Новые модели
РАДИОТЕЛЕФОНОВ
на рынках Восточной Европы
Недавно журнал Eastern European Wireless Communications опубликовал аналитический обзор, касающийся ситуации на восточноевропейском рынке радиотелефонов и прогноза его развития. Основной вывод материала состоит в том, что внедрение WiFi и постепенный переход к конвергенции стационарных и мобильных сетей связи (FMC) станут движущими факторами к появлению на этом рынке нового поколения радиотелефонов.
Ниже приводится краткое изложение данной статьи
|елью FMC является обеспечение пользователей единым устройством с единым номером для всех видов услуг фиксированной и мобильной связи, включая речевую и электронную почту, а также большой перечень других сервисов и функций. В 2007 г. ожидался значительный рост продаж радиотелефонов с функций WiFi, и хотя в реальности этого не произошло, определенное количество телефонов с такой возможностью все же было продано. Цифры продаж следующие: со второго квартала 2007 г. по тот же период 2008 г. количество проданных аппаратов увеличилось на 11,8% (см. таблицу). В то же время продажи смарт-телефонов в регионе Центральной и Восточной Европы выросли на 28%. Расширенные функциональные возможности имеются преимущественно у дорогих радиотелефонов и у аппаратов, пред-
с с с.
назначенных для бизнесменов. Что касается более дешевых моделей, то они лишены этих возможностей. В сентябре 2007 г. телефоны с WiFi-функциями были доступны лишь от одного производителя терминального оборудования — компании Nokiа. В 2008 г. в регионе Центральной и Восточной Европы все основные компании уже начали поставлять на рынок новые усовершенствованные модели радиотелефонов.
Тенденции
Функциональные возможности мобильных телефонов наращиваются ежегодно, впрочем, это касается и всех других электронных устройств. Компания Nokia начала производство телефонов модели N95 с встроенной памятью 8 Гбайт, тогда как базовая модель имела 160 Мбайт памяти. Такой объем дает возможность хранения рисунков и
музыки, которая может скачиваться пользователем с онлайнового накопителя музыки компании Nokia. Фирма выпустила еще две новые модели мобильных телефонов (5220 Xpress Music и 5320 Xpress Music), рассчитанных на любителей музыки и имеющих специальные кнопки для управления медиаконтентом.
Еще один крупнейший производитель терминального оборудования — компания Motorola также приступила к производству новых моделей телефонов ROKR E8, которые не только по своим возможностям, но и по внешнему виду напоминают MP3-плейеры.
Так же, как и в цифровых кинокамерах, степень разрешения камер, встроенных в современное поколение радиотелефонов постоянно повышается. Например, в модели компании LG — КС910 степень разрешения встроенной камеры составляет 8 мегапикселей. Кроме того, телефон снабжен трехдюймовым экраном с сенсорной тастатурой. По словам специалистов компании LG, интерфейс с сенсорным тастатурным экраном необходим для наиболее полного использования мультимедийных характеристик высокого класса. По сравнению с предыдущими версиями в указанной модели также усовершенствована функция видеозаписи: стало возможным делать запись движущегося объекта со скоростями 5 и 120 кадров в секунду.
Мода продолжает оставаться одним из движущих факторов развития многих рынков, и в данном случае рынок мобильных телефонов не являются исключением. Модели аппаратов серии RAZR фирмы Motorola пользуются большой популярностью, тем не менее компания провела модернизацию даже таких моделей, которые совсем недавно были выпущены на рынок. Для заме-
Мобильным телефоном типа 3G IPhone компания Apple стремится привлечь внимание индивидуальных и бизнес-пользователей благодаря таким приложениям, как iTunes, Safari и App Store
Март-апрель 2009 г.
а
5G
ны моделей V8 и Z8 были выпущены такие модели, как RAZR2 V9 и Moto Z10 с существенно увеличенным объемом памяти. К примеру, модель Z10 обладает памятью 32 Гбайт (в отличие от Z8 — 4 Гбайт).
Новые игроки на оынке терминального оборудования
В настоящее время пользователи отдают предпочтение телефонам с сенсорными экранами, а одной из самых совершенных моделей этого типа является iPhone компании Apple.
В течение многих лет на рынке мобильных телефонов доминировала компания Nokia. Появление нового аппарата компании Apple, являющегося нечто средним между iPod и мобильным телефоном, произвело поистине переворот на рынке терминального оборудования. Несмотря на то что изначально телефон был предназначен для телекоммуникационного рынка США, компания Apple твердо уверена в успехе данной модели и на рынках других стран.
iPhone уже доступен на рынках Чешской Республики, Эстонии, Польши, Румынии. В конце 2008 г,. благодаря контрактам, заключенным компаниями Мегафон и Вымпелком с Apple, он появился и на телекоммуникационном рынке России.
