УДК 378:001.31
Г. Ф. ШАФРАНОВ-КУЦЕВ
НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗРЫВА
Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
Важнейшими характеристиками современности являются мощные глобализационные процессы, быстрое накопление информации в самых различных сферах профессиональной деятельности, что позволяет обозначить этот этап развития цивилизации как «информационное общество», «сетевое общество» и даже «цифровая цивилизация». Есть все основания полагать, что и глобализационные процессы также в значительной мере являются результатом новой цифровой информационной революции, приобретающей в последние десятилетия характер информационного взрыва. Производство информации становится одной из важнейших сфер человеческой деятельности.
В развитых странах свыше 80% затрат в сфере производства в стоимостном и временном выражении приходится на работу с информацией. Появились не просто предприятия и организации новой знаниевой экономики, а целые корпорации (Майкрософт, Интел, Ай-Би-Эм, Циско) с десятками тысяч работников и миллиардными оборотами, которые практически целиком действуют в сфере создания и распространения информации, в том числе в учреждениях российского профессионального образования. Появляются такие компании и в России - к ним относится, в частности, международный разработчик суперкомпьютеров, поставщик полного спектра решений и услуг для высокопроизводительных вычислений «Т-Платформы». С 2002 г. эта компания создала более 200 суперкомпьютеров, в том числе суперкомпьютер «Ломоносов» в Московском государственном университете, который возглавляет рейтинг Т0Р-50 самых мощных компьютеров России (18 строчка мирового рейтинга в июне 2011 г.), суперкомпьютер «Менделеев» в Тюменском государственном университете.
Самые значительные социальные последствия нового характера образования в условиях информационного взрыва проявляются во все нарастающих признаках перехода от экономики, базирующейся на использовании капитала и природных ресурсов, к экономике, основанной на информации, знаниях. Отсюда и значительное повышение требований к профессиональному образованию каждого человека, необходимости практически непрерывного повышения его квалификации.
Основная ценность знаний, информации заключается, прежде всего, в том, что они не обладают привычными свойствами других средств производства (земли, капитала, техники, труда), а именно исчерпаемостью. Сколько бы люди не брали из источников знаний, меньше их не становится. На этом и основана неисчерпаемая потенциальность развития и эффективности знаниевой экономики. Но надо твердо уяснить, что единственным рычагом воздействия источников информации на общественное производство могут быть только люди, овладевшие этой информацией, знаниями. Соответственно, нарастают
темпы модернизации профессионального образования и подготовки кадров, особенно по новым направлениям развития науки и техники, увеличиваются масштабы переподготовки и повышения квалификации работников.
Новые информационные технологии глубоко проникают во все сферы образования, производства и управления, формируя информационно-насыщенную социально-культурную среду современного человека. При этом создание информационного общества имеет все признаки самоусиливающегося процесса. Это обусловлено взрывоподобным увеличением скорости научно-технического прогресса, которое связано с принципиально новыми научными открытиями и достижениями с трудно прогнозируемыми в настоящее время технологическими и социальными последствиями. В современном обществе, охваченном глобализационными процессами, точкой бифуркации, по мнению И. Пригожи-на, является развитие информационных технологий, которое может привести мир к новым результатам [6].
Нельзя не согласиться с мнением вице-президента РАО академика Д.И. Фельдштейна о том, что все перемены носят явные признаки стадиального характера. Их следствием и одновременно условием становятся принципиально новые позиции человека, который оказывается в качественно ином мире и обретает новые возможности для своего общенаучного и профессионального образования, межкультурного диалога [10].
В новых условиях не может эффективно действовать прежняя система образования, в особенности профессионального. И не потому, что она плоха сама по себе, а потому, что она была настроена на другое общество, другую экономику, другие запросы людей и лишь в силу объективного консерватизма, свойственного любой образовательной системе, продолжает по инерции воспроизводить сложившиеся подходы, экспериментируя одновременно с новыми идеями. Руководителям образовательных учреждений, педагогам эти эксперименты приходится проводить не в виртуальном пространстве, на моделях, а на реальных подростках, молодых людях. Отсюда массовая критика в адрес системы образования на всех уровнях, во всех общественных группах.
