Научная статья на тему 'Новые формы мобильности в травелоге'

Новые формы мобильности в травелоге Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
225
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Ключевые слова
ТРАВЕЛОГ / ДАУНШИФТИНГ / ПУТЕШЕСТВИЕ / МОБИЛЬНОСТЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / DOWNSHIFTING / TRAVELLING / MOBILITY / LIFESTYLE / RAVELOGUE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Романова К. С.

В статье анализируются новые бренды организации индивидуального социального пространства и времени. Дауншифтеры и травеливеры строят свой образ жизни таким образом, что мобильность является его доминирующим фактором. Здесь же обозначаются условия и причины развития этих форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Forms of Mobility In The Travelogue: Downshifting and Traveliving

The article analyzes the new forms of organization of individual social space and time. Daunshifters and travelivers are builds their life in such a way that the mobility is its dominant factor. It also marked the conditions and causes of these forms

Текст научной работы на тему «Новые формы мобильности в травелоге»

ШШурЛ Дискурс мобильности

УДК 316.6

новые формы мобильности в травелоге

Романова Кира Степановна,

Институт философии и права,

Уральское отделение Российской академии наук,

старший научный сотрудник, кандидат философских наук, доцент,

г Екатеринбург, Россия.

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье анализируются новые бренды организации индивидуального социального пространства и времени. Дауншифтеры и травеливеры строят свой образ жизни таким образом, что мобильность является его доминирующим фактором. Здесь же обозначаются условия и причины развития этих форм.

Ключевые слова:

травелог, дауншифтинг, путешествие, мобильность, образ жизни.

История травелога - это история расширяющей мобильности человека в географическом и социальном пространстве. В настоящее время травелог представляет собой многостороннее явление, становится объектом изучения многих наук: истории, экономики, культурологии, социологии и психологии. Понятно, что каждая из обозначенных научных дисциплин имеет свою методологию, свою специфику. Так объектом социологии являются социальное пространство и социальное время. Одним из путей регулирования индивидуальности бытия человека является его пространственная активность, желание изменять свое территориальное существование. Пространственное поведение людей свидетельствует о биологической заданности их территориального поведения. Социальное пространство человека не может быть измерено лишь с помощью метрических систем, применимых к физическим телам. Социальное пространство не дается человеку в готовом виде, оно строится и организуется им самим, не всегда путем целенаправленного проектирования, часто путем приспособления и адаптации. Ответ

на вопрос, как, каким образом организуется социальное пространство человека, дает уже социальная психология.

Если говорить о глобализации не как о парадигме, а как об объективном процессе, то можно утверждать, что этот процесс уходит к началу человеческой истории и выступает в качестве определенной закономерности. Он начинается с расширения ареала пребывания человека на Земле, освоения жизненного пространства в космосе, установки коммуникативных связей, развития и обмена техникой и технологиями, информацией, достижениями науки и другими составляющими культуры в широком смысле слова, элементом которой является, в том числе травелог.

Новая степень доступности и мобильности связана с технологией осуществления травелога. Для индивида необходимость наличия свободного времени и наличие достаточных денежных средств. Сюда же относятся распространение рыночных практик в туризме, развитие материальной базы, количественный рост участников индустрии.

Дискурс мобильности

тщрПи

Для того чтобы полно, объемно и системно описать обозначенный объект необходимо обратиться к дискурсу травелога, который сегодня представляет обобщающую форму практического освоения и описания взаимодействия человека и географической среды во многих разнообразных его проявлениях.

