e-Learning обеспечивает высокий уровень безопасности. Она достигается разграничением прав доступа на всех уровнях приложения;

• веб-ориентированность. Интерфейс системы веб-ориентирован и не требует установки дополнительного программного обеспечения. Это позволяет снизить затраты на установку, администрирование, обновление системы.

К недоработкам данной системы можно отнести то, что не всегда есть возможность управлять мотивацией обучающегося, компьютерные программы зачастую не позволяют реализовать те или иные особенности человеческого общения; не всегда присутствует возможность проверить у обучающегося определенные навыки.

Это неформальное электронное обучение. За рамками академических подходов к электронному

ВЕБИНАР

■-1-

СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ (ИНТЕРНЕТ, СЕРВЕР) 1

ЛЕКТОР

л

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО (ВОПРОС-ОТВЕТ)

УЧАСТНИК УЧАСТНИК УЧАСТНИК

Рис. 3. Архитектура системы организации вебинаров и электронных

конференций

обучению появляется все больше возможностей для развития технологий поддержки неформального образования прямо на рабочем месте. Во многих наукоемких организациях такое обучение привязано к сфере управления знаниями.

3. Вебинар и совмещенная форма

Вебинар - это разновидность веб-конференции, проведение он-лайн-встреч или презентаций через интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести URL (адрес сайта) в окне браузера. Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. Удаленный показ презентации и передача по сети голоса и видеоизображения участников создает «эффект присутствия» и позволяет проводить эффективные презентации и встречи, не покидая рабочего места. На рис. 3 представ-

лена архитектура системы организации вебинаров и электронных конференций Entensys.

Отметим достоинства вебинаров:

• вебинар отличается высокой степенью интерактивности. Слушатели активно вовлечены в процесс обучения, могут задавать вопросы, сразу же прояснять некоторые непонятные для них моменты;

• после семинара пользователи получают запись, которую можно использовать при повторном закреплении полученной информации;

• онлайн-курсы в виде веби-нара предполагают значительную экономию времени;

• вебинар - это мощное средство не только для онлайн-тренин-гов, но и для решения маркетинговых задач.

Отметим некоторые минусы ве-бинаров:

• не устанавливается такая же эмоциональная связь, которая появляется в результате живого общения в реальном времени. А это очень важный аспект, который напрямую влияет на эффективность обучения;

• это достаточно новый инструмент для проведения конференций и тренингов, а потому многие преподаватели, привыкшие работать с живой аудиторией, теряются перед монитором компьютера, в резуль-

Реальный мир

Реальность

Дополненная реальность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смешанная реальность

Виртуальный мир

Виртуальная реальность

Рис. 4. Процесс возникновения дополненной реальности

тате чего пропадает ритм выступления;

• участники вебинара могут находиться в различных часовых поясах;

• многие сомневаются в эффективности вебинаров.

4. Новый подход к виртуальному обучению

Совмещенная форма обучения включает в себя все преимущества перечисленных выше подходов, но и формирует новую виртуальную среду, виртуальные классы, в которых общение между элементами (виртуальный студент, виртуальный преподаватель) системы

Рис. 5. Структура и составляющие нового подхода

происходит в режиме реального времени. Новый подход к виртуальному обучению включает в себя известные подходы к обучению и интегрирует новые информационные технологии, одной из таких технологий является технология дополненной реальности [8]. На рис. 4 представлена схема процесса возникновения дополненной реальности.

Новый подход заключается во внедрении в типовую архитектуру системы электронного обучения новой составляющей - подсистемы дополненной реальности, которая добавит интерактивности, позволит заинтересовать и мотивировать обучающихся, развить стремление к освоению новых возможностей и технологий, заменить дорогостоящие пособия и лабораторное оборудование мультимедийными компьютерными моделями. На рис. 5 изображена структура нового подхода.

Заключение

Актуальность развития и внедрения виртуального обучения в том, что оно способно обеспечить высокий уровень эффективности для образования в целом, и при этом такое обучение очень удобно

и доступно практически для каждого, а также позволяет легко организовать удаленное и распределенное тестирование знаний и навыков. Это индивидуальная обратная связь с преподавателем, которая позволяет объективно оценивать уровень знаний.

Основные преимущества предлагаемого нового подхода к виртуальному обучению:

• географические и временные преимущества. Возможность учиться из любой точки мира в удобное время;

• персонализация процесса обучения. Возможность обучения различных категорий людей, в том числе с ограниченными способностями;

• расширение спектра изучаемой информации и повышение интенсивности обучения, за счет использования новейших технологий и форм представления учебного материала;

• оптимизация и автоматизация процесса передачи знаний. Улучшенные экономические показатели;

• обеспечение «живого» общения и обратной связи с преподавателем в режиме реального времени;

• поддержка эффекта «присутствия» в виртуальном классе;

• визуализация сложных моделей и процессов;

• распознавание жестов участников виртуального класса.

Новый подход формирует новую виртуальную среду обучения или виртуальный класс, где формируется живой образовательный процесс, использующий интернет в качестве информационного канала. Виртуальный класс содержит множество интерактивных элементов, которые сильнее погружают участников в образовательный процесс.

Литература

1. Митина Н.А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы // Молодой ученый. - 2013. - № 1. - С. 345-349.

2. Мотько С.М., Харитонова Т.А., Бородина Н.А. Совершенствование преподавания информатики с использованием электронных учебных ресурсов [Электронный ресурс] // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. - Режим доступа: http://e-koncept.rU/teleconf/1/k_jelektronnomu_ obucheniju/covershenstvovanie-prepodavanija-informatiki.html

3. Любимов Е.В., ОзероваГ.П. Электронные образовательные ресурсы и перспективы электронного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - № 6. - С. 76-86.

4. Запорожец Д.Ю., Кравченко Ю.А., Лежебоков А.А. Способы интеллектуального анализа данных в сложных системах // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 3. - С. 52.

5. ГалановА.Б. Дистанционные технологии в дополнительном профессиональном образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - № 12. - С. 63-71.

6. Романова С.М. Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. - Режим доступа: http://e-koncept.rU/teleconf/1/k_jelektronnomu_obucheniju/ sistema-distancionnogo-obuchenija.html

7. Сабитова Н.Г. Методы обучения в электронной системе в E-Learning // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - № 5. - С. 33-35.

8. Лежебоков А.А., Пащенко С.В. Возможности технологии дополненной реальности // Труды конгресса по интеллектуальным системам и информационным технологиям «1Б- ГГ'12»: научное издание в 4 т. - М.: Физ-матлит, 2012. - Т. 3. - С. 196-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.