Научная статья на тему 'Новый подход к обучению и профессиональной переподготовке персонала на базе симуляционного центра'

Новый подход к обучению и профессиональной переподготовке персонала на базе симуляционного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каушанская Л. В., Попова Н. А., Фролов А. А., Зинкина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый подход к обучению и профессиональной переподготовке персонала на базе симуляционного центра»

Новый подход к обучению и профессиональной переподготовке персонала на базе симуляционного центра

Л. В. Каушанская, д.м.н.; Н. А. Попова, к.м.н.; А. А. Фролов, м.н.с.; Е. В. Зинкина, к.м.н.; ФГБУ «РНИИАП» МЗ РФ, г. Ростов-на-Дону

Медицина XXI века — это сплав высоких технологий и специалистов высшей квалификации. Одной из приоритетных задач здравоохранения является обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. Объем ассигнований на высокотехнологичные виды медицинской помощи в рамках национального приоритетного проекта «Здоровье» за последние годы увеличен в несколько раз.

Обеспечение квалифицированными кадрами, способными работать на современном высокотехнологичном оборудовании, — одна из главных задач, которую необходимо решать здравоохранению. Проблема практической подготовки кадров, в том числе для работы с высокотехнологичной техникой, стала как никогда острой.

С появлением на отечественном рынке новейших технологий возникла потребность в создании и широком внедрении инновационного подхода к обучению и профессиональной переподготовке персонала. Требования нашей эпохи и объективные условия для практической подготовки врача требуют коренного пересмотра идеологии обучения.

Анализ проблем состояния высшего медицинского образования в современных условиях свободных отношений, имеющий целью коренное изменение качества образования в лучшую сторону, требует создания системы мотивации к качественному обучению как среди учащихся, так и среди преподавателей. Необходимы также объективные формы педагогического контроля.

Одной из важнейших проблем, если не самой главной, в современной России является существенное снижение качества человеческого ресурса. На фоне явной перенасыщенности рынка труда выпускниками вузов наблюдается дефицит специалистов, реально умеющих работать.

Ранее существовавших системообразующих факторов при обучении в современной России уже не существует. Государственного заказа нет, и поэтому непонятно, как многие

организации будут удовлетворять кадровый голод.

Механизм для коренного изменения ситуации в лучшую сторону, на наш взгляд, должен состоять из трех взаимосвязанных компонентов:

• мотивации учащегося;

• мотивации преподавателя;

• объективного педагогического контроля.

Каждый из этих трех компонентов является системообразующим и взаимодополняющим, то есть каждый из них, взятый по отдельности, будет неэффективен.

Наличие объективной формы педагогического контроля будет поддерживать, помимо прочих факторов, наличие мотивации как преподавателей, так и обучающихся, к качественной подготовке. Мотивация преподавателей будет «зажигать»

учащихся, и наоборот — мотивация обучающихся будет способствовать развитию мотивации преподавателей. А это будет способствовать поддержанию объективности педагогического контроля.

Мотивация к качественному обучению у обучающихся будет формироваться за счет:

• интересной подачи учебного материала;

• ответственности по результатам справедливой оценки учебной деятельности;

• возможности выбора образовательной траектории.

Мотивация к качественному обучению у преподавателей будет формироваться за счет:

• возможности интересно работать;

• оплаты труда, зависящей

от трудов вклада и результата труда;

• наличия управленческого контроля их деятельности.

Сегодня освоение большинства навыков, манипуляций, особенно сопряженных с риском осложнений при их проведении, возможно лишь в теоретическом формате. И при этом каждый выпускник вуза обязан достаточно уверенно осуществлять целый ряд технических приемов,

Ш11Ы111

шч

ОБРАЗОВАНИЕ

направленных, прежде всего, на спасение жизни.

Попытаться повысить качество подготовки медицинских специалистов можно за счет правильно организованного имитационного обучения, которое должно внедряться шире, как дополнительный этап медицинского образования.

Мировые тенденции в совершенствовании обучающих технологий акцентируются на широком внедрении виртуальных симуляторов и манекенов. Тренинги подобного рода уже не одно десятилетие проводятся в медицинских школах развитых стран. Муляжи и виртуальные модели применяются не только в образовании, но и для определения уровня практической последипломной подготовки врача.

Традиционная система практической подготовки в сфере здравоохранения имеет целый ряд недостатков:

• высокий риск развития осложнений, вызванных действиями начинающего врача;

• зависимость учебного процесса от графика работы медицинского учреждения

и наличия профильных больных;

• обязательность присутствия преподавателя или опытного врача, готового в любой момент вмешаться и скорректировать действия обучаемого;

• отсутствие возможности повторить сложный

или переделать неудачно выполненный этап манипуляции;

• отсутствие количественных

и качественных характеристик оценки — объективного тестирования уровня практической подготовки;

• недостаточная эффективность подготовки по традиционной методике, длительной и в силу этого дорогой.

Изучение уровня практической подготовки начинающих врачей выявило, что он не отвечает требованиям высокотехнологичной медицинской помощи. Более 50% выпускников вузов не считают, что они освоили необходимые медицинские манипуляции в надлежащем объеме.

Сходные проблемы наблюдаются и у специалистов, уже работающих в клиниках. Более половины анестезиологов, приступивших к самостоятельной работе, не могут выполнить жизненно важных манипуляций,

обязательных к освоению. Приобретение практических навыков осуществляется на пациентах с риском для их здоровья и жизни, а неумелые действия молодого специалиста могут привести к летальному исходу.

