УДК 902/904
НОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭПОХИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В НАСКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КОМПЛЕКСА УЛАЗЫ
Мухарева Анна Николаевна,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, музей-заповедник «Томская Писаница», доцент, кафедра археологии, Кемеровский государственный университет (Кемерово, Российская Федерация). E-mail: [email protected]
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-31-01271а2 «Комплексное изучение наскальных изображений эпохи раннего средневековья на памятниках Алтае-Саянского региона и Монголии»).
В статье публикуются новые наскальные изображения эпохи раннего средневековья, выявленные в разные годы в ходе исследования крупнейшего в северной части Минусинской котловины петроглифического комплекса Улазы. Несмотря на то, что некоторые из этих сцен ранее неоднократно фиксировались многими специалистами в ходе документирования петроглифов памятника, опубликованы они в силу разных причин не были. Все петроглифы, представленные в настоящей статье, хронологически соотносятся с эпохой раннего средневековья и объединены в сцены, запечатлевшие традиционную охоту конных всадников с луками на копытных животных. Вместе с тем, одна из сцен отличается от остальных не только изображением пешей фигуры охотника, но и объектом охоты, в качестве которого выступает хищник.
Ключевые слова: петроглифы, раннесредневековые наскальные изображения, Минусинская котловина.
NEW PICTURES OF THE EARLY MIDDLE AGES IN THE ROCK ART OF THE ULASY COMPLEX
Mukhareva Anna Nikolaevna,
Candidate of History, senior researcher of the Museum-reserve «Tomskaya Pisanitsa», Assistant Professor at the Department of Archaeology, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article concerns the new rock images of the early Middle Ages, revealed in different years during research of the Ulazy petroglyphic complex which is the largest in the northern part of the Minusinsk Basin. Despite the fact that some of these scenes were previously repeatedly recorded by many specialists during the documentation of the petroglyphs of the site, they were not published for various reasons. All petro-glyphs presented in this article are chronologically correlated with the period of the early Middle Ages and combined into scenes that traditionally captured the horsemans' hunt with bows on ungulates. At the same time, one of the scenes differs from others not only in depicting the hunter's pedestrian figure, but also in the object of hunting, in which the predator acts.
Keywords: petroglyphs, early medieval rock art, Minusinsk Basin.
Исследование крупных комплексов наскального искусства зачастую сопряжено с многолетними планомерными изысканиями, осуществляемыми разными специалистами на протяжении длительного времени. История изучения таких памятников связана с десятками имен, а у многих исследователей и в разных музеях хранятся коллекции копий, прорисовок и фотографий, материалы которых опубликованы лишь частично. Подобная ситуация, неоднократно подмечаемая исследователями, работающими на крупнейших
памятниках наскального искусства Минусинской котловины, наблюдается относительно петроглифов комплекса Улазы, расположенного на правом берегу Енисея (Красноярского водохранилища) в Новосёловском районе Красноярского края (рис. 1: 1, 2). Этот комплекс наскального искусства остаётся крупнейшим в северной части Минусинской котловины. Образующая его цепочка гор протянулась с запада на восток по правому берегу длинного залива, напротив с. Новосёло-во, в 4 км ниже паромной переправы. Среди гор
ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
39
выделяется своими размерами самая западная, известная в литературе под названием Большой Улаз (у местного населения именуется Улазской сопкой). Следующие за Большим Улазом горы значительно меньше как по высоте, так и по количеству известных на них изображений.
В целом, история изучения этого памятника остаётся сравнительно непродолжительной, несмотря на то, что наиболее ранние упоминания
0 наскальных рисунках горного массива в районе несуществующей ныне дер. Улазы встречаются ещё в литературе XIX в. Тем не менее, в последние десятилетия различные исследователи неоднократно принимались за документирование этого памятника. В 1982 г. Н. В. Леонтьевым в ходе первого наиболее полного обследования [3] было выявлено около 70 граней с рисунками на четырёх местонахождениях комплекса (позднее эта коллекция, состоящая из копий наскальных изображений на кальке, их зарисовок и описаний, поступила в фонды музея-заповедника «Томская Писаница»: Основной фонд №№ 7514-7531; Научно-вспомогательный фонд №№ 7994-8063). В 2004 и 2006 гг. отрядом археологов из Красноярского государственного педагогического университета в результате обследования массива было зафиксировано «по меньшей мере» шесть пунктов с несколькими десятками плоскостей с наскальными изображениями [1; 2; и др.]. В 2004 г. этот комплекс впервые был осмотрен нами [3, с. 120], а с 2009 г. было начато планомерное документирование памятника, продолжающееся и сейчас. На современном этапе задачами документирования являются не только копирование всех петроглифов комплекса, но и картографирование, определение границ местонахождений, индексация, составление индексированных фотопанорам, а также документирование повреждений.
