Научная статья на тему 'Новые информационно-коммуникационные технологии в школьном медиаобразовании'

Новые информационно-коммуникационные технологии в школьном медиаобразовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / ICT / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / ШКОЛЬНЫЙ САЙТ / SCHOOL WEBSITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стечкин И. В., Олеринская Д. А.

В статье рассматриваются предпосылки использования интернет-технологий в средней школе в контексте медиаобразования, т.е. формирования у учащихся средней школы знаний, умений и навыков в сфере использования современных ИКТ, а также при решении задач, связанных с ранней профессиональной ориентацией школьников; постулируются имеющиеся пробелы в методическом обеспечении образовательного процесса; описываются исследования, проведенные в ходе работы над методическим пособием Медиаобразование в школе: школьный интернет-портал; даются основные методические рекомендации; намечаются перспективы исследований в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New ICT in Media Education in Schools

This article contemplates on preconditions of the resort to internet technologies in the secondary school, considering media education: maturing of the school student's culture and knowledge of using the modern information and communication technologies, especially in early special education. Also we declare some problems according to methods of education; describe the researches we've been holding for the study guide Media education in secondary school: school's Internet portal; note some important recommended practice from this study guide and suggest the perspectives of the future researches in this field.

Текст научной работы на тему «Новые информационно-коммуникационные технологии в школьном медиаобразовании»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2010. № 4

И.В. Стечкин, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры

социологии журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]

Д.А. Олеринская, редактор официального сайта факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ МЕДИАОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются предпосылки использования интернет-технологий в средней школе в контексте медиаобразования, т.е. формирования у учащихся средней школы знаний, умений и навыков в сфере использования современных ИКТ, а также при решении задач, связанных с ранней профессиональной ориентацией школьников; постулируются имеющиеся пробелы в методическом обеспечении образовательного процесса; описываются исследования, проведенные в ходе работы над методическим пособием "Медиао-бразование в школе: школьный интернет-портал"; даются основные методические рекомендации; намечаются перспективы исследований в данном направлении.

Ключевые слова: ИКТ, медиаобразование, школьный сайт.

This article contemplates on preconditions of the resort to internet technologies in the secondary school, considering media education: maturing of the school student's culture and knowledge of using the modern information and communication technologies, especially in early special education. Also we declare some problems according to methods of education; describe the researches we've been holding for the study guide "Media education in secondary school: school's Internet portal"; note some important recommended practice from this study guide and suggest the perspectives of the future researches in this field.

Key words: ICT, media education, school website.

После того как работы по осуществлению Федеральной программы «Электронная Россия» были ускорены, и Интернет в общеобразовательных школах нашей страны перестал быть диковинкой, возникла потребность в пособии, объясняющем способы эффективного использования Всемирной паутины в образовательном процессе.

Во всем мире уже оценили значение медиаобразования школьников, причем не только в контексте ранней профессиональной ориентации, но и как комплекса дисциплин, позволяющих будущим гражданам научиться правильно читать газеты и журналы, смотреть телевизор, работать с новыми информационно-коммуникационными технологиями. Эти навыки позволят молодым

гражданам занять достойное место в информационном обществе, которое, по мнению некоторых экспертов, идет на смену обществу потребления1.

В связи с этим факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова получил задание разработать серию методических пособий, в том числе пособие по работе со школьным интернет-порталом.

В процессе работы над методическим пособием "Медиаобразо-вание в школе: школьный интернет-портал" нами был проведен ряд исследований, в частности 1) мониторинг сайтов, посвященных вопросам использования Интернета в школе; 2) стороннее и включенное наблюдение за функционированием тематических интернет-сообществ; 3) глубинное интервью с экспертом в области использования новых ИКТ в средней школе; 4) опыт дистанционного занятия со студентами.

Для проведения мониторинга использовались несколько методов поиска.

1. Поиск сайтов Центров образования и средних школ по каталогам поисковых систем (разделы: "Образовние", "Средние школы").

2. Поиск сайтов по ключевым словам.

3. Поиск отзывов, ссылок и упоминаний сайтов и материалов об их создании в поиске по блогам и форумам.

4. Поиск групп разработчиков школьных сайтов: учителей, сотрудников школ.

