Научная статья на тему 'Новые подходы к реализации государственного образовательного стандарта по специальности общая врачебная практика (семейная Медицина)'

Новые подходы к реализации государственного образовательного стандарта по специальности общая врачебная практика (семейная Медицина) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
147
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к реализации государственного образовательного стандарта по специальности общая врачебная практика (семейная Медицина)»

ПРЕПОДАВАНИЕ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБЩАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПРАКТИКА (СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА)

Т. В. Заугольникова ГОУ ВПО Московская медицинская академия им.

И.М.Сеченова

THE NEW APPROACHES FOR REALIZATION OF STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR SPECIALTY «GENERAL PRACTICE (FAMILY MEDICINE)»

T.V.Zaugolnikova

Moscow Medical Academy named I.M.Sechenov

Европейское отделение Всемирной организации семейных врачей (WONCA Europe) разработало и в 2002 г. опубликовало в согласованном Заявлении «The European Definition of General Practice/Family Medicine» современные базовые принципы общей врачебной практики/семейной медицины (ОВП/СМ). В документе даны новые определения специальности ОВП/СМ и врача общей практики/семейного врача (ВОП/СВ), ключевые характеристики дисциплины, сгруппированные в шесть основных компетенций ВОП/СВ, три сферы деятельности ВОП/СВ и три фундаментальные особенности ОВП/СМ как научной дисциплины, которые применимы (по крайней мере, теоретически) ко всем системам здравоохранения независимо от условий их деятельности. Новое представление ОВП/СМ четко структурировано и рассматривается как сложное взаимодействие свойственных ей основных компетенций, сфер деятельности и особенностей.

В предыдущих определениях, данных группой Leeuwenhorst (1974 г.), WONCA (1991 г.) и в рамочном документе Европейского бюро ВОЗ (1998 г.) ОВП/СМ больше описывалась как профессиональная деятельность ВОП/СВ в системе здравоохранения, а не медицинская дисциплина, что в некоторой степени тормозило развитие ОВП/СМ как академической, клинической и научной специальности. Современное видение ОВП/СМ включает:

— определение основных компетенций как способности ВОП/СВ успешно осуществлять ряд функций, связанных с его текущей работой;

— более глубокое рассмотрение процесса индивидуального консультирования пациента, умение представлять пациенту информацию в доступной форме и адекватно реагировать на его эмоции;

— при лечении заболеваний одновременно рассматривать биопсихосоциальные, культурные и экзистенциальные аспекты жизни людей;

— при оказании помощи ориентироваться на пациента (а не патологический процесс или орган) и нормализацию его состояния;

— уточнена важная роль ВОП/СВ в перераспределении ресурсов всей системы здравоохранения, а не только в достижении экономической эффективности;

— выделение категории «отношение» как особенности дисциплины. Это понятие включает систему жизненных ценно-

стей врача, его убеждения, вероисповедание, эмоции, способность решать личные этические проблемы, которые могут повлиять на оказание помощи пациентам.

Совет Европейской Академии преподавателей общей врачебной практики (EURACT), исходя из положений Заявления WONCA, в 2004 г. опубликовал «Программу обучения специалистов по общей врачебной практике (семейной медицине)». Структура рекомендуемой программы рассчитана на достижение обучающимися основных компетенций ВОП/СВ.

В соответствии с Директивой Европейского Союза 93/16/EEC о взаимном признании медицинских дипломов (1993 г.) и Болонской Декларацией (1999 г.), предусматриваю-щиими создание «Общеевропейского пространства высшего образования» к 2010 году, страны, входящие в Болонскую Декларацию, должны реформировать структуру своих систем высшего образования в направлении их сближения. Одним из ключевых положений Декларации является принятие системы кредитов — единой системы оценивания, позволяющей обеспечить прозрачность и сравнимость программ обучения и образовательных квалификаций в Европе. Россия с 2003 г. является членом Болонской Декларации.

Заявление WONCA Europe и документ EURACT обеспечивают единое понимание особенностей дисциплины ОВП/СМ и требований, предъявляемых к профессиональному обучению ВОП/СВ.

Всемирная Федерациея медицинского образования в 2003 г. опубликовала международные стандарты, освещающие три фазы медицинского образования: базовое образование, последипломное образование и непрерывное профессиональное развитие, и два уровня достижений: базовый и улучшения качества. Базовый означает, что стандарт должен быть выполнен и оценен. Уровень улучшения качества не является строго обязательным, но желательным, и соответствует международной практике.

В 2005 г. вышло в свет 2-е, переработанное издание государственного образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (далее «Стандарт»). В его разработке приняли участие ведущие специалисты по ОВП/СМ из 16 регионов Российской Федерации (РФ) и зарубежные эксперты. В Стандарте отражены современные подходы, принципы и требования к образовательному процессу и нашей специальности с учетом особенностей организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в системе здравоохранения и высшего последипломного профессионального образования РФ, а именно:

• в Стандарт вошли основные положения Заявления WONCA Europe 2002 г.;

• в послевузовской профессиональной подготовке выделено два этапа — последипломное образование и непрерывное профессиональное образование (развитие). Каждому этапу даны определение и нормативные сроки освоения;

• введена трехгодичная клиническая ординатура;

• введена система зачетных единиц (кредитов);

• практические навыки разделены два уровня усвоения: базовый (минимальный объем) и продвинутый (расширенный объем);

Тезисы

• приведен примерный перечень обучающих действий для ВОП/СВ по накопительным кредитам в непрерывном профессиональном развитии;

• 70% освоения учебного плана должно проводиться в ам-булаторно-поликлинических учреждениях, и только 30% — в круглосуточном стационаре;

• введена дистанционная форма обучения.

