Научная статья на тему 'Новые технологии обучения и их роль в образовательном процессе'

Новые технологии обучения и их роль в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1995
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАССОВЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кряклина Тамара Фёдоровна

В статье анализируются понятия «инновация» и «традиция». Показано, что в современном образовательном процессе высшей школы имеют место быть как традиции, так и инновации. Инновации в образовании обусловлены трансформацией общества, технологизацией преподавательской деятельности. Одной из инноваций в высшей школе являются электронные образовательные ресурсы, такие как национальные платформы открытого образования, массовые открытые он-лайн-курсы, электронные технологии, которые расцениваются многими исследователями как новая революция в образовании. Однако педагогические приемы и средства обучения, сложившиеся в предшествующие этапы развития общества, активно используются в современной высшей школе. Образовательная практика многих стран мира дает массу примеров этому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые технологии обучения и их роль в образовательном процессе»

УДК 378

Тамара Фёдоровна Кряклина

(доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой социогуманитарных наук Алтайской академии экономики и права, г. Барнаул)

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Ключевые слова: традиция, инновация, образовательный процесс, высшая школа, образовательные технологии, массовые онлайн-курсы, педагогические традиции.

Введение. В последние годы проблемы инноваций прочно вошли в различные отрасли научного знания [1; 2]. Однако до сих пор актуален вопрос о соотношении инноваций и традиций и их роли в конкретных видах деятельности и социальных институтах - в частности, в системе образования [3; 4]. Обращение к исследованию данной проблемы, на наш взгляд, необходимо начать с анализа понятия инновация.

Методология исследования. Методологическую основу статьи составили институциональный, деятельностный и процессный подходы, благодаря которым образование рассматривается как институт воспроизводства и трансляции культуры, характеризующийся использованием традиционных и инновационных средств обучения и воспитания. Цель исследования - выявить место и роль традиций и новаций в образовательном процессе современной высшей школы, анализируя отечественный и зарубежный опыт ее работы, используя материалы исследований философов, педагогов, менеджеров, практиков.

Основная часть. Слово «инновация» - латинского происхождения, в переводе на русский язык означает изменение, обновление. В специальной литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный феномен, воплощающийся в новых продуктах и технологиях [5]. В последней редакции «Руководства Фраскати», которая была принята в 2007 г., инновация определяется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в новом или усовершенствованном продукте, внедряемом на рынке, новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической

деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [6]. Руководствуясь этими определениями, можно сказать, что педагогическая инновация - это внедренное в учебный процесс новшество, касающееся как его организации, так и содержания, и средств (методов) обучения. Любая педагогическая инновация, введенная в одну из подсистем образования как системы, объективно влечет за собой, так или иначе, необходимость изменения в других подсистемах либо системе в целом. Таков принцип функционирования систем. Вот почему чаще всего применительно к образованию говорят о необходимости внедрения комплекса организационных, педагогических, технических, методических инноваций.

Под традицией имеют в виду некие духовные или идеальные сущности (идеи, взгляды, вкусы, обычаи, ценности), которые передаются от одного поколения к другому и которые унаследованы от предшествующих поколений, а также установившийся порядок в поведении, быту. Другими словами, традиция есть ноуменальное (познаваемое) и феноменальное (непознаваемое) образование, представленное в виде духовных или идеальных сущностей, сформированных в филогенезе человеческого рода и формирующихся в его онтогенезе [7].

Образование является основным институтом воспроизводства и передачи культуры в самом широком смысле этого слова. Инновации в образовании не затрагивают самую сущность его как социального института, оно по-прежнему остается институтом воспроизводства и трансляции культуры. Однако с формированием информационного общества трансформируются способы (технологии) воспроизводства и трансляции культуры, коренным образом меняются роли и функции участников образовательного

процесса - педагога и обучающегося. Учитель (педагог) уже не является монопольным носителем и транслятором знания. Он становится навигатором в огромном океане знаний и информации, помощником в выстраивании образовательной траектории своих учеников, в их самоопределении и выборе ими программы и методов обучения. Преподаватель становится одним из главных консультантов в формировании навыков работы с информацией, ее поиском и систематизацией. Более того, на различных этапах образовательного процесса обучающиеся явно или неявно взаимодействуют с его новыми субъектами: фасилитаторами (специалистами по методам обучения), инви-гилаторами (специалистами по оцениванию знаний), которых не было в традиционной системе образования. Все выполняемые ими функции в традиционном образовании были сосредоточены в руках одного человека - педагога (учителя).

