Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви
2006. Вып. 3 (20). С. 151-154
Новые исследования по русской церковной истории XX в. на XVI ежегодной богословской конференции ПСТГУ
27-28 января 2006 г. в рамках XVI ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета состоялась секция «История Русской Православной Церкви в XX веке». Вел заседания секции диакон Александр Мазы-рин.
Наверное, самым тяжелым этапом за всю историю Русской Церкви стал период гонений на нее со стороны большевиков. Каждый год на конференции звучат все новые и новые доклады, посвященные этой трагической странице нашей истории. Последняя конференция не стала исключением.
Епископ Якутский и Ленский Зосима посвятил свое выступление ссылке архиепископа Гурия (Степанова) в Якутию в 1925 году. Тему пастырского служения в условиях гонений затронул в своем выступлении протоиерей Николай Доненко, рассказавший о жизненном пути и мученической кончине епископа Житомирского Максима (Ру-беровского).
Об архиереях, переживших гонения 1937-1938 гг., рассказал профессор Н.Е. Емельянов. Докладчик обратил внимание на тот факт, что если за 300 лет языческих гонений в Римской Империи количество пострадавших иерархов составляло несколько десятков, то за 30 лет большевистских гонений число замученных архипастырей исчисляется сотнями. Завершая свой доклад, Н.Е. Емельянов сказал: «Если бы гонения римских императоров продолжались вплоть до XX в., то и тогда количество убиенных не превысило бы числа христиан, казненных при советской власти».
Фальсификации следственных дел в отношении православных христиан посвятила свой доклад Л.А. Головкова (ПСТГУ). В годы гонений были нередки случаи, когда представителей Церкви осуждали не по политическим, а по сфальсифицированным уголовным статьям. В результате эти мученики и исповедники до сих пор не имеют права на реабилитацию. Л.А. Головкова подробно рассказала об од-
ном из таких мучеников - иеромонахе Вениамине (Эссене), расстрелянном в 1937 году.
Гонения на Церковь в Литве после ее присоединения к Советскому Союзу стали темой выступления И.С. Арефьевой (Союз журналистов и кинематографистов Литвы). Наиболее подробно докладчица коснулась подвига одного из исповедников Литовской епархии -протоиерея Евгения Насекайло.
Страдания и смерть принимали в эти страшные годы не только архиереи и священники, но и простые миряне. Жизненный путь и обстоятельства гибели одного из них, келейника Патриарха Тихона Иакова Полозова, осветила в своем выступлении старший научный сотрудник ПСТГУ Н.А. Кривошеева.
Доклад Л.И. Соколовой (комиссия по канонизации Санкт-Петербургской епархии) был посвящен малоизвестным обстоятельствам жизни преподобного Серафима Вырицкого, его супруги, принявшей монашество вместе с ним, а также непростой и трагической судьбе их сына. О другом подвижнике, епископе Русской Зарубежной Церкви Нектарии (Концевиче), рассказал собравшимся профессор Нижегородского государственного университета А.А. Корнилов.
Несколько сообщений было связано с историей Русской Зарубежной Церкви. Так, иеромонах Евфимий (Логвинов) рассказал о восприятии зарубежными архипастырями ряда постановлений Московского Собора 1917-1918 гг., а С.Н. Баконина (ПСТГУ) посвятила свой доклад реакции русских эмигрантов на заявления Патриарха Тихона в 1923 году. Самосознание Русской Зарубежной Церкви, понимание ее чадами своей миссии в миру - тема выступления инокини Вассы (Лариной). В докладе были приведены примеры братского отношения Первоиерархов РПЦЗ к Церквам, перешедшим на новый стиль, а также было подчеркнуто, что Зарубежная Церковь никогда не отрицала благодатности таинств, совершаемых в Московском Патриархате.
Необходимость преодоления ряда стереотипов, сложившихся за годы разделения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, отметил в своем докладе научный сотрудник ПСТГУ А.А. Кострюков. В частности, он сказал о необоснованности обвинений зарубежной иерархии в политиканстве и властолюбии, ибо данный вопрос далеко не так однозначен, как это представлялось некоторым полемистам.