К настоящему времени в результате обследования комплекса Улазы, исходя из особенностей рельефа местности, нами выделено семь местонахождений, расположенных в разных частях горного массива (рис. 1: 1, 3).
Улазы I - самая западная и крупная гора и самое большое по количеству петроглифов местонахождение, именуемое Большой Улаз. Рисунки нанесены на вертикальные и горизонтальные скальные выходы многочисленных ярусов от подножия до вершины горы, отвесный западный склон которой обрывается в Енисей.
Улазы II - гора, расположенная восточнее Улазы
1 и имеющая наибольшую протяжённость. Петроглифы встречаются как на вертикальных выходах, имеющихся на юго-западной оконечности горы, так и на горизонтальных, сосредоточенных на её вершине.
Улазы III - небольшая гора, находящаяся южнее Улазы II.
Улазы IV - пункт, выявленный в этой же цепи гор северо-восточнее Улазы III с петроглифами на вертикальных и горизонтальных выходах.
Улазы V - компактное местонахождение, локализованное северо-восточнее Улазы IV.
Улазы VI и VII - небольшие возвышенности с невыразительными ярусами горизонтальных выходов, расположенные северо-восточнее пункта Улазы V, почти перпендикулярно береговой линии.
Все местонахождения находятся по правому борту большого урочища, называемого местными жителями «Волчьим логом», по дну которого течёт небольшая речка Каменушка, пересыхающая в жаркое время года, а в месте её впадения в Красноярское водохранилище образован узкий и довольно длинный залив. На скальных плоскостях всех пунктов, как вертикальных, так и горизонтальных, представлены петроглифы различных эпох, при этом в численном отношении преобладают изображения, созданные в I тыс. н.э. Абсолютное большинство раннесредневековых композиций демонстрирует акты охоты вооруженных луками конных всадников на копытных животных (рис. 2, 3, 4: 1, 2).
Нередко возможность выявить новую композицию или уточнить известную ранее появляется в результате расчистки скальной плоскости от лишайников. Благодаря этому на разных местонахождениях комплекса удалось обнаружить целые серии новых петроглифов [5], в том числе раннесредневековых [4, рис. 14-17]. Одна из таких плоскостей, ранее не представленная в научной литературе, была расчищена в 2012 г. на одном из верхних ярусов горы Большой Улаз. На ней изображен конный всадник с натянутым луком, охотящийся на копытное животное (рис. 2). Фигура коня с подогнутыми ногами, передающими его быстрое движение, выполнена в той же стилистической манере, что и представительная серия других петроглифов памятника, однако, не совсем обычно изображено животное, являющееся объектом охоты. Вероятно, это небольшой олень или косуля, однако средневековый художник изобразил его с нетипично длинной шеей, нехарактерной для данного вида.
Представляет интерес еще одна плоскость на местонахождении Улазы I, где помимо сцены охоты схематично выбиты два животных и тамга (рис. 3: 1, 2). Характер пикетажа, которым выполнены фигуры, отличается; изображения не образуют палимпсеста; тем не менее, опираясь на композиционный анализ, можно восстановить последовательность заполнения плоскости. Предположительно, первоначально были выбиты крупные фигуры в центральной части скальной поверхности, после чего в иной технике и стилистической манере было выполнено изображение лошади. В некоторых местах удается проследить тончайшую и едва заметную линию
эскиза, предшествующую заполнению корпуса. Уже в последнюю очередь к лошади был добавлен всадник и намечена фигура еще одного копытного животного, в которое он целится из лука (рис. 3: 3). В аналогичной технике в свободной правой части плоскости выполнена тамга, которую по времени создания можно соотносить с фигурами всадника и преследуемого им копытного. Это предположение косвенно подтверждает расположенная поблизости многофигурная композиция со сценой охоты, отличающаяся особой изящностью и мастерством исполнения, в состав которой входит аналогичная тамга [6, рис. 2-4]. Общий характер пикетажа и стилистическое единство изображений позволяет предположить, что композиция на этом фризе и «последние дополнения» к вышеописанной сцене были сделаны одним человеком.