К телефону iPhone был проявлен огромный интерес. Несмотря на уже существующую заинтересованность пользователей, некоторые операторские компании (Orange Poland) решили дополнительно привлечь внимание, наняв статистов с тем, чтобы создать искусственные очереди в 20 магазинах, в которые были завезены новые аппараты. Однако оказалось, что бизнесмены проявили к нему меньший интерес по сравнению с обычными пользователями, поскольку многие из них пока не уверены, что это действительно «серьезное» устройство, способное заменить «блистательный» iPod.
На Web-сайте компании Apple появилось сообщение, что спустя всего три дня после выпуска на рынок, количество проданных телефонов 3G iPhone достигло 1 млн штук. Такие характеристики, как пользовательский интерфейс, разработанный специально для сенсорного экрана размером 3,5 дюйма, поддержка WiFi, GPS и Web-браузинг, обеспечили ему большую популярность у населения. Однако для бизнес-пользователей привлекательным является наличие у него функций 3G, интеграция с Microsoft Exchange и возможность загрузки ряда дополнительных приложений.
Несмотря на это, компания Gartner полагает, что модель iPhone 2.0 вполне подходит для деловых
Век Качества N° 2
GPS-сервис и топографическое ПО устанавливаются в большинстве моделей современных мобильных телефонов, включая Nokia N95 8GB
пользователей, но в то же время указывает на такие факторы, как срок службы батарей и ряд других, которые могут несколько сдержать полное принятие указанной модели бизнес-пользователями.
Другие фирмы-производители терминального оборудования обратили большое внимание на успех компании Apple, несмотря на то что существующие объемы продаж радиотелефона iPhone пока сильно не затрагивают интересы самых популярных компаний и не меняют их положения в рейтинге продаж (см. таблицу). Например, компания HTC разработала аппарат Touch Pro с сенсорной тастатурой на экране, позволяющей осуществлять доступ в Интернет с помощью одной руки и одного нажатия, а также предусмотрела в конструкции телефона выдвижную панель, чтобы упростить передачу сообщений электронной почты и SMS. Тем временем компания Nokia провела модернизацию версии S60 за счет использования операционной системы (OS) компании Symbian для обеспечения поддержки интерфейсов тастатурных экранов для телефонов следующего поколения.
Операционные системы
Компании-производители терминального оборудования использовали операционные системы (особенно для телефонов самого высокого качества) практически только двух фирм — Symbian и Microsoft (Windows Mobile). Однако похоже, что в данное время ситуация несколько изменилась.
Компанией Google недавно были проведены работы по модернизации открытой мобильной операционной системы Android. В результате была создана версия 0.9 SDK (System Development Kit — набор инструментальных средств разработки системы). Предполагалось, что терминалы с этой версией OS должны появиться в конце 2008 — начале 2009 гг. что может заметно повысить конкуренцию на рынке телефонов. Некоторые аналитики предполагают, что Nokia намерена приобрести компанию Symbian Limited. Такой поворот событий на рынке станет для Nokia основанием для преобразования операционной системы Symbian в открытую платформу, что послужит ответом Nokia на создание компанией Google операционной системы Android.
Появились на рынке операционные системы и других компаний. В частности, мобильная версия Linux, получившая название LiMo, которая уже начала применяться в некоторых мобильных телефонах (например, в модели компании Motorola — Motozine ZN5). Согласно пресс-релизу о данном виде операционной системы, уже в августе 2008 г более двадцати моделей мобильных телефонов работали на этой платформе. Специалисты лестно отзываются о достоинствах новой открытой версии указанной ОС.
Мобильные деньги
В ближайшем будущем ожидается появление еще одной новой технологии — NFC (Near Field Communications), предназначенной для осуществления бесконтактных платежей.
Объемы продаж радиотелефонов пяти наиболее крупных компаний
Компания Объем продаж, шт.
II квартал 2GG7 г. Доля, % II квартал 2GGB г. Доля, %
Nokia 99 958 ÓGG 3Ó,9 12G 353 3GG 39,5
Samsung 3Ó 191 8GG 13,4 46 3/6 GGG 15,2
Motorola 39 48Ó 1GG 14,ó 3G 3/1 8GG 1G
Sony Ericsson 24 31/ 5GG 9 2Ó Ó98 9GG ,8 8,
LG 18 433 4GG 6,8 22 951 /GG /,5
Другие 52 484 1GG 19,3 59 9/G 4GG 19
Суммарный 2/G 8/1 5GG 3G4 /22 1GG
объем продаж
. <3гас* Ръ*ег (
- т
* р ^ ®
Мобильный телефон HTC Touch Pro имеет экран с сенсорной клавиатурой, которая позволяет получить доступ к услуге мобильного Интернета касанием одной кнопки на сенсорном экране
Пока только компания Nokia инвестировала средства в производство телефонов с функцией NFC. Совместно с оператором мобильной связи Великобритании — компанией О2 Nokia провела испытания модели телефона 6131NFC, возможностями которой (согласно рекламной статистике) заинтересовались 78% пользователей. Система NFC позволяет осуществлять платежи во время поездок в общественном транспорте, а также совершать покупки через систему Barclaycard’s Visa pay Wave. Недавно компания ING (Румыния) опубликовала результаты своей шестимесячной пилотной программы испытаний системы NFC. В ходе тестирования около 500 пользователей производили покупки с использованием телефонов Nokia модели 6212 с встроенной функцией NFC. Цель испытаний, в которых принимали участие и компании, занимающиеся розничной торговлей (Burger King, Hollywood Multiplex cinemas, группа компаний по продаже лекарственных препаратов Remedio), заключа-
лась в изучении покупательского спроса на новые модели аппаратов.
