Научная статья на тему 'Новые когнитивные структуры в цифровой информационной среде'

Новые когнитивные структуры в цифровой информационной среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
270
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА / ЦИФРОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / МЕДИАОБРАЗ / МЕМ / ФЕЙКОВАЯ НОВОСТЬ / РЕКЛАМА / НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ЭМОЦИЯ / МЕДИАЭКОЛОГИЯ / DIGITAL INFORMATION ENVIRONMENT / COGNITIVE STRUCTURE / MEDIA IMAGE / MEM / FAKE NEWS / ADVERTISEMENT / UNDIFFERENTIATED EMOTION / MEDIA ECOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пищальникова В. А.

Объект статьи новые типы когнитивных структур, возникших в цифровой информационной среде и получивших там широкое распространение. Материалом исследования являются мем, «фейковая новость», «реклама без слов», оценочное слово как репрезентант недифференцированной эмоции. Все эти компоненты информационного поля порождение специфики медиаобраза как модели, отражающей специфически структурированную систему знаний. Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время цифровой информационный мир становится для индивида значимым фрагментом бытия, более понятным и важным, чем реальное социальное окружение. Роль массмедиа в познании реальности тоже значительно возрастает. Для значительной части пользователей массмедиа они являются предпочтительным источником познания реальности. При этом количество информации в информационном пространстве таково, что современный человек не справляется с ее смысловой обработкой, поэтому принимает ее без верификации. Культурная и генетическая эволюция имеют разную «скорость». Это приводит к тому, что между нейрофизиологическими возможностями мозга и информационной средой, возникшей под влиянием современной культуры, возникает не просто противоречие, а разрыв. В статье теоретически и на анализе материала верифицируется гипотеза о том, что на определенном этапе развития человека информационная культура начинает, очевидно, влиять на генетическую и, в частности, сдерживает эволюцию мозга. Это проявляется в упрощении мозга при качественном усложнении и количественном увеличении информации. Нейрофизиологи объясняют такую ситуацию тем, что сейчас нет никаких радикальных условий, способствующих нейрофизиологическому приспособлению к изменившемуся количеству и качеству информации. Большинство людей пользуются технологическими достижениями цивилизации, не понимая их сущности, а следовательно, количество и качество информации не является для человека фактором выживания. Автор приходит к следующим выводам. Современное цифровое информационное пространство насыщено поликодовыми текстами, что обусловлено самим способом репрезентации информации («оцифровкой») и подкрепляется всё новыми и новыми технологиями, которые порождает это пространство. Они позволяют пользователям на базе когнитивной интегративной деятельности создавать специфические поликодовые знаки, интегрирующие содержание разных семиотических систем. Сообщение, представленное в форме поликодового текста, прагматически максимально эффективно, потому что разные компоненты мышления актуализируются под воздействием средств разной семиотической природы. Однако человеческое сознание отчасти ограничивается характером и репрезентативными возможностями знаковых систем. Если такие системы базируются на этническом языке, который остается доминирующим средством общения, то смысловое пространство культуры не сужается. Но сейчас в цифровой среде актуализируются новые формы знаков, которые обладают «ограниченной произвольностью», часто связывают предмет и его название в стабильную структуру. Такая структура воспроизводится, но не способна порождать новые значения. Эти знаки, по сути, противоположны вербальным знакам, а потому они иначе анализируют мир и иначе определяют синтез знаний. Процесс коммуникации и в целом процесс соотнесения человека с миром осуществляется на базе его знаковой деятельности. Именно знаки позволяют «встраивать» внешний мир в ментальную деятельность человека и обеспечивают его социальное бытие. Новые разновидности поликодовых и иных знаков, функционирующие в информационной среде, изменяют когнитивные структуры, основанные на вербальной репрезентации мира. Они направлены на воспроизводство устойчивых компонентов знания, что способствует усилению манипулятивных функций массмедиа. Нейрофизиологи считают, что эволюционные достижения нашего мозга при этом не востребованы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW COGNITIVE STRUCTURESAS DERIVATIVES OF DIGITAL ENVIRONMENT

