Рецензии, дискуссии, критика
Пространственная Экономика 2022. Том 18. № 3. С. 168-193
JEL: F21, F51, F63 https://dx.doi.oig/10.14530/se.2022.3.168-193
УДК 338+339
Новые форматы инвестиционного сотрудничества меЖду Россией и Турцией в современных экономических условиях
Х.С. Умаров
Умаров Хусан Сунатуллаевич кандидат экономических наук
Московский государственный институт международных отношений МИД России, пр-т Вернадского, 76, корп. В, Москва, 119454, Российская Федерация E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-6370-3000
Аннотация. Ухудшение торгово-экономических отношений России с международными партнерами в связи с обострением геополитической ситуации на Украине повышает значимость диверсификации ключевых отраслей российской экономики. Поиск Россией новых стратегических партнеров увеличивает темпы взаимодействия с Турецкой Республикой. Предметом исследования становится изучение преимуществ российско-турецкого стратегического партнерства, основой которого является взаимная заинтересованность в наращивании экономического и геополитического потенциала. Ключевыми целями исследования станут изучение современного инвестиционного климата, этапов реализации инвестиционного сотрудничества России и Турции в различных отраслях экономики, анализ динамики прямых иностранных инвестиций, взаимных инвестиций, товарооборота, экспорта и импорта между странами. В работе будут использованы такие исследовательские методы, как наблюдение, сравнительный вид анализа, обобщение, исторический метод. Автор обратится к материалам российских и зарубежных экспертов в области международной экономики, финансов, инвестиционных вкладов, статистическим данным по показателям экспорта, импорта, взаимного оборота, прямых иностранных инвестиций (ПИИ) между Россией и Турцией, полученным из отчетных документов Турецкого статистического института (Turkish Statistical Institute, TurkStat), Всемирного банка (The World Bank), Организации объединенных наций (ООН), Турецкого строительного союза (Turkish Construction Union). Главным результатом исследования станет структурирование факторов, влияющих на динамику двустороннего инвестиционного взаимодействия. Результаты исследования могут быть полезны представителям бизнес-организаций, собственникам и руководителям бизнеса, специалистам в области экономики и финансов. Формулируя главные выводы исследования, автор отмечает приоритет взаимовыгодного российско-турецкого партнерства по ключевым экономическим вопросам.
© Умаров Х.С., 2022
Ключевые слова: инвестиционное сотрудничество, стратегическое партнерство, инвестиционные проекты, взаимное инвестирование, прямые иностранные инвестиции, антироссийские санкции, Россия, Турция
Для цитирования: Умаров Х.С. Инвестиционное сотрудничество России и Турции в современных экономических условиях: форматы взаимодействия // Пространственная экономика. 2022. Т. 18. № 3. С. 168-193. https://dx.doi.Org/10.14530/se.2022.3.168-193
New Formats of Interaction of Investment Cooperation between Russia and Turkey in Modern Economic Conditions
H.S. Umarov
Husan Sunatullaevich Umarov Candidate of Science (Economics)
Moscow State Institute of International Relations MFA of Russia, 76 Vemadsky Av., case B, Moscow, 119454, Russian Federation E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-6370-3000
Abstract. The deterioration of Russia's trade and economic relations with international partners due to the aggravation of the geopolitical situation in Ukraine increases the importance of diversification of key sectors of the Russian economy. Russia's search for new strategic partners increases the pace of cooperation with the Republic of Turkey. The subject of the study is the study of the advantages of the Russian-Turkish strategic partnership, the basis of which is mutual interest in building up economic and geopolitical potential. The key objectives of the study will be to study the current investment climate, the stages of implementation of investment cooperation between Russia and Turkey in various sectors of the economy, analysis of the dynamics of foreign direct investment, mutual investment, trade turnover, exports and imports between the countries. Such research methods as observation, comparative analysis, generalization, historical method will be used in the work. The author will refer to the materials of Russian and foreign experts in the field of international economics, finance, investment deposits, statistical data on export, import, mutual turnover, foreign direct investment (FDI) between Russia and Turkey, obtained from the reporting documents of the Turkish Statistical Institute (TurkStat), the World Bank (The World Bank), the United Nations (UN), the Turkish Construction Union (Turkish Construction Union). The main result of the study will be the structuring of factors affecting the dynamics of bilateral investment cooperation. The results of the study can be useful to representatives of business organizations, business owners and managers, specialists in the field of economics and finance. Formulating the main conclusions of the study, the author notes the priority of mutually beneficial Russian-Turkish partnership on key economic issues.
Keywords: investment cooperation, strategic partnership, investment projects, mutual investment, foreign direct investment, anti-Russian sanctions, Russia, Turkey
For citation: Umarov H.S. New Formats of Interaction of Investment Cooperation between Russia and Turkey in Modern Economic Conditions. Prostranstvennaya Ekonomika = Spatial Economics, 2022, vol. 18, no. 3, pp. 168-193. https://dx.doi.org/10.14530/se.2022.3.168-193 (In Russian)
ВВЕДЕНИЕ
Специфика развития современной глобальной экономики диктует для каждой из стран персональные условия участия в глобальном экономическом процессе. Масштабные санкционные ограничения первой декады 2022 г., направленные на российские компании, физические и юридические лица, создание препятствий в области торгово-экономического взаимодействия, отказ от импорта российских энергоносителей вынуждают крупные корпорации и компании РФ искать пути обхода строгих экономических запретов, установленных зарубежными партнерами.
Создавшимся для российского сектора бизнеса «вакуумом» в связях с зарубежными партнерами в марте - апреле 2022 г. многие специалисты (Гумбатов, 2021Ь, с. 24-26) объясняют взрывной интерес к инвестициям российских компаний и частных лиц в экономику дружественных стран, поддерживающих геополитические цели России в 2022 г.
Сотрудничество двух крупных соседних экономик - России и Турции, основанное на «взаимной заинтересованности в поддержании и наращивании стратегического экономического партнерства» (Квашнин, 2015, с. 38), «дальнейшем укреплении взаимного доверия, продолжении открытого диалога» (Серикова, 2017, с. 345), «развитии национального инновационного потенциала, организации совместной научно-исследовательской деятельности, разработке инновационных проектов» (Султыгова, Руднева, 2018, с. 7) в своей основе имеет 500-летнюю историю взаимодействия. Вопросы «стабилизации» и «реализации двустороннего сотрудничества» стали определяющими во внешней политике Москвы и Анкары еще в конце 1990-х и начале 2000-х гг. (Evren, 2019, р. 76) После спада экономического интереса былых партнеров друг к другу, обострения геополитической конкуренции и конфронтации в 2015 г. и дальнейшего налаживания политического диалога в августе 2016 г., а также стремительного увеличения санкционного давления на Россию в первой декаде 2022 г. инвестиционное и торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Турцией получило новый виток развития. Турецкая Республика, предпочитающая занимать нейтральную позицию в обострившемся конфликте глобальных мировых экономик, сегодня становится ключевым стратегическим партнером России.
Высокий потенциал торгового обмена между стратегическими партнерами отмечается как российскими (Петров, 2018, с. 32-33), так и зарубежными экспертами (Aghayev, Aktas, 2017, р. 101). При этом отмечается, что «возрастающая динамика сотрудничества Москвы и Анкары основана не на «простом совпадении прагматических интересов», а на «схожести черт культурно-цивилизационного развития» (Иманов, 2012), которые становят-
ся определяющими при укреплении стратегического российско-турецкого партнерства.
Интересный взгляд на природу плотного российско-турецкого взаимодействия представлен в работе (Onis, Yilmaz, p. 1), где эксперты рассматривают возрастающий стратегический интерес России и Турции друг к другу как своеобразный ответ «господству Запада и гегемонии США». Специалисты отмечают, что российско-турецкие отношения развиваются в форме «свободных региональных интеграционных схем», обусловленных наличием общих политических, социальных и экономических интересов. Эксперты подчеркивают, что на «общую экономическую взаимозависимость» двух стран не оказывает существенного отрицательного влияния ни давнее геополитическое соперничество, ни локальные обострения на политическом поле взаимодействия, включая «Арабскую весну»1, турецкие военные операции в Сирии и Ливии, напряженные российско-турецкие переговоры по зоне деэскалации в Идлибе (Бабаян, 2020, с. 96), попытку неудавшегося военного переворота в Турции в 2016 г (Sukri, 2021, p. 239) и украинский кризис 2014-2022 гг.
