Научная статья на тему '«Новые Печеры» (Посолодино) забытый пещерный монастырь XVI В. На Севере Псковского края'

«Новые Печеры» (Посолодино) забытый пещерный монастырь XVI В. На Севере Псковского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
879
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Новые Печеры» (Посолодино) забытый пещерный монастырь XVI В. На Севере Псковского края»

Ш® памятным местам

И. И. Лагунин

«Новые Печеры» (Посолодино) — забытый пещерный монастырь XVI в. на севере Псковского края

По заданию Государственного комитета по охране объектов культурного наследия, по поручению и при активной поддержке настоятеля общины посолодинского храма Входа Господня во Иерусалим в селе Посолодино Плюского района о. Олега Жука нами было подготовлено предложение о включении в статус достопримечательного места территории бывшего монастыря и погоста Посолодино в государственный реестр памятников истории и культуры регионального значения. Усилиями местных верующих, которые долго не могли смириться с разорением своего духовного Храм Входа Господня во Иерусалим. очага, настоятеля о. Олега и при поддержке общи-1895-1901 гг. Посолодино ны Псково-Печерского монастыря, имя которого,

очевидно, и послужило в свое время примером для названия новой обители, в начале XXI в. началось возрождение старинного каменного храма и духовного центра в живописной местности в долине реки Чёрной, до недавнего времени известной своими древними пещерами лишь охотникам, немногим местным жителям, да узкому кругу экологов и краеведов.

Не прошло и полвека с той поры, когда местные верующие безуспешно пытались отстоять свой храм от разорения, как память о местах и знаках древнего духовного подвижничества стала утрачиваться. Одна пещера неподалеку от храма ещё продолжала изредка использоваться как место поклонения. Вторую, известную по литературе, практически, пришлось открывать заново. Местные жители (уже не старожилы) с трудом припомнили и показали место пещеры, которая известна как «Федосеев ключик» — место уединенной молитвы некоего подвижника, от которого сохранилось только имя. Сам источник иссяк: мелиоративные работы, общий засушливый период в природе повсеместно приводят к сокращению размеров и числа водоемов, осушению источников. Но сами места, избранные некогда отшельниками, и сегодня поражают своей красотой и необычным для нашего края рельефом. Исторический ландшафт этих мест (58°28'00'' северной широты, 29°10'00'' восточной долготы, 69 м над уровнем моря) с его памятниками истории и во главе с каменной церковью Входа Господня во Иерусалим (1895-1901 гг.), с карстовыми и эррозионными природными образованиями

Лагунин Игорь Иванович — искусствовед-архитектор, член Союза архитекторов России.

(пещерами, оврагами), руслом реки Черной с её живописными отмелями и отвесными песчаными стенами берегов, безусловно подлежат сохранению как достопримечательное место, история которого заслуживает особого внимания. Открытию и начальному освоению этих мест мы обязаны монахам-отшельникам.

Новое внимание к малой родине привлекли местные верующие, которые решили возродить православный храм и стали для этого собирать исторические сведения. Величественный каменный (кипичный) Входо-Иерусалимский храм села Посолодина Должицкой волости Плюсского района дошел до нашего времени значительно поврежденным и полностью разоренным внутри. Кирпичная церковь по инициативе местных священников, отца и сын Кулигиных была выстроена в 1901 г. в память ушедшего из жизни российского императора Александра III. Храм сравнительно молод, но погост имеет древнюю и замечательную историю. На территории современной Псковской области здесь находился второй после Псково-Печерского пещерный монастырь «Новые Печеры», названный так в силу своей сравнительной молодости. Его основание относится, скорее всего, к XVI столетию. Первое подробное описание находим в Писцовых книгах 1581-1585 гг., которое приводится в «Историко-стати-стических сведениях С. Петербургской епархии» за 1884 г. В издании достаточно подробно изложена предистория каменного храма.

Описание было составлено до строительства существующей церкви, когда еще цела была каменная колокольня на береговом обрыве и предшествующий деревянный храм: «... Под колокольней есть сводообразный каменный вход к источнику, находящемуся в пещере. В ней, по преданию, явилась в древности Чудотворная икона «Споручицы Богородицы Оди-гитрии», находящаяся в храме и чтимая в народе. Другая пещера — вверх по реке Черной, в полуверсте от церкви. В ней есть также источник «Федосеев Ключик». Может быть, тут подвизался какой-либо инок Феодосий. Вера в целебную силу этих двух источников не уничтожилась доныне...1

Богородицкая пещера. Вход. Вид изнутри

1-й строительный период монастырского комплекса (до 1581-85 гг.) связан с устройством и разорением в ходе Ливонской войны пещерного храма и Посолотина монастыря «Новые Печеры». По Писцовым книгам и другим, более поздним документам, значится: «Церковь Посолотина монастыря находится въ 200 верстахъ от Петербурга и в 60 от Луги,