Окружающая человека социально-культурная среда изменилась до неузнаваемости, приобретя, в том числе, и многие негативные признаки. Меняется и сам человек, обретая новые и тревожные для общества характеристики. В числе последних можно однозначно выделить активный рост потребительского поведения, особенно среди молодежи, безразличия к базовым национальным ценностям, межпоколенческие разрывы (ресентимент), нарастание межэтнической и социальной напряженности, катастрофическое обрушение легитимности некоторых общественных институтов. Многие достижения в сфере информационных технологий (Интернет, сотовые телефоны и т.п.)
достаточно широко используются в организации различного рода социальных движений, в том числе и негативного плана.
В связи с глобализационными процессами, действующими уже на протяжении не одного десятилетия, взрывообразно увеличивается не только объем знаний, но и по самым различным причинам происходит моральное устаревание значительной части накопленной информации, что в первую очередь сказывается на профессиональной деятельности человека информационного общества, а следовательно, и на профессиональном образовании. В некоторых странах даже разработана специальная единица устаревания знаний специалистов, заимствованная из физики, - «период полураспада компетентности», которая означает продолжительность времени с момента окончания вуза, когда в результате постоянного появления новой научно-технической информации компетентность специалиста снижается наполовину [9].
В настоящее время ежегодно издается примерно 100 тыс. журналов на 60 языках, 5 млн научных книг и статей, защищается 250 тыс. диссертаций. Всемирный книжный фонд насчитывает 1 млрд названий книг. Количество публикаций в мире удваивается, число автоматизированных баз данных вырастает за 10 лет в 10 раз. Во всемирном фонде патентов в настоящее время примерно 500 млн страниц текста; каждый год общий фонд увеличивается на 1 млн страниц документов, содержащих информацию о 350 тыс. изобретений [12]. Ученые установили, что каждая десятая НИР бесполезна, поскольку аналогичная работа уже была выполнена, а результаты ее где-то опубликованы, затерявшись в море информации.
Важно отметить и еще одну примечательную особенность современного информационного взрыва, и м е ю щ у ю п р и н ц и п и а л ь н о е з н а ч е н и е д л я методологического и организационного построения национальной модели, всего методического оснащения образования вообще и профессионального в частности.
В условиях лавинообразного нарастания информации фундаментальные знания обладают более длительным «периодом полураспада», становятся основой для дальнейших разработок и продолжительное время остаются незыблемыми, являясь основным капиталом науки и, следовательно, профессионального образования. Устаревая, они становятся классикой и если не выполняют практической функции, то отражают исторический процесс эволюции знаний в определенной сфере, который очень важно знать и понимать любому профессионалу. Прикладные же знания более подвержены быстрому моральному старению и, сменяясь новыми, часто исчезают без следа; нередко их приходится открывать заново, приспосабливаясь к новым условиям.
Именно поэтому во всем мире, в том числе и в России, предпочтительная форма организации высшего образования - университеты, обеспечивающие фундаментализацию профессиональной подготовки. В современной России в настоящее время 356 из 1080 вузов классифицируются как университеты, в том числе инженерные, педагогические, аграрные, экономические и т. п. Хотя по самой логике построения образовательного процесса они должны считаться скорее академиями. Но такая ситуация, видимо, своего рода болезнь переходного периода, которая пройдет по мере аккредитации вузов на основе новых
критериальных показателей, установленных для определения типа и вида образовательных учреждений профессионального образования. Такая работа важна для модернизации этой сферы, и особенно для академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей.
