Научная статья на тему 'НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА'

НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
грамматика / индуктивный метод / дедуктивный метод / грамматические упражнения / грамматические игры. / grammar / inductive method / deductive method / grammar exercises / grammar games.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Икрамова Умида Джалиловна

в статье исследуется проблема использования двух основных методов грамматики: дедуктивного и индуктивного. Показано, как изменилось значение грамматики при обучении иностранному языку. Рассмотрены изменение методов и их влияние на роль преподавателя и обучающегося. Выделен наиболее распространенный метод в дидактике немецкого языка как иностранного, а также подходы, которые можно было бы использовать, чтобы сделать работу над грамматикой более приятной для студентов. Обращено внимание на применение индуктивного метода и творческих упражнений для повышения активности, обучающихся с предоставлением им возможности изучать грамматику в игровой форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW METHODS OF TEACHING GERMAN GRAMMAR

the article examines the problem of using two main methods of deductive and inductive grammar. It is shown how the significance of grammar has changed by teaching a foreign language. The change of methods is considered and their influence on the role of the teacher and the student. The most common method in the didactics of German as a foreign language is highlighted, as well as approaches that could be used to make the work on grammar more enjoyable for students. Attention is drawn to the role of the inductive method and creative exercises in order to increase the activity of students, giving them the opportunity to study grammar in a playful way.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»

НОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Икрамова У.Д.

Икрамова Умида Джалиловна - преподаватель немецкого языка, кафедра теоретических наук немецкого языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье исследуется проблема использования двух основных методов грамматики: дедуктивного и индуктивного. Показано, как изменилось значение грамматики при обучении иностранному языку. Рассмотрены изменение методов и их влияние на роль преподавателя и обучающегося. Выделен наиболее распространенный метод в дидактике немецкого языка как иностранного, а также подходы, которые можно было бы использовать, чтобы сделать работу над грамматикой более приятной для студентов. Обращено внимание на применение индуктивного метода и творческих упражнений для повышения активности, обучающихся с предоставлением им возможности изучать грамматику в игровой форме.

Ключевые слова: грамматика, индуктивный метод, дедуктивный метод, грамматические упражнения, грамматические игры.

NEW METHODS OF TEACHING GERMAN GRAMMAR

Ikramova U.J.

Ikramova Umida Jalilovna - German teacher, DEPARTMENT OF THEORETICAL SCIENCES OF THE GERMAN LANGUAGE, UZBEK STATE UNIVERSITY OF WORLD LANGUAGES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article examines the problem of using two main methods of deductive and inductive grammar. It is shown how the significance of grammar has changed by teaching a foreign language. The change of methods is considered and their influence on the role of the teacher and the student. The most common method in the didactics of German as a foreign language is highlighted, as well as approaches that could be used to make the work on grammar more enjoyable for students. Attention is drawn to the role of the inductive method and creative exercises in order to increase the activity of students, giving them the opportunity to study grammar in a playful way.

Keywords: grammar, inductive method, deductive method, grammar exercises, grammar games.

УДК 796.023

Овладение грамматикой на занятиях по немецкому языку как иностранному считается довольно сложным процессом для многих, если не сказать для большинства обучающихся. Ещё Марк Твен писал об этом «ужасном немецком языке», в частности о его грамматических формах и множестве исключений, которые невозможно запомнить (род, падеж, склонение и, соответственно, окончания артиклей и прилагательных, переходные глаголы и т.д.): «Смею вас заверить, нет другого языка, который был бы таким беспорядочным и бессистемным, таким скользким и непостижимым, как немецкий. Вы совершенно беспомощно дрейфуете в нем туда-сюда, а когда вы уже думаете, что нащупали твёрдую почву, на которой можно было бы отдохнуть среди всеобщего волнения и безумия десяти частей речи, перелистнув страницу вы читаете: Учащемуся следует обратить внимание на следующие исключения. Пробегаете страничку до конца и видите, что исключений больше, чем примеров на само правило» [1].

Грамматика немецкого языка играет важную роль в освоении языкового материала, так как для неё характерен строгий порядок построения речевого высказывания. Как показывает практика, тема грамматики не всегда привлекательна для студентов и нередко воспринимается ими негативно. Они часто находят работу над грамматическим материалом очень скучной и неинтересной. «Достаточно сложная грамматика немецкого языка (которая, к сожалению, все еще доминирует на практических занятиях) может оказывать на них демотивирующее воздействие» [2. с. 251]. Тем не менее необходимо мотивировать студентов, создавая развлекательную среду в процессе изучения тех или иных грамматических явлений, что позволило бы достичь определённой цели при овладении иностранным языком.

Обучение грамматике на занятиях по иностранному языку со временем изменилось. Её роль зависела от того, какой метод обучения был доминирующим в тот или иной период времени. Раньше грамматика считалась самой важной частью языка. Но позже ее значение уменьшилось, и она отошла на второй план. Изучение грамматики - это сознательное действие, которое развивается в формальных ситуациях.

Проблема основных предпосылок изучения грамматики и их значения представляется важной и актуальной. Она исследовалась многими отечественными и зарубежными учёными. Анализ результатов исследований немецких лингвистов (Г. Гейд, Г. Гелбиг, Г. Нойнер, Г. Шторх и др.) свидетельствует о том, что знание грамматики является необходимым условием для овладения иностранным языком. Обучающиеся должны правильно выражать свои мысли на иностранном языке. Стоит заметить, что грамматические знания приобретаются в тесной связи с развитием живой речи, с расширением словарного запаса.

В грамматике всегда отводилась значительная роль методам обучения. Одним из первых методов является метод грамматического перевода (традиционный метод). Этот метод был введен в XIX в. и до настоящего времени известен как дедуктивный или синтетический метод [3. с 75]. Для этого метода характерно знание лексики и грамматических правил. Обучающиеся имеют дело с грамматическим материалом в процессе работы над различными текстами, а также в ходе построения предложений, которые они должны самостоятельно правильно составить. Переводы текстов показывают, в какой степени они овладели иностранным языком. В этом методе важным было знание языка, а не коммуникативная способность. Это означает, что студенты должны были использовать правила для построения предложений, но они не общались на этом языке [3. с. 227].

Изучение языка способствовало развитию логического мышления, что характерно для познавательной концепции, лежащей в основе этого метода. Грамматика практиковалась путем формирования правильных предложений, заполнения пробелов в тексте, преобразования предложений в соответствии с формальными грамматическими категориями и выполнения переводов [4. с. 26].

Список литературы /References

1. ТвенМ. Об ужасающей трудности немецкого языка / М. Твен. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.ru/INPROZ/MARKTWAIN/r_deitch.txt/ (дата обращения: 25.07.2022)

2. Чернышёва Л.А. Обучение немецкому языку после английского в русскоязычном контексте / Л.А. Чернышёва // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - №4 (60). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4182/ (дата обращения: 25.07.2022)

3. Henrici G. Studienbuch: Grundlagen für den Unterricht im Fach Deutsch als Fremd- und Zweitsprache (und anderer Fremdsprachen). Eine Auswahl / G. Henrici. - Padeborn: Ferdinand Schöningh Verlag, 1986.

4. Heyd G. Deutsch lehren. Grundwissen für den Unterricht in Deutsch als Fremdsprache / G. Heyd. - Frankfurt am Main, Moritz Diesterweg, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.