The object of the article is new types of cognitive structures that appeared in digital information environment and became widely spread there. The research is based on memes, “fake news”, “ads without words”, appraisal words as representatives of undifferentiated emotion. All these components of information field are generated by specifics of media image as a model that reflects a specifically structured system of knowledge. The relevance of the topic is defined by the fact that nowadays digital information world becomes a significant fragment of being for an individual. This fragment is more vivid and important than actual social circle. The role of mass media in cognition is also considerably more important. For a significant number of mass media users they are a preferable source of information in the process of cognition of reality. Wherein the amount of information in digital environment is such that a modern person cannot cope with its semantic processing and therefore accepts it without verification. Cultural and genetic evolution have different “paces”. This leads to the situation that a fracture (not just a discrepancy) occurs between neurophysiological capabilities of the human brain and information environment that developed under the influence of modern culture. The article verified a hypothesis that at a certain developmental stage of an individual information culture starts to clearly influence genetic culture and limits the brain’s evolution. This verification is conducted both theoretically and on the basis of data analysis. The limitation of the brain’s evolution manifests in simplification of the brain while the amount of information becomes more complex qualitatively and larger quantitatively. Neurophysiologists explain this situation by saying that currently there are no radical conditions that would facilitate neurophysiological adaptation to the changing quantity and quality of information. The majority of people use technological achievements of civilization without realizing their essence and therefore the amount and quality of information is not a survival factor for the humans. The author arrives to the following conclusions. Modern digital information environment is saturated with polycode texts and that is conditioned by the very means of information representation (“digitalization”) and supported by appearing new technologies that digital environment creates. They allow the users to create specific polycode signs integrating meanings of different semiotic systems on the basis of cognitive integrative activity. A message represented as a polycode text is the most efficient from the pragmatic point of view because different components of thinking are actualized by the influence of means of different semiotic origins. However, human consciousness is partly limited by the character and representative capabilities of sign systems. If such systems are based on an ethnic language that remains the dominant means of communication, the semantic space doesn’t become narrower. Yet nowadays new forms of signs appear in digital environment. They have “limited motivation” and often combine their subject and its name into a stable structure. Such structures multiply but they cannot generate new meanings. These signs are juxtaposed to verbal signs by their nature, and that’s why they analyze the world and define the synthesis of knowledge in a different way. The process of communication and overall the process of relation of a human to the world is conducted on the basis of his sign activity. It is signs that allow to build the outer world into the mental activity of an individual and define his social being. New types of polycode and other signs functioning in the digital environment change cognitive structures based of verbal representation of the world. They are aimed at reproduction of stable components of knowledge that enables strengthening of mass media’s manipulative functions. Neurophysiologists believe that evolutional achievements of the human brain are not in demand in this process.

Текст научной работы на тему «Новые когнитивные структуры в цифровой информационной среде»

УДК 8123

В. А. Пищальникова

доктор филологических наук, профессор;

профессор кафедры общего и сравнительного языкознания МГЛУ; е-таЛ: [email protected]

НОВЫЕ КОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Объект статьи - новые типы когнитивных структур, возникших в цифровой информационной среде и получивших там широкое распространение. Материалом исследования являются мем, «фейковая новость», «реклама без слов», оценочное слово как репрезентант недифференцированной эмоции. Все эти компоненты информационного поля - порождение специфики медиаобраза как модели, отражающей специфически структурированную систему знаний. Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время цифровой информационный мир становится для индивида значимым фрагментом бытия, более понятным и важным, чем реальное социальное окружение. Роль массмедиа в познании реальности тоже значительно возрастает. Для значительной части пользователей массмедиа они являются предпочтительным источником познания реальности. При этом количество информации в информационном пространстве таково, что современный человек не справляется с ее смысловой обработкой, поэтому принимает ее без верификации.