Вхождение цифровых технологий в образовательную среду не только дополняет традиционную систему образования, но и значительно расширяет каналы трансляции знаний и культуры. Речь идет, прежде всего, о глобальных образовательных платформах, таких как «Coursera» и «Национальная платформа открытого образования», которые сегодня являются главными каналами электронного распространения учебных курсов. Современный мир, будучи цифровым, обусловливает необходимость использования цифровых технологий в обучении, прежде всего в контексте самообучения на основе онлайн-курсов, среди которых значительное место занимают массовые открытые онлайн-курсы (МООК).

МООК - обучающая технология, позволяющая организовывать обучение до нескольких десятков тысяч человек одновременно. Приравнивая распространение МООК к гутен-берговской революции, ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов пишет: «...появление онлайн-курсов можно сравнить с переходом от переписывания книг в средневековых монастырях к их массовой печати, настолько они делают экономичнее и эффективнее задачу передачи качественного образовательного контента» [8].

В последние годы онлайн-обучение становится одной из центральных тем дискуссий

большинства научно-практических конференций и форумов, посвященных проблемам образования, в том числе форума и шоу технологий «Открытие инновации - 2015», прошедших под эгидой Правительства РФ при поддержке Минэкономразвития России и при участии Правительства Москвы, а также российских институтов развития: ОАО «РОСНАНО», ОАО «РВК», Фонда «Сколково», Внешэкономбанка, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [9]. По мнению стратегического директора компании Knewton Фернандо Родригеса-Виллы, сегодня все мы находимся на пороге новой революции в образовании. И эта революция связана с образованием online [10].

Онлайн-образование - это образование, приобретаемое на основе электронных ресурсов, которые используются при разработке, продвижении и их применении. Конкретными видами электронных ресурсов онлайн-образования могут быть электронные образовательные платформы, электронные издания, массовые открытые online-курсы (МООК) и др., создание которых требует специальной подготовки его создателей.

На каждом этапе создания, распространения и применения открытого онлайн-курса используются различные приемы и технологии. Так, например, на начальных этапах создания онлайн-курса необходимо сформировать контент, который создается специалистом, представляющим определенную отрасль научного знания. Этот контент может быть оформлен в виде видеолекции, проекта, программы, текста, видеоряда, слайда и т.д. Выбор той или иной формы представления контента определяется преподавателем (автором онлайн-курса) совместно со сценаристом, методистом, монтажером, оператором (если речь идет о подготовке видеоролика), специалистом в области информационных технологий и т.д. Такое количество специалистов, привлекаемых к созданию онлайн-курса, говорит о том, что в системе образования действительно происходят революционные преобразования, которые коренным образом трансформируют отношения между преподавателем и обучающимся, характерные для традиционного обучения, основанного на личностном контакте участников образовательного процесса. Полисубъектность создате-

ля и потребителя онлайн-курса - одна из существенных особенностей такого образования.

Начальный этап создания онлайн-курса затратен и по времени, и по привлекаемым ресурсам. Однако последующие этапы его распространения и использования окупают эти затраты во много раз и в экономическом, и в социальном планах. Эффективность онлайн-курса значительно возрастает, если изначально четко определены цель его создания, содержание и структура, используемые технологии обучения, целевая аудитория, система оценивания обучающихся, место и роль курса в общей образовательной программе. Безусловным преимуществом онлайн-курсов является быстрота их продвижения, оперативная связь обучающихся между собой и системным администратором, возможность повторных заходов на одну и ту же страницу и т.д. Оперативность продвижения идей (научных, образовательных) на рынке образования и науки значительно усиливает конкурентные возможности вуза, укрепляет его позиции в отечественных и мировых рейтингах. Вопросы, связанные как с созданием, так и распространением и использованием онлайн-курсов, на наш взгляд, относятся к инновационной педагогике, которая входит в предметную сферу становящегося нового научного знания - образовательной инноватики.