К Стандарту разработано методическое пособие по его реализации, в котором содержание профессиональной образовательной программы Стандарта более подробно раскрывается в учебных модулях, построенных на основе компетенции. В соответствии со структурой компетенции содержание каждого учебного модуля разделено на три категории — знание, навыки и отношение. Конечная цель освоения модульной программы обучения состоит в том, чтобы обеспечить ВОП/СВ возможностью приобрести профессиональную компетенцию.

Таким образом, Стандарт 2005 г. издания и методическое его сопровождение включили в себя новые подходы к специальности и подготовке ВОП/СВ.

ФАКУЛЬТЕТ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ КАК ВАРИАНТ БАЗОВОЙ ДОДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

А.В.Шабров, М.С.Доценко

ГОУ ВПО Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И.И.Мечникова

FACULTY OF FAMILY MEDICINE AS A CHOICE OF BASIC UNDERGRADUATE TRAINING OF FUTURE GENERAL PRACTITIONERS

A.V.Shabrov, M.S.Dotsenko

St-Petersburg State Medical Academy named

I.I.Mechnikov

Для реального претворения в жизнь провозглашенной руководством страны линии на укрепление первичной медицинской помощи необходимо решение кадровой проблемы. Основными путями подготовки врачей общей практики в настоящее время являются прохождение циклов первичной специализации (интернатура и клиническая ординатура) и циклов переподготовки стажированных врачей.

Подготовка семейного врача означает, прежде всего, значительную перестройку психологии будущего специалиста семейной медицины, его ориентацию на профилактическую медицину, взгляд на проблемы здоровья пациента в контексте влияния внутрисемейных и социальных проблем. Нередко врачи, имеющие большой стаж работы, сложившиеся стереотипы и определенный стиль деятельности, с большим трудом адаптируются к новым требованиям работы в качестве семейного врача. Это в значительной степени делает более предпочтительной подготовку семейного врача еще с додипломного уровня.

Другим аргументом предпочтительности этого процесса является очевидный факт, что без притока «свежей струи» молодых кадров в первичное звено здравоохранения оно обречено на инволюцию. Есть разные пути создания этого потока выпускников вузов. Один — это императивный путь, обязывающий отработать определенное время в первичной помощи и временно закрыть кадровую «брешь» первичного звена до ухода в узкую

специализацию. При относительной легкости волевого решения проблемы, несмотря на элементы нарушения конституциональных прав выпускников, очевидны недостатки этого пути. По-прежнему, останется невысоким престиж профессии врача первого контакта, когда выпускники будут рассматривать этот этап в качестве временной «обязаловки». Кроме того, сам временный характер работы в первичном звене будет противоречить основополагающим принципам семейной медицины — долгосрочности и непрерывности наблюдения врачом. Трудно ожидать взаимного доверия пациента и врача при временном характере работы последнего и повторной смене врачей.

В связи с этим представляется практически важным путь создания факультета семейной медицины как варианта базовой додипломной подготовки будущих семейных врачей. Положительные стороны этого пути:

1) формирование у будущих врачей общей практики идеологии семейной медицины с додипломного уровня обучения;

2) усиление привлекательности профессии врача первого контакта за счет внедрения принципов семейной медицины и формирования ее как отдельной специальности;

3) максимальное приближение процесса обучения врача общей практики к реальным условиям будущей практической деятельности (увеличение процента времени обучения в центрах семейной медицины);

4) формирование программы обучения, признанной на общеевропейском пространстве, подход к соблюдению подписанных Россией принципов Болонских соглашений.

При определении рациональной программы подготовки на додипломном уровне необходимо найти золотую середину между сложившейся системой подготовки в медицинских вузах, отработанной в течение десятков лет и дающей право на получение диплома по специальности «Лечебное дело», и программой, способствующей формированию идеологии семейной медицины уже на додипломном уровне обучения. Почему уже не удовлетворяет старая программа базового обучения. Традиционно российская школа подготовки врачей ориентирована на изучение этиологии, патогенеза, клиники и лечения широкого круга заболеваний. Болезнь стала центральным объектом учебного процесса на додипломном уровне. Профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни, салютогенезису уделяется недостаточное количество времени. Основной клинической базой для учебного процесса остаются стационары, где концентрируются «тематические» больные. Недостаточное количество времени уделяется изучению особенностей ведения пациентов в амбулаторных условиях. Выпускники вузов не готовы к решению проблем пациента, возникающих в результате взаимодействия медицинских, социальных факторов, факторов внутрисемейных отношений. В результате — выпускники оказываются не готовыми к работе в первичной медицинской помощи.

Ведущие российские специалисты семейной медицины отмечают недостатки додипломного медицинского образования в России: неадекватная профессиональная ориентация в вузе; чрезмерная соматизация при изучении клинических дисциплин; низкая «выживаемость» знаний по базовым дисциплинам; плохие навыки коммуникации; слабость логики; неумение использовать имеющуюся информацию в экстремальных условиях. Все это требует пересмотра не только программ подготовки будущих врачей первого контакта, но и клинических баз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.