отделяясь от села Посолотина крутыми оврагами, и расположена в ложбине, при реке Черной, впадающей в реку Плюссу. На месте нынешнего погоста был в древности мужской монастырь, с двумя церквами: одна, едва ли не каменная, во имя Успения, другая — деревянная, во имя Николая Чудотворца. В монастыре в 9 кельях жил игумен и 12 братий. О разорении монастыря Литовцами1 в писцовых книгах 1581-1585 гг. написано: «В Хмерском же погосте Посолотине монастыре новые печеры, — на речке на Чёрной, выжгли Литовские люди. А в монастыре церковь, в горе, Успение Пречистые Богородицы, да другая церковь деревянная Николая Чудотворца клетухи в верх; престолы же в обеих церквах разорены, а сосуды церковные, и свечи местные и книги поимали литовские люди. А келей в монастыре было: келья игуменская, да восемь келей братских, а в них было двенадцать братов стар-цов, а на пожарище остался в келье игумен Пимен, да четыре кельи братских, а в них пять братов черноризцев. Да за монастырем двор был конюшенный, сожгли Литовские люди, да за монастырем же — слободка монастырская, не зжена, а воевана, а в ней двор слуги монастырский Гриша Данилов, да бобыльских дворов... (три двора), да пять дворов пусты, да место дворовое. А тех пустых дворов людей побили и в полон поимали Литовские люди. Пашни паханые монастырские лесные распашки круг монастыря четыре четверти поле, а в дву потомуж; сена ста копен. А в прежних писцовых книгах в выписи написано 79 году Семена Федоровича Нагова, да князя Ивана Андомского с товарищами: дано к монастырю игумену с братьею, круг того монастыря лесу по двенадцати десятин на все четыре стороны пашенного и черного лесу, бору и болота по речке по Черной в верх, и вниз, и за речку за Черную, против монастыря, промеж деревень: деревни Волосова (вероятно Волкова — Авт.), Захонья и Овинца и Терешиной и Посолотина. А вотчины к тому монастырю и руги,

Таким образом, до польско-литовского нашествия на месте храма, на берегу р. Чёрной существовал небольшой монастырь с пещерным («каменным») Успенским храмом и деревянной Никольской ярусной («клетухи вверх» — типа «восьмерики на четвериках») церковью. Ядро монастыря располагалось на нижнем берегу р. Чёрной и было скрыто на местности лесом, оврагами и изгибами высоких берегов речки, что не уберегло обитель от вражеских набегов. Ныне неподалеку от храма в береговом склоне сохранились остатки выложенного камнем (валуном) входа в пещеры, где и находился древнейший храм. К нему примыкает руина более поздней каменной колокольни. Монастырь, по названию пещерного храма, был Успенский, как и Псково-Пе-черский. Отсюда и второе название — «Новые Печеры». На берегу в культурном слое должны сохраняться следы храма и келий. Вверх по реке мы обнаружили пещеру, где когда-то бил святой «Федосеев ключик». Специального исследования пещер, если не считать обследования любителями-спелеологами, не производилось.

2-й строительный период (1581-1764 гг.) относится ко времени от Литовского разорения до упразднения монастыря «Новые Печеры». Набег поляков, очевидно, имел эпи-

денег и хлеба нетъ»2.

