Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Literature
1. Aksenov, K. V. Organization of the military professional officers training in command military institutes. — Yaroslavl’, 2002.
2. Bayborodova, L. V., Rozhkov, M. I. Educational process in the modern school. — Yaroslavl’, 1997.
3. Kalinin, A. V. The fundamentals of pedagogical training of servicemen of the Internal Troops. — St.-Petersburg, 2006.
4. Kosobutsky, A. O. Pedagogical conditions of the future officers training of the Internal Troops of the Interior Russia as the organizers of the moral and psychological support. — St.-Petersburg, 2008.
5. Filimontsev, N. M., Stepanova, E. N. Psychological fundamentals in the cadets’ team guidance. — St.-Petersburg, 2008.
УДК. 378. 02: 372.8 М.Б. Лебедева*
Новые образовательные стандарты высшего профессионального образования и выбор технологий обучения
В статье рассматриваются подходы к анализу компетенций, сформулированных в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, и представляются технологии обучения, которые необходимо использовать в условиях модернизации профессионального образования.
Ключевые слова: образовательные стандарты, компетентностный подход, компетенции, технологии обучения.
M. Lebedeva*. New educational standards in the higher education and selection of the educational technology. The article examines the approaches to the analysis of competencies set in educational standards of higher professional education and training technologies seem to be used in the modernization of vocational education.
Keywords: educational standards, the competence approach, competencies, educational technology.
Главной движущей силой всех современных реформ высшего образования выступает возрастание требований к уровню интеллектуального и нравственного развития человека с высшим образованием, к его социальной и профессиональной готовности, необходимой для жизни в современном быстро меняющемся и усложняющемся мире, и связанное с этим стремление внести адекватные изменения в цели, содержание и организацию систем высшего образования и закрепить их как новые социальные нормы для функционирования и развития таких систем [8, 9].
В 2006 г. в двух регионах России было проведено анкетирование, ставившее целью определить, какие профессиональные качества (компетенции) выпускников высших учебных заведений наиболее востребованы на рынке труда. Результаты анализа показали, что знания и умения по специальности не являются единственным, востребованным на работе.
Около десятка других компетенций получили более высокие коэффициенты значимости: аналитическое мышление, умения быстро осваивать новую информацию, вести переговоры, работать в стрессовой ситуации, эффективно использовать рабочее время, работать в группе, грамотно выражать свои мысли, работать над укреплением своего авторитета, работать на компьютере и в Интернете, составлять отчеты.
Некоторые другие компетенции получили коэффициенты, сопоставимые с коэффициентом значимости по компетенции «знания по специальности». Среди таких компетенций — общие знания в различных областях, умение мотивировать других людей к работе, способность находить новые и оспаривать существующие идеи [1]. Поэтому не случайно в основу построения российских федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения высшего профессионального образования ФГОС ВПО положен компетентностный подход.
Отечественные специалисты в области высшего образования полагают, что компетентностный подход позволит [2, 3, 4, 6]:
- перейти в профессиональном образовании от ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;
- положить в основание обучения стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможностей трудоустройства и выполняемых задач;
- поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированное требование к результату образовательного процесса;
* Лебедева, Маргарита Борисовна, доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Учреждения Российской академии образования «Институт педагогического образования» (ИПО РАО), заведующая кафедрой дополнительного педагогического образования РГПУ им. А.И. Герцена.
* Lebedeva, Margaret. Doctor of Education, Associate Professor, Chief Researcher Institution of the Russian Academy of Education «Institute of pedagogical Education», head of department additional teacher’s education Herzen University.
Статья поступила в редакцию 2 февраля 2011 года.
- более тесно увязать цели с ситуациями применимости в мире труда;
- перейти к формированию «переносимых» знаний и умений в процессе овладения фундаментальными знаниями в области будущей профессиональной или социальной деятельности;
- ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций.
