Научная статья на тему 'Новые направления подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса'

Новые направления подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / национальный исследовательский университет / образование / подготовка кадров / программные комплексы / топливно-энергетический комплекс (ТЭК). / competence / education / the fuel and energy complex (FEC) / national research university / software packages / training of specialists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Ю. Керимов, А В. Осипов, Р Н. Мустаев

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России играет важную роль в мировом энергетическом сотрудничестве. В связи с возрастающей долей РФ в поставках энергоресурсов на международные рынки перед нефтегазовыми вузами страны как никогда остро стоит задача подготовки высококлассных специалистов для отрасли. Современные реалии ставят перед выпускниками серьезные требования, в числе которых владение как сложным оборудованием, так и инновационными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В Ю. Керимов, А В. Осипов, Р Н. Мустаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW SOLUTIONS IN THE TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE FUEL AND ENERGY COMPLEX

The fuel and energy complex (FEC) of Russia has an important role in the global energy cooperation. Higher educational institutions of the country have the task of training highly qualified specialists for the industry due to the increasing share of Russia in the supply of energy resources to international markets. For graduates are presented strict requirements, including possession of a complex equipment and innovative technologies.

Текст научной работы на тему «Новые направления подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса»

УДК 331.108; 622.276

Новые направления подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса

В.Ю. КЕРИМОВ, д.г.-м.н., проф., завкафедрой теоретических основ поисков и разведки нефти и газа. E-mail: [email protected] А.В. ОСИПОВ, к.г.-м.н., доцент, зам. завкафедрой теоретических основ поисков и разведки нефти и газа. E-mail: [email protected] Р.Н. МУСТАЕВ, к.г.-м.н., доцент, зам. завкафедрой теоретических основ поисков и разведки нефти и газа. E-mail: [email protected] Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (национальный исследовательский университет) (Россия, 119991, Москва, Ленинский пр., д. 65).

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России играет важную роль в мировом энергетическом сотрудничестве. В связи с возрастающей долей РФ в поставках энергоресурсов на международные рынки перед нефтегазовыми вузами страны как никогда остро стоит задача подготовки высококлассных специалистов для отрасли. Современные реалии ставят перед выпускниками серьезные требования, в числе которых владение как сложным оборудованием, так и инновационными технологиями. Ключевые слова: компетенции, национальный исследовательский университет, образование, подготовка кадров, программные комплексы, топливно-энергетический комплекс (ТЭК).

Основой инноваций, развития науки и поставки новой научной информации для развития техники, технологий и социальной среды в настоящее время являются вузы. Примеры тому - Массачусетский технологический университет, Оксфорд, Гарвард, Кембридж и т.д. В СССР наука была условно поделена на три составляющие: академическая (то есть фундаментальная), вузовская и отраслевая. Подобное деление сохраняется и в настоящее время и реализуется на базе РАН, вузов и корпоративных научных центров соответственно.

Проблема фундаментальной науки в том, что она оказалась очень далека от конечного потребителя. Крупнейшим техническим вузам страны в 1990-е годы. удалось занять положение между этими крайностями. Сегодня главной задачей для вузов в области развития науки является доведение исследований и разработок до коммерциализации и практического использования на конкретных объектах. Если государство поддержит интеграцию вузовской и фундаментальной науки, то с учетом традиционно хороших связей вузов с корпоративной наукой и производством по крайней мере от отраслевых вузов можно ожидать хорошего рывка вперед. В вузах сосредоточена молодежь, которая в большей степени хочет познавать, искать что-то новое. На технологическом уровне это может дать революционный результат. В вузе проще заинтересовать молодежь наукой, поскольку в процессе обучения можно выделить наиболее мотивированных и заинтересованных студентов и аспирантов. Обеспечить их переход в академический институт - проблема, а удержать здесь, в вузе, значительно проще. Необходимо способствовать тому, чтобы академическая и вузовская науки работали вместе.

Сегодня одним из важнейших направлений в РГУ нефти и газа (НИУ)

им. И.М. Губкина является инновационная деятельность, то есть разработка инновационных продуктов и технологий, поставляемых на рынок. Таким образом, технологический прогресс в нефтяной и газовой отраслях - это в то же время результат работы вуза и его ученых. В университете продолжают работать и развиваться многие научные школы, которые, без сомнения, являются национальным достоянием страны. Продолжение традиций и восполнение кадров наших научно-педагогических школ обеспечивается за счет кропотливой работы с молодыми учеными и преподавателями, которая начинается еще в период обучения студентов. Губкинский университет ставит своей задачей развитие личностных компетенций обучающихся.

