Hoâûie мехи дая moao^oto вина:
О структуре первых русских баптистских общин на Юге России
© И. Дик, 2006 Йоханнес ДИК, Германия, Лемго
Йоханнес Дик (Иоанн Петрович Дик) родился с Сибири и вырос в Караганде (Казахстан), где принял крещение в церкви ЕХБ в 1972 г. В 1981 г. вошел в состав Исторической комиссии ВСЕХБ. С 1989 года он живет в Германии, где является одним из рукоположенных проповедников меннонитской братской общины в городе Лемго. Настоящий доклад был представлен в 2005 г. на директорской конференции «Баптистские истории в Восточной Европе» в 1БТ8 (Прага), где автор работает над магистерской диссертацией.
Введение
Водной из последних книг антирелигиозного пропагандистского спектра СССР содержится интересное высказывание о баптистах: «Популярность баптизма во многом объясняется его специфической организацией ... Можно считать, что именно баптизм обнаруживает наибольшие способности к воспроизводству в условиях социалистического общества»1. Атеистическое государство прекрасно представляло себе, как справиться с «благоразумием и отвагой» баптистов (выражение Тре-вора Бисона, Trevor Beeson)2, но признало свою беспомощность в борьбе со структурой. Баптистские структуры в Советском Союзе были наиболее стабильными и жизнеспособными в сравнении со структурами других религиозных течений в стране, и поэтому они заслуживают особого внимания.
В настоящей работе понятие структуры определяется при помощи индуктивного подхода. В общественных науках понятие структуры указывает на «различимые принципы, наблюдаемые закономерности, выявляемые конфигурации» 3 и предполагает наличие определенного порядка. Порядок, в свою очередь, неотделим от представлений о системе, которые нашли применение в целом ряде дисциплин, включая соци-
1 Протестантизм. Словарь атеиста, статья 'Баптисты' (Москва: Издательство политической литературы, 1990), с. 47-48. Курсив автора.
2 Trevor Beeson, Discretion and Valour: Religious Conditions in Russia and Eastern Europe (London: Fontana, 1974).
3 Peter M. Blau, ed., Theorien sozialer Strukturen: Ansätze und Probleme (Opladen: Westdeutscher Verlag, 1978), p. 11. [немецкий перевод книги: Peter M. Blau, ed., Approaches to the Study of Social Structure (London: Open Books, 1976)].
альные,4 а также в исторической5 и библейской6 экклезиологии. Концепция структуры может содействовать и исследованию возникновения баптизма в России и на Украине. Даннай работа ограничивается Екатеринославской и Херсонской губерниями, которые во время возникновения баптизма в 1860-е годы были частью Юга России. В настоящее время они входят в состав Республики Украина.
1. Путь к баптистским структурам на уровне личной веры
1.1. Пиетизм и возникновение баптизма на Юге России
Пиетизм, известный в России как штундизм, был движением мирян в церкви. Как сторонники теории самобытного возникновения баптизма, так и представители гипотезы его иностранного происхождения считают штундизм важным элементом предыстории русского и украинского баптизма. Первые, представленные украинским баптистским историком Юрием Решетниковым, полагают, что «Самостшно дшшовши до баптистських погляд1в, украшсьш в1руюч1 почали шукати,
як 1 через кого 1м прийняти хрещен-ня»7. Типичный пример второго подхода можно найти в объемистом собрании документов о первых десятилетиях баптистского движения в России, составленном епископом Алексием, решительным противником баптистов в конце девятнадцатого и начале двадцатого столетий. Это собрание начинает документировать историю русских баптистов с событий в немецких колониях в Украине в 1862 году8. Вместо того, чтобы дать оценку пиетизма/штундиз-ма с точки зрения преемственности, ища корни баптистского движения исключительно в России, обратимся к типичным закономерностям пиетизма и его влиянию на религиозную жизнь на Юге России.
Ко времени возникновения баптизма на Юге России история пиетизма в Германии насчитывала почти два столетия. Пиетизм, за редким исключением, не приводил к созданию новых общин и церквей. Если даже новые церковные структуры и возникали, то они не покидали рамок протестантского богословия и приходской организации церкви, как это видно на примере геррнгутской братской общины графа Цинцендорфа9.
4 Rainer Prewo, Jürgen Ritsert, Elmar Stracke, Systemtheoretische Ansätze in der Soziologie. Eine kritische Analyse (Reinbeck: Rowohlt, 1973); Theorien sozialer Strukturen.
5 Hans Kung, Strukturen der Kirche, 2. Aufl. (Freiburg: Herder, 1963).
6 Josef Hainz, Ekklesia. Strukturen paulinischer Gemeinde-Theologie und Gemeinde-Ordnung (Regensburg: Friedrich Pustet, 1972); The Pattern of the Church. A Baptist View, A. Gilmore, Ed. (London: Lutterworth, 1963).
7 Решетников Ю. Е., «Становлення та диферен-
щащя евангельського руху в Укра!ш», (Д^.
к.ф.н., 1нститут философы iM. Г. С. Сковороди
Нащонально! академп наук Украши, Ки1'в, 2000), с. 78. См. также Ю.Э. Решетников и С. В. Санников, Обзор истории Евангельско-баптис-тского братства в Украине (Одесса: Богомыс-лие, 2000), с. 59. (Курсив автора статьи).
8 Епископ Алексий [Дородницын], Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия (Казань: Центр. тип., 1908).
