Научная статья на тему 'Новые тенденции мультимедийных коммуникаций во Вьетнаме в социальной сети Facebook'

Новые тенденции мультимедийных коммуникаций во Вьетнаме в социальной сети Facebook Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
221
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FACEBOOK / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ВЬЕТНАМ / TRENDS / MULTIMEDIA COMMUNICATIONS / VIETNAM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нгуен Лан Хыонг

В статье рассмотрены новые тенденции мультимедийных коммуникаций, развивающиеся в социальной сети Facebook. Facebook сама по себе стала тенденцией в области технологий и обмена информацией. Это многоцелевая коммуникативная платформа, и она с новой стороны характеризует медиаиндустрию Вьетнама. Тенденции появляются изначально с целью повышения удобства и разнообразия развлечений в Facebook. В статье ставится задача рассмотреть такие тенденции, зародившиеся в социальных сетях. Они постепенно меняют способ принятия информации у вьетнамской аудитории. Кроме того, у аудитории ещё есть возможность участия в процессе создания новости и тренд информации. Данное исследование даёт представление о Facebook как инструменте для развития мультимедийных коммуникаций во Вьетнаме. Если мы поймём эти тенденции, мы сможем использовать их как инструмент для развития коммуникации и рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TRENDS IN MULTIMEDIA COMMUNICATIONS IN VIETNAM FROM THE SOCIAL NETWORK FACEBOOK

The article will consider new trends in multimedia communications, developing in the social network Facebook. Facebook itself has become a trend in technology and communication. This is a multi-purpose communication platform, and it characterizes Vietnam’s media industry from a new perspective. Trends appear initially to improve the convenience and variety of entertainment in social networks. The article aims to consider such trends, which originated in social networks. They are gradually changing the way Vietnamese audience receive information. In addition, the audience still has the opportunity to participate in the process of creating news and content. This study gives an idea of Facebook as a tool for the development of multimedia communications in Vietnam. If one understands these trends, he can use them as a tool for the development of communication and advertising.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции мультимедийных коммуникаций во Вьетнаме в социальной сети Facebook»

УДК 316.77

Nguyên Lan Hwong, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: nlanhuong231@mail.ru

NEW TRENDS IN MULTIMEDIA COMMUNICATIONS IN VIETNAM FROM THE SOCIAL NETWORK FACEBOOK. The article will consider new trends in multimedia communications, developing in the social network Facebook. Facebook itself has become a trend in technology and communication. This is a multi-purpose communication platform, and it characterizes Vietnam's media industry from a new perspective. Trends appear initially to improve the convenience and variety of entertainment in social networks. The article aims to consider such trends, which originated in social networks. They are gradually changing the way Vietnamese audience receive information. In addition, the audience still has the opportunity to participate in the process of creating news and content. This study gives an idea of Facebook as a tool for the development of multimedia communications in Vietnam. If one understands these trends, he can use them as a tool for the development of communication and advertising.

Key words: Facebook, trends, multimedia communications, Vietnam.

Нгуен Лан Хыонг, аспирант каф. массовых коммуникаций, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: nlanhuong231@mail.ru

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ВО ВЬЕТНАМЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ FACEBOOK

В статье рассмотрены новые тенденции мультимедийных коммуникаций, развивающиеся в социальной сети Facebook. Facebook сама по себе стала тенденцией в области технологий и обмена информацией. Это многоцелевая коммуникативная платформа, и она с новой стороны характеризует медиа-индустрию Вьетнама. Тенденции появляются изначально с целью повышения удобства и разнообразия развлечений в Facebook. В статье ставится задача рассмотреть такие тенденции, зародившиеся в социальных сетях. Они постепенно меняют способ принятия информации у вьетнамской аудитории. Кроме того, у аудитории ещё есть возможность участия в процессе создания новости и тренд информации. Данное исследование даёт представление о Facebook как инструменте для развития мультимедийных коммуникаций во Вьетнаме. Если мы поймём эти тенденции, мы сможем использовать их как инструмент для развития коммуникации и рекламы.

Ключевые слова: Facebook, тенденции развития, мультимедийные коммуникации, Вьетнам.