Руина каменной(кирпичной) колокольни у входа в Богородицкую пещеру

зодический характер. Неясно, была ли сожжена Никольская церковь, но об обеих церквах сказано: «престолы же в обеих церквах разорены». Обитель возрождается после Смутного времени, о чём косвенно свидетельствует следующее описание записи на местной чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери: «шя Чудотворная икона Спорутчицы Богородицы Одигитрия новыхъ пещеръ Носолотина* монастыря Новгородской области. А обложенъ бысть сей образь благословениемъ перваго apxien^^na Иоакима Псковскаго и Изборска-го, въ лето 1626 г., после Немецкаго-Литовскаго разорения, при державе Государя и царя Великаго князя Михаила Оеодоровича всея России Самодержца». На иконе изображены: Святая Троица, Вознесение Божией Матери на небо. Рождество и Покровъ Пресвятой Богородицы и 4 Евангелиста. Икона уважается прихожанами и посторонними богомольцами. Прихожане уверяютъ, что ихъ поля никогда не страдали отъ градобития и приписываютъ это милости, исходящей отъ св. иконы...». Тем же годом датируется монастырский колокол, изготовленный в г. Любеке, который чудом сохранился до нашего времени. В 1638 г. на Западе изготовлен был ещё один колокол, который упоминается в описаниях (см. ниже): «Anno 1638 nile ivan Cosmich. Zilber». Но когда они попали в Посолодино, точно неизвестно (трофейные могли быть, например, переданы во время Северной войны из Прибалтики). «...Но и после разорения монастырь существовал с двумя церквами, деревянною, во имя св. Николая и каменною наземною во имя Покрова. Из хранящегося в Петербургской Духовной Консистории, от 14-го января 1743 г. За № 2313 указа видно, что церковь св. Николая сгорела в феврале 1736 г. на Сырной неделе (см.: Истор. стат. свед. Вып. III, стр. 46). В тридцатых годах прошлаго3 столетия служили в каменной Покровской церкви, о которой сохранилась в церковном архиве подробная опись, составленная в октябре 1741 г. строителем монастыря, иеромонахом Феофилактом и им подписанная. Эту опись в июле 1742 г. по указу архиепископа Новгорода и Великих Лук Амвросия, поверял Хмерского погоста поп Елисей Михайлов. Кроме перечня имущества, в описи сказано: «В 1742 г. в монастыре были: келья строителя с перерубом, сенями и чуланом, четыре братских кельи, трапеза братская с черною печкою, келья хлебная, поварня, квасная, четыре хлебных амбара, из коих три запечатанных с хлебом, в 1738 г. октября 1-годня, по указу, от подполковника Якова Дурнова, посланным от него капралом Семеном Дятковым, да в том же монастыре имеются монашескаго чину один монах Макарий, который по сказке бывшаго управителя Иесафа, что оной монах прислан в подначальство, да отставной морского флота боцман Михаило Кожевников трудник Прокофей Нестеров, больше никого не явилось». Кроме земель, монастырю, по писцовым книгам, принадлежали пустоши: «Терешино, Бельскаго погоста, Скопино, Холмчицы, деревня Терещино со крестьяны повыток и пустошь Терешино в Хмерском погосте». Такъ. обр., после Литовскаго разоренья монастырь еще раз пострадал «от лихолетья Бироновщины»: хлебные запасы его запечатывались, а иноки убегали4. Но между тем монастырь еще владел крестьянами, о чем сохранилась память и до ныне. Жители деревень Посолотина, Овинца и Терешинки несомненно были крестьянами монастырскими до 1764 года, когда вместе с другими монастырями, упразднен был и Посолотин монастырь «Новые Печеры». Тогда, вероятно, и церковь монастырская стала приходскою. Из пещер монастырских одна еще и доныне сохранилась в церковной ограде, под крутым оврагом, подле котораго есть остатки древней каменной колокольни с одною кельею. Под колокольней есть сводообразный каменный вход к источнику, находящемуся в пещере. В ней, по преданию, явилась в древности Чудотворная икона «Споручицы Богородицы Одигитрии», находящаяся в храме и чтимая в народе. Другая пещера — вверх по реке Черной, в полуверсте от церкви. В ней есть также источник «Федосеев Ключик». Может быть тут подвизался какой либо инок Феодосий. Вера в целебную силу этих двух источников не уничтожилась и до ныне.»5.

Таким образом, на 2-м строительном этапе в монастыре упоминаются два храма (колокольня могла принадлежать каменному Покровскому). Несомненно, что Богородицкая пеще-

* Так в тексте.

ра сохраняла своё значение главного святилища. Древний деревянный ярусный Никольский храм на берегу р. Черной сгорел в 1736 г., а после восстановления в 1740-х гг. получил новое посвящение во имя Входа Господня во Иерусалим. Последний дожил до начала XX в. и стоял на нижней береговой площадке как кладбищенский приходской. Там же стоял прежде и Никольский, потому что деревянный Входоиерусалимский храм был выстроен на погорелом месте (см. ниже). Каменный Покровский храм мог находиться на верхней площадке, на береговом обрыве над входом в пещеры (скорее всего, он был выстроен непосредственно над пещерным храмом и был связан с пещерным комплексом). Очевидно, это его колокольня возвышалась над входом в пещеры. Ситуация в какой-то мере напоминает и даже повторяет храмовый комплекс Псково-Печерского монастыря (даже по посвящениям церквей) на определенном этапе его существования. Ко времени упразднения обители и в 1730-х гг. Покровский храм еще существовал и использовался для богослужений (по описаниям конца XIX в. известны только сохранившиеся остатки колокольни). После секуляризации и упразднения монастыря для богослужений всё больше используется обновленный деревянный храм Входа Господня во Иерусалим.

Генеральный план погоста (на нижней площадке) с деревянным Входоиерусалимским храмом. 1905-1906 гг.