Благодаря отраслевому статусу университета обеспечивается единая и органичная связь между образованием, наукой и производством. Это дает возможность студентам, поступившим в вуз,

получить техническое инженерное образование высшего уровня и в то же время удовлетворяет потребностям нефтяной и газовых отраслей в кадрах. Структура факультетов университета отражает полный производственный цикл от геологической разведки (факультет геологии и геофизики нефти и газа) и разработки месторождений (факультет разработки нефтяных и газовых месторождений) до переработки, экологии (факультет химической технологии и экологии) и транспортировки ресурсов (факультет проектирования, сооружения и эксплуатации систем трубопроводного транспорта).

В РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина разработана и успешно внедрена образовательная технология, которая позволяет в стенах университета имитировать реальную практическую деятельность выпускников в инжиниринговых организациях и на производственных предприятиях нефтегазового комплекса. Технология базируется на системном

Рис. 1. Последовательность технологических операций, реализуемых в учебном процессе

История и педагогика естествознания

4■2016

1. Анализатор Rock-Eval 6 компании Vinci Technologies

использовании новеиших достижении информационных технологий (1Т-инду-стрии), что дало возможность смоделировать в вузе среду профессиональнои деятельности специалистов нефтегазового профиля: нефтегазовые промыслы, предприятия нефтегазотранспорта и нефтегазопереработки и др. На современном интеллектуализированном производстве рабочие места инженеров компьютеризированы и связаны между собой с помощью высокоскоростных вычислительных сетей и соответствующего программного обеспечения, образуя систему и обеспечивая специалистам различных служб, подразделений и даже организаций возможность профессиональной деятельности в едином информационном пространстве. И сегодня ничто не мешает воссоздать в университете эти рабочие места в виде компьютерных тренажеров и связать их аналогично тому, как это сделано в реальности. Технологическое оборудование, которым управляют инженеры различных специальностей, компьютерные тренажеры, называемые в университете автоматизированными рабочими местами, размещены в учебных лабораториях профильных кафедр. В процессе изучения специальных курсов студенты разных специальностей проходят всю цепочку технологических операций - от интерпретации данных геологических и геофизических исследований, построения геологической модели до расчета технологических показателей разработки и экономического анализа (рис. 1). Это позволяет в рамках университета готовить не только профессионалов по отдельным специальностям, но и команды специалистов разных профилей, которые будут работать на одном объекте. Естественно, на месторождении

работают одновременно и буровики, и разработчики, и геологи, и геофизики, и экономисты, и экологи, и представители еще более 20 специальностей. В Губкин-ском университете создана специальная система обучения на базе виртуального нефтегазоперерабатывающего комплекса, которая позволяет развивать профессиональные навыки путем погружения обучаемых в среду будущей профессиональной деятельности. Это позволяет в конечном счете подготовить высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться и применять на практике полученные в ходе обучения знания.

Современные реалии ставят перед РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, обеспечивающим подготовку специалистов для ТЭК, такие задачи, как непрерывное повышение качества подготовки кадров, укрепления связей университета с реальной экономикой, с государственным и частным сектором,

рост востребованности будущих специалистов.

Для оказания компаниям ТЭК методологической и методической поддержки в создании профессиональных стандартов, разработке и реализации программ дополнительного образования и профессиональной переподготовки кадров с опытом работы, ориентированной на овладение ими новыми видами деятельности (профессий) и новыми квалификациями, в РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина осуществляет деятельность институт проблем развития кадрового потенциала топливно-энергетического комплекса (ИПРКП - ТЭК).

С 2010 года утверждена программа развития университета как национального исследовательского университета. Ее цель - сформировать в университете современную среду научно-образовательной деятельности, консолидирующую интеллектуальные, материальные и информационные ресурсы вуза, академической, отраслевой науки и бизнеса, развить в этой среде исследования мирового уровня, организовать проектные и внедренческие работы по приоритетным для топливной энергетики направлениям, реализовать передовые образовательные технологии, чтобы на этой основе обеспечить стабильное пополнение топливно-энергетического комплекса страны высококлассными специалистами, способными взять на себя лидерство в деятельности по его инновационному развитию.

