УДК 347.73
НОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ БАНКА РОССИИ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА
NEW POWERS OF BANK OF RUSSIA IN THE SPHERE OF ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS
М. Г. КАЛЬНЕЙ (M. G. KALNEY)
Представлено краткое исследование новых полномочий Банка России по привлечению к административной ответственности кредитных организаций и их должностных лиц.
Ключевые слова: банки, должностные лица, Центральный банк Российской Федерации,
административная ответственность, административное правонарушение, противодействие легализации доходов, полученных преступным путём.
In the article presents a short research of new powers of Bank of Russia to bring the administrative responsibility of credit organizations and their officials.
Key words: banks, officials, Central Bank of Russian Federation, administrative responsibility, administrative offense, resisting criminal incomes legislation.
В 2011 г. произошли, на первый взгляд, незначительные, но весьма интересные с правовой точки зрения изменения в порядке привлечения кредитных организаций к ответственности за нарушения законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ). С 24 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2010 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ) [1]. С указанной даты должностные лица Банка России были наделены полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1-4 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в отношении кредитных организаций и их должностных лиц. Кроме того,
законодатель существенно расширил составы административных правонарушений в области ПОД/ФТ. Если ранее КоАП предусматривал всего один состав правонарушения, то в настоящее время вышеназванная статья содержит в себе пять частей.
Ранее за нарушения законодательства в области ПОД/ФТ Банк России применял к кредитным организациям ответственность на основании ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о ЦБ), «игнорируя» наличие общих норм об административной ответственности, предусмотренных КоАП. Эта позиция была высказана в ряде писем Банка России [2]. На сегодня эта правовая коллизия в основном устранена.
Представляется довольно интересным сам факт наделения Банк России рассматриваемыми полномочиями. До настоящего времени правовой статус этой организации остаётся весьма противоречивым и дискуссионным. Так как данному вопросу посвящено значительное количество научных исследований, считаем нецелесообразным подробно останавливаться на этой теме. Кратко
© Кальней М. Г., 2011
можно отметить - Банк России представляет собой особый вид юридического лица, которому предоставлены обширные публичные полномочия по регулированию отношений в денежно-кредитной сфере. В любом случае Банк России не является государственным органом исполнительной власти. Именно это обстоятельство и придаёт особое значение решению законодателя о предоставлении Банку России права по привлечению банков к административной ответственности.
Следует отметить, что ещё до вступления в силу Федерального закона № 176-ФЗ Банком России были проведены определённые организационные мероприятия по подготовке к осуществлению новой функции. Так, во всех территориальных учреждениях были назначены должностные лица, уполномоченные составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях. Кроме того, были изданы методические рекомендации «По организации работы, связанной с возбуждением и рассмотрением Банком России дел об административных правонарушениях, предусмотренных
ч. 1-4 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 19.01.2011 г. № 7-Т (далее - рекомендации) [3].
Однако, учитывая, что практики рассмотрения дел об административных правонарушениях у Банка России никогда не было, остаётся не решённым целый комплекс правовых и организационных вопросов в рассматриваемой сфере. Можно привести некоторые из них:
1. Весьма неоднозначной представляется позиция рекомендаций о том, что у Банка России сохраняется возможность применять к кредитным организациям санкции на основании ст. 74 Закона о ЦБ. При этом не уточняется, возможно ли применение таких процедур в отношении правонарушений, совершённых после 24 января 2011 г.
2. Остаётся открытым вопрос, являются ли специальные должностные лица кредитных организаций, ответственные за соблюдение правил и реализацию программ в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма, назначенные на основании ст. 7 Федерального за-
кона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ), субъектами ответственности по КоАП.
3. До конца не понятно, какое должностное лицо будет являться должностным лицом, выявившим административное правонарушение, при проведении межрегиональных проверок филиалов кредитных организаций.
4. Остаётся открытым вопрос об источниках информации, которая может являться основанием для возбуждения административного производства в отношении кредитной организации. Так, не ясно, будет ли имеющаяся в территориальном учреждении Банка России информация о непринятии Росфинмониторингом направляемых кредитными организациями (филиалами) сведений в соответствии с требованиями Закона № 115-ФЗ, основанием для возбуждения административного расследования либо составления протокола об административном правонарушении. Это весьма значительный объём данных, которые в соответствии с установленным порядком ежедневно поступают в территориальные учреждения в ходе осуществления им функции по передаче электронных сообщений кредитных организаций (филиалов) в Росфинмониторинг. На сегодня имеется неофициальная позиция Банка России о том, что данные сведения носят исключительно «справочный» характер.
5. Весьма неоднозначным представляется процесс согласования процедур привлечения кредитной организации к административной ответственности и особенностей банковского надзора. Например, возникает вопрос, возможно ли учитывать финансовое положение банка при вынесении решения по делу об административном правонарушении, ответа на который пока нет.
То есть проблем, которые возникнут в процессе применения рассматриваемых норм КоАП, очень много. Не зря, представители банковского сообщества уже высказали свои опасения относительно последствий применения нового порядка привлечения к ответственности кредитных организаций [4].
В ближайшей перспективе Банком России будет нарабатываться практика рассмотрения дел об административных правонару-
шениях в сфере ПОД/ФТ в отношении кредитных организаций и их должностных лиц. Учитывая все вышеперечисленные нерешённые вопросы, связанные с применением этих процедур, можно сказать, что появятся и судебные прецеденты, связанные с оспариванием выносимых решений.
Кроме того, с определённой долей уверенности можно прогнозировать дальнейшее расширение полномочий Банка России в сфере административного производства. КоАП предусматривает административную ответственность за законодательство о банках и банковской деятельности (ст. 15.26), которая фактически дублируется в Законе о ЦБ. Соответственно, можно предположить, что после предоставления соответствующих
полномочий Банку России порядок привлечения кредитных организаций к ответственности на основании ст. 74 Закона о ЦБ в рамках осуществления банковского надзора будет полностью исключен.
1. Собрание законодательства РФ. - 2010. -№ 30. - Ст. 4007.
2. Письмо Банка России от 02.07.2002 г. № 84-Т
// Вестник Банка России. - 10.07.2002. -№ 38; Письмо Банка России от 11.08.2003 г. № 117-Т // Вестник Банка России. -
20.08.2003. - № 47.
3. Документ не опубликован. Источник - архив ГУ Банка России по Омской области.
4. Сообщение агентства «Интерфакс» от
11.02.2011.