Новый этап валютно-финансового сотрудничества стран ЕврАзЭС
К.А. Нерсесов
УДК 339.7 ББК 65.268 Н - 545
Страны ЕврАзЭС являются участниками мировой экономики, поэтому на них сильно влияют процессы, новые явления и тенденции, порождённые в ней глобальным кризисом. Это касается всех форм экономических связей и, конечно, валютно-финансовых отношений, поскольку кризис возник именно в финансовой сфере. Не обладая развитыми финансовыми системами, страны Сообщества, естественно, очень уязвимы к потрясениям на мировом рынке и, можно сказать, в значительной мере идут в фарватере процессов, происходящих в развитых странах и их региональных группировках (особого внимания заслуживает кризис еврозоны), определяющих состояние и перспективы мировых финансов. Принципиальные изменения в мировой финансовой архитектуре прямо затрагивают интересы стран Сообщества.
Сейчас проблемой, решение которой носит судьбоносный характер, является нахождение новой парадигмы экономического развития и нового миропорядка, при котором невозможны разрушительные финансово-экономические потрясения. В этом отношении характерны итоги 42-го Всемирного экономического форума, прошедшего в Давосе в январе этого года. Основная тема форума - «Большая трансформация: формирование новых моделей». В отличие от предыдущего форума на последней встрече царил общий пессимизм. Председатель Давосского форума К.Шваба, как и другие компетентные экономисты, не верит в возможности регулирования экономики в условиях современного капитализма: «Можно с абсолютной уверенностью сказать, что капиталистическая система в её нынешней форме абсолютно не вписывается в модель современного мира».1 По его мнению, к финансовому кризису привели ошибки политиков и общества, но истинные его причины - выход за рамки дозволенного в финансовой системе. К. Шваб полагает, что следует разработать новый стиль сотрудничества, который позволит совместно преодо-
1 Цит. с.48.
по: Хазин М.. Устаревший формат. // Профиль, 2012, №
левать возникающие трудности, а не «прятаться в бункер». Правда, что именно нужно делать, он не говорит.
Была высказана и еще одна очень интересная и важная мысль: «Чтобы понять проблемы мира и соответственно разработать более или менее адекватную программу действий, нужно, прежде всего, этот мир описать. Да, сегодня существует общепринятое описание, но, как показывают события последних лет, с этим описание что-то явно не так. Значит, нужно новое описание. И вот здесь возникает проблема, поскольку глобализация последних десятилетий создала очень жёсткую монополию социальной и экономической науки. Да, альтернативные «полуофициальному мэйнстриму» теории существуют, но они настолько маргинализированы, что даже упоминать их на таких серьёзных площадках, как Давос, считается неприличным. А «мэйнстримовская» теория уже несколько лет не то что описать мир, даже дать более или менее внятное объяснение уже произошедшим событиям не может. И есть основания считать, что и не сможет».2
Глобальный кризис показал несостоятельность спекулятивно-долговой «модели» капитализма. Очень точно об этом сказал известный польский учёный Гж.В. Колодко: «Общей рациональности лишён мировой капитализм, появившийся в результате нынешней фазы глобализации. Нерациональность проявляется прежде всего в отсутствии глобальных механизмов саморегуляции, которые должны защищать систему от самоуничтожения. А это ей грозит, если не возникнут соответствующие механизмы координации экономической политики в отношении всего мирового хозяйства».3
Назрела необходимость пересмотра всей привычной экономической философии. При этом характерно, что на обломках потерпевшей крах неолиберальной доктрины пока мало кому удаётся создать единую реальную картину глобальной или хотя бы отдельной национальной экономики, предложить конструктивную экономическую идеологию, отвечающую задачам развития.
В предкризисные годы движущей силой глобализации была либерализация движения товаров, капиталов и финансовых услуг. Именно в финансовой сфере в последние десятилетия происходил и набирал силу качественно новый сдвиг. В основе этого лежала идеология рыночного фундаментализма. Глобальный финансово-экономический кризис отодвинул на задний план торговую и финансовую либерализацию, он принципиально меняет роль регулирования, протекционизма, валютной и экономической регионализации и региональной интеграции. Председатель Евразийской экономической комиссии В.Христенко считает: «Модель глобализации себя дискредитировала, а центр глобализации ещё и подставил всех игроков по ключевому параметру - валютной составляющей. Создавшиеся риски будут компенсироваться за счет регионализации. Нужно укреплять региональные
2 Там же, 2012,т №4, с. 48
3 Колодко Гж. В. Мир в движении. М.: Магистр. 2009. С. 383.