Нужно обратить внимание еще на одну черту глобального общества, которую отметил известный английский социолог З. Бауман и которая существенно влияет на жизнь современного человека, - это способность его членов быстро перемещаться и моментально передавать разнообразную информацию, что обусловило эффект «сжатия» планеты и одновременно расширило жизненное пространство человека. Это привело к изменению роли пространства и времени в качестве маяков в окружающем мире. Расстояния уже не имеют прежнего значения. По словам З. Баумана, развитие техники привело к тому, что границы теряют свою прежнюю суть: они уже не разделяют, а соединяют. Возникновение киберпространства стирает любые координаты: в Интернете все одинаково присутствует, все существует здесь и сейчас и находится на одинаковом расстоянии [1, с. 137-139]. То есть, пространство теряет свою значимость в современном мире, а вместе с ним обесценивается и обедняется его предметное содержание. Таким образом, можно утверждать, что именно новые реалии, свидетельствующие о радикальных преобразованиях всех сфер общественной жизни, связаны, в том числе, с появлением новых технических средств связи, которые получили определение «мобильные».

К ним относятся: телефоны, коммуникаторы, планшеты, интернет, электронная почта и др. в том числе и спутниковая связь.

Любой поведенческий акт человека несет в себе потенциальную угрозу появления зависимости (аддикции) к нему, при котором объект увлечения или деятельность становится определяющим направлением поведения [2]. Поведенческие аддикции (зависимости) в большой степени покрывают практически весь спектр поведенческих действий человека, все стороны его жизни: любовь, секс, работу, деньги,

спорт и так далее. С социальной точки зрения нормальный человек успешно сочетает в себе варианты социально приемлемых форм зависимостей - превалировать должна трудовая зависимость, для счастья необходимо небольшое количество любовной и сексуальной зависимости, для нравственности - духовной, хобби могут выражаться в аддикции отношений, в вариантах компьютерной зависимости и иногда в игровой, и так далее. Допускаются даже элементы химической зависимости - традиционное для нашей страны употребление алкоголя и табакокурение. Путешествие, становясь увлечением человека и удовлетворяя его потребности в удовольствии, также порождает у него зависимость. Люди увеличивают свои путешествия во времени и пространстве (континентальные, кругосветные) или количество их в год (от двух и более). Но все это связано с большими материальными затратами и требует большого интенсивного труда, для обеспечения желаемого удовольствия. В конце концов, зависимость от путешествий становится доминирующей, и люди превращаются в треве-ливеров.

Тревеллинг - это новый тренд в сфере самостоятельных путешествий, означающий способ жизни людей, где мобильность выступает в качестве доминирующей стороны. Понятие тревеливинг появилось в рунете несколько лет назад. Оно образовалось от сочетания английских слов travel (путешествие) и living (жизнь). В настоящее время количество русских треве-ливеров исчисляется сотнями. Это не путешественники в обычном понимании этого слова и не туристы, а люди, живущие в постоянном путешествии, переезжая из страны в страну.

Как отмечает Маша Дубровская (тревели-вер почти с пятилетним стажем): «Смена образа жизни на травеливинг - решение не внезапное, к этому либо приходят неосознанно, но постепенно (как это было у нас), либо долго взвешивают все за и против, готовятся». Считать тревеливера авантюристом или бездельником неправильно. «Зачастую тревеливер - вполне разумный человек и расчетливый прагматик, четко отдающий себе отчет в том, что жизнь -это не только работа, и жить ради работы - это

тщрПи

Дискурс мобильности

значит не жить вообще! Они бросают свои кондиционированные офисы в Москве, Киеве или Нью-Йорке для того, чтобы взглянуть на мир широко открытыми глазами, попробовать жизнь на вкус и запах, раздвинуть границы личного горизонта и понять, наконец, что жизнь прекрасна, мир невероятно красив, а все люди друг другу братья» [3]. Возникает логичный вопрос: «На что живут эти люди?» Как отвечают тревеливеры, есть 101 способ делать деньги онлайн. От написания статей, программирования, фотографии, обучение тому, что умеешь сам. Можно стать фрилансером (свободным наемником), набраться опыта, а затем открыть свое дело, можно сдавать квартиру на родине. Словом в этих условиях можно реализовать любой свой творческий потенциал, делать то, что вы делали на работе, только не для одного начальника, а для нескольких через Интернет и каждый будет вам платить, а зарплату себе назначаете только вы.

