ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск ХХХУ1 (№ 36, 2017)_
© Астафьева Е.М.
ИВ РАН
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ и ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ЮВА с РОССИЕЙ,
КИТАЕМ и США
12 апреля 2017 г. в Институте востоковедения РАН состоялась Научная межинститутская конференция «Новые тенденции и перспективы экономического и политического сотрудничества стран ЮВА с Россией, Китаем и США», организованная Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН.
С приветственным словом к участникам конференции обратился заместитель директора ИВ РАН Белокреницкий В.Я.
В конференции приняли участие ученые из различных академических и научно-исследовательских институтов, в частности, специалисты из ИВ РАН, НИУ ВШЭ, НИУ МЭИ, Института стран СНГ, РИСИ, ИДВ РАН, ИМЭМО РАН, ИСАА МГУ, РГГУ.
Работу конференции открыл заведующий Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, доктор исторических наук Д.В. Мосяков. В своем выступлении на тему «Некоторые парадоксальные тенденции в политическом и экономическом развитии стран ЮВА» он отметил, что при анализе последних событий в странах АСЕАН возникает ощущение некоего парадокса. Суть его в том, что, с одной стороны, экономические связи стран АСЕАН с Китаем значительно возрастают, а с другой - наблюдается стагнация, или даже сокращение (например, в Бирме) прокитайских настроений. Другими словами, с точки зрения экономических позиций Китай усиливает свое влияние в странах АСЕАН, а политически и особенно социокультурно его позиции не только не усиливаются, а в лучшем случае находятся на том же самом уровне1.
А.А. Рогожин (НИ ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова) в докладе «Экономическое сотрудничество стран ЮВА и США - современное состояние и перспективы» подчеркнул, что первые шаги президента США Дональда Трампа во внешнеэкономической сфере вызвал в странах ЮВА определенное беспокойство, хотя и разной степени. В первую очередь это касается выхода США из Транстихоокеанского партнерства. В этой связи в регионе начат поиск альтернативных вариантов регионального экономического сотрудничества: ускорение переговорного процесса в рамках Регионального комплексного экономического партнерства (РКЭП), активизации в регионе Японии и Индии, вовлечение в процессы регионального сотрудничества стран бассейна Индийского океана и др.
В настоящее время экономическое сотрудничество стран ЮВА и США осуществляется лишь на двусторонней основе и, как показывают приведенные докладчиком расчеты, оно в целом благоприятно для них. В первую очередь это касается торговли: ее отличает стабильность (в 2011-2015 гг. доля США в совокупном внешнеторговом обороте колебалась в диапазоне 8,1-9,3%) и постоянно растущее положительное сальдо для стран региона (в тот же период оно превышало 21 млрд долл. в среднегодовом исчислении). Товарная структура взаимной торговли вполне благоприятна для стран ЮВА: в их экспорте в США 75% составляют машины, оборудование и готовые промышленные изделия, а в импорте из США почти 80% - это машины, оборудование, транспортны средства и химтовары. Докладчик оценил перспективы экономических отношений стран ЮВА как благоприятные .
В выступлении Сведенцова В.Л. (РИСИ) «Треугольник Россия-Китай-США: возможности для России в условиях "новой реальности" президента Трампа» указывалось, что президент Д. Трамп неоднократно критиковал «поворот в Азию», предыдущей американской администрации, который, по его словам, «полностью провалился из-за сокращения расходов на флот», слабости и непоследовательности администрации американского президента Б. Обамы. Вместе с тем, подчеркнул докладчик, нельзя сказать, что Трамп полностью порывает с «поворотом в Азию». Трамп не собирается сворачивать американ-
ский зонтик безопасности над своими союзниками в Азии. Политика президента Трампа в отношении китайских властей будет характеризоваться двумя моментами. Во-первых, «США больше не будут приносить экономику в жертву внешней политике, реализуя проекты Транстихоокеанского партнерства и Североамериканской зоны свободной торговли». Действительно, один из первых указов президента Трампа - это указ о выходе из ТТП. Во-вторых, президент Трамп вернется к концепции «мир через превосходство в мощи», существовавшей при президенте Р. Рейгане. И она подразумевает резкое наращивание военных расходов, прежде всего через увеличение количества военных кораблей и призыва к союзникам США, прежде всего Японии и Южной Корее, увеличить свой вклад в создание американского «военного кулака» в регионе. Неслучайно отставной генерал-лейтенант и «морской котик» Джеймс Мэт-тис совершил свой первый визит в качестве министра обороны США в Республику Корея и Японию. В заключение, В.Л. Све-денцов выдвинул предположение, что эта американская активность в АТР приведет к сокращению американской активности в других регионах.