Критерии для анализа работы сайтов школ, применявшиеся во время данного исследования

Степень ^^важности Критерий Высокая Средняя Низкая

Доступность сайтов Совместимость с разными операционными системами Простое название сайта Индексация поисковыми системами Домен второго уровня

Юзабилити Организация структуры сайта Организация навигации Организация структуры меню Общая оценка удобства использования

Контент Информативность Ясность изложения Структура изложения Грамотность и стиль

1 Материалы круглого стола "Перспективы развития мобильного общества в России". М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.

Степень важности Высокая Средняя Низкая

Критерий

Технические решения Наличие CMS Качество верстки Скрипты, интерактивность Мультимедиа

Работа с ЦА Возможность контактов с редакцией сайта Гостевая книга Форум Компоненты web 2.0

Эффективность работы сайта Частота обновления Наличие текущих дискуссий на площадках сообществ Статистика сайта Отзывы посетителей

На основании данных критериев была проанализирована работа в интернет-пространстве нижеследующих учебных заведений с целью выявить достоинства и упущения в работе их порталов.

В процессе мониторинга сайтов, связанных со средней школой, мы обнаружили четыре группы ресурсов: официальные сайты средних школ2; "псевдоофициальные" сайты средних школ (сайты, реализованные учениками или сотрудниками школ по собственной инициативе); школьные и внутришкольные сообщества, реализованные на общедоступных площадках (различные социальные сети, блог-хостинги и т.п.); закрытые и полузакрытые сообщества специалистов (учителей информатики, школьных библиоте-карей3, директоров школ).

В настоящий момент московские школы широко представлены в Интернете. Многие школы для создания своих страниц воспользовались конструкторами школьных сайтов, некоторые сделали собственные сайты, пользуясь бесплатными сервисами или индивидуальными разработками. При этом можно наблюдать, как многие школы в работе с сайтами сталкиваются с большим количеством проблем.

2 Например, официальный сайт гимназии № 1529 (г. Москва). http://sch1.529. ги/ — Загл. с экрана.

3 Группа для сотрудников библиотек, осваивающих современные веб-инструменты. http://gгoups.google.гu/gгoup/biblio-media/topics?gvc=2&staгt=20 — Загл. с экрана.

Рассмотрим в качестве примера сайты школ ЦАО г. Москвы: список доступен на портале Центрального учебного округа4.

Всего в списке 35 сайтов школ. 10 из них достаточно технологичны. Оценивая этот параметр, мы обращаем внимание на доменное имя, хостинг, структуру сайта, наличие 8МС (системы управления контентом). 15 из них публикуют актуальные новости на своих сайтах, остальные используют сайты лишь как визитную карточку учебного заведения, сообщая информацию о направлениях работы, администрации, контакты. Оценивая регулярность обновления информации, мы рассматриваем разделы "Новости": если информация в них обновлялась в течение текущего учебного года, то этот сайт можно назвать постоянно обновляемым. Если информация обновлялась в течение текущего календарного года, то это сайт средней обновляемости. Две школы публикуют на сайте рёГ-вер-сии школьных газет. Две — поддерживают системы дистанционного образования. Одна — размещает на сайте фотоотчеты о мероприятиях. Одна школа публикует видеоновости.

К сожалению, распространена ситуация, когда последнее обновление сайта относится к 2008, 2007 или более ранним годам. Это связано прежде всего с тем, что, создавая сайт, многие придают особое значение самому факту появления в Сети представительства школы, но никак не планируют дальнейшую работу по его поддержке и развитию, в связи с чем сайты, однажды созданные, больше никогда не обновляются и с каждым годом устаревают все больше. Это вызывает недоумение у пользователей.

Отсутствие полезных сервисов (расписание, обсуждения) и неудачный дизайн сайтов также отпугивают возможных посетителей.

Создатели школьных сайтов сталкиваются со следующими проблемами:

— отсутствием финансирования;

— отсутствием редакционного коллектива, способного потоян-но поддерживать сайт;

— отсутствием единой информационной инфраструктуры учебного заведения.

Школьные газеты представлены на сайтах ГОУ СОШ № 455 и на сайте Центра образования № 12396. К сожалению, школы не используют возможности сайта для того, чтобы представить веб-версию своего издания, предлагая вместо этого рёГ-версию газеты для скачивания, что значительно снижает количество ее читателей.

