Научная статья на тему 'Новые формы организации научно-исследовательской деятельности в системе инновационного предпринимательства'

Новые формы организации научно-исследовательской деятельности в системе инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Глобализация / НИОКР / Аутсорсинг / инновационное предпринимательство / globalization / science-and-technology developments / Outsourcing / innovative entrepreneurship

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранов М. Н.

В статье рассматриваются проблемы глобализации аутсорсинга НИОКР. Представлена организация научно-исследовательской деятельности крупнейших глобальных компаний как лидеров по затратам на НИОКР. Дан анализ тенденций использования такого аутсорсинга в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the issue of globalization in relation to the outsourcing of science-and-technology developments, describes the organization of science-and-technology activity of the major global companies, and analyzes tendencies of using this kind of outsourcing in Russia

Текст научной работы на тему «Новые формы организации научно-исследовательской деятельности в системе инновационного предпринимательства»

НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

М.Н. Баранов,

соискатель кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

uldasheva2006@yandex.ru

В статье рассматриваются проблемы глобализации аутсорсинга НИОКР. Представлена организация научно-исследовательской деятельности крупнейших глобальных компаний как лидеров по затратам на НИОКР. Дан анализ тенденций использования такого аутсорсинга в России.

Ключевые слова: глобализация, НИОКР, аутсорсинг, инновационное предпринимательство

УДК 338.1; ББК 65.290

Современная экономика развивается за счет постоянного внедрения инноваций, которые создают возможности для повышения эффективности создания добавленной стоимости. Именно инновации обеспечивают конкурентоспособность современных национальных экономик, что обусловливает необходимость интенсификации инновационного развития России. Поиск направлений, форм и стратегий инновационного развития российского предпринимательства требует исследования тенденций глобального инновационного развития, новых форм организации инновационной деятельности, среди которых одной из ключевых является рост аутсорсинга научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) крупнейшими транснациональными компаниями.

Глобализация НИОКР связана с их передачей иностранным филиалам или центрам НИОКР вместо их осуществления в стране, где находится центральный офис компании. Аутсорсинг НИОКР — это процесс их вытеснения из сферы деятельности компании и передачи партнерам — другим компаниям, имеющим более высокую компетенцию в этой сфере. Таким образом, можно говорить о развитии процесса глобального аутсорсинга НИОКР в последние десятилетия.

Глобализация НИОКР не является принципиально новым и характерным только для ХХ1-го века. Компании-лидеры инноваций занимаются этим уже несколько десятилетий. Например, 1ВМ организовала свой первый исследовательский центр за рубежом еще в 1956 году в Цюрихе, а японские автопроизводители имеют свои дизайнерские студии в США с 60-х годов.

Тем не менее, доля зарубежных НИОКР крупнейших транснациональных корпораций начала активно расти только в последние 30 лет — с 45% в 1975 году до 66% в 2005 году. Характерной тенденцией последнего десятилетия является перенос НИОКР в развивающиеся страны, в частности в страны Азии: в период с 2004 по 2007 гг. глобальные компании увеличили количество используемых ими зарубежных центров НИОКР на 6%, 83% из которых находились в Китае и Индии. Также был увеличен штат персонала, занимающегося НИОКР на 22%, из которых 91% приходится на персонал из Китая и Индии1.

Практика бизнеса показывает, что компании используют аутсорсинг НИОКР для снижения издержек, минимизации бизнес-рисков и для ускорения выхода на рынок с новыми продуктами. Аутсорсинг влияет на рост эффективности функционирования компании через сокращение цикла разработки продукта, получение доступа к высоким технологиям, возможности реструктуризации и оптимизации использования ресурсов, что в итоге ведет к сокращению издержек в компании. Аутсорсинг способствует росту ключевых компетенций компании и уменьшает спрос на материальные ресурсы. Анализируя причины развития аутсорсинга НИОКР выделим следующие наиболее значимые.

1. Снижение стоимости НИОКР за счет их вытеснения в развивающиеся страны с менее высокой стоимостью рабочей силы. За последние три года крупные ТНК сократили затраты на НИОКР с 4,5 до 3,5% от объема продаж за счет их аутсорсинга. Этот фактор, как правило, является одним из важнейших причин глобализации и аутсорсинга НИОКР. Это объясняет рост центров НИОКР в Азии, где стоимость рабочей силы, даже наиболее квалифицированной, самая низкая в мире.

