Научная статья на тему 'Новые концепции музеев: интеграция в современное общество'

Новые концепции музеев: интеграция в современное общество Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4647
705
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕОЛОГИЯ / МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МУЗЕЕВ / MUSEUM / MUSEUM ACTIVITY / SOCIALIZATION / MODERN TECHNOLOGIES / INTERACTIVE MUSEUMS EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курило Л. В.

Раскрываются новые концепции музеев, основная идея которых интегрировать му зеи и музейную деятельность в окружающую среду. Большое внимание в современных музеях уделяется проблеме социализации, влиянию экспозиций и мероприятий музеев на мировоззрение людей, в том числе и с помощью возможностей современной техни ки и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New concept of museums: integration in modern society

The article describes a new concept of museums, which the main idea is to integrate museums and museum activities in the society, analyzes the influence of modern museums on the so cialization and the impact of exposures and activities of museums on the worldview of people, including the possibilities of using modern technologies

Текст научной работы на тему «Новые концепции музеев: интеграция в современное общество»

УДК 351.82

Л.В. КУРИЛО

НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ МУЗЕЕВ: ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Раскрываются новые концепции музеев, основная идея которых - интегрировать музеи и музейную деятельность в окружающую среду. Большое внимание в современных музеях уделяется проблеме социализации, влиянию экспозиций и мероприятий музеев на мировоззрение людей, в том числе и с помощью возможностей современной техники и технологий.

Ключевые слова: музеология, музей, музейная работа, социализация, технологии обслуживания посетителей, интерактивное оборудование музеев.

The article describes a new concept of museums, which the main idea is to integrate museums and museum activities in the society, analyzes the influence of modern museums on the .socialization and the impact of exposures and activities of museums on the worldview of people, including the possibilities of using modern technologies.

Keywords: museum, museum activity, socialization, modern technologies, interactive museums equipment.

Музеи столичных городов воспринимаются сегодня в качестве важной градообразующей структуры, объединяющей городское сообщество и воспитывающей новые поколения горожан. По профилю выделяют исторические, художественные, естественно-исторические, технические, литературные, а также комплексные музеи.

В начале XXI в. в Европе на Генеральной конференции ИКОМ (Международный совет музеев при ЮНЕСКО), состоявшейся в Лондоне, оформилась в качестве самостоятельного движения «Новая музеология». Основные цели движения -интеграция музея в окружающую среду, социализация музея; требование к музею не только регистрировать прошлое, но и использовать его, чтобы влиять на настоящее и будущее конкретного сообщества (концепции «музея-форума» Д. Камерона, «му-

© Курило Л.В., 2014

зея без границ», «музейной коммуникации»).

XXI в., ориентированный на коммерческий успех, шоу и медиа, предложил новую концепцию музея. Музей стал пониматься не как архив, а как часть индустрии развлечений, и требования к нему стали предъявляться соответствующие: прежде всего развлечь зрителя, затем оказать ему некий набор услуг и посредством этих инструментов дать зрителю образование, информацию, т.е. внедрить в его сознание собственно культурный багаж. Крупнейшие музеи мира, стремясь привлечь публику, превращают серьезнейшие выставки в увлекательные зрелищные продукты, сопровождаемые множеством соблазняющих периферийных продуктов. Для описания такой музейной политики часто используется термин-неологизм artainment, т.е. искусство (art) плюс развлечение (entertainment).

Новые элементы встречаем мы и в московских музейных экскурсиях. На-

пример, в Музее-заповеднике «Московский Кремль» проводится тематическая экскурсия с элементами театрализации «Во кремлевских во палатах»: экскурсовод встречает школьников у Кутафьей башни и по Троицкому мосту проводит в древний город. Подростки знакомятся с такими памятниками, как Потешный дворец и Грановитая палата, которые видели и кремлевские жители в XVII в. Экскурсовод предлагает сравнить современный и старинный планы Кремля и переходит от показа сегодня существующих зданий к разговору об усадьбах XVII в. Он приглашает учащихся в единственную музеефицированную из сохранившихся гражданских построек - Патриаршие палаты, рассматривая их как типичный дворец представителя высшей знати. В ходе экскурсии школьники постепенно погружаются в прошлое. Кульминационным моментом становится встреча в жилых покоях с «русской царицей», в ходе беседы с которой учащиеся не только знакомятся с русским бытом XVII в., но и сравнивают этот быт с современным. Постепенно дети становятся участниками разыгрываемого действа, надевая одежды, сшитые из натуральных тканей по образцам древнерусского костюма.