Компетентностный подход является основой построения ФГОС ВПО нового поколения. ФГОС ВПО нового поколения призваны:
- стать проводниками перспективных отечественных, международных и европейских тенденций реформирования и развития высшего образования исходя из стратегических интересов и культурно-образовательных традиций России;
- обеспечить универсальность, фундаментальность высшего образования и его практическую направленность.
В ФГОС ВПО нового поколения компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки и интегрирующие начала «модели» выпускника. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его профессиональную деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса. Компетенции подразделяются на две группы: общекультурные (универсальные, надпредметные) и профессиональные (предметноспецифические, предметно-специализированные). Первые являются переносимыми и менее жестко привязанными к объекту и предмету труда, вторые отражают профессиональную квалификацию.
В стандарте компетенция (от лат. competens — способный) трактуется как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений [2].
Однако вслед за А. Стеганцевым [10] представляется необходимым структуру общекультурных и профессиональных компетенций рассматривать более комплексно и системно, как представлено на схеме 1.
Принципиально, что в состав компетенции входят не только знания, умения, навыки, личностные качества, но и такие важные компоненты, как алгоритмы профессиональной деятельности, психические установки.
Психологическая составляющая в структуре компетенции играет очень важную роль. Любой современный специалист должен владеть такими психологическими навыками, как эмпатичность (личностное качество, умение или способность чувствовать другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с их же позиций, и в то же время способность объяснить другим свое понимание и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления другим), коммуникабельность, стрессоустойчивость, креативность, решительность, интернальность (доминирование внутреннего контроля над внешним). Важны также такие психологические установки, как мотивированность к своей профессиональной деятельности, готовность к изменениям, доброжелательный настрой по отношению к коллегам и клиентам, мотивированность по отношению к профессиональному и личностному росту. Эти психологические качества и установки не формируются у студентов сами по себе автоматически, их формированию и развитию должно уделяться большое внимание в учебном процессе современного вуза [7].
Схема 1
Важно также учитывать, что одной из ключевых позиций болонского процесса является обучение в течение всей жизни (LLL — life long learning). Обучение в течение всей жизни предполагает предоставление каждой личности возможности реализации своего потенциала во всех возрастах, вне зависимости от места и времени и иных обстоятельств: на работе, в школе, в университете, в детском саду и яслях, дома и даже по пути с работы домой, используя все возможные каналы и способы и методы обучения. Но способность обучаться в течение всей жизни нужно формировать, поэтому в структуру компетенции заложены способы и механизмы саморазвития, а также способы и механизмы внедрения новых форм деятельности.
Более подробное описание элементов компетенции представлено в табл. 1.
Следовательно, в учебном процессе современного вуза должна ставиться задача формирования компетенций в соответствии с запланированным профилем, как показано на схеме 2.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Таблица ]
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЕТЕНЦИИ
ЭЛЕМЕНТ ОПИСАНИЕ КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ
1. Алгоритмы (технология) эффективной деятельности Последовательность «шагов» и их характер, оптимальные для достижения запланированного результата в данных условиях, а точнее, набор таких последовательностей, в целом похожих друг на друга, но различных для различных условий и для различного уровня качества Из каких этапов состоит моя деятельность?, Какие задачи каждого этапа?, Что, в каком случае, как делать?
2. Теоретические знания Систематизированная информация о выполняемой деятельности, а также об условиях этой деятельности, ее объектах и субъектах. Необходимы для осознанного формирования навыков, а также для формирования и вариативного применения алгоритма эффективной деятельности Как это все устроено?
3. Психологические установки Понимание смысла осуществляемой деятельности, позитивное отношение к ней, уверенность в своих силах. Интегративными характеристиками компетенции с точки зрения установок являются МОТИВАЦИЯ и ЦЕЛЬ Как я отношусь к этой деятельности?, Что она мне дает?, Что я хочу добиться в результате?
4. Умения и навыки Набор «программ», позволяющих эффективно реализовывать алгоритм эффективной деятельности Что (и насколько качественно и автоматизировано) мне необходимо уметь делать для того, чтобы реализовывать алгоритм эффективной деятельности во всех необходимых мне вариациях?
