УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ, ИНВЕСТИЦИЯМИ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
УДК: 336.711
ББК: 65.262.1
Афанасьева О.Н., Марушкин Э.О.
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОМ РОССИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Afanasyeva O.N., Marushkin E.O.
NEW DIRECTIONS OF REGULATION BY THE BANK OF RUSSIA OF THE ACTIVITIES OF COMMERCIAL BANKS
Ключевые слова: Центральный Банк, нормативы, лицензия, банковский надзор, коммерческие банки.
Keywords: Central Bank, standards, license, banking supervision, commercial banks.
Аннотация: коммерческие банки в современных экономических условиях играют важную роль в процессе повышения кредитно-инвестиционного потенциала. Но для выполнения данной функции банковская система и каждая отдельная кредитная организация должны в полном объеме соответствовать требованиям, которые устанавливает Банк России. В результате постоянных проблем, которые выявляются у банков любых размеров, Центральный Банк продолжает ужесточать требования к коммерческим банкам. Однако, понимая, что для небольших банков выполнение всех этих требований будет тяжелой задачей, Банк России вводит разделение банковской лицензии на универсальную и базовую. Все эти меры необходимы и направлены на развитие такой важной отрасли экономики.
Abstract: commercial banks in the current economic conditions play an important role in the process of increasing the credit and investment potential. But to perform this function, the banking system and each individual credit institution must fully comply with the requirements set by the Bank of Russia. As a result ofpersistent problems that are revealed by banks of all sizes, the Central Bank continues to tighten requirements for commercial banks. However, understanding that for small banks meeting all these requirements will be a difficult task, the Bank of Russia introduces the division of the banking license for universal and bank. All these measures are necessary and aimed at the development of such an important sector of the economy.
Неустойчивость банковского сектора Российской Федерации не может оставаться без внимания Центрального Банка. Большое количество банков за последние 5 лет были лишены лицензии или стали объектом санации. В этих современных условиях нашему Центральному Банку необходимо было пересмотреть свои стандарты и подходы к развитию банковской системы для ее эффективной оптимизации. Ведь от состояния банковской системы зависит кредитно-инвестиционный потенциал всей экономики в целом, который служит основным драйвером национальной экономики.
Неблагоприятные перспективы отечественной банковской системы связаны с постоянным и стабильным снижением количе-
ства кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций: за последние 5 лет данный сегмент сократился примерно на 40% (на 01.09.2012 количество кредитных организаций - 963, на 01.09.2017 - всего 576)1.
Подобная тенденция прослеживается и в количестве филиалов действующих кредитных организаций на территории Российской Федерации: на 01.09.2012 их количество было 2674, но на 01.09.2017 осталось всего 947 таких филиалов, то есть падение
1 ЦБ РФ «Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/ prmtaspx?ffle=bank_system/inform_ 17. htm&pid=lic&si d=itm 43766
за 5 лет составило 65%.
В Российской Федерации банковская система находится в новой экономической парадигме. Она обусловлена серьезными структурными изменениями: сокращение количества мелких банков и увеличение роли системообразующих, в особенности государственных банков. По некоторым данным, доля активов госбанков уже достигает 70% во всем секторе.
Такое масштабное сокращение мелких и средних банков связано с различными экономическими факторами:
- в данный промежуток времени в банковском секторе сильно снизились объемы доходов, в результате чего стабильно и законно функционировать многим стало непосильно;
- ужесточение денежно-кредитной политики Центральным Банком, что приводило к изыманию той небольшой доли прибыли банков на удовлетворение требованиям регулятора;
- отток финансовых средств инвесторов и населения из банков в результате низких до-ходностей при относительно больших рисках.
Как результат, банки с маленькими финансовыми ресурсами находились в тяжелом положении, что вынуждало их идти на незаконные меры. Зачастую банки либо раздували объем своих активов, либо, наоборот, скрывали свои пассивы.
В результате этого отзывы лицензий посыпались один за другим, что привело к таким серьезным сокращениям.
Для стабилизации банковского сектора и защиты ее от кредитных организаций, чья деятельность связана либо с повышенным риском, либо с противоправной деятельностью, Центральный Банк принял системообразующее решение - разделение банковской лицензии на универсальную и базовую.
