УДК 001.80:69.8:061.12(571.14-25)
Г. М. Запорожченко, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Россия)
galinakoop@yandex.ru
НОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ НОВОСИБИРСКОГО АКАДЕМГОРОДКА
Аннотация. Проанализированы промежуточные результаты деятельности Института истории Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск, Россия) по сохранению и представлению научного наследия Академгородка - одного из важнейших научных и образовательных центров современной России. Показана перспективность развития таких новых форм освоения научного наследия, как креативные выставочные и ^-технологии; междисциплинарное, системное и международное партнёрство; обучающие и рекреационные практики и коммуникации, рассматриваемые в качестве нематериальных объектов музеефикации; разработка на основе концепции «научного топоса» пространственной модели освоения наследия.
Ключевые слова: наследие, музей, научный топос, Новосибирский Академгородок.
В эпоху бурного прогрессирования науки и технологий проблема освоения научного наследия в социогуманитарных исследованиях и практиках приобретает приоритетное значение. Историко-культурное и научное наследие Сибирского отделения Российской Академии наук как феномена XX века обладает огромным потенциалом в исследовательском, познавательном, воспитательном контексте. Новосибирский Академгородок как часть СО РАН имеет ярко выраженную идентичность локального научного сообщества. Целесообразно определить основные тенденции и формы комплексного включения объектов научного наследия Новосибирского Академгородка в региональное социокультурное пространство, выявить их новационное содержание.
Новосибирский Академгородок создавался непосредственно в русле постановления правительства от 18 мая 1957 г. о формировании Сибирского отделения АН СССР как его организационный и интеллектуальный центр. Это решение отвечало потребностям дальнейшей модернизации страны, которая, опираясь на собственные ресурсы, включилась в развернувшиеся во всем мире процессы освоения космоса, атома, создания электронно-вычислительной техники. Эти идеи воплотились в значительной мере благодаря инициативе видных советских ученых академиков М. А. Лаврентьева, С. Л. Соболева, С. А. Христиановича, предложивших организовать в Сибири крупный научный центр с фундаментальными исследованиями по разным направлениям, и широкому отклику научной общественности, приехавшей работать в Сибирь.
Сибирское отделение базировалось на новационных в сфере науки и научной инфраструктуры принципах организации: приоритетном развитии фундаментальных исследований, внедрении научных разработок в практику, интегрированной подготовке научных кадров, объединении сети научных учреждений за Уралом. Академгородок Новосибирска превратился во всемирно известный научный центр с комплексом научных, научно-технических и научно-вспомогательных учреждений, производственно-жилищной и социально-бытовой инфраструктурой.
Важными компонентами «академовской» идентичности являются свобода дискуссий, демократизм в общении, гордость интеллигенции за уникальность сибирского научного городка. В разных драматических обстоятельствах сохранились лучшие качества сибирского научного сообщества - интеллигентность, толерантность, понимание важности науки и образования для современного общества, интегрированность в мировое научное пространство.
Проблемы освоения и актуализации наследия являются сегодня важным объектом научной рефлексии, пытающейся преодолеть его еще значительную неопределенность. Важный вклад сделан всемирно признанным специалистом в области музеологии, директором Европейской ассоциации наследия, хорватским ученым Томиславом С. Шолой.
Выступая против привычного понимания сохранения наследия музеями, положение которых иногда сравнивалось с «ярмарками старого хлама», он предлагает фактически новую философию работы с наследием и новый термин «мнемософия». Мнемософия разрабатывается им с 1989 г.
как некий «общий теоретический знаменатель» для музееведения и смежных дисциплин, которые объединенными усилиями изучают и хранят опыт человечества во всем его разнообразии. Наследие в понимании Т. Шолы - транслируемая система ценностей, та этическая основа, без которой невозможно развитие, одна из ипостасей публичной памяти, воплощение накопленной мудрости. Память и информация о прошлом, по мнению ученого, должны стать «полезной мудростью», а роль институций (музеев, науки) - не только в том, чтобы собирать, хранить и показывать шедевры, но и в том, чтобы помочь человеку понять мир и свое место в нем, связывая коллективный опыт прошлого с ситуациями сегодняшней жизни.