«Сложная взаимозависимость» Москвы и Анкары отмечается в исследовании (Kostem, 2018, p. 25). При этом эксперты оценивают многолетнее российско-турецкое сотрудничество как «один из важных элементов нового мироустройства»2, в котором главную роль отводят движению от приоритета интересов, главенствующих в глобальной экономике стран Запада к странам Востока.
Необходимо подчеркнуть, что российско-турецкое торгово-экономическое взаимодействие не теряло своей продуктивности даже в моменты самых острых политических конфликтов между странами. Военный инцидент
2015 г. между Россией и Турцией3 ненадолго ослабил российско-турецкое стратегическое взаимодействие - партнеры ввели взаимные торговые ограничения, которые затронули «чувствительные секторы экономики Турции» (Masumova, 2018, p. 47), потерявшей порядка 12 млрд долл. США, или 1,6% своего ВВП) (Бударина, Ибрагимов, 2020, с. 443), однако уже в середине
2016 г. стороны продемонстрировали открытое намерение восстановить от-
1 Арабская весна - серия вооруженных антиправительственных протестов и мятежей, захватившая большую часть арабского мира (от Израиля, Саудовской Аравии, Омана и Кувейта до Ирака, Ливии, Сирии, Йемена, Марокко и ряда других стран) в начале 2010-х гг.
2 РФ и Турция создали Российско-турецкий инвестфонд / Invest Future. 2018. 3 апреля. URL: https://investfuture.ru/news/id/rf-i-turciya-sozdali-rossiysko-tureckiy-investfond (дата обращения: июнь 2022).
3 Автор имеет в виду инцидент со сбитым ВВС Турции 24 ноября 2015 г. российским бомбардировщиком Су-24 и последующий вслед за этим строгий санкционный режим в отношении импорта товаров и услуг в Турцию, инициированный Россией в отношении своего турецкого партнера.
ношения на прежнем уровне (рис. 1). Россия и Турция смогли в течение года восстановить дипломатические, социальные, торговые и экономические связи и вернуться к высокому уровню сотрудничества.
Импорт ......Экспорт
Рис. 1. Общий объем импорта в Турцию из России и экспорта из Турции в Россию,
2014-2018 гг., в млрд долл. США Fig. 1. Turkey's Total Imports from and Exports to Russia, 2014-2018, in billions USD
Источник: Hamilton, Mikulska, 2021, p. 55.
Оценивая перспективность взаимодействия партнеров, следует отметить показатели не только взаимных инвестиций в секторы экономики стран-партнеров, но и товарооборота между странами. В постковидном 2021 г., когда экономики большинства стран находились в стагнации, преодолевая экономические и социальные последствия мировой пандемии COVID-19, взаимные инвестиции представителей российского бизнес-сектора в экономику Турции превысили 33 млрд долларов США1.
Идею «взаимной зависимости», которая лежит в основе «стабильной и кооперативной среды» (Newnham, 2011, p. 134) сотрудничества России и Турции, подтверждают масштабы экспорта российского природного газа на территорию Турции за период с 2008 по 2020 гг. (рис. 2).
Рост характерной для двух партнеров «взаимозависимости» (Дружинин, 2013, с. 58) - «реальность постсоветской Евразии» и «один из важнейших трендов, видоизменяющих архитектонику» взаимодействия партнеров
1 Что экспортировать в Турцию в 2022 г / Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей (РАСПП). 2022. 28 апреля. URL: https://raspp.ru/busmess_news/export-to-turkey/ (дата обращения: июнь 2022)
(Дружинин, 2012, с. 51). При этом отмечается также важность Черного моря как «трансграничного и трансэкваториального макрорегиона», обеспечивающего одну из «сложных пространственных проекций отношений Москвы и Анкары (Druzhinin, 2015, р. 84).
2009
Рис. 2. Российский экспорт природного газа в Турцию, 2008-2020 гг., ежемесячно, млрд м3 Fig. 2. Russian Exports of Natural Gas to Turkey, 2008-2020, monthly, billion cubic meters, bcm
Источник: Hamilton, Mikulska, 2021, p. 55.
Российско-турецкие отношения претерпели в последние десятилетия значительные изменения «динамичного характера», которые связаны как с приходом к власти в Турции Партии справедливости и развития ПСР (Adalet ve Kalkinma Partisi), так и с возобновлением политического диалога между странами в августе 2016 г (Бдоян, 2017, с. 165).
Траектория российско-турецкого взаимодействия оценивается как «евразийская», и отношения между партнерами характеризуются как «сложная смесь сотрудничества и конкуренции во всех инструментах власти» (Bechev, 2017, p. 157). Эксперт подчеркивает характерную для каждой стороны осторожность, избегание открытого конфликта, прагматизм, нацеленность сторон на безопасность, предсказуемость и комфорт, приоритет соблюдения интересов собственной нации. При этом устремления России считаются «более грандиозными», что объясняется изначально иными стратегическими целями, которые для России заключаются «в лидерстве всего Евразий-
ского региона», а для ее турецкого партнера - «в лидерстве мусульманских государств региона» (Bechev, 2017, p. 157).
Эта же точка зрения относительно так называемого «евразийства» России, которое расценивается как «геополитически центрированная доктрина» и определенная «политическая позиция» развитого географического региона в борьбе с конкурентами, отражена в исследовании (Aktas, Mikail, 2019, p. 258).
Ключевая роль вопроса безопасности в стратегическом партнерстве Москвы и Анкары после окончания холодной войны и смещения приоритетов в двусторонних отношениях стран отмечается в работе (Шерстюков, Бодиштяну, 2021), где авторы подчеркивают важность купирования угроз внутренней и внешней безопасности и формирования «новой модели» политической безопасности.
Скрепляющей основой партнерства двух стран сегодня также становятся стабильные экономические связи в области энергетического взаимодействия, которые предлагается оценивать исключительно «в рамках взаимозависимости» (Kakisim, 2019, p. 67). Для России Турция становится «вторым по величине после ЕС рынком сбыта природного газа и одним из основных рынков сбыта нефти» (Гумбатов, 2021a, с. 471). Среди крупных партнерских проектов в области энергетики - многоэтапное строительство первой АЭС в Турции «Аккую» и подписание соглашения о реализации газопровода «Турецкий поток» в 2016 г., которое может быть воспринято как «позитивный шаг для более тесных энергетических отношений» (Volkan, Durmaz, 2017, p. 135).
Нельзя не сказать о реализации крупных совместных международных проектов в области создания или приобретения совместных военно-стратегических объектов, например, поставки в Турцию зенитно-ракетной системы С-400 российского производства. Амбициозный военно-стратегический проект Турции многие эксперты рассматривают как «эффективный политический рычаг в отношениях с США и ЕС» (Ersen, 2017, p. 99).
Расширение торговых отношений между Россией и Турцией в первой декаде 2022 г., стремительный рост масштабов политического диалога между странами привели к возникновению высокого уровня доверия, которое «может оказаться весьма полезным в деэскалации1 любых потенциальных конфликтов в будущем» (Hirst, Isci, 2020, p. 834).
1 Ключевыми целями и задачами деэскалации конфликта являются принятие комплексных мер по стабилизации конфликтной ситуации и снижению непосредственной угрозы участникам конфликта, а также достижение добровольного согласия субъектов для разрешения конфликта.
ЭТАПЫ МНОГОПЛАНОВОГО РОССИЙСКО-ТУРЕЦКОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПАРТНЕРСТВА
Для выстраивания комплексного стратегического партнерства и полноценного инвестиционного взаимодействия между Россией и Турцией, а также «коллективного решения ключевых проблем и верховенства права в международных отношениях»1 между партнерами сторонами были созданы и инициированы шаги к подписанию важных двусторонних соглашений, меморандумов и деклараций (табл. 1).
