ЧИППКРО
УДК 378.091.398
Новые подходы к контролю качества повышения квалификации педагогов
Т. Н. Волобуева
New approaches to the teachers' quality control
T. B. Volobueva
Аннотация. Адаптация подходов менеджмента к управлению педагогическими процессами в системе повышения квалификации педагогических кадров позволяет оптимизировать контроль качества последипломного образования. В данной статье рассматривается структура качества повышения квалификации педагогов. Ее ключевыми элементами являются адаптированные принципы тотального управления качеством (TQM), семь основных параметров качества повышения квалификации и их показатели: качество условий, качество субъектов повышения квалификации, качество содержания, качество учебного процесса, качество диагностики, качество непрерывности, качество информационных процессов. Суммирование показателей качества дает качество параметра, а суммирование параметров позволяет рассчитать качество системы. В Донецком областном институте последипломного педагогического образования контроль качества повышения квалификации педагогических работников осуществляется по описанной многоуровневой схеме показателей качества образованности. В статье приведены некоторые критерии качества.
Abstract. Adapting the management approaches to managing pedagogical processes in the system of educators' professional development allows to optimize the control of postgraduate education quality. This article considers the quality structure of the educators' professional development. Its key elements are the adapted principles of total quality management, seven main quality parameters of professional development and their indicators: quality of conditions, quality of subjects of professional development, quality of content, quality of
professional development
the educational process, quality of diagnostics, the quality of continuity, the quality of information processes.
A total quality indicator provides a quality of parameter, and total sum of parameters allows to calculate the quality of the system. In the Donetsk Regional Institute of Postgraduate Pedagogical Education the quality control of educators ' professional development is realized according to the described multi-level scheme of education quality indicators. The article presents some criteria of quality.
Ключевые слова: качество, повышение квалификации, педагог, контроль, параметр, система, условия, обучение.
Key words: quality, professional development, teacher, control, option, system, conditions, training.
Актуальность образования взрослых особенно возрастает в связи с большими социальными переменами.
Вызовы времени, новый социальный заказ, изменение рынка труда, потребность в обновлении знаний привлекает усиленное внимание к непрерывному образованию педагогических кадров.
Современные образовательные системы определяют приоритетным обучение в течение всей жизни.
Педагоги, системно повышающие свою квалификацию, называют главными целями последипломного обучения:
- повышение профессионализма;
- оттачивание педагогического мастерства;
- профессиональное и личностное развитие;
- расширение творческого потенциала и самореализацию.
Научные исследования в области обучения взрослых (Г. С. Сухобская, С. Г. Вершловский, Л. Н. Лесохина, Ю. Н. Кулюткин) показывают, что взрослый человек относится к своей образовательной деятельности с позиции активного субъекта, самостоятельно принимающего решение в соответствии с собственными внутренними мотивами, убеждениями, стремлениями и ценностями.
Повышение квалификации является целостной образовательной системой. Ее результат нацелен на продуктивные изменения профессиональных и личностных качеств педагогических работников.
Следует отметить, что в науке понятие квалификации рассматривается как нормативная характеристика и как интегративное качество человека, его способность осуществлять профессиональную деятельность.
Нормативная характеристика отражается в государственных образовательных стандартах, образовательных программах профессионального образования, квалификационных требованиях, в должностных инструкциях разных категорий работников образования, в профессио-граммах и т. д.
Вторая характеристика квалификации обеспечивается системой дополнительного профессионального (последипломного) образования.
В Донецком областном институте последипломного педагогического образования (ИППО) созданы определенные условия, способствующие развитию профессиональной квалификации работников образования, а именно:
- разработана и используется эффективная модель маркетинга образовательных запросов различных категорий педагогов;
- основные компоненты повышения квалификации наполняются в соответствии с требованиями программно-целевого, компетентност-но ориентированного и деятельностного подходов;
- обеспечивается формирование ценностно значимого представления педагогических работников о повышении квалификации;
- предлагается широкая вариативность моделей и форм повышения квалификации, возможность построения индивидуальной траектории обучения;
- технологии и методы повышения квалификации подбираются согласно индивидуаль-
ным целям профессиональной деятельности педагогов.
Мы попытались применить принципы тотального управления качеством (Total Quality Management - TQM) к системе повышения квалификации педагогических кадров на базе нашего института. Для этого нужно было четко уяснить следующие моменты:
- TQM - корпоративная акция, в которой для достижения качества должен участвовать каждый сотрудник ИППО. Наибольший эффект TQM дает при согласованном его использовании на уровнях:
- индивидуальном;
- кафедр, лабораторий, отделов;
- института;
- системы образования региона.
- TQM не является строгой наукой.
- Не существует единственно правильного способа использования TQM. Он должен соответствовать культуре и истории развития каждого образовательного учреждения, возможностям применения ими современных педагогических и информационных технологий.
Адаптация к сфере образовательных услуг позволила выделить следующие виды деятельности [1; 2]:
1. Планирование качества - определять пользователей результатов научно-методической и научно-исследовательской работы и образовательных услуг повышения квалификации; выяснять образовательные потребности педагогов; разрабатывать характеристики образовательных услуг; доводить планы до сотрудников института.
