Научная статья на тему 'Новый алгоритм анализа величин давления при проведении ежегодных гидравлических испытаний трубопроводов тепловых сетей на плотность и прочность'

Новый алгоритм анализа величин давления при проведении ежегодных гидравлических испытаний трубопроводов тепловых сетей на плотность и прочность Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
434
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ / ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ / ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ / ПОВРЕЖДЕНИЕ / ДИАМЕТР / HEAT SUPPLY / HEAT NETWORKS / HYDROSTATIC TEST / DAMAGE / DIAMETER

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Чичерин Станислав Викторович

ЦЕЛЬ. При проведении гидравлических испытаний трубопроводов чрезвычайно важен правильный выбор пробного давления. Имеющиеся работы не предполагают исследования существующего порядка назначения испытательного давления и проведения испытаний, а рекомендуют лишь кардинально новые подходы для определения величины давления без учета данных практики, сложившейся за многие годы на предприятиях. Само появление коррозионных дефектов и необходимость испытаний определяются применением низкоуглеродистой стали и наличием повреждений в процессе эксплуатации. МЕТОДЫ. Опытное применение алгоритма было сделано на базе одного из эксплуатационных районов предприятия магистральных тепловых сетей г. Омска. РЕЗУЛЬТАТЫ. Рабочие давления в подающем и обратном трубопроводах находятся в диапазоне от 0,25 до 1,4 МПа. Было выявлено, что испытательное давление 1,8 МПа для обратных участков является чрезмерным. Сравнение величин показывает, что первоначальные давления, рекомендованные для метода испытаний на плотность и прочность, не достигаются, ограничиваясь разумной величиной минимально допустимого давления, на 25% превышающей величину рабочего. Кроме того, получено еще одно подтверждение значительного износа теплосетевой инфраструктуры города. ВЫВОДЫ. Проведенное исследование позволило выявить ряд закономерностей, дальнейшее изучение которых может послужить базой для составления предложений, направленных на совершенствование существующего порядка назначения испытательного давления и проведения испытаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Чичерин Станислав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW ALGORITHM TO ANALYZE PRESSURE VALUES UNDER ANNUAL HYDROSTATIC TESTS OF HEAT NETWORK PIPELINES FOR STRENGTH AND LEAKS

PURPOSE. It is very important to choose the correct test pressure when carrying out hydrostatic testing of pipelines. Available works do not study the existing procedure of setting test pressure and carrying out tests, but recommend principally new approaches for the determination of the pressure value without taking into account the data of the practice common for enterprises. The corrosion defects themselves and the need for testing are determined by the use of low-carbon steel and the presence of damages developed under pipeline operation. METHODS. The algorithm was experimentally applied in one of the operation areas of the Omsk main heating system enterprise. RESULTS. The operating pressures in the delivery and return pipes are ranging from 0.25 to 1.4 MPa. The test pressure of 1.8 MPa is found to be excessive for return sections. Comparison of values shows that initial pressures recommended for testing strength and leaks are not reached. They are limited to a reasonable value of the minimum permissible pressure that is 25% higher than the value of the operating pressure. Moreover, another confirmation of significant wear of the heat infrastructure of the city has been obtained. CONCLUSIONS. The study has revealed a number of regularities, the study of which could form the basis for developing proposals aimed at the improvement of the existing procedure of setting test pressure and carrying out tests.

Текст научной работы на тему «Новый алгоритм анализа величин давления при проведении ежегодных гидравлических испытаний трубопроводов тепловых сетей на плотность и прочность»

Оригинальная статья / Original article УДК 697.34

DOI: 10.21285/1814-3520-2017-1-178-185

НОВЫЙ АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ВЕЛИЧИН ДАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЕЖЕГОДНЫХ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ

ТРУБОПРОВОДОВ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ НА ПЛОТНОСТЬ И ПРОЧНОСТЬ

© С.В. Чичерин1

Омский государственный университет путей сообщения, Российская Федерация, 644046, г. Омск, пр-т Маркса, 35.