Такая экскурсия помогает в изучении русской истории, знакомит с повседневной жизнью знатного русского человека XVII в.

Музей «Старый английский двор» предлагает костюмированные экскурсии:

• «Рассказы иноземного солдата»: обзорная экскурсия по музею, проводится гидом, одетым в костюм наемника-мушкетера конца XVI в.

• «Рассказы иноземного купца»: обзорная экскурсия по музею, проводит-

ся гидом, одетым в костюм английского купца первой половины XVII в.

Игровые экскурсии:

• «Навигацкая школа»: образовательная программа, в игровой форме знакомит школьников с основами географии, астрономии и навигации XVI-XVII вв. на примере морской экспедиции из Англии в Россию.

• «Путешествие по старому дому»: в ходе экскурсии школьники в доступной игровой форме знакомятся с историей Старого английского двора.

В процессе взаимодействия между экскурсантами и экскурсоводом, прочим персоналом музея, который в той или иной степени общается с посетителями музея, формируется отношение гостей к самому музею, выставочному материалу, представленному в нем, сервису, комфорту, созданным специально для экскурсантов, а значит, и настрой на эффективный прием информации. От доброжелательности и профессионализма всего персонала музея, принимающего посетителей, во многом зависит, захочет ли турист посетить данный музей еще раз.

Помимо анимационных программ многие музеи включают в обслуживание и новые формы. Например, несколько лет назад накануне Всемирного дня музеев, который проводится 18 мая, появилась программа «Ночь в музее», которая сегодня пользуется большим спросом у посетителей. Каждый музей продумывает свою авторскую программу, чтобы быть уникальным. Традиционными стали бесплатные экскурсии, проводимые в дни школьных каникул и в определенный будний день недели.

Музей Москвы - один из старейших в столице. Он был создан в декабре 1896 г. как Музей московского го-

родского хозяйства. За 112 лет музей преобразовался в крупный центр истории города, его социальной жизни и культуры. В 1994-2008 гг. музей сформировался как музейное объединение, им накоплен большой опыт научной, экспозиционно-выставочной, научно-просветительной работы. В 2004 г. музей преобразован в Государственное учреждение культуры города Москвы «Музейное объединение "Музей истории Москвы"», а в 2008 г. переименован в Музей Москвы. По мнению специалистов, это название больше соответствует цели и предназначению головного музея столицы.

Музей Москвы занимает лидирующее положение в установлении международных и региональных профессиональных контактов. Несколько лет назад по инициативе музея был создан новый комитет Международного совета музеев - Комитет по коллекциям и деятельности музеев городов, объединивший крупнейшие музеи столиц и городов мира (более 100 музеев).

В последние годы в Москве и Подмосковье после реконструкции и реставрации открывается ряд музеев.

В 2007 г. после реставрации открылся Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Дворцово-парковый ансамбль, заложенный по распоряжению Екатерины II в 1776 г., задуман и выполнен архитектором В. Баженовым, Большой дворец - строился на месте трех снесенных баженовских дворцов - архитектором М. Казаковым. После смерти Екатерины II строительство было прекращено. Усадьба постепенно приходила в упадок. С момента открытия в усадьбе музея функционировали лишь несколько зданий, и по-

этому прошедшая реставрация открыла перед посетителями уникальные интерьеры Большого дворца, нарядные галереи Малого и Среднего дворцов, массивный корпус Хлебного дома, колоннады Кавалерских корпусов.

После многолетней реставрации, начавшейся в 1986 г., поэтапно открываются для посещения экскурсантов парадные залы Дворца в Государственном музее-усадьбе «Архангельское». К началу летнего сезона, кроме Парадного вестибюля и Овального зала, будут открыты Парадная столовая, Императорский зал, Парадная спальня и другие залы. Ранее было открыто старейшее в Москве здание театра с уникальными декорациями итальянского художника Пьетро Гонзаго; Колоннада, в которой представлены выставки и проходят музыкальные и литературные салоны, Конторский флигель, Каретный сарай с каретами владельцев усадьбы, парк со скульптурой XVII-XVIII вв. На территории французского регулярного парка проходят массовые шоу «Джаз. Усадьба», свадебные мероприятия с кортежами на прогулочных колясках и другие праздники.

