Страхование
новые подходы к повышению эффективности автострахования в условиях кризиса
А.В. КОЗЛОВ, аспирант Уральский государственный экономический университет
В статье отмечается, что сокращение продаж автомобилей поставило под удар практически всех страховщиков, ведущих активную деятельность на рынке, и необходимость повышения эффективности автострахования стало первоочередной задачей розничных страховых компаний. Проведен анализ мер, предпринимаемых компаниями России и Европы для сокращения потерь во время глобального экономического кризиса, обозначены тенденции и изменения в политике страховых компании. На основе данных исследований представлена структура повышения эффективности автострахования в России на современном этапе.
Ключевые слова: страхование, автокаско, кризис, эффективность.
По итогам 2008 г. Россия стала вторым по размеру автомобильным рынком Европы. Согласно прогнозам рейтинговых агентств к 2010 — 2011 гг. рынок РФ должен был стать первым в Европе по количеству приобретаемых новых автомобилей. Подстраивая свое стратегическое развитие под тенденции авторынка, страховые компании начали вести рискованную политику в области автострахования, рассчитанную на захват рынка путем ценового демпинга. У некоторых страховщиков, в том числе широко известных, бизнес по автоКАСКО стал похож на финансовую пирамиду. Взносы росли высокими темпами, что позволяло страховщикам осуществлять выплаты из страховых премий, собранных от вновь привлеченных клиентов.
Глобальный финансовый кризис внес свои коррективы в автомобильную и страховую отрасли мира. Аналитики агентства «ЛАДА ОН ЛАИН» отмечают, что в 2009 г. наша страна может не войти даже в первую десятку автомобильных рынков мира в результате резкого падения спроса на автомобили.
Данная тенденция поставила под удар финансовое положение многих страховых компаний. Сильная конкуренция, перепроизводство на рынке страхования заставляют практически всех страховщиков максимально снижать тарифы, делая убыточной одну из самых больших частей своего портфеля, что является весьма рискованным не только из-за падения количества продаж полисов КАСКО, но и общей тенденцией повышения стоимости запчастей и нормо-часов на ремонт автомобиля. Так, в Свердловской области стоимость ремонта автомобиля в 1-м квартале 2009 г. выросла в среднем на 20 %.
Существует много способов снижения стоимости автоКАСКО. Основными являются уменьшение страхового покрытия и снижение постоянных издержек (на продажу полиса, урегулирование убытков и т. д).
Так, Группа Ренессанс-страхование запустила 1 сентября 2008 г. проект прямых продаж с использованием контакт-центра и Интернет-сайта во всех регионах РФ своего присутствия. Прямая продажа полиса позволяет удешевить стоимость страхования на 15 %. Компания РОСНО проводит маркетинговую политику продукта «КАСКО СКАЗКА», в котором предусмотрена франшиза 25 000 руб. Ее применение позволяет сократить стоимость полиса на 10-15 %. Компания РОСГОССТРАХ начала с сокращения постоянных издержек путем внутренней реструктуризации системы урегулирования убытков — в 2009 г. в ней завершен переход на урегулирование убытков с помощью программного обеспечения «Gшdewire СЫтСе^ег» (в российской интерпретации — ГУРУ), что позволяет сократить расходы страховщика при осуществлении выплаты.
финансы и кредит
81
Одновременно часть компаний, направляющих большие объемы автомобилей на автосервис дилера, договариваются о предоставлении скидок на ремонт. На сегодняшний день скидки составляют порядка 5-10 % от стоимости ремонта при гарантии постоянного потока клиентов из страховой компании. В европейских странах распространена деятельность страховых компаний по закупке больших объемов запасных частей, необходимых для ремонта поврежденных ТС, непосредственно у производителя — за счет этого значительно сокращается размер страхового возмещения.