Культурная и генетическая эволюция имеют разную «скорость». Это приводит к тому, что между нейрофизиологическими возможностями мозга и информационной средой, возникшей под влиянием современной культуры, возникает не просто противоречие, а разрыв. В статье теоретически и на анализе материала верифицируется гипотеза о том, что на определенном этапе развития человека информационная культура начинает, очевидно, влиять на генетическую и, в частности, сдерживает эволюцию мозга. Это проявляется в упрощении мозга при качественном усложнении и количественном увеличении информации. Нейрофизиологи объясняют такую ситуацию тем, что сейчас нет никаких радикальных условий, способствующих нейрофизиологическому приспособлению к изменившемуся количеству и качеству информации. Большинство людей пользуются технологическими достижениями цивилизации, не понимая их сущности, а следовательно, количество и качество информации не является для человека фактором выживания.

Автор приходит к следующим выводам. Современное цифровое информационное пространство насыщено поликодовыми текстами, что обусловлено самим способом репрезентации информации («оцифровкой») и подкрепляется всё новыми и новыми технологиями, которые порождает это пространство. Они позволяют пользователям на базе когнитивной интегративной деятельности создавать специфические поликодовые знаки, интегрирующие содержание разных семиотических систем. Сообщение, представленное в форме поликодового текста, прагматически максимально эффективно, потому что разные компоненты мышления актуализируются под воздействием средств разной семиотической природы.

Однако человеческое сознание отчасти ограничивается характером и репрезентативными возможностями знаковых систем. Если такие системы базируются на этническом языке, который остается доминирующим средством общения, то смысловое пространство культуры не сужается. Но сейчас в цифровой среде актуализируются новые формы знаков, которые обладают «ограниченной произвольностью», часто связывают предмет и его название в стабильную структуру. Такая структура воспроизводится, но не способна порождать новые значения. Эти знаки, по сути, противоположны вербальным знакам, а потому они иначе анализируют мир и иначе определяют синтез знаний.

Процесс коммуникации и в целом процесс соотнесения человека с миром осуществляется на базе его знаковой деятельности. Именно знаки позволяют «встраивать» внешний мир в ментальную деятельность человека и обеспечивают его социальное бытие. Новые разновидности поликодовых и иных знаков, функционирующие в информационной среде, изменяют когнитивные структуры, основанные на вербальной репрезентации мира. Они направлены на воспроизводство устойчивых компонентов знания, что способствует усилению манипулятивных функций массмедиа. Нейрофизиологи считают, что эволюционные достижения нашего мозга при этом не востребованы.

Ключевые слова: когнитивная структура; цифровая информационная среда; медиаобраз; мем; фейковая новость; реклама; недифференцированная эмоция; медиаэкология.

V. A. Pishchalnikova

PhD, Professor of General, and Comparative Linguistics Chair, Moscow State Linguistic University; e-mail,: [email protected]

NEW COGNITIVE STRUCTURES AS DERIVATIVES OF DIGITAL ENVIRONMENT

The object of the articLe is new types of cognitive structures that appeared in digitaL information environment and became wideLy spread there. The research is based on memes, "fake news", "ads without words", appraisaL words as representatives of undifferentiated emotion. ALL these components of information fieLd are generated by specifics of media image as a modeL that refLects a specificaLLy structured system of knowLedge. The reLevance of the topic is defined by the fact that nowadays digitaL information worLd becomes a significant fragment of being for an individuaL. This fragment is more vivid and important than actuaL sociaL circLe. The roLe of mass media in cognition is aLso considerabLy more important. For a significant number of mass media users they are a preferabLe source of information in the process of cognition of reaLity. Wherein the amount of information in digitaL environment is such that a modern person cannot cope with its semantic processing and therefore accepts it without verification. CuLturaL and genetic evoLution have different "paces". This Leads to the situation that a fracture (not just a discrepancy) occurs between neurophysioLogicaL capabiLities of the human brain and information environment that deveLoped under