В настоящее время на реставрации находятся еще два уникальных музея -Государственный музей керамики и усадьба «Кусково» XVIII в. и Государственный музей-усадьба «Останкино». В Москве проживают более 2,5 млн пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями. В 2010 г. после реконструкции открылся Московский планетарий - один из самых больших в мире и самый старый планетарий в России. Одна из задач реконструкции данного музея - не только сделать музей доступным для всех категорий посетителей по стоимости посещения, но и обеспечить их ком-

фортное пребывание, сделать его интересным по содержанию. Основным направлением деятельности Московского планетария является популяризация естественнонаучных знаний в области космоса.

Здание планетария включает несколько уровней и разделено на функциональные зоны. Непосредственно под куполом расположен Большой звездный зал, проектор которого позволяет увидеть свыше 9 тысяч небесных тел и их перемещения по небу с течением времени. Диаметр купола-экрана -25 метров, а площадь - 1000 квадратных метров. Это самый большой купол Европы. Зал оборудован с учетом новейших разработок в области проекционных технологий. На самом нижнем, подземном, уровне находится Малый звездный зал, предназначенный для показа детям звездного неба в миниатюре. Это единственный в России зал с купольным экраном, динамическими креслами и стереопроекцией. Такое сочетание оборудования в небольшой по размерам студии заставляет зрителя самому стать героем фильма.

В последние годы совершенствуется материально-техническое оснащение музеев. Например, 4Б-кинотеатр -система стереопроекции, динамических кресел и спецэффектов. Великолепное качество изображения, ощущение падения в пропасть, ускорения или полета, запахи, дым, снег и многое другое погружают зрителя в реальность происходящего на экране, позволяя совершать увлекательные путешествия в пространстве и во времени.

На первом уровне планетария располагаются экспозиции музея «Луна-риум» и залы музея «Урания».

В интерактивном музее «Лунариум» представлена экспозиция по астроно-

мии и физике. По оснащению «Лунариум» не уступает европейским научным центрам и музеям. Он размещается на двух этажах и состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса». В экспозиции представлено более 80 экспонатов, которые в игровой форме наглядно демонстрируют различные физические законы и явления природы. Здесь проявления законов природы иногда наглядны, иногда забавны, иногда выглядят как чудо. Музей «Урания» назван в честь музы астрономии. Первый уровень музея посвящен истории планетария и истории развития инструментов и методов познания Вселенной. Кроме того, в комплексе планетария есть кафе и буфеты, работающие до поздней ночи, и «Магазин космических сувениров».

Особое внимание уделяется людям с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Для этого разработаны новейшие методики экспозиционной и выставочной практики, инфраструктура доступности. В музейном пространстве предусмотрено инженерно-техническое обеспечение: лифты, эскалаторы, широкие и ровные проходы по маршруту, подъемники, рекреационные зоны, соответствующие нормативным требованиям. Это обеспечивается не только инженерными средствами, но и специальными музейными приемами построения экспозиции, звуковыми усилителями речи экскурсовода. Сегодня Планетарий является самым совершенным в технологии обслуживания посетителей (Программа «1000 инновационных технологий»).

Новое время диктует новые, более повышенные требования и к комфорту. Современная экскурсия - это культурный и досуговый процесс, решаю-

щий задачу оптимального и выразительного представления информации. Экскурсия включает не только осмотр ценнейших объектов, но и огромный объем уникальной информации, содержащейся в фондах, хранилищах, и поэтому она должна быть окружена мощной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый и удобный доступ к сведениям. При этом необходимо использовать современные компьютерные технологии, включая Интернет, другое материально-техническое оснащение. Нельзя забывать и об огромной научно-исследовательской и просветительской роли экскурсионной деятельности, что, в свою очередь, предполагает современное техническое сопровождение проведения презентаций и экскурсий.

Бурное развитие мультимедийной и презентационной техники привело к тому, что сегодня она представлена широким спектром мультимедийных проекторов, плазменных и жидкокристаллических (ЖК) панелей, ЬЕБ-экранов и другим оборудованием. Диапазон характеристик этих приборов настолько широк, что позволяет использовать их практически везде - от небольших специально оборудованных экскурсионных транспортных средств до огромных, хорошо освещенных залов.