Следующим шагом сокращения стоимости полисов автострахования является распространенная на Западе методика скорринг-оценки потенциального страхователя. Использование метода скор-ринг-оценки водителей позволит более правильно подходить к формированию страхового тарифа и сократить стоимость полиса для потенциально малоубыточных клиентов до 15 % (табл. 1)
В первом случае указанная группа интересна для страховой компании: необходимо развивать продажи в этом сегменте, предоставлять скидку. Во втором случае группа потенциально убыточна для страховой компании, поэтому следует уменьшать продажи, увеличивая тариф.
Все вышеуказанные методы требуют инновационного, кадрового и финансового потенциалов. Однако возможности страховщиков в условиях кризиса сильно ограничены, а введение инноваций требует серьезных денежных вливаний. Запуск проекта Direct Ренессанс сопровождался рекламной кампанией в 4 млн долл., а стоимость внедренной системы урегулирования убытков в Росгосстрахе составила несколько десятков миллионов долларов.
В данных условиях единственным способом снижения стоимости полиса для большинства компаний становится уменьшение страхового покрытия или внесение дополнительных пунктов в условия страхования, позволяющих при желании страховщика увеличить количество отказов в страховом возмещении. Как правило, эти условия стараются не оглашать страхователю, так как данные продукты являются некачественными на страховом рынке. В табл. 2 приведены примеры подобных действий некоторых страховщиков.
Данная система сокращения ответственности страховой компании позволяет «экономить» до 70 % всех выплат, однако в этом случае подрывается репутация компании на рынке, что может вызвать дальнейшее сокращение потока клиентов. Приме-
Таблица 1
Пример применения скорринговой модели [3]
1. Наиболее безопасно управляют транспортным средством (наименее склонны к совершению ДТП): 2. Наиболее опасно управляют транспортным средством (наиболее склонны к совершению ДТП):
• По роду деятельности — домохозяйки • По количеству детей — имеющие 3 несовершеннолетних детей По характеру использования ТС — использующие с целью поездок на отдых в выходные дни • По роду деятельности — продавцы в розничной торговле • По характеру использования ТС — использующие с целью поездок на работу
Таблица 2
Некоторые «модификации» продуктов/правил страхования, позволяющие уменьшить убыточность КАСКО
Наименование страховой компании Выдержки из правил/продуктов страхования
РОСНО 11.3. Если в течение 60 дней с момента заявления о выплате страхового возмещения Страхователь (Выгодоприобретатель) не представил всех необходимых документов, подтверждающих факт и причины наступления страхового случая и определяющих размер убытка, Страховщик имеет право по истечении указанного срока отказать в принятии указанных документов. Если на день страхового события Застрахованный был болен или имел физический упадок сил, существенно повлиявший на последствия страхового случая, страховое возмещение уменьшается на 25 %.
ОСАО РОССИЯ ВСК (подобное) Северная казна (подобное) НАСТА (подобное до приобретения иностранным страховщиком) Страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения, если повреждения ТС возникли вследствие: — грубого нарушения Страхователем, Выгодоприобретателем либо лицом, чье право на использование ТС указано в договоре страхования, ПДД (выезда на полосу встречного движения, пересечения двух сплошных линий, проезда на запрещающий сигнал светофора, нарушения правил проезда ж/д переезда и т. п.);
Окончание табл. 2
наименование страховой компании Выдержки из правил/продуктов страхования
северная казна Не являются страховыми случаями: — точечные сколы диаметром до 5 мм (повреждение ЛКП в результате точечного воздействия следообразующего предмета на окрашенную поверхность); — царапины длиной до 200 мм (повреждение ЛКП в результате воздействия следообразующего предмета, имеющего острую следообразующую поверхность; — потертости, притертости диаметром до 100 мм (повреждение ЛКП в результате воздействия следообразующего предмета, имеющего относительно плоскую, сле-дообразующую поверхность); — повреждение ЛКП связанное с попаданием на его поверхность разрушающих составов (краска, кислота, смола тополиных и иных почек и т. п.; диаметр менее 100 мм).
