НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ РЫНОЧНЫХ ИНСТИТУТОВ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА
А. С. БАНИН Томский государственный университет
2005 год в России знаменовал собой начало нового этапа реформирования системы здравоохранения. Необходимость существенных преобразований отрасли вызвана рядом негативных факторов, свидетельствующих о высокой степени неэффективности системы, а именно:
• резко выраженное несоответствие между затратами на здравоохранение и получаемыми результатами в виде показателей здоровья;
• неравномерное распределение ресурсов здравоохранения, при котором основная часть сосредоточена в третичном здравоохранении (специализированные институты), а в первичном, наиболее массовом, существует их недостаток;
• низкое качество предоставляемых медицинских услуг;
• отсутствие необходимой медицинской помощи для жителей труднодоступных районов;
• выраженное и постоянно углубляющееся несоответствие между потребностью населения в профилактической, лечебной и реабилитационной помощи и структурой финансирования отрасли (например, первичная помощь охватывает 80 % населения, но получает 30 % всего финансирования; число врачей в первичном звене — менее 15 %, тогда как в развитых странах - 50—60 %);
• обезличенность и немотивированность труда врачей вследствие отсутствия конкуренции и оплаты труда по тарифной сетке;
• отсутствие ответственности и мотивации первичного звена за здоровье человека.
Суть дальнейших преобразований в сфере здравоохранения заключается в активном внедрении рыночных механизмов в организацию и финансирование медицинской помощи: реорганизация действующей сети лечебных учреждений в автономные некоммерческие организации, действующие
на принципах хозяйственной самостоятельности; переход от сметного принципа финансирования медицинских учреждений из бюджетов к выделению средств по результатам их деятельности по системе одноканального финансирования и полного фон-додержания; поэтапный переход на организацию медицинской помощи по принципу общей врачебной (семейной) практики (ОВП) и смещение финансовых полномочий в первичное звено, внедрение новых форм оплаты труда медицинских работников в зависимости от объема и качества оказанных ими услуг и другие меры.
В качестве катализатора намеченных реформ выступил разработанный в 2005 г. национальный проект «Здоровье», к основным задачам которого относятся:
1. Развитие первичной медицинской помощи:
• подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
• увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;
• укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;
• профилактика заболеваний и иммунизация населения;
2. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью: увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи; строительство новых центров высоких медицинских технологий и подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала;
Вместе с тем идеологию реформ здравоохранения подвергают резкой критике за отсутствие комплексного подхода [6]. Финансовые вливания не сопровождаются намеченными структурными пре-
образованиями, законодательная база еще не сформирована, не определены состав и роли ключевых участников в формирующейся рыночно-страховой системе здравоохранения. Острота структурных диспропорций в сочетании с отсутствием у всех субъектов здравоохранения достаточных стимулов к изменению ситуации может привести к тому, что дополнительные средства будут «проедены» неэффективной системой без видимого улучшения доступности и качества медицинской помощи.
Одновременно с целенаправленными нововведениями, в системе здравоохранения России наметились и объективные тенденции, происходящие как реакция на дестабилизирующие процессы: во-первых, постепенное снижение роли вертикального управления в организации охраны здоровья населения страны, и, во-вторых, формирование горизонтальных связей между субъектами данной системы. Это связано, прежде всего, с переносом центра ответственности за оказание медицинской помощи с федерального и регионального уровней на местный. В условиях формирующихся рыночных отношений требования к объему и качеству медицинской помощи предъявляет не столько государство, сколько пациент, принимающий решение о выборе медицинской организации или участкового врача.
Участники рынка медицинских услуг начинают постепенно осознавать, что самостоятельное ведение дел может оказаться сложной задачей: материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений еще слишком слабая, не сформирован достаточный финансовый резерв для перехода на самофинансирование, в ряде организаций, особенно первичного звена, не хватает квалифицированных кадров (врачей и менеджеров), отсутствует понимание рыночных, экономических методов учета и планирования.
В этих условиях для медицинских учреждений одним из наиболее вероятных, на взгляд автора, вариантов выхода может быть объединение на основе поиска общих барьеров и возможностей с другими медицинскими организациями, врачами общей практики (от которых будет прямо или косвенно зависеть приток пациентов, а значит, и финансовых средств), органами государственной власти и другими институтами с целью разделения финансового и административного бремени, формирования устойчивой клиентской базы, реализации инвестиционных проектов, и, в конечном итоге, повышения своей конкурентоспособности.