Образовательная инноватика в узком смысле - это область инноватики как науки, разрабатывающая теоретико-методологические и прикладные проблемы обновления образования. Предметной областью ее является «гармонизация современных и традиционных форм обучения в едином универсальном процессе непрерывного образования» [11]. Это обусловлено тем, что за словом знание сегодня все чаще скрывается понятие информация, которое подразумевает сообщение, не обязательно рефлексируемое человеческим сознанием, как акт мыследеятельности конкретного субъекта, передаваемое и принимаемое с помощью электронной коммуникации. Такое знание-информация отрывается от своего субъекта и может существовать вне конкретной обучающей системы. Оно чрезвычайно мобильно и быстро устаревает либо теряется в огромном потоке информации, утрачивая свою классическую дисциплинарную (предметную) форму. Но, с другой стороны, утратив свою предмет-

ную форму, такое знание может быть использовано в другом контексте и в другой отрасли науки и таким образом воплотиться в новое информационное образование.

Помимо престижа для страны онлайн-обучение, как отмечалось выше, способно экономить средства, вовлекая большое количество людей в образовательный процесс. Создание национальной платформы открытого образования в России предоставляет студентам любого вуза возможность выбора онлайн-курса, размещенного на ней как альтернатива традиционному изучению курсов. Причем, в отличие от большинства зарубежных образовательных платформ национальная платформа создана несколькими ведущими российскими вузами (МИСиС, ИТМО, ВШЭ, МГУ, МФТИ, СПбГУ, СПбГП, УрФУ) в тесном сотрудничестве с государством.

Такое сотрудничество в создании единой национальной платформы online-образования - уникальный случай. В зарубежных государствах создание образовательных платформ, как правило, инициируется самими вузами и ведущими профессорами (Coursera, США) либо происходит в результате союза университета и, как было в КНР, крупнейшей в мире компании по интернет-продажам Alibaba (Chineese Moocs). В испаноязычном мире существует несколько образовательных платформ (Miríada X., Platzi), но ни одна из них не является официальной площадкой online-образования для отдельно взятой страны. Поддержка государством в РФ создания национальной платформы открытого образования объясняется тем, что оно является учредителем большинства российских вузов и объективно заинтересовано в их продвижении.

Подводя итоги первых месяцев работы национальной платформы, Д. Ливанов подчеркнул, что задача Министерства образования и науки РФ - «сделать так, чтобы курсы открытого образования заменили некачественно преподаваемые дисциплины» [12]. Речь не идет о том, чтобы все занятия в высшей школе заменить online-образованием. «Живое» преподавание, основанное на личностном контакте преподавателя и обучающегося, может быть заменено только частично (по конкретной дисциплине или модулю). Личностный контакт является основой традиционной системы образования,

которая, формируясь на протяжении длительной истории развития человечества, накопила огромный арсенал педагогических приемов и средств, которые используются и сегодня.

Так, например, при наличии «европеизированной» системы и структуры подготовки специалистов в высшей школе в Китае до сих пор методы обучения остаются те же, что и во времена Конфуция, главное из которых -«учить и повторять». Китайская модель познания в большей степени апеллирует к конкретному, а не универсальному, изучая объекты. Классические тексты конфуцианского канона не предлагают каких-то общих моральных законов или абстрактных принципов: вместо этого они приводят конкретные примеры случаев и поступков [13].

Источники специфики познавательного процесса, сформировавшегося в национальных образовательных системах, следует искать в своеобразии сознания народа (этноса), поскольку оно - не просто атрибут человека, а сам способ его бытия, который позволяет придавать человеческой жизни целесообразный характер [14]. Именно сознание человека связывает в единое целое все разрозненное многообразие эмпирического опыта и вырабатывает имманентные механизмы его познавательной деятельности, близкие и понятные ему. Эти механизмы основываются на физиологических и психологических возможностях человека, которые обеспечивают сам процесс мышления, воспроизводства и репродуцирования знания. В структуру этих механизмов включаются восприятие, трансцендирование, рефлексия, эмоции, чувства, весь спектр человеческих качеств, которые наличествуют в познавательной деятельности и современного человека.

