Научная статья на тему 'Новые подходы в преподавании маркетинговых дисциплин на программе бакалавров: курс «Связи с общественностью»'

Новые подходы в преподавании маркетинговых дисциплин на программе бакалавров: курс «Связи с общественностью» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРОГРАММА БАКАЛАВРОВ / МАРКЕТИНГ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ИНТЕРНЕТ / НОВЫЕ МЕДИА / EDUCATIONAL STANDARDS / THE BACHELORS PROGRAM / MARKETING / PUBLIC RELATIONS / INTERNET / NEW MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасименко Валентина Васильевна

В статье представлены основные направления модернизации образовательных программ по маркетингу и новые подходы к обучению маркетинговым дисциплинам на экономическом факультет МГУ, также анализируется содержание нового учебного курса для бакалавров «Связи с общественностью».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасименко Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Approaches to Teaching of Marketing Disciplines: Educational Program for Bachelors - Public Relations

This article demonstrates directions of the marketing education programs modernization and the new approaches to education at the Economic Department, Moscow State University. The article analyses the content of new educational program for bachelors Public Relations

Текст научной работы на тему «Новые подходы в преподавании маркетинговых дисциплин на программе бакалавров: курс «Связи с общественностью»»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. б. ЭКОНОМИКА. 2012. № 4

ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В.В. Герасименко1,

докт. экон. наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга экономического ф-та

МГУ имени М.В. Ломоносова

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ

МАРКЕТИНГОВЫХ ДИСЦИПЛИН НА ПРОГРАММЕ

БАКАЛАВРОВ: КУРС «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

В статье представлены основные направления модернизации образовательных программ по маркетингу и новые подходы к обучению маркетинговым дисциплинам на экономическом факультет МГУ, также анализируется содержание нового учебного курса для бакалавров — «Связи с общественностью».

Ключевые слова: образовательные стандарты, программа бакалавров, маркетинг, связи с общественностью, Интернет, новые медиа.

This article demonstrates directions of the marketing — education programs modernization and the new approaches to education at the Economic Department, Moscow State University. The article analyses the content of new educational program for bachelors — "Public Relations"

Key words: educational standards, the bachelors program, marketing, public relations, Internet, new media.

Принятие и внедрение в учебный процесс экономического факультета МГУ новых образовательных стандартов третьего поколения дало возможность существенно обновить и модернизировать маркетинговые дисциплины на программе бакалавров. Прежде всего это выразилось в коллективном обсуждении и разработке на кафедре маркетинга новой системной образовательной платформы маркетинговых дисциплин, основанных на базовой дисциплине «Маркетинг» с вариантами структуры и методики для направлений «Экономика» и «Менеджмент»2.

Сложившиеся в настоящее время условия предпринимательской деятельности требуют, чтобы современный менеджер не только знал основы маркетинга, но и владел технологиями новейших маркетинговых коммуникаций, центральным звеном которых выступают связи с общественностью. Именно поэтому в рамках реализации последних образовательных стандартов методическая ра-

1 Герасименко Валентина Васильевна, тел.: + 7 (495) 939-57-22; e-mail: gerasimenko@ econ.msu.ru

2 Кафедра маркетинга экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова: сайт. URL: http://marketing.econ.msu.ru

бота преподавателей кафедры маркетинга была сфокусирована на подготовке нового курса «Связи с общественностью». Учебно-методический комплекс по данной дисциплине успешно прошел рецензирование, был утвержден, опубликован факультетом и с 2011/12 учебного года введен в учебный процесс. Основы для изучения этого курса излагаются в подготовленном и изданном кафедрой учебнике «Маркетинг»3. Для разработки курса «Связи с общественностью» в качестве базовых учебных пособий использовались учебники и практикумы, выпущенные Московским государственным университетом4, а также наиболее системные и современные руководства, раскрывающие содержание связей с общественностью как управленческой дисциплины, формирующей стратегии и конкурентоспособность организаций в условиях рыночной экономики5.

Инновационная составляющая данного курса непосредственно связана с развитием информационных технологий, т.е. вытекает из последних изменений в практике управленческой маркетинговой деятельности в области связей с общественностью. Поэтому в новом курсе решалась сложная задача системного раскрытия содержания и функций связей с общественностью с учетом истории их развития, с одной стороны, и революционного, взрывного изменения методов реализации этого вида управленческой деятельности в условиях развития новых медиа и сетевого информационного пространства — с другой.