Бойцов В.В. (ИСАА МГУ) выступил с докладом «Позиции России, США и Китая во внешнеэкономических связях стран ЮВА во втором десятилетии ХХI в.». Он отметил, что, несмотря на относительно быстрые темпы расширения внешнеэкономического сотрудничества стран ЮВА с Россией, ее удельный вес во всем объеме внешнеэкономических связей этих стран остается крайне незначительным. Так, доля России в экспортной торговле стран ЮВА к середине 2010-х гг. достигла всего 0,4%, а в импортной - 1,4%. В то же время удельный вес Китая в экспортных и импортных операциях этих стран увеличился соответственно до 11,6% и 17,5%, что позволило ему стать крупнейшим торговым партнером этих стран, оттеснив с ведущих позиций как Японию, так и США. Последние, однако, хотя и снизили свой вклад в международную торговлю стран региона, сохранили в ней достойное место, обеспечивая 9,5% их экспорта и 7,3% импорта, что позволило им закрепиться в этих странах на третьей позиции в их экспорте и на четвертой в импорте. В результате, несмотря на опережающие темпы роста
внешнеторговых операций стран ЮВА с Россией, абсолютный разрыв между объемами торговли этих стран и Россией, с одной стороны, и величиной их внешнеторговых операций с Китаем и с США, с другой, значительно увеличился - в экспорте с Китаем до 145 млрд. долл. и с США до 117 млрд. долл. и в импорте - соответственно до 199 млрд. долл. и 77 млрд. долл.
Еще менее благоприятная ситуация для России сложилась в сфере международного перемещения капитала. Если ввоз прямых инвестиций из Китая в страны ЮВА с 2010 по 2015 гг. увеличился в 2,4 раза, а их приток из США сохранился практически на прежнем уровне, то из России он не только не возрос, но, напротив, сменился к середине десятилетия устойчивым оттоком. Докладчик подчеркнул, что при сохранении нынешней тенденции уже в относительно недалекой перспективе можно ожидать изменений в соотношении объемов китайских и американских прямых инвестиций, размещаемых в ЮВА, в пользу китайских и дальнейшего ослабления позиций российского капитала.
Подводя итог, В.В. Бойцов подчеркнул, что укрепление позиций России во внешнеэкономических связях стран ЮВА в ее пользу имеет перспективу только в случае существенных изменений в ее хозяйственном облике и смене приоритетов отечественного бизнеса.
Н. Г. Рогожина (НИ ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова) в докладе «Мягкая дипломатия Китая в Юго-Восточной Азии» подчеркнула, что КНР пытается использовать «мягкую силу» для повышения привлекательности страны и улучшения ее имиджа с тем, чтобы расширить ее влияние в мире в целом и в ЮВА, в частности, с этой целью используются такие инструменты политики как культура, образование, идеологические концепции и ценности. Китайское руководство полагает, что без использования «мягкой силы» КНР не сможет стать великой державой и укрепить свои экономические позиции за рубежом. Хотя эффективность использования «мягкой силы» Китаем в целом невысока (по этому показателю страна в 2016 г. лишь 26-е место в соответствующем мировом рейтинге), однако применительно к ЮВА этот показатель, скорее всего, намного выше. Большинство населения стран ЮВА (за исклю-
чением Вьетнама) признает, что КНР оказывает сильное влияние на них, хотя в регионе доминирует в целом позитивное отношение к этому процессу. Н. Г. Рогожина дала анализ рисков, связанных с использованием китайской «мягкой силы», для стран ЮВА3.
В докладе «Кодекс поведения в ЮКМ - химера или шаг в правильном направлении?» Локшин Г.М. (ИДВ РАН) указал, что страны АСЕАН в 2016 г. получили от Китая обещание завершить переговоры о рамочном проекте Кодекса поведения сторон (англ. СОС) в Южно-Китайском море (ЮКМ), который призван заменить собой оказавшуюся неэффективной Декларацию (DOC), подписанную в Пномпене 4 ноября 2002 г. Докладчик проанализировал позиции сторон в процессе работы над Кодексом, перспективы его принятия и возможное значение. В частности, Г.М. Локшин рассмотрел общую позицию провозглашенного 31 декабря 2015 г. Сообщества АСЕАН в отношении территориальных споров в ЮКМ и особенности политики государств-членов в сложившемся треугольнике Китай-АСЕАН-США. Далее он остановился на неудавшихся попытках установить стабильный правовой режим в ЮКМ на долгом пути от подписания DOC 2002 до начала переговоров по проекту Кодекса, а также на событиях 2012-2013 гг. и усилиях Индонезии по преодолению возникшего кризиса в АСЕАН, объявлению первого (нулевого) проекта Кодекса. Особое внимание докладчик уделил анализу влияния вердикта Постоянного арбитражного суда в Гааге на переговоры по Кодексу и перспективам его принятия в свете изменения обстановки в ЮКМ в 2016-2017 гг. В заключение Г.М. Локшин сделал вывод о том, что в создавшихся условиях принятие Кодекса маловероятно, а продолжение переговоров для одних служит отвлекающим маневром, а для других - возможностью сохранить диалог с Китаем по проблемам безопасности в ЮКМ4.