На наш взгляд, здесь важны две идеи. Во-первых, наследие - это всегда проблема выбора. «Наследие - это всегда система общих ценностей, сформированных на основе отбора и оценки того, что необходимо и достойно памяти, которую следует хранить», — пишет Т. Шола [1, с. 32-33]. Что из истории выбрать, чем наследие отличается от собственно истории? Поскольку научный дискурс соотношения истории и наследия полон сомнений вместо объяснений, ученый предлагает в качестве упрощенного определения метафору чемодана. Если чемодан истории всегда предсказуемой прямоугольной формы, то сундук наследия всегда разный, имеющий странную форму: форма «сундука» полностью зависит от тех ценностей, которые соотносятся с определенной идентичностью. Прошлое - это то, что мы хотим задокументировать, чтобы оно стало наследием, с которым мы начинаем работать и транслировать. Наследие - это конструкт. «Надо понимать, что любой конструкт либо низвергается, либо укрепляется с помощью моральных обоснований: для чего нам нужно наследие? Для научных и образовательных целей (знание) или для удовольствия (развлечения, досуга), является ли оно (также) частью политического проекта, или же наследие активно и с умом используется для улучшения качества жизни», — так понимает Т. Шола проблему выбора в наследии [1, с. 48-49]. Таким образом, наследие отличается от истории деятельным включением людей [1, с. 43].
Во-вторых, институт наследия является не целью, а «посредником, передатчиком, селектором и усилителем, инструментарием и средством, которое дано обществу для пользы, развития и совершенствования» [1, с. 58]. «Наследие - это не реальные вещи, — пишет Т. Шола, — а метареаль-ность, сделанная, предложенная, интерпретированная, воображаемая, которая заставляет нас понимать, что это неизбежно особое искусство, или особая форма коммуникации» [1, с. 58-59]. Природа наследия выявляется через баланс музеализациии и коммуникации, между реальным и отраженным «Я», между материальным и нематериальным наследием1. Следовательно, значение имеет не только материальное наследие, но практики, коммуникации и нематериальное наследие.
Эти важные идеи определяют задачи, стоящие перед профессиональной работой с наследием, её формы, содержание и перспективы новаций.
До настоящего времени одной из ведущих форм актуализации научного наследия является его музеефикация - представление научного наследия в академических музеях. Музейный комплекс Новосибирского научного центра формирует конкретно-историческое представление о людях науки и научном процессе. Он развивается под эгидой созданного в 1994 г. на базе Института истории СО РАН Научного совета по музеям СО РАН под председательством члена-корреспондента РАН В. А. Ламина. В наибольшей степени музейный потенциал сосредоточен в Институте истории СО РАН в рамках трех подразделений: сектора «Музей СО РАН», научно -исследовательской группы «Музей науки и техники СО РАН», собрания старопечатных книг и рукописей сектора археографиии и источниковедения.
Собрание старопечатных книг и рукописей насчитывает более 1400 единиц хранения преимущественно книг кирилловской печати ХУ1-ХУИ вв. и манускриптов ХУ1-ХХ вв., приобретенных у староверов Урало-Сибирского региона, Алтая и Дальнего Востока в ходе археографических экспедиций.
Музей науки и техники - победитель первого Всероссийского грантового конкурса «Научный музей в XXI веке» (фонда «Династия»), представляет историю вычислительной техники, приборов и техники научного эксперимента, транспортных средств, достижения сибирских ученых в области информационных технологий.
1 Доклад Т. Шолы «Стратегическое значение нематериального культурного наследия» на XIX Международном фестивале «Интермузей-2017» 25- 29 мая 2017 г. (г. Москва, ЦВЗ «Манеж»).