В настоящее время экономическая теория и практика предлагает большое количество вариантов
и форм интеграции бизнеса. При этом под региональной интеграцией в сфере здравоохранения автор понимает процесс взаимодействия, сотрудничества (совместной деятельности) медицинских организаций и иных учреждений как одной, так и различной ведомственной принадлежности в целях взаимовыгодного повышения эффективности осуществляемой ими деятельности по организации и предоставлению медицинской помощи населению региона. Условно большинство форм интеграции можно подразделить на 2 категории: «жесткие» и «мягкие».
К «жестким» формам относятся, главным образом, интегрированные корпоративные структуры (интергломераты, интегрированные бизнес-группы, финансово-промышленные группы, метакорпора-ции). Я. Ш. Паппэ рассматривает интегрированную бизнес-группу как «некоторую совокупность экономических агентов (иначе — совокупность юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность), которая обладает следующими характеристиками» [4]:
1. Часть агентов, образующих эту совокупность, является коммерческими организациями, т. е. их деятельность определяется критериями экономической эффективности;
2. Между агентами существуют регулярные взаимосвязи, более тесные, чем просто рыночные, т. е. данная совокупность в некоторых существенных экономических или управленческих аспектах постоянно или периодически выступает как единое целое. При этом жесткость взаимосвязей может быть различной в зависимости от наличия у всех предприятий единого собственника и одновременного вхождения в одну технологическую цепочку до простой координации ценовой, маркетинговой или технической политики;
3. Существует некоторый центр принятия ключевых решений, обязательных для всех агентов данного целого. Он может выступать как одно из юридических лиц, либо группой физических лиц, например основных собственников и (или) высших менеджеров.
Е. Л. Драчева и А. М. Либман предлагают ти-пологизировать интегрированные корпоративные структуры (ИКС) на холдинговые, т. е. основанные на акционерном способе контроля и отношениях собственности (холдинги, концерны, конгломераты и пр.), и нехолдинговые, взаимоотношения внутри которых регулируются специальными соглашениями (виртуальные корпорации, сетевые компании, картели, стратегические альянсы, консорциумы, контактные группы и т. д.).
РЕгиомьнАя экономика: теория и практика
45
К преимуществам ИКС следует отнести возможность стратегического планирования и управления деятельностью всех членов группы (стандартизация внутренней документации и отчетности, регламенты вертикального и горизонтального взаимодействия), оптимальное использование эффекта совместных действий, четкое и прозрачное разделение функций учета и управления, возможность сглаживания колебаний ликвидности за счет внутреннего перераспределения свободных денежных средств, возможность получения для всех предприятий ИКС доступа к использованию кредитных ресурсов и финансовых инструментов в рамках общего кредитного лимита, сокращение издержек (преимущества использования эффекта масштаба).
Однако «жесткая» форма объединения менее всего подходит для рынка медицинских услуг вследствие того, что:
а) на данный момент организационно-правовая форма большинства медицинских организаций (автономная некоммерческая организация) не поддерживает такой формы объединения;
б) входящие в состав объединения организации теряют свою хозяйственную самостоятельность (при формальном сохранении статуса юридического лица), что приводит к снижению мотивации руководителей медицинских организаций в связи с передачей ключевых функций в управляющую компанию;
в) развитие интегрированных структур «жесткого» типа замедляет внедрение рыночных отношений в сфере здравоохранения, способствуя быстрому захвату рынка, и, следовательно, является предметом тщательного контроля со стороны антимонопольных и налоговых органов;
г) возможность доминирующего участия государства в ряде форм ИКС (например, в холдинге) является скорее недостатком с точки зрения медицинского бизнеса, который отказывается быть объектом политического контроля и прямого государственного вмешательства во внутриорга-низационные дела;
д) эффект «ложки дегтя»: финансовые проблемы лишь одной организации могут оказать негативное влияние на кредитную/инвестиционную привлекательность всего объединения.
«Мягкие» формы включают в себя ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства и т. д. Как правило, они создаются с целью лоббирования интересов отдельных участников или отрасли в органах государственной власти. Эта цель подразумевает участие в разработке и принятии необходимых
нормативно-правовых актов, выработку рекомендаций исполнительным и законодательным органам власти, представление и защиту интересов организаций — участников в государственных органах, оказание участникам организационной, информационно-аналитической, методической, правовой и иной помощи и пр.
Медицинские ассоциации довольно широко распространены в России (Российская медицинская ассоциация, Общероссийская ассоциация врачей частной практики, Российская ассоциация медицинской лабораторной диагностики, некоммерческое партнерство содействия развитию системы здравоохранения и медицины «Русмедикал Групп» и пр.) и за рубежом (World Medical Association, American Medical Association, и др.). Они представляют собой профессиональные сообщества, органы самоуправления медицинских работников, медицинских организаций, занимающиеся поддержкой профессиональной репутации соответствующих союзов и обществ врачей — членов ассоциации, созданием экономических условий для медицинских работников путем участия в подготовке законов в области здравоохранения, решением вопросов подготовки профессиональных кадров, установлением этических норм и правил.