9 Граф Николай Людвиг фон Цинцендорф стоял во главе пробуждения в среде моравских братьев в городе Геррнгут, в его графстве в Бертельс-дорфе, Саксония, в восемнадцатом столетии. Геррнгутские братья следовали организацион-
г
1
Пиетизм, являясь прежде всего религией сердца, не был по своей природе целостным движением и был представлен в Германии несколькими различными направлениями. И общенародный пиетизм в Вюрттемберге, и пиетизм академической среды в городе Галле проявили свою способность сделать активными прихожан в церкви. Эта особенность важна с точки зрения структуры. Collegia pietatis, организованные отцом пиетизма Филиппом Яковом Шпенером в рамках всеобщей церкви как дополнительные собрания для считавших себя истинно верующими, привели к возникновению новой закономер-ности10 церковной жизни - закономерности общения, в дополнение к закономерности регулярных богослужений. Общение стало важной отличительной чертой пиетизма. Пиетизм не изменил ни приходской структуры церкви, ни нормативной базы принятия решений в церкви, которая опиралась на традицию в сочетании с интерпретацией Писания священством, имевшим, как правило, университетское образование.
Период штундизма в предыстории русских и украинских баптистов, закончившийся организацией первых общин, был коротким11. По-
ной структуре лютеранской церкви, господствовавшей в этом регионе. Johannes Wallmann, Der Pietismus (Gottingen: Vandenhoek & Ruprecht, 2005).
10Здесь и далее словом закономерность переводится англ. pattern, означающее повторяющуюся закономерность, рисунок, узор, образ, модель.
11 Решетников Ю., «Становлення...», с. 53-56; История евангельских христиан-баптистов в СССР. (Москва: Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, 1989), с. 62-66.
этому имеет смысл исследовать его религиозные закономерности, пользуясь примером немецких эмигрантов в России, в силу структурного сходства немецкого пиетизма и русского штундизма. Существующее подразделение на старый и новый пиетизм12 весьма схематично и прежде всего основывается на различиях между хилиастическим и общим пиетизмом в его вюрттемберг-ской форме. В последнем особое внимание уделялось обращению. Считалось, что все пиетисткие импульсы пробуждения на Юге России, включая проповедь пастора Эдуарда Вю-ста в 1845-59, деятельность Иоганна (1824-39) и Карла (1867-77) Боне-кемперов, а также книги Людвига Гоффакера, исходили от общего пиетизма13. В жизни, однако, было сложнее. Новые исследования показали, что целый ряд меннонитских общин в России находился под сильным геррнгутским влиянием14, что, однако, не привело к возникновению новых церковных закономерно-стей15. Даже в маленьком мире российских меннонитских колоний пиетизм имел много лиц.
Штундизм среди русского и украинского населения заставил обратить на себя внимание из-за собраний, происходившими врозь от богослужений Православной Церкви.
12 История евангельских христиан-баптистов в СССР. (Москва: ВСЕХБ, 1989), с. 39-42.
13 Там же, с. 39-41.
14 John Friesen, "Mennonite Churches and Religious Developments in Russia 1789-1850", in John Friesen, ed., Mennonites in Russia: Essays in Honour of Gerhard Lohrenz (Winnipeg: CMBC Publications, 1989), с. 43-72, 64-66.
15 P. M. Friesen, Die Alt-Evangelische Menno-nitische Bruderschaft in Rußland (1789-1910) im Rahmen der mennonitischen Gesamtgeschichte (Halbstadt: Raduga, 1911), с. 79-80.
В такой же форме проявлялось благочестие и у немецких пиетистов, живших по соседству с русскими и украинцами. Кстати, понятие штундизм происходит от немецкого слова Stunde, которое означает час. Несмотря на то, что собрания штундистов начались в 1861-62 году16, местные власти стали обращать должное внимание на тайные ночные религиозные собрания близ Одессы только в марте 1866 года17, посчитав их угрозой для общественного порядка. Херсонский губернатор счел нужным известить об этом министра внутренних дел только 2 июня 1869 года18 - всего за девять дней до того, как старейшина братских меннонитов Абрам Унгер крестил Ефима Цимбала по исповеданию его веры19. Этот день ознаменовал собой начало мощного баптистского движения на Юге России. Короткий период штундизма среди русских и украинцев на этом завер-шился20.
1.2. Суть пиетизма: личная вера
Пиетизм концентрировался на личной вере и ее проявлении в жизни верующего. Шпенер достиг успеха тем, что создал условия для разви-
тия личной веры в среде лютеранской церкви. Этим ему удалось предотвратить опасность сепаратизма и спиритуализма, имевших место среди некоторых его сотрудников21. Новая расстановка акцентов на моральной и святой жизни возложила ответственность за качество христианства на прихожан в той же самой мере, как и на духовенство. С самого начала пиетизм делал ударение на пробуждении и личном обращении. В особенности начиная с Августа Германа Франке (1663-1727) пиетистский путь к истинному христианству проходил через прочувствование одержанной победы в битве за спасение души22. Переживание обращения играло решающую роль в жизни верующего и служило мерой духовности последнего.
Вполне естественно, что проповедники пробуждения, возвещавшие покаяние и обращение, как например пастор Вюст, пользовались самой широкой популярностью в тех немецких колониях на Юге России, которые были под влиянием пиетизма. Следуя принципу, что пробуждение является главным фактором в церковной жизни, пиетиста Вюста даже поместили на второе место в меннонитской истории после Менно Симонса23. Продолжая разви-
16 Обзор, с. 76.
17 «Донесение мирового посредника 3 участка Херсонского уезда Херсонскому губернатору от 14 марте 1866 г. № 88», Алексий, с. 47.
18 «Выписка из представления Губернатора от 2 июня 1869 г.» в: История евангельско-баптис-тского движения в Украине: материалы и документы, С. И. Головащенко и Ю. Е. Решетников, сост. (Одесса: Богомыслие, 1998), с. 13.
