Новые международные проекты университета
Герценовскому университету следует активнее позиционировать себя в международном научно-образовательном пространстве и учитывать требования международных рейтингов. Для этого следует активнее участвовать в международных научно-образовательных изданиях, организовать выпуск трудов ученых Герценовского университета на английском языке и распространять их в ведущие библиотеки и научно-образовательные центры мира, завершить работу по созданию сайта университета на английском языке. Нужно поддерживать членство профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов в международных профессиональных организациях, номинировать своих представителей для участия в международных конкурсах.
Следует подумать о вхождение университета в ряд международных организаций, определяющих стратегию и тактику развития международного образовательного пространства, например, в Ассоциацию европейских университетов, Евразийско-Тихоокеанскую ассоциацию университетов и др.
Таким образом, современное состояние развития международных связей университета в рамках межвузовских образовательных проектов в нашем университете отличается значительным
количественным ростом приобретенного опыта, принципиальными качественными изменениями в этой области.
Наиболее эффективным механизмом решения задачи интеграции в мировое образовательное пространство является участие в международных образовательных проектах, что предполагает изучение, внедрение, адаптацию современных методических и программных разработок и продвижение собственных инновационных образовательных программ.
Сегодня в университете созданы необходимые условия для того, чтобы обеспечить успешную реализацию международных связей на базе межвузовских образовательных проектов. К ним относится:
• наличие широкого спектра международных образовательных проектов, их доступность участникам образовательного процесса и поддержка инициатив в этой области;
• наличие информационно-аналитической поддержки и консалтинговой работы;
• активизация исследовательских работ и учебно-методических разработок, посвященных теории и практике международного сотрудничества.
Л. А. Громова,
декан факультета управления
НОВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ УНИВЕРСИТЕТА
В соответствии с принципами Болонского соглашения и в контексте задач, поставленных Программой развития Герценовского университета на 2006-2010 годы, повышение эффективности образования будет зависеть, в частности, от создания и реализации инновационных гармонизированных международных программ. Пока в Санкт-Петербурге не более трех вузов предлагают обучение по программам, прошедшим международную валидацию и дающим право на получение «двойного» диплома: российского и зарубежного.
В этом году к разработке такой программы и подготовке к процедуре валидации приступил наш университет в рамках совместного проекта с университетом Лейстера (Великобритания) по выигранным грантам «Bridge-2», «В1М§е-3». Проект продлится до 2009 года.
В июне в университете работала английская делегация ведущих специалистов в области управления образованием и управления образовательными программами. В российскую рабочую группу вошли представители двух факультетов: психолого-педагогического и управления.
Совместная работа показала преимущества сотрудничества для повышения эффективности и качества образования через развитие следующих направлений:
• разработка рейтинго-модульного принципа в организации учебного процесса;
• реализация системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов на основе образовательных программ;
• создание междисциплинарных модулей, завершающихся формированием конкретных профессиональных компетенций и возможностью подтвердить их соответствующими сертификатами;
• управление расписанием;
• тестовые процедуры оценки знаний;
• методики обучения лидерству;
• мониторинг образовательных программ и качества образования;
• управление маркетинговыми стратегиями в образовании;
• организация исследований студентов и распространение результатов.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ
В рамках проекта запланированы совместные семинары, подготовка и издание учебно-методических комплексов, мобильность и повышение квалификации преподавателей. Первый набор слушателей на программу «Управление образовательными программами» состоится уже в марте следующего года. К этому времени должны быть разработаны необходимые методические материалы и подготовлена команда преподавателей. Конечно, работа в инновационном проекте потребует от участников не только профессиональной заинтересованности, но и личного дополнительного времени. Но это оправдано, так как одним из результатов проекта станет формирование лидеров в управлении образовательными программами, востребованных и ожидаемых как университетской, так и внешней деловой средой.
Наши зарубежные партнеры представили образцы учебно-методических комплексов, включающих учебные пособия и рабочие тетради для самостоятельной работы слушателей. Для нашего университета это весьма своевременная информация, так как на ряде факультетов, участвующих в эксперименте по реализации принципов Болонского соглашения, ведется активная работа по созданию методических материалов нового поколения. Особый интерес представля-
ют практические рекомендации (кодексы) для студентов (слушателей) и тьюторов, регулирующие их взаимоотношения в процессе дистанционного обучения. Так, например, студент должен информировать координаторов образовательной программы и тьютора обо всех изменениях, связанных с домашним или рабочим адресом, номером телефона, факса или электронного адреса, использовать электронную почту для получения сообщений от тьюторов и отправлять ему ответ, не превышающий в объеме двух листов А4, заполнять и возвращать оценочные листы в конце каждого модуля и в конце курса, обращаться к тьютору только в заранее согласованные даты и часы и др. Тьютор, в свою очередь, способствует адаптации новых студентов к условиям обучения и контролирует выполнение учебного плана. При этом причинами, когда студент уходит из-под контроля тьютора, могут быть только медицинские обстоятельства, реорганизация учебного заведения, смена места работы и др.
Перспективным направлением станут совместные исследования востребованности рынком труда выпускников программы, а также мониторинг оценки качества образовательной программы самими слушателями.
Л. А. Балясникова,
заведующая кафедрой ЮНЕСКО
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ С ЮНЕСКО: ВЫЗОВЫ ВНУТРИВУЗОВСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Доклад, представленный сегодня директором института международных связей Т. В. Артемьевой, свидетельствует о том, что международная деятельность нашего университета в плане межвузовского сотрудничества весьма разнообразна и плодотворна. Обращая внимание на ту часть доклада, в которой подчеркивалась необходимость совершенствования межфакультетского сотрудничества в реализации международных межвузовских проектов, хочу подчеркнуть, что наш университет обладает такими возможностями и, более того, имеет определенный опыт участия в конкретных международных проектах совместных коллективов различных учебных, научно-образовательных и управленческих структур университета. Речь идет, в частности, об организации партнерских проектов с ЮНЕСКО по линии кафедры ЮНЕСКО. Именно в этих образовательных проектах основным содержанием понятия «межфакультетское» или, шире, «внутри-вузовское сотрудничество» становится решение специалистами, представителями разных облас-
тей знаний, общих проблем, исследование общих международных программ.
Так, например, Герценовский университет стал одним из инициаторов разработки в России программы ЮНЕСКО «Образование для всех» (ОДВ), которая является широкомасштабным мировым проектом по формированию единого культурно-образовательного пространства и развитию общества знаний. Рассчитанная на 15 лет, она включает в себя широкий круг задач: воспитание и образование детей младшего возраста, обучение молодежи и взрослых, гендерная проблематика, всеобщее начальное образование, грамотность населения, качество образования.
На первый взгляд, эти задачи не столь актуальны в российском образовательном пространстве. Однако исследования ученых Герценов-ского университета позволили выделить характерные для России нерешенные проблемы, с одной стороны, достижения России в области ОДВ, которые востребованы в странах СНГ, с другой — этот российский опыт способствует