Причиной послужило то, что мелкие и средние банки, встраиваясь в систему, становятся хоть и небольшими, но важными игроками. Но эти банки зачастую связаны либо с нелегальной деятельностью или теневой экономикой, либо действуют в условиях постоянных убытков. Это и становится причинами для отзывов лицензии.
Для решения данной проблемы с 01.06.2017 вступил в силу Федеральный за-
кон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на регулирование банков с различными объемами и характерами операций. Данный закон позволит оградить небольшие банки от рискованной или неправомерной деятельности.
По статистическим данным Центрального Банка на 01.07.2017, в Российской Федерации банки по объему капитала разделяются на следующие группы (рисунок 1):
■ От 500 до 700 миллионов рублей
■ От700 миллионов до 1 миллиарда рублей
■ Свыше 1 миллиарда рублей
Рисунок 1 - Распределение количества банков по объему капиталов1
По диаграмме мы видим, что количество банков с капиталом свыше 1 миллиарда рублей - 286 из 516 или 55%. Данная цифра, на наш взгляд, не должна считаться неудовлетворительной: все зависит от экономической конъюнктуры отдельной страны.
До введения этого закона банкам для продолжения своей деятельности было проще либо объединяться в одно юридическое лицо, либо создавать негласные союзы (например, БОМП - «Бинбанк», «Открытие», «МКБ» и «Промсвязьбанк»).
Новым законом российские банки делятся на две группы по объему капитала: на тех, у кого не менее 300 миллионов рублей, и тех, кто имеет капитал не менее 1 миллиарда. Первые получают базовую лицензию, вторые -
1 Развитие пропорционального регулирования банковского сектора в Российской Федерации - Федеральный закон от 01.05.2017 № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» URL: http://www.cbr.ru/ Press/press_centre/events/02062017.pdf
универсальную. Для небанковских кредитных организаций минимальный размер капитала будет составлять 90 миллионов рублей. Теперь мы можем проанализировать, сколько банков получат ту или иную лицензию. Скорее всего, сложится такая ситуация, что банков с универсальной лицензией будет больше, чем с базовой. С учетом того, что количество банков с относительно небольшим объемом капиталом постоянно сокращается, то доля кредитных организаций универсальной лицензии будет только расти.
Использование пропорционального банковского регулирования, по мнению ответственных лиц, способно обеспечить создание необходимой нормативно-правовой базы для поддержания конкуренции, а также для стабилизации и придания устойчивости всей банковской системы. Также известно, что мелкие и средние кредитные организации являются наиболее оптимальной базой для развития доступности кредитных инструментов, финансовых ресурсов для физических лиц и для малого и среднего бизнеса в различных субъектах Российской Федерации.
Вводя данную меру, Центральный Банк не только номинально разделяет банки по объему капитала и ограничивает некоторые операции. Теперь банки с базовой и универсальной лицензией будут выполнять различные нормы нормативов, где для банков с базовой лицензией будут менее жесткие требования. Смягчение этих требований - решение одной из главных проблем для маленьких и средних банков в России сегодня, поэтому они, в большинстве случаев, рады такому введению.
Для более детального понимания основных различий, которые будут между банками разных лицензий, рассмотрим отличительные особенности такого разделения. Для начала выделим то, чем банки с базовой лицензией будут различаться:
1. Во-первых, как было сказано выше, объем капитала должен быть не менее 300 миллионов рублей, в отличие от универсальной, где минимальный размер капитала должен быть 1 миллиард рублей. Для мелких и средних банков ничего не поменялось, но теперь только крупные банки могут выполнять весь свой функционал, поскольку будут иметь достаточно финансовых ресурсов.
С 01.06.2017 все банковские организации независимо от объема капитала получают универсальную лицензию. Для банков, кто хочет изменить ее на базовую, необходимо до 01.01.2019 провести специальную процедуру, установленную Центральным Банком.
Стоит также отметить, что банки с базовой лицензией, которые либо достигли уровня капитала в 3 миллиарда, либо имеют объем капитала не менее 2,7 миллиардов в течение последних 12 месяцев, должны будут соблюдать требования, которые выполняют банки с универсальной лицензией.