3-й строительный период (1764-1901 гг.) — приходской храм. Следующий этап строительной протоистории приходского храма продлился до строительства существующего каменного здания 1895-1901 гг.6 Состояние деревянного Входо-Иерусалимского храма, прихода, прихожан и окрестностей в XIX в. подробно описал строитель будущего каменного храма,

- 22 -

непосредственный участник и современник событий священник Пётр Кулигин: «Нынешняя7 церковь деревянная, устроенная, по клировым ведомостям, в 1741 году. Но это показание не верно. Упомянутый выше строитель Феофилакт в январе 1743 г. просил у Новгородского архиепископа Амвросия разрешения построить, на погорелом месте вновь деревянную церковь вместо сгоревшей Никольской; эта то и есть нынешняя Входоиерусалимская церковь, освященная при архиепископе Стефане (см. выпуск 3 стр. 46). В 1822 г. в ней устроены приделы св. Николая и Тихвинской Божией Матери, усердием Лугских помещиков Татищева и Ишко-ва; антиминсы главного и Тихвинскаго придела освящены 5-го апреля 1842 г., а в Никольском приделе освящен в 1815 года. Длина храма, безъ алтаря, 8 саж., ширина 5 саж. и 1 арш., высота 2 саж, въ куполе — 3 1/2 саж., длина и ширина алтаря 2 саж. 1 арш. Главный храмъ съ 1868 года теплый, отделяется оть холодныхъ приделовъ капитальною стеною. Храмъ довольно тесенъ. Выстроенъ онъ въ 1876 г., украшенъ, на средства попечительства, иконами въ резныхь позолоченныхъ киотах...». Приделы, судя по сохранившемуся плану церкви, могли размещаться в западном прирубе (в трапезной).

Далее описано убранство церкви и всего прихода, которое очень информативно и его стоит привести полностью: Въ храме достопримечательны: 1) сребропозлащонный киотъ съ частицами мощей: Германа и Варсонофия Казанского8, Мученика Василия. 1оанна Нов-городскаго, архидиакона Стефана и митрополита Ионы; 2) Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, съ след. надписью: «сия Чудотворная икона Спорутчицы Богородицы Одигитрия новыхъ пещеръ Носолотина монастыря Новгородской области. А обложенъ бысть сей образь благословениемъ перваго архлепископа Иоакима Псковскаго и Изборска-го, въ лето 1626 г., после Немецкаго-Литовскаго разорения, при державе Государя и царя. Великаго князя Михаила Оеодоровича всея России Самодержца». На иконе изображены: Святая Троица, Вознесение Божией Матери на небо. Рождество и Покровъ Пресвятой Богородицы и 4 Евангелиста. Икона уважается прихожанами и посторонними богомольцами. Прихожане уверяютъ, что ихъ поля никогда не страдали отъ градобития и приписываютъ это милости, исходящей оть св. иконы; 3) Евангелие въ листъ (Москва 1657 августа 29-го), поставленное на 1 месте въ описи 1741 г. 4) Евангелие праздничное (Москва 1753), съ след. надписью: «cie святое напрестольное Евангелие Шелонския пятины, залесской половины, Посолотина монастыря, куплено въ Москве на казенныя деньги, 1758 г. марта дня, при строителе того монастыря Иеромонахе Гаврииле». 5) Евангелие вседневное (М. 1753), пожертвованное въ 1754 г. генералъ-майоромъ Симеономъ Ивановымъ Мордвиновымъ. 6) Колоколъ въ 33 пуда 12 фунтовъ съ надписью: «1799 марта 12-го дня колокол въ Лужский уЬздъ, въ бывший уничтоженный Посолотинский монастырь». 7) Колоколъ въ 11 пудовъ съ надписью: «Anno 1638 nile ivan Cosmich. Zilber».

Въ архиве хранятся: две описи монастыря (1741 и 1742 года), планы и межевыя книги на церковную землю, отмежеванную въ 1855 году, метрическия книги съ 1780 г. и исповедныя — съ 1820 г.

Причтъ издавна составляли: священникъ, диаконъ, дьячекъ, пономарь и просвирня. Старшимъ изъ священниковъ былъ Матвей Махаиловъ; умеръ въ 1793 г. НынЬ причтъ со-стоить изъ священника, псаломщика и просвирни. Изъ шести здешнихъ священниковъ трое были благочинными.

Церковного капитала 1 400 р. Причтъ помещается въ трехъ деревянныхъ домахъ, изъ коихъ одинъ купленъ для священника на церковныя деньги, въ 1872 году, а два — для причетниковъ — въ 1878 г. Настоятелю жалованья 240р., причетнику 80р., просвирнЬ — 30р.; капитала въ пользу причта 400р. Церковной земли 54 дес. Изъ нихъ пахотной 42 дес. сенокосной 1 1/2 дес., неудобной, заросшей тощею березою9 — 10 1/2 дес.; земля песчаная, съ холодною подпочвою, неудобнои къ обработке и притомь участки ея, расположенные въ крестьянскихъ поляхъ, отстоять одинъ оть другого на 3 версты.

Приходъ состоить изъ тринадцати деревень, изъ коихъ при церкви находится: Посоло-дино и Овинец, въ 3 верстахъ отъ церкви — Захонье и Терешинка, въ 5 — Обрядиха, Дубровка

и Должицы, въ 6 — Быково, Михеевка и Багонье, въ 7 — Трошково, въ 10 — Зеленско, въ 11 — Волкова. ВсЬхъ прихожанъ, съ военными, мужск. пола 1209, жен. 1340.