В подтверждение этому только в КНР к началу 2000-х гг. создано около 150 зон освоения новых и высоких технологий. По экспертным оценкам более 75% новых научно-технических центров, которые планируют открыть ведущие ТНК в ближайшие несколько лет, будут расположены в Китае или Индии2.

2. Доступ к высококвалифицированной и наиболее талантливой рабочей силе. В центрах НИОКР и инновационных кластерах сосредоточены наиболее высококвалифицированные кадры и инновационные фирмы, способные найти самые нестандартные идеи и решения. Так в зоне Чжунгуаньцунь работают 361 тыс. чел. и 10 тыс. предприятий. В последние 10 лет зона опережающего научно-технологического развития (и ее технопарки) поддерживает темпы роста в 30% в год, что подтверждает высокий профессионализм работников кластера.

3. Лучшее понимание рынка и потребностей потребителей местными исследователями, работающими в локальных центрах НИОКР. Этот фактор объясняет передачу работ в области адаптации инноваций к локальным рынкам местным научно-исследовательским фирмам и центрам. Основной спрос по многим продуктам переносится в развивающиеся страны с большим населением, что способствует росту потребностей в адаптации продуктов и стимулирует аутсорсинг НИОКР

4. Более эффективное использование ресурсов и повышение организационной эффективности. Аутсорсинг может использоваться для реструктуризации внутренних ресурсов организации, то есть их перераспределения от не ключевой к ключевой активности, что увеличивает гибкость компании в ответ на изменения внешней среды и рынка. Аутсорсинг также может использоваться фирмами как способ наращивания организационных изменений посредством устранения неэффективных активов.

5. Сокращение времени выхода на рынок. За счет аутсорсинга можно сократить процесс разработки продукта и вывода его на рынок, а также удешевить его, используя ресурсы и персонал партнеров.

6. Доступ к недостающим активам. Аутсорсинг позволяет компаниям получить доступ к технологическим и процессным инновациям, когда размер и/или время их создания дома ограничены. Получение необходимых знаний и навыков извне способствует росту конкурентоспособности компании. Помимо этого аутсорсинг позволяет получать продукты и услуги более высокого качества от более компетентных специалистов, чем имеющиеся на данный момент в компании.

В табл.1 представлены этапы развития аутсорсинга, в том числе аутсорсинга НИОКР.

Из табл.1 видно, что в ХХ1-м веке процесс НИОКР стал глобальным. При этом если в 90-е гг. глобальные компании предпочитали передавать НИОКР своим зарубежным филиалам с целью адаптации новых продуктов к условиям рынка (локальные адаптации инноваций), то в ХХ1-м в. аутсорсинг НИОКР происходит в мировые научно-технические центры или кластеры. Их основная масса сосредоточена в развивающихся странах.

Этот факт подтверждает еще одну важную тенденцию в развитии инновационной экономики — переход от отраслевого к кластерному планированию регионального развития. В инновационной экономике конкурируют не отдельные компании, а

территориальные кластеры, поскольку только внутри кластера за счет тесного взаимодействия взаимосвязанных в функционально-отраслевом плане предприятий возможно создать долгосрочные конкурентные преимущества глобального порядка.

Таблица 1

Эволюция форм международной межфирменном кооперации3

Период Особенности международной межфирменной кооперации и взаимодействия

1 этап -60-70-е годы Активный аутсорсинг производственной функции крупнейшими ТНК. При этом исследования и разработки сосредоточены в материнской компании.

2-й этап -90-е годы Создание базовых инноваций внутри материнской компании. Для создания адаптированных к местным рынкам инноваций использование аутсорсинга исследований и разработок в международные филиалы ТНК.

3-й этап -2000 г. — и далее Создание инноваций международными силами за счет сосредоточения инновационной деятельности (НИОКР и высокотехнологичного бизнеса) в кластерах. Заказчиками инноваций выступают крупный частный бизнес (ТНК), иностранные государственные институты, международные организации.

Основой развития кластера служит научно-исследовательский центр (университет, НИИ и т.п.), вокруг которого концентрируются техно- и бизнес-парки, свободные экономические зоны и т.п., привлекающие наиболее высококвалифицированные кадры и инновационные компании. Концентрация интеллектуальных и других ресурсов способствует быстрому росту инновационного продукта, его трансферу в промышленность.

