Научная статья на тему 'Новые информационные технологии в системе дистанционного обучения'

Новые информационные технологии в системе дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1708
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / : INFORMATION TECHNOLOGIES / INTERNET TECHNOLOGIES / DISTANT EDUCATION / DEVELOPMENT AND INTRODUCTION OF INTERNET-TECHNOLOGIES / EFFICIENCY OF DISTANT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазутин Сергей Борисович

Рассмотрены вопросы функционирования и технологического исполнения существующих систем дистанционного образования, определена роль новых и перспективных форм дистанционных системы образования, определены основные этапы внедрения и функционирования интернет-технологий в системе дистанционного обучения и ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN DISTANT EDUCATION SYSTEM

The work considers the questions of functioning and technical fulfillment of existing systems of distant education, determines the role of new and perspective forms of distant systems of education, the main stages of introduction and functioning of internet-technologies in the system of distant education and its efficiency.

Текст научной работы на тему «Новые информационные технологии в системе дистанционного обучения»

УДК 378+62-505

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

© С.Б. Лазутин

Ключевые слова: информационные технологии; интернет-технологии; дистанционное обучение; разработка и внедрение интернет-технологий; эффективность дистанционного обучения.

Рассмотрены вопросы функционирования и технологического исполнения существующих систем дистанцио н-ного образования, определена роль новых и перспективных форм дистанционных системы образования, опр е-делены основные этапы внедрения и функционирования интернет-технологий в системе дистанционного обучения и ее эффективность.

Для успешного развития нашей страны на мировой арене, а также поддержания конкурентоспособности России наряду с ведущими западными странами особенно важно развитие и использование современных технологий в процессе воспроизводства научного знания. Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, вырабатывать умения и навыки самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам возможность получения послевузовского и дополнительного образования [1].

Дистанционное обучение - это возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, возможность учиться всю жизнь. Во всех странах мира наблюдается рост числа студентов, обучающихся дистанционно, растет и число вузов, использующих эти технологии в учебном процессе; создается большое число международных образовательных структур и т. д. Современное образование - это интеграция содержания и технологий обучения.

Среди средств технологической поддержки дистанционного обучения выделяют три основные группы: кейс-технология, ^-технология и сетевые технологии [2].

При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс). Этот набор пересылается учащемуся для самостоятельного изучения с периодическим обращением к препо-давателям-консультантам (тьюторам) в созданные для этих целей Учебные центры. В частности, к данной группе относится традиционная технология заочного обучения. Заочное обучение - по почте - существует более 100 лет. Считается, что при достаточной мотивации студент в состоянии самостоятельно изучить и

освоить значительный объем материала по широкому кругу дисциплин.

^-технология, как следует из ее названия, основана на использовании телевизионных лекций.

К сетевым технологиям относятся интернет-технология и технология клиент-сервер в локальных вычислительных сетях. В интернет-технологии интернет используется для обеспечения студентов учебнометодическими материалами, а также для интерактивного взаимодействия между преподавателями и студентами.

В последнее время технология Интернет вытесняет другие формы. Это связано с тремя обстоятельствами [2]:

1) техническое развитие интернет-технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель;

2) простота подключения к сети Интернет;

3) низкая стоимость подключения.

Интернет - это удобный и доступный источник самой разной информации. Он открывает новые горизонты в информационном обеспечении науки, предоставляя доступ к информации на электронных носителях, создавая принципиально новые ресурсы, формы организации и направления исследовательской и образовательной деятельности. Тем не менее, безграничный объем самых разнообразных по форме и содержанию открытых сетевых ресурсов, который, казалось, должен был удовлетворить информационный голод российского сообщества, не всегда отвечает требованиям как студентов, так и преподавателей. Оказывается, что в Интернете недостаточно качественных, четко структурированных и доступных ресурсов. Эта проблема становится все более актуальной при самостоятельном поиске научной и учебной информации.