Сектор «Музей СО РАН» изучает современные процессы функционирования науки в Сибирском регионе в триединстве науки, образования и инноваций. В «Музее СО РАН» были реализованы имевшие высокий социокультурный эффект экспозиционно-выставочные и научно-образовательные проекты:
— «Главное дело жизни академика М. А. Лаврентьева», «Музееведческие аспекты истории СО РАН: традиции и новации», «История сибирской науки в лицах», «СО РАН-45!», «Пять десятилетий в истории СО РАН», «Назавтра и навсегда!» (к 100-летию основателя СО РАН академика М. А. Лаврентьева),
— проблемно-тематические выставки: «От ЗСФАНа до СОРАНа: историческое путешествие», «Науки о жизни в ННЦ СО РАН», «Науки о Земле в СО РАН», «Новосибирский научный центр: живем, работаем, отдыхаем»,
— монографические выставки: «Институт теоретической и прикладной механики СО РАН», «Объединенный Институт катализа имени Г. К. Борескова», «Науки о жизни в ННЦ», «Золотая плеяда сибирских геологов», «Вклад сибирских ученых в Великое дело Победы».
Сложились и продолжают формироваться персональные фонды председателей отделения и известных сибирских ученых.
На базе институтов в Академгородке действуют Мемориальные комнаты академиков Г. К. Борескова и К. И. Замараева (Институт катализа), Д. К. Беляева (Институт цитологии и генетики), М. А. Лаврентьева (Институт гидродинамики), А. А. Трофимука (Институт нефтегазовой геологии и геофизики), А. П. Ершова (Институт систем информатики).
Научное наследие и значимость научно-технического потенциала сибирской науки представлены также в академических музеях исторического, естественно-научного и технического профилей, созданных в недрах научно-исследовательских институтов.
Академические музеи Сибирского отделения развиваются как полифункциональные социокультурные институты, хранящие и транслирующие культурно-историческое и научное наследие благодаря интеграции фондовой, научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, культурно-просветительской, образовательной и издательской деятельности. Экспозиции музеев и мемориальных комнат демонстрирует органическое единство специфического вещного микромира, в котором жили и работали ученые, с глобальной значимостью результатов их интеллектуального труда, формируют представления о реальном процессе развития сибирской науки с акцентированием внимания на уникальности вклада отдельных деятелей, научных школ, научно-организационных структур.
На основе обобщения опыта представления музейными средствами истории академических институтов и лидеров сибирской науки, сотрудниками сектора «Музей СО РАН» разработаны рекомендации по созданию музея академического института, выполненные в рамках мультидис-циплинарного и адаптационного подходов [2].
Существовавшие до недавнего времени концепции музея представляют его, прежде всего, как визуально воспринимаемый материальный мир, основу которого составляют предметы и фотографии из фондовых собраний. Традиционно в музейных экспозициях и выставках используются технологии презентации музейных предметов, обусловленные приоритетами сохранности и ван-далозащищенности (застекленные витрины и подиумы, горизонтально-плоскостной пояс банне-ров и планшетов).
Однако дальнейшие перспективы развития музеев связаны не только с введением в научный и культурный оборот новых коллекций, но и с накоплением методологического музейного знания, расширяющего возможности презентации научного наследия за счет новых форм. Прежде всего, это обусловлено стремительным расширением значимости ГГ-технологий в жизни общества и вторжением их в музейную реальность как неотъемлемой и важной составляющей. Значимым результатом в этом направлении является осуществление в Институте систем информатики СО РАН проекта «Электронный фотоархив Сибирского отделения РАН», который доступен широкому кругу интернет-пользователей2. Информационный массив, содержащий более шести тысяч уникальных архивных фотодокументов, отражает становление и развитие сибирской науки в разные периоды истории. Большинство фотодокументов посвящено Академгородку.
2Адрес проекта: http:www. soran1957.ru.