Сегодня коммуникативная сфера во Вьетнаме стала более разнообразной. Благодаря индустрии 4.0 мультимедиа активно развиваются и способствуют комфортному взаимодействию между людьми. В результате эволюции социальных сетей возникло много новых медиа-тенденций. Ярким примером этому служит социальная сеть Facebook. Она играет важную роль в жизни вьетнамского народа, а также вносит заметные изменения в существующий формат пропаганды и распространения информации. Благодаря своей функциональности, удобству и привлекательности мультимедиа быстро развиваются и привлекают все большее внимание аудитории. Подобные СМИ также дают читателям возможность непосредственного участия в производстве информации. Но здесь проявляются как положительные, так и отрицательные стороны таких каналов. К первым можно отнести то, что люди весьма оперативно получают сведения и имеют возможность обсуждать их в интерактивном режиме. С другой стороны, крайне трудно обеспечить качество этой информации. Нередко люди обращаются к мультимедиа с плохими намерениями, что приводит к негативному влиянию на общественное мнение. Отметим, что социальные сети активно используются в рекламных и маркетинговых целях.

Во Вьетнаме последние тенденции тесно связаны с появлением и становлением радио, телевидения, компьютеров и Интернета. Данные каналы распространения информации стали отправной точкой в процессе конвергенции разных медиасредств. Первопроходцем в мультимедийной сфере Вьетнама является радио. Оно начало свою работу здесь 2 сентября 1945 года. В конце 80-х годов появился первый видеомонитор. В 1997 году Вьетнам официально подключился к Интернету (ранее проводилось множество интернет-тестов).

С начала XXI века мультимедийная индустрия стала активно развиваться за счет социальных сетей и специальных сервисов. Первые во Вьетнаме получили широкое распространение в 2005 году. Сначала это были такие ресурсы, как VietSpace, Yobanbe, CyWOrld и т. д. Затем к ним присоединились вьетнамские версии всемирно известных социальных сетей, к примеру, Yahoo 360! и Facebook. Последняя из них особенно понравилась жителям этой страны. Facebook покорил вьетнамцев своим красивым интерфейсом и удобным функционалом. С 2009 года эта социальная сеть играет важную роль в общественной жизни и оказывает сильное влияние на мультимедийные коммуникационные процессы в данном государстве.

Для начала обозначим два понятия - «коммуникация» и «мультимедийные коммуникации». Профессор Та НгокТан определяет первое из них к «обмене информацией между людьми или группами в обществе с целью найти взаимопонимание» [1, с. 8]. Согласно Оксфордскому словарю, коммуникация - это передача информации или обмен ею посредством разговора, письма или использования какого-либо другого способа [2].

На самом деле данный термин появился еще в начале ХХ века. Социолог Чарльз Кули понимает под ним следующее: «Коммуникация - механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений. Это все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует. Однако вместе с рождением внешнего мира появляется система

стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей, с нее начинается традиционное развитие коммуникации» [3, с. 61 - 65].

В эпоху развития технологий способы передачи данных также претерпели серьезные изменения. Информация теперь существует не только в письменном виде, но и в форме видео, изображения, звука, GIF (популярный растровый формат графических изображений) и многих других.

Первая мультимедиа была создана в 1830 году, когда заговорили о понятии движущегося изображения. В Оксфордском английском словаре под ней подразумевается использование для коммуникации более одного вида медиа (особенно аудио, видео и интерактивные программы). Тэй Вогандал дал своё определение данному термину: «Мультимедиа - это любая комбинация текста, графики, звука, анимации и видео, которые предоставляются нам с помощью компьютера или другой электронной техники» [4, с. 1 - 3].

Во Вьетнаме мультимедийные средства стали активно развиваться, когда появились такие специализированные платформы, как компьютеры, Интернет, телевидение, радио и другие.

В книге Тони Фельдмана мы находим следующее определение: «Мультимедиа - это непрерывная интеграция текстовых данных, изображений и звуков в цифровой информационной среде» [5, с. 22 - 30]. Данная концепция также кратко изложена в журнале Ханойского Национального университета: «Это форма, которая объединяет несколько средств массовой информации (текст, анимация, видео, аудио, графика) и использует информационные технологии (к примеру, компьютер) при создании, оформлении, производстве и передаче сообщений» [6, с. 20].