the infLuence of modern cuLture. The articLe verified a hypothesis that at a certain developmental, stage of an individuaL information cuLture starts to cLearLy infLuence genetic cuLture and Limits the brain's evoLution. This verification is conducted both theoreticaLLy and on the basis of data anaLysis. The Limitation of the brain's evoLution manifests in simpLification of the brain whiLe the amount of information becomes more compLex quaLitativeLy and Larger quantitativeLy. NeurophysioLogists expLain this situation by saying that currentLy there are no radicaL conditions that wouLd faciLitate neurophysioLogicaL adaptation to the changing quantity and quaLity of information. The majority of peopLe use technoLogicaL achievements of civiLization without reaLizing their essence and therefore the amount and quaLity of information is not a survivaL factor for the humans. The author arrives to the foLLowing concLusions. Modern digitaL information environment is saturated with poLycode texts and that is conditioned by the very means of information representation ("digitaLization") and supported by appearing new technoLogies that digitaL environment creates. They aLLow the users to create specific poLycode signs integrating meanings of different semiotic systems on the basis of cognitive integrative activity. A message represented as a poLycode text is the most efficient from the pragmatic point of view because different components of thinking are actuaLized by the infLuence of means of different semiotic origins. However, human consciousness is partLy Limited by the character and representative capabiLities of sign systems. If such systems are based on an ethnic Language that remains the dominant means of communication, the semantic space doesn't become narrower. Yet nowadays new forms of signs appear in digitaL environment. They have "Limited motivation" and often combine their subject and its name into a stabLe structure. Such structures muLtipLy but they cannot generate new meanings. These signs are juxtaposed to verbaL signs by their nature, and that's why they anaLyze the worLd and define the synthesis of knowLedge in a different way. The process of communication and overaLL the process of reLation of a human to the worLd is conducted on the basis of his sign activity. It is signs that aLLow to buiLd the outer worLd into the mentaL activity of an individuaL and define his sociaL being. New types of poLycode and other signs functioning in the digitaL environment change cognitive structures based of verbaL representation of the worLd. They are aimed at reproduction of stabLe components of knowLedge that enabLes strengthening of mass media's manipuLative functions. NeurophysioLogists beLieve that evoLutionaL achievements of the human brain are not in demand in this process.

Key words: digitaL information environment; cognitive structure; media image; mem; fake news; advertisement; undifferentiated emotion; media ecoLogy.

Введение

«Мы - удивительное и в некотором смысле даже высшее порождение эволюции. Но при этом мы и ее жертвы» [Марков 2013, с. 321]. Эта «бритва эволюции» особенно очевидна в цифровой информационной среде, где формируются и функционируют новые когнитивные

структуры и репрезентирующие их знаки. Они оказывают весьма специфическое воздействие на сознание пользователей. С одной стороны, такие структуры, безусловно, способствуют оптимизации информации в условиях геометрического роста количества информации и усложнения ее качества, с другой, по мнению многих нейрофизиологов, - не способствуют эволюции мозга.

Известно, что самый энергоемкий вид интеллектуальной деятельности - это коммуникативные отношения. Просчитать реакции человека, с которым вступаешь в общение, - одна из сложнейших вычислительных задач для мозга. Казалось бы, развитие технологий общения должно вести к усложнению характера коммуникации, однако в цифровом информационном пространстве общение становится всё более ритуализованным, неличностным, что подкрепляется созданием новых знаков, выражающих недифференцированные значения, в том числе эмоциональные (эмодзи - «смайлики» и т. д.). В этом случае важность индивидуального интеллекта как показателя успешности индивида и группы снижается, а на первое место выходят социальная восприимчивость и стремление человека к доминированию. Поэтому цифровой информационный мир становится для индивида более близким и знакомым, нежели реальное социальное окружение, и актуальным фрагментом бытия, а следовательно, значительным источником познания реальности. Наконец, количество информации таково, что современный человек не справляется с ее обработкой и верификацией и принимает в готовом виде «на веру»: «Если не нужно до всего доходить своим умом и огромный объем готовых полезных знаний тебе в детстве взрослые скармливают с ложечки, то можно обойтись и мозгом поменьше...» [Марков 2013, с. 254]. И если учесть совокупное действие перечисленных факторов, то становится осязаемым парадоксальное противоречие, которое усиливается с каждым днем: пропасть между нейрофизиологическими возможностями мозга и информационной средой, возникшей под влиянием современной культуры, которая на определенном этапе развития человека начинает сдерживать эволюцию мозга. При качественном усложнении и количественном увеличении информации мозг начинает упрощаться, потому что никаких радикальных условий, которые бы способствовали нейрофизиологическому приспособлению к изменившемуся количеству и качеству информации, пока нет: для большинства