Таблица 1
Этапы многопланового стратегического и инвестиционного партнерства между Россией и Турцией
Table 1
Stages of a multifaceted investment partnership between Russia and Turkey
Год принятия / год вступления в силу Название документа Реализуемые цели и задачи
1 2 3
25 мая 1992 г. Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики1 1. Развитие и поддержание дружбы, добрососедства, сотрудничества, взаимного доверия, мира и стабильности между двумя дружественными странами. 2. Поддержание и закрепление таких целей взаимодействия, как политическая независимость, соблюдение суверенитета сторон, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела партнера, борьба с международным терроризмом, доверие, равноправие, взаимопонимание, уважение. 3. Принятие мер для облегчения перемещения товаров, услуг и капиталов между странами. 4. Укрепление сотрудничества в области энергетики, подрядных услуг, транспорта, связи, туризма, сельского хозяйства, промышленности. 5. Поддержание проектов многосторонних совместных вложений капитала, обеспечение выгодных условий для источников финансирования данных проектов. 6. Активное использование потенциала Смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК), соглашение о создании которой было подписано 14 мая 1992 г.2 и вступило в силу 26 октября 1992 г.3, и Российско-Турецкого Делового совета (Russian-Turkish Business Council) для решения общих экономических и стратегических задач и расширения двусторонних торгово-экономических отношений
1 Главы МИД России и Турции подписали план действий по развитию двустороннего сотрудничества в Евразии // РИА Новости. 2001. 16 ноября. URL: https://ria.ru/200ll1l6/16845. html (дата обращения: июнь 2022).
1 2 3
15 декабря 1997 г. / 15 мая 2001 г. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений 1. Создание благоприятных условий для реализации капиталовложений российскими инвесторами на территории Турции. 2. Развитие взаимовыгодного сотрудничества в области торгово-экономического и научно-технического взаимодействия. 3. Закрепление за сторонами областей, которые могут входить в понятие «капиталовложение»: имущественные права сторон на движимое и недвижимое имущество, вклады, акции, права требования, авторские права, права на реализацию экономической деятельности (включая права на добычу и эксплуатацию природных ресурсов российской стороной на территории Турции), права на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и др.
16 ноября 2001 г. План действий по развитию сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой в Евразии 1. Коллективное решение ключевых проблем. 2. Верховенство права в международных отношениях. 3. Укрепление центральной роли ООН в решении вопросов делового сотрудничества России и Турции. 4. Соблюдение территориальной целостности государств-партнеров
5 июня 2003 г. Закон № 4875 «О прямых иностранных инвести-циях»4 (заменил Закон № 6224 «О поощрении иностранных капиталовложений» от 1954 г.) 1. Поощрение прямых иностранных инвестиций в турецкую экономику: улучшение инвестиционного климата, обеспечение ведения инвестиционной деятельности в соответствии с международными правами и нормами. 2. Закрепление определений «инвестор» и «инвестиция» в соответствии с актуальными международными нормами. 3. Создание комплексных мер по реализации системы льгот для зарубежных инвесторов: • свобода инвестирования; • упрощение громоздких бюрократических процедур для иностранных инвесторов; • развитие частного инвестирования; • защита прав иностранных инвесторов на территории Турецкой Республики; • создание системы оценки эффективности иностранных инвестиций согласно критериям (технологическому уровню, экспортному потенциалу, географическому аспекту, возможности использования опыта местных компаний и др.)
6 декабря 2004 г. Совместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой5 1. Содействие реализации взаимных инвестиционных проектов. 2. Создание благоприятных условий для расширения взаимовыгодного сотрудничества в транспортной и коммуникационной сферах. 3. Участие в приватизации промышленных объектов. 4. Развитие культурно-делового и научного взаимодействия между Россией и Турцией, реализация актуальных инвестиционных проектов в области туризма
1 2 3
13 февраля 2009 г. Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства6 1. Стороны засвидетельствовали продолжение процесса взаимных инвестиций и реализации инвестиционных проектов и подрядных услуг, включая участие в приватизационных мероприятиях. 2. Поощрение взаимных инвестиций в области туризма, продолжение укрепления культурно-научного взаимодействия в рамках Всемирной туристской организации ЮПВТО (World Tourism Organization a UN Specialized Agency, UNWTO)
28 ноября 2014 г. Совместное заявление Министра экономического развития Российской Федерации А.В. Улюкаева и Министра экономики Турецкой Республики Н. Зейбекчи по продвижению торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и Турецкой Республикой 1. Создание комплекса с высоким уровнем защиты взаимных инвестиций. 2. Устранение существующих барьеров при реализации инвестиционных проектов (сторонами были подробно перечислены препятствия, существующие с российской и турецкой стороны, предпринимаемые меры, результаты и ответственное за принятие и реализацию решения ведомство). Среди барьеров отмечены отсутствие паритета в объемах автоперевозок грузов между российскими и турецкими перевозчиками с российской стороны, длительные сроки получения разрешения на проезд большегрузной техники по дорогам общего назначения с турецкой стороны и др. 3. Инициировано создание Совместного российско-турецкого фонда с целью финансирования общих проектов между партнерами и использования национальных валют в двусторонних торгово-экономических отношениях
3 апреля 2018 г. Меморандум о создании совместного Российско-Турецкого инвестиционного фонда7 1. Соглашение о создании совместного фонда общим объемом инвестиций в количестве 900 млн евро (1 млрд долларов США). Было подписано суверенным фондом с резервным капиталом 10 млрд долл.8 - Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Турецким суверенным фондом ТСФ (Turkey Wealth Fund, TWF), созданным в 2016 г. 2. Переход от фазы совместного поиска к реализации инвестиционных проектов для развития и укрепления двусторонних экономических связей, увеличения объема взаимных инвестиций в области российско-турецкого сотрудничества. 3. Кредитование совместных проектов в приоритетных отраслях. 4. В реализации совместных проектов особое внимание уделено сектору высоких технологий, взаимодействию с девелоперскими и инвестиционными компаниями, вопросам здравоохранения, а также частным проектам в области сельского хозяйства, энергетики
Источник: составлено автором по: 1 - Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики / Гарант. 1992. 25 мая. URL: https://base.garant.ru/2541369/ (дата обращения: июнь 2022); 2 - Деятельность Смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по экономическому сотрудничеству была временно приостановлена 1 декабря 2015 г. (в связи с ограничительными мерами, предпринятыми Россией в отноше-
нии Турции из-за атаки турецких ВВС на российский бомбардировщик СУ-24) и возобновлена 22 июля 2016 г.; 3 - Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о создании Смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. 1992. 26 октября. URL: https://docs.cntd.ru/ document/901912708 (дата обращения: июнь 2022); 4 - Особенности таможенно-тарифного регулирования и таможенных процедур при импорте товаров в Турцию / Посольство Республики Беларусь в Турецкой Республике. https://turkey.mfa.gov.by/ru/exportby/customs_procedures/ (дата обращения: июнь 2022); 5 - Совместная декларация об углублении дружбы и многопланового партнерства между Российской Федерацией и Турецкой Республикой / Администрация Президента России. 2004. 6 декабря. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3933 (дата обращения: июнь 2022); 6 - Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства / Администрация Президента России. 2009. 13 февраля. URL: http:// www.kremlin.ru/supplement/172 (дата обращения: июнь 2022); 7 - Создан Российско-турецкий инвестиционный фонд объемом 900 млн евро / Администрация Президента России. 2019. 8 апреля. URL: https://www.finam.ru/analysis/newsitem/sozdan-rossiiysko-tureckiiy-investicionnyiy-fond-ob-emom-900-mln-evro-20190408-192943/ (дата обращения: июнь 2022); 8 - Russian Direct Investment Fund. 2022. URL: https://www.rdif.ru/Eng_About/ (дата обращения: июнь 2022).
Для создания благоприятной инвестиционной атмосферы, в которой экономическое сотрудничество возможно только со строгим соблюдением существующих норм международного права, законодательная база Турецкой Республики осуществляет регулярные обновления действующих законодательных документов. Сегодня Турцией подписаны двусторонние соглашения о защите иностранных инвестиций и поощрении инвестиционного сотрудничества с 75-ю странами, а сама Турция с 1996 г. входит в Таможенный союз ЕС по торговле промышленными товарами, который дает ей значительные преимущества на мировом рынке капиталов.
Следует также отметить важность ключевых принципов и норм Устава Организации Объединенных Наций (ООН), строгое соблюдение которых зафиксировано сторонами практически в каждом документе и меморандуме, а также ключевую роль ряда двусторонних международных соглашений, которые направлены на поддержание качественного взаимодействия и взаимного инвестиционного сотрудничества России и Турции в рамках многополярной системы международных отношений (например, соглашение по предотвращению двойного налогообложения).