Следует отметить, что для совершения покупок все чаще и чаще используются телефоны, не оборудованные функцией NFC. В соответствии с прогнозом компании Juniper Research, продажи цифрового контента будут стремительно расти, и к 2013 г. около половины всех пользователей мобильными услугами купят хотя бы один цифровой продукт. Исследования другой компании BuzzCity показали, что пятая часть респондентов уже делает покупки с использованием своих мобильных аппаратов.
Популярность цифрового контента постоянно растет, что особенно характерно для телекоммуникационных рынков Западной Европы, находящихся на стадии насыщения. В последние годы операторы мобильных сетей отмечают медленное, но непрерывно продолжающееся снижение ARPU (мнение аналитической компании Frost&Sullivan), кото-
Медийный мобильный телефон типа ROKR E8 фирмы Motorola с сенсорным управлением, отображенным на экране
рое происходит от снижения его составляющих (ARPU от передачи речи и SMS). В связи с этим необходимы новые источники для повышения данного показателя, из которых наиболее перспективным является именно цифровой контент. Прогнозы, сделанные в отчете, получившем название European Mobile Premium Content Markets, показывают, что доходы от мобильного контента должны вырасти с 2,68 млрд евро в 2007 г. до 11 млрд евро в 2012 г.
Возможно, что iPhone является хорошим индикатором данной тенденции. Его конструкция является примером попыток сделать и Web-браузинг и сам цифровой контент как можно более простым для широкого круга пользователей. Что касается интересов деловых пользователей, то пока со стороны разработчиков мобильных телефонов делаются только попытки учесть их требования. Кульминационным моментом таких усилий является виртуальный магазин App Store компании Apple, в котором владельцы iPhone могут приобрести внешние приложения для своих мобильных аппаратов, позволяющие приспособить его под свои требования.
Несомненно, такое программное обеспечение будет востребовано. Компания Apple заявляет, что в течение только одной недели из App Store было «выгружено» более 10 млн приложений. Пока еще трудно предположить, как долго такой спрос сохранится, однако и операторы, и пользователи полагают, что конструкции мобильных телефонов двигаются все дальше по пути превращения в мини-компьютеры. Остается лишь сказать, что страны Восточной Европы от внедрения всех вышеперечисленных нововведений в области мобильных радиотелефонов не остаются в стороне.
По материалам журнала Eastern European Wireless Communications
/' ХРОНИКА I Новости компаний
Frost & Sullivan подтверждает лидирующие позиции компании ECI Telecom на российском рынке передачи данных «Российский рынок передачи данных по праву считается одним из самых бурно развивающихся рынков мира. Только за 2007 год он вырос на 50%, что значительно выше общего мирового показателя, составляющего лишь 20%. ECI Telecom занимает лидирующие позиции в этом сегменте рынка, где ее доля в области поставок технологий SDH, DWDM и ROADM достигла 24%,» - заявил директор компании Frost & Sullivan (F&S) по Центральной и Восточной Европе и странам СНГ г-жа Беатрис Шефферд. F&S является крупнейшей в мире компанией в области исследований рынка и насчитывает свыше 1700 аналитиков и 31 филиал в разных точках земного шара. F&S занимается оказанием консультаций в области коммерческого развития, исследованиями рынков и технологий, экономическими исследованиями, разработкой оптимальных методов ведения коммерческой деятельности, обучением, изучением клиентуры, а также разработкой конкурентоспособных стратегий для различных корпораций. По прогнозам компании Frost & Sullivan, в течение двух-трех ближайших лет рынок оборудования для оптических сетей связи в России продолжит расти. Это открывает огромные возможности для коммунальных компаний, желающих проникнуть на рынок связи. При этом им придется выдерживать жесточайшую конкуренцию с опытными поставщиками услуг путем обеспечения высокого качества обслуживания и сокращения эксплуатационных расходов. ECI Telecom планирует расширить свою деятельность в этой области и в России. Компания ECI предлагает семейства транспортных платформ XDM® и BroadGate®, семейство многосервисных узлов доступа Hi-FOCuS™, семейство коммутаторов/маршрутизаторов Carrier Ethernet 9000, a также программные коммутаторы SoftSwitch и приложения для борьбы с мошенничеством и обеспечения доходов операторов связи. www.ecitele.com