УДК 378 (07)
Н.В. КАРПУШКИНА1, И.А. КОНЕВА1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена описанию инновационных подходов к аттестации студентов в ходе реализации модульного подхода в построении образования. В ней представлены результаты анализа эффективности новых форм аттестации студентов непедагогических специальностей в ходе профессиональной подготовки по направлению обучения «Специальное (дефектологическое) образование», а также описаны инновационные подходы к промежуточной и итоговой аттестации. Аттестация по образовательным модулям проводилась на основе следующих форм: учебный проект, междисциплинарный экзамен, аттестационная работа и др. В ходе аттестации проводилась внутренняя и внешняя экспертиза достижений студентов. Внешняя экспертиза осуществлялась независимыми экспертами из числа преподавателей-сетевых партнеров вуза. Показана эффективность реализации инновационных подходов к аттестации по образовательному модулю.
Установлено, что наиболее эффективными формами работы по аттестации являются: междисциплинарный экзамен, итоговая аттестационная работа, учебный проект. Ключевые слова: образовательный модуль, итоговая аттестация, промежуточная аттестация, междисциплинарный экзамен, итоговая аттестационная работа, компетентностный подход, образовательные результаты.
N.V. KARPUSHKINA1, I.A. KONEVA1
'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
NEW APPROACHES TO ATTESTATION OF STUDENTS IN THE MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION
Abstract. The article describes innovative approaches to assessment of students in the course of the modular construction principle in education. It presents an analysis of the effectiveness of new forms of certification of non-teaching professions students in preparation for the special field of study (defectological) education, and describes innovative approaches to interim and final certification. Certification of educational modules was based on forms: training project, an interdisciplinary examination Examination job training project, and others. During the certification assessment of educational outcomes used by independent experts from among the teachers-college network partners. The effectiveness of the implementation of innovative approaches to certification of educational modules.
It was found that the most effective forms of work on the certification are: interdisciplinary examination, final attestation work training project.
Keywords: educational module, final examination, interim certification, interdisciplinary examination, final attestation work, competence approach, educational outcomes.
Введение в проблему исследования
Анализ социального и психофизического здоровья детей показывает существенное увеличение количества детей и подростков с различными отклонениями в развитии за последние несколько лет. Согласно статистике, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около двух миллионов детей, то есть почти пять процентов всей детской популяции, относящихся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и
нуждающихся в профессиональном сопровождении их развития: специальном образовании, специальной психокоррекционной помощи, соответствующим их особым потребностям [3;
4].
В современных условиях одним из приоритетных вопросов государственной образовательной политики России является вопрос о целесообразности наряду с существованием дифференцированной формы обучения детей с проблемами в развитии (специальные (коррекционные) образовательные учреждения) введения интегрированного («соединенного») и инклюзивного («включенного») обучения. Новые формы обучения предполагают возможность получения образования детьми со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья в школах и детских садах общего типа совместно с нормально развивающимися сверстниками. Однако для специалистов очевиден тот факт, что любой тип обучения таких детей должен сочетаться с оказанием коррекционной помощи по преодолению отклонений в их развитии.
На настоящий момент в России достаточно остро стоит проблема подготовки специалистов, готовых работать с различными категориями детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, в вариативных образовательных условиях (дифференцированное, интегрированное, инклюзивное обучение). При этом важнейшей задачей системы специального и инклюзивного образования является формирование гибкой образовательной среды и реорганизация учебно-воспитательного процесса для включения лиц с ограниченными возможностями.
Многочисленные запросы работодателей и обсуждение вопросов кадровой политики с профессиональным психолого-педагогическим сообществом подтверждают необходимость пересмотра основных позиций в подготовке кадров для специального (дефектологического) образования. Во многом с этой актуальной потребностью практики связана идея модернизации современного педагогического образования в Российской Федерации.
Модернизация коснулась, в первую очередь, проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) для подготовки специалистов специального и инклюзивного образования.
Для студентов, обучающихся в педагогических вузах по непедагогическим направлениям подготовки, не предусмотрена возможность дополнительного образования в области специального и инклюзивного образования. Научно-педагогическим коллективом НГПУ им. К. Минина были разработаны новые модули в рамках программы «Педагогика и психология потенциальных возможностей» в рамках проекта модернизации образования. Модули были ориентированы на подготовку бакалавров 3-4 курсов непедагогических направлений подготовки, обучающихся в педагогическом ВУЗе. Новые модули универсальны по своему строению и содержанию и могут быть направлены на широкую адресную группу: подготовка бакалавров педагогического, психолого-педагогического направлений и специального (дефектологического) образования [7].