В рамках программы НИУ было приобретено современное наукоемкое технологическое оборудование для оснащения учебно-научных лабораторий и научно-образовательных центров университета. Учебно-исследовательская геолого-геохимическая лаборатория кафедры теоретических основ поисков и разведки нефти и газа была оборудована автоматизированным анали-

Оборудование для определения отражательной способности витринита на базе микроскопа Ceiss Axio Scope 1 и спектрофотометра 308 Craic technologies и рабочая станция Craic technologies на базе ПВМ Acer

4■2016

История и педагогика естествознания

затором Rock-Eval 6 (standart) фирмы VinciTechnologies (Франция) (фото 1) и микроспектрофотометром 308 Craic technologies и рабочей станцией к нему Craic technologies на базе ПВМ Acer (фото 2), предназначенными для определения нефтегазоматеринского потенциала органического вещества (ОВ) осадочных горных пород, выделения нефтенасыщенных интервалов разреза и для оценки степени катаге-нетического преобразования ОВ пород методом определения отражательной способности витринита соответственно. Помимо использования приборов в научных целях они широко применяются в учебном процессе, в частности для проведения лабораторных работ по дисциплинам «Геохимические исследо-

вания и методы при поисках и разведке залежей нефти и газа»; «Геология и геохимия нефти и газа» и др., а также для выполнения курсовых проектов и выпускных квалификационных работ. Обучение студентов навыкам работы с современным лабораторным оборудованием и интерпретации полученных результатов делает их конкурентоспособными на рынке труда, поскольку в настоящее время подобные исследования востребованы ведущими нефтегазовыми компаниями.

Губкинский университет содействует успешному трудоустройству своих студентов. В рейтинге вузов по востребованности выпускников у работодателей университет входит в тройку лидеров. Многие губкинцы работают в

крупнейших российских и зарубежных компаниях нефтегазового профиля, занимая посты директоров, вице-президентов, руководителей департаментов и управлений таких компаний, как ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», Halliburton, Schlumberger и др. Обучение в Губкинском университете - звездный старт для талантливых, амбициозных и трудолюбивых студентов.

Таким образом, РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина сегодня - это один из ведущих исследовательских университетов России, исторически выполняющий приоритетную для государства задачу - подготовку высококвалифицированных кадров для обеспечения устойчивого развития топливно-энергетического комплекса РФ.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Мартынов В.Г. РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина: 85 лет подготовки высококвалифицированных кадров для базовой отрасли страны // Бурение и нефть. 2015. № 4. С. 10-13.

2. Владимиров А.И., Шейнбаум В.С. Подготовка специалистов в виртуальной среде профессиональной деятельности - требование времени // Высшее образование сегодня. 2007. № 7. С. 2-6.

3. Мартынов В.Г., Пятибратов П.В., Шейнбаум В.С. Развитие инновационной образовательной технологии обучения студентов в виртуальной среде профессиональной деятельности // Высшее образование сегодня. 2012. № 5. С. 4-8.

4. Мартынов В.Г. Особенности подготовки кадров в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина // Нефть, газ и бизнес. 2015. № 11. С. 7-13.

5. Мартынов В.Г. Кузница профессиональных кадров для нефтегазовой отрасли // Территория нефтегаз. 2015. № 3. С. 92-94.

6. Керимов В.Ю. Становление и современное состояние фундаментального базиса прогнозирования нефтегазоносности недр // Технологии нефти и газа. 2015. № 5. С. 17-25.

7. Керимов В.Ю., Мустаев Р.Н., Серикова У.С. Проектирование поисково-разведочных работ на нефть и газ: Учеб. пособ.: М. 2015. 200 с.

8. Керимов В.Ю., Мустаев Р.Н., Толстов А.Б. Методология проектирования в нефтегазовой отрасли и управление проектами: Учеб. пособ.: М., 2016. 123 с.

9. Захарченко М.В., Люшин М.М., Осипов А.В. Геохимическая характеристика нефтей Оренбургской области по углеводородам-биомаркерам // Нефтегазохимия. 2015. 4. С. 40-44.