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. При проведении гидравлических испытаний трубопроводов чрезвычайно важен правильный выбор пробного давления. Имеющиеся работы не предполагают исследования существующего порядка назначения испытательного давления и проведения испытаний, а рекомендуют лишь кардинально новые подходы для определения величины давления без учета данных практики, сложившейся за многие годы на предприятиях. Само появление коррозионных дефектов и необходимость испытаний определяются применением низкоуглеродистой стали и наличием повреждений в процессе эксплуатации. МЕТОДЫ. Опытное применение алгоритма было сделано на базе одного из эксплуатационных районов предприятия магистральных тепловых сетей г. Омска. РЕЗУЛЬТАТЫ. Рабочие давления в подающем и обратном трубопроводах находятся в диапазоне от 0,25 до 1,4 МПа. Было выявлено, что испытательное давление 1,8 МПа для обратных участков является чрезмерным. Сравнение величин показывает, что первоначальные давления, рекомендованные для метода испытаний на плотность и прочность, не достигаются, ограничиваясь разумной величиной минимально допустимого давления, на 25% превышающей величину рабочего. Кроме того, получено еще одно подтверждение значительного износа теплосетевой инфраструктуры города. ВЫВОДЫ. Проведенное исследование позволило выявить ряд закономерностей, дальнейшее изучение которых может послужить базой для составления предложений, направленных на совершенствование существующего порядка назначения испытательного давления и проведения испытаний. Ключевые слова: теплоснабжение, тепловые сети, гидравлическое испытание, повреждение, диаметр.

Формат цитирования: Чичерин С.В. Новый алгоритм анализа величин давления при проведении ежегодных гидравлических испытаний трубопроводов тепловых сетей на плотность и прочность // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2017. Т. 21. № 1. С. 178-185. DOI: 10.21285/1814-3520-2017-1-178-185

A NEW ALGORITHM TO ANALYZE PRESSURE VALUES UNDER ANNUAL HYDROSTATIC TESTS OF HEAT NETWORK PIPELINES FOR STRENGTH AND LEAKS S.V. Chicherin

Omsk State Transport University,

35, Marx pr., Omsk, 644046, Russian Federation.

ABSTRACT. PURPOSE. It is very important to choose the correct test pressure when carrying out hydrostatic testing of pipelines. Available works do not study the existing procedure of setting test pressure and carrying out tests, but recommend principally new approaches for the determination of the pressure value without taking into account the data of the practice common for enterprises. The corrosion defects themselves and the need for testing are determined by the use of low-carbon steel and the presence of damages developed under pipeline operation. METHODS. The algorithm was experimentally applied in one of the operation areas of the Omsk main heating system enterprise. RESULTS. The operating pressures in the delivery and return pipes are ranging from 0.25 to 1.4 MPa. The test pressure of 1.8 MPa is found to be excessive for return sections. Comparison of values shows that initial pressures recommended for testing strength and leaks are not reached. They are limited to a reasonable value of the minimum permissible pressure that is 25% higher than the value of the operating pressure. Moreover, another confirmation of significant wear of the heat infrastru c-ture of the city has been obtained. CONCLUSIONS. The study has revealed a number of regularities, the study of which could form the basis for developing proposals aimed at the improvement of the existing procedure of setting test pressure and carrying out tests.

Keywords: heat supply, heat networks, hydrostatic test, damage, diameter

For citation: Chicherin S.V. A new algorithm to analyze pressure values under annual hydrostatic tests of heat network pipelines for strength and leaks // Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2017. vol. 21, no. 1, pp. 178-185. (In Russian) DOI: 10.21285/1814-3520-2017-1-178-185

1

Чичерин Станислав Викторович, аспирант, e-mail: [email protected] Stanislav V. Chicherin, Postgraduate, e-mail: [email protected]

Введение

Несмотря на все большее распространение современных методов диагностики, таких как тепловая инфракрасная аэросъемка тепловых сетей [1], в настоящее время слабые, сильно коррозированные места теплопроводов обычно выявляются путем гидравлических и температурных (на максимальную температуру теплоносителя) испытаний. Наиболее эффективны и безопасны испытания повышенным против рабочего давлением, производимые

при температуре воды не более 40°С. При производстве испытаний гидравлическим давлением действующими нормами установлена лишь минимальная величина пробного давления, которая должна составлять 1,25 рабочего давления, но не менее 0,2 МПа2. Целью указанных испытаний является выявление участков, дальнейшая коррозия которых в течение последующего года приведет к сквозному повреждению теплопровода.

