новый курс - революционная реформа
51 ►
«новый курс» Рузвельта: способ преодоления великой депрессии или ее продления?
СТАНОВОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
аспирант кафедры «Инвестиции и инновации» Финансового университета E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются основные характеристики «Нового курса». Анализируется влияние идей Кейнса на реформы Рузвельта. Приводятся взгляды различных авторов по поводу эффективности «Нового курса» и сделан вывод о том, что данная политика в целом все же способствовала восстановлению экономики США после Великой депрессии.
ключевые слова: «Новый курс», Великая депрессия, государственное регулирование, инвестиции.
New course «Roosevelt: ways to overcome the Great Depression and its prolongation
STANOVOVA NATALIYA NIKOLAEVNA
Assistant to Сhair «Investment and innovation» Financial University
Abstract. The article contains the main characteristics of the «New Deal». The author also analyses how Keynes's ideas influenced Roosevelt's reforms. The article considers scientists' outlooks about efficiency of the «New Deal». It is concluded that this policy helped to reconstruct of the USA's economy after the Great Depression. The author analyses how Russian government uses the experience of the reforms of the «New Deal». Keywords: the «New Deal», the Great Depression, government regulation, investments.
Как известно, в 1930-е гг. США пришлось столкнуться с глобальным кризисом, одним из самых известнейших в экономической истории, — Великой депрессией. Кризис охватил всю экономическую систему США, и она оказалась в ужасающем положении: спад производства, инфляция, массовая безработица, крах фондового рынка и банковской системы. Необходимы были решительные действия, направленные на восстановление экономики страны, достижение докризисного уровня развития. Такие действия были разработаны и осуществлены в США в 1933-1936 гг. президентом Ф. Д. Рузвельтом. Проводимая Рузвельтом политика впоследствии получила наименование «Новый курс». Данный курс включал в себя комплекс реформ, направленных на восстановление различных сфер народного хозяйства — банковской, промышленности, сельского хозяйства, сферы занятости, бюджетной политики. Многие экономисты при рассмотрении теоретических основ «Нового курса» под-
черкивают влияние идей кейнсианской теории на политику американского президента. Хотя в то время, когда началось осуществление мероприятий правительства Рузвельта, основной труд Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» еще не был опубликован, многие положения его теории уже нашли свое воплощение в построении экономической системы США в 1930-е гг. В период проведения реформ «Нового курса» получила практическое применение идея о необходимости государственного регулирования экономики, являющаяся одним из центральных моментов в кейнсианской теории.
До появления теории Кейнса в основополагающих экономических учениях не придавали столь большого значения государственному регулированию экономики, считалось, что экономическая система обладает возможностью самостоятельного регулирования и восстановления за счет действия рыночных механизмов и экономических законов. Однако в теории кейнсианства было доказано, что
Мир новой экономики
< 52
новый КУРС - РЕВОЛЮЦИОННАЯ РЕФОРМА
экономика страны не обладает всеми механизмами, способными справиться с возникающими трудностями в период спада. «Невидимая рука рынка» не всегда работает. Классический принцип невмешательства государства в экономику является неэффективным в период депрессии. В условиях кризисной ситуации государственное регулирование экономических процессов приобретает определяющее значение, поскольку от мер оказанной поддержки зависит не только скорость восстановления экономической системы страны, но и величина возможных потерь в результате кризиса.
Существуют различные точки зрения ученых на предмет того, насколько теория кейнсианства повлияла на реформы, осуществленные Рузвельтом. Одни считают, что американский президент полностью опирался на идеи данного учения. По мнению других, проводимая Рузвельтом политика во многом расходилась со взглядами ортодоксального кейнсианства, а в определенных моментах даже прямо противоречила ему. Некоторые ученые указывают на различия между теоретическими взглядами Рузвельта и теорией Кейнса по вопросу о необходимости государственного вмешательства в экономические процессы [1, с. 44].