4 Портал Центрального учебного округа. http://www.couo.гu/Links.aspx?Filteг= 8&еа1а^_1(1=3323 — Загл. с экрана.

5 Официальный сайт ГОУ СОШ № 45. http://school45.abiturcenter.ru/shkolyar/ archiv.htm — Загл. с экрана.

6 Центр образования 1239. http://www.1239.гu/index.php?s=smash — Загл. с экрана.

Обзор методической литературы

Для того, чтобы понять предпосылки сложившейся ситуации и оценить спектр проблем, с которыми сталкиваются в работе сотрудники школы, нами были изучены следующие материалы, исследования и учебные пособия, связанные с вопросами использования ИКТ в образовании и создания школьного сайта:

— материалы мастер-класса "Создание школьного сайта" Е.В. Якушиной, А.Ю. Лавренова, опубликованные на сайте "Вопросы интернет-образования" (ВИО)7, (вопросы программного обеспечения, разработки дизайна, структуры, наполнение сайта);

— статья Ю. Эльмаа "Школьный сайт — это просто?"8 написана для альманаха "Вопросы информатизации образования" в качестве ответа на опубликованные там материалы мастер-класса "Создание школьного сайта" Е.В. Якушиной, А.Ю. Лавренова;

— в соавторстве с З.Ю. Смирновой, Ю.В. Эльмаа публикует электронную книгу "Создание школьного сайта: от концепции до воплощения и развития". Авторы пособия рассматривают школьный сайт не в традиционном свете — как технологическую систему, для них он в первую очередь проблема школьного управления. И главный адресат этого пособия — не учитель информатики, не заместитель директора по информационным технологиям, а завуч, отвечающий в школе за учебный процесс;

— интервью с Л.В. Табунидзе, генеральным директором НОУ "РОСТ" (г. Санкт-Петербург) "Директор создает школьный сайт... (из опыта работы)", опубликованное в электронном журнале "Информационные технологии в управлении школой"9 (электронный журнал для директоров образовательных учреждений, их заместителей, работников отделов образования). В материале изложен практический опыт работы директора НОУ по созданию и поддержке портала школы.

Все изученные источники рассматривают правила организации, оформления и представления информации на веб-сайте. Однако они не дают ответа на многие вопросы, связанные с созданием и поддержкой уже действующего сайта, а вносимые авторами предложения зачастую невыполнимы в реалиях российских школ.

7 См.: Якушина Е.В., Лавренов А.Ю. Создание школьного сайта // Сайт журнала "Вопросы интернет-образования". http://web.archive.org/web/20051028101742/http:// vio.fio.ru/vio_29/cd_site/Articles/art_4_4.htm — Загл. с экрана.

8 См.: Эльмаа Ю. Школьный сайт — это просто? // Авторский проект Юрия Эльмаа. http://eelmaa.net/enote/249 — Загл. с экрана.

9 См.: Табунидзе Л.В. Директор создает школьный сайт... (из опыта работы) // Электронный журн. "Информационные технологии в управлении школой". http://web.aгchive.oгg/web/20070318012455/http://infoгm.diгektoг.гu/jouгnal/school-site/tabunidze — Загл. с экрана.

В помощь авторам школьных порталов создана электронная система "Школьный сайт"10 и "Конструктор школьных сайтов", разработанные Федерацией интернет-образования и издательством "Е-Паблиш", а позже и Некоммерческим Партнерством "Школьный сайт".

Кроме средств технической реализации сайта, проект поддерживает также образование в области создания сайтов, предлагая своим участникам печатное руководство по созданию и ведению сайта, диск с программным обеспечением ("Конструктор школьных сайтов") и электронными курсами по информационным технологиям (включающими в себя звуковой редактор, программу для цифрового видеомонтажа, программу для работы с растровой графикой), что является полным набором программного обеспечения, необходимым для реализации школой конвергентной среды на своем сайте. Однако эти средства используются не достаточно активно, неравномерно, что обусловлено неоднородной технической базой школ и разной степенью подготовки сотрудников школы, работающих с сайтами.