В XXI веке появились «ньюмедиа» - социальные сети, приложения для смартфонов, электронные энциклопедии, блоги. Все они являются результатом инноваций в Интернете. Согласно Оксфордскому словарю, социальные сети -это термин, который обозначает новые способы общения на основе онлайн-сер-висов. Поэтому новости здесь могут распространяться крайне оперативно. У каждого пользователя есть возможность поделиться ими и обсудить их содержание с друзьями.

Первая медийная тенденция в Facebook, которую мы рассмотрим, - это прямой эфир (livestream). В.М. Кривошеев в своей книге «В творческой лаборатории журналиста» понимает под ним «процесс передачи информации в реальном времени, трансляцию телевизионного или радиосигнала с места проведения записи в эфир» [7]. Согласно вышеупомянутому Оксфордскому словарю данный термин обозначает прямую трансляцию события в Интернете.

Прямой эфир (Facebook Live) - это абсолютно новый формат видео. Отметим, что возможность подобных «живых включений» появилась в Facebook в 2016 году. В книге «Журналистика и массовые коммуникации» упомянуто, что в настоящее время видео является одним из приоритетов для данной соцсети [6, с. 459]. Ранее понятие «прямой эфир» чаще всего употребляли в контексте телевидения. Как правило, под ним подразумевались трансляции спортивных матчей в режиме реального времени. Подобные события привлекают огромную аудиторию. Для проведения прямых трансляций информационные агентства готовят заранее множество технических средств.

Благодаря «живым включениям» (Facebook Live) пользователи из 60 стран мира на своих страницах теперь могут продемонстрировать другим, что происходит у них здесь и сейчас .С помощью этой функции пользователи ведут трансля-

ции с праздников, конференций, различных рабочих мероприятий и т. д. Знаменитости так же активно используют возможности прямого эфира в сети. Фанаты теперь могут увидеть закулисную жизнь любимых артистов и даже пообщаться с ними в режиме интерактива.

Одним из важных моментов является то, что Facebook добавил функцию «Реакции» в видеоплеер. Она направлена на усиление взаимодействия с аудиторией. Кроме того, компания добавила 5 фильтров для видео, которые способны улучшить качество, сделать его более эстетичным. Зрители любят данную функцию благодаря динамичности передаваемой информации и обеспечению актуальности новостей. Она обладает рядом особенностей. Во-первых, аудитория получает самую свежую информацию «из первых рук». Это подогревает интерес зрителя и вызывает у него желание узнать о случившемся раньше других. Второй положительной чертой прямого эфира является его достоверность. При подобной трансляции зритель имеет возможность «вживую» наблюдать за разворачивающимися событиями. Помимо того, прямой эфир обеспечивает двухсторонний характер современной коммуникации. «Живые включения» - тенденция, которая зародилась в Facebook, но получила широкое распространение и за его пределами. Прямые эфиры способствуют развитию коммуникации в мире в целом и во Вьетнаме в частности. Многие компании используют их с целью продвижения своих товаров.

Подобные трансляции стали одним из лучших инструментов для привлечения внимания к таким событиям, как пресс-конференции артистов (Хо Нгок Ха, Ну ФуокТинь, 365 Дабанд, АтепсапШ и других), музыкальные программы крупных брендов (HeinekenGreenRoom, Н-АгЫгу, GalaVietnamTopHits, GalaWechoiceAwards) и другим. В конце 2015 года насчитывалось несколько десятков программ, которые выходили в прямом эфире в социальных сетях. Статистика SocialListening [8], которая была сформирована по количеству обсуждений 10 популярных передач, показывает, что сотни тысяч зрителей смотрели их в режиме реального времени на Facebook.