2. Для банков с базовой лицензией будут применяться только 5 видов нормативов:
a) совокупный и основной нормативы достаточности капитала;
b) один норматив текущей ликвидности;
c) два норматива концентрации кредитного риска.
Для норматива Н6 с 01.01.2018 в течение 5 лет устанавливается специальный коэффициент при расчете данного норматива, который будет равным 0,8.
Также стоит отметить, что банки с базовой лицензией не будут выполнять нормативы, которые вводятся Центральным Банков с 01.01.2018, а именно нормативы чистого стабильного фондирования и финансового рычага.
В результате банки с универсальной лицензией будут выполнять большее количество нормативов и в более жесткой форме.
3. Банкам с базовой лицензией, в отличие от универсальной, запрещается проводить определенные банковские операции:
a) открытие счетов в иностранных банках, за исключением случаев участия в иностранной платежной системе;
b) проведение лизинговых операций;
c) привлечение во вклады драгоценных металлов;
ё) выдача гарантий иностранным юридическим лицам.
Ограничение это связано с тем, чтобы оградить мелкие банки от рискованных операций или от проведения противозаконной деятельности.
4. Разрешается не применять новых технически сложных международных стандартов, которые в будущем будут разрабатываться. В свою очередь, банки с универ-
сальной лицензией будут обязаны следовать всем нововведениям.
5. Более щадящие требования к составлению отчётностей, в том числе и МСФО. Например, Центральный Банк подготовил законопроект, согласно которому с 01.01.2018 устанавливается, что головные кредитные организации банковской группы или головные организации банковского холдинга, чьи ценные бумаги допущены для обращения на организованных торгах, будут обязаны проводить аудит промежуточной финансовой отчётности, которая должна будет составлена согласно международным стандартам финансовой отчетности.
Еще одним важным требованием с 2017 года стало расширение перечня информации в финансовой отчетности. Так банкам с универсальной лицензией необходимо будет предоставлять дополнительно следующую информацию:
об операциях с иностранными контрагентами;
об обремененных активах кредитной организации;
— об объеме наиболее рискованной части заемного портфеля, по которому резервы на возможные потери сформированы в меньшем размере, чем это указано в критериях Банка России, и о ценных бумагах, находящихся в депозитариях, удовлетворяющих критериям Банка России для формирования повышенных резервов на возможные потери.
Данное расширение связано с попыткой сделать более прозрачной ту деятельность компании, которая может иметь большие риски для банков.
6. Ограничение операций на бирже. Данным банкам будет разрешено проводить сделки только с ценными бумагами первого котировального списка Московской Биржи. Это снова связано с ограничением проведения рискованных операций.
Стоит более внимательно рассмотреть вопрос развития применения нормативов в российской банковской системе. Центральный Банк продолжает двигаться в этом направлении, придерживаясь рекомендаций Базельско-го комитета по банковскому надзору. С текущего года был введен новый норматив Н25, целью которого является соблюдение кредитной организацией размера риска аффилиро-
ванного с банком лица. Данный норматив вводится, на наш взгляд, из-за приверженности российских банков связывать свою деятельность с определённым кругом лиц. Эти тесные связи банка с другим субъектом экономики приводят к зависимости этой кредитной организации от внешних факторов и действий другой стороны.
Следующим важным нововведением этого года, связанного с рекомендациями Ба-зельского комитета по банковскому надзору, является введение в действие документа «Уточненные требования к раскрытию информации Компонента 3 «Рыночная дисциплина» Базеля II, 2015». Данные требования характеризуются тем, что кредитным организациям необходимо раскрывать информацию, содержащую расчет требований к капиталу в отношении наиболее значимых рисков. Это также включает в себя предоставление специальных таблиц со специальными пояснениями о процедуре управления данными рисками.
Также были повышены коэффициенты риска для проведения некоторых операций, которые Центральный Банк считает рискованными:
при выдаче кредитов юридическим лицам или операций с ценными бумагами в иностранной валюте от 110% до 150% в зависимости от вида операции;
для потребительских кредитов без обеспечения также этот коэффициент повышен до 110%;
—установлен коэффициент риска в размере 100% при вложении в облигации младшего транша секьюритизации.