Кейнс подчеркивает важность осуществления государственного регулирования экономики в период кризиса с целью преодоления ее депрессивного состояния. Правительство Рузвельта в период проведения политики «Нового курса» осуществляло непрерывное вмешательство в экономические процессы. Это было необходимо для преодоления негативных последствий, возникших в период Великой депрессии. Правительство США осуществляло особенно строгий контроль за деятельностью крупных корпораций. Целью данного контроля было предотвращение появления новых монополий. Рузвельт, вслед за Кейнсом, видел в распространении монополий одну из главных причин возникновения Великой депрессии. Правительство США разработало «кодексы честной конкуренции», предусматривающие правила деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Данные кодексы позволили создать определенные правила деятельности организаций, обязывающие их соблюдать товарную и ценовую политику, обязательные нормативы, уровень обеспечения занятости.
Другая не менее важная идея кейнсианства — о необходимости обеспечения всеобщей занятости населения — также нашла свое практическое воплощение в реформах «Нового курса». Был создан ряд
трудовых лагерей, занимавшихся общественными работами, куда направлялись все безработные. В этот период получило значительное развитие социальное законодательство. В 1935 г., впервые в истории США, на федеральном уровне был принят закон о социальном обеспечении, в котором была разработана система пенсий и пособий по безработице. Для поддержки рабочего класса был принят закон Вагнера, регулирующий деятельность профсоюзов. Мероприятия в социальной сфере были направлены на снижение напряженности в стране и улучшение условий жизни наименее защищенных слоев населения.
В реформах «Нового курса» была практически осуществлена идея кейнсианской теории о необходимости стимулирования совокупного спроса населения посредством расширения объема государственных инвестиций. Кейнс подчеркивал необходимость увеличения государственных инвестиций с целью стимулирования экономической активности в стране, поскольку общий объем частных инвестиций после событий Великой депрессии был сравнительно мал для того, чтобы восстановить экономику страны [1, с.45]. В результате осуществления инвестиционных вложений со стороны американского правительства в рамках политики «Нового курса» в стране было построено за счет государственных средств значительное количество объектов инфраструктуры, среди которых 480 аэропортов, 78 тыс. мостов, 780 больниц, 572 тыс. миль магистральных путей, а также свыше 15 тыс. школ, зданий суда и других общественных учреждений [2].
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что такие основные идеи кейнсианства, как необходимость государственного вмешательства в экономику и регулирование происходящих в ней процессов, обеспечение всеобщей занятости населения, увеличение государственных инвестиций с целью стимулирования экономического развития страны, нашли свое отражение в политике американского президента и были проведены на практике.
Реформы в рамках «Нового курса» не были подготовлены заранее. Они осуществлялись в ответ на события Великой депрессии в целях недопущения дальнейшего развития кризиса в США. В разработке мероприятий приняла участие группа ученых Колумбийского университета, которая была сформирована Рузвельтом в те времена, когда он был губернатором штата Нью-Йорк. Эта группа получила неофициальное название «мозговой трест» [3].
В настоящее время нет единого мнения ученых по вопросу эффективности мероприятий «Нового
ш
^^ Мир новой экономики
н. н. становова «новый курс» Рузвельта: способ преодоления великой депрессии...
53 ►
курса», их роли в преодолении последствий Великой депрессии. Некоторые экономисты придерживаются мнения, что политика Рузвельта нисколько не способствовала восстановлению экономики страны, а наоборот, еще сильнее усугубила и без того затяжной кризис. В качестве примера можно привести результаты опроса 180 экономистов, проведенного в 1980-е гг. американским исследователем Р. Уэппл-зом: половина опрошенных поддерживали мнение о том, что «Новый курс» явился причиной увеличения периода Великой депрессии в США [1, с. 45]. Экономисты Х. Коул и Л. Оханиан, занимавшиеся исследованиями причин возникновения и развития Великой депрессии, пришли к выводу, что если бы администрация Рузвельта не предпринимала меры по сдерживанию конкуренции, то экономика США достигла бы уровня восстановления 1939 г. на пять лет раньше.