Для удобства ориентации клиентов в офисе, экскурсантов в музее или усадебном комплексе и другого вида экскурсии, им требуется предоставить информацию, отличную от традиционных этикеток и проспектов. Для этого можно использовать разнообразные информационные панели, в том числе жидкокристаллические и плазменные. Это позволяет давать информационные сообщения в красочной, запоминающейся форме и оперативно менять их

в случае необходимости. Плазменные и ЖК-панели используются и для специальных тематических показов в экскурсиях или музеях - «говорящие этикетки» (Палеонтологический музей в Москве и др.).

Видеоинсталляция - наиболее распространенная область применения мультимедийной техники в музеях. Использование ее в экспозициях создает особую атмосферу и динамику. Именно с помощью аудиовизуальных средств удается достичь эффекта погружения в прошлое, почувствовать особенности прошлых эпох и совершенно другими глазами увидеть саму экспозицию. Такой эффект был достигнут в Музее Анны Ахматовой, где посетителя со всех сторон окружают звуки города начала XX в.

С помощью мультимедийной техники особого эффекта удается достичь на выставках, которые перекликаются или напрямую связаны с современностью. Так, при организации экспозиции, посвященной Дню города Москвы, удалось органично вписать в нее зарисовки современной столицы, ее пригородов. На выставке «Абстракция. XX век» для видеопоказа был выделен целый зал, где на огромном экране демонстрировались фильмы, посвященные творчеству представленных в экспозиции художников.

В последнее время в современных музеях все чаще используют интерактивные системы - информационные киоски и touch-панели. Посетитель сам может управлять информационным потоком, выбирая интересующие его сведения, прикоснувшись пальцем к экрану. Чувствительная поверхность дисплея немедленно реагирует и передает данные управляющей программе, которая отображает на экране со-

ответствующий раздел или тему. Кроме того, в музеях появились специальные системы, использующие проекторы, реагирующие на перемещения человека в пространстве выставки или на движение его руки.

Одним из интересных примеров использования интерактивных дисплеев можно считать инсталляцию в Палеонтологическом музее. Там была установлена плазменная панель с интерактивной насадкой touch screen. Дотронувшись до экрана, можно получить исчерпывающую информацию о каждом объекте показа.

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в качестве системы отображения информации используются цифровые мультимедийные проекторы, позволяющие создавать высококачественное изображение большого размера для демонстрации многочисленной аудитории. Источником сигнала для такого проектора являются, как правило, компьютер, DVD-проигрыватель, видеомагнитофон, видеокамера, визуалайзер (документ-камера), слайд-конвертер и т.д. С помощью этой техники проектор может отображать практически любую визуальную информацию.

Благодаря Интернету и бурному развитию инфраструктуры цифровых коммуникационных сетей современный музей получил возможность организовывать видеоконференции, демон-

стрировать свои коллекции всем желающим, в том числе людям, проживающим в других городах и странах. Организовав канал видеоконференции, музей может принять в своих стенах посетителей из весьма удаленных уголков мира. Бесспорно, что естественное и виртуальное посещение музея значительно отличаются друг от друга, однако трудно переоценить просветительское и социально-культурное значение этого.

Глобальная сеть Интернет стала важной частью культурной жизни вообще и жизни туристско-экскурсионного бизнеса в частности. Компьютер стал рабочим инструментом работников сферы туризма. Идет стремительное освоение виртуального пространства.

В последние годы большое распространение в обслуживании туристов и экскурсантов приобрело использование системы «аудиогид». Система позволяет проводить экскурсии, давать информационные сообщения без фактического участия экскурсовода. Ау-диосредства широко используются в музейных экскурсиях (например, в Государственной Третьяковской галерее). Музеи Кремля предполагают и прокат аудионаушников.

Конечно, ни одна самая совершенная техника не заменит хорошего специалиста. Но получить минимальную информацию об интересующем экскурсанта объекте таким образом возможно.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Мастеница Е.Н. Новая музеология в кон- СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. С. 364-371. тексте идей экологии культуры // Фунда- 2. URL: http://www.mosmuseum.ru/ ментальные проблемы культурологи: Т. VI. М, 3. URL: http://www.planetarium-moscow.ru

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Бабочкин П.И. - д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры общегуманитарных дисциплин РМАТ, [email protected]

Балезина Т.В. - зам. завкафедрой FEMTEC по устойчивому развитию туристских дестинаций РМАТ, [email protected]

Виноградова О.В. - ст. преподаватель кафедры экскурсоведения и анимации РМАТ, аспирант, [email protected] (науч. руководитель В.А. Кальней, д-р пед. наук, проф.) Еранцева Е.М. - ст. преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга РМАТ, [email protected]