5. Личностные и профессиональные качества Обеспечивают качество, а зачастую и саму возможность реализации всех выполняемых действий Каким мне нужно быть, чтобы успешно применять все необходимые мне навыки и умения?
6. Профессиональный опыт Обеспечивает стабильность и экономичность реализации выбранного алгоритма деятельности, особенно в сложных условиях (на фоне усталости, при наличии помех, после долгих перерывов и т.д.) Где можно приобрести профессиональный опыт? Каким образом развивать профессиональный опыт?
7. Способы саморазвития Стремление к постоянному развитию и самосовершенствованию, обучение в течение всей жизни Что и как мне делать для совершенствования всех основных компонентов своей компетенции (знаний, умений и навыков, установок и т.д.)?
8. Способы внедрения новых форм деятельности Обеспечивает постоянное профессиональное саморазвитие, следование изменяющимся стандартам деятельности Что и как мне делать для внедрения новых форм в свою деятельность без ошибок и потери качества?
Таблица 2
КОМПЕТЕНЦИИ - СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ
Компетенция Элементы компетенции
Теоретические знания Умения и навыки Личностные качества Психологические установки
Способен преподавать правовые дисциплины • содержание обучения; • формы и методы организации обучения: • технологии обучения • и другое • планирование учебного процесса; • проектирование материалов; • создание средств диагностики • и другое • эмпатия; • доброжелательность. • аутентичность • и другое • готовность к педагогической деятельности; • установка на повышение эффективности труда • и другое
Алгоритмы деятельности Практический опыт Способы и механизмы саморазвития Способы и механизмы внедрения новых видов деятельности
• проведение урока теоретического обучения; • проведение урока контроля знаний • проведение уроков; • проведение внеурочных мероприятий • готовность к дальнейшему обучения; • установка на участие в сетевых профессиональных сообществах • ориентация на изучение профессиональной литературы и Интернет-ресурсов • ориентация на изучение передового педагогического опыта
Схема 2
Практический опыт
Умения и навыки
Запланированный
профиль
Способы и механизмы ->■ внедрения новых форм деятельности
Психол огические установки
Алгоритмы эффективной деятельности
В табл. 2 показано, как можно провести анализ компетенций, на примере ФГОС ВПО подготовки бакалавра по направлению «Юриспруденция». Для примера была выбрана компетенция «способен преподавать правовые дисциплины», относящаяся к педагогической деятельности.
Важно обратить внимание на то, что в современном учебном процессе должна ставиться задача измерения компетенций у каждого студента с тем, чтобы понимать, что нужно формировать и каким образом именно у этого студента. Поэтому нужны индикаторы, которые позволят измерить уровень сформированности соответствующих компетенций.
Выявление и анализ компетенций имеет позитивное значение для:
- обеспечения дальнейшей прозрачности академических и профессиональных профилей степеней (образовательных программ) и усиления акцента на результаты;
- развития новой парадигмы студентоцентрированного образования;
- повышения трудоустраиваемости выпускников и их гражданственной культуры;
- формирования более адекватного языка для консультаций с заинтересованными кругами.
Внедрение компетентностного подхода должно сопровождаться обновлением образовательных
технологий, при которых инициируется процесс учения вместо процесса обучения, развивается практика оценивания (как говорит М. Люссо, «...оценка никогда не является конечным актом, но выступает перманентным вектором внутри образовательного процесса» [3]). Главной их отличительной характеристикой на современном этапе должна быть студентоцентрированность.
Студентоцентрированность обучения предполагает системные дидактические преобразования, которые приведут к освоению новых принципов структурирования образовательных программ, где результаты обучения выступают индикаторами компетенций, а компетенции рассматриваются как дескрипторы образовательных результатов.
В табл. 3 представлено видение того, какие технологии необходимы для формирования описанных выше элементов компетенции.