Джим Пауэлл, старший научный сотрудник Института Катона, подчеркивает неэффективность политики американского президента, показывая негативные последствия проведенных реформ, и считает, что осуществленные мероприятия привели к дальнейшему усугублению кризисной ситуации и полной разрухе в стране. Он обвиняет правительство Рузвельта в допущении банкротства крупнейших банков, увеличении масштабов безработицы, застое сельского хозяйства и невозможности осуществления свободной предпринимательской деятельности вследствие принятия ограничительных мер [4].
Б. Фолсом в своем исследовании также стремится показать несостоятельность мероприятий «Нового курса» Рузвельта, их несогласованность между собой. Он считает необоснованным увеличение государственных инвестиций и одновременное увеличение объемов налогообложения в стране [5]. Таким образом, многие исследователи Великой депрессии, в том числе американцы, приходят к выводу о том, что «Новый курс» способствовал увеличению продолжительности кризиса, и многие реформы этого курса оказались провальными.
Рузвельт получил значительное количество обвинений в том, что его правительство слишком жестко регулировало деятельность крупных корпораций, ограничивая возможность осуществления их действий с целью предотвращения монополий. Его критиковали за попытки осуществления полного контроля за банковской системой страны, а также за расходование значительного объема государственных средств с целью поддержки безработных и малоимущих слоев населения. Рузвельта, а вместе с ним и Кейнса, многие подозревали в приверженности социализму.
Российские исследователи при рассмотрении итогов проведения мероприятий правительства Рузвельта в большей степени стараются выделить их положительные результаты и найти возможность применения разработанных американским президентом рецептов для стимулирования развития экономики нашей страны. Например, В. Г. Наймушин рассматривает политику «Нового курса» как эффективное средство спасения экономики США от разрушительных последствий Великой депрессии, а также считает, что Рузвельт создал экономическую базу, необходимую для дальнейшего развития демократических институтов США [1, с. 48].
Несмотря на обозначенные выше критические высказывания ученых о мероприятиях «Нового курса», необходимо отметить, что полученные результаты способствовали восстановлению экономики США, пусть и не очень быстрыми темпами. Реформы коснулись практически каждой сферы хозяйствования, были направлены на устранение существующих проблем, мешающих устойчивому развитию страны. Правительство США предоставило значительный объем заимствований из федеральной резервной системы для наиболее крупных и устойчивых банков. Также были проведены мероприятия по девальвации национальной валюты с помощью курсовых разниц в цене закупаемого золота, обеспечено государственное страхование вкладов. Данные мероприятия помогли восстановить кредитную систему страны, избежать банкротства банков, массового изъятия вкладов. Восстановлению аграрного сектора экономики способствовало принятие в 1933 г. закона о регулировании сельского хозяйства, который ввел меры стимулирования для небольших крестьянских хозяйств, поощряя сокращение посевных площадей и уменьшение поголовья скота. Применение этого закона позволило стабилизировать цены на сельскохозяйственную продукцию, а также избежать массового разорения фермерских хозяйств.
Правительством Рузвельта также были осуществлены мероприятия, направленные на решение проблем, существовавших задолго до возникновения Великой депрессии, в частности проблемы расизма. В результате на афроамериканцев стала распространяться часть правительственных программ. Хотя проблема расизма не была решена полностью, предпринятые меры способствовали снятию социальной напряженности в обществе.
Комплекс реформ, охвативших практически все существующие в то время сферы хозяйствования и учитывающих особенности конкретной страны
Мир новой экономики
< 54
Н. Н. Становова «новый курс» Рузвельта: способ Преодоления великой дЕПРЕссии...