По оценкам специалистов, в самых различных отраслях профессиональной деятельности в 40-е гг. прошлого столетия полураспад компетентности наступал через 12 лет, в 60-е гг. - через 8-10 лет, в 70-е гг. - через 5 лет. Для выпускников вузов начала XXI в. во многих сферах деятельности такое устаревание знаний происходит уже через 2-3 года. И это обстоятельство необходимо учитывать в новой образовательной парадигме, во всех программах профессионального образования, и прежде всего в организации системы переподготовки и повышения квалификации специалистов [5].
Если во второй половине ХХ в. сложилась практика переподготовки и основательного, в течение нескольких месяцев, повышения квалификации людей умственного труда один раз в пять лет, то в начале XXI в. высказывается все больше предложений о проведении такой переподготовки через 2-3 года профессиональной деятельности, т. е., по сути, речь идет о непрерывной профессиональной подготовке работающего человека.
Современный информационный взрыв является причиной стремительного роста численности и среднего возраста студентов во всех развитых странах, увеличения продолжительности профессионального образования, массового получения второго высшего образования, в том числе и студентами вузов, популярности университетов «третьего» и «четвертого» возраста, мощного развития дистанционного образования и многих других проявлений этой закономерности функционирования современной цивилизации.
С 1991 по 2009 г. число российских вузов, имеющих филиалы, выросло в 5,3 раза, численность студентов - в 2,3 раза, увеличившись до 7,5 млн чел. Если с начала 60-х гг. прошлого века до удвоения численности студентов РСФСР прошло почти 20 лет, то в России численность этой группы населения удвоилась за 6 лет. Резкое увеличение подготовки специалистов в результате информационного взрыва можно проследить даже на примере отдельных вузов. Тюменский государственный университет с 1930 г. выпустил 108 тыс. специалистов, из них 90% - за последние 30 лет. Такие же тенденции характерны и для многих других вузов [1].
Главная надежда России, по мнению В. В. Путина, -это высокий уровень образованности населения, и прежде всего молодежи. Это именно так - даже при известных проблемах и нареканиях к качеству отечественной образовательной системы. Среди наших граждан в возрасте 25-35 лет высшее образование имеют 57% - такой уровень, кроме России, отмечен всего в трех странах мира: в Японии, Южной Корее и Канаде [2].
Сама логика развития общества в условиях информационного взрыва ставит вопрос о переходе к всеобщему высшему образованию. Разумеется, речь идет не только об университетском образовании, но и о широком развитии прикладного бакалавриата, обеспечивающего подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей реальной экономики. Такой переход в полной мере соответствует и образовательным устремлениям молодых людей, и потребностям
самых различных сфер общественной жизни. По нашим данным, полученным в социологическом исследовании 2011 г., 86% выпускников средней школы региона нацелены на продолжение учебы в вузах. Сопоставим эти ценностные ориентации молодых людей с реальными потребностями современной экономики. По оценке Ярослава Кузьминова, в городской экономике до 80% рабочих мест требуют высшего профессионального образования. Другое дело, что сейчас эти места заняты работниками с более низким образовательным уровнем.
Если структура подготовки кадров будет воспроизводить анахроничную социальную структуру общества, то о какой модернизации, инновационном обновлении страны может идти речь? В системе профессионального образования обучаются молодые люди, у которых впереди вся трудовая жизнь. Можно представить себе, сколько изменений произойдет в обществе за это время. Именно представители этого возраста должны получать профессиональные знания, специальные компетенции для занятия профессиями, которых еще даже нет в наличии, которые еще в зародыше, образно говоря, проклевываются (те же биотехнологии и нанотехнологии, сплошная «цифиризация» экономики и социальной сферы), и которые в значительной мере будут определять новые технологии и содержание новых профессий. И конечно, когда они появятся, станут не теоретически, а практически востребованными, неужели надо будет начинать готовить кадры с чистого листа? Самые способные, креативные, незашоренные, не обросшие грузом традиций и стереотипов работники будут осваивать новые сферы профессиональной деятельности. Именно поэтому социально-профессиональная структура общества должна быть гибкой, подвижной, с определенным запасом прочности, чтобы своевременно отвечать на вызовы модернизируемого общества [11].