В рамках проекта "Школьный сайт" работают также региональные объединения школ, на сайтах которых выкладывается учебная информация для учителей, администрации, директоров школ. Например, это "Сетевой образовательный журнал для учителей Южного округа"11, в котором постоянно публикуется информация о возможностях ИКТ в школе, и предлагаются примеры сайтов округа, на которых уже реализованы те или иные технологические решения12.

Похожую работу проводит со школами межшкольный интернет-портал "Росшкола"13. Он предлагает школам полноценную SMS для создания и редактирования сайта, а также рекомендации по наполнению школьного сайта, как технические, так и организационные. С технической стороны это "Общие сведения по редактированию сайта". С организационной стороны это несколько документов, регламентирующих формальную и творческую работу редакции. "Рекомендации по созданию школьного сайта" предлагают анализировать состав сотрудников редакции и типы разделов, принципы организации школьников и педагогов для создания "живого" школьного интернет-сайта14.

10 Школьный сайт e-publish education. http://www.edusite.ru/ — Загл. с экрана.

11 Сетевой образовательный журнал для учителей Южного округа. http://jour-nal.edusite.ru/ — Загл. с экрана.

12 По страницам школьных сайтов // Сетевой образовательный журнал для учителей Южного округа. http://journal.edusite.ru/p31aa1.html — Загл. с экрана.

13 Портал "Росшкола". http://rosshkola.ru/ — Загл. с экрана.

14 Рекомендации по созданию школьного сайта // Портал "Росшкола". http:// help.rosshkola.ru/recommendations/instruction.aspx — Загл. с экрана.

Особый интерес представляет "Памятка по написанию новостей для школьного интернет-сайта"15, где подробно описываются темы для новостной рубрики школьного сайта, которые можно легко найти в любой школе. Авторы предлагают подробную схему, где новостная информация делится на категории и темы, к каждой из которых "привязываются" определенные источники информации и фиксируется периодичность обновления материалов по той или иной теме — очень интересный материал для работы школьной редакции.

Материалы преподавателей, опубликованные на сайте фестиваля "Открытый урок"16 (ИД "Первое сентября") являются ценным источником обмена опытом в проведении интегрированных уроков и использовании ИКТ в школьном образовании. Здесь можно найти примеры проведения уроков, связанных с созданием вебсайтов и использованием веб-технологий, уроков по созданию мультимедийного контента и по его использованию в работе школы. К сожалению, на сайте не предусмотрена возможность комментирования, вероятно, комментарии учителей к каждому из уроков сделали бы ресурс еще более полезным.

Методические рекомендации, сформулированные в различных тематических сообществах, касаются вопросов создания и управления школьным интернет-порталом, но в подавляющем большинстве случаев они устарели. При этом ни в одном проанализированном тексте не сделан акцент на медиасоставляющей, отсутствует "привязка" к журналистскому образованию в школе, т.е. не решается проблема ранней профессиональной ориентации.

Таким образом, созданный нами комплекс рекомендаций уникален именно в силу своей медиаобразовательной специфики.

Процесс запуска школьного интернет-портала в учебно-методическом контексте

Описываемый блок методических рекомендаций был разработан в связи с потребностью развития у школьников навыков работы с интернет-пространством. Он предполагает освоение (теоретическое и практическое) учениками новых информационно-коммуникационных технологий, действующих на базе Интернета. Его главная учебная цель — формирование у школьников навыков эффективного использования интернет-технологий для поиска, обработки

15 Памятка по написанию новостей для школьного интернет-сайта // Портал "Росшкола". http://help.rosshkola.ru/recommendations/newsmaking.aspx — Загл. с экрана.

16 Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" // Сайт ИД "Первое сентября". http://festival.1september.ru/ — Загл. с экрана.

и распространения информации. А главная маркетинговая цель — презентация учебного заведения в Интернете, демонстрация технологической актуальности образовательного процесса через обеспечение регулярного обновления контента, а также создание и поддержание эффективной информационно насыщенной коммуникационной среды на школьном портале.