Материалы и методы исследования

Для проведения первых опрессовок были получены рекомендации, согласно которым величина давления при испытании на прочность должна была приниматься в зависимости от назначения трубопровода -подающий или обратный - и его диаметра: диаметр 1400-900 мм рекомендовано прессовать подающий трубопровод на 2,8 МПа, обратный - на 2,0 МПа; 800 мм - на 3,3 МПа; 700-600 мм - на 3,3 МПа; 500 мм - до 4,0 МПа и 400-150 мм - на 4,0 МПа. С 1983 г. пробное давление для трубопроводов диаметром до 1400 мм составляло 2,4 МПа, обратный - 2,0 МПа; трубопроводы диаметром 800-600 мм -2,6 МПа и 500 мм и ниже - 2,8-3,0 МПа [2].

Уровень давления при испытаниях должен быть установлен таким, чтобы им были разрушены слабые коррозированные места трубопроводов, которые при дальнейшей, даже незначительной коррозии, будут разрушены в процессе эксплуатации рабочим давлением теплоносителя. Ориентировочно можно считать, что в зависимости от диаметра трубопровода разрушены должны быть места, толщина стенки которых составляет не более 1-1,5 мм. Разумеется, это давление зависит, прежде

всего, от диаметра трубопровода и от величины очага поражения. Чем меньше диаметр теплопровода, тем больше должно быть поднято давление при испытании. Если при испытании теплопроводов большого диаметра давление обычно устанавливается около 2,5 МПа, то для малых диаметров этого давления недостаточно. Как показал опыт, имеют определенное значение и длительность поддержания давления, и замер расхода воды, идущей на поддержание давления. Характер процесса разрушения трубопровода в данном случае, в отличие от разрушения сварного шва, является постепенным, сравнительно медленным. Методы таких испытаний нуждались [3] и до сих пор нуждаются в доработке. Любые гидравлические испытания -это процедуры, провоцирующие ускоренное развитие локальных коррозионных повреждений [4, 5], поэтому чрезвычайно важен правильный выбор испытательного давления. Даже незначительное повышение давления в случае аварии или непредвиденной ситуации существенно увеличивает вероятность нанесения ущерба третьим лицам, а также несчастных случаев с людьми вследствие образования повре-

2Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением: федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности; утв. приказом Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014 г. / Regulations on Industrial Safety of Hazardous Production Facilities dealing with pressurized units: The Federal rules and regulations in the field of Industrial Safety; enacted by the Rostechnadzor decree of 25 March 2014 no. 116.

ждений на тепловых сетях [6].

Имеющиеся исследования [7-9] не предполагают изучения существующего порядка, а рекомендуют лишь кардинально новые подходы для определения величины давления без учета практики, сложившейся за многие годы на предприятии.

Для выполнения такой работы предложен алгоритм анализа величин давления при проведении ежегодных гидравлических испытаний трубопроводов тепловых сетей на плотность и прочность (рис. 1).

Анализ расчетных режимов работы / Design mode analysis

Получение данных о порядке поднятия давления / Obtaining data on the procedure of pressure raising

N1/

Исследование связи давления с повреждаемостью /

Study of pressure and damageability relationship *

Пространственный анализ / Spatial analysis *

Составление предложений /Developing proposals

Рис. 1. Структурная схема алгоритма Fig. 1. Algorithm structural diagram

Результаты исследования и их обсуждение

Опытное применение представленного на рис. 1 алгоритма было проведено на базе одного из эксплуатационных районов предприятия магистральных тепловых сетей г. Омска. Базовой точкой теплоснабжения является источник комбинированной выработки - ТЭЦ-5; станция находится на некотором удалении от города.

Головные участки системы тепловых сетей представляют собой семь радиальных участков надземной прокладки и имеют общепринятые обозначения, так называемые лучи.

Доработанную версию данного алгоритма возможно включить в методические рекомендации для разработки обосновывающих материалов к схемам теплоснабжения. Речь идет о документе, регламентированном вступившим в силу постановлением Правительства3. Так, для каждого поселения или городского округа

должна быть утверждена схема теплоснабжения на 15-летний период, которая проходит ежегодную актуализацию и может вновь перерабатываться, если в регионе произошли существенные изменения в обеспечении топливом, структуре теплопо-требления и теплогенерирующих мощностей [10]. Анализ существующих схем [1114] показал, что статистика отказов и восстановлений тепловых сетей составляется без учета данных гидравлических испытаний и испытательного давления как их основной характеристики. Лишь в одной схеме [11] приведено распределение причин появления аварийных ситуаций на тепловых сетях по типам повреждений в период с 2006 по 2010 гг., где выделено лишь две группы повреждений: повреждения при испытательном давлении меньшем или равном 1,6 МПа и большем соответственно.

3Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения: утв. постановл. Правительства РФ от 22.12.2012 г. № 154. М.: Собрание законодательства Российской Федерации, 2012 г. № 10. 21 с. / Requirements to heat supply schemes, procedure of their development and approval, enacted by the decree of the RF government of 22 February 2012, no. 154. Moscow: Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii, 2012, no. 10, 21 p.

Анализ расчетных режимов работы. Такая работа необходима для того, чтобы знать, во сколько раз имеет место повышение величины давления при опрес-совке. Так, рабочие давления в подающем и обратном трубопроводах на ТЭЦ-5 для Западного, Северного, Южного, Восточного лучей, теплотрасс «Октябрьская», «Реле-ро» составляют 1,4 МПа и 0,25 МПа соответственно. Таким образом, располагаемый напор на ТЭЦ-5 равняется 115 м водяного столба (вод. ст.). В связи с небольшой протяженностью теплотрассы «Оранжерея» для нее предусмотрены меньшие значения давлений и напоров.

Порядок поднятия давления. Первые испытания производятся непосредственно после окончания отопительного периода, т.е. в конце мая. Прессуются отдельно подающий и отдельно обратный трубопроводы. Испытания подающего трубопровода производятся путем плавного поднятия давления до все больших значений, достигающих величины 1,8 МПа.

Начинаются такие испытания с давлений порядка 0,8-0,9 МПа, в ходе которых уже выявляются первые повреждения. Последующее поднятие давления до величины 1,1-1,3 МПа также часто останавливается из-за образования порывов. Финальные испытания давлением порядка 1,8 МПа, как правило, оканчиваются успешно, а, следовательно, подавляющая часть коррозионных дефектов подающего трубопровода выявляется в ходе преды-

дущих испытаний при величине пробного давления от 0,8 до 1,7 МПа.

Испытания обратного трубопровода, как правило, сразу начинаются с давления 1,8 МПа и не приводят к выявлению повреждений. Данные величины давления задаются источником в соответствии с командой, получаемой от оператора района тепловой сети. Следует отметить, что из-за конфигурации испытуемого участка давление в некоторых точках, определяемое по манометру, может на 0,1-0,2 МПа превосходить давление, создаваемое насосом, и достигать 1,85 МПа в ходе последней стадии испытания.

Связь давления с повреждаемостью. Работа с реестром повреждений эксплуатационной единицы показала, что доля повреждений при давлениях, близких к рабочим велика и сопоставима с долей повреждений, выявляемых при высоком испытательном давлении (рис. 2).

Такая картина свидетельствует о высокой изношенности теплосетевой инфраструктуры города (повреждение происходит даже при незначительном повышении давления) и том, что существующий подход максимально плавного поднятия давления является правильным. Далее производится разбиение общей массы повреждений, выявленных при гидравлических испытаниях, по диаметрам, для каждого диаметра вычисляется среднее значение пробного давления (рис. 3).

32% ////////

'' //' у /'''' , 1,6-1,8 МПа ... . . , х ч: 1,0-1,4 МПа

= до 1,0 МПа

Рис. 2. Распределение повреждений по величине испытательного давления Fig. 2. Damages ratio in the test pressure value

Рис. 3. Зависимость среднего значения пробного давления от диаметра трубопроводов тепловой сети на данном участке Fig. 3. Dependence of the test pressure mean value on the heating network pipeline diameter

on the specified site

Повреждения на трубопроводах диаметром менее 530 мм выявлены не были, хотя общая протяженность таких участков составляет почти 18 км. Следует отметить, что во время отопительного периода повреждения на них также выявляются. Имеющаяся тенденция (рис. 3) противоречит тезису об обратной связи диаметра теплопровода и величины, до которой должно быть поднято давление при испытании. По-видимому, это обусловлено тем, что участки наибольшего диаметра располагаются непосредственно вблизи насоса. Недостаточность испытательного давления на отрезках, значительно удаленных от источника теплоснабжения, где, как правило, и расположены трубопроводы диаметром менее 530 мм, год за годом приводит к существованию участков, которые «не продавливаются». Похожая ситуация характерна и для других населенных пунктов [5].

Пространственный анализ. Такой анализ предполагает нанесение точек, в которых были выявлены повреждения, а также испытательного давления на каждом конкретном участке на существующие схемы тепловых сетей и выявление причинно-

следственных связей для каждого из семи радиальных участков в отдельности по результатам этой работы.