19 «Донесение Исправника Елизаветградского
уезда Херсонскому губернатору 16 июня 1869 г.
№ 30», Алексий, с. 71-72.
20 Несмотря на то, что штундизм в этом смысле завершился, когда церкви начали практиковать крещение по вере, Русская православная церковь продолжала использовать этот термин вплоть до советского периода. См. История евангельских христиан-баптистов в СССР, с. 62-66.
21 Die Religion in Geschichte und Gegenwart, K. Galling, ed., 3rd edn, vol I статья "Spener, Philipp Jakob" (Tübingen: J.C.B. Mohr, 1957), с. 1553.
22 Die Religion in Geschichte und Gegenwart, K. Galling, ed., 3rd edn, vol VI, ст. "Bußwesen", с. 239.
23 P. M. Friesen, с. 174.
г
1
вать эту точку зрения, знаменитый меннонитский историк П.М. Фри-зен считал, что главное в христианской жизни - это «иметь Христа, Который живет верой в сердце, быть открытым письмом Христа в жизни, распространять Его имя до концов земли и, если нужно, „даже кровью сердца приобретать мир для Христа (Менно Симонс)"»24. Таким образом, под влиянием пиетизма, переживание и личный опыт, как главные проявления веры, нашли свой путь в меннонитские колонии России.
Все, кто стоял у колыбели русского и украинского баптизма, включая Федора Онищенко и Михаила Ратушного, пережили факт личного спасения. Это переживание стало для них самым главным основанием и самым сильным аргументом веры, какой только они могли предъявить своим противникам. В то же время именно этот момент лично пережитого противникам было понять труднее всего. Это принципиальное непонимание наложило свою печать на всю последующую историю баптистов на Юге России.
Личная вовлеченность в событие спасения предполагает возросшее чувство личной ответственности. Не случайно возникновение баптизма на Юге России совпало с отменой крепостного права в 1861 году25. С одной стороны, Манифест об отмене крепостного права подготовил социальную среду для духовного пробуждения и побудил к поиску нового самосознания огромное количество крестьян Российской империи.
С другой стороны, российское общество не было готово понести те последствия раскрепощения крестьян, которые вылились в форму религиозного разномыслия. Первые русские штундисты оказались не по своей воле отторгнутыми на периферию общества. Для пиетизма в целом в этом ничего необычного не было. Ни одно из повествований о началах баптизма на Юге России не обходит стороной начало пробуждения, делая штундизм первой, иногда даже главной, фазой истории баптизма. С точки зрения структуры, требование сходного переживания веры способствует определенной гомогенности евангельско-баптистско-го движения.
1.3. Движущая сила пиетизма: общение
Нельзя обойти вниманием еще один структурный элемент. Пиетизм, как правило, воспроизводил личную веру в условиях общения. Collegia pietatis стали с самого начала способом существования пиетизма. На Юге России новая вера начала обретать почву под ногами среди русского и украинского населения именно с того момента, как начали складываться группы верующих. Традиционно сильное в сельском обществе тяготение к группе перенеслось и на новое сообщество веры. Примером может послужить группа из 27 мужчин и 21 женщины (половина деревни!), которая приобщилась к новой вере в Основе близ Одессы26.
24 Там же, с. 174.
25 История евангельских христиан-баптистов в СССР, с. 43-44.
26 «Сведения о состоянии расколов в Херсонской 102
губернии, требуемых циркуляром от 3 октября 1868 года № 584», История в Украине, с. 15; «Общество штундовых на юге России (Записка г. Значко-Яворского, представленная генерал-
Богословские размышления #6, 2006
С самого основания новой общности веры здесь подчеркивалось общение. Чиновник, посетивший штундистские собрания в Игнатьев-ке и Основе в 1869 году, сообщал, что верующие в основном молились и пели27. В то время как тексты песнопений не привлекли особого внимания наблюдателя, манера молиться и порядок проведения собрания оказались для него новым явлением. Люди сидели на скамьях «как в церквах римских и лютеранских». Общей молитвой руководил один человек, атмосфера была очень эмоциональной. При помощи эмоциональных связей сообщество объединилось и подготовилось к совершенно иному образу жизни. Общение было одним из основных источников силы нового движения.
Пиетизм поощрял эгалитарные структуры общения. Немецкие колонисты в Рорбахе, встречая своего пастора Иоганна Бонекемпера в пиетистских собраниях, видели в нем своего брата во Христе. Точно так же для штундистов в Основе их руководитель был такой же, как они сами. Одинаковое отношение к руководителям и членам является является важным фактором жизнеспособности во времена преследований и гонений, которые случались довольно часто в истории русского и украинского евангельского братства. Описываемые эгалитарные взаимоотношения было свойственны движению с его самого начала. Пиетизм хотя и способствует силь-
ной самоидентификации личности с группой, но не гарантирует стабильности сообщества веры и постоянного участия ее членов в жизни группы. Размер группы в Основе снизился после фазы первоначального интереса28. Проповедь пробуждения Вюста привела в его собственном приходе всего лишь к всплеску активности - поколение спустя свойственного пиетизму оживления в его приходе уже не наблюдалось. Напротив, перед концом его деятельности некоторые из его чрезмерно активных последователей стали обвинять его и создали отдельную группу с сомнительной репутацией. Для стабильности группы личной убежденности и неподдельной искренности недостаточно. Здесь пиетизм еще раз продемонстрировал свою глубокую зависимость от личностей, а не принципов.