Человеческое сознание - это результат длительной эволюции человека, его огромного труда по преобразованию окружающего мира и самого себя. В нем отражаются особенности быта, природной и климатической среды, своеобразие восприятия внешнего мира, которые впоследствии определяют специфику социальных институтов (в том числе и образования), создаваемых человеком. В образовании как главном институте воспроизводства и трансляции культуры особенно устойчивы традиционные приемы и средства обучения и воспитания, поскольку они формировались и живут в ходе

непосредственного взаимодействия учителя и ученика, т.е. в реальном человеческом общении, которые навряд ли полностью заменит техника.

Заключение. Подводя итоги, подчеркнем, что инновации в образовании связаны с информатизацией общества и технологизацией образовательного процесса. В первую очередь они трансформируют средства и методы обучения, систему коммуникации между участниками образовательного процесса, расширяют каналы воспроизводства и передачи информации, исключая из этих процессов личностное участие человека. Благодаря им, появилась возможность дистанционного обучения, использования онлайн-курсов, создание образовательных платформ, представляющих электронные курсы. Вместе с тем средства и способы обучения, основывающиеся на психологических и физиологических процессах мышления человека, таких как восприятие, понимание, запоминание, рефлексия, довольно устойчивы. Они необходимы в любых образовательных системах, и традиционных, и инновационных, как необходимо и использование традиционных методов обучения в современном высшем образовании.

Выводы. В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам.

Инновации в образовании - это внедренные в образовательный процесс новшества, касающиеся как его организации, так и содержания, и средств (методов) обучения.

Традиции в образовании - это устойчивые идеальные или духовные образования (идеи, принципы, методы), которые передаются от одного поколения к другому и используются в образовательном процессе.

Одной из главных инноваций в современном образовании является электронное обучение, основные его виды и формы, которые трансформируют традиционную систему взаимоотношений «учитель - ученик» и средства обучения.

В числе инновационных средств обучения, расцениваемых как новая революция в образовании, - образовательные платформы глобального и национального масштаба, массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Существенной особенностью онлайн-курсов является по-лисубъектность его создателя и потребителя,

основывающаяся на соединении научного и технологического знания.

Наряду с электронными средствами обучения в системе высшего образования используются и традиционные, ориентированные на особенности мышления и познавательной дея-

тельности человека, сформированные предшествующими поколениями.

Гармоничное сочетание традиционных и инновационных средств обучения - фундаментальная основа обеспечения качественного образования.

Библиографический список

1. Kryaklina, T.F. Innovations as the sociocultural resource of the social and organization development : monograph / T.F. Kryaklina, S.V. Rettikh. - Science Book Publishing House, Lorman. MS.USA, 2012. - 212 p.

2. Kryaklina, T.F. Particularities of information knowledge impact on human consciousness / T.F. Kryaklina, Z.K. Kenispaev // Modern science: current problems and their solutions: current problems and their solutions : materials of the international research and practice conference, Westwood, December 2014 / Accent Graphics Publishing Communication.s - Westwood. - Canada, 2014. - P. 188-195.

3. Kryaklina, T.F. Educational innovations: formation and development / T.F. Kryaklina, S.V. Rettikh // Innovations in education : monograph, Volume 4/ed y L. Shlossman. - Vienna «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education Jmb.H, 2014. - P. 151-166.

4. Кряклина, Т.Ф. Традиции и инновации в образовании: необходимость гармоничного сочетания / Т.Ф. Кряклина // Социально-экономическое развитие России в координатах XXI в.: современное состояние и тенденции роста : материалы Международной научно-практической конференции : в 2 т. / под ред. Т.Г. Строителевой. - Барнаул : Изд-во ААЭП, 2013. - Т. 2 - С. 113-121.

5. Орлов, А.И. Менеджмент : учебник / А.И. Орлов. - М. : Изд-во «Изумруд», 2003. - 298 с.

6. Руководство Фраскати, 1993. - М. : ЦИСН, 1995. - 228 с.

7. Инновации и традиции: метафизические и феноменологические аспекты управления : монография / под ред. Г.Я. Узилевского. - Орел : Изд-во ОРАГС, 2006. - 252 с.