К середине 90-х гг. в мире было около 1200 особых экономических зон, в том числе около 400 зон свободной торговли, 400 научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон и примерно 100 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические

регионы, туристические центры и др.). Из 343 членов Ассоциации технопарков (IASP) 25% были созданы после 2000 г.4 Бум развития технопарков коснулся и России. Первый технопарк в России в Томске был создан в 90-м г., сейчас их в России более 100.

Заметной тенденцией аутсорсинга НИОКР является переход к использованию глобальных сетей в целях продуктового развития. Благодаря этому, компании опираются на возможности различных регионов в создании эффективной цепочки НИОКР Например, Европа специализируется в области медицины, автоматизации, а также автомобильных технологий, а Соединенные Штаты специализируется на контрольно-измерительных приборах и на био- и нанотехнологиях. Индия специализируется на разработке программного обеспечения, а Китай — в производственных технологиях. Формирование глобальной цепочки НИОКР посредством распределения отдельных стадий по разработке продукта в разных странах с учетом их возможностей позволяет совершенствовать качество продукции и сокращать время на разработку.

Согласно отчету, ежегодно проводимого исследования «Глобальные инновации 1000», в 2007 г. 1000 крупнейших транснациональных компаний — лидеров по затратам на инновации, инвестировали 492 млрд долл. в НИОКР, что на 10% больше, чем в 2006 г. При этом 91% корпораций проводили НИОКР за рубежом. Около 80 американских компаний-лидеров по затратам на инновации инвестировали 80,1 млрд долл. (или 55%) в зарубежные НИОКР из 146 млрд долл. общих затрат на НИОКР В то же время 50 европейских корпораций-лидеров по затратам на инновации инвестировали в зарубежные НИОКР 51,4 млрд долл. (или 44%) из 117 млрд долл., а 43 японские компании — 40,4 (56%) из 71,6 млрд долл.5 Динамика роста доли затрат на НИОКР, проводимых за рубежом, положительная и достаточно высокая (табл. 2).

Из табл. 2 видно, что наиболее инновационно активными являются корпорации США и Японии. В среднем по 20 ведущим компаниям расходы на НИОКР в 2007 г. увеличились на 8% по сравнению с 2006 г. и составили 7,6% от объема продаж.

В противовес этому, крупнейшие российские компании тратят на НИОКР значительно меньше: «Газпром» — около 100 млн. долл. в год, «ЛУКОЙЛ» — 24 млн. долл. Вместе с тем для сохранения инновационного вектора развития российскому нефте-

20 лидеров по затратам на инновации

Таблица 2

Ранг Компания Затраты на НИОКР, Место штаб-квартиры Отрасль

2007 2006 2007, млрд долл. Прирост к 2006 г. % от продаж

1 1 Toyota 8,386 7,6 3,6 Япония Автомобилестроение

2 6 General Motors 8,1 22,7 4,5 США Автомобилестроение

3 2 Pfizer 8,089 6,4 16,7 США Индустрия здоровья

4 18 Nokia 7,727 9,0 11,1 Финляндия Компьютеры и электроника

5 4 Jonson &Jonson 7,68 7,8 12,6 США Индустрия здоровья

6 3 Ford 7,5 4,2 4,3 США Автомобилестроение

7 7 Microsoft 7,121 8,2 13,9 Южная Корея Программное обеспечение и интернет

8 16 Roche Holding 6,985 27,3 18,2 Британия Индустрия здоровья

9 11 Samsung 6,536 6,3 6,2 Швейца-рия Компьютеры и электроника

10 8 GlaxoSmithKline 6,476 -6,4 14,2 Индустрия здоровья

11 14 Novartis 6,43 20,8 16,9 Индустрия здоровья

12 13 Sanofi-Aventis 6,208 2,4 16,2 Франция Индустрия здоровья

13 10 IBM 6,153 0,8 6,2 США Компьютеры и электроника

14 12 Intel 5,755 -2,0 15,0 США Компьютеры и электроника

15 25 AstraZeneca 5,162 32,3 17,5 Британия Индустрия здоровья

16 20 Honda 5,142 6,5 4,9 Япония Автомобилестроение

17 19 Merck 4,883 2,1 20,2 США Индустрия здоровья

18 17 Matsushita 8,85 -4,1 6,1 Япония Компьютеры и электроника

19 15 Volkswagen 4,757 25.9 3,2 Германия Автомобилестроение

20 21 Sony 4,553 -4,3 5,9 США Компьютеры и электроника

ВСЕГО 128,493 8,0 в ср. 7,6 в

Источник: данные Beyond Borders: The Global Innovation 1000, 2008.