С точки зрения структуры, пиетизм не изменил традиционных принципов церковного управления. Не изменилась и роль пастора в церкви. В преданности Реформации принципу sola scriptura и механизмах принятия решений ничего существенно не изменились, хотя ортодоксальная лютеранская герменевтика несколько утратила свои строгие контуры. Вместо церковного устройства пиетизм интересовали не вопросы церковного устройства, а миссия, пробуждение и личная вера. Это позволяет объяснить, почему пиетизм не создал собственной экклезиологии29.
губернатору, П.Е. Коцебу, 1867 г.)», Алексий, с. 61.
27 «Сведения о состоянии расколов в Херсонской губернии, требуемых циркуляром от 3 октября 1868 года № 584», История в Украине, с. 15.
28 TaM
29 Volker Brecht, Zwischen Landeskirche und Freikirche: Die Suche der Gemeinschaftsbewegung nach einem eigenen Gemeindeverständnis (Wuppertal: R. Brockhaus, 2002), c. 23.
г
1
Даже оставаясь в оппозиции к основному направлению в Лютеранской церкви в Германии, пиетизм остался ее неотъемлемой частью и был неотделим от нее. Напротив, русский штундизм с самого начала воспринимался как чужеродное тело в Русской Православной Церкви. Старые мехи оказались не готовы принять новое вино. Новое сообщество веры нуждалось в новой церковной структуре.
2. От общения к общине: новая вера обретает новую структуру
2.1. Корни структуры русского баптизма
В пору возникновения в 1860-70-х годах общинной структуры, первые русские и украинские штундисты могли создать что-то абсолютно новое или - скорее невольно, чем преднамеренно - перенять устоявшиеся принципы от кого-то другого. Первые приверженцы новой веры первоначально состояли в Русской Православной Церкви. Время показало глубокий потенциал конфликта между совершенно новым видом личного благочестия и литургическим выражением веры. Решительный поворот в сторону Писания как главного источника веры в то же самое время означал и решительный отказ от традиционных форм изъявления веры30. Дистанция между новыми верующими и главенствующей церковью напоминает дистанцию между лютеранами (или даже анабаптистами) и католиками во
времена Реформации. С самого начала на русских и украинских штун-дистах лежала печать секты, что препятствовало им идентифицировать себя с Православной Церковью. В силу внешних причин штундис-там было необходимо срочно созда-ать собственную церковную структуру. Доброжелательные советы немецких пиетистских пасторов оставаться в Православной Церкви31 просто не учитывали фундаментальных различий между православной и баптистской церковными структурами.
В принципе, украинские и русские баптисты могли перенять структуру молоканских общин, которая была исконно русской моделью сообщества веры, возникшего вне Православной Церкви. Молокане, отрицая церковную иерархию, с точки зрения церковной структуры были очень близки к возникшим баптистским общинам. Однако баптистские общины на Украине, состоя прежде всего из бывших православных христиан, не пошли по молоканскому пути. Возникновение баптизма на Кавказе в молоканской среде в 1860-е годы составляет отдельную историю, которая выходит за рамки данной работы.
В качестве прототипа остаются либо немецкие баптисты на Украине, которые по крайней мере в 1860-е годы сильно напоминали братских меннонитов, или сами братские мен-нониты. В эти годы существенных различий между этими группами, имевшими единые корни, не было. Они разделяли похожие взгляды и
30 «Выписка из представления Губернатора от 2 31 История евангельских христиан-баптистов
июня 1869 г.», История в Украине, с. 13. в СССР. (Москва: ВСЕХБ, 1989), с. 59.
тесно сотрудничали между собой. Меннонитская братская община представляет собой плод пиетизма, взращенный на традиционно менно-нитской почве. Она возникла в 1860 году32. Структурные принципы, которыми воспользовалась ранняя меннонитская братская община, восходят непосредственно к испытанному историей меннонитскому церковному устройству, имевшему давние традиции со времен Реформации. Хотя до 1865 года она находилась под сильным влиянием крайних пиетистских тенденций33, все последующие годы прошли под знаком стремления к порядку и наставлению. В этом своем стремлении к порядку и стабильным структурам братья нашли поддержку баптистов из Германии, которые в определенной мере даже руководили процессом стабилизации. Осознанные различия в церковной структуре и теологии между братскими меннонита-ми и баптистами Германии в то время были минимальными.
Узы, связывавшие оба движения, стали ослабевать начиная с 1869 года34. Братья не хотели оставлять меннонитских позиций и, боясь потерять свою привилегию освобождения от военной службы, во все большей мере подчеркивали свои непротивленческие позиции.
Как известно, немецкие баптисты от участия в военной службы не отказывались.
Организационная структура свободной церкви в ее меннонитской интерпретации вполне удовлетворяла русских и украинских баптистов. Ее схожесть, но не тождественность с моделью Онкена35 помогла русским баптистам достичь согласия с кавказскими баптистами, включая вопросы руководства общиной и церковной дисциплины. Один из руководителей кавказских баптистов Василий Гурьевич Павлов был учеником Онкена. К примеру, доступ к кафедре в Тифлисе был значительно более ограничен, чем на Украине, и закрытые членские собрания происходили значительно чаще. В то же самое время в русско-украинском евангельско-баптистском движении достаточно различий с англо-саксонским и германским баптизмом, чтобы быть выделенным в отдельную ветвь мировой баптистской семьи36.
Ведущие русские баптистские историки признают, что русская и украинская общинная баптистская структура была перенята у духовных соседей. С. Н. Савинский пишет:
«От кого наши братья могли заимствовать формы организации поместных общин, как не от тех, с кем они жили рядом и поддержи-
32 John A. Toews, A History of the Mennonite Brethren Church (Fresno, CA: Board of Christian Literature, 1975), c. 32-33; John B. Toews, "Baptists and Mennonite Brethren in Russia (17901930)", Mennonites & Baptists: A Continuing Conversation. Paul Toews, Ed. (Winnipeg: Kindred, 1993), c. 81-96.