Я.В. Мищенко (МГУ) в докладе «Сотрудничество и конкуренция России и Японии в борьбе за энергетические рынки стран Юго-Восточной Азии» отметила, что в настоящее время в Восточной Азии в целом, и в Юго-Восточной Азии, в частности, развивается сложное, многоуровневое, состоящее из многих звеньев и большого количества участников взаимодействие
в области энергетики. Россия традиционно выступает на глобальном энергетическом рынке как экспортер энергетического сырья и энергоресурсов, а Япония является одним из покупателей российских энергоресурсов на восточном направлении. Докладчик особо подчеркнула, что российские энергоресурсы могут стать потенциальным фактором смягчения и улучшения усложняющейся энергетической ситуации в Японии, возможным подспорьем в преодолении дефицита энергоресурсов в регионе. Вместе с тем, Россия стремится трансформировать, расширить свою роль на энергетических рынках стран региона - и выступать уже не только в качестве поставщика энергоресурсов, но также поставлять в страны региона продукцию энергетического машиностроения, передовые энергосистемы. На данном этапе в продукции российского энергомашиностроения наиболее заинтересован Вьетнам, потенциально могут проявить заинтересованность и другие страны АСЕАН. Вместе с тем стремление РФ выйти на рынки стран региона в качестве поставщика энергосистем может натолкнуться на противодействие Японии. Докладчик пришла к выводу, что Япония вряд ли станет «проводником» России на энергетические рынки региона, так как сама стремится получать подобные контракты и может воспринимать Россию как потенциального конкурента на этих направлениях. Вместе с тем, уже есть примеры партнерства России и Японии на энергетических рынках ЮВА (например, создание российско-японско-вьетнамского консорциума YRJ-Petroleum Со, которое занимается разведкой нефти во Вьетнаме). Какая из тенденций - сотрудничество или конкуренция - будет превалировать во взаимодействии России и Японии на энергетических рынках стран ЮВА - актуальный и интересный вопрос исследования.
Л.С. Рубан (НИУ МЭИ) представила доклад «Энергетическое сотрудничество Малайзии со странами АТР и мира в целом». В своем выступлении докладчик проанализировала энергетическую ситуацию в Малайзии в период с 2006 по 2016. Для характеристики деловой активности компании «ПЕТРОНАС» в нефтегазовой сфере, производстве сжиженного природного газа и электроэнергетике в Малайзии и других странах были использованы экспертные мнения. Л.С. Рубан рассказала о разви-
тии нефтегазовой отрасли в Малайзии, о ресурсной базе углеводородов в стране и ее изменениях, о разведке и добыче нефти и газа, их экспорте за рубеж, развитии нефтехимии и нефтепереработки, трубопроводного транспорта и танкерного флота в этой стране, лидером энергетики которой является компания ПЕТРОНАС. Также в выступлении была проанализирована зарубежная деятельность компании в более чем 30 странах мира (в АТР, Африке, Европе, Северной и Латинской Америке, Каспийском регионе и Центральной Азии и др.)5.
С докладом на тему «Китайская "дипломатия добрососедства": курс на выстраивание особых отношений с АСЕАН» выступил Л.В. Гладченко (РИСИ). Докладчик указал, что развитие отношений с АСЕАН является частью общей стратегии КНР по формированию «пояса добрососедства» по периметру своих границ, которая обоснованно рассматривается в числе главных приоритетов внешней политики нынешнего китайского руководства.
На текущем этапе происходит заметная активизация усилий Пекина по сближению сторон на платформе пространственной близости, цивилизационно-культурной общности, стремлению к взаимодействию на основе разделяемых интересов и признаваемых ими институтов в сфере экономики, торговли и безопасности. При этом в Пекине подчеркивают отсутствие собственных лидерских амбиций в этом процессе и готовность признавать «центральную роль» АСЕАН.
В качестве главного ресурса, привлекаемого Китаем для решения этой задачи, выступает экономический фактор. Согласно экспертным заключениям, в настоящее время Китай стал «ключевым экономическим партнером для всех членов «десятки». С выдвижением транспортно-логистического ме-гапроекта «Один пояс - Один путь» доктрина «добрососедства» оказалась поднята на более высокий уровень и получила новое наполнение.