Соседние приходы: Бобровский (Гдовскаго уезда), Модолицкий и Хмерский. Изъ деревень здЬшняго прихода, Посолодино, Овинецъ, Захонье, Терешинка, Обрядиха, Быково, Зеленско и Волково, принадлежали къ Хмерскому приходу, Дубровка и Багонье—къ Бельскому, Должицы къ Лядскому (Гдовскаго уезда). Деревни: Посолодино, Захонье, Дубровка, Овинецъ, Терешинка и Волково уноминаются въ писцовыхъ книгахъ 16 века.

Въ приходе есть небольшое Должинское озеро и реки: Черная, съ притокомъ Низкою и Должинка, впадающая въ Плюссу.

Церковь отстоитъ отъ станции Плюссы въ 15 верстахъ; проселочная людная дорога въ Гдовский уездъ, идеть чрезъ деревни Захонье, Терешинку и Должицы.

Кроме земледелия прихожане заняты извозомъ въ Петербурге.

Прихожане большею частью неграмотны, особенно те, которые старше 40 летъ. Съ 1840 г. была въ деревне Волкове школа ведомства государственныхъ имуществъ. Съ 1809 по 1881 г. была школа въ дер. Должицахъ. Обе закрыты по недостатку средствъ. Съ 1854 г. была въ дер. Овинце школа ведомства Ораниенбаумскаго дворцоваго правления. Въ 1875 г. она обращена въ земскую и существуетъ доныне. Она помещается въ доме священника, который и учить въ ней Закону Божию. Учительница — окончившая курсъ въ епарх1альном женскомъ училище. Въ ней учится 39 мальчиковъ; не учатся больше изъ за тесноты. Законоучитель получаеть 30 р. въ годъ, учительница — 180 руб. и еще 70 руб. на содержание училища, съ отоплениемь, освещениемъ и прислугою. Училищу крестьяне мало сочувствуют, такъ какъ не видять тутъ «церковнаго духа». Изъ церковной библиотеки крестьяне беруть читать преимущественно жития святыхъ н книгу «училище благочестия».

Прихожане усердны къ церкви. Отъ декабря до Троицы храмъ бываетъ полонъ молящихся; въ обыкновенные воскресные дни бываетъ человек 400 и более. Сельские праздники суть следующие: Покрову празднуютъ въ Овинце, Обрядихе, Быкове, Дубровке, Захонье, и Трошкове; Тихвинской Божьей Матери — въ Посолотине, Овинце, ОбрядихЬ, Быкове. Николаю Чудотворцу — въ Посолотине, Терешинке и Багонье и Должицахъ, Флору и Лавру — въ Терешинке и Должицахъ, Анастасии и Положению риз Богоматери — въ Волкове н Зеленске, Преображению — въ Дубровке, Успению — въ Захонье, Димитрию — в Багонье.

Нравственности прихожан вредит злоупотребление великой реформой 19-го февраля. Не сдерживаемые суровыми прежними порядками, крестьяне, мало уважают старших в семье, не боятся суда односельчанъ, слишкомъ увлекаются вольными заработками, живя въ Петербурге отвыкают оть простоты деревенскаго быта, развиваютъ въ се6е расточительность, щегольство, наклонность къ веселью и пьянству.

При деревняхъ БыковЪ и Зеленске есть старыя кладбища, съ каменными на могилахъ крестами. О дер. Быкове передають, будто здесь была, когда то, церковь Успения, которую разрушили враги православия; имущество церковное, будто бы, скрыто въ озеркЪ при дер. Обрядихе. На земле посолодинскихъ крестьянъ, на пустоши «Горка» есть курганъ. При дер. Должицахъ недавно одинъ любитель древности раскапывалъ два кургана. Одинъ оказался христианскимъ кладбищемъ, въ другомъ найденъ былъ человеческий черепъ, будто бы мон-гольскаго типа.

Попечительство открыто по указу духовной консистории отъ 22-го марта 1873 г. за № 990. Заботы попечительства направлялись, главнымъ образомъ, на поддержку храма. По текущий 1884 годъ всего было собрано 1,278 руб. 29 коп. Председатель его священникъ. Членовъ за последнее трехлетие было 3О человекъ.

Упраздненнаго Посолотина монастыря Входоиерусалимской церкви настоятель, благочинный, священникъ Петръ Кулигинъ. 28-го апрЬля 1884 года».

Покровский каменный храм не упоминается. В этот период он перестал использоваться — очевидно, разрушился, а его материал, очевидно, пошел на строительство нового каменного храма.