В связи с такими тенденциями к подготовке специалистов, готовых работать в вариативных образовательных условиях (дифференцированное, интегрированное, инклюзивное обучение) и с различными категориями детей, предъявляются высокие требования, обозначенные в Профессиональном стандарте педагога. Подготовка педагога включает в себя широкий круг требований к личности профессионального педагога: высокое развитие коммуникативных, профессионально-этических умений и навыков, сформированность эмпатии и рефлексии, способность к трансляции культуры, сформированность направленности на формирование творческого отношения к профессиональной педагогической деятельности, способность к самообразованию и саморазвитию, сформированность профессиональной духовности учителя, способность к разработке и реализации инновационных программ и технологий, наличие стремления к самоактуализации, владение политическими и социальными компетенциями, способность к регулированию межкультурных отношений, владение информационными технологиями.
В связи с таким усложнением требований, предъявляемых к профессиональной подготовке специалистов, готовых обучать и воспитывать детей, и особенно детей с ограниченными возможностями здоровья, несомненно, необходимо предусмотреть и особый подход к их обучению и контролю качества подготовки таких специалистов, предполагающий серьезную рефлексию обучающимися формирующихся у них компетенций.
Модернизация педагогического образования предполагает разработку и апробацию новых подходов к его организации. В современных публикациях по педагогике и психологии высшей школы часто высказываются мнения о необходимости перехода к новым организационным формам подготовки будущих педагогов [1, 3, 4, 6, 7,11, 15, 16]. Согласно этим новым подходам, в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина впервые разработана и апробирована образовательная модель для студентов непедагогических специальностей по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», основанная на модульном принципе построения ОПОП. В ходе этой работы были определены и новые подходы к аттестации обучающихся, модифицированы её процедура, содержание, организационные формы [3, 4, 16].
Постановка цели исследования
Целью своего исследования мы определили выявление эффективности новых подходов к аттестации в ходе реализации модульного подхода в образовании.
В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методы: опрос, анкетирование, экспертная оценка.
Аттестация по образовательным модулям проводилась в несколько этапов. На первом этапе проводился контроль образовательных результатов по дисциплинам образовательного модуля. В качестве форм промежуточной аттестации использовались: портфолио, учебно-творческие проекты, эссе, работа с учебными моделями и др.
Итоговая аттестация являлась заключительным этапом оценки качества освоения студентами образовательных модулей. Она проводилась с использованием междисциплинарного экзамена, итоговой аттестационной работы.
В соответствии с деятельностным подходом целью итоговой аттестации стало проведение объективного анализа готовности студентов непедагогических специальностей к профессиональной деятельности по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
Выбор форм итоговой и промежуточной аттестации основывался, в первую очередь, на необходимости оценки компонентов будущей профессиональной деятельности согласно Профессиональному стандарту педагога: компетенций, профессиональных действий. Так, сформированные у студентов профессиональные действия фиксировались при работе над портфолио, учебными проектами, в ходе решения учебных кейсов и др.
Аттестация обучающихся проходила с использованием ресурсной базы электронно-информационной образовательной среды (ЭИОС) НГПУ им. К. Минина. Впервые были разработаны электронные учебно-методические комплексы по итоговой аттестации студентов, содержащие полное методическое руководство для студентов. Это дало возможность не только повысить эффективность аттестации, но и создать базу отчуждаемых образовательных продуктов.
В ходе итоговой аттестации впервые участвовали ВУЗы-сетевые партнеры. Это стало возможно благодаря использованию ресурсов ЭИОС НГПУ им. К. Минина. Создание системы независимой оценки компетенций обучающихся позволило найти общие подходы, алгоритмы аттестации выпускников. Кроме того, это обеспечило «прозрачный», объективный подход к аттестации студентов. Были разработаны критерии оценки отчуждаемых образовательных продуктов, понятные для всех участников образовательного процесса.
Независимая оценка также дала возможность провести экспертизу качества подготовки выпускников ВУЗов-провайдеров.
В дальнейшем активное сетевое взаимодействие ВУЗов-партнеров может способствовать разработке вариативной, индивидуализированной модели аттестации выпускника.
Результаты аттестационных испытаний оценивались в соответствии со специально разработанными индикаторами. Критерии оценки квалификации выпускников были основаны не только на требованиях ФГОС, но и на основе их соответствия требованиям Профессионального стандарта педагога.