Китай выдвигает собственные, альтернативные западным, концепции развития ряда азиатских регионов, в частности, странам ЮВА, которым Пекин предлагает стратегию «соразви-тия», подкрепленную значительными материальными ресурсами. Однако налицо резкое увеличение отрицательного сальдо
торгового баланса стран АСЕАН с КНР, что ведет к выстраиванию в регионе модели «китаецентричного» порядка.
Докладчик приходит к выводу, что отношения КНР-АСЕАН все более выходят за рамки традиционных межгосударственных отношений и приобретают новое качество. Перспектива образования «сообщества единой судьбы» КНР и АСЕАН, как в заключение подчеркнул Л.В. Гладченко, призвана стать прообразом одного из новых центров формирующейся полицентричной мировой системы, ядром и опорой которой будет выступать Китай.
Работу первой секции конференции завершили сотрудники МГИМО (У) МИД РФ Е.В. Колдунова, выступившая с докладом на тему «АСЕАН: проблемы и перспективы развития в новых геополитических условиях» и В.В. Сумский с докладом «О предпосылках стратегического партнерства России и АСЕАН».
А.Ю. Другов (ИВ РАН), представивший доклад «Индонезия: реакция на перемены в США», открыл работу второй секции конференции.
Докладчик указал, что бывают политические события, значимость которых неожиданно выходит за их границы, и они играют роль неких индикаторов, позволяющих проявляться процессам и явлениям, казалось бы, напрямую с ними не связанным. В применении к Индонезии таких событий в последнее время было, по крайней мере, два: губернаторские выборы в Джакарте, заслуживающие отдельного скрупулезного рассмотрения, и президентские выборы в Соединенных Штатах Америки.
Отношение индонезийцев к США всегда было двойственным. Оно определяется, с одной стороны, необходимостью считаться с политической, экономической и военной мощью этой сверхдержавы и, с другой, постоянными латентными опасениями, что, если в какой-то момент собственные интересы США этого потребуют, Америка без колебаний пойдет на попытку смены режима в Джакарте, скорее всего, под предлогом насаждения демократии.
В настоящее время, как особо подчеркнул докладчик, некоторые индонезийские аналитики считают, что у Индонезии
есть три пути. Первый - встать на сторону США против Китая, чтобы вооруженные силы страны могли бы сотрудничать в сфере разведки и отслеживания передвижений китайских кораблей в прилегающих водах.
Противоположный вариант - Индонезия окажется втянутой в орбиту действий Китая в морских пространствах. При этом отмечается, что КНР всячески стремится к такому развитию событий и к сотрудничеству с Индонезией. Наконец, третий, нейтральный выбор - неуклонная самоидентификация Индонезии как нейтрального государства.
В целом, в политическом руководстве страны возобладала точка зрения, что Индонезия должна исходить из вероятности серьезных изменений во внешнеполитическом и внешнеэкономическом курсе Соединенных Штатов и необходимости формировать собственный курс с учетом этих изменений.
В заключение А.Ю. Другов отметил, что есть основания говорить о некотором более очевидном проявлении антиамериканских настроений в обстановке, сложившейся после президентских выборов в США6.
С докладом на тему «Перспективы развития ядерной энергетики в Индонезии» выступил А.В. Попов (ИВ РАН).
Докладчик указал, что в соответствие с долгосрочной Программой развития экономики Индонезии на 2005-2025 гг., потребности в электроэгнергии в Индонезии к 2025 г. составят не менее 115.000 Мвт. Нынешнее руководство страны в настоящее время реализует 5-летнюю программу по созданию новых энергомощностей в объеме 35.000 Мвт, которая, и это уже очевидно, вовремя реализована не будет, что ставит вопрос и о развитии в стране атомной энергетики.
Президент страны Джоко Видодо и подконтрольное ему Министерство энергетики и минеральных ресурсов Индонезии выступают против строительства АЭС, ссылаясь на Постановление правительства №79/2014 «О национальной политике в области энергетики» от 17 октября 2014 г., в котором сказано, что атомная энергетика является самым последним вариантом из альтернативных видов энергетики, которая будет развиваться, если только прочие ее виды не смогут получить дальнейшего развития.
В настоящий момент в Индонезии работают три исследовательских реактора: в Бандунге, Джокъякарте, а также в Сер-понге. Все они были построены по американской и западногерманской технологиям. В Серпонге также планируется сооружение и нового исследовательского реактора мощностью 10 Мвт, подготовка ТЭО которого осуществлялась при участии Росатома. Соглашение между Россией и Индонезией «О сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии» было подписано 1 декабря 2006 г. во время визита в Москву президента Сусило Бамбанга Юдойоно. Индонезия проявляет большой интерес к технологии плавучих АЭС, которая успешно развивается в России.