2. Установление связей качества - инициировать виды деятельности для объединения усилий коллектива ИППО; разрабатывать информационно-методическое сопровождение учебного процесса; формировать высокопрофессиональный коллектив преподавателей; комплектовать коллектив педагогов с активной мотивацией к обучению; организовывать образовательный процесс с использованием новейших достижений науки и практики; разрабатывать показатели качества.
3. Контроль качества - измерять показатели качества; анализировать их, проводить коррек-ционные мероприятия; способствовать развитию педагогического процесса.
4. Улучшение качества - создавать информационно-образовательное пространство для
непрерывного усовершенствования процесса; выявлять риски и замедляющие факторы развития системы; создавать творческие группы для реализации каждой инициативы по улучшению образовательного процесса; обеспечивать мотивацию творческих групп; устанавливать контроль над достижением целей; обеспечивать непрерывное обучение творческих групп.
Следует отметить, что чрезмерное увлечение статистическим контролем качества может
нарушить баланс между творчеством и рутинными действиями. Преподаватели ИППО должны чувствовать ситуации, при которых следует вводить радикальные творческие изменения в образовательный процесс.
Качество повышения квалификации, если рассматривать его как качество образования на курсах повышения квалификации, есть пересечение трех компонентов: качества содержания, качества технологий, качества образованности (рис. 1).
Качество образования Рис. 1. Модель качества образования
На основе анализа литературных источников [1; 2] мы построили многоуровневую схему показателей качества образованности (см. рис. 2).
Ее можно использовать в диагностическом пакете входного и выходного контроля для изучения личности слушателей [1; 2].
Ключевыми компонентами качества результата курсов повышения квалификации могут быть:
1) оценка знаний по педагогике, психологии, методики преподавания;
2) уровень сформированности информационной компетентности (способность работать с большим объемом информации, быстро находить и отбирать нужную информацию и т. д.);
3) углубление осознания значимости обучения;
4) качество интеграции знаний;
5) повышение творческой активности;
6) уровень сформированности социальной компетентности (умение работать в команде, вести переговоры, проявлять лидерские качества и т. д.);
7) уровень мотивации самообучения;
8) инновационная готовность.
Для нашей модели качества образования из трехкомпонентной схемы для отслеживания результативности системы мы взяли только качество образованности. На основании анализа научной литературы [3; 4] мы выделили семь основных параметров качества повышения квалификации и адаптировали их параметры к современным требованиям профессионального развития педагогов (см. рис. 3).
Рис. 2. Контроль качества повышения квалификации по TQM
Развитие профессиональной компетентности слушателей в системе последипломного образования предполагает создание поля профессионального взаимообогащения Для этого организуются группы для решения нестандартных задач, педагогического моделирования, проводятся мастер-классы слушателей и мето-
дические инсталляции [5]. Атмосфера творческой деятельности способствует раскрытию внутреннего потенциала педагогов. Практика показала, что наиболее эффективными формами работы являются тренинг, ролевая игра, мастер-класс и практикум, а результативным методом - командная работа.
ЧИППКРО
финансирование; нормативно-правовое обеспечение; санитарно-гигиенические условия; „ психологический I
Синтез ^ формального, неформального, информального обучения; координация работы методслужб, профессиональных объединений
Организаторские, ^ коммуникативные, 1Т-компетентности,
мотивационно-волевые качества, компетенции психологии управления Управленцы
Способности: > формировать информационный запрос; выбора модели обучения; саморегуляции; привнесения своего опыта в содержание обучения.
( Мотивация > к профессиональному саморазвитию; адекватная самооценка; компетенции по педагогике, психологии, методике; профессионально-личностная позиция, креативность Слушатели
Качество повышения квалификации педагогов
Интерактивность; мультимедийность; культурологичность; практическая направленность; инновационность
Рис. 3. Схема качества повышения квалификации педагогов
Взаимодействие на интерактивных занятиях позволяет:
1) значительно расширить методические приемы деятельности каждого слушателя;
2) расширить инновационный поиск;
3) проявить способность педагога к анализу, проектированию, прогнозированию;
4) проявить способность работать в новых условиях;
5) создать позитивный эмоциональный фон познавательной активности.
Для организации групповой работы со слушателями преподавателю необходимо:
1) выбрать педагогическую проблему, значимую для слушателей;
2) подготовить методический кейс в помощь решению проблемы;
3) разработать варианты и алгоритмы поиска эффективных решений;
4) подготовить задания для коллективного решения;
5) создать позитивные психологические условия для участников группового решения;
6) определить критерии оценивания результата решения задачи;
7) отобрать средства мотивации дальнейшего профессионального развития.
Названные критерии оценки диагностического, информационного и учебного процессов определяют и качество образования, но для этого необходимо учитывать:
1) многовариантность технологических решений задач повышения квалификации;
2) многообразие видов деятельности обучающихся в образовательном процессе;
3) функциональную и целевую координацию всех процессов, нацеленность их на достижение поставленных целей.