Наряду с другими аналогичными композициями (рис. 4: 1, 2), выявленными на местонахождениях комплекса Улазы Г-ГУ, известны сцены охоты с участием пеших людей. Одна из таких сцен (рис. 4: 3, 4) отличается тем, что пеший охотник (?) изображен преследующим медведя (?). Хронологически время её создания можно определить в пределах эпохи раннего средневековья.
Образ медведя, выступающего объектом охоты, известен в изобразительном искусстве населения
Г тыс. н.э. Саяно-Алтая. Однако для памятников наскального искусства, расположенных в северной части Минусинской котловины, он не характерен и в настоящее время зафиксирован только в петроглифах Улазы IV. Определенная лаконичность сцены не позволяет судить о вооружении охотника, преследующего столь опасного зверя. Нельзя исключать, что изначально оно могло быть изображено неглубокими гравированными или протертыми контурами, но в силу времени и сильнейших процессов выветривания, воздействию которых подвергаются скальные плоскости памятника, проследить это не представляется возможным.
Таким образом, судя по наскальному искусству, население северной части Минусинской котловины Г тыс. н.э. придавало сценам охоты первостепенное значение. Все сюжеты передают свойственный эпохе динамизм, а значительная их часть отражает охоту конного всадника, вооруженного луком, на копытных животных. Вместе с тем, в исключительных случаях средневековые художники дополняли излюбленный репертуар новыми образами, позволяющими расширить наши представления об охотничьей практике населения того времени.
Литература:
1. Заика, А. Л., Дроздов, Н. И., Макулов, В. И., Воинков, В. В., Журавков, С. П., Пьянков, М. А. Итоги исследования петроглифов на правобережье Енисея / А. Л. Заика, Н. И. Дроздов, В. И. Макулов, В. В. Воинков, С. П. Журавков, М. А. Пьянков // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - С. 257-258.
2. Заика, А. Л. Отчет. Археологические исследования на территории Новоселовского района Красноярского края в 2006 г. - Красноярск, 2007 / Научно-отраслевой архив Института археологии РАН. - Ф. 1. Р. 1. № 26095.
3. Леонтьев, Н. В., Миклашевич, Е. А., Мухарева, А. Н. Памятник наскального искусства Улазы на севере Минусинской котловины / Н. В. Леонтьев, Е. А. Миклашевич, А. Н. Мухарева // Археология Южной Сибири. Сборник научных трудов, посвященный 60-летию со дня рождения В. В. Боброва. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. -Вып. 23. - С. 120-132.
4. Мухарева, А. Н. Петроглифы местнахождения Улазы III / А. Н. Мухарева. // Памятники наскального искусства Минусинской котловины. Георгиевская. Льнищенская. Улазы III. Сосниха. Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - Вып. Х. - С. 57-71.
5. Мухарева, А. Н. Изображения на каменных «плитах» севера Минусинской котловины / А. Н. Мухарева // Труды IV (XX) Всероссийского Археологического съезда в Казани. - Казань: Отечество, 2014. - Т. IV. - С. 83-84.
6. Мухарева, А. Н. «Кудыргинские» сцены охоты в раннесредневековых петроглифах горы Большой Улаз / А. Н. Мухарева // Учёные записки музея-заповедника «Томская Писаница». - 2016. - Вып. 4. - С. 46-53.