Подводя итог, А.В. Попов отметил, что крайне активно относительно строительства АЭС в Индонезии ведет себя Китай, который готов взять на себя практически на 100% финансирования, а также максимально использовать при строительстве АЭС и компоненты местного производства.
О.Л. Петрова (ИВ РАН) представила доклад «Положение китайского меньшинства в Индонезии в свете индонезийско-китайских отношений».
Китайская диаспора в Индонезии, как отметила докладчик, является одной из наиболее крупных зарубежных китайских сообществ и занимает важное положение в социально-экономической структуре страны. Несмотря на то, что индонезийские китайцы составляют менее 3% населения страны, они являются доминирующей силой в экономике, другими словами, доля их участия в экономической деятельности статистически несоизмерима с их численностью. Это вызывает возмущение, а в некоторых случаях негодование со стороны остальной части населения (явление, часто упоминавшееся во время правления президента Сухарто как «социальная зависть»).
Китайскому меньшинству в Индонезии сейчас, с одной стороны, стало «легче дышать», но с другой, они все так же подвергаются дискриминации, иногда принимая слишком близко к сердцу то, что дискриминацией не является. Порой возникающие антикитайские движения являются умелым инструментом в руках политиков в борьбе за свои интересы и доходные места.
Басуки «Ахок» Чахая Пурнама - первый этнический китаец, ставший губернатором Джакарты, и первый немусульманин, занявший этот пост за последние полвека. Ахок был обвинен в богохульстве и осквернении ислама, когда использовал одну из сур, чтобы якобы ввести в заблуждение избирателей ради увеличения своих шансов на победу. Это происшествие развязало волну антикитайских настроений по всей стране. Многие этнические китайцы с тревогой следят за событиями в столице. Такого напряжения и тревоги, особо подчеркнула О.Л. Петрова, не было с 1998 г., когда по всей стране прокатилась волна китайских погромов и кровавых столкновений между мусульманами и христианами7.
Доклад «Новые акценты во внешнеполитической стратегии Камбоджи» представила Н.Н. Бектимирова (ИСАА МГУ). В своем выступлении она указала, что при реализации внешнеполитического курса нейтралитета, закрепленного в конституции страны, власти Камбоджи традиционно придерживались политики балансирования между ведущими внерегиональными и региональными державами. Важнейшее место среди внешнеполитических приоритетов Камбоджи занимали отношения с США, которые при администрации Б. Обамы получили новый импульс и достигли, по словам премьер-министра Хун Сена, невиданного доселе подъема. Позитивное выстраивание отношений с США было особенно важным лично для Хун Сена, так как служило дополнительным фактором легитимации его сверх длительного правления. Подъем двухсторонних отношений с США - экономических, политических, гуманитарных Хун Сен считал своей особой заслугой. Большое значение премьер придавал начавшемуся с 2010 г. сотрудничеству в военной области и сфере безопасности.
В ходе американской избирательной кампании Хун Сен «болел» за Трампа, предрекал ему победу и с большим воодушевлением встретил избрание республиканца на пост президента. Однако именно с приходом к власти администрации Трампа, у которой пока отсутствует четко выраженная линия в отношении стран ЮВА, у Камбоджи возникли определенные трения в отношениях с США. Они выразились, в частности, в односторонней отмене Камбоджей совместных военных учений
«Ангкор Сентинел», в появлении устойчивой антиамериканской риторики в публичных выступлениях Хун Сена, в отказе принимать депортированных из США кхмерских граждан и др.
Подводя итог, докладчик подчеркнула, что возникновение антиамериканских мотивов во внешнеполитической деятельности правящих кругов Камбоджи обусловлено целым рядом причин как внешнего, так и внутреннего характера. К наиболее важным, в первую очередь, следует отнести приближение в Камбодже очередного избирательного цикла.
Е.А.Фомичева (ИВ РАН) в своем докладе «Внешняя политика военного правительства Таиланда: пределы маневра» указала, что военный переворот в мае 2014 г. и сформированное после него военное правительство создали определенные проблемы для таиландской внешней политики в связи с реакцией стран Запада и, прежде всего, США. Давние американские партнеры Таиланда объявили о некоторых санкциях против Таиланда в торгово-экономической и даже военной сфере. Россия, так же как и Китай, подтвердили, что для этих стран важно развивать отношения с тайским государством, не вмешиваясь во внутреннюю политику страны. Таиландское правительство в этих условиях усилило сотрудничество с КНР и Российской Федерацией. В ходе выступления Е.А. Фомичева проанализировала, как будут развиваться отношения Таиланда с этими странами, есть ли пределы изменениям во внешней политике страны и каковы эти пределы.
