НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСИЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И.Ю. СИЗОВ
кандидат юридических наук
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
E-mail: siziv158@yandex.ry
Аннотация. Рассмотрены основные изменения, вступившие в силу во второй половине 2013 г., которые касаются усиления ответственности за нарушение миграционного законодательства. Ключевые слова: незаконная миграция, ответственность за незаконную миграцию.
NEW DIRECTIONS FOR STRENGTHENING OF RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF IMMIGRATION LAW
I.YU. SIZOV
candidate of jurisprudence
Annotation. This article is devoted to the major changes that come into force in the second half of 2013, relating to the enhancement of responsibility for violating immigration laws. Keywords: illegal migration, responsible for illegal migration.
Для успешного решения проблем, связанных с миграцией, например, упорядочения рынка труда, повышения налогооблагаемой базы, снижения уровня преступности, необходим постоянный мониторинг правоприменительной практики, анализ текущего состояния и прогноз развития миграционных процессов. Такая комплексная задача предполагает осуществление, в первую очередь, мер политического, правового, организационного и иного характера при условии координации усилий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и гражданского общества в соответствии с законодательством, регламентирующим отношения в сфере миграции. С учетом общественного мнения в последние годы органами российского государства сделан ряд шагов по решению проблем, связанных с нелегальной миграцией. К ним необходимо отнести, в первую очередь, усиление юридической ответственности в соответствующей сфере и усложнение порядка въезда на территорию России иностранных граждан.
Так, была введена административная ответственность за нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления компетентных органов о
привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности на территории РФ. Ранее законодательством напрямую устанавливалась ответственность только за факт неуведомления компетентных органов, т.е. несвоевременное уведомление не являлось основанием для привлечения к ответственности. Начиная с 9 августа 2013 г. в качестве состава административного правонарушения рассматривается и нарушение порядка и (или) формы соответствующего уведомления. Иными словами, теперь работодатель может быть привлечен к административной ответственности и за пропуск установленного законом срока уведомления.
Ст. 18.15 КоАП РФ дополнена ч. 5, которая устанавливает новый вид ответственности работодателя: за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления компетентных органов при привлечении высококвалифицированных специалистов. Уведомления должны касаться:
ф исполнения обязательств по выплате им заработной платы (вознаграждения); ф расторжения с ними трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ, оказание услуг);
V- предоставления им отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года; ф постановки высококвалифицированного специалиста на учет в налоговом органе. Ст. 18.8 КоАП РФ дополнена новой частью, устанавливающей административную ответственность с обязательным выдворением иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации в случае нарушения иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или, в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
За определенные правонарушения, совершенные на территории Москвы и Московской области, устанавливается специальная повышенная административная ответственность. К таким правонарушениям относятся нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся:
ф в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации; в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или, в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания; V- несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий.
Следует отметить, что административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за повторное в течение одного года совершение административного правонарушения.
Были также внесены изменения в Федеральный закон № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», которые были направлены на уточнение оснований, при которых въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается и при которых въезд может быть не разрешен. Кроме того, Устанавливаются ранее отсутствовавшие основания, при которых въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не будет разрешен.
Так, в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства может быть вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. К основаниям принятия такого решения относятся случаи, если иностранный гражданин или лицо без гражданства:
1) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушили правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, таможенные правила, санитарные нормы, — до устранения нарушения;
2) сообщили заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в Российской Федерации;
3) неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, — в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности;
4) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания, за исклю-
чением случаев отсутствия возможности покинуть территорию Российской Федерации по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в Российской Федерации, либо вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или иных явлений стихийного характера, — в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в случаях, если:
1) это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения;
2) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, — в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;
3) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства неоднократно (два и более раза) выносилось решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, — в течение десяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;
4) в период предыдущего пребывания в Российской Федерации в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства была прекращена процедура реадмиссии в соответствии со
ст. 32.5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», — в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации;
5) иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
6) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством Российской Федерации, — до их представления;
7) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, — до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан;
8) при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и последующего выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
9) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;
10) иностранный гражданин или лицо без гражданства использовали подложные документы;
11) иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты на-
лога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией, — до осуществления соответствующих выплат в полном объеме. Порядок погашения иностранными гражданами и лицами без гражданства такой задолженности определяется Правительством Российской Федерации;
12) иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной от-
ветственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, — в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Х. ХАДИСОВ
заместитель начальника кафедры административного права Московского университета МВД России,
кандидат юридических наук
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы правового статуса сотрудника органов внутренних дел и его самостоятельной разновидности — сотрудника полиции; разъясняются особенности их служебных прав и обязанностей.
Ключевые слова: правовой статус, права, обязанности, должностной регламент, нормативные правовые акты, конфликт интересов, ограничения и запреты, публичные высказывания и оценки.
FEATURES OF LEGAL STATUS OF THE EMPLOYEE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
G.H. HADISOV
the deputy chief of chair of administrative law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia,
the candidate of jurisprudence
Annotation. In article topical issues of legal status of the employee of law-enforcement bodies, and his independent version, the police officer are considered, features of their office rights and duties are explained.
Keywords: legal status, rights, duties, official regulations, functional audit check, regulations, conflict of interests, restrictions and ban, public statements and estimates.
Чем больше объем провозглашенных и законодательно закрепленных за сотрудником органов внутренних дел прав и свобод, чем полнее они гарантированы государством, а также чем совершен-
нее механизм исполнения сотрудником органов внутренних дел своих обязанностей, тем выше и его статус. Поэтому статус должен рассматриваться как допустимые и необходимые возможности