Партисипативный характер проекта позволяет посетителям сайта включаться в работу по атрибутированию фотографий и дополнению фотоархива из личных собраний. Ресурс активно пополняется новыми свидетельствами, характеризующими региональное научное наследие в контексте развития мирового научного сообщества.
Формы презентации музейных предметов видоизменяются под влиянием представлений о важности ведения интерактивного ментально-эмоционального диалога с посетителями. К таким новым апробированным в музеях Академгородка экспозиционно-выставочным технологиям можно отнести:
— создание тематических зон: условный уголок атмосферообразующего для Новосибирского Академгородка 1960-х гг. дома Лаврентьевых; условный уголок традиционной русской культуры; условный уголок молодой семьи в Академгородке 1960-х (Музей СО РАН), условные научные лаборатории, «Радио-кафе» (Музей науки и техники),
— использование выставочного приема «продуктивного беспорядка»: зона «Приборы и техника научного эксперимента» и «Кинофототехника» (Музей науки и техники),
— креативные инсталляции: инсталляция из предметов хобби и коллекционирования ученых на выставке «Повседневная и социокультурная жизнь Академгородка» (Музей СО РАН),
— организация свободного хранения книжного фонда для создания пространства свободной интерпретации: выставка книг из серии «Сибирская наука в лицах», музееведческой научно-исследовательской литературы (Музей СО РАН).
— создание интерактивных стендов для демонстрации физических явлений и алгоритмов работы технических устройств: «Средства инструментального счета» (Музей науки и техники).
Данные технологии являются своеобразным исследовательским инструментом, активизирующим когнитивный потенциал музейной аудитории. Они расширяют возможности вовлечения посетителями музейных предметов в научно-исследовательскую работу непосредственно в экспозиционном пространстве.
Как уже отмечалось, перспективной частью музеологического дискурса сегодня являются представления о материальном и нематериальном наследии и проблемах его передачи. Вырабатывается понимание необходимости идентификации и определения различных элементов нематериального культурного наследия и включения их в смысловое пространство музея. Примером апробации включения элементов нематериального культурного наследия - идей, практик и коммуникации - являются коммуникативные практики и эмоциональная составляющая публичных мероприятий в музейном комплексе Института истории СО РАН.
Так, «Музей СО РАН» развивает укорененные традиции научного сообщества Академгородка, сообщенные ему творческой деятельностью так называемого «научного десанта» - первых ученых, прибывших в Сибирь из научных центров европейской части страны в конце 1950-60-х гг. создавать сибирскую науку. Романтика неустроенного быта первых лет строительства научного городка, великий энтузиазм «шестидесятников», их гениальное в своей открытости, радушии и жизнерадостности мироощущение воплощалось в знаменитых капустниках, фестивалях, концертах, обильном стихотворно-песенном самиздате и самодеятельном творчестве, по размаху не менее впечатляющем, чем научные свершения.
Этот бесценный духовный дар предшествующих поколений с высоты сегодняшнего дня рассматривается как отличительная черта соответствующей эпохи в развитии социума и важный социокультурный капитал. Отмеченные традиции проявляются в активизации эмоционального потенциала посетителей в ходе экскурсий, официально-праздничных мероприятий, презентаций выставок, круглых столов. Стихотворное художественное творчество используется как важный эго-источник, отражающий события и ментальность эпохи. Данные формы работы апеллируют к эмоциональному потенциалу музейной аудитории, соответствуют фундаментальным ценностям социокультурной деятельности, таким как гуманизм, солидарность, толерантность, творческая самореализация личности [3].
Актуализация нематериального научного наследия прогрессирует и диверсифицируется, что является отражением профессионального роста музейного сообщества и целенаправленного планирования. Так, «Музей науки и техники СО РАН» создает площадки для коммуникации, адресованные, прежде всего, молодёжной аудитории, под девизом «Обучаться - развлекаясь,
познавать - играя». Созданный по примеру Политехнического музея Москвы учебно-игровой комплекс «Игротека», включающий в себя ряд интерактивных стендов, в доступной форме иллюстрирует основные принципы работы такого сложного устройства, как современный компьютер. Центральное место занимает стенд, помогающий понять принцип его работы, позволяющий буквально за полчаса составить, отладить и испытать свою небольшую программу в машинных кодах.