В Западной Европе пользуются таким понятием, как третичное образование, относя сюда все образование, что выше среднего общего. В этом плане у нас самые высокие показатели, и мы вправе ожидать более высокой эффективности нашей экономики. Но проблема в том, например, что в нашей стране высшее профессиональное образование многие молодые люди получают не по дневной форме. Среди стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития в России самый высокий удельный вес студентов, обучающихся на заочном и вечернем отделениях. Поэтому в стратегии модернизации отечественного высшего профессионального образования следует предусмотреть резкое снижение численности таких студентов, особенно в возрасте до 25 лет. Названная форма профессионального образования может использоваться лишь достаточно взрослыми людьми, уже работающими по соответствующему профессиональному направлению-в этом случае учеба будет своего рода повышением квалификации. По многим специальностям естественнонаучного, инженерного, медицинского и тому подобного характера заочная форма обучения вообще должна быть прекращена, и как можно быстрее.
Основная особенность нового профессионального образования в условиях информационного взрыва - его непрерывность, преемственность всех уровней, принципиальное отсутствие тупиковых вариантов. К сожалению, у нас такие тупики появляются. Бакалавры не могут поступить в аспирантуру, а магистратуру в неболь-
ших вузах открыть нельзя, нет кадров высшей квалификации-профессоров. Специалисту нельзя поступать в магистратуру на бюджетное отделение.
Непрерывное образование в течение всей активной жизни современного человека является важнейшим фактором социальной мобильности общества, его готовности к прогнозируемым изменениям, устойчивого развития. Предоставление государством и социумами каждому человеку различных уровней возможностей для постоянного развития и образования, пополнения своих профессиональных компетенций способствует гармонизации общественных отношений путем справедливого распределения знаний и информации как основного капитала современного общества. Именно обладание этим капиталом позволяет человеку эффективно и рационально организовывать свою жизнь и управлять ею, обеспечивает права каждого на самореализацию, достижение нового, более высокого качества жизни, включение в различные сетевые структуры.
Непрерывное повышение знаний и компетенций становятся специфическим стилем, образом жизни все большего числа членов общества. Сама современная жизнь увлекает человека в этот поток, определяет структуру учреждений формального и неформального образования и самообразования, порождая, отбирая и развивая новые элементы архитектоники обучения в условиях информационного взрыва.
Все большее развитие получает сетизация образовательных учреждений, которая позволяет в контексте любой образовательной программы использовать ресурсы нескольких образовательных структур, а также при необходимости - возможности организаций экономики, науки, культуры, спорта, управления и т.п. Таким образом, речь идет о новых принципиальных возможностях формирования информационно-насыщенной социально-культурной среды каждого учебного заведения профессионального образования. Проводится широкомасштабный эксперимент по формированию сетевого университета стран СНГ.
Все это имеет особое значение в условиях стремительного развития телекоммуникационных средств связи, информационных технологий, особенно Интернет. Сетизация современного образования позволяет по-новому выстраивать распределенные образовательные структуры, реализовать индивидуальные образовательные траектории, обеспечивать переход к максимально гибким схемам, основанным на кредитно-модульном, компетентностном подходах, добиваться качества образования на всех его этапах [9].
Российская система высшего профессионального образования к настоящему времени накопила немалый опыт сетевого взаимодействия юридически самостоятельных образовательных структур, имеющего общей целью повышение качества образования, диверсификацию набора образовательных услуг, расширение доступа обучающихся к современным технологиям и средствам обучения, предоставление возможности выбора различных направлений и профилей подготовки, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик. Причем в процессе становления сетевого взаимодействия обозначились некоторые характерные тенденции: если столичные вузы стремятся прежде всего к привлечению
дополнительных финансовых ресурсов, то региональные вузы - к использованию интеллектуального потенциала своих партнеров и за этот счет повышению качества образования.