Доклад на тему: «Японо-американское военное сотрудничество и проблема Южно-Китайского моря» представил Е.А. Канаев (НИУ ВШЭ). Докладчик указал на то, что новые нюансы в политике Японии в отношении проблемы ЮжноКитайского моря свидетельствуют о готовности Токио не только активизировать ее направления, но и трансформировать военно-политическое сотрудничество с США в сторону изменения системы коллективной безопасности в АТР с «США -партнеры по альянсам» на «США - Япония - партнеры по альянсам».
В заключение Е.А. Канаев сделал вывод о том, что реализация таких планов приведет к раскоординации приоритетов стран АТР по выстраиванию унифицированного поля сотруд-
ничества на азиатско-тихоокеанском и евразийском пространстве, затруднив наступление «азиатского века».
В выступлении Н.Б.Лебедевой (ИВ РАН) «Индия-АСЕАН: особенности взаимодействий двадцать пять лет спустя и некоторые новые внешние факторы» были проанализированы итоги и перспективы развития взаимосвязей между Индией и АСЕАН к концу 25-летия, а также основные аспекты взаимной востребованности на двустороннем уровне с отдельными членами группировки (Вьетнамом, Сингапуром, Малайзией и др.). Были показаны новые направления в курсе Н. Моди, такие как «Делай в Индии», «Цифровая Индия», «Умелая Индия» и др., за счет которых предпринимаются меры по расширению сотрудничества с АСЕАН. Особое внимание было обращено на воздействие внешних факторов, приведшее, в частности, и к повышению стратегического партнерства в связке Индия-АСЕАН, с одной стороны. А с другой, обострение ситуации на стыке двух океанов - в ЮКМ - усилило значимость «индийского фактора» и для АСЕАН, и для США в их намерениях активизировать ее вовлеченность в дела региона. Где-то это удавалось, а где-то нет (подписание соглашения LEMOA с Вашингтоном, но отказ от совместного патрулирования и др.).
Подводя итог, докладчик указала, что Индия стремится проводить осторожную политику балансирования, учитывающую реакцию Китая.
Муранова А.П. (ИВ РАН) представила доклад «Активизация экономической деятельности США в Мьянме после 2011 г.». В выступлении была изложена хроника введения и снятия американских санкций против Мьянмы, а также основные шаги по нормализации отношений между странами. Докладчик представила статистические данные, которые свидетельствуют о том, что торговые отношения развиваются очень быстро, но большие трудности возникают в сфере инвестиционной дея-тельности8.
С докладом «Инвестиционное сотрудничество Вьетнама со странами региона и мира на современном этапе. Аспекты взаимодействия с Россией» выступила Е.М. Аксенова (Торгпредство РФ во Вьетнаме). Она напомнила, что с момента вступления Вьетнама в ВТО, либерализации экономики и зна-
чительного увеличения притока инвестиций в страну прошло уже 10 лет. Вьетнам продолжает уверенно реализовывать политику региональной и международной интеграции, активизирует всестороннее экономическое взаимодействие и является привлекательным для иностранных инвесторов.
Однако сегодня на первое место встает вопрос: насколько иностранный капитал способен продвинуть Вьетнам в глобальной цепочке создания стоимости, решить ряд внутренних проблем, поднять технологический уровень вьетнамских предприятий.
Проведенный анализ и обзор форм и сфер инвестирования различных стран и регионов во Вьетнам позволил выделить некоторые тренды и особенности.
Вьетнам успешно диверсифицирует формы инвестирования в страну, снижая барьеры для инвесторов, создавая равное правовое пространство для иностранных компаний, модернизируя правовую базу и заключая новые инвестиционные соглашения. Особенный интерес к Вьетнаму по-прежнему проявляют именно азиатские ТНК: корейские, японские, китайские. А в определении стратегии и поведения на рынке Вьетнама решающую роль играет уровень развития и современная экономическая обстановка в стране-инвесторе.
По мере развития Вьетнама все больший акцент иностранные инвесторы делают на внутреннем рынке страны. Особенную активность можно заметить среди государств АСЕАН. Иностранные инвесторы начинают переходить на закрепление на рынке с собственной продукцией.
Помимо положительных аспектов, серьезная активизация во Вьетнаме слияний и поглощений может рассматриваться и как тревожный сигнал: вьетнамский бизнес постепенно переходит в руки иностранных компаний, ограничиваются возможности получения прибыли, а также определения направлений развития, исходя из собственных национальных приоритетов.
По итогам 2016 г. Россия занимает в списке инвесторов во Вьетнам только 23-е место, ключевой сферой инвестиционного сотрудничества по-прежнему остается нефтегазовая отрасль. Несколько парадоксально выглядит тенденция инвестирования Вьетнама в российский молочный сектор (компания True Milk).
Накопленные инвестиции из Вьетнама в Россию в 1988-2016 гг. (2,9 млрд долл. США) превышают российские инвестиции во Вьетнам (1,093 млрд долл. США)9.
