136-( НОМАИ донишгох Э
Н. Хакимова
НОВЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ КРАСИТЕЛИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ТКАНЕЙ АБРА ХУДЖАНДА
Ключевые слова: шелковые ткали, ткали абра, красители, латуральлые краски, искусствеллые красители
В конце XIX века качество и художественный облик шёлковых тканей претерпевает значительные изменения. Это было связано с использованием новых материалов для производства шёлковых тканей, что во многом изменило некоторые особенности традиционного шелкоткачества, в частности, увеличивается выбор красок. Это было связано с тем, что в начале 70-х годов XIX века на рынках Средней Азии появляются искусственные красители. С этого периода в производстве тканей абра, в частности, канауса и атласа стали применять искусственные красители: анилиновые краски и ализарин, в частности, фиолетового, чёрного, белого, иногда золотисто-жёлтого цветов. Применение ализарина ускорило процесс производства, значительно повышало интенсивность тона. Для крашения пряжи в красный цвет начали использовать порошок «баксам», а для цвета фиолетового порошок краски «к;ароба^^ам», которые привозили из России.
Народные мастера по тканям владели искусством крашения. Всю цветовую гамму красок различных оттенков, обладающую большой гармоничностью, яркостью и прозрачностью, получали из местных растений - их корней, стеблей, листьев, цветков, плодов и семян. Из большинства красильных растений красители получали экстрагированием горячей водой, кислыми или щелочными растворами, из некоторых -выжимкой сока. Естественные красители обладали высокой устойчивостью, они позволяли сохранять ткань в течение длительного времени, они
не выцветали и не линяли. Красильные растения с высоким содержанием красителей давали стойкое окрашивание.
Изготовлением традиционными растительными и минеральными красками занимались мастера «рангрез» (13, с. 29). Большинство мастерских специализировалось или на «горячем» или на «холодном» способе крашения. Один и тот же краситель может давать разную окраску на разных тканях и по разным протравам. Следует указать, что термин «ранг» в таджикском языке имеет более тридцати значений, среди которых палитра цвета и шёлк (3, с.377). Понятие «ранг кардан» обозначает крашение в определённый цвет (6, с. 113). В обозначении устойчивого крашения в определенный цвет использовали термины «ранг-баст» и «рангбастй» (6, с. 113-114; 3, с.377).
Народные мастера для достижения гармонии различных оттенков цветовой гаммы старинные ткани абра окрашивали водяными вытяжками из корней, плодов, листьев красильных растений. При крашении использовали естественные красители: испарак (желтый цвет), кошениль (к;ирмиз - малиновый), руян и банкам (красный). Для крашения ткани в жёлтый цвет её подвергали протравливанию квасцами; для кошенили (малиновый цвет) протравой служил «бузгунч». Готовые ткани отбивались обычными лощильными молотками (кудунг), от чего шёлковые нити расплющивались и сливались.
Среди традиционных красителей был «р^ян» (марена красильная - Rubia tinctoria L.). В средневековых словарях, в частности словарях XVII века «Бурх,они цотеъ» Мухам-мадхусейна Бурхона и «Сурмаи Сулаймони» Такиуддина Авхадии Балёни для обозначения марены используются термины «руян» и «рунос» (1, с. 185,189). Руян (марена) в корнях содержал красную краску - крапп. Корни марены, опущенные в воду, давали красную краску. В словаре XIX века «Гиёс-ул-лугот» отмечается, что этой краской мастера окрашивали шёлковые ткани (3, с. 381). При брожении с добавлением листьев из неё получали жёлтый краситель. Марену сеяли в окрестностях Худжанда. Марена возделывается на особых землях, более всего в Бухаре и Шахрисябзе, меньше - в Самарканде. Участок сильно удобряли, мотыжили, пропалывали и орошали (2, с. 255).
Другим красителем являлось дикое растение «ncnapaF» (живокость жёлтая), из которого изготовляли жёлтую краску (12, с.495). Из отвара лепестков растения получали ярко-жёлтую краску, а с примесью «бузгунч» (галлы с листьев фисташкового дерева) получали различные оттенки желтого цвета, в частности, для получения золотистого цвета (тиллоранг) использовали смесь «ncnapaF», «р^ян» и квасцов.
В средневековых словарях, в том числе «Риёс-ул-лугот» отмечается, что «к;ирмиз» (кошениль) - это маленькое насекомое величиной в горох. Для хранения их сушили, при надобности их кипятили и получали красную краску (4, с. 131). Этой краской окрашивали шёлк в красный и малиновый цвета. Оттенки малинового цвета получали из «к;ирмизй», которую привозили из Бухары. «Асилрен - кошениль, - указывает И. Краузе, - привозится из Бухары и употребляется для окрашивания шёлка в красный цвет. Продаётся по 3 р. за фунт. В Ташкенте весною на молодых листьях ясеня и других деревьев можно найти очень много кошенили, но туземцы ею, по крайней мере, до сих пор не пользовались» (5, с. 150). Кошениль добывали из шаровидных червячков у корней куста, растущего на берегах реки Аму-Дарьи (11, с. 60).