33 Jacob P. Bekker, Origin of The Mennonite Breth-
ren Church: previously unpublished manuscript by
one of the eighteen founders (Hillsboro, KS: Men-
nonite Brethren Publishing House, 1973), c. 33, 39.
34 John A. Toews, с. 72-73.
35 Онкен ввел модель, основанную на авторитете отдельной личности, тогда как меннониты склонялись к коллективному руководству. См. Hans Luckey, Johann Gerhard Oncken und die Anfänge des deutschen Baptismus, 3rd edn (Kassel: J. G. Oncken, 1958), с. 167-190; Алексий, с. 610-611, 614.
36 Waldemar Gutsche, Westliche Quellen des russischen Stundismus: Anfänge der evangelischen Bewegung in Russland 2nd edn (Kassel: J. G. On-cken, 1957), с. 9.
г
1
вали духовное общение? ... [И немцы, и русские] были дети одной эпохи евангельского пробуждения в России»37.
2.2. Личная вера в контексте Церкви верующих
Церковь верующих не останавливается на том, что достиг пиетизм. Церковь верующих, как тип церковной организации, характеризуется тем, что личная вера является необходимым условием вступления в церковь. Характерным же для пиетизма является отсутствие требования обязательности обращения в вероисповеданиях, как, например, показывают «Краткие правила веры христиан Евангельского вероисповедания, называемых молоканами Донского Толка»38. Более того, требование крещения на основании исповедания веры является однозначной формой исповедания веры, которое символизирует решительную посвященность и сжигание мостов позади себя. Добровольное участие в пиетистских часах общения здесь заменено на обязательство «обещания доброй совести», как записано в «Правилах вероисповедания новообращенного Русского Братства»39, документе, обнаруженном при обыске в 1873 году в тайнике в доме Ра-тушного. Историки считают его первым известным исповеданием веры нового баптистского братства40.
У новой веры, помещенной в церковный контекст, имелся предельно четкий индикатор подлинности: новая жизнь. Христианство вне пределов баптистских церквей находилось на пути к вечной погибели. Учитывая предписывающий характер «Правил», мы можем утверждать, что покаяние стало обязательной частью процесса приема в «систему» баптистской общины. Покаяние по своей природе является скорее личным духовным переживанием, чем исповеданием веры, что делает критерии приема в церковь понятными для всей общины, а не только ее руководителей. В сочетании с миссионерским рвением, покаяние и обращение очень скоро стали центром веры и мерой благочестия среди русских и украинских баптистов.
В крещении община как система создала очень четкие границы, которые отчетливо обозначают разницу между людьми внутри пределов общины и вне ее. Эти границы были настолько глубокими, что часто их путают с самой системой. Например, во время Реформации акт крещения по вере дал название движению анабаптистов, хотя потребовалось значительное время, чтобы понять, что за наименованием скрывается совершенно новая структура церкви41. Даже внутри самого движения понимание себя как церкви требовало времени. Это оказалось верным и для баптизма на Юге России.
37С.Н. Савинский. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917). — СПб: Библия для всех, 1999, с. 126.
38 «Краткие правила веры христиан Евангельс-
кого вероисповедания, называемых молоканами
Донского толка», Алексий, с. 485-495.
39«Правила вероисповедания новообращенного Русского Братства», Алексий, с. 479.
40 История евангельских христиан-баптистов в СССР. (Москва: ВСЕХБ, 1989), с. 438.
41 Franklin H. Littell. The Anabaptist View of the Church: a Study in the Origins of Sectarian Protestantism, 2nd edn (Boston: Starr King, 1958), с. XVI.
2.3. Церковь верующих как организованное общение
Вслед за первыми крещениями на Юге России последовала организация поместных общин с обязательным членством, пресвитерами и бла-говестниками. В Екатеринославской губернии общины существовали в той или иной форме с 1870 года42. Возникновение первых баптистских общин в Одесской губернии сравнительно хорошо документировано и показывает, что братья хорошо знали, что и как делать. Примечательна динамика: 8 июня 1871 года Ра-тушный в числе пятидесяти человек принимает крещение от Ивана Григорьевича Рябошапки43. 8 октября Ратушный переписывает от руки для себя личный экземпляр «Правил вероисповедания новообращенного Русского Братства»44, 28 ноября того же года он извещает своего архиепископа о выходе из Православной Церкви. В начале августа 1873 года Ратушный сообщает в одном из своих писем о том, что организация церкви полностью завершена:
А также у нас уже выбраны церковнослужители. Они могут совершать крещение над совершеннолетними, а новорожденных детей у нас не крестят вовсе; также могут венчать верующих по согласию жениха и невесты, и от родителей с обоих сторон требуется желание и согласие всей Церкви
...А таже предоставляется ему [церковному пресвитеру] крестить, приобщать, венчать, хоронить и во всем, что принадлежит Церкви45.
Спустя всего два года после первого крещения баптисты в Одесской губернии вполне определенно считали себя церковью.
Упомянутые «Правила» состоят из десяти пунктов. Три из них непосредственно касаются церковной структуры. Созданная «по образу первоапостольской церкви», видимая церковь состоит исключительно из истинных верующих и избирает из своей среды пресвитеров, учителей и диаконов, на которых возлагается главная ответственность за нее. Документ содержит указания о способе поддержания порядка в церкви последством отлучения и приема раскаявшихся, а также пункты о покаянии, крещении и Вечере Господней. В качестве структурных моделей церкви46 в документе употребляются образы Тела Христова и святого храма Господня из Еф. 2, 20-22; 4, 11-16, и 1 Пет. 2, 5.
