2000
СЕМИНАР 22 : ;
щокшд на симпозиуме шшеш г орляка
МОСКВА, МГГУ, 31 . января .- 4 февраля 2000 года
ШштМшШк .
К
^ В.И. Шуцкий, Г.И. Бабокин,
2000
УДК 621.316.726:621.313.13:622
В.И. Шуцкий, Г.И. Бабокин
НОВЫЕ СИСТЕМЫ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
управления режимом работы исполнительного органа (ИО) комбайна.
Подсистема управления режимом работы ИО обеспечивает независимость качества переходных процессов от сопротивляемости угля резанию при действии детерминированных управляющих и случайных возмущающих воздействиях, что достигается применением регулятора нагрузки со статически оптимальными параметрами и изменяемым в функции сопротивляемости угля резанию коэффициентом усиления.
Применение ЧРЭП механизма подачи комбайна позволило, в сравнении с применяемым регулируемым гидравлическим и тиристорным приводом постоянного тока, увеличить максимальные тяговые усилия и скорость перемещения комбайна и за счет этого повысить его производительность, уменьшить габариты электрооборудования на комбайне, снизить энергозатраты на разрушение пласта.
Система управления ЧРЭП конвейерных установок, включает подсистемы: формирования пусковых
адаптивных механических характери-
основным горным машинам и установкам, применяемым при добыче угля подземным способом, относятся очистительные комбайны, обеспечивающие отбойку угля из забоя и погрузку его на конвейер, и транспортные установки, обеспечивающие транспортировку угля на поверхность шахты. Дальнейшее повышение эффективности работы указанных горных машин и установок осуществляется при-менением частотно-регулируе-мого электропривода
(ЧРЭП).
В дисциплине “Электро-привод горной промышлен-ности” введены новые разделы, посвященные системам с ЧРЭП.
Система управления ЧРЭП механизма подачи комбайна, включает подсистемы: векторного управления асинхронным двигателем (АД); стабилизации пульсаций скорости перемещения массы комбайна, имеющего упругое звено с переменной жесткостью (при наличии тяговой цепи);
стик привода; раннего выявления сто-порения ИО и ограничения нагрузок при стопорении; выравнивания нагрузок головного и хвостового приводов; стабилизации загрузки конвейера.
ЧРЭП конвейерных установок обладает преимуществами в сравнении с нерегулируемым электроприводом (асинхронный двигатель - гидромуфта) и регулируемым приводом (гидравлический, двухскоростной с эластичной муфтой): обеспечивается
плавный пуск конвейера в мягкой шахтной сети с моментом до двух номинальных при любых тяжелых условиях нагружения; при заклинивании ИО конвейера снижается до 20-30 % передаваемая в ИО кинетическая энергия ротора электродвигателя, путем перевода двигателя в генераторный режим, за счет чего снижаются динамические усилия в исполнительном органе и сокращается число его порывов (особенно актуально для скребковых конвейеров); обеспечивается выравнивание нагрузок головного и хвостового приводов конвейера в статических и динамических режимах работы; стабилизируется загрузка конвейера путем плавного регулирования линейной скорости ИО конвейера, что позволяет снизить на 25 -30 % энергозатраты на транспортирование угля (особенно актуально для ленточных конвейеров).
Безопасное применение ЧРЭП в подземных условиях шахт опасных по газу и пыли обеспечивается за счет встройки его во взрывонепроницаемую оболочку, дистанционного управления по искробезопасным цепям и применения специальных защит от короткого замыкания и утечек на землю в кабельной сети между преобразователем частоты и АД.
Разработанный двухдвигательный ЧРЭП применен в механизмах подачи очистных комбайнов К10ПМ, 1КШЭУЧ.
'т*г
Щуцкий Виталий Иванович профессор, докчор технических наук, кафедра «Электрификация іорні.іх предприятий», Московский тсударстенный іорні.ій университет Бабокин Геннадий Иванович профессор, докчор технических наук, НИ РХТУ, зав.
кафедрой «Электротехника», проректор по научной работе.