Живет тревеливер достаточно экономично, в среднем на 500 долларов в месяц, арендуя дом или другое жилище на берегу моря (океана), ежедневные обеды и ужины в ресторане, арендованный байк или автомобиль и, главное, - постоянные путешествия, впечатления и открытия. Такого набора в мегаполисах России или Украины, а также других республик постсоветского пространства за эти деньги обеспечить невозможно. Вот одна из причин побуждающих людей к смене образа жизни. Основные минусы тревеллинга связаны с материальными факторами: невозможность сделать карьеру, невозможность заработать на безбедную пенсию, заработать на дом-квартиру, иметь предметы роскоши и др. Кроме этого большой трудностью является вопрос личной жизни, узок круг поиска партнера, совпадающего по системе ценностей и образу жизни. Большую сложность в путешествиях создают домашние животные - кошки, собаки, особенно в плане оформления ветеринарных документов на них. Значительно легче этот образ жизни вести семьей, включая детей. Дети школьного возраста обучаются в местных школах или в Интернете, дистанционно, бесспорное преимущество этого образа жизни -

освоение живого иностранного языка страны пребывания.

Следующей новой формой мобильности в травелоге является дауншифтинг [4]. Это социальное явление более широкое, чем форма мобильности в травелоге, оно связано с коренным изменением образа жизни, системы ценностей. Дауншифтинг - игра на социальное понижение, отказ от навязанных социумом ценностей, возврат к себе, к своим желаниям. В истории человечества это явление не новое. В списке самых известных дауншифтеров такие личности как Будда, римский император Диоклетиан, Лев Толстой и др. Даже такое социально-политическое явление как хиппи можно ассоциировать с дауншифтингом. Понятие «дауншифтинг» произошло от английского downshifting. Буквально оно означает переключение автомобиля на более низкую передачу, а в переносном смысле, замедление или ослабление какого-либо процесса. Здесь речь идет не об объективных процессах, связанных с революционными преобразованиями социально-политической жизни России, повлекших замедление или ослабление всех сторон жизни многих социальных групп. Важным моментом для дауншифтера является субъективное волеизъявление, реализация субъективного желания не рваться за деньгами, карьерой и прочими «благами» современной цивилизации, а сосредоточиться на жизни ради себя, своей семьи, душевном комфорте. Между дауншифтерами и травеливерами много общего, но есть и существенные отличия. Травеливеры, как правило, молоды, свободны, еще не создавшие свои семьи, еще только вступившие или вступающие в социально-профессиональные отношения, и движимые желанием освоить мир в целом.

Дауншифтеры - люди, выбирающие подобный путь в жизни, очень разные. В большинстве своем, эти люди достигли определенного социального статуса, успешные в карьере, обладающие определенными материальными благами, имеющие семьи. В свое время такие люди потратили много сил, энергии и даже здоровья, чтобы на данный момент, устав от такой жизни, иметь возможность жить ради собственного удо-

Дискурс мобильности

тщрПи

вольствия. Декарт говорил, что всегда есть время в жизни, когда нужно решиться стереть все записи прошлого опыта, не улучшать, не догонять что-то, не чинить, например дом, по основанию которого пошла трещина, а строить его заново. Такие люди выбрасывают из своей системы ценностей не деньги и даже не брендовые вещи, являющиеся роскошью, а лишь необходимость дальше жить в стрессовом ритме, постоянно находясь в цейтноте, заниматься тем, чем они больше не хотят. Люди, получающие деньги от своего прошлого труда как дивиденды, позволяют себе жить ради собственного удовольствия, занимаясь только тем, что приносит радость. Вот такие современные гедонисты.