Нельзя не отметить роль совместного инвестиционного российско-турецкого фонда (РФПИ) для улучшения инвестиционного климата сторон, основные задачи которого формулируются как «процветание экономик» каждой из сторон, развитие продуктивных экономических отношений и «поиск взаимовыгодных и доходных инвестиционных возможностей в Турции и России»1. Проект совместного инвестиционного российско-турецкого
1 РФПИ и суверенный фонд Турции подписали меморандум по инвестфонду // РИА Новости. 2017. 10 марта. URL: https://ria.ru/20170310/1489771106.html (дата обращения: июнь 2022).
фонда не стал первым опытом партнерства РФПИ с представителями иностранных государств. По состоянию на июнь 2022 г подобные проекты РФ уже реализовывала с такими странами, как Италия, Франция, ОАЭ, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, Япония, Китай, Республика Корея, Индия, Бахрейн1.
ИНВЕСТИЦИИ ТУРЦИИ В РОССИЮ
Крупные политические кризисы последних лет, пандемийные ограничения 2020-2021 гг. и последующая стагнация экономик, долгие восстановительные периоды в экономике не только развивающихся и отстающих стран, но и представителей крупных мировых держав, безусловно, оказали влияние на состояние общей геополитической обстановки и торгово-экономического фона в мире. Согласно официальным данным ООН2, РФ, на которую приходилось более 40% притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ)3, столкнулась с сокращением притока ПИИ на баснословные 70% в постпандемийном 2021 г (до 10 млрд долл. США).
Нестабильность общего экономического фона и жесткие антироссийские санкции не помешали турецкому партнеру России продолжить активно инвестировать капиталы в отрасли российской экономики. По состоянию на 1 марта 2021 г (рис. 3) среди российских регионов, лидирующих по объему турецких инвестиций (Аюпов и др., 2021, с. 5), выделяются Москва (289 млрд руб.), Республика Татарстан (148,9 млрд руб.), Санкт-Петербург (53 млрд руб.), Московская область (49,9 млрд руб.), Республика Башкортостан (10 млрд руб.).
Лидирующими по объему инвестиций от Турции отраслями российской экономики стали (рис. 4) строительный бизнес, или девелопмент (инвестиции в строительство объектов капитального строительства, возведение офисных и жилых помещений)4, производство стеклотары (ключевое влия-
1 РФПИ и Турецкий суверенный фонд вложат по $500 млн в совместный фонд // Reuters. 2017. 10 марта. URL: https://www.reuters.com/article/orubs-russia-turkey-investment-fund-idRUKBN16H214-ORUBS (дата обращения: июнь 2022).
2 Доклад о мировых инвестициях. 2021 / ООН. 2021. 44 с. URL: https://unctad.org/system/ files/official-document/wir2021_overview_ru.pdf (дата обращения: июнь 2022). С. 13.
3 Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — инвестиции, направленные на длительный контроль инвестора над хозяйственными операциями компании-получателя в другой стране.
4 В 2018 г. турецкие строительные компании заработали в России 4,2 млрд долл. США (Hamilton, Mikulska, 2021, p. 56), а в 2021 r. они получили заказы на сумму 20,3 млрд долл. США, при этом средняя стоимость одного проекта превысила 103 млн долл. США (Подрядчики из Турции получили заказы на $20,3 млрд / Rambler. 2021. 5 ноября. URL: https://finance. rambler.ru/economics/47524415/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink (дата обращения: июнь 2022).
ние оказали крупные инвестиционные проекты местного гиганта Sisecam)1 и производство продуктов, главным образом, пивовар енных напитков (Аю-пов и др.,2021, с. 6).
Республика Башкортостан Московская область Санкт-Петербург Республика Татарстан Москва
Рис. 3. Российские регионы - лидеры по объему турецких инвестиций, млрд руб. Fig. 3. Russian regions are leaders in the number of Turkish investments, billion rubles
Источник:составлено по: Аюпов и др., 2021.
450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
Строительный Производство Производство Банковское дело Производство бизнес стеклотары продуктов одежды
Рис. 4.Лидирующиепотурецким инвестициям российские отрасли экономшиждкрд руб. Fig. 4. The leading Russian sectors of the economy in terms of Turkish investments, billion rubles
417,3
111,7 74,5
| 15,4 | 7,4
Источник: составлено по: Аюпов и др., 2021.
1 Sisecam - крупнейший турецкий научно-техническийцентр, реализующий крупные объемы инвестиционных вложений в производство стеклоткиы,автомобильных стекол, стеклово-локнаи посиды из стекла, а также листового стекла и хиаических веществ.
В отношении последнего пункта следует отметить, что до продажи собственной доли заводов Efes в России, которая была инициирована головной структурой Anheuser-Busch InBev, дочернее предприятие AB InBev - турецкая пивоваренная компания Anadolu Efes Biracilik Ve Malt Sanayii AS совместно с AB InBev владела 11 пивоваренными заводами в России с общей численностью работников до 3,5 тыс. чел.1
Строительный сектор, как мы видим из рисунка выше (см. рис. 4), занимает ключевое место в инвестиционном российско-турецком сотрудничестве. Турецкие компании вышли на российский строительный рынок еще во второй половине 80-х гг. XX в. Сотрудничество укрепилось к середине 90-х гг., когда на территории РФ функционировало, согласно данным Турецкого строительного союза (Turkish Construction Union) (Аюпов и др., 2021, с. 7), порядка 30 турецких строительных холдингов с официальным оборотом свыше 4 млрд долл. США. К 2021 г. турецкие подрядчики выполнили порядка 1400 совместных с российскими строительными компаниями проектов на территории РФ. По состоянию на 2021-2022 гг. турецкие строительные компании прочно заняли собственную нишу на российском рынке подрядных услуг во многом благодаря значительному опыту в строительстве таких стратегически важных объектов, как промышленные предприятия, административные учреждения, крупные жилые комплексы.
Ниже (табл. 2) перечислены крупнейшие турецкие подрядчики, действующие на территории РФ (по данным РАСПП, по состоянию на 17 сентября 2021 г.).
Оценивая инвестиционный потенциал России в марте - апреле 2022 г., следует признать, что широкомасштабные санкционные запреты, установленные в адрес России зарубежными партнерами в этот период, стали новым испытанием не только для российской экономики. Несмотря на резкий обвал российских товарных и финансовых цепочек с иностранными государствами, ряд запретов сегодня не сработал так, как этого ожидали зарубежные партнеры РФ. Например, такие редкие и уникальные в своем роде энергетические активы, как никель, титан, уран, ряд российских удобрений, металлы платиновой группы, которые отказались закупать иностранные государства, оказались незаменимы для бывших иностранных партнеров.
1 AB InBev to Sell Interest in Russia with $1.1 Billion Charge / Reuters. 2022. 22 April. URL: https://www.reuters.com/business/brewer-ab-inbev-sell-its-interest-russia-2022-04-22/ (дата обращения: июнь 2022).