Чтобы составить подробный портрет целевой аудитории, опишем всех, кто ежедневно обращается в данное учебное заведение:

1) учащиеся — кто учится сейчас и кто собирается поступить в эту школу, а также выпускники;

2) родители — соответственно родители учеников, родители будущих первоклассников или учащихся старших классов;

3) учителя — преподаватели данной школы и коллеги из других школ (других городов и регионов);

4) партнеры — представители организаций, с которыми работает школа. Среди них могут быть и сотрудники Министерства образования, и преподаватели вуза схожего профиля, и работники районной библиотеки.

Каждая группа заинтересована в определенном типе информации, хотя иногда их интересы могут пересекаться.

После решения первой задачи — создания сайта, одна из ближайших задач — сообщение своей целевой аудитории о том, что сайт заработал (а, может быть, уже давно работает, но никогда не рекламировался).

Каждой из целевых аудиторий следует подобрать свой способ сообщения адреса сайта, наиболее удобный для нее. Первое, что надо сделать после того, как сайт появился в Сети и начал наполняться информацией, — зарегистрировать адрес в основных поисковых системах и каталогах. Если сайт создан недавно, наиболее важным посетителям стоит объявить адрес лично.

Все интернет-проекты (а школьный сайт — несомненно, интернет-проект) можно разделить на две категории: стандартные проекты и успешные проекты. Причем степень успешности не зависит от количества вложенных в сайт средств. Одно из важнейших условий существования сайта — его обновляемость. Своевременное появление новостей, актуальной информации, удаление устаревшей информации — первое и основное условие. Кажется, что это довольно простая задача, ведь позади все технические сложности создания сайта, поиски и обработка изображений, написание первых текстов, первые обновления. Но тем не менее в реальности самым сложным оказывается не создание сайта, а его поддержка. Для регулярного обновления сайта необходимо:

— заранее проработать систему поставки новостей. Это может быть общередакционный e-mail, куда все желающие могут присылать вопросы, темы для публикаций или сами материалы;

— очень важна разъяснительная работа среди сотрудников школы: для чего нужен сайт, почему информация там должна обновляться, какую пользу получит школа, поддерживая сайт. Возможно, создание сайта поможет кому-то из преподавателей улучшить свои навыки работы с компьютером, завести себе адрес электронной почты, научиться пользоваться поисковыми системами и т.п.;

— до того как сайт начнет работу, необходимо, чтобы сотрудники редакции (и руководство школы) пришли к единому мнению о том, какие материалы могут быть опубликованы на школьном сайте, а какие нет.

Идеальный сайт — тот, который постоянно обновляется, отражает последние события, помещает информацию не только официальную, но и созданную корреспондентами редакции. При этом и работа редакции регламентирована: назначены ответственные лица, о работе редакции оповещены все те, кто включен в единое информационное пространство школы, создана система взаимодействия корреспондентов сайта с учащимися и сотрудниками школы, а также между собой.

Организация работы редакции школьного портала

Основные задачи редакции портала — определение круга наиболее важных информационных поводов (меняются еженедельно), создание новостных материалов (текст, фото, видео, аудио), своевременное обновление страниц со "статичной информацией", поддержка сообщества сайта.

Сотрудниками редакции могут стать все заинтересованные в этой работе лица. Но им надо распределить между собой основные роли, которые им придется выполнять во время работы. Это необходимо для более правильного разделения нагрузки, ограничения зон ответственности, лучшей проработки знаний в каждой области.

Желательно, чтобы руководителем редакции был сотрудник школы, обладающий хорошим знанием специфики Интернета. В работе редакции могут возникать ситуации, когда необходимо будет принимать решение о поиске технического специалиста того или иного профиля, доработке или оптимизации деталей интерфейса, изменений в структуре сайта. Конечно, такой технический специалист может работать и в составе редакции, но было бы хорошо, чтобы руководитель редакции со временем постарался получить недостающие знания.

Основные задачи руководителя:

— распределение ролей между сотрудниками;

— разработка алгоритма редакционного процесса;

— организация взаимодействия сотрудников редакции между собой, с другими сотрудниками и с внешними организациями или привлеченными работниками;

— постановка задач и контроль их выполнения;

— решение "политических" вопросов с руководством;

— формирование стратегии развития редакции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Редактор портала должен хорошо ориентироваться в информационном потоке, уметь выделять наиболее значимые события. Редактор занимается вычиткой присланных материалов. В каждом необходимо проверить фактическую информацию (имена, даты, названия), возможно, исправить ошибки. Одна из важнейших задач редактора — следить за формой подачи информации, давать корреспондентам рекомендации по оформлению материала. Если у школы большой новостной портал, то редакторов, ответственных каждый за свой раздел, может быть несколько. Но главный редактор — тот, кто отвечает за все наполнение сайта — всегда один.