Трансляция программ в социальных сетях стимулировала взаимодействие с пользователями, и это принесло ряду компаний значительную прибыль. Так, Vinaphone достигла самого высокого процента упоминаний своего бренда (42%). Поскольку создать прямой эфир не составляет особого труда, эту функцию регулярно используют не только знаменитости и корпорации, но и обычные пользователи Facebook. Они делятся с миром событиями из собственной жизни (путешествия, фестивали, свадьбы и т.д.) и деловой сферы. Прямые эфиры весьма эффективны для экономии в бизнесе. Они улучшают взаимодействие с аудиторией, передают все необходимые сведения и получают обратную связь. Таким образом, происходит обмен мнениями о событии. Отметим, что данная функция теперь существует не только в Facebook, но и на других сетевых платформах, таких как YouTube и ^адгат. За счет своей привлекательности и незамысловатости прямой эфир давно стал молодежной тенденцией. Существует множество пользователей, которые получили популярность в сети как раз в связи с активным использованием данной функции. Ярким примером этому служит певец ХоаВинь [9]. К настоящему моменту количество просмотров его видео достигло более 1,7 миллиона.

Прямые эфиры также используются для онлайн-продаж. Если раньше продавец публиковал только фотографии своего товара, то теперь он может показать продукт, рассказать о способах его применения и сразу же ответить на вопросы клиентов.

Еще одна тенденция для рассмотрения - это то, что социальные сети стали каналом распространения новостей. Как мы знаем, они способствуют удовлетворению потребностей людей в обмене информацией и коммуникации. Успех Facebook ознаменован тем, что он дал своим пользователям возможность обсуждать, комментировать события, выражать свое отношение к ним в режиме реального времени. Во Вьетнаме данная социальная сеть является не только коммуникационной платформой, но и важным новостным каналом. С самого начала информация в Facebook была представлена только в виде ссылок на сайты онлайн-изданий, которыми активно делились пользователи, и написанных ими постов. К слову, она привлекала много внимания и активно комментировалась. Постепенно у людей сформировалась привычка читать новости в Facebook.

В настоящее время газеты размещают информацию в данной соцсети двумя основными способами. Одним из них является публикация статей в специальных сообществах (Fanpages). Для того чтобы ознакомиться с материалом полностью, пользователю надо нажать на ссылку, перейти на главную страницу газеты и выбрать то, что он хочет прочитать. Однако этот способ является не самым удобным, так как человек тратит много времени на загрузку.

Другой способ - функция «Мгновенные статьи» (1пйапМгйс^). В данном случае для прочтения материала пользователю просто надо нажать на заголовок публикации, и она моментально загрузится полностью. В то же время он может просмотреть иллюстрационный материал, автоматически запустить видео, изменять масштаб, пользоваться картами, прослушивать аудио, ставить отметки «Нравится», комментировать и делиться постами. Практика создания, распространения и монетизации новостных сообщений получила название «Распределённый контент». Суть состоит в том, что СМИ передают свои публикации социальным сетям, таким как Facebook, не ставя при этом ссылки на свои сайты. Подобное сотрудничество стало настоящей вехой в привычных способах передачи информации. Во Вьетнаме тестирование новой функции началось в 2015

году. Тогда некоторые газеты и веб-сайты решились попробовать InstantArticles [10]. С 12 апреля 2016 года Facebook позволил всей прессе использовать функцию «Мгновенные статьи». Сегодня общение между людьми в большей степени осуществляется через социальные сети. В прошлом основными способами связи были смс-сообщения, телефонные звонки и факсы. С появлением Интернета удобной формой общения стала переписка посредством электронной почты. С ее помощью можно было отправить документы большого размера одновременно нескольким адресатам (email-рассылка), а также создавать группы и сохранять письма.

Однако с развитием социальных сетей электронная почта несколько теряет свою коммуникативную привлекательность и становится лишь средством для отправки документов и решения рабочих моментов. Теперь вьетнамцы предпочитают использовать бесплатные платформы для общения и связи, которые подключены к Интернету. Преимущество подобных мультимедийных инструментов заключается в том, что они позволяют отправлять информацию в различных форматах, таких как видео, аудио, изображения, карты и т. д. Кроме того, большинство пользователей привлекают дополнительные услуги и сервисы, к примеру, наклейки, игры, смайлы, красочный интерфейс,которые делают коммуникацию более интересной.