Преимущество ассоциаций и союзов заключается в полном сохранении самостоятельности объединяющихся компаний, добровольностью входа и выхода из состава участников. Кроме этого, в ассоциации могут входить различные участники, как от бизнеса, так и от государства или общественности, что позволяет им решать свои задачи на разных уровнях.
Однако «мягкие» объединения имеют существенные недостатки, связанные:
• с рекомендательным характером воздействия на процесс принятия решений государственными органами;
• некоммерческим характером деятельности, ограничивающим возможности ассоциации или союза по развитию своей основной деятельности;
• возможностью беспрепятственного выхода участников из объединения и использования затем полученной информации для конкурентной борьбы.
Относительно новой формой взаимодействия бизнеса и государства является так называемое государственно-частное партнерство (ГЧП, public-private partnership, PPP) и его разновидности — концессии, аренда объектов, ВООТ (built—own—operate—
transfer / построй—владей—эксплуатируй—пере-дай), ВОТ (built—operate—transfer / построй—экс-плуатируй—передай), ВОО (built—own—operate / построй—владей—эксплуатируй), обратный ВООТ (государственный сектор финансирует и создает инфраструктуру, передает ее в эксплуатацию частной компании, которая постепенно приобретает ее в собственность).
В. Г. Варнавский определяет ГЧП как «институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг» [1].
Несмотря на достаточно большую популярность и некоторую историю существования подобной формы за рубежом, его содержание и способы эффективного применения в современном российском государственном управлении изучены недостаточно полно. Можно выделить шесть основных признаков ГЧП:
• стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором экономики;
• взаимоотношения сторон ГЧП должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и др.);
• взаимоотношения сторон ГЧП должны носить партнерский, то есть равноправный, характер;
• стороны ГЧП должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;
• стороны ГЧП должны объединить свои вклады для достижения общих целей;
• стороны ГЧП должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов. Основной причиной для органов государственной власти для учреждения ГЧП в здравоохранении является возрастающая потребность в медицинских услугах, в то время как финансовые возможности местных и региональных администраций всегда ограничены.
Формирование ГЧП в сфере здравоохранения позволяет решить несколько задач:
1. Повысить эффективность взаимодействия государства и медицинского бизнеса;
2. Повысить эффективность использования государственных ресурсов здравоохранения;
3. Повысить эффективность исполнения государственных полномочий в области охраны здоровья населения.
Вместе с тем форма ГЧП характеризуется рядом ограничений, не позволяющих использовать ее на постоянной основе:
• ограниченность во времени — как правило, партнерство создается под конкретный объект или проект, который необходимо построить, или осуществить его эксплуатацию в течение определенного периода времени;
• ограниченность в пространстве, поскольку они заключаются только для конкретных объектов;
• недостаточная проработка нормативно-правовой базы в сфере формирования и реализации проектов партнерства;
• отсутствие эффективных механизмов участия общественных структур в деятельности ГЧП. Самым последним и наиболее эффективным
направлением в области интеграции рыночных институтов явился кластерный подход, возникший в ответ на потребность в формировании уникальной структуры, нивелирующей слабые места описанных форм объединения и объединяющей в себе их ключевые достоинства. Некоторые элементы кластерных структур можно встретить в работах А. Маршалла, А. Вебера, В. Кристаллера, О. Уильямсона, Ф. Перру, однако основные принципы кластеров (кластерных объединений) были разработаны в конце ХХ в. профессором Майклом Портером.
Согласно теории Майкла Портера, «кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга» [5]. Кластеры обладают некоторыми чертами «жестких» форм — долговременная ориентация, прочные технологические или финансовые взаимосвязи между участниками, но в то же время напоминают ассоциации, поскольку позволяют участникам не только сохранять юридическую самостоятельность, но и конкурировать между собой (отношения со-конкуренции). Схожесть с «мягкими» объединениями подчеркивается также возможностью участия всех трех секторов экономики: бизнеса, государства и общественности.
Схематически большинство исследователей теории кластерного подхода изображают кластер в виде пирамиды (рис. 1).