По архиепископу Леонтию, «Правила» «обличают в составителе их образованного богослова, хотя не вполне еще усвоившего русский язык»47. Алексий ошибочно приписывает авторство «Правил» Карлу Бонекемперу48. Истина содержится в 34-страничном документе, напи-
42 История евангельских христиан баптистов в СССР, с. 63.
43 Обзор, с. 99.
44 «Правила», Алексий, с. 482.
45 «Письмо М. Ратушного Николаю Ляшкову, писарю канцелярии Черниговского воинского начальника от 1873 г.», Алексий, с. 189.
46 Ср. Paul S. Minear. Images of the Church in the
New Testament (Philadelphia: Westminster, 1960), 164; Avery Robert Dulles, Models of the Church. 2nd edn (Dublin: Gill and Macmillan, 1988), с. 20.
47 «Из письма Архиепископа Одесского Леонтия к Обер-Прокурору Синода графу Д. А. Толстому 30 апреля 1875 г.», Алексий, с. 240.
48 «Правила», Алексий, с. 477, сноска 1.
г
1
санном Иоганном Вилером и хранящемся в архиве полковника Пашкова в Бирмингемском университете:
В Одессе Вилер восстановил прежние связи и вскоре смог создать небольшую общину из русских и немецких верующих в городе... Уже долгое время русские братья были согласны с учением Вилера по вопросам крещения и организации общин ... В итоге братья решились порвать с Православной Церковью и организовать собственное общение по Слову Бо-жию. Ряд братьев встретился в доме Вилера ... В итоге было сформулировано исповедание веры из десяти пунктов, в которых изложены главные принципы христианской веры. Оно в принципе согласуется с исповеданием, которым польуются баптисты в Германии. Братья затем передали экземпляры исповедания во все их группы для обсуждения и принятия. За небольшим исключением, все члены согласились организовать баптистское общение на его основе49.
Судя по этому документу, «Правила» были приняты в январе 1870 года. Роль Вилера как архитектора баптистской церковной структуры на Юге России не вызывает сомнений50. Свободно владевший русским и украинским языками, он присоединился к меннонитской братской
общине в первые годы ее существования, в возрасте около двадцати лет. До 1865 года он работал в Одессе в государственном учреждении, затем учителем в Бердянске. После того, как в 1868-69 годах Вилер провел один год в Швейцарии и Германии, где он общался с Онкеном, он в 1872 году был рукоположен Унгером. С июля 1883 года он при финансовой поддержке Пашкова51 полностью перешел на труд среди русского братства. В следующем, 1884 году, Вилер стал первым председателем Союза русских баптистов52. С 1885 года ему пришлось работать, скрываясь от русской полиции. В 1887 году он покинул Россию и возглавил баптистскую общину в Тульче (ныне Румыния), где и умер в 1889 году.
«Правила» подчеркивают роль руководства в церкви, указывая на его ответственность за учение и увещевание. Анализируя «Правила», можно отметить, что документ в основном состоит из пространных цитат из Писания, снабженных краткими пояснениями. С одной стороны, этот метод дает читателю впечатление солидного библейской обоснованности. С другой стороны, этот подход соответствует уровню восприятия Писания читательской средой в общинах и в полной мере соответствует ее ожиданиям. Даже если этот неопосредствованный подход иногда называют «примитив-
49 Цитировано в: Lawrence Klippenstein, tr. and ed., "Johann Wieler (1839-1889) Among Russian Evangelicals: A New Source of Mennonites and Evangelicalism in Imperial Russia" в Journal of Mennonite Studies, 5 (1987), с. 44-60, 49-50.
50Ср. Hans Kasdorf, "Die Mission der Mennoniten
in Russland" in: 200 Jahre Mennoniten in Rußland,
G. and J. Hildebrandt, eds (Bolanden-Weierhof:
Mennonitischer Geschichtsverein, 2000), с. 123151, 135.
51 Klippenstein, "Johann Wieler (1839-1889) ", с. 55.
52 Там же, с. 45, 48-49; ср. Оксана В. Безносова. «Позднее протестантское сектантство Юга Украины (1850-1905)», (Диссертация к.и.н., Днепропетровский государственный унивверситет, Днепропетровск, 1997), с. 88-89, 212.
ным»53, он являлся самым эффективным, придавшим дополнительную силу молодому баптистскому движению.
«Правила» и церковная практика не предоставляют руководству никаких особых прав или привилегий. Чтобы стать руководителем, не существовало формальных критериев, за исключением духовных. Это открывало путь к руководству почти для каждого, кто имел успех в проповеди и истолковании Слова. Единственным путем для укрепления авторитета руководителя были его личная неповрежденность и пастырские качества в сочетании с проповедью в простоте и качеством увещания и общения. Это делало структуру очень подвижной и приспосабливаемой к тяжелым внешним условиям.
С переходом от штундизма к баптизму, для общин характерным стал институционализированный пиетизм в сочетании с крещением погружением и установленной структурой руководства. Этап формирования структуры общин полностью завершился к 1884 году. Следующие шаги в создании централизованной вертикальной церковной структуры были предприняты последователем Вилера на посту председателя Д. И. Мазаевым54. Эта тема выходит за рамки данной работы. В любом случае, роль поместной церкви как главного пункта распространения Евангелия и духовного воспитания, а также принцип автономии поместной церкви остался нетронутым.