По результатам аттестационных испытаний было организовано экспериментальное исследование их эффективности.
Наше исследование проводилось в 2014-2015 гг. В исследовании принимали участие 75 студентов 3 и 4 курсов бакалавриата непедагогических специальностей, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», образовательной программы «Педагогика и психология потенциальных возможностей».
Результаты и их обсуждение
Используя логику пошагового анализа, рассмотрим полученные нами результаты.
На первом этапе констатирующего эксперимента мы изучали уровень достижения цели обучения студентами.
По данным рефлексии, отмечается высокий и средний уровни достижения студентами целей обучения по образовательным модулям (рисунок 1). При этом большая часть студентов (64%) оценивает уровень достижения цели обучения как высокий; а 32% - как средний.
■ высокий ■средний ■ низкий
Рисунок 1 - Уровни достижения целей обучения по образовательному модулю
В ходе анкетирования студенты выделили критерии освоения образовательных модулей. Предложенные критерии представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Критерии освоения образовательных модулей
№ п/п Наименование критерия %
1 Успешное выполнение творческих работ по образовательному модулю 21
2 Успешная сдача междисциплинарного экзамена 64
3 Умение применять полученные знания при решении профессиональных задач 25
4 Выполнение плана практики 10
5 Выполнение рейтинг-плана учебных дисциплин 10
6 Успешное написание итоговой аттестационной работы 85
7 Активная работа на семинарских и практических занятиях 21
8 Успешное выполнение заданий в электронной образовательной среде НГПУ им. К. Минина 25
9 Умение осуществлять проектную деятельность на основе полученных знаний, умений и навыков 64
В качестве критериев эффективности аттестации выступили как успешное выполнение отдельных видов и форм работы (написание итоговой аттестационной работы, сдача междисциплинарного экзамена и др.), так и активное овладение профессиональными действиями (умение осуществлять проектную деятельность, умение применять полученные знания при решении профессиональных задач и др.).
Анализ критериев освоения студентами образовательных модулей, позволил выявить наиболее эффективные формы аттестации. Среди наиболее эффективных форм аттестации, большинство студентов (85%) назвали итоговую аттестационную работу. Продемонстрировали эффективность такие формы, как междисциплинарный экзамен и умение осуществлять проектную деятельность (64% и 64%).
Качественный анализ результатов аттестации по образовательным модулям проводился на основе анкетирования (таблица 2, рисунок 2).
Цель анкетирования: выявление уровня овладения основными видами профессиональной деятельности студентами.
В качестве основных видов деятельности выступили: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, профилактика и просвещение.
Таблица 2 - Уровни овладения основными видами профессиональной деятельности
№ п/п Наименование уровня Абс. число %
1 Отличное владение видами профессиональной деятельности 15 31
2 Хорошее владение видами профессиональной деятельности 22 47
3 Удовлетворительное овладение видами профессиональной деятельности 10 22
4 Неудовлетворительное овладение видами профессиональной деятельности - -
Рисунок 2 - Уровни овладения основными видами профессиональной деятельности
В ходе анкетирования были выявлены высокие уровни овладения основными видами профессиональной деятельности специалиста сферы специального и инклюзивного образования. Большинство студентов обнаружило высокий и средний уровни овладения основными видами деятельности. Овладение основными видами профессиональной деятельности оценивалось в ходе решения кейс-заданий, выполнения учебно-творческих проектов и других форм. Для процедуры аттестации впервые был разработан банк калиброванных заданий, предназначенных для разных её этапов. Все задания успешно прошли независимую экспертную оценку.
Заключение
Таким образом, предпринятое нами исследование, посвященное изучению эффективности новых подходов к аттестации в ходе реализации модульного подхода в образовании, а также новых форм аттестации, убедительно показывает действенность разработанных подходов. Вместе с тем мы выявили некоторые особенности аттестации студентов непедагогических специальностей:
1. Апробация новых форм аттестации продемонстрировала их высокий потенциал для развития независимой оценки профессиональных компетенций выпускников, что позволяет получить объективную и достоверную информацию о качестве разработанных модулей и программ подготовки педагогов.
2. Разработанная ресурсная база аттестации в ЭОИС НГПУ им. К. Минина показала высокую эффективность при работе со студентами и экспертами из разных субъектов Российской Федерации.
3. Наиболее эффективны формы аттестации, предполагающие комплексный подход в оценке профессиональных компетенций выпускников.