Таблица 3
Подходы к развитию отдельных элементов компетенции
Элемент компетенции Организация деятельности Технологии
!• Алгоритм эффективной деятельности Проектно-ориентированная деятельность Проектная технология Кейс-технологии
2. Теоретические знания Интерактивная лекция, семинар, изучение специальной литературы. Технология развития критического мышления Технологии работы в малых группах
3. Установки Коучинг1. Тренинги
4. Умения и навыки Тренинг. Последующая самостоятельная тренировка. Тренинги
5. Личностные качества Тренинг. Последующая самостоятельная тренировка. Тренинги. Технология работы в малых группах
6. Опыт Деловая или имитационная игра. Игровые технологии
7. Способы саморазвития Проектно-ориентированная деятельность Проектная технология
8. Способы внедрения новых форм деятельности Проектно-ориентированная деятельность Проектная технология
1 Коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Важно обратить внимание на то, что в настоящее время существенно расширяется спектр подходов к организации обучения, принципиально важными для учебного процесса становятся тренинги, коучинг и др. подходы, которые пока более целенаправленно и широко используются в корпоративном обучении. На схеме 3 показано, что в настоящее время интегрирующими для педагогических технологий могут быть информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Их интегрирующая роль объясняется тем, что они могут быть и средством представления учебного материала (модульная технология, кейс-технологии, дистанционные образовательные технологии), и средством организации познавательной деятельности (технология развития критического мышления, технология работы в малых группах, проектная технология).
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
1. Компетентностный подход к организации высшего профессионального образования требует пересмотра важнейших методологических позиций в организации обучения.
2. Существенная задача, которая стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами вузов — создать новые образовательные программы, соответствующие ФГОС ВПО нового поколения, и адекватное им методическое обеспечение.
3. Должна существенно измениться идеология организации учебно-воспитательного процесса в вузе. При этом речь идет не только о переходе на студентоориентированные технологии, но и о широком использовании принципиально новых форм обучения таких, как тренинги, коучинг и др.
Список литературы
1. Анализ компетенций выпускников российских вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://institutiones.com/general/637-analiz-vipusnikov-vuzov.html.
2. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : методическое пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 114 с.
3. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 3-13.
4. Боев, 0. В., Коростелева, Е. Н., Чучалин, Л. И. Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов / под ред. А.И. Чучалина. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - С. 50-52.
5. Болонский процесс: середина пути / под ред. В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, РосНОУ, 2005. — 379 с.
6. Зимняя, И. Л. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34-42.
7. Колпакова, Е. Ю., Логинова, Н. В. Влияние примера преподавателя на формирование профессиональной компетентности студента // IX Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (25—29 апреля 2005 г.) : мат-лы конф.: В 6 т. — Т. 3. — Ч. 1: Инновационная деятельность в науке и образовании. Педагогика. — Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2005. — С. 305-307.
8. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / под ред. В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. — 352 с.
9. Смирнов, С. А. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. — 2004. — № 1. — С. 43-51.
10. Стеганцев, Л. Компетентностный подход: от профессионального образования к образованию профессионалов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwwstiogantsevru/st/biz_komp-podhod.html.
Literature
1. Analysis of the competencies of Russian higher education institutions graduates [electronic resource]. Mode of access: http://institutiones.com/general/637-analiz-vipusnikov-vuzov.html
2. Baidenko, V. I. Competence approach to the design of state educational standards of higher education (methodological issues). MI: Research Center for Problems of quality training, 2005. - 114.
3. Baidenko, V. I. Competence in vocational education (to the development of competence-based approach) / / Higher education in Russia. — 2004. — № 11. — P. 3-13.
4. Boyev, O.V., Korostelyova, E.N., Chuchalin, A.I. Design master’s degree programs through planning skills of specialists / Ed. A.I. Chuchalin. — Tomsk, 2007. - P. 50-52.
5. The Bologna process: the middle of the way / VI. Baidenko. MI: Research Center for Problems of quality training, RosNOU, 2005.
6. Zimnyaya, I. A. Key Competencies — a new paradigm of education result // Higher education today. — 2003. — № 5. — P. 34-42.