References:
1. Zaika, А. L., Drozdov, N. I., Makulov, V. I., Voinkov, V. V., Zhuravkov, S. P., Pyankov, M. A. Itogi issledovaniya petroglifov na pravoberezh'ye Yeniseya [Archaeological research in the north Minusinsk Basin (Results of the study of petro-glyphs on the right bank of the Yenisei River] // Problemy arheologii, etnografii, antropologii Sibiri I sopredelnyh territoriy [Problems of archeology, ethnography, anthropology of Siberia and adjacent territories]. - Novosibirsk: Izd-vo SO RAN. - 2004. - P. 257-258. (In Russ.).
2. Zaika, А. L. Otchet. Arheologicheskie issledovaniya na territorii Novoselovskogo rajona Krasnoyarskogo kraya v 2006 godu [Report. Archaeological research on the territory of Novoselovsky District of the Krasnoyarsk Territory in 2006]. - Krasnoyarsk, 2007 / Nauchno-otraslevoj arhiv Instituta arheologii RAN [Scientific and Industrial Archive of the Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences]. - F. 1. - Р. 1. - № 26095.
ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ 41
3. Leont'ev, N. V., Miklashevich, E. A., Mukhareva, A. N. Pamjatnik naskal'nogo iskusstva Ulazy na severe Minusinskoj
kotloviny [Monument Rock Art Ulazy the north Minusinsk Basin] // Arheologija Juzhnoj Sibiri. Sbornik nauchnyh trudov, posvjashhennyj 60-letiju so dnja rozhdenija V. V. Bobrova [Archaeology South Siberia. Collection of scientific works dedicated to the 60th anniversary of the birth of V. Bobrova]. - Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2005. - Vol. 23. - P. 120-132. (In Russ.).
4. Mukhareva, A. N. Petroglify mestnakhozhdeniya Ulazy III [Petroglyphs of the Ulaza III rock art site] // Pamyatniki naskal'nogo iskusstva Minusinskoy kotloviny. Georgiyevskaya. L'nishchenskaya. Ulazy III. Sosnikha. Trudy SAIPI. Vyp. X [Rock art sites Minusinsk Basin. Georgievskaya. Lnischenskaya. Ulazy III. Sosnikha. Occasional SAPAR publications. Vol. X]. - Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2012. - P. 57-71. (In Rus.).
5. Mukhareva, A. N. Izobrazhenija na kamennyh «plitah» severa Minusinskoj kotloviny [Images on the stone slabs at the North of the Minusinsk Basin]. Trudy IV (XX) Vserossijskogo Arheologicheskogo s'ezda v Kazani [Proceedings of the IV (XX) Meeting of Archaeologists of Russia]. T. IV. Kazan', 2014. - P. 83-84. (In Rus.).
6. Mukhareva, A. N. «Kudyrginskie» sceny ohoty v rannesrednevekovyh petroglifah gory Bol'shoj Ulaz [Hunting scene of «kudyrge» type in early medieval petroglyphs of the mountain Bol'shoy (Big) Ulaz] // Uchyonye zapiski muzeya-zapovednika «Tomskaya Pisanica». Vyp. 4 [Scholarly Notes of the «Tomskaya Pisanitsa» museum-reserve. Issue 4.]. - Kemerovo, 2016. - P. 46-53. (In Rus.).
Рис. 1. Скальный массив Улазы: 1 - общий вид с юго-запада с указанием расположения местонахождений 1-УП; 2 - расположение комплекса на карте; 3 - расположение местонахождений
Улазы 1-УП на спутниковом снимке.
Рис. 2. Плоскость со сценой охоты на местонахождении Улазы I (Большой Улаз): 1 - до расчистки от лишайников, фото 2011 г.; 2 - прорисовка; 3 - после расчистки, фото 2012 г.
ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
43
Рис. 3. Плоскость со сценой охоты, изображениями животных и тамгой на местонахождении Улазы I (Большой Улаз): 1 - общий вид плоскости, фото 2016 г.; 2 - прорисовка; 3 - фрагмент композиции
со сценой охоты, фото 2016 г.
Рис. 4. Плоскости со сценами охоты на различных местонахождениях комплекса Улазы: 1 -местонахождение Улазы I (Большой Улаз), фото 2009 г.; 2 - местонахождение Улазы IV(фрагмент разновременной многофигурной композиции), фото 2012 г.; 3 - местонахождение Улазы IV, фото
2012 г.; 4 - прорисовка сцены под № 3.