Информационная среда как поле маркетинговых коммуникаций развивается быстрыми темпами. Так, например, Российская ассоциация по связям с общественностью недавно опубликовала экспертные расчеты, показывающие, что число сайтов за 2011 г. увеличилось более чем вдвое — с 255 до 555 млн. Число интернет-пользователей во всем мире составило 2,1 млрд. Число аккаунтов социальных сайтов хотя и уступает электронной почте, но тоже довольно велико — 2,4 млрд. Из них только в Facebook зарегистрировано больше 800 млн, в Twitter — 255 млн. Набирает темпы мобильная революция. Больше половины всех пользователей Интернета уже выходят в сеть через мобильные устройства (1,2 млрд активных пользователей мобильной широкополосной связи). 85% всех проданных телефонов имели веб-браузер6. Очевидно, что в ре-

3 См.: Связи с общественностью (PR) // Маркетинг / Под ред. В.В. Герасименко. М., 2009. Разделы 7.2.2-7.2.4.

4 См.: Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. М., 2010. 6-е изд.; Чумиков А.Н. Кейсы и деловые игры по связям с общественностью. М., 2010.

5 См.: Фролов С.С. Связи с общественностью в работе фирмы: стратегии, коммуникации, имидж, брендинг. М., 2011.

6 300 млн новых сайтов и другие итоги 2011 года // Российская ассоциация по связям с общественностью: российский PR-портал. 2012. 7 февраля. URL: http:// www.raso.ru/articles/research/article35334.html (дата обращения: 05.03.2012).

волюционно меняющейся информационной среде суть связей с общественностью как управленческой функции качественно трансформируется, и это не могло не отразиться на содержании учебного курса «Связи с общественностью» (в частности, для подготовки студентов активно используются специализированные электронные ресурсы Интернета7).

Кроме этого важно также иметь в виду, что вышеупомянутый курс должен создать основу для более углубленного изучения данного направления в рамках магистратуры. Именно на его базе на кафедре маркетинга разрабатывались новые учебно-методические комплексы для программ магистратуры: курс «Связи с общественностью в государственных структурах» для программы «Государственная политика и регулирование» на направлении «Экономика» и курс «Маркетинговые коммуникации» для программы «Маркетинг» направления «Менеджмент». Названные новые программы также утверждены экономическим факультетом и успешно внедрены в учебный процесс в этом учебном году.

Учебный курс «Связи с общественностью» является дисциплиной по выбору, в которой рассматриваются содержание, теория и современная практика связей с общественностью как элемента маркетинговых коммуникаций. Он относится к разделу под кодом Б.3 учебного цикла основной образовательной программы «Профессиональный цикл. Дисциплины вуза (вариативная часть)». Общая трудоемкость курса составляет 3 образовательных кредита или 108 ак. часов. При этом аудиторная работа занимает 54 ак. часа, самостоятельная работа — также 54 ак. часа, в том числе контактная трудоемкость — 12 ак. часов.

7 Российская ассоциация по связям с общественностью: российский PR-пор-тал. 2012. URL: http://www.raso.ru; Профессиональный PR-портал Sovetnik.ru. 2000— 2012. URL: http://www.sovetnik.ru; Международный пресс-клуб: сайт. 1998—2011. URL: http://www.pr-club.com; Маркетинговые исследования рынка в России: сайт. URL: http://expert-rating.ru; Prostobiz.ua. Путеводитель в мире бизнес-финансов: сайт. URL: http://www.prostobiz.ua; Advertology — наука о рекламе: сайт. URL: http:// www.advertology.ru;Management.com.ua: интернет-портал для управленцев. 2001— 2012. URL: http://www.management.com.ua/marketing; Клуб менеджеров — профессиональное бизнес-сообщество топ-менеджеров и руководителей среднего звена: E-xecutive: сайт. 2000—2012. URL: http://e-xecutive.ru; журнал «Стратегии»: сайт. URL: http://www.strategy.com.ua; РосБизнесКонсалтинг: сайт. 1995—2012. URL: http:// rbc.ru; V-RATIO Business Consulting Company: website 2006-2011. URL: http:// www.v-ratio.ru; MarketinG: база маркетинговой информации: сайт. 1999-2012. URL: http://www.marketingbase.com.ua; Интернет-портал Sostav.ru — реклама и медиа. 1998-2012. URL: http://www.sostav.ru; Гильдия маркетологов: объединение специалистов в области маркетинга: сайт. 2012. URL: http://www.marketologi.ru; Промышленный маркетинг. Маркетинг и маркетинговые исследования: сайт. 2012. URL: http://www.raskruting.ru; журнал «Промышленный маркетинг»: сайт. 2005-2010. URL: http://www.marketprom.ru и др.