Реализацией принципа сетевого взаимодействия образовательных структур на электронной основе заканчивается период экспериментирования на свой страх и риск. С принятием нового Федерального закона «Об образовании в РФ» эта деятельность вводится в правовое поле, получает все права гражданства.
В условиях информационного общества коренным образом меняются сами методологические подходы к организации и содержанию профессионального образования. Американский футуролог Элвин Тоффлер писал, что в XXI в. грамотными будут считаться не те, кто умеет читать и писать, а те, кто умеет учиться. Молодежь, начинающая сейчас трудовую деятельность, должна быть готова «колоть орехи знаний» до самой пенсии, чтобы, проработав всю жизнь, не остаться начинающим в своей вроде бы родной и привычной профессии [8].
В современных условиях, когда потоки информации растут буквально в геометрической прогрессии, одной из важнейших задач педагогической науки становится выявление соотношения информации вообще и целенаправленно формируемых знаний и компетенций, изучение самого процесса перехода информации в знание, организации информационного пространства в рамках образовательного процесса. На первый план выходит поиск путей формирования информационной культуры, способности выбирать и ранжировать необходимую информацию, соответствующего отношения к ней. Перед педагогами стоит, в частности, задача минимизировать риски Интернет, определив возможности применения его сетевых ресурсов, а также взаимодополняющего использования учебной книги и СМИ. Особенно важно разрешение этой психолого-педагогической задачи в процессе дистанционного образования. В Тюменском государственном университете к обучающимся в этой системе относится четверть студентов, и их доля будет увеличиваться.
Время энциклопедических умов ушло в прошлое. Сейчас ценится такой специалист, который не о бя з ател ь н о з н а ет н е о б ход и м ую дл я е го профессиональной деятельности информацию, но умеет найти ее в самое минимальное время. Поэтому основой смысл образования - научить молодого человека учиться, самостоятельно находить необходимую информацию, решать профессиональные задачи. И не имеет принципиального значения, на каком информационном массиве идет обучение и сколько лет оно продолжается. Очень важно уяснить, что практически все зависит от самого обучаемого, его интеллектуальных и волевых качеств. Преподаватель не учит, а лишь помогает студенту учиться, создает необходимые для этого информационные, технологические возможности.
Получаемая, и не только в рамках учебного заведения, информация, знания конвертируются в базовые, основные и специальные компетенции человека. И чем динамичней и разносторонней эти процессы, тем выше профессиональная квалификация, тем ценнее она для общества. Это и есть основной канал, рычаг воздействия системы профессионального образования на современную высокотехнологичную знаниевую экономику.
Именно в этом ракурсе следует оценивать начавшийся в отечественной высшей школе переход к двухуровневой системе подготовки, которая позволяет обучающимся точнее ориентироваться на общественные потребности, гибко и своевременно перестраивать образовательные программы, вплоть до перехода на другие направления подготовки, в другие вузы. Узкая специализация студентов, жестко фиксируемая в момент поступления в вуз и практически не меняющаяся в процессе обучения, делает такую систему образования негибкой, слабо реагирующей на сигналы рынка труда и квалификаций. Это главная при чина наметивш ейся дисфункциональности отечественного профессионального образования.
Согласно результатам социологического мониторинга академических предпочтений студентов Тюменского госуниверситета в 2006 и 2008 гг., только от 45,0 до 47,0% студентов не разочаровались в своем первоначальном выборе вуза и специальности. Вместе с тем среди второй части студентов почти 50,0% при возможности повторного выбора хотели бы учиться в том же университете, но на ином направлении подготовки или специальности. Число тех, кто предпочел бы другой вуз, другую специальность, составляет почти четверть опрошенных. Можно только предполагать, какие потери, и личные, и общественные, происходят в результате такого сбоя в профессиональной подготовке молодых людей [11].
Двухуровневая система позволяет, в принципе, в условиях массовизации, а по сути, всеобщего высшего образования выстроить и систему элитного высшего образования.