20 1

газовому бизнесу в ближайшее десятилетие необходимо влить в инновационные программы около 1 млрд долл.6

Из табл. 2 также видно, что ключевыми отраслями, на которые приходятся 70% всех глобальных НИОКР, являются: автомобильная, компьютерная и электронная промышленность, а также индустрия здоровья. Проанализируем современное состояние электронной промышленности и развитие процессов аутсорсинга.

Так, число корпораций в электронной промышленности, использующих аутсорсинг НИОКР, постоянно растет. Развивающиеся страны обеспечивают быстрый рост рынка для аутсорсинга НИОКР в электронной промышленности. В дополнение к этому наличие большого пула высокообразованной и квалифицированной англоговорящей рабочей силы, качественной и надежной системы образования и низкие затраты на НИОКР являются решающими факторами, влияющими на потоки прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны. Основные отрасли, которые переводят свои НИОКР в области электроники на аутсорсинг за рубеж, включают: медицинское приборостроение, аэрокосмическую промышленность, автомобилестроение, телекоммуникации.

Основным и наиболее привлекательным местом для прямых иностранных инвестиций в аутсорсинг НИОКР является Китай — 13% общих затрат на НИОКР (табл. 3). Доля затрат на НИОКР к внутреннему валовому продукту Китая растет и этот показатель может превысить аналогичный показатель Европейского Союза в ближайшие пять лет. Например, центр НИОКР Nortel (крупнейший в мире канадский производитель телекоммуникационного оборудования) расположен в Гуанчжоу, где Китай провел демонстрацию новой технологии беспроводной связи, которая является прорывом в мировом технологическом развитии.

Таблица 3

Распределение затрат на НИОКР в электронной промышленности по регионам в 2007 г.

Страна Доля в затратах на НИОКР, % Страна Доля в затратах на НИОКР, %

США 23 Швеция 2

Япония 16 Южная Корея 2

Китай 13 Малайзия 2

Индия 6 Тайвань 2

Великобритания 6 Италия 1

Израиль 5 Финляндия 1

Германия 4 Бельгия 1

Франция 3 Сингапур 1

Канада 2 Тайланд 1

Россия 2 Австралия 1

Ирландия 2 Другие страны 5

Источник:составлено по данным Beyond Borders: The Global Innovation 1000, 2008.

Число центров НИОКР в Китае постоянно растет. Так, глобальные компании, которые были первыми партнерами местных инвесторов в развитие сектора НИОКР Китая, в настоящее время учреждают свои собственные центры. Благодаря этому в последнее десятилетие число патентных заявок, поданных этими компаниями, растет в среднем на 30% ежегодно.

Помимо Китая, крупнейшим центром (хабом) НИОКР с развитым частным научно-исследовательским сектором в отрасли электронных компонентов, информационных технологий и аппаратного обеспечения становится Индия. Специалисты прогнозируют, что через 5 лет некоторые прорывные технологии будут разработаны в Китае и Индии и оттуда придут на рынки развитых стран.

Благодаря глобализации НИОКР, разработка инновационной модели электронного продукта сегодня может объединить конструктора чипа из США, компанию-разработчика программного обеспечения из Индии, а также китайскую фирму-про-изводителя.

Определяя роль России в процессах глобализации НИОКР следует отметить две текущие тенденции: Россия привлекает

все большее внимание крупнейших транснациональных корпораций в качестве места проведения не только адаптивных (адаптация товаров и услуг к особенностям региональных рынков), но инновационных НИОКР (разработка новых товаров и услуг для глобальных рынков). По результатам исследований ООН 7,4% таких компаний уже осуществляют инвестиции в исследования на территории России, при этом каждая десятая компания рассматривает Россию в качестве привлекательного места для такой деятельности (шестое место в мире после Китая, США, Индии, Японии и Великобритании). Среди компаний, инвестирующих в НИОКР России, имеются ведущие мировые корпорации — Самсунг, Интел, Боинг и др. В то же время имеются и негативные тенденции: уменьшение количества заявок на выдачу российских патентов заявителями из России (уменьшение за 2004 г. на 8% и тренд сохраняется) при одновременном росте активности зарубежных заявителей (за период с 2002 по 2004 гг. рост составил 30%); уменьшение доли субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере (падение с 4,2% в 2001 г. до 1,4% в 2005 г.)7.

