УДК 629.4.063.7
Е. В. Самойлова, Е. В. Черток
НОВЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ИЗГОТОВЛЕНИЯ И РЕМОНТА ВАГОНОВ, ЛОКОМОТИВОВ И ЭСКАЛАТОРОВ МЕТРОПОЛИТЕНОВ
В статье приводятся новые технические решения, связанные с совершенствованием технологии эксплуатации, изготовления и ремонта вагонов, локомотивов, а также эскалаторов метрополитенов.
смазки, зубчатые зацепления, адгезия, шаровой насос, жидкости, эскалатор.
Введение
В статье приводятся прикладные разработки усовершенствованных систем подачи смазочных материалов и контроля в подвижные сопряжения зубчатых и иных механизмов, широко используемых в локомотивном вагонном хозяйстве, а также при обслуживании эскалаторов метрополитенов. Разработки, в первую очередь, направлены на снижение затрат на технологии ремонта и обслуживания специальной техники, применяемой на предприятиях железнодорожного транспорта (в депо, на заводах и ремонтных путях/пунктах). В частности, технические усовершенствования напрямую связаны с работой зубчатых механизмов, используемых в электрических домкратах для подъёмки вагонов и локомотивов, в талях, в системах централизованной подачи смазки к станкам или её перекачки из больших резервуаров/цистерн в малые по объёму ёмкости. Найдены также оригинальные технические решения повышения надёжности работы кулачковых механизмов, часто используемых в конвейерах, транспортёрах и иных системах.
1 Система смазывания
В зубчатых тяжелонагруженных малооборотных зубчатых механизмах для уменьшения износа подвижных сопряжений используются пластичные смазочные материалы. Однако уже после первого полного оборота шестерни и колеса смазка выдавливается в сторону/стороны, что связано с характером зубчатого зацепления. В дальнейшем зубья подъёмных устройств (талей, электродомкратов и др.) начинают работать либо в режиме сильно обеднённого количества смазочного материала, либо даже всухую. В таких ситуациях зубья подвергаются интенсивному износу и требуют ремонта или чаще замены. При этом выходят из строя домкраты для подъёмки/опускания вагонов и локомотивов, что снижает ритмичную работу оборудования, нарушая общий технологический процесс. Для полного устранения этого негативного явления теоретически и экспериментально было обосновано использование упругих маслобензостойких кольцевых полос/накладок, прочно прикрепляемых по
бокам зубчатых зацеплений и имеющих высоту, несколько превышающую высоту зуба (рис. 1).
Рис. 1. Косозубое зацепление:
1 - шестерня; 2 - колесо; 3 - накладка, закреплённая в данном случае с одной стороны, в которую могла бы выдавливаться смазка; 4 - поддон
Разработанная система смазывания является весьма перспективной для широкой практической реализации, и не только в области техники, используемой на железнодорожном транспорте. Например, новый способ может найти применение в системах смазывания зубчатых передач в лифтах, станочном парке, в штамповочном производстве и пр. По сути, аналогичное техническое решение найдено и для кулачковых механизмов с толкателями, при работе которых смазка постоянно присутствует в зоне подвижного сопряжения, а при кратковременном выдавливании в стороны, как и для зубчатых зацеплений, практически мгновенно возвращается в зону трения.
2 Адгезиметр универсальный
Следует обратить внимание и на другой важный момент. Новый способ проверки качества поставляемых смазочных материалов и их адгезии на вращающихся цилиндрических деталях уже нашёл своё применение в одном из вагонных депо Санкт-Петербурга (рис. 2).
Рис. 2. Адгезиметр универсальный:
1 - высокооборотный электрический двигатель; 2 - регулятор числа оборотов с их индикацией; 3 - муфта соединительная; 4 - образец ступенчатый цилиндрический; 5 - весы электронные; 6 - основание;
7 - стакан прозрачный; 8 - крышка; 9 - конструкция опорная
Принцип работы адгезиметра состоит в использовании центробежного ускорения, из-за которого нанесённый до проверки на цилиндрический образец пластичный смазочный материал начинает постепенно отрываться и попадать на прозрачные стенки стакана. При этом начальное появление капель смазки на стенах стакана фиксируется как визуально, так и по показаниям электронных весов, включая момент полного удаления смазки с вращающегося образца, частота вращения которого плавно увеличивается [1]. Наличие ступенчатой формы у образца позволяет реализовывать различные окружные скорости.
Используя этот приём можно легко, быстро и точно получать данные об адгезии и качестве смазочного материала для буксовых подшипников, редукторов и иных деталей в виде экспресс-оценки, отбраковывая низкокачественные партии смазки и предохраняя ответственные узлы и детали вагонов и локомотивов от возникновения серьёзных повреждений и даже от аварийных ситуаций. Кроме того, прибор может быть легко дооборудован устройствами подогрева или охлаждения зоны расположения смазки на цилиндрическом образце, что позволяет имитировать возможные изменения климатических условий при эксплуатации подвижного состава.
3 Шаровой объёмный насос
Был разработан высоконадёжный шаровой объёмный насос, способный перекачивать жидкий смазочный материал из цистерн или резервуаров в малые по вместимости ёмкости, осуществлять централизованную точечную смазку рабочих частей механического оборудования (например, в станках, обрабатывающих заготовки или детали вагонов и локомотивов) (рис. 3).
а) б) в)
Рис. 3. Шаровой насос:
а) с плоскими дисками; б, в) с дисками специальной формы
Кроме того, такой насос находит практическое применение также для обеспечения устойчивого подвода смазочного материала к цепным передачам в эскалаторах. При больших габаритах, чем изготовленный в настоящее время шаровой насос может работать и как гидродвигатель с установкой его на локомотивы. Усовершенствованная гидромашина -бесклапанная, регулируемая, реверсивная, обратимая, с полным выталкиванием из корпуса рабочей среды [2]. Насос высокопроизводителен при малых массогабаритных показателях и гарантирует безопасное реверсивное переключение направлений потоков жидких сред на противоположное без какой-либо остановки.
Заключение
Таким образом, представленные новые системы могут быть весьма полезны для обслуживания, эксплуатации, изготовления и ремонта вагонов, локомотивов, а также эскалаторов метрополитенов.
Библиографический список
1. Пат. 86313 Российская Федерация, МПК G 01 N 11/14. Адгезиметр универсальный / К. Н. Войнов, Е. В. Самойлова; заявитель и патентообладатель К. Н. Войнов. - № 2009100379; заявл. 11.01.2009; опубл. 27.08.09; Бюл. № 24. - 10 с. : ил.
2. Пат. 79619 Российская Федерация, МПК F 01 C 3/00. Роторная объёмная машина / Б. А. Дёжинов, К. Н. Войнов, Е. В. Черток; заявитель и патентообладатель Петербургский государственный университет путей сообщения. - № 2008130797/22; заявл. 25.07.08; опубл. 10.01.2009; Бюл. № 1. - 9 с. : ил.
Статья поступила в редакцию 04.08.2009;
представлена к публикации членом редколлегии Вал. В. Сапожниковым.
ANNOTATIONS
Technology of Ballast Bed Tamping after its Deep Cleaning / A. V. Atamanyuk // Proceedings of Petersburg Transport University. - 2009. - N 3 (20). - PP. 5-11.