10. Осипов А.В., Вострухов М.Е., Осипова Э.В., Монакова А.С. Геохимическая характеристика органического вещества глубокопогруженных палеозойских отложений южной части Оренбургского Приуралья (Предуральский прогиб) // Нефть, газ и бизнес. 2014. № 9. С. 35-43.

11. Осипов А.В., Мустаев Р.Н., Осипова Э.В., Монакова А.С. Геохимическая характеристика органического вещества глубокопогруженных палеозойских отложений южной части Оренбургского Приуралья (Соль-Илецкий свод) // Нефть, газ и бизнес. 2014. № 10. С. 30-38.

NEW SOLUTIONS IN THE TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE FUEL AND ENERGY COMPLEX

KERIMOV V.Yu., Dr. Sci. (Geol.-Min.), Prof., Head of the Department of Theoretical Basics of Prospecting and Exploration of Oil and Gas. E-mail: [email protected]

OSIPOV A.V., Cand. Sci. (Geol.-Min.), Associate Prof., Deputy Head of the Department of Theoretical Basics of Prospecting and Exploration of Oil and Gas. E-mail: [email protected]

MUSTAEV R.N., Cand. Sci. (Geol.-Min.), Associate Prof., Deputy Head of the Department of Theoretical Basics of Prospecting and Exploration of Oil and Gas. E-mail: [email protected]

Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University) (65, korp.1, Leninskiy Pr., 119991, Moscow, Russia). ABSTRACT

The fuel and energy complex (FEC) of Russia has an important role in the global energy cooperation. Higher educational institutions of the country have the task of training highly qualified specialists for the industry due to the increasing share of Russia in the supply of energy resources to international markets. For graduates are presented strict requirements, including possession of a complex equipment and innovative technologies. Keywords: competence, education, the fuel and energy complex (FEC), national research university, software packages, training of specialists.

REFERENCES

I. Martynov V.G. Gubkin Oil and Gas University: 85 years of training highly qualified personnel for the country's basic industries. Burenie ineft', 2015, no.

4, pp. 10-13 (In Russian).

Vladimirov A.I., Sheinbaum V.S. Training in the virtual environment of professional activity - the requirement of time. Vyssheye obrazovaniye segodnya, 2007, no. 7, pp. 2-6 (In Russian).

Martynov V.G., Piatibratov P.V., Sheinbaum V.S. The development of innovative educational technologies of training of students in the virtual environment of professional activity. Vyssheye obrazovaniye segodnya, 2012, no. 5, pp. 4-8 (In Russian). Martynov V.G. Features training in Gubkin Oil and Gas University. Neft', gaz i biznes, 2015, no. 11, pp. 7-13 (In Russian). Martynov V.G. Forge of professional personnel for the oil and gas industry. Territoriya neftegaz, 2015, no. 3, pp. 92-94 (In Russian). Kerimov V.Iu. Formation and the current state of the fundamental basis of subsurface oil and gas potential prediction. Tekhnologii nefti i gaza, 2015, no.

5, pp. 17-25 (In Russian).

Kerimov V.Iu., Mustaev R.N., Serikova U.S. Proektirovanie poiskovo-razvedochnykh rabot na neft' i gaz [Design exploration for oil and gas]. Moscow, 2015. 200 p.

Kerimov V.Iu., Mustaev R.N., Tolstov A.B. Metodologiya proyektirovaniya vneftegazovoy otraslii upravleniyeproyektami [The methodology of design in the oil and gas industry and project management]. Moscow, 2016. 123 p.

Zakharchenko M.V., Lyushin M.M., Osipov A.V. Geochemical characteristics of oils Orenburg region of hydrocarbon biomarkers. Neftegazokhimiya, 2015, no. 4, pp. 40-44 (In Russian).

10. Osipov A.V., Vostrukhov M.E., Osipova E.V., Monakova A.S. Geochemical characteristics of organic matter of Paleozoic deep horizons of the southern part of the Orenburg PreUrals (PreUrals foredeep). Neft', gaz i biznes, 2014, no. 9, pp. 35-43 (In Russian).

II. Osipov A.V., Mustaev R.N., Osipova E.V., Monakova A.S. Geochemical characteristics of organic matter of Paleozoic deep horizons of the southern part of the Orenburg PreUrals (Sol-Iletsky arc). Neft', gaz i biznes, 2014, no. 10, pp. 30-38 (In Russian).

История и педагогика естествознания

4■2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.