Политическая катастрофа начала XX в. привела к образованию ряда других разделений внутри Русской Православной Церкви. Этому вопросу было также посвящено несколько докладов. Так, доктор
исторических наук М.В. Шкаровский рассмотрел вопрос, касающийся тайных катакомбных общин в Киеве в 1930-е годы, а В.В. Королева (Комиссия по канонизации Алма-Атинской епархии) ознакомила с иосифлянским движением в Казахстане.
Участники конференции не оставили без внимания обновленческий раскол в Русской Православной Церкви. Постоянный участник Богословских конференций ПСТГУ, кандидат филологических наук А.Г. Кравецкий рассмотрел миссионерскую деятельность обновленцев, которые на определенном этапе были единственной конфессией, имеющей право на проповедь и издательскую деятельность. Однако, как отметил автор доклада, значительную часть своих ресурсов представители этого течения потратили не на апостольское служение, а на борьбу с Русской Православной Церковью.
Диакон Илия Соловьев также посвятил свой доклад обновленческому расколу. На основании материалов обновленческого собора 1932 г. он рассказал о ситуации, сложившейся внутри данной структуры в тридцатые годы, а также привел интересные статистические данные.
Не менее познавательным стал доклад Л.Б. Миляковой (ПСТГУ) о попытках украинских автокефалистов при поддержке С. Петлюры получить признание Константинопольского Патриархата.
Многие проблемы Русской Церкви имели свои корни в дореволюционной истории нашей страны. Малоизученную тему взаимоотношений Церкви и Государственной Думы в 1905-1917 гг. проанализировал профессор Московской Духовной академии протоиерей Владислав Цыпин. Вопрос церковно-государственных отношений при Временном правительстве нашел свое отражение в докладе аспиранта ПСТГУ К.В. Ковырзина.
Вызвал интерес доклад профессора Санкт-Петербургского государственного университета С.Л. Фирсова на актуальную тему - о стремлении определенных кругов создать миф о святости Григория Распутина. С.Л. Фирсов проанализировал основную литературу, навязывающую данный миф, а также рассмотрел ряд «преданий», появившихся в последние годы в кругах почитателей печально известного сибирского странника.
Не остались без внимания участников конференции и вопросы, связанные с жизнью Московского Патриархата в советское время.
Важные сведения, касающиеся деятельности Московской Патриархии в 1935-1937 гг., представил в своем докладе диакон Александр Мазырин. Фактический разгром Русской Церкви в тридцатые годы привел к тому, что официальные документы Московской Пат-
риархии оказались недоступными широкому кругу исследователей. А ведь в эти годы произошло немало важных событий: осуждение учения протоиерея Сергия Булгакова о Софии, безуспешная попытка избрать Патриарха, переписка с Сербской Церковью относительно признания последней Карловацкого Синода и многое другое.
Заведующий кафедрой истории Русской Православной Церкви, священник Александр Щелкачев, рассказал о диссидентском движении в Русской Церкви в 60-70-е гг. XX века. Докладчик обратил внимание на достаточно распространенный, но совершенно неверный взгляд, согласно которому за права Церкви в то время боролись только диссиденты, в то время как все остальные были либо помощниками властей, либо людьми пассивными. Священник А. Щелкачев не только опроверг такой взгляд, но и рассказал о трудностях, которые встречаются на пути исследователя, взявшегося за преодоление всех вопросов, связанных с диссидентством.
Другая важная тема касается взаимоотношений Русской Церкви с римо-католичеством, и в частности с униатством. Этот вопрос осветил в своем докладе преподаватель ПСТГУ В.И. Петрушко, который рассказал о позиции униатов по отношению к делегации Русской Православной Церкви на II Ватиканском Соборе, о попытках обвинить ее в гонениях на униатов в западных областях Украины. Доклады изданы в сборнике трудов Богословской конференции и окажут немалую помощь историкам Русской Православной Церкви.