Таблица 2
Крупнейшие строительные компании Турции, действующие на территории РФ, и их ключевые инвестиционные проекты
Table 2
Turkey's largest construction companies operating on the territory of the Russian Federation and their key investment projects
Название Год / место создания Спектр деятельности Ключевые завершенные проекты
1 2 3 4
Renaissance Construction 1993 г., Санкт-Петербург Более 500 проектов в области промышленных предприятий (автомобильных и фармацевтических заводов), жилищного строительства, возведения торговых и бизнес-центров, крупных развлекательных комплексов, административных учреждений, зданий министерств и университетов, аэропортов. В стадии строительства - Лахта-Центр (г. Санкт-Петербург) Башни «Эволюция» и «Федерация» (Московский международный деловой центр «Москва-Сити»). Парк аттракционов «Остров Мечты» (г. Москва). ТРЦ «Океания», «Планета», «Мозаика», «Авиапарк» и др. (г. Москва). Завод Volvo (r. Калуга)
ENKA ÎNÇAAT («ЭНКА») («ЭНКА Иншаат ве Санайи А.Ш.») 1957 г. Инженерно-техническое проектирование и строительство: возведение медицинских и административных учреждений, гостиничных комплексов, торговых центров стоимостью до 11 млрд долларов США (и годовым оборотом 2,86 млрд долларов США) Реставрация Петровского Пассажа. Штаб-квартира компании «Яндекс» (г. Москва). Канал транспортировки грузов на Каспийском море. Березовская углесжигающая электростанция (г. Шарыпово Красноярского края)
ANT YAPI («Ант Япы») 1991 г. Жилые и коммерческие объекты (более 100) стоимостью 7 млрд долларов США, киноцентры Башня «Империя» и «Око» (Московский международный деловой центр «Москва-Сити»). Здание терминала D аэропорта Шереметьево (г. Москва). Аэропорт Домодедово, терминал-2 (г. Москва)
ESTA Construction 2006 г. Возведение объектов общей площадью до 3 млн м2 Высокотехнологичный спортивный стадион ФК «Краснодар» Комплекс «ОКО» (Московский международный деловой центр «Москва-Сити»). Международный аэропорт «Гагарин» (г. Саратов) - первый в мире аэропорт с музеем. Автомобильный завод «Мерседес-Бенц Сириус» (г. Москва). Крупный торговый молл «Метро-полис 2» (г. Москва). Первый в мире «комплексный проект образования и жизни» «Иркутская смарт-школа»
1 2 3 4
ЛимакМа-ращ 2015 г. Торговые центры, бизнес-парки, аэропортовые комплексы общей площадью 1 млн км2 Международный аэропорт «Платов» (г Ростов-на-Дону). Многофункциональный спортивный комплекс (г. Омск). Международный аэропорт (г. Хабаровск). Бизнес-парк «Химки» (г Москва)
GAMA In^aat Rusya 1990 г. Промышленные здания (металлургические, цементные, нефтехимические и химические, нефтегазовые заводы, объекты энергетической отрасли), гражданские и инфраструктурные проекты Металлургический комбинат (г. Выкса, Нижегородская область). Калужский электросталеплавильный комплекс (г. Обнинск). Казанская парогазовая электростанция (г. Казань). Шатурская парогазовая электростанция (г. Шатура). Завод СПГ «Сахалин-II» (г. Южно-Сахалинск)
COSTA Group 2006 г. Офисные здания, объекты элитной недвижимости, тор-гово-развлекательные центры на территории Татарстана, Самарской, Ростовской областей ТРЦ «Метрополис» (г. Москва). Семейный центр «Икея» (г. Самара). Один из участков Московского международного делового центра «Москва-Сити»
Kontek In^aat («Контек Иншаат») 1995 г. Строительство жилых комплексов, социально значимых объектов, торгово-развлека-тельных центров, лечебных и административных учреждений, спортивных комплексов, плавательных бассейнов, ледовых арен, офисных зданий, учреждений Многофункциональный комплекс «Театральный Дом» на Арбате (г. Москва). Многофункциональный торговый комплекс «ЕвроПарк» (г. Москва). Общественный центр «Рассвет» (г. Москва)
Sembol Construction 2004 г. Строительство торгово-раз-влекательных центров, спортивных комплексов специального назначения Спортивные олимпийские объекты в г. Сочи
Polimeks In^aat («Полимекс Иншаат») Инфраструктурные и транспортные проекты, промышленные проекты (заводы), автомобильные дороги и проспекты, монументы, административные учреждения, спортивные и олимпийские комплексы, здания театров и музеев, парковые зоны развлечений, лечебные учреждения Отель класса люкс площадью 55 тыс. м2 The Ritz-Carlton в г. Москва (строительство завершено в 2006 г.)
Источник: Топ турецких подрядчиков в России / Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей (РАСПП). 2021. 17 сентября. URL: https://raspp.ru/busmess_news/Top-Turkish-contractors-in-Russia/ (дата обращения: июнь 2022).
Это значит, что, несмотря на все усилия крупных западных экономик, денежные потоки валютной выручки в этой области в настоящее время не могут быть остановлены. Более того, отказ от российских энергоносителей пока отрицательно сказывается в первую очередь на европейских странах, которые стремятся его придерживаться: баснословно дорогими становятся услуги по электроэнергии, катастрофически растут цены на бензин, европейских жителей учат экономить электроэнергию, реже принимать душ, не пользоваться личным автомобилем, газовой плитой и кондиционером без острой необходимости. Таким образом, направленные на ослабление России и полную изоляцию страны от зарубежных экономических рынков меры и санкционные ограничения в области экономики пока негативно сказываются на сторонах, инициирующих их активное внедрение, и гражданах данных государств. Более того, «временная приостановка покупок валют на внутреннем рынке Банком России», согласно данным Банка России, «только поддержала нормальное функционирование финансовой системы»1 России и привела к небывалому укреплению национальной российской валюты (рубля)2.
ИНВЕСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТУРЦИЮ
Для улучшения собственного инвестиционного климата Турция с 1980-х гг. предпринимает в этом направлении ряд системных шагов. В частности, в 1980 г. была создана неправительственная Ассоциация иностранных инвесторов (UluslararasiYatmmcilarDernegi, YASED), главными целями которой стали издание законов, регулирующих инвестиционную деятельность, защита интересов зарубежных инвесторов на территории Турции, а также реализация важного механизма стимулирования инвестиций в отдаленные турецкие регионы, отстающие в социально-экономическом развитии. 6 июня 1985 г. Закон № 3218 «О свободных экономических зонах» закрепил функционирование 274 «специальных выделенных территорий вне таможенной зоны»3 - специальных инвестиционных зон (СИЗ) с разделением на организованные промышленные зоны, технопарки и свободные зоны. Закон № 3218 «О свободных экономических зонах» способствовал привлечению иностранных инвестиций, новых технологий и программных решений, помог стимулировать экспорт, улучшил общую инвестиционную атмосферу. В ходе реализации проекта СИЗ превратились в своего рода ин-
1 Обзор рисков финансовых рынков / Банк России. 2022. 10 c. URL: https://cbr.ru/Collection/ Collection/File/39795/ORFR_2022-01.pdf (дата обращения: июнь 2022).
2 Курс доллара к рублю на позициях около 56-65 руб. последний раз фиксировался специалистами в 2017 г.
3 Свободные экономические зоны Турции / Turkish Office. 2022. URL: http://turkofis.narod. ru/serbestbolge.htm (дата обращения: июнь 2022).
фраструктуры, внутри которых заинтересованные инвесторы могли решить целый комплекс актуальных задач: принятие особых налоговых режимов и льгот для инвесторов, отмена таможенных тарифов и пошлин, создание индустриальных и научных центров, поставка товаров, произведенных внутри СИЗ, на внутренние рынки партнеров.
Основными инвесторами в экономику Турции являются развитые страны (83% всех ПИИ за 2014 г., из которых 75% составляют страны ЕС, например, Нидерланды - 23%, Великобритания - 12%, Германия - 8%) (Масу-мова, Маммадова, 2015, с. 4). На долю России в 2014 г. приходилось всего 8%, однако в последние годы инвестиционный потенциал российско-турецкого взаимодействия стремительно растет. Несмотря на резкое снижение притока ПИИ в Турцию на 15% (до 7,9 млрд долл. США)1 в пандемийный 2020 г., весной 2022 г. девелоперы и инвесторы зарегистрировали резкий взрыв интереса российского бизнес-сегмента к открытию российских компаний с иностранным участием на территории Турции.
В частности, в марте 2022 г., по данным российского Союза торговых палат, было зарегистрировано 64 компании, в апреле - 136 компаний (таким образом, прирост составил 112%). К концу апреля 2022 г., согласно данным официальной статистики Турецкого союза палат и товарных бирж (Türkiye Odalar ve Borsalar Birligi, TOBB), по числу совместных российско-турецких предприятий российский бизнес-сектор обогнал представителей Ирана, Сирии, Германии и Азербайджана и достиг 1650 компаний2.
Более того, несмотря на существующие трудности с туристическим потоком из России (в начале летнего сезона 2022 г. турецкие операторы принимают меньше российских туристов, чем планировали)3, россияне сегодня лидируют среди зарубежных покупателей недвижимости в Турции. Следует отметить, что за весь 2021 г., согласно данным государственного Турецкого института статистики (Turkish Statistical Institute, TurkStat), представители российского бизнес-сектора приобрели порядка 5,4 тыс. турецких объектов недвижимости, а в одном только апреле 2022 г. этот показатель составил уже 1152 объекта жилой недвижимости. Это на 186,6% больше, чем за аналогичный период в марте 2022 г., и на порядок больше, чем у представителей Ирана, Казахстана, Украины и Афганистана.