Очевидно, что для развития рынка аутсорсинга НИОКР в России не хватает инструментов регулирования, стимулирующих активность как российских, так и иностранных заказчиков. Объем российского рынка НИОКР (на аутсорсинг) оценивается в 7,8 млрд долл.

Для поддержания и развития данного рынка необходимы, прежде всего, инвестиции в развитие человеческих ресурсов как основы для формирования привлекательности России в качестве аутсорсинга НИОКР. Этот факт подтверждается принципом конкуренции в инновационной экономике, где компании конкурируют не столько за потребителей (заказчиков), сколько за привлечение мобильных и высококвалифицированных кадров.

Для развития человеческих ресурсов региона необходимо:

— максимально использовать региональный научно-образовательный потенциал, вовлекать региональную систему образования в решение насущных региональных проблем, что способствует росту качества образования и качества человеческого капитала территории, а, следовательно, и притоку инвестиций;

— создавать профессиональные сообщества (общероссийские и региональные профессиональные сети): сети консультантов, ученых, исследователей, креативщиков, юристов, дизайнеров и т.п. Доступ к таким сетям позволит быстро находить профессиональных исполнителей любых проектов. Через такие сети российские профессионалы могут получить доступ к заказам не только от российских, но и от иностранных компаний;

— использовать мобильные формы занятости населения: в 1993 г. 1ВМ отказалась от практики пожизненного найма; в 1998 г. в Калифорнии средняя продолжительность работы на одном месте не превышала 3 года. Сегодня в Селиконовой долине только 23% специалистов в сфере 1Т считают источником своих доходов компанию, остальные — свою профессию или навыки8.

В заключение следует отметить, что хотя аутсорсинг НИОКР имеет много преимуществ, это, безусловно, не является единственным решением для каждой компании и каждого продукта. Аутсорсинг НИОКР содержит огромные риски, связанные как с отсутствием необходимой инфраструктуры в стране, так и с разницей в культуре партнеров. Поэтому более низкие издержки на проведение работ не могут являться решающим фактором при принятии решения об аутсорсинге НИОКР.

Наконец, прежде чем компания решится на аутсорсинг НИОКР, она должна рассмотреть вопрос о своей готовности поделиться ключевыми идеями, решениями и стратегиями, а также конфиденциальной информацией, связанной с разработкой продукта, с поставщиком услуг. Совместная команда разработчиков должна понимать конкурентный характер бизнеса и стратегические цели участвующих в процессе сторон для эффективной реализации и контроля всех работ.

С ростом опыта функционирования зарубежных центров по НИОКР в развивающихся странах, их персонал будет все более квалифицирован и креативен. Основная масса талантов будет концентрироваться именно в этих центрах. Поэтому переход компаний к глобализации и аутсорсингу НИОКР — это необходимый шаг на пути к росту их конкурентоспособности.

1 Beyond Borders: The Global Innovation 1000 by Barry Jaruzelski and Kevin Dehoff [электронный ресурс]. — 2008. — Режим доступа http://www.booz. com/media/uploads/Beyond-Borders-Global-Innovation-1000.pdf — с. 59.

2 Княгинин В. Тезисы доклада «Потенциал инновационного развития Санкт-Петербурга», Петербургская техническая ярмарка, круглый стол «Инновационное развитие Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, «Ленэкспо», 13 марта 2008 г. [электронный ресурс]. — 2008. — Режим доступа http://www. csr-nw.ru/content/data/article/file/st45_1947.pdf

3 Пыхтеев В.Г Оценка эффективности среды взаимодействия предпринимательских структур в сфере высоких технологий: Автореф. на соискание уч. ст. к.э.н. — СПб., 2009. — С. 10.

4 Княгинин В. Тезисы доклада «Потенциал инновационного развития Санкт-Петербурга», Петербургская техническая ярмарка, круглый стол «Инновационное развитие Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, «Ленэкспо», 13 марта 2008 г. [электронный ресурс]. — 2008. — Режим доступа http://www. csr-nw.ru/content/data/article/file/st45_1947.pdf

5 Beyond Borders: The Global Innovation 1000 by Barry Jaruzelski and Kevin Dehoff [электронный ресурс]. — 2008. Режим доступа http://www.booz.com/ media/uploads/Beyond-Borders-Global-Innovation-1000.pdf — с.54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Телегина Е., Студеникина Л. В ожидании прорывных технологий // Мировая энергетика. — 2007. — № 2(38).