М. С. Зеленкова (РИСИ) представила доклад «Проработка правовых основ деятельности гражданского общества во Вьетнаме: проблемы и перспективы».
С докладом «Вьетнамское литературное зарубежье: новые имена и тенденции» выступил А.А. Соколов (ИВ РАН).
В.А. Андреева (ИЯ РАН) выступила на тему: «Проект Вьетнамско-русского фразеологического словаря».
Докладчик особо подчеркнула, что в последние годы во Вьетнаме наметился ощутимый прогресс в восстановлении позиций русского языка, при этом ощущается нехватка современной учебной и справочной литературы по русскому языку. В Институте языкознания РАН создается Вьетнамско-русский фразеологический словарь с культурологическим описанием, отражающий фразеологическую систему вьетнамского языка в сопоставлении с русским языком. Материалом словника словаря являются вьетнамские фразеологические единицы различных типов: идиомы, поговорки, устойчивые сравнения, пословицы, грамматические фразеологизмы, крылатые слова. Разработка словарной статьи включает в себя буквальный перевод фразеологической единицы, пояснения этимологического и культурологического характера, эквиваленты перевода, иллюстративный материал для лучшего понимания особенностей и сферы функционирования фразеологизма.
В заключение В.А. Андреева отметила, что Вьетнамско-русский фразеологический словарь - важный шаг в развитии культурного и гуманитарного сотрудничества России и Вьетнама.
Д.С. Панарина (ИВ РАН) представила доклад «Новый этап дружественных российско-филиппинских отношений».
В своем выступлении докладчик указала, что 40 лет дипломатических отношений между Россией и Филиппинами ознаменовались отсутствием пересечения каких-либо интересов, практически полным «не присутствием» в жизни друг друга, в первую очередь, по причине удаленности, а также в силу политических обстоятельств.
С момента разворота России в сторону Южнотихоокеанского региона, «возвращения в Азию» начиная с 2012 г., наблюдается «оживление» дипломатических отношений. Обе стороны проводят регулярные встречи, обсуждают возможности сотрудничества, упрощается режим въезда на Филиппины для российских граждан, налаживается импорт-экспорт товаров. Все эти явления, тем не менее, были весьма незначительны и оставались таковыми вплоть до окончания президентского срока Бенигно Акино III, выборов 9 мая 2016 г. и вступления в должность нового президента Филиппин - Родриго Дутерте.
С июня 2016 г. начинается новая внешняя политика Филиппин, которая подразумевает умеренную дружбу страны со многими государствами, помимо главного и давнего партнера Филиппин - США. Для России это создает ряд новых возможностей, в частности, дает шанс выйти на филиппинский рынок в разных областях.
На данном этапе по результатам встреч и обсуждений на высшем уровне, дальнейшее сотрудничество России и Филиппин видится сторонам через: обеспечение Филиппин российским оружием (сейчас - снайперскими винтовками); сотрудничество на государственном уровне по вопросам безопасности, защиту и совместные военные учения в целях борьбы с международным терроризмом и транснациональным криминалом; охрану правопорядка и морских территорий силами филиппинской и российской береговой охраны; развитие экспорта в Россию сельхозпродукции Филиппин (в основном фруктов) и импорта из России (в основном - зерновых культур). Также перспективными областями являются: развитие туризма и обмена интеллектуальными кадрами; поддержка Филиппин со стороны России в вопросах энергетического развития (в том числе через продажу Филиппинам российской нефти и нефтепродуктов); инвестирование российских капиталов в инфраструктурные проекты Филиппин (транспорт и энергостанции); предоставление Филиппинам статуса во всеобщей системе преференций России.
Интересна реакция филиппинской общественности на новый поворот внешней политики страны и непосредственно на дружбу Филиппин с Россией. По результатам опросов обще-
ственного мнения в начале декабря 2016 г. становится ясно, что, несмотря на то, что уровень доверия к США за последнее время среди филиппинцев несколько снизился по сравнению с показателями сентября 2016 г., он, тем не менее, остается на гораздо более высоком уровне, нежели степень доверия к России или к Китаю.
С докладом на тему: «Перспективы валютно-финансового сотрудничества Центробанка России и Валютного Управления Сингапура» выступила М.Г. Осипова (ИВ РАН).
После обретения Сингапуром независимости было образовано Валютное Управление Сингапура, выполняющее функции Центробанка в стране. Такое решение было продиктовано нежеланием властей иметь в стране Центральный банк, который мог бы осуществлять денежную эмиссию. Одним из основных положений экономического развития страны была политика максимального сдерживания и недопущения обесценивания национальной валюты. В результате проведения такой политики была построена система, при которой Валютный Комитет выпускал в обращение сингапурские доллары только в том случае, если они были обеспечены. Валютное Управление обладало всеми функциями Центрального банка, за исключением денежной эмиссии.