В то же время интернет-технология дистанционного обучения имеет несколько существенных преимуществ перед другими. Она позволяет обучаться по индивидуальному расписанию, имея постоянный контакт с преподавателем, другими студентами и администрацией учебного центра. Возможность связи «многих со многими» является принципиальным отличием интер-

нет-технологии от других технологий дистанционного обучения, создается эффект «присутствия» и порождается явление под названием «виртуальный университет».

Интернет-технология является сегодня самым современным и перспективным средством технологической поддержки дистанционного обучения. Ее целесообразно рассматривать в сочетании с технологиями СБ-ЯОМ. Содержательная часть курсов может поставляться на компакт-дисках, что обеспечивает удешевление поставки и избавляет от необходимости иметь хороший канал выхода в Интернет. А Интернет целесообразно использовать для интерактивного общения студента и для оперативного получения справочной и дополнительной информации. Вышеизложенный подход составляет основу технологии веб-СБ - наиболее перспективной на данный момент для технической поддержки дистанционного обучения [3].

Сегодня, когда так много говорится о дистанционном обучении, очевидно, небезынтересно уделить некоторое внимание вопросам - что может и чего не может обеспечить дистанционное обучение.

На успешность обучения большое влияние оказывают интересы, мотивы, ценностные установки и потребности индивидуума. Обучаемый должен иметь желание учиться и сознавать необходимость этого. Учебный процесс по своей природе целенаправлен, хотя и не исключает элементов случайности. Понимание целей и ожидаемых результатов в значительной степени облегчает восприятие новой учебной информации.

Существуют различные способы и приемы мотивирования обучения. К их числу, несомненно, следует отнести и использование в учебном процессе (в качестве средства обучения) компьютера и компьютерных технологий. Например, возможность получения в дополнение к учебнику огромного объема высококачественной, хорошо оформленной информации на компакт-дисках и из Интернета. Несомненно, это активизирует учебный процесс, существенно усиливает заинтересованность, мотивацию в обучении.

Но, как показывает опыт, у студентов смещаются акценты. Вместо усиления заинтересованности в изучении учебного материала, увеличивается интерес к возможностям современных компьютерных средств. Другими словами, внимание студента смещается от объекта изучения к средству изучения.

Одной из наиболее эффективных форм обучения является самостоятельная работа. Поэтому применение современных технических средств, особенно при обучении «на расстоянии», может иметь достаточно высокую эффективность. Сегодня имеются технические возможности для того, чтобы студент, находящийся на огромном расстоянии от учебного центра, прослушал и просмотрел лекцию ведущего профессора, принял участие в видеоконференции или получил консультацию, выполнил компьютерный лабораторный эксперимент и т. п.

При этом возникает опасность некачественного обучения, ведь учебные курсы в Интернете предлагают не только крупные университеты, но и малоизвестные компании.

Для того чтобы убедиться в успешности прохождения стадии обучения, при любой форме организации

учебного процесса предполагается следующая стадия -«Контроль и оценка». При дистанционном обучении в определенном смысле эта стадия является центральной. С одной стороны, студент сам должен понять, разобрался ли он в изучаемом учебном материале, запомнил основные положения, научился применять их на практике для решения соответствующих задач. С другой стороны, преподаватель должен не только убедиться в том же, но еще и принять решение по корректировке дальнейшей программы обучения. Если же речь идет об итоговом контроле, то преподаватель должен оценить достигнутый студентом уровень усвоения материала.

Эта стадия дистанционного обучения при итоговом контроле может иметь специфический нюанс: преподаватель должен быть уверен, что на другом конце телекоммуникационной цепочки находится именно тот человек, который претендует на получение не только определенных знаний, но и документа (диплома, свидетельства, удостоверения, сертификата) об освоении соответствующей образовательной программы.

Известно, что даже при обычном обучении на стадии «Контроль и оценка» приходится иногда предпринимать дополнительные меры по идентификации студента. Что касается дистанционного обучения, то здесь имеются трудности, которые могут быть преодолены только за счет проведения контрольных испытаний студента в специально оборудованных учебных помещениях в присутствии лиц, находящихся в полном доверии у преподавателя и администрации учебного центра.