Основные задачи редактора:

— определять информационную повестку дня;

— работать с корреспондентами: давать задания, редактировать материалы;

— отслеживать реакцию читателей на материалы;

— отвечать на вопросы читателей, вести переписку;

— поддерживать сообщество (всего сайта или определенного раздела);

— формировать план публикаций.

Чем больше корреспондентов, тем лучше, тогда у редактора будет возможность сравнивать материалы и выбирать для публикации лучшие. Скорость публикации новостей, их «свежесть» также крайне важна

Основные задачи корреспондента:

— работа с источниками информации — преподавателями, учениками;

— посещение мероприятий и взаимодействие с их организаторами и участниками;

— своевременная подготовка материалов;

— поиск интересных тем для публикаций.

Фотокорреспондент должен уметь обращаться с фотокамерой, знать возможности фотоаппарата, с которым он работает, уметь обрабатывать изображения с помощью специальных программ. Предпочтительнее использовать цифровой фотоаппарат, так как это сделает возможным не тратить время на проявку и печать отснятого материала, а сразу использовать материал для работы.

Фотоаппарат — рабочий инструмент фотографа — всегда должен быть готов к работе.

Основные задачи фотокорреспондента:

— съемка по заданию редакции;

— иллюстрация материалов сайта;

— творческая съемка;

— обработка фотографий;

— поддержка архива фотоматериалов.

Контент — это все содержание сайта: тексты, фотографии, аудио- и видеофайлы.

Контент-менеджер — это специалист, который знает, как правильно разместить материал на сайте, занимается непосредственно техническим наполнением сайта информацией.

Основные задачи контент-менеджера:

— верстка текстов;

— подготовка фото-, аудио- и видеоматериалов;

— загрузка файлов и текстов на сайт;

— проверка работоспособности опубликованных материалов;

— реклама сайта: регистрация в каталогах и поисковых системах;

— работа со статистикой сайта: отслеживание посещаемости.

Также в редакции необходим сотрудник, который сможет взять

на себя решение насущных технических проблем: от установки на компьютеры необходимого программного обеспечения до добавления в навигацию сайта нового раздела или изменения шаблона страницы. Это могут быть и два разных человека: один будет заниматься поддержкой компьютеров, другой — отвечать за работу сайта.

Основные задачи технических специалистов:

— установка программного обеспечения, необходимого для работы редакции;

— поддержка работоспособности компьютеров;

— участие в разработке сайта, формулировка технического задания;

— регистрация домена;

— работа с хостингом;

— загрузка файлов на сервер;

— бекап информации (как информационной базы редакции, так и информации, хранящейся на сервере);

— техническое сопровождение сайта.

Модератор необходим для поддержки работы сообщества. Модератором может быть не только сотрудник редакции, но и обычный (но адекватный) участник сообщества, готовый тратить время на эту работу. Поведение пользователей в сообществах регулируется правилами, которые формулируют создатели ресурса в зависимости от того, что они считают наиболее важным. Модераторы следят за соблюдением этих правил, предупреждая пользователей о нарушениях, исправляя ошибки, перемещая сообщения в более подходящий

раздел, отвечая на вопросы пользователей. Действия модераторов могут регулироваться как здравым смыслом, так и отдельным сводом правил для модераторов.

Обязанности модератора:

— удаление спама, удаление пользователей, размещающих спам;

— помощь участникам;

— предупреждение конфликтов среди пользователей;

— перенос тем в соответствующие разделы;

— чтение новых сообщений, отслеживание обсуждений.

Организационная схема работы редакции

Поскольку перед редакцией стоит задача не просто создать статичное наполнение сайта, но и постоянно поддерживать его в развитии, мы будем рассматривать систему взаимодействия, в которой редакция обновляет сайт не менее двух раз в неделю.

