Научная статья на тему 'Новый подход к исследованию влияния географических факторов'

Новый подход к исследованию влияния географических факторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малов В. Ю., Мелентьев Б. В.

Безруков Л. А.Континентально-океаническая дихотомия в международном и региональном развитии. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2008. 369 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый подход к исследованию влияния географических факторов»

пособие В. Л. Тамбовцева. Рецензент понимает свою задачу иначе. Опубликовано, на мой взгляд, не рядовое учебное пособие, и необходимо привлечь внимание общественности к этому факту. Далее это учебное пособие необходимо читать и изучать в оригинале, а не в пересказе рецензента, и формировать собственное мнение. Кстати, упорное обучение на лучших образцах есть императив для желающих не только учить и учиться, но и дерзающих «делать науку».

Е. Б. КИБАЛОВ,

доктор экономических наук, УРАН Институт экономики и организации промышленного

производства СО РАН, Новосибирск

Новый подход к исследованию влияния географических факторов

Безруков Л. А. Континентально-океаническая дихотомия в международном и региональном развитии. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2008. - 369 с.

Свое монографическое исследование «Континентально-оке-аническая дихотомия в международном и региональном развитии» Л. А. Безруков посвятил взаимодействию континен-тальности и океаничности, выделив их из множества базовых экономико-географических факторов, определяющих неодинаковые возможности хозяйственной деятельности стран. Так, наиболее близкой исходной и развиваемой автором концепцией является модель «центр - периферия» и производные от нее теоретические построения - концепция «мировых систем»,

теория «периферийного зависимого развития», «внутреннего колониализма» и др. Согласно модели «центр - периферия», в основе структурирования мира и мирового хозяйства, стран и регионов и их хозяйственных систем лежит постоянное перераспределение производимого прибавочного продукта от периферийных и полупериферийных зон к соответствующим «процветающим» центрам.

Л. А. Безруков на основе громадного фактического материала подводит нас к формированию нового взгляда на пространство: акцент делается на транспортно-географическую составляющую континентальности с точки зрения удобств и преимуществ по издержкам при осуществлении поставок грузов по суше, рекам и морям.

Одним из главных достоинств монографии является то обстоятельство, что известная из классической геополитики дихотомия «суши» и «моря» получает в работе экономико-географическое объяснение и строгую количественную оценку. Насколько известно, подобная количественная оценка обусловленности специфики и эффективности экономической деятельности в странах и районах их положением относительно моря ранее не проводилась. Здесь же мы видим, как введенное автором в научный оборот понятие «транспортно-географической континентальности» непосредственно трансформируется в такие понятия, как «экономическая эффективность производства, прибыль, цены, уровень социально-экономического развития» и т. д.

Отсюда возникают принципиальные экономические различия между континентальными и океаническими странами, и именно на этой объективной основе строится авторская геоэкономическая типология стран мира. Представляется, что осуществленное в работе с помощью тщательных расчетов разделение стран мира на континентальный и океанический геоэкономические типы имеет более фундаментальное значение, чем субъективные геополитические типологии и конструкции.

Предпринята плодотворная попытка объяснения межрегиональных различий цен на товары и тарифы влиянием географических факторов. Это очень непростая область исследования

хотя бы потому, что в России все еще должным образом не сформировалась система ценовой информации, особенно по территориальной дифференциации цен. Соответственно как в географии, так и в экономике имеются лишь единичные проработки этой проблемы. Здесь автор нашел свое место -через информацию о международных транспортных издержках, дифференциации по странам цен на продукцию подошел к проблеме фактического перераспределения доходов между континентальными и океаническими странами: транспортные издержки определяют объективное перераспределение, а остальная часть - под действием экономических, монопольных, политических и других условий допуска на мировые рынки.

Принципиально новым для общественных наук является предпринятое автором структурирование мирового хозяйства по оси континентально- океанической дихотомии с получением своей оригинальной картины мира. В итоге оказывается, что расположение страны или района относительно моря играет исключительно важную роль в международном развитии, определяя в общих чертах различную интенсивность и результаты экономической деятельности. Большую познавательную ценность имеют, например, оценки изменения мировых объемов производства и экспорта продукции различной транспортабельности по зонам удаленности от моря, выявление определяющей роли океанических стран и приморских зон в ценообразовании на мировых рынках, анализ экономических рычагов доминирования этих стран и зон и т. д.