Фирмы-лидеры — ключевые для данной отрасли компании, осуществляющие производство товаров для региона и (или) экспортирующие свою продукцию за его пределы. В секторе здравоохра-
РЕгиомьнАя экономика: теория и практика
47
г \
«№УЬ1
Рис. 1. Пирамидальное изображение структуры кластера
нения ими будут являться, в первую очередь, медицинские организации — больницы, поликлиники, врачи общей практики и прочие, объединенные с другими участниками кластера, например с целью улучшения качества обслуживания населения, усиления конкурентных преимуществ, выхода на новые рынки и т. д.
Поставщики — организации и частные лица, обеспечивающие фирмы-лидеры сырьем, материалами, комплектующими, услугами по ремонту, обслуживанию и т. д. Применительно к здравоохранению, важнейшими поставщиками медицинских организаций будут аптечные организации, заводы — производители медицинских препаратов и оборудования и т. п.
Окружение (экономические основы, бизнес-климат) включает в себя доступ к человеческим ресурсам и технологиям (научно-исследовательские институты, вузы, специализированные лаборатории и т. д.), рынкам капитала (банки, страховые компании, аудиторские и консалтинговые фирмы и другие финансовые институты), а также административную инфраструктуру, общественность, транспортные, информационные компании и прочие организации и учреждения, обеспечивающие базу для существования как компаний-лидеров, так и сети поставщиков.
Какими преимуществами обладает кластерный подход и почему его создание выгодно для широкого спектра участников современной рыночной системы здравоохранения?
1. Прежде всего, кластер выгоден медицинскому бизнесу:
• расширяется сеть поставщиков (фармацевтических организаций, производителей и поставщиков препаратов и оборудования) и потребителей (пациентов), облегчается доступ
к рынку труда и капитала (в том числе и международному);
• участие финансовых институтов в кластере повышает возможности привлечения необходимых средств на реализацию инвестиционных проектов, закупки дорогостоящего медицинского оборудования;
• общий доступ к информации и технологиям приводит к свободному обмену информацией и быстрому распространению новинок по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами;
• достигаются эффект масштаба и серьезная экономия трансакционных издержек (особенно это актуально для общеврачебных практик);
• совместная работа с органами государственной власти позволяет более эффективно отстаивать интересы медицинских организаций на законодательном уровне, добиваться льгот, субсидий и т. д.
2. Во-вторых, кластер выгоден органам государственной власти:
• основная цель власти в формировании объединений на основе кластерного подхода — реализация долгосрочных стратегий развития системы охраны здоровья населения региона и отрасли здравоохранения как ее основной компоненты;
• власть непосредственно участвует в принятии организационных и экономических решений деятельности кластера, выступая при этом не в роли внешней принуждающей силы, а в качестве равноправного партнера;
• благодаря свободному обмену информацией между участниками происходит более качественное понимание текущего состояния и тенденций развития отрасли здравоохранения.
3. Наконец, кластер выгоден бизнес-окружению и населению той или иной территории, охваченной его деятельностью. Для первых (например, НИИ, финансовых институтов, транспортных организаций, консалтинговых фирм) успешное развитие кластера означает увеличение объема новых заказов и клиентуры, для вторых — улучшение качества медицинской помощи (по всем направлениям), сокращение времени ожидания процедур, расширение ассортимента медицинских услуг, повышение общего уровня сервиса, а также увеличение числа рабочих мест, улучшение жилищной, транспортной инфраструктуры, реализация иных социальных целей.
Организация и формирование новых экономических отношений в системе здравоохранения России и Томской области, способствующих внедрению кластерного подхода, обусловлены рядом тенденций, происходящих в этой сфере.
1. Повышение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений. Введение полного тарифа и фондодержания с правом самостоятельного выбора направлений расходования средств, более четкое разделение этапности оказания медицинской помощи позволит медицинским учреждениям более эффективно использовать свои ресурсы и искать пути сокращения издержек. В этом отношении кластер будет означать, в первую очередь, экономию административно-хозяйственных расходов (общие площади, оборудование и т. д.), а также сокращение маршрута и времени прохождения пациентов в разных лечебных учреждениях.
2. Формирование частной системы здравоохранения. Увеличение числа медицинских организаций, действующих на принципах частной собственности (в Томской области в 2001 г. медицинским учреждениям частной формы собственности было выдано 80 лицензий, в 2002 — 85, в 2003 — 83, в 2004 — 354, в 2005 — 331, в 2006 — 471), активизация деятельности органов государственной власти в сфере законодательства о частном бизнесе в здравоохранении и т. д.
3. Недостаточный объем финансирования медицинских организаций государственной и муниципальной форм собственности, что приводит:
а) к поиску дополнительных источников финансирования, в том числе на условиях объединения финансовых ресурсов:
• областной + муниципальный бюджет — через формирование областных целевых программ;
• областной + федеральный бюджет — через участие в оплате дорогостоящих операций;
• частный капитал + государственный бюджет — через участие частных структур в реализации программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
б) к увеличению доли платных медицинских услуг, в том числе теневого бизнеса в здравоохранении.