населения в современном мире количество и качество информации не является фактором выживания. В условиях глобализации и различных ее направлений - технологического, культурного, политического и пр. - оцифровка информационного пространства меньше всего воспринимается как негативный и агрессивный процесс. Напротив, подчеркиваются его достоинства: во-первых, объективное увеличение количества и усложнение качества различных сведений о действительности, при этом качества вовсе не обязательно положительного; во-вторых, легкость получения сведений; наконец, кажущаяся возможность легкой обработки и оптимизации сведений в цифровом пространстве.

Характеристика знака в медиареальности

Мышление человека способно к самопроизводству с помощью различных знаковых систем. Поэтому с расширением технологических возможностей коммуникации появляются новые интегративные гетерогенные познавательные структуры, которые репрезентируются компонентами разных семиотических систем. Специфические когнитивные структуры, которые возникают в информационном цифровом пространстве, присваиваются индивидами, как и другие, в соответствии с общими психологическими закономерностями интериоризации действительности. Нейрофизиологическая база человека принципиально способна к практически бесконечному порождению структур, закрепляющих новые способы познания ([Анохин 1979], [Бехтерева 1988], [Сеченов 2001], [Марков 2013] и др.). При этом человеческое мышление способно продуцировать и присваивать обобщенные структуры разного типа, объема и степени абстрагированности.

Медиареальность, продуцируемая средствами массовой информации, принципиально поликодовая. В ней актуализируется способность языка, во-первых, осуществлять семиотическое моделирование (быть матрицей для создания функциональных семиотических систем) и, во-вторых, интегрировать содержание семиотических систем. В цифровом информационном пространстве когнитивная интегратив-ная деятельность эффективно обеспечивается использованием компонентов разных семиотических систем. Сообщение, представленное в форме поликодового текста, достигает максимального прагматического эффекта благодаря тому, что разные компоненты мышления

актуализируются под воздействием средств разной семиотической природы. В этом аспекте когнитивная структура может быть рассмотрена как сбалансированная полисемиотическая модель фрагмента реальности, созданная для его коммуникативной реализации.

Общепринятой типологии когнитивных структур, функционирующих в информационном цифровом пространстве, пока не существует, но внимание лингвистов уже привлекали инфограммы, мемы, фей-ковые новости. Так, мем - это поликодовый прецедентный текст, содержащий изображение и, как правило, вербальную составляющую, хранящийся в памяти большинства пользователей Интернета (или определенного его сообщества), регулярно воспроизводимый полностью или с частичным изменением компонентов и актуализирующий определенное стабильное содержание. Мем, в основном, принадлежит интернет-коммуникации, но всё чаще проникает в СМИ: как известно, современные журналисты черпают значительную часть информации из новостей, представленных в Интернете. Смена актуальных мемов осуществляется очень быстро. Содержание мема, как правило, отражает какие-то значимые, а часто и просто заметные, броские, скандальные, порицаемые, смешные черты социума и индивидов. При тиражировании информации ее структурное содержательное ядро остается неизменным, но меняются компоненты изображения. Каждая новая версия мема актуализирует представленную в первом познавательную модель. При этом, как правило, негативная коннотация мема всегда актуальна. Отсюда создание мемов - это специфическая игра для пользователей, и нужно отметить невероятную увлеченность пользователей сети Интернет и быструю смену мемов. Но что гораздо важнее, мемы - это эффективный способ поддержания социально и конвенционально актуальных значений и ценностей.