Источник: выдержки из правил страхования страховых компаний.
нение подобной практики обосновано только при критическом состоянии компании.
Более лояльным по отношению к потенциальному страхователю является иной подход к снижению покрытия КАСКО. Большинство страховщиков предпочитают проводить обширную рекламную кампанию «собственного участия клиента в выплате». Страховые продукты с применением различных видов франшиз становятся более распространенными (табл. 3). В портфеле «Первой страховой компании» количество договоров с франшизой было увеличено с 1 до 3 % за полгода [7].
Исходя из вышеизложенного можно графически изобразить структуру повышения эффективности автоКАСКО.
На стадии «входа» оценивается возможность повышения эффективности автострахования путем сокращения издержек на заключение договора страхования или проведения более качественной политики андеррайтинга при заключении договора.
На стадии «процесса» оценивается возможность более эффективного автострахования в
процессе обслуживания договора, рассмотрен интенсивный тип снижения издержек (изменение системы УУ, бухгалтерской и финансовой отчетности и т.д.), а также снижение стоимости аренды помещений, в процессе внедрения системы Интернет-страхования. Внедрение данной системы позволит снизить издержки компании как в стадии «входа», так и на стадии «процесс».
На стадии «выхода» рассмотрены варианты повышения эффективности страховой компании в процессе произведения выплаты. Примером повышения эффективности автострахования является на стадии «выхода» создание сети автомастерских, экспертов и автопрокатных фирм для снижения затрат на ремонт, экспертиз и издержек на прокат машин посредством формирования сети на всей территории присутствия страховой компании. Подобная практика распространена среди страховщиков Германии.
Глобализация мирового страхового рынка стирает барьеры между национальными страховыми системами под влиянием общих тенденций и изменений, характерных для мировой экономики, постепенно формируя глобальное страховое про-
Таблица 3
Маркетинговые акции страховых компаний, пропагандирующих страхование с франшизой
наименование страховщика Условия акции
Уралрос ренессанс (подобное в акции «аккуратный водитель») росно (подобное в программе «КАСКО СКАЗКА») Югория (обязательно подобное при некоторых категориях рисковых клиентов) северная казна (подобное в акции «КАСКО XXL» росгосстрах (подобное при предоставлении скидки до 60 % на «неопытных водителей») Компании предлагают очень «выгодные» тарифы по автострахованию как для физических, так и для юридических лиц. Так для нового автомобиля страховой тариф составляет всего от 2,9 %, но при этом предусматривается безусловная франшиза 19 % по риску «угон» (это означает, что 19 % стоимости угнанного автомобиля будет компенсировать сам страхователь) и коэффициент 0,75 на восстановительный ремонт (при ДТП страхователю возместят только 75 % ущерба). В различных страховых компаниях размер и вид франшизы могут отличаться. После несложных арифметических действий происходит увеличение страхового покрытия по риску «угон» и по затратам на восстановительный ремонт, тариф компании возрастает и будет соответствовать среднерыночному предложению на рынке.
финансы и кредит
83
странство. Интеграция России в мировой рынок страхования может коренным образом изменить структуру отрасли внутри страны не в пользу местных страховщиков. Для того чтобы российские страховые компании смогли полноценно встроиться в мировую систему страхования, необходимо вести комплексную и экономически обоснованную политику в автоКАСКО как одному из самых рисковых видов страхования.
Список литературы
1. Сербиновский Б.Ю., Гарь-куша В. Н., Страховое дело. М: Феникс, 2006.
2. Архипов А.П., Адонин А. С. Страховое дело: Учебно-методический комплекс, М. 2005
3. Лемер Ж. Автомобильное страхование. Актуарные модели, Второе издание, М., «Янус-К», 2003.
4. www.rgs.ru.
5. www.renins.ru.
6. www.ladaonline.ru.
7. www.rbcdaily.ru.