4-й строительный период (1895-1901 гг.). Строительству существующего величественного каменного храма Входа в Иерусалим «в память в бозе почившего императора Александра III» мы обязаны двум приходским священникам — отцу и сыну — Петру и Николаю Кулигиным. Священник Петр Кулигин организовал сбор средств, по его заказу был выполнен и представлен на утверждение заседанием Строительного комитета Санкт-Петербургского губернского правления от 8 февраля 1895 г. проект нового церковного здания (2 фасада, 2 разреза и план).

Проект был утверждён комиссией под руководством губернатора Санкт-Петербурга, е. и. в. егермейстера Графа Толя с участием губернского инженера А. Р. Гешвенда (1833-1890) и губернского архитектора А. Д. Фиалковского (1842-1998). Встает вопрос об авторстве проекта, т. к. на копии плана неполная подпись: «Гражданский инженер С. Ан... 1895 г.».

Наиболее подходит для этой подписи имя гражданского инженера Семёна Ивановича Андреева (1863 — ок.1930). В 1886 г. он окончил Институт гражданских инженеров, в 1889-1903 гг. служил в Санкт-Петербургском губернском правлении. Известен как автор ряда проектов церквей в Санкт-Петербургской губернии, к которой принадлежал и Посолотинский приход.

1 1 - * I

Формы большого храма «в русско-византийском стиле» характерны для позднего, развитого эклектицизма. К данному периоду относятся и другие подобные каменные храмы в южной части губернии, например, храм Вознесения Господня в Самро, с которым иногда сравнивают посолодинский храм. Однако при ближайшем рассмотрении церковь в Посо-лодино отличают непровинциальные, классические формы русско-византийского стиля. У храма в Самро недостаточно пропорциональны формы суженого восьмигранного барабана, колокольни. Более сложные формы плана посолодинского храма со скошенными угловыми членениями и дополнительными боковыми западными входами с угла стали характерным приемом для ряда новых храмов в Гдовском и Лужском уездах. Его фасады, разрезы с арочными и сводчатыми формами, псевдовизантийской декорацией хорошо прорисованы.

Строительство посолодинского храма продолжил и завершил Николай Кулигин (будущий священномученик), который примерно в 1897 г. сменил своего отца на посту приходского священника (служил в Посолодино до осени 1902 г.). На 1915 г. имеется описание «Входо-Ие-русалимской церкви упраздненного Посолотина монастыря»: «Церковь Посолотина монастыря находится въ 200 вер. отъ Петрограда, в 60 отъ Луги, въ 18 отъ станции «Плюсса» Варшавской ж. д., при рЬке Черной. Сообщение отъ станции на лошадяхъ по проселочной дороге. На месте нынешняго погоста былъ въ древности мужской монастырь, разоренный литовцами. Старая церковь деревянная, построена въ 1741 г. (неточно, см выше — Авт. ). Въ ней три престола: въ честь Входа Господня въ Иерусалимъ, Тихвинскои иконы Божией Матери и Св. Николая Чудотворца. Въ 1901 г. освящена новая каменная церковь.

Къ церкви приписано 8 часовенъ, находящихся въ разныхъ мЬстахъ прихода. Церковной земли 54 десятины. Приходъ составляютъ деревни: Посолодино и Овинецъ — при церкви, Захонье и Терешинка (3 вер.). Обрядиха, Дубровка, Должицы и Радовье (5 вер.). Быково, Ми-хеевка и Багонье (6 вер.). Торошково (7 вер.) Зеленско (10 вер.). Волково (11 вер.). Всего въ приходе около 550 дворовъ.

Въ приходе 6 школъ: 3 церковныхъ: въ Дубровке, Быкове и Должицахъ и 3 земскихъ: въ Посолодине, Овинце и Зеленско. Соседние приходы: Бобровский (Гдов. у.), Модолицкий и Хмерский.

Причта по штату положено: священникъ, диаконъ и псаломщикъ. Жалование отъ казны: священнику — 300руб., диакону — 150руб., псаломщику — 100руб. въ годъ.

Священникъ Вознесенский Алексий. Окончилъ курсъ Петроградской Духовной Семинарии и удостоенъ звания студента, въ 1900 г. состоялъ класснымъ надзирателемъ въ Алек-сандро-Невскомъ духовномъ училищЬ, рукоположенъ во священники; а къ сей ц. въ 1902 г. Имеетъ наперсный креста съ 1914 г. Состоить следователемъ духовенства 3-го округа Лужскаго уЬзда.

Диаконъ Вихровъ, Михаилъ. Состоялъ учителемъ Петровской церковно — приходской школы, рукоположенъ въ диакона къ Моложанской ц. Луж. у. въ 1899 г., перемещенъ къ Вельской церкви Гдов. у. въ 1901 г., перемещенъ къ сей ц. въ 1905 г. Псаломщикъ Дубравицкий, Михаилъ. Окончилъ курсъ Вельской второклассной школы; состоялъ учителемъ Феофило-Пустынской церковной школы, определенъ псаломщикомъ къ сей ц. въ 1908 г.»10.