3. Постоянство церковной структуры
3.1. Церковная структура живет долго
Церковная структура обычно является очень стабильным фактором и меняется очень медленно. Это может быть подтверждено историей русского баптизма. Поместные общины русского евангельского движения сохранили свою структуру и после организации союзной работы с сильным центральным руководством с Д.И. Мазаевым или И.С. Прохановым во главе55. Баптистская союзная структура потерпела существенные изменения в результате революции, гражданской войны и разрухи. Союз баптистов распался на ряд региональных союзов. Структура поместных общин не изменилась с 1870-х по меньшей мере до 1920-х годов. По свидетельству Вальдемара Гутше, активного баптистского деятеля в 1920-е годы,
практика руководства общиной в украинских и русских баптистских общинах более всего напоминает порядок в общине братских меннонитов. Пресвитер вместе с проповедниками, диаконами и опытными братьями, которые все призываются и назначаются общиной, образуют братский совет, который обсуждает и вместе с общиной решает все вопросы духовного и хозяйственного плана. Пресвитеров и проповедников, находящихся на полном обеспечении общины, очень мало, зато значи-
53 Ср. Littell, с. XVI. 55 История евангельских христиан-баптистов
54 Ср. Walter Sawatsky, Soviet Evangelicals Since в СССР. (Москва: ВСЕХБ, 1989), с. 155-158.
World War II (Kitchener: Herald, 1981), с. 79.
г
1
тельно больше союзных или районных благовестников, которые два месяца находятся в пути и затем один месяц проводят дома. Эти благовестники были рукоположены и часто пользовались всеми правами пресвитеров. Они очень хорошо помогали при решении сложных вопросов в общинах. В родной общине их роль была
56
меньше56.
Во время частичного восстановления баптистской жизни после катастрофы 1930-х годов, связанной со сталинскими репрессиями, общинные структуры и союзная работа были восстановлены. Очевидно, государство посчитало максимально централизованную церковную структуру самой подходящей для механизмов регулирования религиозной активности. Однако даже свобода в ограниченном объеме положительно сказалась на церковной жизни57. Когда после смерти Сталина наступила оттепель, общение как главный принцип общинной жизни помог интегрировать и новых верующих, и старых, переживших заключение. В то же самое время, стремление к общению привели к конфликтам с церковным руко-водством58, которое свыклось с ограничениями прежних времен. Центральное управление огромной системой, состоящей из большого количества сателлитных систем, каждая из которых в свою очередь обладает собственными степенями свободы, является сложным делом.
Следующая волна преследований, наступивших в 1958 году, это только подтвердила.
3.2. Церковная структура и хрущевская волна преследований
Когда в конце 1950-х годов политика Хрущева в отношении религии стала принимать зримые очертания, совокупная баптистская структура на всех уровнях, от руководства союзом до рядовых верующих, была подвергнута неимоверному давлению. Создается впечатление, что религия была сделана единственным идеологическим противником советского общества. Постановление Совета министров СССР от 16 марта 1961 года59 передало основную инициативу по борьбе с религией в регионы. Таким образом, основное направление удара пришлось на поместные церкви и отдельных верующих. Каждому уровню баптистских структур пришлось бороться за выживание. Иногда это происходило за счет соседних участков структуры. Так например, Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов в декабре 1959 согласился с новым Уставом и «Инструктивным пись-мом»60, которые, по выражению его генерального секретаря А.В. Карева, «произвели шторм» в церквях61.
Ключевая роль в дальшейшем развитии баптистской церковной жизни перешла от союза к руководству поместных общин. Обеспечивать баланс между инициативами,
^^сИе, с. 129. "Беейоп, с. 97-98.
58 История евангельских христиан-баптистов в СССР, с. 239.
59 Ср. Савинский, С.Н., История евангельских
христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1917-1967) (СПб: Библия для всех, 2001), с. 305-306. 60 Там же, с. 322-327. 61Там же, с. 201.
продиктованными общением (такими смелыми, как попытка создать подпольный союз молодежи)62 и давлением государства приходилось на местах. Этот конфликт еще раз показал, что главная сила баптистского движения была в поместных общинах с их сравнительно нежесткой структурой и принципом общения, а не в структурах централизованного руководства союзом.
Кризис не был разрешен до конца и имел тяжелые последствия. В баптистском братстве произошел раскол. Был организован второй центр, Совет церквей евангельских христиан-баптистов. Работа в условиях конспирации и некоторые другие условия привели эту ветвь баптистского движения в бывшем Советском Союзе к структуре с весьма высокой степенью централизации и очень сильным центром. Несмотря на это, принцип общения на поместном уровне не потерял своего значения.
После спада давления основная линия развития, по крайней мере в части братства, руководимой ВСЕХБ, состояла в постепенном и осторожном возврате к коллективному руководству. Структуры общения все более и более расширялись, до тех пор пока целый пласт церковной активности - молодежная работа, начиная с 1970-х годов - полностью не была построен на принципах общения. Поколение, которое сегодня выполняет основную работу в братстве, а также его сегодняшнее руководство полностью прошло через фазу общения, сохранив ее до настоящего времени.
62 Обзор, с. 191.
Заключение
Содержание без формы неконкретно; форма без содержания не имеет в себе жизни. Они оба взаимозависимы и обладают структурой. В идеале они должны соответствовать друг другу. Пробуждение среди русских и украинских крестьян на Юге России привело к штундистскому движению, которое было тесно связано с пиетизмом их немецких соседей. Общим для обеих было общение среди обращенных душ, общение, которое ценилось очень высоко и основывалось на их отношениях с Господом. Это общение в итоге придало уникальный характер баптистам на Юге России и определило жизнь этих новых сообществ веры.