Интернет представляется почти идеальным техническим средством для дистанционного обучения. С его помощью можно доставить до студента любой дидактический материал (учебник, видеозапись лекции или демонстрации эксперимента) и даже провести контрольную работу. Любое обучение требует определенной организационно-информационной поддержки. Необходимо иметь следующие составляющие [4]:

- учебный центр (учебное заведение) - организационная структура дистанционного образования.

- информационные ресурсы - учебные курсы, справочные, методические и другие материалы;

- средства обеспечения технологии ДО - организационные, технические, программные и др.;

- преподавателей;

- студентов.

Основные функции, которые необходимо выполнять для организации и поддержания правильного функционирования системы дистанционного образования:

- поддержка учебных курсов;

- доставка учебного материала студентам;

- поддержка справочных материалов (библиотека);

- консультации;

- контроль знаний;

- организация общения студентов (коллективные формы обучения).

Поэтому для дистанционного курса необходимы четыре составляющие, обеспечивающие учебный процесс:

1) информационные ресурсы;

2) средства общения;

3) система тестирования;

4) система администрирования.

Информационные ресурсы - это содержательная

часть курса, включающая:

- веб-CD-технологии (компакт-диск и Интернет);

- учебный материал (учебники, конспекты лекций и т. п.);

- дополнительные информационные материалы (дополнительная литература, комментарии преподавателя, разделы с часто задаваемыми вопросами и ответами преподавателя и т. п.);

- библиотека ресурсов (рекомендованная литература, списки веб-ресурсов по теме курса и т. п.);

- предметный словарь;

- годовой академический календарь (программа обучения).

Средства общения обеспечивают процесс взаимодействия студента как с учебным центром (в частности, с преподавателем), так и с другими студентами, что немаловажно.

Средствами общения являются, как правило, электронная почта и интерактивные конференции (т. н. «chat-rooms»). Возможно использование off-line телеконференций, построенных на базе e-mail, а также современных средств on-line общения: ICQ, NetMeeting и т. п.

Система тестирования является одной из более значимых составляющих. Она должна обеспечивать текущий контроль знаний, а на завершающей стадии дать объективную оценку знаний студента, на основании которой происходит выдача сертификатов, дипломов и пр. Здесь очень важен вопрос о защите данных и средствах идентификации студента, не допускающих подмену и искажение результатов тестирования.

Система тестирования включает:

- график прохождения тестов;

- интерактивные тесты;

- средства обработки результатов тестирования и др.

Система администрирования обеспечивает доступ к личному делу, доске объявлений администрации, интерактивным анкетам и пр.

Важнейшая составляющая дистанционного курса -информационные ресурсы, в которых сосредоточена содержательная часть. Сегодня материал, на основе которого создаются электронные учебные курсы, имеет мультимедийную природу - текст, иллюстрации, видео, компьютерную анимацию, музыкальное и голосовое сопровождение. Поэтому одной из важнейших задач является организация разнородной (мультимедийной) информации в виде единой информационной системы, представляющей собой учебный курс.

В настоящее время в мировой практике гипермедиа-технология признана как наиболее перспективный способ организации разнородной информации, в котором информационные единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов и связей между ними. Главными достоинствами систем, созданных на базе этой технологии, явились, с одной стороны, их ориентация на создание информационной веб-CD-технология: компакт-диск и среды Интернет, объективно отражающей практически любую предметную

область, с другой, возможность адекватного представления всей взаимосвязи ее различных аспектов.

Спектр функциональных возможностей гипермедиа-технологий очень широк, начиная с высокоуровневых языков программирования и заканчивая большими специализированными пакетами.

Обзор имеющихся программных средств показывает следующее [1].

1. Важнейшей задачей является организация разнородной информации в виде единой информационной системы, представляющей собой учебный курс, поскольку для современных систем ДО необходимо представление мультимедийного материала.