Для борьбы с рискованными операциями Центральным Банком была введена новая форма отчётности 0409120 «Данные о риске концентрации». Данная форма введена для отражения объема и структуры рискованных операций, приводимых банком. Данная мера позволит полностью осознавать Центральному Банку откуда могут появиться проблемы у тех или иных кредитных организаций.
Данные повышения и нововведения в нормативах для регулирования банковского сектора имеют двойственное влияние на состояние банковского сектора. С одной стороны, данные методы регулирования позволят сделать банковскую деятельность еще более прозрачной. Это позволит вовремя находить
проблемные банки или банки, чья деятельность является рискованной, и предотвращать дальнейшее ухудшение ситуации. Ведь большинство банков ради повышения прибыли идут на высоко рискованные сделки, что, зачастую, несет только еще большие проблемы, с которыми банки справиться не могут.
По результатам 2016 года выяснилось, что 51,7% нарушений кредитных организаций были связаны в ходе неверного отображения кредитного риска. Еще 25,3% нарушений были связаны с осуществлением требований по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. Поэтому, на наш взгляд, можно утверждать, что новые требования и меры помогут еще более эффективно выявлять нарушителей и бороться с ними, поскольку перечисленные меры направлены именно на эту область.
С другой стороны, как раз из-за высоких и жестких требований к кредитным организациям ситуация в банковском секторе остается такой же сложной. Большинство банков вынуждены создавать большие резервы для выполнения нормативов, что отвлекает большое количество денежных средств из оборота, то есть ведет к снижению прибыли.
Можно заметить, что Центральный Банк пошел на некоторые уступки, поскольку небольшим банкам трудно выполнять все те жесткие требования, на которых настаивает Центральный Банк. Снижены требования к нормативам, составлению отчетностей и нет обязательности по выполнению всех без исключения стандартов.
Такие банки, например, освободят от обязательного раскрытия информации об ис-
пользуемых процедурах управления рисками и капиталом, которые регламентируются «Базелем II», а также о расчете требований к капиталу в отношении значимых рисков.
В результате проводимой политики Центрального Банка появились новые методы регулирования банковского сектора, а также ужесточаются уже имеющиеся требования. Совокупность данных мер в перспективе должна придать устойчивость и сбалансированность банковской системе, в которой проблемные элементы будут вовремя находиться и исправляться.
Важным шагом стало изменение российского банковского сектора, заключающееся в разделении банков на кредитные организации с базовой и универсальной лицензией. Это имеет большое значение, поскольку с повышением требований и увеличением количества нормативов мелкие и средние банки могут столкнуться с проблемой, когда вся их прибыль будет идти на выполнение этих требований. Либо данные банки, чтобы остаться на рынке, будут вынуждены проводить хоть и более доходные, но и более рискованные операции и сделки.
В итоге, Центральный банк постарался сбалансированно подходить к решению данной проблемы. Центральный Банк осознает опасную тенденцию в российском банковском секторе, где идет быстрое сокращение банковских организаций. Данное направление может привести к опасной ситуации: полному захвату банковского сектора крупными государственным игроками, которые уже сегодня имеют значительную долю рынка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 01.05.2017 № 92-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" об утверждении "Пропорционального регулирования банковского сектора в действии" [Электронный ресурс]. Центральный Банк, 02.06.2017. - Режим доступа: http://www.cЬr.ru/Press/?PrtId=event&id=1133&PrintVersion=Y.
2. Развитие пропорционального регулирования банковского сектора в Российской Федерации - Федеральный закон от 01.05.2017 №92-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Центральный банк, 01.06.2017. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/Press/press_centre/events/02062017.pdf.
3. Пояснительная записка к проекту указания Банка России «О раскрытии кредитными организациями информации о своей деятельности» [Электронный ресурс]. // Центральный Банк, 22.01.2007. - Режим доступа: http://www.cЬr.ru/press/PR/?flle=061222_1245191.htm.
4. Отчет «О развитии банковского сектора и банковского надзора в 2016 году. [Электронный ресурс]. Центральный Банк, 19.06.2017. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/ puЫ/bsr/bsr_2016.pdf.