Завершение данного строительного периода можно отодвинуть до конца XX столетия. Если не считать утраты деревянного кладбищенского храма, причтового дома, сторожки, ограды и других построек погоста, постепенного разорения кладбища, никаких работ по строительству и украшению больше не велось. Единственным памятником новой эпохи стало братское захоронение напротив алтаря, в котором захоронены (перезахоронены?) участники освобождения края в период Великой Отечественной войны. Судьба каменного посолодин-ского храма после революции оказалась схожей со многими другими. Священник Николай Кулигин закончил свои дни в 1930-е гг. в застенках и причислен к лику священномучеников. В годы войны храм сохранился, только было разорено его убранство. В послевоенные годы здание с иконостасом сохранялось в целом виде, но не стало священника. В 1948 г. верующие написали прошение патриарху Всея Руси Алексию (Симанскому) о присылке священника, в котором содержатся сведения о состоянии церкви (стиль заявления сохранен — Авт.): «Московскому Святейшему Патриарху всея Руси Алексею. Заявление. Святейший Патриарх Алексей просим Вас постарайтесь выслать нам, в наш Входо-Иерусалимский храм Священника. Наш храм стоит безовнимания. Во время войны храм наш пострадал - в рамах разбит все стекла и плохая крыша. Храм наш кирпичный, внутри храма иконостас, иконы все цело. Священного облачения нет и книг нет. Святейший Патриарх Алексей, Вас просим помочи нашему храму и храм наш ввести в порядок и выслать священника. Приход наш большой, 12 деревень. Километров на 20 кругом нет церквей, во время войны совсем разрушены, и просим Вас, все верующие, чтобы было у нас Богослужение. К сему и потписываемся: Михайлова Федосья, Андреева Анастасия. Псковская область Плюсский район... (Вх. № 632/10)11 Представители общины были приглашены в Псков, к благочинному, от которого последовал рапорт «Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Григорию, Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому на № 1324/10 от 22-111 (1948 г.). Долг имею довести до сведения Вашего Высокопреосвященства о результатах обследования высланных из Вашей канцелярии материала по вопросу о храме села Посолодино Плюсского района нижеследующее: Вызванные мною на 30 марта с./года представители прихода Входо-Иерусалимской церкви с. Посолодино сообщили о том, что их храм нуждается только в остеклении окон и частичном ремонте кровли, а вообще храм прекрасно сохранился. Богослужение совершалось у них редко наезжавшими соседними священниками. Последнее богослужение было в их храме 9 или 10 месяцев тому - назад. Месяцев 7-8 тому назад ключи от храма были отобраны председателем колхоза, который и использовал храм под склад. В настоящее время назначен другой председатель колхоза, который сам проявляет инициативу к тому, чтобы скорее началось совершаться богослужение... (Московский патриархат Псковской епархии Благочинный Псковского округа 5(?) апреля (194)8 г. № 289. Псков. — Вх № 948.? — Упол-ном. написано 15/^-48 г. Исх. № 1675/5»)12.

Окончательное решение неизвестно, но храмовое здание из колхоза передано не было и по-прежнему использовалось как складское помещение. Когда и куда пропал иконостас, тоже неизвестно. Решение Госкомприроды по Псковской области о присвоении Карстовой пещере, д. Посолодино значения памятника природы местного значения (геоморфологического) в настоящее время не получило подтверждения (по запросу общины). На региональном учете состоят только каменный храм и археологический слой бывшей монастырской территории, которые нуждаются в том, чтобы быть внесенными в государственный реестр. В Интернете любителями-спелеологами приводятся интересные, но не подтвержденные сведения о том, что «...в пещере с каменным сводом (Богородицкой при храме — Авт.) не источник, а подземное озеро по его берегу, ход заворачивал налево и должен был начинаться подъем к храму, там же были ответвления, в которых были кельи монахов-отшельников..»13. Эти сведения

основаны на воспоминаниях женщины-старожила, к сожалению, не названной по имени: «... С нами была местная жительница, которая рассказала (основываясь на детских воспоминаниях) о том, что после понижения свода озерцо уходит вправо, а ход продолжается налево и начинает подыматься вверх к церкви, но далее засыпан. Там есть петли в породе, на которых так же, как и перед входом в пещеру, ранее крепилась дверь. У родника никогда не было пещеры, давно когда-то там была монастырская мельница, вроде там есть остатки фундамента и жернова. Та же жительница сказала про вторую пещеру, которая обвалилась (!? — Авт). Она по её словам находилась в полукилометре справа по реке, если стоять лицом к Чёрной со стороны первой пещеры». Пещеру «Федосеев ключик» мы нашли, но следов обрушения в ней не заметно, если не считать осыпей — пещера могла иметь значительное углубленное продолжение, ныне засыпанное песком, под которым и скрывается Начало восстановительных работ. 2014 г. источник.