Таким образом, мемы - это новый тип знака, по сути, противоположный языковому: значение его статично, а форма вариативна. Следовательно, мем функционально ограничен в познавательных процессах, поскольку он не обладает свойством произвольности, которое и позволяет системе языка быть открытой. К сожалению, частотность таких моделей в интернет- и медиакоммуникации высока и всё возрастает, замещая собой слово как открытую познавательную модель. Если учесть, что дети и молодежь к игре решительно расположены, можно понять неимоверную скорость распространения

мемов и частотность их использования, а значит, и к увеличению их роли в ментальных процессах.

Второй тип познавательной медийной структуры метонимически условно называют фейковой новостью. Главная цель фейковой новости - привлечение внимания к источнику новостей. На первый взгляд, это явление безобидное и даже отчасти забавное, тем более что небуквальное использование языка - обычный процесс, а создание фейковой новости, по сути, связано с переносом знака как элемента некоторой знаковой структуры и строится на аналогии как способе познания. Однако явление это выполняет специфическую функцию нейтрализации истинной и ложной информации в восприятии пользователей информационного пространства. С его помощью, во-первых, представляется как истинная, а на деле непроверенная, недостоверная или ложная информация. Во-вторых, что важнее, - это попытка заставить понять, что ложная или правдивая информация одинаково интересны, лишь бы новость была сенсационной, особенно если она представлена в парадоксальной форме. И эти цели реализуются, например, в таких текстовых структурах, когда содержание заголовка опровергается в тексте: «Дочь великой Гурченко умерла в подъезде! Вчера дочь Гурченко пошла в поликлинику, но прямо в подъезде потеряла сознание». Это «инфицирующая» познавательная структура, построенная на доверии читателя к печатному слову и разрушающая привычные когнитивные стереотипы. Такая интегративная познавательная структура, которая активируется в фейковых новостях с большой частотностью, постепенно становится привычной для пользователей. С точки зрения психологии, она превращается в операцию - неосознаваемое действие, а значит, основательно закрепляется в ассоциативно-вербальных связях. Эта когниция искажает стереотипную познавательную структуру за счет включения в нее негативных эмоций и отрицательных оценок реалий. Такую «когнитивную инфекцию» лечить практически невозможно. В этом проявляется более изощренный, а потому опасный способ манипулирования сознанием пользователя информационного цифрового пространства. Для того, кто не выучен читать и анализировать, а только просматривает заголовки, еще и представленные специфическими формами знаков, такие структуры постепенно становятся одними из основных форм познания, активно формируя содержание картины мира.

Таким образом, в полном соответствии с культурно-исторической гипотезой эволюции человека [Выготский 1999; Леонтьев 1975], будучи социально детерминированными, новые когнитивные структуры, создаваемые и редуплицируемые в цифровой коммуникации, оказывают влияние на когнитивные функции мозга и характер протекания познавательных процессов.

Третий тип специфического знака в цифровом пространстве условно назовем «реклама без слов». Этот знак активно опирается на уже функционирующие распространенные интернет- и медиаобразы. На экране появляется некая медийная личность с улыбкой молча указывая на табличку с логотипом передачи или названием. На табличке написано, например, «Ты - супер!» Здесь намеренно актуализируется недифференцированная положительная эмоция, которая устойчиво связывается с рекламируемым продуктом, и эта связь частотно воспроизводится без всяких ментальных затрат на осознание сущности рекламируемого.

Этот знак вообще ограничивает восприятие чувственно-наглядным уровнем. И часто он объединяется с четвертым типом знака - с выражением недифференцированного эмоционального содержания жаргонным словом, которое прочно вошло в язык: Классно! Супер! Круто! Жесть! Отстой! Топчик! На тонкую дифференциацию эмоции - на собственно человеческую операцию - никто не посягает.