Качество всех процессов оценивается в двух плоскостях: обеспечение функционирования (стабильность) и обеспечение развития (динамика) системы повышения квалификации.
Качество организации повышения квалификации оценивается по уровню обеспечения непрерывности профессионального развития и ее личностной ориентированности.
Продуктивность представленной в статье системы обеспечения качества повышения квалификации педагогических кадров подтверждается результатами мониторинга. Выпускные творческие работы курсантов и выходной контроль показывают такие результаты:
- высокий уровень умения оценивать и отбирать информацию, на ее основе (самостоятельно или в соавторстве) создавать новую информацию проявили 68% слушателей;
- существенно возросло количество слушателей, способных разработать учебно-методический комплекс для конкретной образовательной ступени, включающий в себя разные виды текстов (76%);
- повысилась удовлетворенность от взаимодействия с коллегами в процессе групповой работы на занятиях - этот результат отметили практически все слушатели.
О положительных результатах свидетельствует и анализ портфолио слушателей. Многие педагоги начали рассматривать портфолио как платформу при планировании карьеры и построении дальнейшего индивидуального маршрута в системе непрерывного педагогического образования.
Слушатели курсов усваивают, что развитие образования сегодня - это достижение нового качества общего образования. Это предполагает серьезные изменения в педагогическом процессе, а именно:
- внедрение новых образовательных стандартов;
- персонификацию образования;
- становление новых моделей в общем образовании;
- укрепление здоровья всех участников педагогического процесса;
- построение единого цифрового образовательного пространства;
- новую систему оценки качества образования.
Донецкий областной институт последипломного педагогического образования учитывает все эти тенденции и мировые образовательные тренды. Курсы повышения квалификации превращаются в интерактивную среду. Активно применяются нетрадиционные методы, основанные на новых подходах к обучению. Институт эволюционирует к учебной сети, а роль преподавателя - к координатору учебного процесса. Большое количество информации предоставляется через онлайн-ресурсы. Содержание учебных программ становится все более индивидуализированным. Методисты освоили роли модератора, тьютора, фасилитатора. Методические отделы института не столько дают рекомендации к деятельности, сколько ориентируют педагога на развитие профессионализма, диагностируют его потребности, мотивируют на самосовершенствование, активизируют самообразование, управляют процессом педагогического усовершенствования, диссеминируют лучший опыт.
Таким образом, глубокие социальные изменения привели к необходимости модернизации
и системы последипломного (дополнительного профессионального) образования. Качество повышения квалификации педагогических работников выступает ресурсным залогом качества образования, что, в свою очередь, является стратегическим ресурсом экономического роста, т. к. обеспечивает подготовку конкурентного выпускника.
В Донецком областном институте последипломного педагогического образования разработана и внедряется система контроля качества повышения квалификации педагогов. Ее ключевыми элементами являются адаптированные принципы TQM, семь основных параметров качества повышения квалификации и их показатели.
Библиографический список:
1. Арнхейм Р. В защиту визуального мышления / Р. Арнхем // Новые очерки по психологии искусства. - М. : Прометей, 1994. - С. 153173.
2. Архангельский С. И., Мизинцев В. П. Качественно-количественные критерии научно-познавательного процесса / С. И. Архангельский, В. П. Мизинцев // Новые методы и средства обучения - М. : Знание, 1989. - С. 34-56.
3. Касьянова О. М. Мошторинг в управлшш навчальним закладом. - Харьюв : Основа, 2004. - 93 с.
4. Мозгарев Л. В. Структура качества повышения квалификации работников образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.portalus. ru/modules/shkola/ rus_show_
archives.php?archive=1195596940&id=11933192 89&start_from=&subaction=showfull&ucat=.
5. Ильясов Д. Ф. Повышение квалификации руководителей как педагогическая проблема / Д. Ф. Ильясов // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 82-85.
Bibliography:
1. Arnkheym R. In Defense of Visual Thinking [V zashchitu vizual'nogo myshleniya]. Novye ocherki po psikhologii iskusstva [New Essays on the Psychology of Art], M., 1994, pp. 153-173.
2. Arkhangel'skiy S. I., Mizintsev V. P. Qualitative and Quantitative Criteria of the Scientific Learning Process [Kachestvenno-kolichestvennye kriterii nauch-no-poznavatel'nogo protsessa]. Novye metody i sredstva obucheniya [New Methods and Means of Teaching], M., 1989, pp. 34-56.
3. Kas'yanova O. M. Monitoring v upravlinni navchal'nim zakladom [Monitoring in the Educational Institution Management], Khar'kiv, 2004, 93 p.
4. Mozgarev L. V. Struktura kachestva povyshe-niya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya [The Structure of the Quality of the Educators' Professional Development]. URL: http://www.-portlus.ru/mo dules/shkola/rus_show_archives.php?archive=11955 96940&id=1193319289&start_from=&subaction=sh owfull&ucat=.
5. Il'yasov D. F. Povyshenie kvalifikatsii rukovo-diteley kak pedagogicheskaya problema [Professional Development of Heads as Pedagogical Problem] Vysshee obrazovanie v Rossii [The higher Education in Russia], 2004, N 11, pp. 82-85.