4. Совершенствование процедуры промежуточной и итоговой аттестации может предполагать доработку фонда оценочных средств в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
5. Совершенствование фонда оценочных средств предполагает создание банка калиброванных заданий для аттестации, единого для всех ВУЗов-провайдеров.
Таким образом, в ходе апробации новых подходов к аттестации студентов по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» была показана высокая эффективность инновационных подходов и форм аттестации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотов В.А., Рубцов В.В., Фрумин И.Д., Марголис А.А., Каспржак А.Г., Сафронова М.А., Калашников С.П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. №5. С. 13-28.
2. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие. М.: Университетская книга; Логос, 2010. 272 с.
3. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Инновационные подходы к итоговой аттестации по профессиональному модулю [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2. URL: http://www.science-education.ru/129-21684
4. Карпушкина Н.В., Кудрявцев В.А. Учебный проект как новая форма творческой деятельности студентов// Инновационные технологии в науке и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 97-99.
5. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. - 2014. Т. 19. №3. C. 87-104.
6. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Проблема формирования команды преподавателей под задачи проектирования и реализации модульных образовательных программ [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2015. Т.7. №4. С. 115-127. URL: http://psyedu. ru/journal/2015/4/index.phtml
7. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Проектирование образовательных результатов в парадигме модернизации педагогического образования // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 12 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 151-154.
8. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2007. 323 с.
9. Лубовский Д.В. Методические вопросы психологии: хрестоматия. М.: Издательство МГППУ, 2008. 314 с.
10. Марголис А.А. О подготовке кадров для психолого-педагогического сопровождения новых стандартов// Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. №2. С. 26-28.
11. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. №3. С. 41-57.
12. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С. 32-40.
13. Марголис А.А., Сафронова М.А., Панфилова А.С., Шишлянникова Л.М. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. №5. С. 77-92.
14. Методическое пособие по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / сост.: Ожгибесова Е.В., Алферова Т.В. - Пермь: АНО ВПО Пермский институт экономики и финансов, 2010. 71 с.
15. Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Агеева Е.Л., Груздева М.Л., Гуртовая Н.С., Картавых М.А., Каштанова С.Н., Конева И.А., Лекомцева А.А., Перевощикова Е.Н. Педагогика и психология потенциальных возможностей. Проектирование модуля
«Естественнонаучные основы сопровождения лиц с ОВЗ». Н. Новгород: Мининский университет, 2014. 119 с.
16. Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Каштанова С.Н., Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю., КудрявцевВ.А., Конева И.А., Карпушкина Н.В., Уромова С.Е. Педагогика и психология потенциальных возможностей. Проектирование модуля «Деятельностные механизмы комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья». Н.Новгород: Мининский университет, 2014. 119 с.
17. Марголис А.А., Сафронова М.А., Панфилова А.С., Шишлянникова Л.М. Апробация инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций у будущих педагогов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2015. Т.20. №5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2015/n5/margolis_safronova.shtml
18. Проект Концепции поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: Ы1р://педагогическоеобразование.рф/ news/show/9.
19. Коновалова И.В. Организация системы постдипломного образования психологов в Европе и Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2010. №.5. URL: http:// psyedu.ru/journal/2010/5/Konovalova.phtml.
20. Teachers matter: attracting, developing and retaining effective teachers [Electronic resource]. OECD, 2005. URL: http://www.oecd.org/education/ school/34990905.pdf . (accessed 28.08.2014).
21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/2974.
22. Fopel K. Na poroge vzrosloi zhizni: Psikhologicheskaya rabota s podrostkovymiiyunosheskimiproblemami. Tsennosti, tseliiinteresy. Shkolaiucheba. Rabotaidosug: per. s nem, 2008. 208 p. (Russ. ed.: Fopel K. Na poroge vzrosloi zhizni: Psikhologicheskaya rabota s podrostkovymiiyunosheskimiproblemami. Tsennosti, tseliiinteresy. Shkolaiucheba. Rabotaidosug: per. s nem. Moscow, Genezis, 2008. 208 p.).
23. Yamburg Е.А. Chto prineset uchitely u professional'nyi novyi standart pedagoga [What will the new teacher professional standard teacher], 2014. 175 p. (Russ. ed.: Yamburg Е.А. Chto prineset uchitely u professional'nyi novyi standart pedagoga. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2014. 175 p.).