Эту же цель сохранения навыков обращения с техникой и понимания логики её развития преследует зона «Радио-кафе», состоящая из действующих образцов теле и радиоаппаратуры разных лет и несколько столиков, где посетители могут отдохнуть за чашкой чая и одновременно оценить работу различных радиоаппаратов, включая их с пульта дистанционного управления. Музей также проводит экскурсии, выездные выставки, ретроспективные показы приборов и техники научного эксперимента, кинофототехники и транспортных средств в интерактивном режиме. Посетителям открывается «удивительный мир» устройства памятников техники и пользования ею, становясь частью эмоционально-когнитивной идентичности личности.
Апробация вышеописанных форм актуализация нематериального научного наследия происходит особенно успешно в ходе Международных акций «Музейная ночь», которые проводятся в Академгородке с мая 2009 г. В текущем году акции «Музейная ночь» в музейном комплексе Института истории был придан новационный характер, обусловленный разработкой и осуществлением тематической программы (научно-популярный лекторий, кинопоказ, экскурсии, «Игротека», книжная выставка-продажа, историческая викторина), посвященной эпохе 1960-х - первым десятилетиям Сибирского отделения.
Таким образом, предметом музеефикации являются принадлежащие к сфере нематериального наследия практики счисления, программирования, пользования техникой, а также формы социокультурной жизни. Так проявляется миссия музея «с его неизменной приверженностью социальной идее, основанной на гуманистической этике» [4, с. 55].
Новые явления наблюдаются в концептуализации научного наследия. В процессе реализации проекта «Социокультурное наследие Сибири: традиции и новации (вторая половина XX- начало XXIв.)» сектор «Музей СО РАН» разрабатывает пространственную модель освоения регионального наследия на основе представлений о корреляции культуры, наследия и идентичности [1, с. 47]. Уникальная регионально-локальная идентичность Новосибирского Академгородка анализируется с точки зрения «гения места, духа места, гения локуса» в рамках концепта «научного топоса». Под научным топосом понимается категория, описывающая отношения «человек -пространство - культура», обозначающая локально организованные смыслообразующие пространства (поселения), сопряженные с определенным географическим местом и культурно-исторической средой, нагруженные ментальной энергией формирования и трансляции научной идентичности в логическом, фактографическом и символическом аспектах [5, с. 340].
Топос Академгородка - это не только историческое место, связанное с организацией Сибирского отделения РАН, но и форма креативной среды жизнедеятельности, определенное «культурное высказывание», сложившееся во второй половине XX - начале XXI в. благодаря совместной деятельности государственных, академических и ведомственных структур, общественной инициативы граждан. Общественным признанием и подтверждением этого служит придание в 2014 г. Новосибирскому Академгородку официального статуса достопримечательного места регионального значения [6].
В топосе Академгородка выделены шесть социокультурных комплексов, маркирующих самобытный образ поселения, тесно пронизанный социокультурными символами принадлежности к большой науке:
- музейный (академические музеи, мемориальные комнаты, музеи истории институтов),
- мемориально-монументальный (памятники и мемориальные доски),
- топонимический (связанные с наукой и её деятелями названия улиц и тропинок),
- интеллектуально-досуговый (объекты социально-бытовой и культурной инфраструктуры, названия которых имеют научный колорит),
- экологический (благоустроенные объекты природной среды, несущие научно-информационную нагрузку),
- креативный (тематические стрит-арт-аттракции, фестиваль граффити «Графит науки») [7].