Другая группа дауншифтеров таковыми становится по идейным соображениям. Ярким примером этому направлению может служить история семьи Германа Стерлигова, одного из первых российских олигархов. Он был основателем первой товарной биржи в России, символа нарождающегося капитализма, выдвигал свою кандидатуру в Президенты России. Потерпев фиаско на политическом поприще, расстрелял телевизор, продал дом на Рублевке, построил бревенчатый сруб в забытой богом деревне. Вместе с красавицей и умницей женой воспитывает пятерых детей, а также растит овощи в огороде и разводит овец на продажу. Он достаточно успешен и всем доволен. Семья Стерлиговых уехала в деревню не только для того, чтобы дышать свежим воздухом и общаться с природой, но и чтобы их дети выросли свободными от навязанных неестественных ценностей города, чтобы они обрели свой дом, малую родину, где проросли их корни, откуда они смогут уйти в большой мир и всегда вернуться назад. На примере образа жизни своей семьи внедряет в общественное сознание свою национальную русскую идею. Семья Стерлиговых не одинока, у них имеются последователи.

Следующая группа дауншифтеров определяется чисто географическими факторами. Эти люди уходят не только и не столько от норм социального порядка, сколько от погоды и природных условий, которые особенно не приятны им - то есть они просто бегут из зимы, слякоти,

дождей в вечное лето, которое ассоциируется с земным раем. Такие люди с трудом выносят существование в холодное время года, оно для них сопряжено с простудами, обострением хронических заболеваний и даже депрессиями. Эти факторы являются основной причиной временной смены жительства. Как правило, эта группа живет на два дома, на две страны, между родиной и страной вечного солнца. У них жизнь разделена по времени, потому что в теплое время года они обычно живут на родине, а в остальное время, на осень или зиму они предпочитают уезжать в теплые страны. Многие из них работают в сфере туризма или в таких отраслях экономики, которые связаны с сезонными работами, или работают дистанционно.

Эти новые формы мобильности в травелоге носят интернациональный характер. Боле того, локомотивом этих движений являются европейцы, не отстают от них американцы и австралийцы, около 25% трудоспособных граждан этих стран являются еscape-persons, которые затем становятся либо дауншифтерами или тревеливе-рами. Возможность строить такой образ жизни обеспечивается, с одной стороны, наличием мобильных технических средств связи, дающих возможность быть «здесь» и «сейчас» в любом уголке земного шара, то есть, мочь дистанционно зарабатывать себе средства для жизни а, с другой стороны, глобальные процессы, изменяющие все стороны жизни людей, в том числе и открытость границ.

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2002. - 390 с.

2. URL: http://www.berdof.com/povedencheskie-addikcii (дата обращения: 05.10.2013).

3. URL: senturia.ua/daily/treveliving-ili-begstvo-k-schastyu (дата обращения: 05.10.2013).

4. URL: www.daunshiftery.ru/160-obespechennye-daunshiftery.html (дата обращения: url 12.10.2013).

1. Bauman Z. Individualizirovannoe obshhestvo. Per. s angl. pod red. V.L. Inozemceva. - M.: Logos, 2002. - 390 s.

2. URL: http://www.berdof.com/povedencheskie-addikcii (data obrashheniya: 05.10.2013).

3. URL: senturia.ua/daily/treveliving-ili-begstvo-k-schastyu (data obrashheniya: 05.10.2013).

4. URL: www.daunshiftery.ru/160-obespechennye-daunshiftery.html (data obrashheniya: url 12.10.2013).

тщрПи

Дискурс мобильности

UDC 316.6

new forms of mobility in the travelogue: downshifting and traveliving

Romanova Kira Stepanovna,

Institute of Philosophy and Law,

Ural Department of Russian Academy of Sciences,

Senior researcher,

Candidate of Science (Philosophy), associate professor, Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]

Annotation

The article analyzes the new forms of organization of individual social space and time. Daunshifters and travelivers are builds their life in such a way that the mobility is its dominant factor. It also marked the conditions and causes of these forms.

Key words:

travelogue, downshifting, travelling, mobility, lifestyle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.