(в частности, это касается реформ для афроаме-риканцев и реформ по восстановлению промышленности, обеспечению существования «кодекса честной конкуренции») в сочетании с грамотным регулированием происходящих процессов со стороны государства привел США на путь восстановления экономики. Реформы, осуществленные Рузвельтом в рамках «Нового курса», помогли экономике США если не справиться с трудностями Великой депрессии, то обрести некую почву, фундамент для развития экономики страны после кризиса.
Восстановление американской экономики происходило в течение нескольких лет. Длительный срок восстановления не означает неэффективность политики «Нового курса». Проведенные в рамках данной политики реформы были направлены на решение ключевых экономических, социальных и политических проблем, а также помогли избежать наиболее опасных последствий депрессии, таких как коллапс кредитной системы, разрушение аграрного сектора, забастовки, массовая безработица и голод, истощение производительных сил и разрушение производственных отношений в стране. Учитывая всеобъемлющий характер реформ правительства Рузвельта, которые охватили практически все сферы экономики, необходимо также отметить социальную направленность политики американского президента. Именно в период осуществления «Нового курса» произошел небывалый прорыв в сфере социального законодательства, и в результате законодательную поддержку получили беднейшие и наиболее угнетенные слои населения страны.
Великая депрессия была внезапной болезнью, поразившей всю экономику, как поражает всякий масштабный кризис. В данном случае не имеет существенного значения то, насколько быстро произойдет восстановление экономической системы страны. Важно, чтобы восстановительные процедуры были тщательно разработаны, связанные с ними риски оценены и устранены. В политике Рузвельта все действия были продуманы до мелочей, несмотря на то что это не был заранее тщательно спланированный комплекс мероприятий. Все реформы были оперативно подготовлены и внедрены в различные сферы экономики, государственный контроль за происходящими процессами в экономике способствовал ее наиболее быстрому выздоровлению.
В настоящее время все большее число экономистов и историков проявляют интерес к реформам «Нового курса» Рузвельта, а также к лежащим в их
основе идеям кейнсианской теории. Экономические кризисы, которые произошли в различных странах после событий Великой депрессии в США, показали неспособность правительств этих стран справиться с возникающими экономическими трудностями. В качестве примеров можно привести банковские кризисы в Латинской Америке 1980-х гг., дефляционный кризис в Японии, события которого во многом схожи с событиями во времена Великой депрессии в США, а также кризис в США в 2007 г., в результате которого произошли крах американского ипотечного рынка и падение фондового рынка. Эти события поразили всю мировую экономическую систему и повлекли за собой падение производства, массовую безработицу, банкротство крупнейших банковских структур в США, и многие экономисты в поисках выхода из кризисной ситуации обратились к опыту правительства Рузвельта.
Таким образом, в начале XXI в. снова приобрели актуальность вопросы о необходимости вмешательства государства в происходящие в экономике процессы, о расширении государственных инвестиций, о проведении реформ различных сфер хозяйствования для стимулирования развития экономики. Например, в 2008-2009 гг. в качестве антикризисных мероприятий правительством России была осуществлена поддержка ряда крупнейших банков страны, введена система страхования вкладов населения. Эти меры способствовали сохранению банковской системы страны, а определяющую роль в преодолении трудностей депрессии снова взяло на себя государство.
литература
1. Наймушин В. Г. Уроки Великой депрессии для современной России // TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета). 2009. Т. 7. № 2.
2. Roubini N., Mihm S. Crisis economics: a crash course in the future of finance / Allen Lane. Penguin Books Ltd., 2010. C.161.
3. 100 человек, которые изменили ход истории // Де Агостини. 2009. Вып. № 86. C. 20.
4. Powell J. How FDR Prolonged the Great Depression // Cato Policy Report. 2003. July — August.
5. Фолсом Б. Новый курс или кривая дорожка? Как экономическая политика Ф. Рузвельта продлила Великую депрессию / пер. с англ. А. Плисецкой под науч. ред. А. Куряева. М.: Мысль, 2012. C.22.
ш
^^ Мир новой экономики