7 Тезисы выступления заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации А.В.Шаронова на ежегодном форуме ОПОРЫ РОССИИ «Инновационная экономика и малый бизнес» 1 марта 2006 г.. [электронный ресурс]. — 2006. — http://www.innovbusiness.ru/content/ document_r_BEFCC07B-5FB5-4BD6-A0BA-D63FF6582793.html

8 Княгинин В. Тезисы доклада «Потенциал инновационного развития Санкт-Петербурга», Петербургская техническая ярмарка, круглый стол «Инновационное развитие Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, «Ленэкспо», 13 марта 2008 г. [электронный ресурс]. — 2008. — Режим доступа http://www. csr-nw.ru/content/data/article/file/st45_1947.pdf

СТРОИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МАРКЕТИНГОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

О.Н. Кайтялиди,

аспирант кафедры экономики и менеджмента Братского государственного университета

fedoseev_igor@mail.ru

Рассмотрено состояние сферы жилищного строительства в условиях кризиса. Выделены характерные черты российского строительного бизнеса и проблемы, требующие комплексного решения. Отражены объективные закономерности предприятий строительного комплекса и их маркетинговые особенности. Маркетинг рассматривается как инструмент повышения конкурентоспособности строительных предприятий.

Ключевые слова: жилищное строительство, маркетинг, бизнес, кризис, предприятие

УДК 69.003; ББК65.31:65.290-2

Строительство — неотъемлемая и важнейшая составляющая национальной экономики (образующая до 10% ВВП), которая связана со всеми отраслями народного хозяйства. Поэтому так важно состояние строительной отрасли в целом и строительных предприятий в отдельности. Строительство — сложный комплексный механизм. Основными участниками строительства являются: инвесторы, заказчики-застройщики, проектные организации, строительно-монтажные предприятия, предприятия строительной индустрии, транспортные организации.

При подрядном способе строительства, когда строительное предприятие выступает в роли генерального или субподрядчика, строительное предприятие определяют как организация, осуществляющая возведение, реконструкцию, капительный ремонт зданий и сооружений, монтаж оборудования. В этом случае генподрядчик заключает договор с заказчиком и принимает на себя всю ответственность за проведение работ соответствующего качества и в оговоренные сроки.

Однако сегодня, в изменившихся условиях хозяйствования, разделение функций все дальше отходит от привычного нам: инвестор — заказчик — застройщик — генподрядчик — субподрядчики. В сегодняшних условиях все чаще встречается совмещение функций, когда инвестор является и заказчиком-за-стройщиком, либо генподрядчик совмещает функции инвестора и заказчика-застройщика.

Большинство строительных организаций именуют себя девелоперами (от англ. development—эволюция, преобразование, результат развития). Возникает вопрос, почему не застройщиками и эквивалентны ли эти понятия? Если рассматривать эти два

понятия только в контексте непосредственно строительства, то они действительно эквивалентны. Но понятие «девелопмент», как предпринимательская деятельность, значительно шире. Строительные организации зачастую занимаются сегодня не только непосредственно строительной деятельностью, но и такими вопросами как подготовка строительных участков (юридическое оформление, проводка инженерных сетей и т.д.), привлечение инвестиций, дальнейшее обслуживание построенных объектов. Девелопер — предприниматель, инициирующий и организующий наилучший из возможных вариантов развития объектов недвижимости, включая финансирование проекта и реализацию созданного объекта недвижимости.

Все чаще компании полностью реализуют собственные строительные объекты в различных рыночных сегментах, самостоятельно выполняя работы на всех этапах девелопмента. Они осуществляют функции проектировщика, инвестора, застройщика и риэлтера, что значительно сокращает дополнительные расходы и положительно отражается на стоимости недвижимости. Многие строительные организации образуют строительные группы и вертикально-интегрированные холдинговые структуры, в которые входят строительные предприятия полного цикла и предприятия строительной индустрии, риэлтерские конторы, транспортные предприятия.

Строительная отрасль является своего рода «лакмусовой бумажкой», которая не просто характеризует состояние экономики, но и предвосхищает его. Так, например, во времена предшествующие экономическому подъему, строительная отрасль уже находится в фазе роста, опережая все остальные сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.