В плане органичного представления научного наследия в соответствии с современной концепцией развития ННЦ как Центра Науки - Образования - Инноваций современное звучание приобретает новый проект «Музея СО РАН» «Самая умная улица мира». По версии книги рекордов Гиннеса проспект Лаврентьева - самая умная улица мира, где на протяжении 2,4 км сосредоточено более 20 объектов научной инфраструктуры - научно-исследовательских институтов и конструкторско-технологических бюро. В рамках проекта в Институте истории СО РАН формируется новационное экспозиционно-выставочное пространство с дизайн-контентом, базирующимся на основе топографического принципа, имитирующего топос Академгородка. Доминантой является проспект Лаврентьева, как стержень научной инфраструктуры ННЦ, с расположенными на нем в соответствии с геолокацией выставочными модулями институтов. Проект предполагает обобщение многообразного опыта изучения научного наследия СО РАН и проведение комплексной работы по популяризации науки с созданием «Центра популяризации науки» в Институте истории СО РАН. Цель обоих проектов состоит в том, чтобы показать важность науки в глобальном мире, сохранять и представлять научное наследие.
Важным фактором работы с наследием является системное партнёрство. Примером этого явился состоявшийся в марте 2018 г. в Академгородке культурно-исторический форум «Место силы и свободы. Академгородок», посвященный изучению социального феномена Академгородка в ретроспективном и актуальном аспектах. Вопросы наследия и его сохранения были в центре внимания представителей официальных институций, ученых, бизнеса, творческой интеллигенции, общественности. Были проведены сессии «Под знаком «Интеграла», «Молодёжь Академгородка 1960-х: с «Факелом» и без», «Новосибирская академ-идентичность», круглый стол «Новосибирский Академгородок между прошлым и будущим. В чём сила, брат?», представлен вики-портал социальной истории Академгородка, проанализированы значимые черты уникальной идентичности Академгородка, делающим его «местом силы» не только для Новосибирска, но и для всей страны и мира.
В современную эпоху социокультурных трансформаций возрастает актуальность изучения всех видов наследия как основы национальной исторической памяти. В рамках вышеупомянутого проекта «Социокультурное наследие Сибири: традиции и новации (вторая половина XX- начало XXI в.) были продолжены традиции интегрированных межстрановых исследований в области социокультурного наследия. Итогам совместного изучения в течение последних двух десятилетий Институтом истории НАН Беларуси и Институтом истории СО РАН белорусов в Сибири был посвящен круглый стол «Россия и Беларусь: международные связи сибирских ученых», проведенный в «Музее СО РАН» в День науки 8 февраля 2018 г. Важными результатами выявления территориальных истоков, общественно-политических и социально-экономических факторов распределенного белорусского этнокультурного наследия явились научные статьи, серия сборников научных статей «Белорусы в Сибири», очерки и монографии. В 2003 г. за книгу «Очерки истории белорусов в Сибири в XIX- XX вв. » коллективу сибирских и белорусских историков была присуждена премия имени академика В. А. Коптюга НАН Беларуси, впервые врученная гуманитариям. В круглом столе приняли участие представители всех гуманитарных институтов Новосибирского научного центра - историки, этнологи, филологи, философы, а также советник Отделения Посольства Беларуси в РФ в г. Новосибирске, которые обсудили опыт развития научного сотрудничества и перспективы укрепления международных связей ученых двух стран — Российской Федерации и Республики Беларусь.
В ходе работы круглого стола в порядке научной дискуссии с краткими сообщениями выступили исследователи Новосибирского научного центра, были обсуждены итоги Первого белорусского философского конгресса «Национальная философия в глобальном мире», состоялась презентация фотовыставки «Беларусь далекая и близкая!»
Участники круглого стола выразили уверенность, что наследие является важной идеей, которая может объединить все гуманитарные дисциплины, выявить новые возможности научной кооперации. В рамках мирового мейнстрима «от сохранения наследия к его актуализации и освоению» возникает потребность в создании новых пространств для коммуникации, обмена опытом, междисциплинарного и международного сотрудничества ученых [8].