Начало рабочей недели знаменуется общим координационным собранием редакции, которое сотрудники СМИ часто называют летучкой. В ходе совещания редактор обозначает основные темы, на которые надо обратить внимание на текущей неделе, распределяет их между корреспондентами. Корреспонденты предлагают свои темы для публикаций, также модераторы сообщества могут предлагать наиболее интересные темы дискуссий посетителей сайта как основу для материалов (из них может получиться интересное интервью или даже журналистское расследование). Составляется план работы на неделю, фиксируются сроки сдачи материалов.

Корреспондент предоставляет материал редактору. Редактор вычитывает текст, принимает для публикации или возвращает материал обратно на доработку. Текст, принятый для публикации, дополняется фотографиями, которые предоставил фотокорреспондент, или фотографиями из архива редакции. При необходимости, материал форматируется тегами html (в зависимости от типа сайта, используемого "движка") или непосредственно на сайте в форме для публикации материалов с помощью панели визуального форматирования. Материал добавляется на сайт. Дальнейшая работа с материалом заключается в отслеживании внимания аудитории к материалу, обсуждений и вопросов, которые он вызвал. Эта работа поможет понять потребности аудитории в информации, скорректировать работу редакции в целом.

Онлайн-средства работы редакции

При наличии постоянного доступа в Интернет совершенно не обязательно делать основную часть редакционной работы в оф-флайне. Практически весь процесс подготовки материалов может

проводиться непосредственно в Сети с помощью доступных сетевых инструментов, и вам будут помогать не только e-mail или система мгновенных сообщений.

Внутренний сайт редакции, созданный на движке Wordpress или Drupal, позволит обсуждать различные вопросы в любое время суток, добавлять материалы, писать отзывы, предлагать идеи.

Сервис docs.google.com даст возможность совместно работать над документами.

С помощью телефона и сервиса Twitter можно публиковать последние новости и дополнения прямо с места событий. Фотографии, загруженные на сервис хранения фотографий, будут автоматически уменьшены и вам будет предложен код для вставки фотографии на сайт. Можно также настроить телефон таким образом, чтобы отсылать фотографии из телефона прямо в Интернет, минуя компьютер.

Проводить "производственные совещания" в режиме онлайн поможет программа Skype.

Арсенал средств регулярно пополняется и, чтобы не отстать от прогресса слишком сильно, стоит начать осваивать новые технологии уже сегодня.

Выводы и перспективы исследования

Данная статья представляет итоги практического опыта Объединенной редакции интернет-проектов факультета журналистики МГУ по внедрению новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Учитывая общий низкий уровень компьютерной грамотности населения страны, отсутствие культуры информационного взаимодействия с миром через технического посредника, мы пришли к выводу о необходимости и своевременности данного исследования.

Эта работа позволяет рассчитывать на то, что к моменту перехода в высшую школу учащемуся будет комфортно существовать в технологически актуальном, информационно насыщенном пространстве за счет формирования у него навыков эффективной работы с информацией посредством новых ИКТ. В перспективе мы планируем исследовать вопросы, связанные с управлением медиа-составляющей образовательного интернет-проекта; проблемы эффективного использования виртуальных сообществ и сообществ смешанного типа, формирующихся вокруг образовательного интернет-проекта (как на его собственной технологической базе, так и на базе публичных сервисов); в целом рассмотреть проблему виртуализации социальной активности молодых пользователей как следствие низкой культуры использования новых ИКТ.

Список литературы

Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования—2008. Ч. I. Сборник кафедры новых медиа и теории коммуникации. М., 2008.

Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования—2008. Ч. II. Сборник кафедры новых медиа и теории коммуникации. М., 2008.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

Коптюг Н.М. Местная история, или Организация проектной деятельности в виртуальной среде // ИКТ в образовании. 2008. № 22.

Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: Практ. руководство. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Современное журналистское образование. Технологии и особенности преподавания. М., 2008.

Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. Волгоград: Учитель, 2007.

Эльмаа Ю., Смирнова З. Создание школьного сайта как управленческая проблема // Народное образование. 2009. № 2.

Якушина Е.В. Интернет для школьников и начинающих пользователей / Под ред. А.А. Журина (серия "От игры к делу"). М., 1997.

Поступила в редакцию 22.03.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.