Таким образом, курс «Связи с общественностью», который преподается в завершающем 8-м семестре, формирует у студентов важные управленческие знания и компетенции. В результате изучения дисциплины обучающиеся должны усвоить суть маркетинговых концепций коммуникаций и связей с общественностью, методы исследований целевых аудиторий, основы маркетинговых коммуникаций, теоретические и практические подходы к обеспечению источников и механизмов, создающих конкурентные преимущества компании, содержание и взаимосвязь основных элементов коммуникаций в маркетинге, методики применения соответствующих инструментов и использования современных каналов связей с общественностью. Подготовленный по данному курсу студент будет уметь грамотно ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; анализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия, выявлять ее ключевые моменты и оценивать их влияние на предприятие; создавать командное взаимодействие для решения задач организации связей с общественностью; анализировать коммуникационные процессы на предприятии и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; ставить и решать задачи обеспечения коммуникаций, необходимых для достижения целей предприятия. В итоге можно сказать, что освоивший новую программу студент направления «Менеджмент» будет владеть методами разработки и реализации связей с общественностью, методами формулирования и реализации коммуникационных стратегий в маркетинге, навыками деловых коммуникаций.

При этом важнейшим концептуальным моментом, который закладывается в содержание и структуру курса «Связи с общественностью», является динамичность и инновационность современных коммуникационных процессов. Если раньше вузовские преподаватели данного курса пытались объяснить студентам, зачем вообще нужен РЯ, так как его значимость была очевидна далеко не всем, а большинство просто путало РЯ с рекламой, то теперь это базовые содержательные и понятийные вопросы. Сегодня РЯ-отдел существует в любой значимой на рынке организации. Никого больше не надо убеждать в необходимости общаться с прессой, давать комментарии, рассылать пресс-релизы.

В современной маркетинговой среде объективно формируется новая миссия связей с общественностью, и она заключается уже не только в создании информационного повода (чтобы какие-либо организация, бизнесмен или политик могли заявить о себе). Кроме того, появляются новые стратегические исследования информационных рисков, научные публикации, которые студенту трудно найти, а тем более охватить сознанием.

В современном мире прибыль сильно зависит от репутации компании в глазах общественности. Как сделать так, чтобы суд общественного мнения не вынес бизнесу смертный приговор? Любой организации требуется грамотное управление репутационными рисками. Оно состоит в том, что компании должны не просто защищать свой бизнес-имидж от усиливающегося давления со стороны общества и государства, а научиться активно его контролировать. Этот контроль становится управленческой функцией и требует соответствующих инновационных технологий. Подчеркивая актуальность технологических инноваций, маститые российские специалисты по PR сегодня констатируют, что в их деятельности «выяснилась одна неприятная вещь. Оказалось, что классический PR, за который мы воевали, умер, пока мы были в походе. Неожиданно для многих наступила эпоха новых медиа, и она породила новые технологии в коммуникациях. Наш привычный инструментарий более не эффективен. Сегодня люди не просто получают информацию по другим каналам, они даже между собой коммуни-цируют иначе. Фигура social media менеджера если еще не стала в компаниях более важной, чем фигура пресс-секретаря, то скоро станет»8.

С учетом названных аспектов развития практики связей с общественностью была сформулирована цель курса — используя активные методы и современные технологии обучения, дать студентам основы знаний по теории и практике связей с общественностью, развить профессиональные компетенции и навыки работы индивидуально у каждого обучающегося и межличностные профессиональные компетенции для групповой работы в данной области. Центральная тематика курса представлена актуальными направлениями теории и практики связей с общественностью в системе маркетинговых коммуникаций. Сущность и основные понятия связей с общественностью изучаются с позиций применения инструментов, необходимых в практической деятельности компании в современной информационной среде и в меняющихся экономических условиях, включая условия кризиса и формы антикризисного PR.

Структура курса построена так, чтобы обеспечить реализацию цели, сформировав целостное и логически структурированное представление о современных связях с общественностью как управленческой деятельности.

8 Пресс-конференция исполнительного вице-президента Компании развития общественных связей Дмитрия Контора // Российская ассоциация по связям с общественностью: российский PR-портал. 2012. 19 апреля. URL: http://www.raso. ru/conferences/conference238.html (дата обращения: 15.05.2012).

Основные темы курса:

Тема 1. Теоретические основы связей с общественностью: понятие, исторический очерк, место в коммуникационной системе. Специфика РЯ в коммерческих и государственных организациях.

Тема 2. Принципы работы с общественным мнением и технологии РЯ в сфере бизнеса и политики. Имидж организации и пути его формирования средствами РЯ.

Тема 3. Технология производства информационных материалов и взаимодействие со СМИ в маркетинге. Спонсоринг и фандрайзинг в РЯ. Интернет как особая сфера коммуникации.