При крашении тканей абра была выработана целая система и очередность накладывания краски. При многократных крашениях основу прежде всего окрашивали кошенилью (цирмизй). В раствор примешивали в качестве притравы (хуриш) половинную дозу бузгунча. Кошениль и бузгунч толкли и замачивали в медной посуде, что обеспечивало получение более чистых оттенков. На другой день кошениль и бузгунч кипятились, и замоченная в растворе квасцов пряжа опускалась в кипящий раствор. Во вторую очередь красили в испараке, дающем желтый цвет «... нейтральная вытяжка красит шёлк и шерсть, - указывает Н.В.Павлов, - в изумительные солнечно-жёлтые цвета» (8, с. 508). Притравой для него служил поташ, который смешивали с испараком после кипения воды. Отметим, что саксаул (Haloxylon) добавляли в качестве закрепителя (растение, содержащее поташ) при крашении тканей. Для этого могли применять любые солончаковые маревые (Anabasis salsa), ежовники, поташники, кохии и т.д. (см. 9). Крашение продолжалось недолго: если шёлк
придерживали в кипящем растворе - жёлтого цвета не получалось. В третью очередь шло кубовое крашение (10, с. 75).
Испарак (delphinium L.), как отмечает Н.В.Павлов: «Превосходный краситель... благородство красителя проявляется в том, что даже по железной протраве не получаются столь распространённые чернильные оттенки, а господствуют весьма приятные тёплые тона» (7, с.3-44). Согласно И. Краузе для получения чёрной и тёмно-коричневой краски использовали «гули хайрй» (чёрную мальву) (5, с. 209-211), а также «пусти анор» (корка граната - Punica granatum L.), которую кипятили вместе с железными опилками. Для получения красной краски также использовали дерево красного оттенка «баксам», из него мастера красильщики получали краситель красного цвета (12, с. 163-164).
Шелковица (тадж. тут - Morns sp.) использовалась для окраски шёлка в чёрный цвет. «Нейтральный водный экстракт тутовой древесины на хлопке и шерсти, - отмечает Н.В. Павлов, - не даёт особенно прочных и интересных окрасок. Зато очень хороший чёрный цвет достигается им при крашении шёлка, так что тутовый экстракт служит частичной заменой импортного красителя - гамбира или катеху» (8, с.511).
Узор тканей абра состоял из семи цветов с последовательным крашением: красного, жёлтого, синего, тёмно-зелёного (пистоцй), фиолетово-красного (нофармон), оранжевого. Седьмым цветом служил белый цвет неокрашенного шёлка. Шёлковая ткань «Х,афтранг» состояла из цветов: чёрного, белого, красного, зелёного, жёлтого, синего и малинового и эту окраску называли «гулгаз» или же «цирмизй» (4, с.388).
Традиционные красители Краски и их цвета
Испарак (живокость жёлтая) из лепестков
Пусти анор Тухмак
Шафран, рыльца Х,ина (хна)
Гули хайри (мальва)
получали ярко-желтую краску гранатная корка желтый тон, бутоны цветов японской софоры оранжево-жёлтый цвет в корнях содержит оранжевую краску чёрный цвет
— ,4°- НОМАИ донишгох ^
В тканях абра Худжанда середины XX столетия родамин употреблялся редко. Это было связано с тем, что родамин, несмотря на большие технологические усовершенствования, очень неустойчив к воде (ткань линяет). Именно в этот период начинают использовать новые цвета, в частности, ярко-фиолетовый, коричневый, зелёный цвета становятся более естественными, т.е. в них исчезает ядовитость, свойственная некоторым старым красителям. Коричневый цвет начинает использоваться в сочетании с жёлто-зелёной гаммой красок. Однако, искусственные красители по прочности и глубине цвета уступали растительным, но были дешевле и доступнее.
Удобные в использовании искусственные красители оказались неустойчивыми, что требовало специального закрепительного процесса. Некоторые цвета, в частности розовый, плохо поддавались закреплению, этот цвет мастера обозначают термином «бе^он» (буквально, без души, слабый). Без специального закрепления рисунки ткани теряли свои художественные качества при воздействии солнечных лучей, воды и т.д. Анилиновые краски, дающие резкие непрочные цвета, стали причиной некоторого ухудшения художественного облика текстильных изделий. Резкие, кричащие краски для платьев и халатов были рассчитаны на выгорание одежды. Использование новых материалов в производстве шёлковых тканей было продиктовано увеличением спроса. К XX столетию традиции и навыки в употреблении растительных красителей угасли. Основными красите-лями, применявшимися в течение XX века, оставались искусственные.