1 Доклад о мировых инвестициях. 2021 / ООН. 2021. 44 с. URL: https://unctad.org/system/ files/official-document/wir2021_overview_ru.pdf (дата обращения: июнь 2022). С. 12.
2 Граждане РФ вышли в лидеры по числу открытых в Турции компаний // Эксперт. 2022. 29 мая. URL: https://expert.ru/2022/05/29/grazhdane-rf-vyshli-v-lidery-po-chislu-otkrytykh-v-turtsii-kompaniy/ (дата обращения: июнь 2022).
3 Временные трудности со сдерживаемым туристическим потоком российских туристов на курорты Турции восточному партнеру России пока удается решить за счет диверсификации туристического потока и высокого спроса на турецкие курорты среди жителей Великобритании, Словакии, Чехии, Польши, Румынии, Албании.
Живой интерес к инвестициям в турецкую недвижимость специалисты склонны объяснять ценовой доступностью инвестиционной недвижимости в Турции и желанием российских бизнесменов и частных лиц подстроить свою инвестиционную стратегию под новые реалии рынка, инвестировав личные средства в зарубежную недвижимость1. Среди привлекательных для российских инвесторов сторон турецкой экономики специалистами называются такие аспекты, как стабильные макроэкономические показатели, развитая инфраструктура (проблема пока еще не решена в отсталых по социально-экономическому развитию регионах Турции), высокий уровень начального образования и медицины в Турции.
Помешать активному вовлечению российских граждан в инвестирование средств в ходе приобретения турецкой недвижимости может только валютный кризис в Турции: к концу 2021 г. местная турецкая валюта (лира) упала на 44%, что привело к росту инфляции в стране. В апреле 2022 г. инфляция в Турции выросла до 69,97%, потребительские цены подскочили до рекордных 70%, заметно выросли цены на сырьевые товары2. Сегодня масштабы инфляции в Турции, в связи с обширным геополитическим конфликтом на Украине и энергетическим кризисом в Европе, трудно предсказать. Согласно ключевым тезисам, представленным на Bloomberg Markets: European Open, «ужасное состояние макрофинансовых условий в Турции -от инфляции до дефицита текущего счета и крайне отрицательных реальных процентных ставок - предвещает катастрофу для лиры - она может упасть «до рекордно низкого уровня» (19 турецких лир за доллар США).
Несмотря на существующие трудности, инвестиции в турецкую экономику со стороны российского экономического сообщества не ограничиваются исключительно сектором недвижимости - активно развивается сотрудничество стран в области промышленности. Например, крупнейшей сделкой на рынке металлопродукции стало приобретение российской сталеплавильной группой «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) турецкого металлургического холдинга «Атакам» в Искендеруне. В результате российские представители совместного предприятия «ММК-Атакас» получили полный контроль над приобретенной ими компанией, завладев 100% акций совместного предприятия «ММК-Атакас». Крупная сделка позволила ММК диверсифицировать линейку товарных продуктов, открыть на территории Турции собственный морской порт для оперативного экспорта продукции
1 И в результате получить гарантированный доход от краткосрочной или долгосрочной сдачи помещений в аренду или перепродажи по более высокой цене.
2 Решение ЦБ Турции предвещает новую катастрофу для лиры // ProFinance Service. 2022. 26 мая. URL: https://www.profinance.ru/news/2022/05/26/c5za-reshenie-tsb-turtsii-predveschaet-novuyu-katastrofu-dlya-liry.html (дата обращения: июнь 2022).
и стать крупнейшим производителем на турецком и ближневосточном рынках стали1. Общий объем инвестиций в «ММК-Атакас» составил 2,7 млрд долларов США2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безусловно, парадигма инвестирования в российские активы зарубежными партнерами и российскими инвесторами в иностранные экономики в последние годы претерпела существенные изменения. Инвестиционный потенциал Турецкой Республики по привлечению прямых иностранных инвестиций оценивается экспертами как высокий (Масумова, Маммадо-ва, 2015, с. 4). Эксперты высоко оценивают процесс интеграции Турции в глобальный экономический контекст, который стартовал в конце 1980-х гг. с проведением комплекса либеральных реформ, направленных на привлечение иностранных инвестиций и модернизацию традиционной модели экономики. Следует отметить, что политика Турции, направленная на привлечение прямых иностранных инвестиций в страну, которая была инициирована турецким правительством в начале 2000-х гг., принесла свои плоды: исследования экспертов международных агентств и сведения отчетов о количественных показателях ежегодных и накопленных ПИИ в экономике позволяют говорить о высоких перспективах инвестиционного турецкого рынка и высоком уровне инвестиционного климата в современной Турции.
Однако влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка на внешнеэкономическую деятельность турецкого правительства пока еще слишком велико, что, безусловно, является «ахиллесовой пятой» турецкой экономики. Сегодня нашему турецкому партнеру пока приходится «подстраиваться» под интересы своего доминирующего восточного соседа, а процесс вступления в ЕС, инициированный Турцией в далеком 1987 г.3, оказался временно замороженным. Среди проблемных спектров в развитии экономики Турции выделяются так называемые «дисбалансы», существующие в национальной экономике страны, среди которых «региональные дисбалансы, дисбалансы платежного баланса и дисбалансы в ресурсах» (Масумова, 2015, с. 2).
Скрепляющей основой перспективного российско-турецкого взаимодействия сегодня становится реализация крупных энергетических проектов
1 После выхода на полную мощность «ММК-Атакас» производит до 2,3 млн плоского проката стали в год (Russia's MMK Buys Out Turkey jv for $485 mln // Reuters. 2011. 11 March. URL: https:// www.reuters.com/article/mmk-atakas-idUKLDE72A0B520110311 (дата обращения: июнь 2022).
2 MMK-Atakas Commissions New Painting Line at Iskenderun Plant // Steel Orbis. 2010. 18 January. URL: https://www.steelorbis.com/steel-news/latest-news/mmk_atakas-commissions-new-painting-line-at-iskenderun-plant-508393.htm (дата обращения: июнь 2022).
3 14 апреля 1987 г. Турция подала заявку на вступление не в ЕС, а в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), который стал предшественником ЕС.
и наличие обширной конкуренции с углублением сотрудничества в самых разных отраслях экономики (сельское хозяйство, медицина, туризм и пр.). Осложнить продуктивное инвестиционное российско-турецкое сотрудничество могут инвестиционные риски, существующие как с одной, так и с другой стороны. В структурированной форме они представлены в таблице 3.
Таблица 3
Инвестиционные риски России и Турции в 2022 г.
Table 3
Investment risks of Russia and Turkey in 2022
Инвестиционные риски Турции Инвестиционные риски России
Общее замедление темпов роста мировой экономики, сокращение объемов импорта прямых инвестиций, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, стагнация международной торговли в связи с пандемией COVID-19 и преодолением ее последствий для мировых экономик Расширение санкционных ограничений, введение новых санкционных пакетов зарубежными партнерами
Нестабильность позиций правящей партии ПСР, которая лишилась парламентского большинства, недовольство местного населения политикой правящей партии. Неравномерное развитие крупных и отдаленных регионов Турции Нестабильность прогнозов экономического будущего РФ
Напряженная военно-политическая ситуация в регионе (террористические атаки и угрозы, конфликт на границе с Сирией, высокие показатели организованной преступности и коррупции в стране) Геополитическая напряженность, возможность разрастания военно-политического конфликта на Украине
Неравномерное развитие крупных и отдаленных регионов Турции Снижение внутреннего спроса и доходов простого населения
Дефицит счета текущих операций, который требует стимулирования значительных вливаний иностранного инвестиционного капитала и увеличения экспорта доли продукции с высокой добавленной стоимостью Ужесточение денежно-кредитной политики в развитых странах
Исторические ограничения турецкого региона в топливных и энергетических ресурсах Падение доли экспорта из-за высокого курса рубля (при сырьевой направленности экономики РФ, которая приносит основной доход в бюджет страны, это может стать серьезным недостатком)
Серьезная зависимость платежного баланса Турции от нестабильного, подверженного волатильным спадам и подъемам внешнего рынка Усиление волатильности на российском финансовом рынке
Высокий уровень инфляции в регионе, проблемы с турецкой лирой, обозначенные выше Снижение поступлений в бюджет страны
Необходимость повышения профессионального уровня высшего образования в целом и научно-исследовательских институтов в частности, слабый рынок по переподготовке профессиональных кадров Высокие процентные ставки банков
Источник: составлено автором.
