Научно-практическая конференция педиатров России
Новые технологии охраны и активного формирования здоровья учащихся
Шишова A.B., Жданова J1.А.
ГОУ ВПО Ивановская ГМА Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ
Основными принципами организации и проведения системы профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях являются комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий, непрерывность их проведения в течение всего года, максимальный охват всех учащихся, интеграция в образовательный процесс, формирование положительной мотивации у учащихся, медицинского персонала, педагогов, родителей. Однако, свертывание профилактических программ в амбулаторном звене здравоохранения, отсутствие эффективных оздоровительных технологий, сокращение материально-технической базы для оздоровления, коррекции нарушений здоровья, явились причинами негативных сдвигов в состоянии здоровья детей и подростков. Повышение эффективности профилактической работы возможно за счет межведомственной интеграции медицинского персонала, педагогов, психологов, социальных работников по созданию технологий охраны и активного формирования здоровья детей. Взаимодействие между всеми членами школьной команды — учителем, врачом, психологом, учителем физической культуры предусматривает обмен информацией не только о проблемах ребенка в той или иной сфере (здоровье, учеба, микросоциальное окружение), но и об индивидуальных свойствах и способностях ребенка. При этом необходимо учитывать, как школьные факторы могут оптимально использоваться для стимуляции развития ребенка и сохранения его здоровья.
Основным механизмом реализации межведомственной интеграции по охране здоровья детей в школе является медико-психолого-педагогический консилиум. Он не только решает проблемы учащихся, которые могут негативно отразиться на состоянии их здоровья, но и определяет возможные пути повышения уровня физического, нервно-психического развития, оптимизации социальной адаптации. Кроме того, МППК несет взаимообучающую функцию. В процессе обсуждения характеристик здоровья каждого ребенка, учитель становится наблюдательнее, адекватнее может оценить школьные трудности ученика и активнее усваивает здоровье сберегающие технологии преподавания. Психолог учится осуществлять взаимодействие с учителем и врачом и способствовать более адекватной интеграции учителя и врача в укреплении здоровья учащихся. Врач школы в большей степени ориентируется на дидактогенное происхождение нарушений здоровья детей и получает более полное представление о возможностях педагогов и психологов в проведении оздоровительных мероприятий. При этом медико-психолого-педагогическое сопровождение должно обеспечить, с одной стороны, создание условий для успешного школьного обучения без ущерба для здоровья ребенка. С другой — в процессе этого сопровождения подобрать стимулирующее воздействие, способствующее оптимизации интеллектуального и физического развития ребенка, в т.ч. и за счет педагогических инноваций.
Новая модель охраны здоровья учащихся с использованием автоматизированного мониторинга
Шишова A.B., Жданова J1.А., Кривоногое А.Б.
ГОУ ВПО Ивановская ГМА Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ
Ухудшение здоровья детского населения, особенно за период обучения в школе, диктует необходимость поиска новых путей сохранения здоровья обучающихся. Недостаточная укомплектованность школьной медицины кадрами, слабая материальная база медицинских кабинетов школ, непрестижность работы в школе ведут к низкому качеству и недостаточной эффективности профилактических осмотров учащихся. Серьезным недостатком действующего мониторинга здоровья школьников является отсутствие медико-педагогической интеграции. При проведении профилактического осмотра и выборе оздоровительных мероприятий медицинскими работниками недостаточно учитываются педагогические факторы, хотя воздействие на них может существенно снизить частоту заболеваний учащихся. Избежать многих из названных проблем поможет автоматизированное рабочее место врача и медицинской сестры, которое позволит проводить углубленное исследование ребенка, совмещенное со скрининговыми клиническими и психологическими методами,