Повреждаемость как феномен. Наиболее важными остаются дефекты трубопроводов [15, 16]. Их доля достигает 79% в общей массе повреждений. Наиболее частой причиной повреждений теплопроводов является коррозия стенки трубы. Количество повреждений, связанных с разрывом продольных и поперечных сварных швов труб, значительно меньше (не более четверти), чем коррозионных. Основными причинами разрывов сварных швов являются заводские дефекты при изготовлении труб и дефекты сварки труб при строительстве.

При этом ошибочно рассматривать наружную или внутреннюю коррозию в качестве первопричины появления дефекта. Автор полагает, что наружную и внутреннюю коррозию следует рассматривать лишь как следствие факторов, вызывающих ее в подавляющем большинстве случаев: увлажнение теплоизоляции и стенки трубы и неправильный режим водоподго-товки соответственно.

Заключение

Проведенное исследование позволило выявить ряд закономерностей, дальнейшее изучение которых может послужить базой для составления предложений, направленных на совершенствование порядка. Так, уже было выявлено, что испытательное давление 1,8 МПа, развиваемое насосом источника для испытания обратных участков, является чрезмерным, так как в ходе этих опрессовок повреждения не выявляются, однако испытания высоким давлением, в разы превышающим рабочее давление обратного трубопровода, активизирует процессы коррозионного разрушения металла. Кроме того, это просто опасно. На предприятие направлено предложение о снижении этого давления. Сравнение величин показывает, что давления, первоначально рекомендованные для метода испытаний на плотность и прочность, не достигаются, а ограничиваются разумной2 величиной минимально допустимого давления, составляющей 1,25 рабочего. Полу-

чено дополнительное подтверждение значительного износа теплосетевой инфраструктуры города, что дает предприятию еще один аргумент (наряду с необходимостью реконструкции участков и невозможностью увеличения рабочего давления в будущем) в пользу взимания высокой платы за присоединение объектов со значительной тепловой нагрузкой к тепловым сетям на большом удалении от источника. Дальнейшая работа, в том числе пространственный анализ, позволят составить конечный список мероприятий для совершенствования существующего порядка назначения испытательного давления и проведения испытаний и одновременно уточнения предложенного алгоритма. Требуется опробовать данную последовательность шагов в других эксплуатационных районах и на системах теплоснабжения других населенных пунктов, после чего возможно будет сравнить полученные результаты.

Библиографический список

1. Чичерин С.В. Методика планирования и организации работ по тепловой инфракрасной аэросъемке тепловых сетей // Энергобезопасность и энергосбережение. 2016. №. 6. С. 32-36.

2. Липовских В.М. Опыт опрессовки трубопроводов тепловых сетей на повышенное давление // Новости теплоснабжения. 2001. № 6 (10). С. 11-13.

3. Громов Н.К. Городские теплофикационные системы. М.: Энергия, 1974. 256 с.

4. Скоробогатых В.Н., Попов А.Б., Жарикова О.Н., Ротмистров Я.Г., Агапов Р.В., Алимов Х.А. Определение оптимальных параметров гидравлических испытаний тепловых сетей // Новости теплоснабжения. 2008. № 7. С. 22-26.

5. Матвеев В.И., Алибеков С.Я. Последствия проведения гидравлических испытаний и альтернативные пути обеспечения надежной эксплуатации тепловых сетей // Новости теплоснабжения. 2007. № 8 (84). С. 19-20.

6. Рожков Р.Ю. Управление режимом теплоснабжения в зоне эксплуатационной ответственности ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» // Новости теплоснабжения. 2012. № 1 (137). С. 26-30.

7. Ионин А.А., Фридман Я.Х. Обоснование уровня давления при летних гидравлических испытаниях теплопроводов // Новости теплоснабжения. 2001. № 6 (10). С. 22-27.

8. Плешивцев В.Г., Пак Ю.А., Глухих М.В., Филиппов Г.А., Чевская О.Н., Поздняков В.А. Дифференцированная система проведения гидравлических испытаний магистральных тепловых сетей // Тепловые сети. Современные практические решения: труды III науч.-практ. конф. М.: Новости теплоснабжения, 2008.

9. Муравин Е.Л., Бородин Ю.П., Харебов В.Г. Оценка адекватной величины пробного давления при выполнении гидравлических испытаний трубопроводных участков городских тепловых сетей // Трубопроводный транспорт: теория и практика. 2011. № 2 (24). С. 39-45.