В настоящее время во Вьетнаме Facebook стал главной интернет-платформой, где пользователи общаются, организуют мероприятия, создают и развивают различные группы. Данная соцсеть применяет специальные алгоритмы, которые помогают людям найти знакомых на основе схожих данных. Пользователи могут создавать группы или чаты в Facebook Messenger и моментально узнать, прочитано ли их сообщение получателями. Кроме того, социальная сеть показывает, кто из друзей сейчас онлайн. Пользователи узнают там о новых событиях в жизни своих знакомых, общаются с ними напрямую. Коммуникация посредством Facebook крайне популярна во Вьетнаме, особенно среди молодых людей. Помимо этого, местные пользователи активно используют для связи такие приложения, как Viber, Zalo, WhatsApp и другие.

Мы не можем отрицать, социальные сети помогают сделать нашу жизнь комфортнее, а коммуникацию - удобнее. Новые тренды, появившиеся в них, способствуют созданию креативных функций в общении. Однако они влекут за собой и множество проблем. Известно, что сейчас функция прямого эфира является отличным инструментом для рекламы и продажи. В последнее время многие вьетнамки раздеваются в режиме онлайн с целью привлечь зрителей и найти клиентов. Люди оскорбляют других в прямом эфире, пытаясь создать «хайп», чтобы стать известными. Член исполнительного совета Вьетнамской ассоциации социальной психологии и магистр психологии Дао ЛеХоа Ан сказал: «Сегодня молодые люди злоупотребляют функцией прямого эфира, пытаются создать шумиху, так они пытаются самовыражаться и привлечь внимание большого количества людей, заработать популярность. В рамках прямой трансляции молодежь теряет контроль над собственным изображением. Другие могут сделать снимок и выложить ваши фотографии на «черные форумы и сайты» [11].

Молодые люди не в силах прогнозировать, какие последствия могут возникнуть при обмене данными в Интернете. Персональная информация становится незащищенной. Этим могут воспользоваться преступники.

Существует еще одна проблема, связанная с прямым эфиром,- это пиратство. Некоторые люди осуществляют онлайн-трансляцию с киносеанса или спектакля. Спустя 5 дней проката главный блокбастер этого лета - фильм «XomTro3D» (режиссер Хоанг Туан Куонг) - был незаконно размещен в социальной сети посредством прямого эфира. По словам продюсера картины, это негативно сказалось на кассовых сборах, хотя до инцидента уже было заработано более 12 миллиардов донгов [12].

В настоящее время во Вьетнаме действуют законы, регулирующие нарушение авторских прав. В соответствии со статьей 27 Указа № 131/2013 / ND-CP лица, совершающие акты копирования аудио- или видеозаписей без разрешения владельцев или производителей и публикующие их, будут оштрафованы на 15 - 35 миллионов донгов [13]. Кроме этого, они должны удалить запрещенный контент. Если установлено достаточно признаков преступления, нарушитель может быть наказан согласно статье 225 Уголовного кодекса 2015 года [14].

В целом тенденции в Facebook становятся все более привлекательными, и у пользователей появляется зависимость от соцсетей. Молодые люди легко знакомятся и общаются здесь. Но они тратят слишком много времени на Facebook. Статистика показывает, что во Вьетнаме 2,5 часа - это среднее время, которое пользователь проводит в данной социальной сети [15]. Некоторые люди могут использовать Facebook в корыстных и преступных целях. Известно много случаев, когда девушки знакомятся с аферистами и извращенцами, которые имеют вполне нормальные профили в соцсети. При реальной встрече эти мужчины совершают с ними преступные действия. Недавно в газете Тханьниен появилась статья о том, что девушка была продана в Китай парнем, с которым она познакомилась в Facebook [16]. 33-летняя Х'Х. Бкронг проживающая в городе БуонМаТуот, провинция Дак Лак, случайно нашла вакансию в Facebook, опубликованную в аккаунте с именем Суан Тьен. Она написала ему с целью познакомиться и узнать подробнее о работе. После продолжительных бесед Х'Х. Бкронгс подругой решили встретиться с ним вживую. Они также были проданы в Китай.

Местная полиция арестовала Суан Тьена. Он признался, что создал акка-унт с предложением о работе с целью обмануть девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.