Автор поддерживает позитивный сценарий экспертов, которые придерживаются мнения, что по мере нормализации финансовых цепочек движение российского капитала на зарубежные рынки будет восстановлено, и инвестиционная привлекательность российских активов вновь подрастет. Преодолевая трудности, существующие сегодня для российского экономического сектора на зарубежных рынках, одним из потенциальных выходов может стать переориентация российской экономики в области взаимодействия с зарубежными партнерами с опорой на опыт Ирана. Последний также подвергся еще более масштабным западным санкциям, однако смог выйти из сложной ситуации, серьезно диверсифицировав неустойчивые секторы экономики. Одним из успешных шагов на пути преодоления санкционных ограничений в Иране стало инвестирование личных средств обычных граждан в фондовые рынки, капитализация которых выросла в 15 раз с 2017 по 2021 г и обогнала существующие в стране темпы инфляции1, став эффективным инструментом по сохранению личных средств граждан.
Решая такие общие геополитические задачи, как сохранение мира, совместная борьба с террористической угрозой, Россия и Турция постепенно переходят к многоплановому стратегическому партнерству и расширяют сферы российско-турецкого взаимодействия, но для того, чтобы сотрудничество принесло ожидаемые выгоды каждому из партнеров, политика устранения существующих инвестиционных рисков должна быть пересмотрена. Автор настаивает на необходимости дальнейшего углубления российско-турецкого экономического сотрудничества, поиске эффективных решений для устранения инвестиционных рисков для каждого из партнеров, а также перспективности идеи взаимной российско-турецкой экономической и геополитической зависимости и считает возможной реализацию позитивного прогностического сценария дальнейшего российско-турецкого стратегического партнерства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аюпов А., Литвинов Д., Ким И. Обзор турецких инвестиций в России / Государственная корпорация развития (ВЭБ РФ), РСПП. 2021. 67 с. URL: https://nsplaw.com/
media/uploads/NSP_study_Turkish_Investments.pdf (дата обращения: июнь 2022).
Бабаян Х. Россия и Турция: между сотрудничеством и соперничеством // Научный
Арцах. 2020. № 3 (6). C. 96-104. Бдоян Д.Г. Периоды трансформации российско-турецких отношений // Вестник МГИМО Университета. 2017. № 4 (55). C. 165-182. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2017-4-55-165-182
1 Инвестиции в 2022 на фоне санкций: куда лучше вкладывать деньги / Sovet Consulting. 2022. 25 апреля. URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/528326/ (дата обращения: июнь 2022).
Бударина Н.А., Ибрагимов И.Р. Россия и Турция: новые тенденции и перспективы на современном этапе // Вестник РУДН. Серия: экономика. 2020. Т. 28. № 3. C. 440-449. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2020-28-3-440-449
Гумбатов К.А. Особенности сотрудничества России и Турции в сфере энергетики // Московский экономический журнал. 2021a. № 4. С. 471-478. https://doi. org/10.24412/2413-046X-2021-10239
Гумбатов К.А. Состояние инвестиционного сотрудничества России и Турции на современном этапе // Инновации и инвестиции. 2021b. № 5. C. 24-26.
Дружинин А.Г. Пространственное социально-экономическое развитие современной России сквозь призму научных идей Л.Н. Гумилева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Специальный выпуск: к 100-летию со дня рождения Л.Н. Гумилева). 2012. C. 51-57.
Дружинин А.Г. Российско-турецкое взаимодействие в пространстве постсоветской Евразии: возможности, проблемы и перспективы для Юга России // Научная мысль Кавказа. 2013. № 1 (73). C. 58-62.
Иманов Г.М. Россия и Турция в XXI веке: от многопланового стратегического партнерства к императиву евразийской интеграции // Политика, государство и право. 2012. № 3. URL: https://politika.snauka.ru/2012/03/182 (дата обращения: июнь 2022).
Квашнин Ю.Д. Перспективы российско-турецкого инвестиционного сотрудничества // Международная экономика. 2015. № 1. C. 38-44.
Масумова Н.Р. Дисбалансы в Турции // Мировое и национальное хозяйство. 2015. № 1 (32). C. 1-4.
Масумова Н.Р., Маммадова Н.Р. Особенности формирования инвестиционного климата в Турции // Мировое и национальное хозяйство. 2015. № 3 (34). C. 1-4.
Петров О.В. Российско-турецкие экономические отношения на современном этапе развития // Торговая политика. 2018. № 3 (15). C. 32-54.
Серикова Ж.Э. Правовые и политические основы российско-турецкого сотрудничества // Молодой ученый. 2017. № 50 (184). С. 345-347.
Султыгова Д.М., Руднева А.О. Российско-турецкое сотрудничество в сфере научно-технической инновационной деятельности // Вестник Евразийской науки. 2018. Т. 10. № 5. C. 1-9.
Шерстюков С., Бодиштяну Н.В. Российско-турецкие взаимоотношения после 2015 года: новые тенденции, старые дилеммы // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 11. C. 88-96. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-11-88-96
Aghayev E., Aktas H. Prospects of Cooperation between Russia and Turkey // European Researcher. 2017. Vol. 2. Issue 8. Pp. 98-103. https://doi.org/10.13187/er.2017.2.98
Aktas H., Elnur Hasan M. Analysis of Russian Foreign Policy from Aspect of Russian Turkish Relations // Open Journal of Political Science. 2019. Vol. 9. Issue 2. Pp. 239262. https://doi.org/10.4236/ojps.2019.92022
Bechev D. Rival Power: Russia in Southeast Europe. Yale University Press, 2017. 320 p.
Druzhinin A.G. The Black Sea Region in Modern Russian-Turkish Cooperation: Geo-Strategic Aspect // International Journal of Economics and Financial Issues. 2015. Vol. 5. Pp. 81-84.
Ersen E. Evaluating the Fighter Jet Crisis in Turkish-Russian Relations // Insight Turkey. 2017. Vol. 4. Issue 19. Pp. 85-103. https://doi.org/10.25253/99.2017194.06
Evren B. From Geopolitical Competition to Strategic Partnership: Turkey and Russia after the Cold War // Uluslararasi iliskiler Dergisi. 2019. Vol. 16. Issue 63. Pp. 69-86. https:// doi.org/10.33458/uidergisi.621309
Hamilton R.E., Mikulska A. Cooperation, Competition and Compartmentalization: Russian-Turkish Relations and Their Implications for the West / Foreign Policy Research Institute. 2021. April. 68 p. URL: https://www.fpri.org/wp-content/uploads/2021/04/ russian-turkish-relations-bssp.pdf (дата обращения: июнь 2022). Hirst S.J, Isci O. Smokestacks and Pipelines: Russian-Turkish Relations and the Persistence of Economic Development // Diplomatic History. 2020. Vol. 44. Issue 5. Pp. 834-859. https://doi.org/10.1093/dh/dhaa046 Kakisim C. An Analysis of Turkey and Russia Energy Relations in the Scope of Interdependence // International Journal of Political Science and Urban Studies. 2019. Pp. 67-89. https://doi.org/10.14782/ipsus.539186 Kostem S. The Political Economy of Turkish-Russian Relations: Dynamics of Asymmetric
Interdependence // Perceptions. 2018. Vol. 23. No. 2. Pp. 10-32. Masumova N. Russia and Turkey: Resetting Economic // Perceptions. 2018. No. 2 (23). Pp. 33-50.
Newnham R. Oil, Carrots, and Sticks: Russia's Energy Resources As a Foreign Policy Tool // Journal of Eurasian Studies. 2011. Vol. 2. Issue 2. Pp. 134-143. https://doi. org/10.1016/j.euras.2011.03.004 Onis Z.., Yilmaz S. Turkey and Russia in a Shifting Global Order: Cooperation, Conflict and Asymmetric Interdependence in a Turbulent Region? // Third World Quarterly. 2015. Vol. 37. Issue 1. Pp. 71-95. https://doi.org/10.1080/01436597.2015.1086638 Sukri M.A. Causes of the Failed of the Military Coup in Turkey in 2016 // Ilmu Politik. 2017.