10. Глухов С.В., Коваленко А.В., Чичерин С.В. Развитие систем теплоснабжения структурных подразделений ОАО «РЖД» // Вестник ВНИИЖТ. 2016. № 3. С. 183-188.

11. Обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения муниципального образования «Город Екатеринбург» до 2030 года (актуализация на 2016 год). Кн. 1. Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения. Екатеринбург: Т-Плюс, 2015. 433 с.

12. Обосновывающие материалы к схеме теплоснабжения города Омска до 2030 года (актуализация на 2016 год). Кн. 1. Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления теп-

ловой энергии для целей теплоснабжения. Омск: ЗАО «Е-4-СибКОТЭС», 2015. 345 с.

13. Схема теплоснабжения города Новосибирска до 2030 г. Новосибирск: ЗАО «Е-4-СибКОТЭС», 2013. 227 с.

14. Схема теплоснабжения города Барабинска Ба-рабинского района Новосибирской области на 20122015 гг. и на период до 2025 г. Новосибирск: Изд-во ООО «Корпус», 2012. 199 с.

15. Глухов С.В., Чичерин С.В. Причины развития коррозионных процессов на магистральных тепло-

вых сетях г. Омска // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 11-15.

16. Москалёв И.Л., Литвак В.В. Повреждаемость основных узлов сетей теплоснабжения городов Российской Федерации // Известия Томского политехнического университета. 2015. Т. 326. №. 7. С. 70-80.

1. Chicherin S.V. Metodika planirovanija i organizacii rabot po teplovoj infrakrasnoj ajeros'emke teplovyh setej [An aerial infrared thermography planning and processing methodology]. Energobezopasnost' i Ener-gosberezhenie [Energy Safety and Energy Economy]. 2016, no. 6, pp. 32-36. (In Russian)

2. Lipovskikh V.M. Opyt opressovki truboprovodov teplovykh setei na povyshennoe davlenie [The experience of heating pipeline high pressure testing]. Novosti teplosnabzheniya [Heat supply news]. 2001, no. 6 (10), pp. 11-13. (In Russian)

3. Gromov N.K. Gorodskie teplofikatsionnye sistemy [Urban heating systems]. Moscow, Energiya Publ., 1974, 256 p. (In Russian)

4. Skorobogatykh V.N., Popov A.B., Zharikova O.N., Rotmistrov Ya.G., Agapov R.V., Alimov Kh.A. Opre-delenie optimal'nykh parametrov gidravlicheskikh ispytanii teplovykh setei [Determination of optimal parameters of heating network hydraulic tests]. Novosti teplosnabzheniya [Heat supply news]. 2008, no. 7, pp. 22-26. (In Russian)

5. Matveev V.I., Alibekov S.Ya. Posledstviya provedeni-ya gidravlicheskikh ispytanii i al'ternativnye puti obespecheniya nadezhnoi ekspluatatsii teplovykh setei [The pressure test adverse effect and alternatives for ensuring the district heating systems failure-free operation]. Novosti teplosnabzheniya [Heat supply news]. 2007, no. 8 (84), pp. 19-20. (In Russian)

6. Rozhkov R.Yu. Upravlenie rezhimom teplosnab-zheniya v zone ekspluatatsionnoi otvetstvennosti OAO "Teploset' Sankt-Peterburga" [Heat supply control in the operation area of "St. Petersburg Heating Grid" JSC]. Novosti teplosnabzheniya [Heat supply news]. 2012, no. 1 (137), pp. 26-30. (In Russian)

7. Ionin A.A., Fridman Ya.Kh. Obosnovanie urovnya davleniya pri letnikh gidravlicheskikh ispytaniyakh tep-loprovodov [Pressure level justification at summer hydraulic testing of heat pipelines]. Novosti teplosnabzheniya [Heat supply news]. 2001, no. 6 (10), pp. 22-27. (In Russian)

8. Pleshivtsev V.G., Pak Yu.A., Glukhikh M.V., Filippov G.A., Chevskaya O.N., Pozdnyakov V.A. Differentsiro-vannaya sistema provedeniya gidravlicheskikh ispytanii magistral'nykh teplovykh setei [Differentiated system for main heating network hydraulic tests]. Trudy III nauch-no-prakticheskoi konferensii "Teplovye seti. Sovremen-nye prakticheskie resheniya" [Works of the Third Scien-

tific and Practical Conference. "Heat Networks. Modern practical solutions"]. Moscow, Novosti teplosnabzheniya Publ., 2008. (In Russian)