8. Зачет за МООС. - URL : http://www.svoboda.org/content/article/26967378.html.

9. Шаталова, Н. Открыто на учет. Растет ассортимент российских инноваций / Н. Шаталова // Поиск : еженедельная газета отечественных инноваций. - 2015. - 6 нояб. - С. 8-9.

10. Там же. - С. 9.

11. Зима, Н.А. Метаобразование в университете / Н.А. Зима // Сервер конференций Ставропольского государственного университета. - URL : http://conf.stavsu.ru/conf.asp?ReportId=117.

12. Есть интерес // Поиск : еженедельная газета научного сообщества. - 2015. - 4 дек. - С. 2.

13. Куратченко, М.А. Роль цивилизационной идентичности в формировании социокультурной парадигмы образовательного процесса в современном обществе (на примере обучения иностранных студентов из КНР) / М.А. Куратченко // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - Вып. 1 (33). - С. 108-111.

14. Кениспаев, Ж.К. Сознание как способ бытия и основа профессиональной деятельности человека / Ж.К. Кениспаев // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2015. - №2. - С. 55.

References

1. Kryaklina, T.F. Innovations as the sociocultural resource of the social and organization development : monograph / T.F. Kryaklina, S.V. Rettikh. - Science Book Publishing House, Lorman. MS.USA, 2012. - 212 p.

2. Kryaklina, T.F. Particularities of information knowledge impact on human consciousness / T.F. Kryaklina, Z.K. Kenispaev // Modern science: current problems and their solutions: current problems and their solutions : materials of the international research and practice conference, Westwood, December 2014 / Accent Graphics Publishing Communication.s - Westwood. - Canada, 2014. - P. 188-195.

3. Kryaklina, T.F. Educational innovations: formation and development / T.F. Kryaklina, S.V. Rettikh // Innovations in education : monograph, Volume 4/ed y L. Shlossman. - Vienna «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education Jmb.H, 2014. - P. 151-166.

4. Kryaklina, T.F. Traditsii i innovatsii v obrazovanii: neobhodimost garmonichnogo sochetaniya / T.F. Kryaklina // Sotsialno-ekonomicheskoe razvitie Rossii v koordinatah XXI v.: sovremennoe sostoyanie i tendentsii rosta : materialyi Mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii : v 2 t. / pod red. T.G. Stroitelevoy. -Barnaul : Izd-vo AAEP, 2013. - T. 2 - S. 113-121.

5. Orlov, A.I. Menedjment : uchebnik / A.I. Orlov. - M. : Izd-vo «Izumrud», 2003. - 298 s.

6. Rukovodstvo Fraskati, 1993. - M. : TSISN, 1995. - 228 s.

7. Innovatsii i traditsii: metafizicheskie i fenomenologicheskie aspektyi upravleniya : monografiya / pod red. G.Ya. Uzilevskogo. - Orel : Izd-vo ORAGS, 2006. - 252 s.

8. Zachet za MOOS. - URL : http://www.svoboda.org/content/article/26967378.html.

9. Shatalova, N. Otkryito na uchet. Rastet assortiment rossiyskih innovatsiy / N. Shatalova // Poisk : ejenedelnaya gazeta otechestvennyih innovatsiy. - 2015. - 6 noyab. - S. 8-9.

10. Tam je. - S. 9.

11. Zima, N.A. Metaobrazovanie v universitete / N.A. Zima // Server konferentsiy Stavropolskogo gosudarstvennogo universiteta. - URL : http://conf.stavsu.ru/conf.asp?ReportId=117.

12. Est interes // Poisk : ejenedelnaya gazeta nauchnogo soobschestva. - 2015. - 4 dek. - S. 2.

13. Kuratchenko, M.A. Rol tsivilizatsionnoy identichnosti v formirovanii sotsiokulturnoy paradigmyi obrazovatelnogo protsessa v sovremennom obschestve (na primere obucheniya inostrannyih studentov iz KNR) / M.A. Kuratchenko // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. - 2014. - Vyip. 1 (33). - S. 108-111.

14. Kenispaev, J.K. Soznanie kak sposob byitiya i osnova professionalnoy deyatelnosti cheloveka / J.K. Kenispaev // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2015. - №2. - S. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.