Перед нашим здравоохранением открывается путь, по которому уже многие годы идут западные коллеги — развитие симуляционного обучения. В настоящее время в нашей стране уже действует несколько симуляционных центров высокого класса, по уровню оснащенности сопоставимых с ведущими зарубежными центрами.

У симуляционных центров есть принципиальные отличия от обычных способов обучения. На их базе врачи получают не только теоретические знания, но и совершенствуют

практические навыки при возникновении критических ситуаций в акушерской практике, при развитии неотложных состояний у новорожденных различного срока гестации, при проведении реанимационных мероприятий в родильном зале.

Знания по оказанию помощи в критических ситуациях невозможно приобрести или пополнить на пациентах в связи с этическими и другими причинами. Критические ситуации, которые на практике встречаются редко, при помощи манекенов можно воспроизводить неограниченное количество раз, причем в условиях, полностью соответствующих реальности.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 №1069 «О финансовом

№5 (36) • 2013

www.akvarel2002.ru

обеспечении за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета создания обучающих симуляционных центров в федеральных государственных учреждениях» на базе ФГБУ «РНИИАП» МЗ РФ в ноябре 2012 года открыт симуляционный центр.

Основной функцией данного подразделения является не только обучение, но и повышение эффективности обучающих симуляционных технологий в области неонатологии, акушерства и гинекологии, реанимации и анестезиологии.

Симуляционный центр включает в себя учебные классы, которые воссоздают условия работы в родильном зале, в эндоскопической операционной, в отделении реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, в отделении анестезиологии и реанимации.

В учебных зонах установлено современное лечебное и диагностическое оборудование, подключенное к электрическим и газовым коммуникациям.

Для усвоения и совершенствования мануальных навыков используются высокотехнологичные роботизированные манекены и современное реанимационное оборудование, размещенные в акушерско-гинекологи-ческом и неонатологическом модулях центра. Манекены новорожденных имеют высокий уровень реалистичности, соответствуют параметрам доношенных и глубоко недоношенных новорожденных. Симуляторы издают звуки, способны двигать конечностями, изменять цвет кожных покровов, производить дыхательные движения, имитировать сердечную деятельность.

При обучении врачей используется самая современная медицинская аппаратура: аппарат искусственной вентиляции легких, открытые

реанимационные системы, инкубаторы и др. Компьютеризированная система видеомониторинга, расположенная в учебных зонах, позволяет записывать и анализировать действия как отдельных специалистов, так и всей медицинской бригады. Это существенно повышает эффективность образовательного процесса.

На базе симуляционного центра проводятся 72-часовые тематические курсы:

• «Клиническое акушерство» (практический курс

с использованием симуляционных платформ и тренажеров родов);

• «Лапароскопия в акушерстве и гинекологии» (практический курс с использованием симуляционных тренажеров);

• «Интенсивная терапия

в неонатологии — практические навыки и умения» (на базе обучающего симуляционного центра);

• «Анестезия, интенсивная терапия и реанимация в акушерском и гинекологическом стационарах» (на базе обучающего симуляционного центра).

За период с ноября 2012 года по июль 2013 года в центре прошли обучение 220 врачей из Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Преподавателями си-муляционного центра являются научные сотрудники ФГБУ «РНИИАП», доктора и кандидаты медицинских наук: акушеры-гинекологи, неона-тологи, анестезиологи-реаниматологи.

Постоянный тренинг мануальных навыков, опирающийся на современные теоретические медицинские знания, позволит сформировать высококвалифицированных специалистов, готовых решать любые, в том числе нестандартные, клинические задачи.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

ШВЕЙЦАРСКОЙ ФИРМЫ DEPELL.BR ПРЕДСТАВЛЯЕТ КУРСЫ-СЕМИНАРЫ:

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ И УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ:

9 ноября 2013 г. Современные методики при лечении пародон-тита: Традиции и инновации в нехирургической пародонтологии (З. Э. Ревазова). Участие — 6000 р.

Программа первого дня:

1. Этиология и патогенез заболеваний пародонта. Современный взгляд.

2. Диагноз. Планирование лечения.

3. Профессиональная гигиена при заболеваниях пародонта:

— оборудование и инструментарий (ручные инструменты);

— методика проведения;

— контроль качества проведенных манипуляций.

Практическое занятие:

Обучение: Scailing and root-plaining.

10 ноября 2013 г. Современные методики прилечениипародонти-та: Хирургическая пародонтология (Г. С. Рунова). Участие — 10000 р.

Программа второго дня:

1. Мукогингивальная хирургия-френулопластика, вестибулоплас-тика. Показания, противопоказания. Ошибки, риски и осложнения.

2. Ликвидация рецессии. Техника проведения операции. Ошибки и осложнения.

3. Технология наложения шва в пародонтологии.

4. Критерии выбора шовного материала.

Практическое занятие.

9 и 10 ноября 2013 г. с 16.00 до 18.00. Эргономика пародон-тологического приема. Участие — 2000 рублей. Количество участников ограничено.

Стоматологическая поликлиника №4, Санкт-Петербург, пер. Беловодский, 1 Дополнительная информация и запись на семинар по тел.: (812) 938-39-75 Никифорова Ирина Владимировна

(812) 925-30-04, 8(911) 212-50-26 Елена Валерьевна Курчина, e-mail: [email protected] +7 (964) 342-16-12 Алексей Шаров ООО «Имплантдентмед» — официальный дилер Depeller в России

www.akvarel2002.ru №5 (36) • 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.