В целом следует признать перспективность развития таких новых форм освоения научного наследия как креативные выставочные и IT технологии, междисциплинарное, системное и международное партнёрство, обучающие («Игротека», «Радио-кафе») и рекреационные (музейная лирика, «Музейная ночь») практики и коммуникации, которые представляют нематериальное научное наследие и являются нематериальными объектами музеефикации. Разработка на основе концепции «научного топоса» пространственной модели освоения наследия («Самая умная улица мира») позволяет комплексно подходить к выделению и включению объектов материального и нематериального научного наследия Новосибирского Академгородка в региональное социокультурное пространство.
Список литературы
1. Шола Т. С. Мнемософия. Эссе о науке публичной памяти. [Ростов-на-Дону] : Ростов Великий : Ростовский кремль, 2017. - 320 с.
2. Шелегина, О. Н. Актуализация научного наследия в институтах Сибирского отделения Российской академии наук / О. Н. Шелегина, Г. М. Запорожченко // Музеи, исчезающее и воспроизведенное наследие, туризм: опыт и современные практики взаимодействия: междунар. молодёж. музеологическая школа в рамках Федер. целевой программы «Культура России (2012-2013 годы)», [11-13 нояб. 2013 г., Респ. Бурятия, г. Улан-Удэ - оз. Байкал]. - Улан-Удэ : Изд.-полиграф. комплекс ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2013. - С. 60-68.
3. Запорожченко, Г. М. Музейная лирика и активизация эмоционального потенциала музейной аудитории // Наука, образование, музеи: формы освоения наследия : сб. науч. ст. - Барнаул, Новосибирск : ТРИАДА, 2016. - С. 65-74.
4. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - 2009. -№ 5. - С. 47-69.
5. Шелегина, О. Н. Научный топос как пространственная модель освоения наследия / О. Н. Шелегина, Г. М. Запорожченко // Четвертые Ядринцевские чтения : матер. IV Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Революции и Гражд. войны в России (г. Омск, 30-31 окт. 2017 г.). - Омск : ОГИК музей. 2017. -С. 339-341.
6. Шелегина, О. Н. Идентичность локальных научных сообществ: опыт формирования и трансляции (по материалам Новосибирского научного центра СО РАН) / О. Н. Шелегина, Н. А. Куперштох, Г. М. Запорожченко, Н. Н. Покровский // Гуманитарные науки в Сибири. - 2016. - Т. 23, № 3. - С. 117-123.
7. Запорожченко, Г. М. Достопримечательные места Сибирского региона как ресурс познавательного туризма // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2017. - № 30. - С. 52-55.
8. Шелегина, О. Н. Круглый стол в Институте истории СО РАН «Россия и Беларусь: международные связи сибирских учёных» / О. Н. Шелегина, Г. М. Запорожченко // Гуманитарные науки в Сибири. - 2018. -№ 2. - С. 120.
Galina М. Zaporozhchenko, Dr. of Historical Sciences, Leading Researcher
Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science (Novosibirsk, Russia)
galinakoop@yandex.ru
NEW FORMS OF PRESENTATION OF NOVOSIBIRSK ACADEMGORODOK (ACADEMIC TOWN) SCIENTIFIC HERITAGE
Abstract. The paper analyses some passing results of Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science (Novosibirsk, Russia) activities on preserving and presentation of scientific heritage of Novosibirsk Academgorodok (Novosibirsk academic town/campus) which is one of the most important scientific and educational centers of today's Russia. The author points out on the next potentially effective forms of learning scientific heritage such as creative exhibition technologies, information technologies; interdisciplinary, systemic and international partnership; educative and recreative practices and communications which considered by the author as intangible objects of mu-seumification; elaborating of a spatial model of heritage learning which is based on the "sscientific topos" conception.
Keywords: scientific heritage, a museum, scientific topos, Novosibirsk Academgorodok (Novosibirsk academic town/campus).