При всех достижениях информационных технологий постоянной заботой специалиста, интеллектуала остается формирование его личной профессиональной библиотеки, в том числе и в электронном варианте. В современных условиях многим специалистам для сохранения необходимого уровня компетентности следует каждую неделю знакомиться с 3-4 новыми публикациями по направлению своей професси онал ьной деятел ьности . Н арастает необходимость квалифицированного информационного обслуживания работников интеллектуального труда: к примеру, раз в месяц или квартал обзор монографических изданий, реферирование журналов и выборка необходимых статей. Все это требует значительных временных затрат. И здесь в интересах дела крайне выгодно пойти на передачу таких функций профессионалам, специализированным фирмам, осуществляющим своего рода информационный аутсорсинг. Уместно вспомнить мудрые мысли академика Д.С. Лихачева: «И от библиотек, от доступности сокровищ, которые в них хранятся, зависит культура страны. Может не быть высшего образования, но если есть хорошие библиотеки, все можно восстановить. Если библиотек не будет, никакое высшее образование ничего не даст» [3].
Важно уяснить очевидную истину - время хорошей, умной книги не ушло в прошлое. В любом прогрессе есть свои преимущества и свои недостатки. Громадные успехи в области информационных технологий привели к уверенности многих специалистов, что любое знание можно получить, нажав несколько кнопок компьютера. Но обращение к компьютеру по частному вопросу дает лоскутные знания и лишает мозг способности заниматься той или иной проблемой. Работа
специалиста заключается в умении задать вопрос, на который никто еще не ответил. Но в компьютере вопросов нет, и он не может их формулировать. Там только ответы. Академик РАН Владимир Накоряков называет такое явление «потерей памяти», способности заниматься той или иной проблемой, которая формируется только при работе с научной литературой, давая понимание последовательности и связанности процессов в научной проблеме [4].
В условиях информационного взрыва одним из основных стратегических ориентиров модернизации профессионального образования являются немалые интеллектуальные и финансовые вложения в университетские библиотеки, превращающиеся не просто в главный факультет вуза, а в мощные информационно-библиотечные центры. Внедрение информационных технологий, совершенствование телекоммуникаций, создание, хранение и распространение информации на электронных носителях приводят к кардинальным переменам в информационно-библиотечных технологиях, что требует не только выверенной стратегии развития информационно-библиотечного центра в каждом вузе, но и приобщения всех пользователей к новой информационной культуре. Необходима выработка новых нормативов обеспеченности информацией на бумажных и электронных носителях, отказ от сложившейся библиотечной системы, включавшей миллионы экземпляров хранящихся книг и журналов и квадратные метры книгохранилищ и читальных залов.
Есть и другое, все увеличивающее поле приложения интеллектуальных и финансовых ресурсов профессиональных учебных заведений. В современных условиях нормальное выстраивание их деловых связей с экономическими структурами предусматривает своего рода «сервисное обслуживание» выпускников.
Образно говоря, учебное заведение, отвечая за своих выпускников на всех ступеньках их профессиональной карьеры, должно сопровождать их в профессиональном становлении. Государственным учебным заведениям, по-видимому, следует планировать использование части своего бюджета для этой цели, поддерживая по крайней мере тех, кто работает по полученной в вузе специальности в течение того периода, пока они считаются молодыми специалистами. Возможно, необходимо формировать и поддерживать организационно и информационно индивидуальный план профессионального роста и совершенствования каждого выпускника. Удельный вес финансовых затрат на такое дополнительное образование может стать важнейшим показателем в рейтинге профессиональных учебных заведений. От законодательного и организационного решения этих вопросов в информационном обществе не уйти.
При этом необходимо учитывать новые тенденции, формирующие современные квалификации, внимательно анализировать зарубежный опыт, проводить больше сравнительных исследований. Нам приходится с запозданием повторять чужие варианты перехода к постиндустриальному информационному обществу, осваивать их в полном смысле слова, импортируя из других стран современные технологии. Нет ничего зазорного в использовании зарубежного опыта в процессе подготовки квалифицированных кадров. Иначе вместе с техникой и технологией
придется приглашать на работу и выпускников зарубежных учебных заведений или, как во времена Петра I, направлять в добровольно-принудительном порядке нашу молодежь на обучение за рубеж. Иного, как говорится, нам не дано.