4. Разрушение системы вертикали управления отраслью. Этот процесс в последние годы выражается особенно явно в связи с принятием поправок к законам, регулирующим полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления (Федеральные законы № 95-ФЗ, 131-ФЗ), а также снижением роли Министерства здравоохранения РФ
(Министерство здравоохранения и социального развития России не является правопреемником Минздрава).
5. Развитие системы прямых договорных отношений — как следствие из предыдущего пункта — усиление горизонтальной интеграции внутри системы: различного рода соглашений, намерений, рамочных договоров, меморандумов и т. п. между юридически не связанными субъектами системы здравоохранения.
6. Развитие новых форм и методов управления медицинскими организациями, основанных на теории и практике менеджмента в здравоохранении.
7. Появление новых медицинских технологий, требующих участия в их реализации смежных специалистов, в том числе других отраслей, соответствующего уровня обучения кадров и др.
8. Развитие конкуренции между организациями различных форм собственности, предоставляющих аналогичные медицинские услуги. Даная тенденция стала возможной в связи с появлением похожих в техническом отношении лечебных учреждений, что связано с насыщением рынка медицинских услуг современной техникой, оборудованием, новыми технологиями.
Вместе с тем формированию кластеров в системе здравоохранения России препятствует несформировавшаяся конкурентная среда, слабая экономическая мотивация и осознание медицинскими организациями преимуществ объединения, недостаточная проработка кластерного подхода в социально-экономических системах, сохранение иерархичной системы полномочий и ответственности органов исполнительной власти в государственной системе здравоохранения.
Наиболее перспективным направлением развития кластерного подхода в российском здравоохранении, на взгляд автора, является организация центров общеврачебных практик (ОВП). Цель такого кластера — увеличение численности прикрепленного населения, сокращение административных расходов, улучшение качества диагностики заболеваний за счет использования современного оборудования и квалифицированных кадров. Для эффективного функционирования кластера ОВП необходимо, в первую очередь, установление связей между объединяющимися врачами общей практики (совместное использование площадей, заключение договоров с лечебно-профилактическими учреждениями на обслуживание прикрепленного населения, участие в совместных проектах). Обеспечивающим
сектором будут являться медицинские учреждения (больницы, поликлиники, медико-санитарные части, реабилитационные центры и т. д.), предоставляющие медицинские услуги вторичного уровня, а также фармацевтические организации, заводы — изготовители и поставщики лекарственных препаратов и медицинского оборудования, страховые компании. В бизнес-окружение должны входить государственные органы (представители органов управления местным и региональным здравоохранением, департаментов по развитию экономики и предпринимательства и др.), исследовательские центры и лаборатории, вузы (в первую очередь, медицинского профиля), общественно-политические организации, профсоюзы, финансовые организации, СМИ, транспортные и коммунальные службы, поставщики услуг связи и прочие предприятия и организации.
Для формирования кластеров в системе здравоохранения России необходима теоретико-методическая основа, что в свою очередь требует проведения детального институционально-географического и экономического анализа рыночных структур, занимающихся организацией, обеспечением и предоставлением медицинской помощи населению с точки зрения выявления у них потенциальных точек соприкосновения, общих конкурентных барьеров и возможностей. Значительную поддержку на начальном этапе формирования кластеров должно предоставить государство, что может выражаться в стимулировании кластерных инициатив в здравоохранении, создании новых
экономических мотиваций (подушевое финансирование, частичное, полное фондодержание и др.), организации нейтральных площадок для проведения совместного диалога медицинского бизнеса и власти, координации процесса создания кластера, законодательном и нормативно-правовом урегулировании сложных и спорных вопросов и противоречий, предоставлении необходимых финансовых и административных ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. — М.: Наука, 2005.
2. Драчева Е. Л., Либман А. М. Проблемы глобализации и интеграции международного бизнеса и их влияние на российскую экономику // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4. С. 25 — 36.
3. Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой. — Ыр://5иЬсоПгас1 ra/Docum/DocumShow_DocumЮ_171.html.
4. Паппэ Я. Ш. Олигархи: Экономическая хроника, 1992 - 2000. — М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
5. Портер М. Международная конкуренция. — М. : Международные отношения. 1993.
6. Реформа здравоохранения: о системности кризиса в здравоохранении и несистемности реформ // Врачебная газета. 2004. № 6— 10 (57 — 61) .
7. Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.
При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года.
Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90
http:\\www.fin-izdat.ru Е-таН: [email protected]