Ефимов А.Д. - д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента гостеприимства Московского филиала РМАТ, [email protected]

Ефремцева Т.Н. - канд. пед. наук, доцент, завкафедрой иностранных языков и зарубежного страноведения РМАТ, [email protected]

Захарова Т.В. - доцент кафедры дизайна архитектурной среды РМАТ, sec.mfrmat@ gmail.com

Здоров А.Б. - д-р экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов РМАТ, nir-rmat@ mail.ru

Здоров С.А. - ст. преподаватель СПбГУП НОУ ВПО «Институт искусств и информационных технологий», [email protected]

Ильвицкая С.В. - д-р архитектуры, завкафедрой дизайна архитектурной среды РМАТ, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, [email protected] Именнова Л.С. - д-р культурологии, профессор кафедры общегуманитарных дисциплин РМАТ, [email protected]

Ищенко В.М. - д-р техн. наук, профессор, первый заместитель директора Московского филиала РМАТ, [email protected]

Каганович-Минервина М.Г. - доцент кафедры дизайна архитектурной среды РМАТ, [email protected]

Квартальнов А.В. - д-р пед. наук, доцент, директор Воскресенского института туризма - филиала РМАТ, [email protected]

Киреева Ю.А. - канд. пед. наук, доцент, завкафедрой туроперейтинга РМАТ, kireeva. [email protected]

Козырев В.М. - д-р экон. наук, профессор, академик РАЕН, завкафедрой экономики и финансов РМАТ, [email protected]

Круглова О.В. - профессор кафедры дизайна архитектурной среды РМАТ, [email protected]

Курило Л.В. - канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры экскурсоведения и анимации РМАТ, [email protected]

Лоншакова Н.А. - д-р социол. наук, профессор, завотделом аспирантуры РМАТ, Ьп[email protected]

Лоншакова Н.Е. - канд. полит. наук, ведущий консультант Департамента государственного консалтинга ЗАО «АКГ "РБС"», [email protected] Лункарь И.Е. - доцент кафедры дизайна архитектурной среды РМАТ, sec.mfrmat@ gmail.com

Любакова Т.П. - доцент кафедры дизайна архитектурной среды РМАТ, sec.mfrmat@ gmail.com

Мочёнов В.П. - канд. пед. наук, доцент, зам. завкафедрой общегуманитарных дисциплин РМАТ, [email protected]

Мошняга Е.В. - д-р филос. наук, доцент, декан факультета магистерской подготовки РМАТ, [email protected]

Пранов Б.М. - д-р техн. наук, профессор, завкафедрой менеджмента, информационных технологий и международного туризма Московского филиала РМАТ, boris.pranov@ gmail.com

Приезжева Е.М. - канд. пед. наук, доцент, завкафедрой экскурсоведения и анимации РМАТ, [email protected]

Середина Е.В. - канд. геогр. наук, доцент, профессор кафедры менеджмента информационных технологий и международного туризма РМАТ, [email protected] Смирнов А.В. - ст. преподаватель кафедры дизайна архитектурной среды РМАТ, sec. [email protected]

Смирнова Е.В. - канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры экскурсоведения и анимации РМАТ, [email protected]

Субботина Е.В. - канд. техн. наук, доцент, профессор кафедры менеджмента гостеприимства Московского филиала РМАТ, [email protected] Трофимов Е.Н. - д-р полит. наук, ректор РМАТ, [email protected] Чаурская Н.В. - ст. преподаватель кафедры FEMTEC по устойчивому развитию туристских дестинаций РМАТ, [email protected]

Шариков В.И. - канд. пед. наук, доцент кафедры экономики и финансов РМАТ, [email protected]

Элиарова Т.С. - канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры менеджмента гостеприимства Московского филиала РМАТ, [email protected]

ПОДПИСКА

Вестник РМАТ

Научно-практический журнал, рассматривающий проблемы развития туристики как науки, экономики туриндустрии, педагогические проблемы профессионального туристского образования

Рубрики:

• Туристика • Экономика туризма • Педагогика профессионального образования Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении

по каталогу «Роспечать»: индекс 70032

Розничная продажа журнала производится в библиотеке Российской международной академии туризма по адресу: г.о. Химки, мкр-н Сходня, ул. Горького, 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.