Профессиональное образование не просто готовит специалистов под конкретные рабочие места и не просто расширяет общекультурный кругозор человека. Сегодня образование - важнейшее средство и ресурс становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном, толерантном обществе, к принятию ответственных решений, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции. Постоянное повышение уровня образованности людей - самый короткий путь к прогрессу, улучшению качества жизни населения.
Не менее важны и этические проблемы нового характера образования в условиях информационного взрыва, массового развития современных коммуникаций. Научить человека жить и действовать в постоянно изменяющейся среде обитания корректно, не в ущерб другим членам общества, разумно и эффективно использовать накопленную и доступную информацию - важнейшая из задач современного профессионального образования и воспитания.
Такова суть революционных переворотов, которые происходят на наших глазах. Они являются новыми стратегическими ориентирами, которые должны обязательно учитываться в деятельности всех учреждений профессионального образования, стремящихся идти в ногу со временем.
Список литературы:
1. Н.В. Бондаренко. Высшее профессиональное образование-данные статистики и мониторинга экономики образования // Вопр. Образования.- 20ll.- № 1.- С. 175.
2. Известия.- 2011. 16 дек.
3. Д.С. Лихачев. Об интеллигенции. СПб., 1997.-С. 43-44.
4. Поиск. 2011. 23 дек. С. 7.
5. В. Попов, М. Власов. Миниэкономические институты производства новых знаний / Ин-т экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2006.
6. И. Пригожин. Введение в термодинамику необратимых процессов. М., 1964.- 160 с.
7. Н.В.Тихомирова, С.Н. Исаев. Тенденции рынка образовательных услуг высшего профессионального образования // Университет. управление: практика и анализ.- 2010.- № 5.- С. 35.
8. Э. Тоффлер. Шок будущего = Future Shock. М.: АСТ, 2008.
9. М. Ушакова. На пути к обучающему обществу // Вестн. высш. шк.- 2000.- № 4.- С. 10.
10. Д.И. Фельдштейн. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума: доклад вице-президента РАО на общем собрании РАО (19-21 декабря 2011 года) [Электрон. ресурс]. URL: http://www.raop.ru/index.php? id=1039.
11. Г.Ф. Шафранов-Куцев. Новые ориентиры модернизации профессионального образования в условиях информационного взрыва// Образование и наука. Изв. УрО РАО. -2012. -№ 4 (93).- с.23-16
12. World Communication and Information Report. 1999-2000 UNESCO Statistical Office. Paris: 1999. - P. 174.
ТYЙIН
Г.Ф. ШАФРАНОВ-КУЦЕВ
АКПАРАТТЫК ЖАРЫЛЫС ЖАГДАЙЫНДАГЫ КЭС1БИ Б1Л1МД1 МОДЕРНИЗАЦИЯЛАУДЫИ ЖАНА БАГЫТТАРЫ
Тюмень мемлекетпк университетi, Тюмень, Ресей
Ма^алада заманауи а^параттьщ жарылыстын характерi мен масштабтары, онын материалдыщ вндiрiс сферасындагы, бгглм берудегi нэтижелерi сарапталады. Кэсiптiк дайындыщтын барлыщ жYйелерiн тYбегейлi жаналауды талап ететш жана а^параттын жарылыс^а у^сас всуiнiн толуымен ^атар, моралдыщ бар бгтмын белгiлi бвлiгiнiн ескiруi, кез келген маманнын компетенциясынын жартылай ^улдырау кезенiнiн шапшандыгы жYредi. А^параттыщ ^огамды дамыту логикасынын взi ^огамдыщ жогары бiлiм беруге, мамандардын бiлiктiлiгiн арттырудын тYрлi формаларын ^олдануга квшу туралы сура^ фяды. Байланыстын телекоммуникациялы^ ^уралдарын, а^паратты^ технологияларды ма^сатты тYPде дамыту жагдайында о^у орындарында кэсiби бгтм жылдам желiленедi, онын уйымдастырылуы мен мазмунына сэйкес амалдар алмасады. Принцип^ жана ^урылымдармен айры^шаланган жогаргы о^у орындарынын кiтапханалары кYштi а^паратты^- мтапханалы^ орталыщтарга айналады.