9. Muravin E.L., Borodin Yu.P., Kharebov V.G. Otsenka adekvatnoi velichiny probnogo davleniya pri vypolnenii gidravlicheskikh ispytanii truboprovodnykh uchastkov gorodskikh teplovykh setei [Trial pressure adequate value estimation at pipeline sites of city thermal networks hydraulic testing performance]. Truboprovodnyi transport: teoriya i praktika [Pipeline transportation: Theory and Practice]. 2011, no. 2 (24), pp. 39-45. (In Russian)

10. Glukhov S.V., Kovalenko A.V., Chicherin S.V. Razvitie sistem teplosnabzheniya strukturnykh po-drazdelenii OAO "RZhD" [Development of heat supply systems for structural subdivisions of JSC "Russian Railways"]. Vestnik VNIIZhT [Vestnik of the Railway Research Institute]. 2016, no. 3, pp. 183-188. (In Russian)

11. Obosnovyvayushchie materialy k skheme teplosnabzheniya munitsipal'nogo obrazovaniya "Gorod Ekaterinburg" do 2030 goda (aktualizatsiya na 2016 god). In: Sushchestvuyushchee polozhenie v sfere proizvod-stva, peredachi i potrebleniya teplovoi energii dlya tselei teplosnabzheniya [Supporting materials to the heat supply scheme of the municipality "Ekaterinburg City" until 2030 (updated in 2016). In: The current situation in the sphere of production, transmission and consumption of thermal energy for heating purposes]. Ekaterinburg, T-Plyus Publ., 2015, 433 p. (In Russian)

12. Obosnovyvayushchie materialy k skheme teplosnabzheniya goroda Omska do 2030 goda (aktualizatsiya na 2016 god). In: Sushchestvuyushchee polozhenie v sfere proizvodstva, peredachi i potrebleniya teplovoi energii dlya tselei teplosnabzheniya [Supporting materials to the heat supply scheme of the city of Omsk until 2030 (updated in 2016). The current situation in the sphere of production, transmission and consumption of thermal energy for heat supply purposes]. Omsk, ZAO "E-4 SibKOTES" Publ., 2015, 345 p. (In Russian)

13. Skhema teplosnabzheniya goroda Novosibirska do 2030 g. [Heat supply scheme of the city of Novosibirsk till 2030]. Novosibirsk, ZAO "E-4 SibKOTES" Publ., 2013, 227 p. (In Russian)

14. Skhema teplosnabzheniya goroda Barabinska Bar-abinskogo raiona Novosibirskoi oblasti na 2012-2015 gg. i na period do 2025 g. [Heat supply scheme of the

town of Barabinsk, Barabinsk district of the Novosibirsk region in 2012-2015 and for the period till 2025]. Novosibirsk, OOO "Korpus" Publ., 2012, 199 p. (In Russian) 15. Glukhov S.V., Chicherin S.V. Prichiny razvitiya kor-rozionnykh protsessov na magistral'nykh teplovykh setyakh g. Omska [The reasons for corrosion development on Omsk main heating network]. Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferensii "Instrumenty i mekhanizmy sovremennogo innovatsion-nogo razvitiya" [Collection of articles of the International

Критерии авторства

Чичерин С.В. провел опытное применение алгоритма в одном из эксплуатационных районов предприятия магистральных тепловых сетей г. Омска, обобщил исследование и написал рукопись. Чичерин С.В. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Scientific and Practical Conference "Tools and Mechanisms of Modern Innovative Development"]. Ufa, Aeter-na Publ., 2016, pp. 11-15. (In Russian) 16. Moskalev I.L., Litvak V.V. Povrezhdaemost' osnov-nykh uzlov setei teplosnabzheniya gorodov Rossiiskoi Federatsii [Damageability of the main knots of heat supply networks in the cities of the Russian Federation]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Polytechnic University]. 2015, vol. 326, no. 7, pp. 70-80. (In Russian)

Authorship criteria

Chicherin S.V. experimentally applied the algorithm in one of the operational areas of the Omsk enterprise of main heating systems, summarized the research and wrote the manuscript. Chicherin S.V. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The author declares that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.

Статья поступила 07.10.2016 г. The article was received 07 October 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.