Тема 4. Антикризисный РЯ в управлении фирмой. Планирование РЯ-мероприятий. Поиск креативных решений в антикризисном РЯ.

Тема 5. Создание информационного повода и написание пресс-релиза на актуальную новость организации. Связи с общественностью через каналы социальных сетей и блогосферы.

Тема 6. Специфика и методика проведения новостных РЯ-ме-роприятий: пресс-конференции, брифинга, презентации, пресс-тура, клубного вечера. Проведение коммуникаций в новых медиа.

В аудиторной работе по изучению данной дисциплины широко применяются современные образовательные технологии: показ презентаций с использованием видеороликов, постановка дискуссионных вопросов, требующих самостоятельных исследований и поиска материалов о коммуникациях в новых медиа, обсуждение конкретных актуальных ситуаций и групповое решение кейсов, использование Интернета для отслеживания современного развития кейсов, ролевые игры, групповые обсуждения, конкурсы презентаций и их судейство, которое осуществляют сами студенты, мастер-классы специалистов по маркетингу.

Для внеаудиторной работы студентам предлагаются задачи для самостоятельного решения и кейсы для письменного эссе. Обязательным заданием является групповая (максимум 3 человека) подготовка презентации по одной из тем курса. Ответы на задачи и письменные эссе студенты размещают в электронной системе экономического факультета on.econ.msu.ru, через которую и осуществляется их контроль. Также на электронном ресурсе выкладываются наиболее сложные фрагменты лекционного курса, дополнительные материалы для чтения, материалы для практических занятий. Для текущего контроля знаний разрабатываются тесты, проводимые два раза в семестр. При этом предлагаются материалы для самостоятельной работы по темам курса:

1. Формирование российской РЯ отрасли: РЯ-агентства и РАСО. Современные тенденции и перспективы РЯ в России.

2. Формирование общественного мнения. Основные инструменты связей с общественностью. Лидеры мнений. Технологии воздействия на общественное мнение.

3. Конструирование имиджа на конкретном примере (организация, компания, проект и т.д.). Управление имиджем и брендом средствами РЯ.

4. Создание информационного повода и написание пресс-релиза. Приемы создания и усиления новостей. Особенности РЯ-тек-стов и требования к их подготовке, особенности маркетинговых коммуникаций в сети Интернет.

5. Поиск креативных решений в антикризисном РЯ. Кризис как конфликт интересов. РЯ-действия в целях управления конфликтом.

6. Способы повышения личной узнаваемости. Правила успешного публичного выступления. Ораторское мастерство и технология самопрезентации.

Итоговый экзамен проводится в устной форме, что позволяет выявить реальные знания и коммуникационные навыки студентов. Для оценки знаний используется внедренная на экономическом факультете балльно-рейтинговая система (таблица).

Система оценки знаний

Форма контроля Количество баллов

Участие в дискуссиях на семинарах 30 (6 дискуссий по 5 баллов)

Презентации в группе. Участие в ролевой игре по РЯ-мероприятиям 30 (3 презентации по 10 баллов)

Пресс-релиз (индивидуальная презентация) 10

Итоговый экзамен 30

Критерии оценок (всего баллов — 100):

— менее 40 баллов — «неудовлетворительно»,

— 41—60 баллов — «удовлетворительно»,

— 61—84 балла — «хорошо»,

— 85 и более баллов — «отлично».

Первый опыт внедрения нового курса «Связи с общественностью» на 4 курсе бакалавриата экономического факультета МГУ показал высокую степень активности студентов и их заинтересованности в освоении предлагаемых материалов как на лекционных и семинарских занятиях, так и в процессе самостоятельной работы по подготовке индивидуальных и групповых презентаций по различным темам курса.

Список литературы

300 млн новых сайтов и другие итоги 2011 года // Российская ассоциация по связям с общественностью: российский PR-портал. 2012. 7 февраля. URL: http://www.raso.ru/articles/research/article35334.html

Пресс-конференция исполнительного вице-президента Компании развития общественных связей Дмитрия Контора // Российская ассоциация по связям с общественностью: российский PR-портал. 2012. 19 апреля. URL: http://www. raso.ru/conferences/conference238.html

Связи с общественностью (PR) // Маркетинг / Под ред. В.В. Герасименко. М., 2009. Разделы 7.2.2-7.2.4.

Фролов С.С. Связи с общественностью в работе фирмы: стратегии, коммуникации, имидж, брендинг. М., 2011.

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. М., 2010. 6-е изд. Чумиков А.Н. Кейсы и деловые игры по связям с общественностью. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.