7. Kolpakov, E., Loginova, N.V. The influence of the tutor on the formation of professional competence
of the student / / IX All-Russia. Conf. Students and young scientists «Science and Education» (25-29 April 2005): Proceedings of the conference. at 6 m. T. 3. Part 1.: Innovation in science and education. Pedagogy. — Tomsk, 2005. — P. 305-307.
8. Major trends in higher education: a global dimension and the Bologna Ed Scient / Ed.
V. Baidenko. - M.: Research Center for Problems of quality training, 2010.
9. Smirnov, S. D. The Bologna Process: Prospects for Development in Russia // Higher education
in Russia. — 2004. — № 1. — P. 43-51.
УДК 37.022
Н.Л. Масленникова*
Дидактические условия эффективного обучения курсантов вузов внутренних войск МВД России активному владению иностранным языком
В статье обобщаются психолого-педагогические и дидактические основы методик активного и пассивного владения иностранным языком и даются рекомендации по формированию умений и навыков.
Ключевые слова: дидактика, пассивный и активный запас слов, речевая деятельность, аудирование.
N. L. Maslennikova*. Didactics for effective cadets’ training in active use of foreign languages at the higher military institutes of Russian Interior Ministry Forces. The author of the article generalizes psychological and pedagogical, didactic methodologies’ fundamentals of active and passive foreign language abilities. Recommendations for developing skills are mentioned in the article too.
Keywords: didactics, active and passive vocabulary, speech activity, audio.
Проблема овладения иностранным языком занимает специалистов в области психологии, дидактики, лингвистики уже многие годы.
Значимость этой проблемы сохраняется и в наши дни. Почему же многие люди, закончившие высшие учебные заведения, не знают иностранного языка?
Иногда язык сравнивают с живым организмом, где грамматический строй является позвоночником, обеспечивающим и поддерживающим функционирование всех органов. А лексика является мышечной тканью. Это, конечно, очень упрощенно, но по сути правильно. Без грамматики речь перестает быть речью, она превращается в простой набор слов. А что касается количества слов, которым пользуется человек, то их, как мышц, может быть больше или меньше. Англичане, имеющие многовековой опыт обучения чужеземцев своему языку, считают, что минимум, который позволяет человеку не пропасть в иноязычной обстановке, составляет 500 слов, а выпускники средних школ понимают в среднем 30-40 тыс. слов, употребляют — 10 тыс. слов. Это соответствует закономерности важной для дидактики как средней, так и высшей школы: пассивный словарный запас человека в несколько раз превышает его активный запас [10].
Говорить о запасе слов в цифровом выражении — занятие малоперспективное, т.к. все количество слов, которое вы знаете в родном или иностранном языке, делится на активный и пассивный запас.
Малообразованный человек, регулярно смотрящий телевизор, понимает 90% того, что говорится по радио или с экрана телевизора, но сам он пользуется приблизительно третьей частью слов тех, которые понимает. Грамматический строй любого языка является замкнутой системой, т.е. он жестко ограничен существующими в языке правилами, он не изменяется и не расширяется. Что касается лексики, она представляет собой открытую систему — громадную, многоликую, многозначную, практически не познаваемую до конца одним человеком. Именно лексическая сторона речи отражает образованность, память, начитанность и общий культурный уровень человека.
Л.В. Щерба [11] разработал концепции, на основе которых отечественные методисты создали методики обучения различным видам иноязычной речевой деятельности [5]. Они указали на ряд важных теоретических положений, способствующих созданию разных методик для активного и пассивного овладения языком, подготовили словари-минимумы для средней школы, учебники и программы, в которых подразделяется языковой материал, предназначенный для активного и пассивного усвоения, обосновали необходимость использования разных типов упражнений для обучения устной речи.
*Масленникова, Наталия Леонидовна, доцент кафедры, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206 Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д. 1. Тел.: 744-70-92 (внутр.2250). Моб.: 8-911-230-58-59.
*Maslennikova, Nataliya Leonidovna, the docent of foreign languages department of St.-Petersburg military institute of Russian Interior Ministry Forces. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov street, 1. Tel.: 744-70-92 (internal 2250).
Статья поступила в редакцию 3 ноября 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011