REFERENCES
1. Bolotov V.A., Rubtsov V.V., Frumin I.D., Margolis A.A. Kasprzhak A.G., Safronova M.A., Kalashnikov S.P. Informatsionno-analiticheskie materialy po itogam pervogo etapa proekta «Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya» [Information and analytical materials on the results of the first phase of the project "Modernization of pedagogical education"]. Psychological science and education, 2015, V. 20, no. 5. pp. 13-28. doi:10.17759/pse.2015200503 (In Russian)
2. Zvonnikov V.I. Kontrol' kachestva obucheniya pri attestatsii: kompetentnostnyy podkhod [Quality Control of training for certification: the competence approach: proc. Allowance]. Moscow, Universitetskaya kniga, Logos Publ., 2010. 272 pp. (In Russian)
3. Karpushkina N.V., Koneva I.A. Innovatsionnye podkhody k itogovoy attestatsii po professional'nomu modulyu [Innovative approaches to final assessment in the professional module]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 2. Available at: http://www.science-education.ru/129-21684 (In Russian)
4. Karpushkina N.V., Kudryavtsev V.A. Uchebnyy proekt kak novaya forma tvorcheskoy deyatel'nosti studentov [Educational project as a new form of creative activity of students]. Trudy mezhdunarodnoy konferentsii «Innovatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii» [Proc. Int. Conf. «Innovative technologies in science and education»]. Cheboksary, Interaktiv plyus Publ., 2015, pp. 97-99. (In Russian)
5. Kasprzhak A.G., Kalashnikov S.P. Prioritet obrazovatel'nykh rezul'tatov kak instrument modernizatsii programm podgotovki uchiteley [Priority educational outcomes as a tool for the
modernization of teacher training programs]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2014, vol. 19, no. 3, pp. 87-104. (In Russian)
6. Kashtanova S.N., Kudryavtsev V.A. Problema formirovaniya komandy prepodavateley pod zadachi proektirovaniya i realizatsii modul'nykh obrazovatel'nykh programm [The problem of building a team of teachers under the task of designing and implementation of modular training programs]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2015, vol. 7, no 4, pp. 115-127. Available at: http://psyedu.ru/journal/2015/47index.phtml (In Russian)
7. Kashtanova S.N., Kudryavtsev V.A. Proektirovanie obrazovatel'nykh rezul'tatov v paradigme modernizatsiipedagogicheskogo obrazovaniya [Design of educational results in the paradigm of the modernization of pedagogical education]. Trudy mezhdunarodnoy konferentsii «Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya» [Proc. Int. Conf. «The Priority directions of development of science and education»]. Cheboksary, Interaktiv plyus Publ., 2015, pp. 151-154. (In Russian)
8. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie [Pedagogical projecting]. 2th ed. Moscow, Academy Publ., 2007. 323 p. (In Russian)
9. Lubovskii D.V. Metodicheskie osnovy psikhologii [Methodological foundations of psychology]. Moscow, MGPPU, 2008. 314 p. Available at: http://lib.mgppu.ru/opacuni-code/index.php?url=/notices/index/IdNotice:84394/ Source:default. (In Russian)
10. Margolis A.A., O podgotovke kadrov dlya psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya novykh standartov [On the training of personnel for psychological and pedagogical support of new standards]. Byulleten' Uchebno-metodicheskogo ob"edineniya vuzov RF po psikhologo-pedagogicheskomu obrazovaniyu, 2012, no. 2, pp. 26-28. (In Russian)
11. Margolis A.A. Problemy i perspektivy razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v RF [Problems and Prospects of Teacher Education in the Russian Federation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2014, vol. 19, no. 3, pp. 41-57. (In Russian)
12. Margolis A.A. Trebovaniya k modernizatsii osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskikh kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: predlozheniya k realizatsii deyatel'nostnogo podkhoda v podgotovke pedagogicheskikh kadrov [Requirements for upgrading the basic professional educational programs (opop) training of pedagogical staff in accordance with professional standard of the teacher: suggestions for the implementation of the activity approach in teachers training]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2014, vol. 19, no. 3. (In Russian)
13. Margolis A.A., Safronova M.A., Panfilov A.S., Shishljannikova L.M. Aprobatsiya instrumentariya otsenki sformirovannosti professional'nykh kompetentsiy u budushchikh pedagogov [Testing assessment tools of formation of professional competence of future teachers]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2015, vol. 20, no. 5, pp. 77-92. doi: 10.17759/pse.2015200507 (In Russian)