После организации баптистских общин на Юге России первоначальное штундистско-пиетистское общение не прекратилось, а напротив, стало движущей силой баптистского движения. Общинная структура этих церквей использовала силу общения и придала ему обязательный характер и силу порядка. Новообращенным, которых стали называть баптистами, не было нужды искать оптимальную структуру методом проб и ошибок. Их путь к этой структуре был подготовлен их братьями меннонитского происхождения, которые хранили традиции свободной церкви со времен Реформации.
Церковные структуры меняются медленно. Русские и украинские баптисты сохранили структуру своих общин в течение более столетия. Своей жизнеспособностью во времена испытаний на продолжении их долгой истории страданий и побед, они прежде всего обязаны своей церковной структуре.
г
1
Библиография
Алексий, епископ [Дородницын], Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия (Казань: Центральная типография, 1908).
Безносова, Оксана В., Позднее протестантское сектантство Юга Украины (1850-1905), Дисс. (Диссертация к.и.н., Днепропетровский государственный университет, Днепропетровск, 1997).
История евангельских христиан-баптистов в СССР. (Москва: ВСЕХБ, 1989).
История евангельско-баптистского движения в Украине: материалы и документы, С. И. Головащенко и Ю. Е. Решетников, сост. (Одесса: Богомыслие, 1998).
Протестантизм. Словарь атеиста (Москва: Издательство политической литературы, 1990).
Решетников, Юрш 6., Становлення та диференщащя евангельського руху в Укра'М., (Дисертац1я к.ф.н., 1нститут философа ím. Г. С. Сковороди Нацюнально! академп наук Укра!ни, Кшв, 2000).
_, Санников, С., Обзор истории
Евангельско-баптистского братства на Украине (Одесса: Богомыс-лие, 2000).
Савинский, С.Н., История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917) (СПб: Библия для всех, 1999).
_История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1917-1967) (СПб: Библия для всех, 2001).
Beeson, Trevor, Discretion and valour. Religious conditions in Russia and eastern Europe (London: Fontana, 1974).
Bekker, Jacob P., Origin of The Mennonite Brethren Church (Hillsboro, KS: Mennonite Brethren Publishing House, 1973).
Brecht, Volker, Zwischen Landeskirche und Freikirche: Die Suche der Gemeinschaftsbewegung nach einem eigenen Gemeindeverständnis (Wuppertal: R.Brockhaus, 2002).
Dulles, Avery Robert, Models of the Church, 2nd edn (Dublin: Gill and Macmillan, 1988).
Friesen, John, "Mennonite Churches and Religious Developments in Russia 1789-1850", in John Friesen, ed., Mennonites in Russia: Essays in Honour of Gerhard Lohrenz (Winnipeg: CMBC Publications, 1989), pp. 43-72.
Friesen, P.M., Die Alt-Evangelische Mennonitische Bruderschaft in Rußland (1789-1910) im Rahmen der mennonitischen Gesamtgeschichte (Halbstadt: Raduga, 1911).
Gilmore, A., ed., The Pattern of the Church: a Baptist View (London: Lutterworth, 1963).
Gutsche, Waldemar, Westliche Quellen des russischen Stundismus: Anfa?nge der evangelischen Bewegung in Russland, 2nd edn (Kassel: J. G. Oncken, 1957).
Hainz, Josef, Ekklesia. Strukturen
Paulinischer Gemeinde-Theologie und Gemeinde-Ordnung (Regensburg: Friedrich Pustet, 1972).
Kasdorf, Hans, "Die Mission der
Mennoniten in Russland" in: 200 Jahre Mennoniten in Rußland. G. and J. Hildebrandt, eds. (BolandenWeierhof: Mennonitischer Geschichtsverein, 2000), 123-151.
Klippenstein, Lawrence, tr. and ed.,
"Johann Wieler (1839-1889) Among Russian Evangelicals: A New Source of Mennonites and Evangelicalism in Imperial Russia", Journal of Mennonite Studies, 5 (1987), 44-60.
Kung, Hans, Strukturen der Kirche, 2nd edn (Freiburg: Herder, 1963).
Littell, Franklin H., The Anabaptist View of the Church: a Study in the Origins of Sectarian Protestantism, 2nd edn. (Boston: Starr King, 1958).
Luckey, Hans. Johann Gerhard Oncken und die Anfage des deutschen Baptismus. 3rd edn (Kassel: J. G. Oncken, 1958).
Minear, Paul S., Images of the Church in the New Testament (Philadelphia: Westminster, 1960).
The Pattern of the Church. A Baptist View. A. Gilmore, Ed. (London: Lutterworth, 1963).
Prewo, Rainer, Ritsert, JUrgen, Stracke, Elmar, Systemtheoretische Ansätze in der Soziologie. Eine kritische Analyse (Reinbeck: Rowohlt, 1973).
Religion in Geschichte und Gegenwart, vols I-VI, 3rd edn (Tubingen: J. C. B. Mohr, 1957-62).
Sawatsky, Walter, Soviet Evangelicals Since World War II (Kitchener: Herald, 1981).
Theorien sozialer Strukturen, Peter M.
Blau, Hrsg. (Opladen: Westdeutscher Verlag, 1978).
Toews, John A., A History of the
Mennonite Brethren Church (Fresno, CA: Board of Christian Literature, 1975).
Toews, John B., 'Baptists and Mennonite Brethren in Russia (1790-1930)', Mennonites & Baptists: A Continuing Conversation, Paul Toews, Ed. (Winnipeg: Kindred, 1993), 81-96.
Wallmann, Johannes. Der Pietismus
(Göttingen: Vandenhoek & Ruprecht, 2005).