Vol. 3. Issue 2. Pp. 239-262. https://doi.org/10.15575/politicon.v3i2.11687 Volkan S.E., Durmaz D. Energy in Turkey and Russia's Roller-Coaster Relationship // Insight Turkey. 2017. Vol. 1. Issue 19. Pp. 135-139.
REFERENCES
Aghayev E., Aktas H. Prospects of Cooperation between Russia and Turkey. European Researcher, 2017, vol. 2, issue 8, pp. 98-103. https://doi.org/10.13187/er.2017.2.98
Aktas H., Elnur Hasan M. Analysis of Russian Foreign Policy from Aspect of Russian Turkish Relations. Open Journal of Political Science, 2019, vol. 9, issue 2, pp. 239262. https://doi.org/10.4236/ojps.2019.92022
Ayupov A., Litvinov D., Kim I. Overview of Turkish Investments in Russia. State Development Corporation ('VEB.RF'), Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RSPP), 2021, 67 p. Available at: https://nsplaw.com/media/uploads/NSP_study__ Turkish_Investments.pdf (accessed June 2022). (In Russian).
Babayan H. Russia and Turkey between Cooperation and Rivalry. Nauchny Artsakh = Scientific Artsakh, 2020, no. 3 (6), pp. 96-104. (In Russian).
Bdoyan D.G. The Transformation Periods in the Russian-Turkish Relations (1991-2016). Vestnik MGIMO Universiteta = MGIMO Review of International Relations, 2017, no. 4 (55), pp. 165-182. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2017-4-55-165-182 (In Russian).
Bechev D. Rival Power: Russia in Southeast Europe. Yale University Press, 2017, 320 p.
Budarina N.A., Ibragimov I.R. Russia and Turkey: New Trends and Prospects at the Present Stage. Vestnik RUDN. Seriya: Ekonomika = RUDN Journal of Economics, 2020, vol. 28, no. 3, pp. 440-449. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2020-28-3-440-449 (In Russian).
Druzhinin A.G. Russian-Turkish Cooperation in the Post-Soviet Eurasia Space: Opportunities, Challenges and Prospects for the South of Russia. Nauchnaya Mysl Kavkaza = Scientific Thought of Caucasus, 2013, no. 1 (73), pp. 58-62. (In Russian).
Druzhinin A.G. Spatial Socio-Economic Development of Modern Russia through the Prism of L.N. Gumilev's Scientific Ideas. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Isto-riya = Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2012, Special Issue: On the 100th Anniversary of the Birth of L.N. Gumilev, pp. 51-57. (In Russian).
Druzhinin A.G. The Black Sea Region in Modern Russian-Turkish Cooperation: Geo-Stra-tegic Aspect. International Journal of Economics and Financial Issues, 2015, vol. 5, pp. 81-84.
Ersen E. Evaluating the Fighter Jet Crisis in Turkish-Russian Relations. Insight Turkey, 2017, vol. 4, issue 19, pp. 85-103. https://doi.org/10.25253/99.2017194.06
Evren B. From Geopolitical Competition to Strategic Partnership: Turkey and Russia after the Cold War. Uluslararasi iliskiler Dergisi, 2019, vol. 16, issue 63, pp. 69-86. https:// doi.org/10.33458/uidergisi.621309
Gumbatov К.А. Features of Cooperation between Russia and Turkey in Energy Sector. Moskovskiy Ekonomicheskiy Zhurnal = Moscow Economic Journal, 2021a, no. 4, pp. 471-478. https://doi.org/10.24412/2413-046X-2021-10239 (In Russian).
Gumbatov К.А. State of Investment Cooperation between Russia and Turkey at the Present Stage. Innovatsii i Investitsii [Innovations and Investments], 2021b, no. 5, pp. 24-26. (In Russian).
Hamilton R.E., Mikulska A. Cooperation, Competition and Compartmentalization: Russian-Turkish Relations and Their Implications for the West. Foreign Policy Research Institute, 2021, April, 68 p. Available at: https://www.fpri.org/wp-content/uploads/2021/04/ russian-turkish-relations-bssp.pdf (accessed June 2022).
Hirst S.J, Isci O. Smokestacks and Pipelines: Russian-Turkish Relations and the Persistence of Economic Development / Diplomatic History, 2020, vol. 44, issue 5, pp. 834-859. https://doi.org/10.1093/dh/dhaa046
Imanov G.M. Russia and Turkey in the XXI Century: From a Multifaceted Strategic Partnership to the Imperative of Eurasian Integration. Politika, Gosudarstvo i Pravo = Politics, State and Law, 2012, no. 3. Available at: https://politika.snauka.ru/2012/03/182 (accessed June 2022). (In Russian).
Kakisim C. An Analysis of Turkey and Russia Energy Relations in the Scope of Interdependence. International Journal of Political Science and Urban Studies, 2019, pp. 67-89. https://doi.org/10.14782/ipsus.539186
Kostem S. The Political Economy of Turkish-Russian Relations: Dynamics of Asymmetric Interdependence. Perceptions, 2018, vol. 23, no. 2, pp. 10-32.
Kvashnin Yu.D. Prospects of Russian-Turkish Investment Cooperation. Mezdunarodnaya Ekonomika = The World Economics, 2015, no. 1, pp. 38-44. (In Russian).
Masumova N. Russia and Turkey: Resetting Economic. Perceptions, 2018, no. 2 (23), pp. 33-50.
Masumova N.R. Тщ-key's Economic Imbalances. Mirovoe i Natsionalnoe Khozyaystvo = World and National Economy, 2015, no. 1 (32), pp. 1-4. (In Russian).
Masumova N.R., Mammadova N.R. Some Aspects of Investment Climate in Turkey. Mirovoe i Natsionalnoe Khozyaystvo = World and National Economy, 2015, no. 3 (34), pp. 1-4. (In Russian).
Newnham R. Oil, Carrots, and Sticks: Russia's Energy Resources As a Foreign Policy Tool. Journal of Eurasian Studies, 2011, vol. 2, issue 2, pp. 134-143. https://doi.org/10.1016/). euras.2011.03.004
Onis Z., Yilmaz S. Turkey and Russia in a Shifting Global Order: Cooperation, Conflict
and Asymmetric Interdependence in a Turbulent Region? Third World Quarterly, 2015, vol. 37, issue 1, pp. 71-95. https://doi.org/10.1080/01436597.2015.1086638 Petrov O.V. Russian-Turkish Economic Relations at the Present Stage of Development.
Torgovaya Politika = Trade Policy Journal, 2018, no. 3(15), pp. 32-54. (In Russian). Serikova Z.E. Legal and Political Foundations of Russian-Turkish Cooperation. Molodoy
Ucheniy = Young scientist, 2018, no. 50, pp. 345-347 (in Russian). Sherstyukov S.A., Bodishteanu N.V. Russian-Turkish Relations after 2015: New Trends, Old Dilemmas. Mirovaya Ekonomika i Mezhdunarodnye Otnosheniya = World Economy and International Relations, 2021, vol. 65, no. 11, pp. 88-96. https://doi. org/10.20542/0131-2227-2021-65-11-88-96 (In Russian). Sukri M.A. Causes of the Failed of the Military Coup in Turkey in 2016. Ilmu Politik, 2017,
vol. 3, issue 2, pp. 239-262. https://doi.org/10.15575/politicon.v3i2.11687 Sultygova D.M., Rudneva A.O. Russian-Turkish Cooperation in the Field of Scientific and Technical Innovation. Vestnik Evraziyskoy Nauki = The Eurasian Scientific Journal, 2018, vol. 10, no. 5, pp. 1-9. (In Russian). Volkan S.E., Durmaz D. Energy in Turkey and Russia's Roller-Coaster Relationship. Insight Turkey, 2017, vol. 1, issue 19, pp. 135-139.
Поступила в редакцию / Submitted: 10.06.2022
Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 15.08.2022 Принята к публикации / Accepted for publication: 28.08.2022 Доступно онлайн / Available online: 30.09.2022