структуры. Например, Евросоюз. Ему несладко, но он обязан выстоять. Иначе хаос станет всеобщим. Создаются и другие региональные центры - Латинская Америка, АСЕАН... Все ищут формы создания региональных структур. Для нас это пространство СНГ. И не важно, что сейчас глубоко вошли в процесс только трое: заработает - привлечёт и четвёртую, и пятую, и шестую страну».4
Процесс регионализации теперь проходит более интенсивно. При этом валютная и экономическая интеграция в рамках региональных группировок под влиянием кризиса получает новый мощный импульс.
С процессом регионализации и интеграции связано усиление торгового и финансового протекционизма. Страны «двадцатки» на саммите в Вашингтоне в ноябре 2008 г. единодушно осудили протекционизм и взяли на себя обязательства не принимать мер в этой области. Однако исследование МБРР показывает, что 17 из 20 стран фактически приняли новые протекционистские меры.5 Интересно, что в США в пакет антикризисных мер включена кампания «покупай американское». Это свидетельствует о том, что правительства ведущих стран куда больше озабочены происходящим у них дома, чем решением глобальных проблем. В связи с этим пока весьма проблематично создание нового механизма по регулированию мировых финансовых отношений.
Страны ЕврАзЭС не могут не учитывать принципиальных изменений в мировой экономике и не отвечать адекватными действиями на вызовы переживающей кризис глобализации, тенденции в международных валютно-финансовых отношениях, влияющие на состояние доллара, евро и других резервных валют, поскольку всё это влияет на состояние их национальных валют, финансовых систем и экономик в целом.
Кризис обострил внутренние системные проблемы, выявил ошибки и просчёты в экономической политике. В то же время он побудил руководителей стран Сообщества пересмотреть своё отношение к взаимному экономическому и валютнофинансовому сотрудничеству, его неиспользованным возможностям в смягчении внешних финансовых потрясений, в развитии национальных экономик. Теперь страны выходят на новый уровень торгово-экономического и валютно-финансового взаимодействия. У них есть реальный шанс наверстать упущенное в предкризисные годы, сделать реальные шаги по пути консолидации взаимных связей, которые принесут пользу всем их участникам.
Первым принципиально важным практическим шагом к интеграции на постсоветском пространстве стал Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, который начал функционировать 6 июля 2010 г. Лидеры Киргизии и Таджикистана заявили, что присоединятся к Таможенному союзу.
4 Интервью В.Христенко. От Союза до Союза. // Итоги, 6 февраля 2012 с.19.
5 Ведомости, 23 апреля 2009 с. АО4.
В рамках Таможенного союза формируется общий рынок его участников, унифицируется таможенное, торговое и трудовое законодательство. Страны рассчитывают на то, что каждая из них получит выгоды от свободного движения товаров, использования новых возможностей для реализации совместных двусторонних и многосторонних проектов в разных отраслях.
Необходимо особо отметить, что свои суверенные функции в области проведения внешнеторговой политики страны делегировали первому в истории сотрудничества на постсоветском пространстве наднациональному органу - Комиссии Таможенного союза, которая занимается администрированием единой таможенной территории на основе международных договоров трёх стран и положений Таможенного кодекса. Создание Комиссии Таможенного союза - это очень важный фактор повышения эффективности управления сотрудничеством на межгосударственном уровне.
Создание Таможенного союза - это первый шаг к формированию Единого экономического пространства (ЕЭП), которое стартовало 1 января 2012 г. В процессе формирования ЕЭП ведётся работа по гармонизации, а затем унификации норм банковского законодательства, финансовой и бухгалтерской отчётности, регулирования валютного и фондового рынков. Особое внимание обращается на многостороннее финансирование совместных проектов и межгосударственных целевых программ.
В решении высшего органа Таможенного союза Межгосударственного Совета (принятого в конце 2009 г.) «О плане по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» предусмотрено, что в 2011 г. вступят в силу соглашения об основах инвестиционной деятельности и соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала, а в 2012 г. начнут действовать соглашения о принципах валютной политики.
В конце 2011 г. главы государств-участников Таможенного союза и ЕЭП приняли «Декларацию о евразийской экономической интеграции», в которой подтверждается намерение обеспечить функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов. Кроме того, к основным направлениям сотрудничества относятся разработка и осуществление согласованной экономической политики, переход к согласованию параметров основных макроэкономических показателей государств-членов, углубление сотрудничества в валютной сфере; формирование согласованной промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики, углубление производственной кооперации, включая возможное создание совместных транснациональных корпораций.
В Декларации сказано, что «Стороны будут стремиться завершить к 1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативноправовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз».