14. Ozhgibesov E.V., Alferova T.V. Metodicheskoe posobie po vypolneniyu vypusknoy kvalifikatsionnoy raboty dlya studentov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Menedzhment organizatsii» [Methodical manual for execution of final qualifying work for students enrolled in the specialty "Organization Management"]. Permian, Perm Institute of Economics and Finance, 2010. 71 p. (In Russian)
15. Paputkova G.A., Filchenkova I.F., Ageeva E.V., Gruzdeva M.L., Bit Of N. With., Kartavykh M.A., Kashtanov S.N., Koneva I.A., Lekomtseva A.A., Perevoshchikov E.N. Pedagogika i psikhologiya potentsial'nykh vozmozhnostey. Proektirovanie modulya «Estestvennonauchnye osnovy soprovozhdeniya lits s OVZ» [Pedagogy and psychology of potential opportunities. The module "Scientific basis for support of persons with special needs"]. Nizhny Novgorod, NGPU, 2014. 119 p. (In Russian)
16. Paputkova G.A., Filchenkova F.I., Kashtanov S.N., Alehina E.A., Medvedev E.Yu., Kudryavtsev V.A., Koneva I.A., Karpushkina N.In., Uromova S.E. Pedagogika i psikhologiya potentsial'nykh vozmozhnostey. Proektirovanie modulya «Deyatel'nostnye mekhanizmy
kompleksnogo soprovozhdeniya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya» [Pedagogy and Psychology potential. Design Module "Dejatelnostno mechanisms of complex support of persons with disabilities"]. Nizhny Novgorod, NGPU, 2014. 119 p. (In Russian)
17. Margolis A.A., Safronov M.A., Panfilov A.S. , Shishlyannikova L.M. Aprobatsiya instrumentariya otsenki sformirovannosti professional'nykh kompetentsiy u budushchikh pedagogov [Testing assessment tools of formation of professional competence of future teachers]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, 2015, vol. 20, no. 5. (In Russian)
18. Portal soprovozhdeniyaproektov modernizatsiipedagogicheskogo obrazovaniya [Portal support projects for modernization of teacher education]. Available at: http://педагогическоеобразование.рф/ news/show/9. (In Russian)
19. Konovalova I.V. Organizatsiya sistemy postdiplomnogo obrazovaniya psikhologov v Evrope i Soedinennykh Shtatakh Ameriki [Organization of the system of postgraduate education of psychologists in Europe and the United States of America]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanieyu, 2010, no. 5. Available at: http:// psyedu.ru/journal/2010/5/Konovalova.phtml. (In Russian)
20. Teachers matter: attracting, developing and retaining effective teachers. OECD, 2005. Available at: http://www.oecd.org/education/ school/34990905.pdf . (accessed 15.09.2014). (in Russian)
21. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» 29.12.2012, № 273-FZ [Federal law "On education in Russian Federation" of 29.12.2012, № 273-FZ no. 273-FZ Available at: http:// MES.Russia/documents/2974. (In Russian).
22. Fopel K. Na poroge vzrosloi zhizni: Psikhologicheskaya rabota s podrostkovymiiyunosheskimiproblemami. Tsennosti, tseliiinteresy. Shkolaiucheba. Rabotaidosug: per. s nem, 2008. 208 p. (Russ. ed.: Fopel K. Na poroge vzrosloi zhizni: Psikhologicheskaya rabota s podrostkovymiiyunosheskimiproblemami. Tsennosti, tseliiinteresy. Shkolaiucheba. Rabotaidosug: per. s nem. Moscow, Genezis, 2008. 208 p.).
23. Yamburg E.A. Chto prineset uchitely u professional'nyi novyi standart pedagoga [What will the new teacher professional standard teacher]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2014. 175 p. (In Russian)
© Карпушкина Н.В., Конева И.А., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS
Карпушкина Наталья Викторовна - кандидат Karpushkina Nataliya Viktorovna - Candidate of
психологических наук, доцент, Нижегородский Psychologi, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
государственный педагогический университет имени University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-
Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний mail: karpushkina.nv@gmail.com Новгород, Российская Федерация, e-mail: karpushkina.nv@gmail.com
Конева Ирина Алексеевна - кандидат Koneva Irina Alekseevna - Candidate of
психологических наук, доцент, Нижегородский Psychologi,Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
государственный педагогический университет имени University, Nizhny Novgorod, Russian Federation,
Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний e-mail: konvia@mail.ru. Новгород, Российская Федерация; e-mail: konvia@mail.ru