Автор адамдардын бгшмдгшк денгейiн удайы квтерiп отыру -тургындардын вмiр сапасын жа^сартатын, прогреске апаратын ен ^ыс^а жол деген фрытындыга келедi.
Негiзгi сездер: а^параттыщ жарылыс, а^параттыщ технологиялар, кэсiби бiлiм, маманнын компетентлпнщ жартылай ^улдырауы, о^у орындарын желiлеу, а^параттыщ-ютапханалыщ орталыщ.
SUMMARY
G.F. SHAFRAN OV-KUTSEV
NEW ORIENTATORS OF MODERNIZATIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF INFORMATION EXPLOSION
Tyumen State University, Tyumen, Russia
The article analyzes the peculiarities and scales of the modern informational outburst, its implications in industrial and vocational training spheres. Simultaneously, along with the growing accumulation of the information data, a considerable part of the recently stored knowledge becomes obsolete. It results in shortening a half-decay period of specialist's competence and therefore, requires the cardinal updating of the vocational training system. The logic of information society development brings forth the need for the compulsory higher education and various new forms of further training. Fast growing number of telecommunication facilities and information technologies make it possible to establish the unified chain of vocational training institutions over the Internet and transform the methodology approaches to organization and content of the vocational education. Their libraries tend to turn into powerful informational library centers with fundamentally new functions. The author makes the conclusion that the growing level of people's education is the fast way to social progress and the life standards rising.
Key words: informational outburst, information technology, vocational training, half-decay period of specialist's competence, tertiary education, establishing the chain of educational institutions over the Internet, informational library center.
УДК 378
А.Н. ЛЕЙБОВИЧ
МЕТОДОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ
Федеральный институт развития образования, Москва, Россия
Коренные изменения в социально-экономической сфере, происшедшие в России после 1992 г., в значительной мере затронули систему профессионального образования и почти не коснулись системы квалификаций. Так, например, за последние годы была проведена коренная реформа профессий начального профессионального образования (НПО): 1200 включенных в тарифно-квалификационные справочники профессий, по которым велась подготовка рабочих, были заменены менее чем 300 профессий широкого профиля (которые сгруппированы примерно в 60 направлений подготовки, единые с направлениями высшего и среднего профессионального образования).
Фактически был создан прецедент интеграции отдельных узких квалификаций в более крупные единицы-профессии НПО (до этого времени профессий НПО не существовало, подготовка велась по отдельным узким позициям тарифно-квалификационного справочника). Созданы предпосылки для существенного сокращения в ближайшей перспективе количества
образовательных стандартов НПО и СПО - до нескольких десятков. Однако задачу формирования для этих профессий современных профессиональных стандартов (или хотя бы полноценных профессиональных характеристик) еще предстоит решать совместно с объединениями работодателей и заинтересованными государственными ведомствами [2].
В 1993 г. в высшей школе впервые была введена подготовка бакалавров и магистров. С 2011 г. двухуровневая подготовка стала основной. Между тем на языке профессиональных квалификаций она пока не предъявлена рынку труда. Так называемые квалификации по образованию - бакалавр и магистр -не имеют систематического описания для различных видов экономической деятельности и не прозрачны для работодателей.
Эти и ряд других возможных примеров показывают, что развитие национальной системы квалификаций (НСК) существенно отстает не только от запросов э ко н о м и ки , н о и от тр е бо в а н и й р е ф о р м ы