Таможенный союз и ЕЭП станут основой для перехода к более высокой ступени интеграции - Евразийскому экономическому союзу, а затем к Евразийскому союзу. Евразийский союз, по словам В.Путина, - это «модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира».6 Интеграционные решения (об этом свидетельствует мировой опыт) могут быть успешно реализованы только в том случае, если этому будут способствовать эффективные валютно-финансовые отношения, опосредствующие все формы взаимных экономических связей.
На сегодняшний день реальными результатами в валютно-финансовой сфере сотрудничества стран ЕврАзЭС являются первые практические шаги платёжной системы в национальных валютах в Межгосударственном банке СНГ (в ней участвуют страны Сообщества и Армения), меры по сближению валютных рынков стран-партнёров. В 2006 г. был создан Евразийский банк развития (ЕАБР), который финансирует совместные проекты стран ЕврАзЭС. Его уставный капитал составляет 1,5 млрд долл. (1 млрд долл. вносит Россия и 0,5 Казахстан). ЕАБР призван стать катализатором деятельности коммерческих банков в области финансирования национальной экономик и и взаимного сотрудничества. В 2009 г. образован Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Размер уставного капитала фонда составляет 10 млрд долл., из которых 7,5 вносит Россия. Средства фонда используются для предоставления займов и стабилизационных кредитов государствам участникам, а также финансирования межгосударственных инвестиционных проектов. В том же году Группой ММВБ были созданы условия, позволяющие предоставлять доступ торгам на Единой торговой сессии банком-резидентом государств-членов ЕврАзЭС, присоединившихся к «Соглашению о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка».
На национальном уровне следует отметить введение полной конвертируемости рубля в 2006 г. и казахского тенге в 2007 г. Очень важно, что самым слабым звеном в сотрудничестве стран ЕврАзЭС является инвестиционное взаимодействие, переплетение капиталов бизнес-структур стран-участников. Главную роль в сотрудничестве пока играет внешняя торговля.
Дальнейшими необходимыми мерами по развитию взаимных валютно-финансовых отношений являются: выработка механизма проведения согласованной валютной политики, основой которого является осуществление скоординированной политики валютного курса; обеспечение реальной конвертируемости национальных валют, введение их регулярных котировок друг к другу, более широкое применение этих валют сначала в качестве валют платежа; применение взаимных преференций в области регулирования деятельности банков стран-партнёров; для
6 Путин В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня.// «Известия», 4 октября 2011 г., с.5.
активного взаимодействия фондовых рынков необходим постоянный контакт регулирующих эти рынки органов, направленный на обеспечение участников рынка необходимой информацией для формирования их рациональных ожиданий и прогнозирования движения конъюнктуры; для развития инвестиционного сотрудничества нужны прозрачность и достоверность информации о трансграничном движении капитала. В связи с этим соответствующим органом Сообщества необходимо обратить внимание на особенности учёта и статистики инвестиций и согласовать методологию составления платёжного и расчётного (т.е. международных инвестиционных позиций стран) балансов; в комплексе мер по созданию в России Международного финансового центра предстоит сформировать рыночную инфраструктуру (первым шагом явилось объединение крупнейших российских бирж ММВБ и РТС в середине 2011 г.), что должно дополняться финансовым стимулированием привлечения капитала.
Принципиально важные интеграционные решения и практические шаги стран Сообщества к более тесному и эффективному сотрудничеству открывают широкие возможности для более активного валютно-финансового взаимодействия. Оно становится одним из главных факторов развития и модернизации экономики стран-партнёров и экономической интеграции. Решение этих насущных проблем будет во многом зависеть от конструктивной внутренней экономической политики стран-партнёров, целенаправленной и скоординированной экономической и финансовой политики в сфере сотрудничества. Движущей силой консолидации сотрудничества стран ЕврАзЭС является развитие экономики России по инновационному пути, диверсификация производства, повышение конкурентоспособности продукции. Возрастает роль нашей страны в качестве кредитора, инвестора и финансового центра региона.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Быков А.Н. Постсоветское пространство. Стратегии интеграции и новые вызовы глобализации. - СПб.: Алетейя, 2009. 191 с.
Промский Н.И. Россия - СНГ: к конкурентоспособности через сотрудничество. - М.: Компания Спутник, 2008. 262 с.
Хейфец Б. А. Российский бизнес в странах ЕврАзЭС. Модернизационный аспект. - М.: «Экономика», 2011. 294 с.
Постсоветское пространство в глобализирующемся мире. Проблемы модернизации. / Под ред. Л.З. Зевина. - Спб.: Алетейя, 2008. 312 с.