Подчеркнем также, что все перечисленные когнитивные структуры поддерживаются далеко не безобидным бездумным семантическим калькированием, разрушая исконные модели познания, представленных в словах родного языка. Вместо них активизируются слова-этикетки, связанные только с данным предметом, а потому перестающие быть средством анализа действительности. (Вспомним положение Ф. де Соссюра о том, что языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ, и только в силу этого язык принципиально динамичен). Так, больше года воспроизводится реклама про некую сладость «с жидким центром», а реклама, как полагает любой ее потребитель, должна привлекать внимание к новому и существенному свойству предмета. Однако жидкий центр -всего лишь замена начинки, но широко и намеренно (?) распространяемая: шоколадный фондан с жидким центром, десерт с жидким центром, брауни с жидким центром, нурофен с жидким центром,

кексы с жидким центром, жевательная резинка с жидким центром, жевательные конфеты с жидким центром. Вследствие частотного повторения в цифровом информационном пространстве утрачивается исконное слово с прозрачной внутренней формой, более точное по содержанию, тем самым нарушаются традиционно сложившиеся сочетательные лексические связи [Пищальникова 2014].

Выводы

Нейрофизиологи считают: новый поведенческий признак, в том числе и познавательная структура, закрепляющая социально предпочтительный способ действия, может поначалу передаваться из поколения в поколение посредством обучения и подражания, а затем постепенно закрепляется в генах. Конечно, значение слова не наследуется как всякий культурный знак, но принцип формирования знака закрепляется, и при этом закрепляется менее затратная для мозга операция. В условиях, когда качество информации не является фактором выживания, легко предположить, какие структуры будут закрепляться мозгом все чаще и чаще. Исследование презентативных групп представителей «поколения гугл» показали, что томограммы их мозга в момент пребывания в интернете дают картину, аналогичную зависимости от алкоголя и наркотиков. Функционирование в таком режиме истончает серую миелиновую оболочку нейронов, которая определяет скорость и сложность ассоциативных связей. Поэтому простые ответы, полученные в готовом виде, - это гибель для мозга. А рассмотренные знаки (и масса других порождений Интернета) предлагают простые, даже намеренно упрощенные, ответы. Между тем еще в 1964 г. М. Маклюэн сформулировал положение о том, что наша картина мира не безразлична к способам и средствам ее формирования: любое знание человека зависит от средств его получения, которые, будучи технологическим продолжением органов чувств человека, оказывают радикальное воздействие на ценностные ориентиры, восприятие жизни, стиль жизни [Маклюэн 2007]. Отсюда человеческое сознание отчасти ограничивается возможностями знаковых систем. И если такие системы базируются на этническом языке, который остается доминирующим средством общения, то смысловое пространство культуры не сужается. Но сейчас в цифровой среде актуализируются новые формы знаков, которые иначе анализируют мир

и иначе определяют синтез знаний. Человек разумный немыслим без встраивания внешнего мира во внутренний с помощью знаков - это закон развития человека. Встраивание осуществляется и с помощью рассмотренных знаков, но эволюционные достижения нашего мозга при этом не нужны. Наш организм нейрофизиологически бесконечно адаптивен к новым формам мыслеформирования, как сложным, так и предельно упрощенным. Последние для мозга нейрофизиологиче-ски предпочтительны, и человек должен прилагать огромные усилия, чтобы заставить свой мозг выполнять более сложные операции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / АН СССР,

Отд-ние физиологии. М. : Наука, 1979. 454 с. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд. М. : Лабиринт, 1999. 352 с. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 304 с.

Маклюэн М. Г. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М. : Гиперборея : Кучково поле, 2007. 464 с. Марков А. В. Эволюция человека. Кн. 2. Обезьяны, нейроны и душа. М. :

АСТ, Corpus, 2013. 512 с. Пищальникова В. А. Внутренняя форма языка как фундаментальная лингвистическая категория // Вестник МГЛУ. 2014. Вып. 5 (691). Язык. Коммуникация. Дискурс. С. 120-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.