Центральный Банк Российской Федерации был образован 13 июля 1990 г. И является правопреемником Государственного Банка СССР. Де-юре Банк России был приравнен к Центральному Банку лишь в 2002 г.
По мнению докладчика, сотрудничество между Валютным Управлением Сингапура и ЦБ РФ может осуществляться в такой области, как реформа банковского рынка. Это сотрудничество может быть внешним и внутренним, открытым или и конфиденциальным. Состоялось несколько рабочих совещаний, о которых известно только то, что проходили консультации о возможности сотрудничества в сфере безопасности.
Как особо отметила М.Г. Осипова, при проведении своей денежной политики Валютное Управление Сингапура использует совершенно особый метод - информацию о валютном рынке: такая информация является решающей, ибо валютный курс является основным рычагом политики Управления.
В заключение М.Г. Осипова отметила, что в условиях проведения против нашей страны санкций со стороны США и стран западного мира, в том числе и в банковской сфере, сотрудничество с Сингапуром в этой области представляется выгодным и конструктивным.
Доклад Симония А.А. (ИВ РАН) «Роль Китая в миротворческих процессах Мьянмы» был посвящен одной из самых наболевших проблем страны, требующей неотложного решения - усмирению сепаратистского движения национальных меньшинств. Вооруженное сопротивление этнических повстанцев длится с момента обретения Бирмой независимости в 1948 г., т.е. уже почти 70 лет. Периодически между правительством и отдельными этническими вооруженными формированиями подписывались соглашения о прекращении огня. Перед пришедшим к власти гражданским правительством встал вопрос о подписании перемирия со всеми мятежными армиями, и в частности с Северным альянсом, в который входят четыре вооруженные сепаратистские группировки.
Далее докладчик отметила, что для Китая установление мира в приграничных северных районах Мьянмы имеет особую важность как в политическом, так и в экономическом плане в его стратегии на будущее. На протяжении всех прошедших десятилетий Китай всегда, в той или иной степени, был прича-стен к событиям в приграничных районах Бирмы/Мьянмы. После прихода к власти правительства Аун Сан Су Чжи миротворческая деятельность Китая по урегулированию военных конфликтов на севере Мьянмы еще более активизировалась. В конце 2016 г. состоялась серия китайско-мьянманских переговоров на высоком уровне. Китайская сторона даже предложила г. Куньмин (Юньнань) в качестве нейтральной территории для переговоров миротворческих сил с повстанцами. В обмен Китай рассчитывает на реанимацию замороженных экономических проектов на территории Мьянмы10.
Д.В. Мосяков, подводя итог конференции, выразил глубокую благодарность всем выступающим за высокий уровень представленных докладов, вызвавших широкую научную дискуссию участников конференции.
1 Подробнее см.: Мосяков Д.В. Парадоксы развития стран АСЕАН // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, выпуск XXXIV (№34, 2017), с. 18-23.
Подробнее см.: Рогожин А.А. Экономическое сотрудничество стран ЮВА и США - современное состояние и перспективы // // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, выпуск XXXV (№35, 2017), с. 26-31.
Подробнее см.: Рогожина Н.Г. «Мягка сила» в политике Китая в странах Юго-Восточной Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, выпуск XXXIV (№34, 2017), с. 24-33.
4 Подробнее см.: Локшин Г.М. Кодекс поведения в Южно-Китайском море (СОС) - иллюзия или отвлекающий маневр? // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, выпуск XXXIV (№34, 2017), с. 4060.
5 Подробнее о ПЕТРОНАС см.: Рубан Л.С. «ПЕТРОНАС» - энергетический лидер
Малайзии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, выпуск XXXV (№35, 2017), с. 227-237.
6 Подробнее см.: Другов А.Ю. Индонезия: реакция на перемены в США // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, выпуск XXXIV (№34, 2017), с. 115-130
Подробнее см.: Петрова О.Л. Положение китайского меньшинства в Индонезии в свете индонезийско-китайских отношений // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, выпуск XXXV (№35, 2017), с. 131-146.
Подробнее см.: Муранова А.П. Мьянма: активизация экономической деятельности США, 2011-2016 гг. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, выпуск XXXV (№35, 2017), с. 170-183.
9 Подробнее см.: Аксёнова Е.М. Тенденции инвестиционного сотрудничества Вьетнама со странами региона и мира на современном этапе // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, выпуск XXXIV (№34, 2017), с. 188-208.
10 Подробнее см.: Симония А.А. Роль Китая в общенациональном мирном процессе Мьянмы // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, выпуск XXXIV (№34, 2017) с. 171-187.