2. Большинство систем не обеспечивают поддержку всей технологической цепочки создания и сопровождения (т. н. жизненного цикла) дистанционных курсов. Многие системы ориентированы на дорогостоящую техническую поддержку фирмы-производителя системы.

3. Некоторые системы базируются на использовании преимущественно интернет-технологии для реализации всех компонент дистанционного курса.

4. Многие системы подразумевают, что службы Учебного центра могут быть размещены только на серверах фирм-производителей, что делает разрабатываемые дистанционные курсы зависимыми от политики этих фирм.

5. В настоящее время инструментальных средств поддержки ДО, адаптированных к российскому рынку (имеется в виду русскоязычный интерфейс, русскоязычная техническая поддержка, цены, доступные отечественному потребителю) достаточно мало.

Необходимые требования к средствам создания учебных курсов и технологической поддержки дистанционного обучения можно сформулировать следующим образом:

1. Инструментальное средство должно быть ориентировано на специалистов-предметников, преподавателей.

2. Интернет-технология не должна восприниматься как догма при создании дистанционных курсов. К наиболее удачным ее видам можно отнести технологию веб-CD, которая предполагает, что основной информационный объем поставляется на компакт-дисках, а информационная система сама обеспечивает актуальное обновление по каналам Интернета.

3. Инструментальное средство должно обеспечивать технологическую поддержку всего жизненного цикла (фазы проектирования, разработки, сопровождения, возможности модернизации), всех компонент дистанционного курса (представление учебного материала, средства общения, система тестирования и др.).

4. Желательно также представить студенту и преподавателю наглядные средства визуализации, планирования и выбора образовательной траектории. Необходимость веб-CD-технология: компакт-диск и Интернет этого обусловливается требованиями гибкости и вариативности не столько в рамках самого курса, сколько в рамках системы образовательных курсов.

Для максимальной эффективности курсов ДО необходимо использование наиболее высокоуровневых компьютерных и интернет-технологий (анимации и мультимедиа средств, видеоконференций и on-line систем распределенной работы и т. п.). При этом следует отметить и эффект обманчивой простоты и прозрачно-

сти современных интернет-приложений и средств разработки приложений. Следствием является неверное определение целей и задач при внедрении ДО, неоправданные вложения в разработку учебных материалов для ДО, затягивание сроков производства учебных материалов ДО, когда длительность цикла разработки курса сопоставим со сроком его использования и т. п.

Использование в качестве инструментов Интернета и других систем передачи данных «сблизит» преподавателя и студента, находящих далеко друг от друга, приблизит дистанционное образование к традиционному, к непосредственному общению преподавателя со студентом, лектора с аудиторией, групповым семинарским занятиям, апробированными столетиями. Именно поэтому дистанционное обучение часто называют формой обучения XXI в.

В России и за рубежом накоплен значительный опыт дистанционного обучения. Становится очевидным, что научно-исследовательская и практическая работа над проблемами дистанционного обучения, методического, методологического и технического обеспечения дистанционного образования должна быть постоянной и непрерывной. Можно быть уверенными, что результаты такой работы принесут реальные плоды в современный образовательный процесс, а вместе с тем в развитие систем телекоммуникаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бухарина М.Ю., Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр Академия, 2007. 368 с.

2. Ибрагимов ИМ. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. М.: Академия, 2005.

3. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. Изд. 2-е. М.: Ритм, 2005.

4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М.: ИЦ «Академия», 2004.

Поступила в редакцию 16 ноября 2011 г.

Lazutin S.B. NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN DISTANT EDUCATION SYSTEM

The work considers the questions of functioning and technical fulfillment of existing systems of distant education, determines the role of new and perspective forms of distant systems of education, the main stages of introduction and functioning of internet-technologies in the system of distant education and its efficiency.

Key words: information technologies; internet technologies; distant education; development and introduction of internet-technologies; efficiency of distant education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.