В прикладном аспекте самым важным, на наш взгляд, является поднятый автором «пласт» проблем, связанных с высокой транспортной составляющей в цене отечественной продукции. При этом главная цель работы состоит не столько в исследовании отраслевых проблем, сколько в установлении общих закономерностей и рисков, характерных для экономики континентальных стран и внутриконтинентальных районов. Эта цель в монографии достигнута, и транспортно-экономи-ческие проблемы промышленности России и Сибири теперь четко обозначены на мировом фоне.

Следует положительно оценить возвращение к идеям экономического районирования и ТПК. Автор убедительно

показывает, что повышенное внимание к проблемам экономического районирования в СССР (России) связано в определенной мере с высокой степенью континентальности огромной страны. Это требовало замыкания многих хозяйственных связей в рамках крупных районов, что снижало излишние транспортные издержки. В монографии мы видим, пожалуй, первую на постсоветском этапе попытку делимитации ТПК, причем она осуществлена на основе уникальных материалов по степени территориальной дробности - до уровня низовых административных районов и отдельных городов.

Особый интерес имеет оценка реальной значимости и эффективности сибирских комплексов, проведенная в работе с учетом схем занижения официальной статистикой объемов промышленной продукции, экспорта и соответственно бюджетных доходов. Находясь на позициях целесообразности возвращения к практике планомерного формирования ТПК, автор тем не менее понимает, что необходима разработка обновленной теории комплексов, адаптированной к современным экономическим условиям.

Заслуживает внимания выбор в работе приоритетов среди задач, решаемых в связи с созданием трансконтинентальных евразийских транспортных коридоров. Так, акцент на международных транзитных перевозках, по мысли автора, выглядит второстепенной задачей. Главная же задача реконструированного Транссиба состоит в снижении тарифов и стоимости перевозок для отечественных грузоотправителей и грузополучателей, что необходимо для экономического «приближения» Сибири и других ультраконтинентальных районов России к ведущим центрам страны и мира, морским и океаническим портам. По-видимому, вполне логично, что во главу угла ставится не столько «врастание» в мировой рынок через обслуживание международного транзита (хотя и это, безусловно, необходимо), сколько внутреннее развитие и консолидация самих российских регионов, прилегающих к магистрали.

Нельзя не отметить бережное цитирование в хронологической последовательности исторического наследия отечественных и зарубежных исследователей экономической географии. В целом в монографии удалось собрать пространственные

научные разработки по теме «суша - море» в цельную картину, что вносит существенный вклад как в разработку теоретических основ самой экономической географии, так и обеспечивает продвижение на пути создания системной пространственной экономической теории. Имеющийся богатый табличный и иллюстративный материал служит обстоятельным и наглядным подтверждением выводов автора.

Решена непростая задача формулировки обычно качественного описания экономико-географических проблем в их количественной форме на основе статистики и примеров реальной хозяйственной практики. Демонстрация их в книге как классических методов классификации пространства может быть с успехом использована в сугубо экономических работах. Например, выбор единых фиксированных размеров зон градообразующего влияния железных дорог и водных линий унифицирует обработку большого массива информации, облегчая анализ закономерностей расположения поселений относительно указанных транспортных путей.

Более того, подходы к выделению и результаты сравнительного анализа континентально-океанических факторов могут быть использованы при построении прогнозов развития экономики страны на основе межрегиональных моделей. В них соединено пространство в форме хозяйств субъектов РФ с выделением различных видов транспорта (включая железнодорожный, водный и морской), внешних и внутренних межрегиональных поставок продукции и т. д., а также сбалансированные по районам доходы отраслей и финансовой системы.

Вне всяких сомнений, монография Л. А. Безрукова вызовет интерес в научном мире и привлечет внимание читателей.

В. Ю. МАЛОВ,

доктор экономических наук, Б. В. МЕЛЕНТЬЕВ, доктор экономических наук, УРАН Институт экономики и организации промышленного

производства СО РАН, Новосибирск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.