Бак;(к;) ам Р^ян (рун ос) Сикох,ан//сакох,ан
Нил (индиго)
К,ирмизй (кошениль) Пиёз (лук)
Бузгунч
придавал фиолетовый, лиловый, зелёный и переливчатый малиновый цвет отвар шелухи лука давал коричневую краску чернильные орешки, образующиеся на листьях фисташковых деревьев цвет морёной древесины красная краска из стебельков чёрная краска, изготовляемая из уксуса (сирко), опилок железа и корок гранат
ЛИТЕРАТУРА
1. Балёни Тациуддин Авх,ад. Сурмаи Сулаймони. Фарох,амоваран-даи матн, муаллифи пешгуфтор, х,авошпй, тавзех,от, фех,рист ва мацола Фирузахон Биёсова. - Ху^анд: Нашириёти «Нури маърифат», 2006
2. Бродовский М. Заметки о земледелии в Самаркандском районе / /Русский Туркестан. Вып. 2. - Ташкент, 1872
3. Бнёсиддин Мух,аммад. Биёс-ул-лугот. Ч,.1. - Душанбе: Адиб, 1987
4. Мух,аммад Бнёсиддин. Биёс-ул-лугот. Ч,. 2. - Душанбе: Адиб, 1988
5. Краузе И. Заметки о красильном искусстве туземцев // Русский Туркестан. Вып. 2. - Москва, 1872
б.Орзу Сирочуддин Алихон. Чарога х,идоят. Тах,ияи матн бо пешгуфтор. Тавзех,от, фех,рист ва лугатномаи Амон Нуров. -Душанбе: Ирфон, 1992
7. Павлов Н.В. Красильные растения Каратау// Труды Среднеазиатского университета. Сер. VIII. Ботаника. Вып. 18. - Ташкент. 1934
8. Павлов Н.В. Дикие полезные и технические растения СССР. Казахский государственный университет им. С.М. Кирова и Казахский филиал АН СССР. - М., 1942
9. Растительные ресурсы СССР: Цветковые растения, их химический состав, использование. Семейства Magnoliaceae -Limoniaceae.- Д., 1984
10. Сухарева O.A. Позднефеодальный город Бухара конца XIX -начала XX в. Ремесленная промышленность. Ч. 2. - Ташкент: АН Уз. ССР, 1962
11. Турсунов Н.О. Из истории городского ремесла Северного Таджикистана (ткацкие промыслы Ходжента и его пригородов в конце XIX - начале XX вв.).- Душанбе: Дониш. 1974
12. Фарх,анги забони тоники (асри X то ибтидои асри XX). Ч. I. -Москва: Нашриёти «Советская энциклопедия», 1969
13. Фарх,анги мухтасари «Шох,нома». Тартибди^анда Иброх,им Ализода.-Душанбе: Адиб, 1992
— НО МАИ донишгох
Новые и традиционные красители в производстве тканей абра Худжанда
Н. Хакимова
Ключевые слова: шелковые ткали, ткали абра, красители, латуральлые краски, искусствеллые красители
Статья посвящена производству шелковых тканей вXIXвеке в Средней Азии. Отмечается, что с начала 70-х годов XIX века с появлением на рынках Средней Азии искусственных красителей в производстве шелковых тканей абра стали применять искусственные красители: анилиновые краски и ализарин, в частности фиолетового, чёрного, белого, иногда золотисто-жёлтого цветов. Применение ализарина ускоряло процесс производства, значительно повышало интенсивность тона.
Традиционные мастера при крашении использовали естественные красители: испарак (желтый цвет), кошениль (цирмиз -малиновый), рфян и бащам (красный). Растения с высоким содержанием красителей давали стойкое окрашивание. Применение же анилиновых красок стало причиной ухудшения художественного облика текстильных изделий. КXXстолетию традиции и навыки в употреблении растительных красителей угасли.
New and Traditional Dye-Stuffs in Abra Fabric Production in Khujand
N.Khakimova
Key words: silk fabrics, abra fabrics, natural dyes, artificial dyes
The article dwells on the production of silk fabrics in theXIX-th century in Middle Asia. It is marked that since the 70-ies of theXIX-th century artificial dye-stuffs started to be applied in the production ofabra silk fabrics: here refer aniline and alizarin, in particular, of violet, black, white , sometimes golden-yellow colours. The application of alizarin accelerated the process ofproduction considerably intensifying tone density.
Traditional masters used artificial dyes: isparak (yellow colour), coshenil (kirmiz-crimson), rouyan and bakkam (red). Plants with the high quintessence of dyes gave steady results. But the application of aniline caused deterioration of textile wares abating colour density. To theXX-th century traditions and skills related to dye-stuffs were subjected to extinguishing.