5-й строительный период (начиная с 2009 г.). В 2009 г. церковь была передана Псково-Печерскому монастырю и общине во главе со священником, настоятелем церкви Входя Господня во Иерусалим о. Олегом (О. В. Жук). По заказу общины архитектором-реставратором Г. В. Тютюнниковой был выполнен первый проект восстановительных работ — первоочередных и противоаварийных мероприятий, который направлен, в первую очередь, на восстановление кровельных покрытий, в значительной мере утраченных и таким образом, создающих главную угрозу для кирпичного храма. Монастырь в 2014 г. начал работы по восстановлению приходского храма, а также по благоустройству территории. Крыша и купола на церкви восстановлены, разрушение предотвращено, но для восстановления храма это только первый этап. На конкурсной основе петербургскими специалистами, которые подняли много новых архивных материалов и подготовили новую, подробную историческую записку, разрабатывается проект полного восстановления. Настоящее исследование забытого монастыря и погоста можно считать предварительным.

В границы предлагаемого для государственной охраны достопримечательного места входит береговая линия реки Черной с живописными излучинами, в высоком береговом склоне которой и находятся пещеры древнего монастыря — Богородицкая (Тихвинская) и

«Федосеев ключик». По своим характеристикам эти карстовые образования очень похожи на пещеры Псково-Печерского монастыря и имеют ту же природу. Верхняя береговая терраса изрезана оврагами, один из которых, тоже весьма живописный, выходит к реке рядом с «Федосеевым ключиком». Наиболее интересный ландшафт ограничен деревенской улицей и частными участками деревенских усадеб. При Богородицкой пещере сохранились остатки каменной колокольни, возможно, следы каменного Покровского храма. При пещере на нижней террасе старое кладбище Посоло-динского погоста с каменными надгробиями и крестами XIX — начала XX вв., представляющее исторический интерес. Здесь встречаются интересные надгробия, следы старинных построек, которые нуждаются в дальнейшем изучении. Следы монастырских строений и жизнедеятельности древней обители занимают также часть верхней береговой террасы вокруг каменного храма Входа Господня во Иерусалим, памятника архитектуры 1895-1901 гг. Напротив его алтаря — братское захоронение периода Великой Отечественной войны, которое поддерживается в хорошем состоянии. С востока территория ограничена дорогой и мостовой насыпью моста через речку Черную. На запад уходит большой овраг и прибрежная лесополоса. Перечисленными памятниками достопримечательности Посолодина не исчерпываются. Они ждут дальнейших исследований. А пока необходимо просто сохранить для потомков достопримечательное место редкого для нашего края пещерного монастыря, его природного окружения и старинного погоста с величественным каменным храмом.

Пещера «Федосеев ключик». Настоятель Посолодинского храма Входа Господня во Иерусалим о. Олег (Жук)

Примечания

Под именем «литовцев» здесь названы воины-завоеватели польской армии Стефана Батория, которые в 1581-82 гг. осаждали Псков и рыскали по Псковской земле в поисках продовольствия и добычи.

Историко-статистические сведения С.-Петербургской епархии. Выпуск девятый. СПб.: Изд. С.Петербургского епархиального историко-статистического комитета, 1884. 1730-е гг.

Возможно, дело было не только в «Бироновщине». XVIII век был ужасающим по климатическим условиям — по три года были неурожайными. Отсюда могли идти меры по ужесточению контроля за хлебными запасами.

Историко-статистические сведения С.- Петербургской епархии, 1884.

«Проект церкви в память в бозе почившего императора Александра III для села Посолодина Луж-скаго уезда Спб. губ.». (СПб.,1895). // О рассмотрении проекта церкви в с. Посолодино Лужского у., РГИ. Ф. 256. оп. 22 д. 2. На 1884 г. — деревянная.

Мощи казанских святых могли попасть в обитель не ранее конца Смутного времени.

«Тощая береза» и теперь составляет прибрежную лесную полосу на верхней береговой террасе.

Памятные записи о церквахъ и приходахъ въ уездныхъ городахъ и селахъ Петроградской епархии.

2

3

4

5

6

7

8

9

Ч 1. Уезды: Гдовск, Лужск, Новоладожск и Петергофъ. — Шг Петроград, 1915. С. 94-95. Письмо Михайловой Федосьи, Андреевой Анастасии Его Высокопреосвященству, Высокопреосвя-щеннейшему Григорию, Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому (Псковская область Плюс-ский район, Вх. № 632/10 — № 1324/10 от 22-III (1948 г.).

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Григорию, Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому. Рапорт Благочинного Псковского округа от 5(?) апреля (194)8 г № 289, Псков (на № 1324/10 от 22—III (1948 г.).

2004.06.22 [Электронный ресурс]: URL: http://lsp.uzm.spb.ru/cgi-bin/board/lsp.pl/noframes/read/2460

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.